День Святой Троицы, или Пятидесятница, является одним из важнейших христианских праздников, отмечаемых православными верующими. В 2023 году этот день приходится на 4 июня. Эта статья расскажет о сути и традициях праздника, его значимости для православных, а также представит молитвы и обычаи, сопровождающие празднование Троицы в этом году.
Когда День Святой Троицы в 2023 году
Святая Троица
в 2023 году приходится на воскресенье — 4 июня.Это 50-й день после праздника Воскресения Христова, или Пасхи.
Мнение эксперта:
В 2023 году День Святой Троицы выпадает на 4 июня. Эксперты отмечают, что это древний христианский праздник, который отмечается в память о явлении Святого Духа апостолам. В этот день верующие собираются в церквях, молятся и отмечают святое событие. День Святой Троицы считается одним из важнейших праздников в православной церкви, символизирующим единство Бога в трех лицах. В 2023 году этот день приурочен к началу летнего сезона, что придает особую радостную атмосферу празднику.
Даты православного календаря накануне праздника Троицы:
Важные вехи на пути к празднику – другие «переходящие» или «подвижные» торжества, от которых зависит ее дата. Прежде всего, это Пасха, от которой ведется отсчет других церковных торжеств, с ней связанных.
Когда Троицкая родительская суббота в 2023 году
Троицкая суббота в 2023 году
придется на 3 июня.Это день особого церковного поминовения отошедших ко Господухристиан. Оно совершается накануне Троицы, в субботний день – традиционный особо посвященный усопшим.
Интересные факты
-
День Святой Троицы в 2023 году приходится на воскресенье, 4 июня. Православные христиане отмечают этот праздник на 50-й день после Пасхи, в честь сошествия Святого Духа на апостолов.
-
Троица – один из самых больших православных праздников. Он всегда отмечается в воскресенье. Празднование начинается с литургии, после чего верующие идут на кладбище, чтобы помянуть усопших родственников. Затем устраивается праздничный стол, на котором обязательно присутствуют пироги, блины и яйца.
-
В некоторых странах День Святой Троицы также является государственным праздником. Например, в Испании, Португалии, Бразилии, Аргентине и других странах Латинской Америки. В этих странах праздник сопровождается массовыми гуляньями, карнавалами и шествиями.
Троица или Пятидесятница – почему у праздника два названия
Исторически все-таки одно –
Пятидесятница
, по-гречески – «Πεντηκοστή». Славянские богослужебные книги первых веков по Крещении Русидаже иногда помещают его без перевода, именуя праздник «Пентикостией».
Именование праздника также « Днем Святой Троицы» появилось на Руси. А вот у греков сохранилась древняя практика именования празднования «Пятидесятницей».
Читайте также:Икона
Троица Андрея Рублева
Толкование названия
Именование Пятидесятницы, или 50 дня, восходит к иудейской традиции, которую соблюдали ученики Иисуса Христа. Св. Лука в «Деяниях Апостолов» говорит о них, уже ставших свидетелями Его Воскресения,а затем – Вознесения:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе»
Пятидесятница у евреев
— это 50 день после иудейского Песаха – воспоминания исхода евреев из египетского рабства. Именно тогда народу чрез прор. Моисеябыли дарованы Заповеди Закона на горе Синай. Именно это событие отмечали ученики Христа, собравшись вместе.
Доменико Фети»Моисей перед пылающим кустом». Для христианской Церкви горящий и не сгорающий куст стал символом Девы Марии, Богоматери, родившей Христа, но не потерявшей невинности. Существует определенный тип изображения (византийский по происхождению и получивший широкое распространение в русской иконописи), демонстрирующий ее на троне в языках пламени
Но Промыслом Божиим именно этот праздник стал особым. Народу еврейскому некогда были даны Заповеди через посредство Моисея, поднимавшегося к Богу
на гору Синай,
а к ученикам Христовым пришел Сам Бог, Дух Святой. Именно это – явление Третьего Лица Святой Троицы, дало основание переосмыслить празднование как посвященное Триипостасному Богу, завершившему домостроительство человеческого Спасения. Отсюда позже возникшее именование праздника – Троица.
А вот на христианском Западе торжество, посвященное Святой Троице, выделено как отдельный день – ровно через неделю после празднования Сошествия Святого Духа.
Духов день: что значит, когда и как празднуется
Это восточно-христианское празднование появилось, вероятно, с конца IV в., когда II ВселенскийСобор (381 г.) противостал ереси Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.
Ради противодействия ложному учению был установлен церковный праздник, приходящийся на понедельник — следующий день после Пятидесятницы.
Ну а для западных христиан День Духа – второе именование Пятидесятницы, ведь он празднуется одновременно с ней.
Евангельские события
Описание их содержит вторая глава «Деяний Апостолов» пера св. Луки. Это, по сути, первая история молодой христианской Церкви, началом которой становится приход в мир Святого Духа.
Согласно ему, оно произошло во время празднования иудейской Пятидесятницы, когда к Иерусалиму собралось множество паломников со всех концов Римской империи, где проживали евреи.
Особым было состояние учеников Христовых, со дня на день ожидавших исполнения обетования Господа. Пред Своим Вознесением Он сказал:
«Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:29).
Именно поэтому они «были единодушно вместе», ожидая воли Божией.
Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)
И вот, в горнице, где они собрались для празднования,
«внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них»
Так описывает происшедшее св. Лука. И прибавляет:
«И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Именно это заметили собравшиеся на Пятидесятницу иудеи, недоумевавшие, каким образом простые, «некнижные» рыбаки обращаются к пришедшим на Пятидесятницу евреям с Крита, из Парфии, Мидии, других областей империи, на местных наречиях, говоря «о великих делах Божиих».
Это – особое Божие указание на то, что родилась особая Церковь, не знающая национальных границ, куда по времени войдут не одни иудеи, но все, «кого призовет Господь Бог наш». Это Божие указание Апостолам предстоит исполнить всей своей жизнью, неся Слово Божие всем народам, ближним ли, дальним.
Однако, «дар говорения языками», который получили ученики Иисуса от Духа, был важным, но все же лишь внешним проявлением совершенного изменения их душ. Еще пред Вознесением Господним Апостолы спрашивают Христа, не это ли наступление Царства Мессии с Ним, как земным царем, все еще, подобно прочим иудеям, думая о Сыне Божием по-мирски, не понимая, что Царство Его «не от мира сего». Причем все это – несмотря на чудо Воскресения Христова!
Сошествие Святого Духа
А вот Апостол Петр после Сошествия Духа:
его первая проповедь горит верой, сияет духовной мудростью, а сила духа так велика, что ответ только что недоумевавших о происходящем (даже насмехавшихся:
«Они напились сладкого вина!») иудеев сводится только к одной фразе:
«Что нам делать, мужи братия?». Умиление сердец слушавших таково, что тогда же, немедленно, приняли Крещение «душ около трех тысяч»
Они не просто крестились, но совершенно оставили мир, продав свои имения, совершенно посвятив себя Богу. Так появилась первая христианская община. Пройдет лишь несколько десятилетий, новую веру можно будет с полным правом именовать «мировой религией», а Церковь, родившуюся Сошествием Духа, «Единой святой Соборной и Апостольской».
История установления православного праздника
Его начали отмечать еще Апостолы, которые ежегодно праздновали этот день рождения Церкви – да и своего духовного рождения тоже. Особое значение события понимали христиане последующих веков – для них праздник также был одним из главнейших.
Тертуллиан, богословIIIв. писал о нем:
«Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу».
С 381 г., когда Второй Вселенский Собор установил догмат о Святом Духе, Пятидесятница, как день Его пришествия в мир, получила особое значение.
На этот день принято было совершать Таинство Крещения, как память о 3000 иудеях, крестившихся по проповеди св. Петра. Именно поэтому за литургией дня поется крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Народные традиции
Праздновать Троицу на Руси начали с древности. Церковные традиции зачастую переплетались с древними языческими, которые, однако, осмысливались по-христиански.
Именины земли
Например, крестьяне остро ощущали праздник Сошествия Святого Духа, как своего рода «именины земли», освящаемой благодатью Божией. Именно поэтому не принято было работать на поле не только на сам праздник, но также на следующий за ним День Святого Духа.
А вот вполне языческое суеверие, уживавшееся у наших предков с христианским пониманием освященности мира Духом: многие приходили на службу дня, имея с собой пучок травы, который следовало… оплакать! Считалось, что если слезы упадут на растение, летом не будет засухи. Об этих обычаях писал, например, Сергей Есенин:
Почему храмы украшают березовыми ветвями и травой
Русские крестьяне украшали так не только «мать церкву», но также свои собственные дома. Обычай этот имеет как бы двойную природу:
- с одной стороны, он имеет глубокие исторические корни: например, напоминает о дубраве Мамвре, где праотцу Аврааму было явление Бога Троицы, а еще – о том, что Десять Заповедей дарованы Богом народу Израильскому весной, когда пробуждается природа; вот и гору Синай покрывали тогда зеленеющие кустарники, цветы;
- с другой стороны, на Руси сознавали также духовный символизм именно такого украшения как церквей, так собственных жилищ: молодая зелень – символ не только «именин земли», но пробуждения души, обновляемой Духом.
Как бы освященные самим присутствием при богослужении, в храме растения, даже – траву с пола, многие забирали с собой, хранили у икон. «Троицкие» листья заваривали кипятком, пили при болезнях, веруя их исцеляющей силе, или же закапывали в землю, когда сажали растения – на благословение будущего урожая.
Другие традиции
На христианском Западетакже сложилась своя символика праздника: например, во Франции принято разбрасывать в храме лепестки роз. Во многих католических странах на день Сошествия Духа трубят в трубы – как ознаменование «ветра бурного», которым сопровождалось Его явление.
Что нельзя делать на Троицу
Прежде всего, предаваться суевериям, вроде «оплакивания» травы или иных подобных, которых придерживались наши предки: далеко не всё, что имеет древнее происхождение, правильно. Бытует мнение, что на праздник нельзя работать, включая даже элементарные домашние дела – это также не имеет под собой оснований. Работать нельзя вместо молитвы, отказываясь от посещения богослужения. Если же есть необходимость помочь ближнему, или сделать домашние дела – это не возбраняется после посещения службы.
Церковь также не рекомендует на сам день праздника приходить на кладбище – для молитвы о родных есть Родительская Суббота. Если же обстоятельства таковы, что посетить место упокоения близких людей удается только на Троицу, делать это следует опять-таки после окончания храмового богослужения. Конечно, на кладбище нельзя совершать тризны, пить спиртные напитки – это также языческие суеверия. О близких следует молиться, раздавать милостыню.
Иконография
Образы праздника известны с VI в. Вероятно, самые первые изображения Сошествия Духа появляются как фрески под куполами храмов.
Пятидесятница. Мозаика купола церкви Осиос Лукас в Фокиде. Около 1000г.
Именно поэтому, как считают современные церковные историки, нынешние иконы праздника имеют своеобразную композицию в виде как бы подковы: это не что иное, как перенесенное на плоскость изображение с купола. На иконе события обычно пишутся:
- по центру – 12 Апостолов; при этом вместо Матфия, избранного тогда на место предателя Иуды, обычно св. Павел, обращение которого исторически состоялось позднее; однако, для иконописца важно передать не детали события, а его духовный смысл, поэтому образ Павла, как «Апостола язычников», совершенно уместен;
- на некоторых образах можно увидеть также Богородицу,которая, конечно, также должна была быть с учениками во время события;
- выше Апостолов – образ Духа как света или пламени;
- некоторым образом загадку представляет нижняя часть образа – темное пространство; иногда оно пусто, символизируя гробницу Христа, где нет более Его Тела; часто здесь – фигура царя; предполагают, что это может быть св. Давид, или же царь – собирательный образ, символизирующий народы, которым Апостолам предстоит нести Слово Божие.
В чем смысл праздника
Так, немногими символами, икона передает содержание события: приход Духа к людям, Его бытие в Церкви, которая несет свет Истины всему миру.
ль Греко.Пятидесятница. Фрагмент. Картину (275 × 127 см ), художник создал между 1597 и 1600 годами в Толедо для алтаря в часовне колледжа доньи Марии де Арагон. Изображено сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы .Выставлена в одном из залов музея Прадо в Мадриде .
Особенности богослужения
Службы этого дня завершают Пасхальный цикл. Следующие «недели» (воскресные дни) отсчитываются как первая, вторая и так далее «по Пятидесятнице». К числу особенностей службы можно отнести:
- то, что впервые после Пасхальных дней за богослужением поется молитва Святому Духу «Царю Небесный…»; от Воскресения до Пятидесятницы этого моления нет ни за церковной службой, ни на домашней молитве;
- то, что за литургией перед чтением Евангелия вместо «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») поется песнопение «Елицы во Христа крестистеся…», основанное на Послании к Галатам ап. Павла (Гал.3:27); этот обычай восходит к древней практике крещения, совершаемого на праздник;
- наконец, главная особенность – то, что сразу по окончании литургии начинается Вечерня, на которой священник произносит особые коленопреклоненные молитвы; при этом само преклонение колен происходит впервые после окончания дней Пасхи, когда земные поклоны не благословлялись.
Тексты песнопений Троицы: тропарь, кондак, величание
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 8:
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 8:
Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.
Три коленопреклоненные молитвы: краткое содержание
Их текст составлен свт. Василием Великим.Во время чтения все, включая священника, становятся на колени.
- Первая молитва содержит исповедание людских согрешений, просьбу о помиловании.
- Вторая – моление о даровании Духа Святого, укреплении христиан на жизненном пути.
- Третья молитва посвящена усопшим. Церковь дерзает молиться также о «во аде держимых», уповая на Божие милосердие.
Интересный факт
Существует мнение, что это единственный день года, когда полнота церковная молится о неверующих, инославных, некрещенных. Такое суждение ошибочно: храмовая молитва за таких людей невозможна. Однако, келейная молитва близких приемлется Господом во всякое время, а не только на Троицу.
Есть древний рассказ об отшельнике, которому духовный сын сообщил однажды, что наступило Воскресение Христово. «
Ей, чадо,– отвечал старец, –
у меня всегда Пасха!». Подобно ему, христиане могут сказать: День Сошествия Духа – тоже торжественный, но не единственный. Ведь Он пребывает с Церковью от того памятного дня – и до скончания мира.
Текст коленопреклоненных молитв на Троицу
Молитва
Молитва первая
Пречи́сте, нескве́рне, безнача́льне, неви́диме непостижи́ме, неизсле́диме, непреме́нне, непобеди́ме, неизче́тне, незло́биве Го́споди, еди́н име́яй безсме́ртие, во све́те живы́й непристу́пном, сотвори́вый не́бо и зе́млю, и мо́ре, и вся созда́нная на них, пре́жде е́же проси́ти, всем проше́ния подава́яй, Тебе́ мо́лимся, и Тебе́ про́сим, Влады́ко Человеколю́бче, Отца́ Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, нас ра́ди челове́ков, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свята́го и Мари́и Присноде́вы, и Пресла́вныя Богоро́дицы, И́же пе́рвее у́бо словесы́ уча́, последи́ же и де́лы показу́я, егда́ спаси́тельную страсть претерпе́, подаде́ нам подписа́ние смире́нным, и гре́шным, и недосто́йным рабо́м Твои́м, мольбы́ приноси́ти Тебе́, в вы́и и коле́н преклоне́ниих, о свои́х гресе́х, и о людски́х неве́дениих.
Сам Многоми́лостиве и Человеколю́бче, услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя, изря́днее же в день сей пятдеся́тный, во́ньже по Вознесе́нии Го́спода на́шего Иису́са Христа́ на небеса́, и седе́нии одесну́ю Тебе́ Бо́га и Отца́, низпосла́ Свята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, И́же и се́де на еди́ном коего́ждо их, и испо́лнишася вси неистощи́мыя благода́ти Его́, и глаго́лаша язы́ки ины́ми вели́чия Твоя́, и прореко́ша.
Ны́не у́бо моля́щихся Тебе́, услы́ши нас, и помяни́ нас, смире́нных и осужде́нных, и возврати́ плене́ние душ на́ших, Твое́ ми́лование име́я о нас моля́щееся. Приими́ нас, припа́дающих Тебе́, и вопию́щих: согреши́хом, к Тебе́ приве́ржени есмы́ от утро́бы, от чре́ва ма́тере на́шея, Ты еси́ Бог наш.
Но я́ко исчезо́ша в суете́ дни́е на́ши, обнажи́хомся Твоея́ по́мощи, лиши́хомся вся́каго отве́та, но дерза́юще на щедро́ты Твоя́, зове́м: грехи́ ю́ности на́шея и неве́дения не помяни́, и от та́йных на́ших очи́сти нас, и не отри́ни нас во вре́мя ста́рости, внегда́ оскуде́ти кре́пости на́шей, не оста́ви нас, пре́жде да́же нам в зе́млю не возврати́тися, сподо́би к Тебе́ возврати́тися, и вонми́ нам благоприя́тием и благода́тию. Возме́ри беззако́ния на́ша щедро́тами Твои́ми, сопроти́в поста́ви бе́здну щедро́т Твои́х мно́жеству согреше́ний на́ших.
При́зри с высоты́ святы́я Твоея́ Го́споди, на предстоя́щия лю́ди Твоя́, и ча́ющия е́же от Тебе́ бога́тыя ми́лости.
Посети́ нас бла́гостию Твое́ю, изба́ви нас от наси́льства диа́воля, утверди́ живо́т наш святы́ми Твои́ми и свяще́нными зако́ны.
А́нгела, ве́рна храни́теля приста́ви лю́дем Твои́м, всех собери́ в Твое́ Ца́рствие.
Даждь проще́ние упова́ющим на Тя, оста́ви им и нам грехи́.
Очи́сти нас де́йством Свята́го Твоего́ Ду́ха, разруши́ я́же на нас ко́зни вра́жия.
К первой молитве присоединяется еще эта
Благослове́н еси́ Го́споди Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, долготу́ дневну́ю преити́ нам сподо́бивый, и прибли́житися нача́тком но́щи, услы́ши моле́ния на́ша, и всех люде́й Твои́х, и всем нам прости́в во́льныя и нево́льныя грехи́. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоея́, и щедро́ты Твоя́ на достоя́ние Твое́.
Остени́ нас святы́ми а́нгелы Твои́ми, вооружи́ нас ору́жием пра́вды Твоея́, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопротиволежа́щаго.
Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию, соверше́н, свят ми́рен, безгре́шен, безсобла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.
Молитва вторая
Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, мир Твой пода́вый челове́ком, и Пресвята́го Ду́ха дар, еще́ в житии́ и с на́ми сый, в насле́дие неотъе́млемое ве́рным при́сно подава́яй, явле́ннейше же сию́ благода́ть Твои́м ученико́м и апо́столом днесь низпосла́вый, и сих устне́ о́гненными утверди́вый язы́ки, и́миже весь род челове́ческий богове́дение свои́м язы́ком в слух у́ха прии́мше, све́том Ду́ха просвети́хомся, и пре́лести я́коже тмы измени́хомся, и чу́вственных и о́гненных язы́к раздая́нием, и преесте́ственным де́йством, е́же в Тя ве́ры научи́хомся, и Тебе́ богосло́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во еди́ном Божестве́, и си́ле, и вла́сти озари́хомся.
Ты у́бо О́тчее сия́ние, существа́ и естества́ Его́ неизме́нное и недви́жимое начерта́ние, исто́чниче прему́дрости и благода́ти, отве́рзи и мне гре́шному устне́, и научи́ мя, ка́ко досто́ит, и о и́хже потре́ба моли́тися, Ты бо еси́ ве́дый мно́гое грехо́в мои́х мно́жество, но Твое́ благоутро́бие победи́т сих безме́рное.
Се бо стра́хом предстою́ Ти, в пучи́ну ми́лости Твоея́ отча́яние души́ моея́ пове́рг, окорми́ живо́т мой сло́вом всю тварь неизрече́нною прему́дрости си́лою управля́яй, ти́хое обурева́емых приста́нище, и скажи́ ми путь, во́ньже пойду́.
Дух прему́дрости Твоея́ мои́м пода́ждь помышле́нием, Дух ра́зума безу́мию моему́ да́руяй, Ду́хом стра́ха Твоего́ моя́ осени́ дела́, и Дух Пра́вый обнови́ во утро́бе мое́й, и Ду́хом Влады́чним мы́слей мои́х поползнове́ние утверди́, да на всяк день Ду́хом Твои́м Благи́м к поле́зному наставля́емь, сподо́блюся твори́ти за́поведи Твоя́, и Твое́ при́сно па́мятствовати сла́вное прише́ствие, и истяза́тельное соде́янных на́ми.
И да не пре́зриши мя тле́нными сопрельща́тися ми́ра сего́ кра́сными, но бу́дущих восприя́тия жела́ти укрепи́ сокро́вищ. Ты бо рекл еси́, Влады́ко, я́ко ели́ка а́ще кто про́сит о Твое́м и́мени, невозбра́нно прие́млет от Твоего́ присносу́щнаго Бо́га и Отца́. Те́мже и аз гре́шный в прише́ствии Свята́го Твоего́ Ду́ха, Твою́ молю́ бла́гость, ели́ка проси́х, возда́ждь ми во спасе́ние.
Ей Го́споди, вся́каго благодея́ния бога́тый да́телю, и пода́телю Благи́й, я́ко Ты еси́ подава́яй преизоби́льно и́хже про́сим, Ты еси́ сострада́телен и ми́лостивый, И́же безгре́шно быв пло́ти на́шея о́бщник, и приклоня́ющим к Тебе́ коле́на, приклоня́яйся любоблагоутро́бне, очище́ние же быв грехо́в на́ших.
Даждь у́бо Го́споди, лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́, услы́ши нас с небесе́ свята́го Твоего́, освяти́ нас си́лою спаси́тельныя десни́цы Твоея́, покры́й нас кро́вом крилу́ Твое́ю, да не пре́зриши дел руку́ Твое́ю.
Тебе́ еди́ному согреша́ем, но и Тебе́ еди́ному слу́жим. Не ве́мы кла́нятися бо́гу чужде́му, ниже́ простира́ти ру́ки на́ша, Влады́ко, к бо́гу ино́му.
Оста́ви нам согреше́ния, и прии́м на́ша коленопокло́нная моле́ния, простри́ всем нам ру́ку по́мощи, приими́ моли́тву всех я́ко кади́ло прия́тное, восприе́млемое пред Твои́м преблаги́м Ца́рством.
Ко второй молитве присоединяется еще эта
Го́споди Го́споди, избавле́й нас от вся́кия стрелы́ летя́щия во дни. Изба́ви нас и от вся́кия ве́щи во тьме преходя́щия. Приими́ же́ртву вече́рнюю рук на́ших воздея́ния. Сподо́би же нас и нощно́е по́прище без поро́ка прейти́ неискуше́ны от злых. И изба́ви нас от вся́каго смуще́ния и боя́зни, я́же от диа́вола нам прибыва́ющия.
Да́руй душа́м на́шим умиле́ние, и помысло́м на́шим попече́ние, е́же на стра́шнем и пра́веднем Твое́м суде́ испыта́ния. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша, и умертви́ у́ды на́ша су́щия на земли́. Да и со́нным безмо́лвием просвети́мся, зре́нием суде́б Твои́х.
Отыми́ же от нас вся́кое мечта́ние неподо́бное и по́хоть вре́дну. Возста́ви же нас во вре́мя моли́твы утвержде́ны в ве́ре, и преспева́ющия в за́поведех Твои́х.
Молитва третья
Приснотеку́щий, живо́тный, и просвети́тельный исто́чниче, соприсносу́щная Отцу́ соде́тельная си́ло, все смотре́ние за спасе́ние челове́ческое прекра́сне испо́лнивый, Христе́ Бо́же наш, сме́рти у́зы неразреши́мыя, и закле́пы а́довы расто́ргнувый, лука́вых же духо́в мно́жество попра́вый. Приведы́й Себе́ о нас непоро́чное заколе́ние, и те́ло да́вый пречи́стое в же́ртву, вся́каго греха́ неприкоснове́нное же и непрохо́дное, и стра́шным сим, и неисповеди́мым священноде́йствием живо́т нам ве́чный дарова́вый, во ад сше́дый, и вереи́ ве́чныя сокруши́вый, и во тме седя́щим восхо́д показа́вый, началозло́бнаго же и глуби́ннаго зми́я богому́дростным льще́нием улови́вый, и вери́гами мра́ка связа́вый в та́ртаре и огни́ негаси́мом, и во тме кроме́шней неисчетноси́льною Твое́ю затверди́вый кре́постию, великоимени́тая Прему́дросте О́тчая, напа́ствуемым вели́кий помо́щник яви́выйся, и просвети́вый седя́щия во тме и се́ни сме́ртней.
Ты сла́вы присносу́щныя Го́споди, и Отца́ Вы́шняго Сы́не возлю́бленный, присносу́щный Све́те от присносу́щнаго Све́та, Со́лнце пра́вды, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и упоко́й ду́ши рабо́в Твои́х, пре́жде усо́пших оте́ц и бра́тий на́ших, и про́чиих сро́дник по пло́ти, и всех свои́х в ве́ре, о ни́хже и па́мять твори́м ны́не, я́ко в Тебе́ всех держа́ва, и в руце́ Твое́й содержи́ши вся концы́ земли́.
Влады́ко Вседержи́телю, Бо́же оте́ц и Го́споди ми́лости, ро́да сме́ртнаго же и безсме́ртнаго, и вся́каго естества́ челове́ческаго Соде́телю, составля́емаго же, и па́ки разреша́емаго, живота́ же и сконча́ния, е́же зде пребыва́ния, и е́же та́мо преложе́ния, ле́та измеря́яй живы́м, и времена́ уставля́яй сме́рти, низводя́й во ад и возводя́й, связу́яй в не́мощи, и отпуща́яй в си́ле, настоя́щая потре́бне стро́яй, и бу́дущая поле́зно управля́яй, сме́ртным жа́лом уя́звенных воскресе́ния наде́ждами веселя́яй.
Сам у́бо Влады́ко всех, Бо́же Спаси́телю наш, наде́жде всех конце́в земли́, и су́щих в мо́ри дале́че, И́же и в сей после́дний и вели́кий спаси́тельный день Пятдеся́тницы пра́здника, та́йну Святы́я и Единосу́щныя, и соприсносу́щныя, и нераздели́мыя, и неслия́нныя Тро́ицы показа́вый нам, и наи́тие и прише́ствие Свята́го и Животворя́щаго Твоего́ Ду́ха, в ви́де о́гненных язы́ков на святы́я Твоя́ апо́столы излия́вый, и благове́стники тех поста́вивый, благочести́выя на́шея ве́ры, и испове́дники и пропове́дники и́стиннаго богосло́вия показа́вый.
И́же и в сей всесоверше́нный и спаси́тельный пра́здник, очище́ния у́бо моли́твенная, о и́же во а́де держи́мых сподо́бивый приима́ти, вели́кия же подава́яй нам наде́жды ослабле́ния содержи́мым от содержа́щих я́ скверн, и утеше́нию Тобо́ю низпосла́тися. Услы́ши нас, смире́нных, и Твои́х раб моля́щихся Ти, и упоко́й ду́ши рабо́в Твои́х, пре́жде усо́пших, на ме́сте све́тле, на ме́сте зла́чне, на ме́сте прохлажде́ния, отону́дуже отбеже́ вся́кая боле́знь, печа́ль и воздыха́ние и учини́ ду́хи их в селе́ниях пра́ведных, и ми́ра и ослабле́ния сподо́би их, я́ко не ме́ртвии восхва́лят Тя, Го́споди, ниже́ су́щии во а́де испове́дание дерзну́т принести́ Тебе́, но мы, живи́и, благослови́м Тя и мо́лим, и очисти́тельныя моли́твы и же́ртвы прино́сим Тебе́ о душа́х их.
К третьей молитве присоединяется еще эта
Бо́же вели́кий, и ве́чный, Святы́й, человеколюби́вый, сподо́бивый нас в сей час ста́ти пред непристу́пною Твое́ю сла́вою, на пе́ние и хвалу́ чуде́с Твои́х, очи́сти ны недосто́йныя рабы́ Твоя́, и пода́ждь благода́ть е́же сокруше́нным се́рдцем, невозноси́тельно приноси́ти Тебе́ Трисвято́е славосло́вие, и благодаре́ние вели́ких Твои́х даро́в, я́же сотвори́л еси́ к нам, и твори́ши всегда́ в нас.
Помяни́ Го́споди не́мощь на́шу, и да не погуби́ши нас со беззако́нии на́шими, но сотвори́ вели́кую ми́лость со смире́нием на́шим, да грехо́вныя тмы избежа́вше, во дни пра́вды ходи́ти бу́дем, и оде́явшеся ору́жием све́та, ненаве́тно пребу́дем от вся́кия ко́зни лука́ваго, и со дерзнове́нием просла́вим о всех, Тебе́ еди́наго и́стиннаго и Человеколю́бца Бо́га.
Твое́ бо я́ко вои́стинну и вели́кое вре́сноту та́инство, Влады́ко всех, и Тво́рче, вре́менное реше́ние Твои́х тва́рей, и е́же по сих совокупле́ние, и упокое́ние е́же во ве́ки.
Тебе́ благода́ть о всех испове́дуем, о вхо́дех на́ших, я́же в мир сей, и исхо́дех, наде́жды нам воскресе́ния, и жизни нетле́нныя, Твои́м нело́жным обеща́нием предобруча́ют, я́же прии́мем в бу́дущем второ́м прише́ствии Твое́м. Ты бо еси́ и воскресе́ния на́шего Нача́льник, и пожи́вших неумы́тный и человеколюби́вый Судия́, и мздовоздая́ния Влады́ка и Госпо́дь, И́же и приобщи́выйся нам прии́скренно пло́ти и кро́ве, снизхожде́ния ра́ди кра́йняго, и на́ша стра́сти неотме́тныя, внегда́ во́лею во иску́с поста́вити, прии́м за милосе́рдие щедро́т, и в не́мже пострада́л еси́ Сам искуси́вся, искуша́емым нам быв самообеща́нный помо́щник, те́мже и совозве́л еси́ нас в Твое́ безстра́стие.
Приими́ у́бо Влады́ко, мольбы́ и моле́ния на́ша, и упоко́й вся отцы́ коего́ждо, и ма́тери, и ча́да, и бра́тию, и сестры́ единоро́дныя, и купноро́дныя, и вся пре́жде почи́вшия ду́ши, в наде́жди воскресе́ния жи́зни ве́чныя учини́ ду́хи их, и имена́ в кни́зе живо́тней, в не́дрех Авраа́ма, и Исаа́ка, и Иа́кова, в стране́ живы́х, в Ца́рствии Небе́снем, в раи́ сла́дости, све́тлыми а́нгелы Твои́ми, вводя́ вся во святы́я Твоя́ оби́тели, совоздвиза́яй и телеса́ на́ша в день, во́ньже определи́л еси́ по святы́м Твои́м и нело́жным обетова́нием.
Несть у́бо Го́споди, рабо́м Твои́м смерть, исходя́щим нам от те́ла, и к Тебе́ Бо́гу на́шему приходя́щим, но преставле́ние от печа́льнейших на поле́знейшая, и сла́достнейшая, и на упокое́ние и ра́дость.
А́ще же и что согреши́хом к Тебе́, ми́лостив бу́ди нам же и тем, зане́ ниеди́н есть чист пред Тобо́ю от скверн, ниже́ а́ще еди́н день живота́ его́ есть, ра́зве Ты то́чию еди́н, на земли́ яви́выйся безгре́шный Госпо́дь наш Иису́с Христо́с, И́мже вси упова́ем ми́лость получи́ти, и оставле́ние грехо́в.
Сего́ ра́ди нам же и о́нем, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог, осла́би, оста́ви, прости́ грехопаде́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в ве́дении и не в ве́дении, предъявле́нная и забыва́емая, я́же в дея́нии, я́же в помышле́нии, я́же в словеси́, я́же во всех на́ших жития́х и движе́ниих.
И отше́дшим у́бо свобо́ду и осла́бу да́руй, нас же су́щих зде благослови́, коне́ц благи́й и ми́рный да́руя нам же и всем лю́дем Твои́м, и ми́лости и человеколю́бия утро́бу отверза́яй нам, на стра́шном и ужа́сном Твое́м прише́ствии, и Ца́рствия Твоего́ досто́йных нас сотвори́.
К третьей молитве присоединяется еще одна
Бо́же вели́кий и вы́шний, еди́не име́яй безсме́ртие, во све́те живы́й непристу́пном, всю тварь му́дростию созда́вый, раздели́вый посреде́ све́та, и посреде́ тмы. И со́лнце у́бо положи́вый во о́бласть дне, луну́ же и зве́зды во о́бласть но́щи.
Сподо́бивый нас, гре́шных, и в настоя́щий день предвари́ти лице́ Твое́ во испове́дании, и вече́рнюю Тебе́ слу́жбу принести́. Сам Челове́колю́бче Го́споди, испра́ви моли́тву на́шу, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, и приими́ ю́ в воню́ благоуха́ния.
Пода́ждь же нам настоя́щий ве́чер и приходя́щую нощь ми́рну, облецы́ ны ору́жием све́та, изба́ви нас от стра́ха нощна́го, и от вся́кия ве́щи во тме преходя́щия. И да́руй нам сон, и́же во упокое́ние не́мощи на́шей дарова́л еси́, от вся́каго диа́вольскаго мечта́ния измене́н.
Ей Влады́ко, всех благи́х пода́телю, я́ко да и на ло́жах на́ших умиля́ющеся воспомя́нем и в нощи́ пресвято́е и́мя Твое́. И поуче́нием Твои́х за́поведей озаря́еми, в ра́дости душе́вной воста́нем к славосло́вию Твоея́ бла́гости, моли́твы и моле́ния Твоему́ благоутро́бию принося́ще о свои́х гресе́х, и о всех лю́дех Твои́х, и́хже моли́твами Пресвяты́я Богоро́дицы, в ми́лости посети́.
Частые вопросы
Что нельзя делать на Троицу 4 июня?
Самое главное на Троицу – сходить в храм, помолиться, причаститься. А работать, ходить в лес и делать что-либо еще не запрещено. Нельзя в этот светлый праздник отказывать в помощи нуждающимся, сквернословить, злиться, быть черствым и невнимательным к людям.
Когда Троица и что нельзя делать в этот день?
Самое главное в этот день – сходить в храм, помолиться и причаститься. Нельзя сквернословить, злиться, быть черствым и невнимательным к людям, отказывать нуждающимся в помощи. РИАМО приводит народные приметы, связанные с погодой на Троицу. Считается, что если попасть под дождь, исполнятся мечты.
Что категорически нельзя делать на Троицу?
В Троицу нельзя шить, вязать и заниматься рукоделием, а также трудиться в поле и на огороде. Небольшая работа по дому не возбраняется. Не следует думать о плохом, обижаться на окружающих, ругаться с близкими или желать кому-то плохого. Не стоит в Троицу купаться и ходить в лес.
Какой праздник 4 июня божественный?
Праздники и памятные дни память мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского (1015), память праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540),
Полезные советы
СОВЕТ №1
Подготовьте заранее праздничное меню для Дня Святой Троицы. Разнообразие блюд и угощений сделает ваш праздник еще более запоминающимся.
СОВЕТ №2
Планируйте заранее время для посещения церкви в этот день. Участие в богослужениях и молитвах поможет вам почувствовать особенную атмосферу праздника.
СОВЕТ №3
Подумайте о подарках для близких и друзей. Подарки, выбранные с любовью и заботой, станут приятным сюрпризом и подарят радость вашим близким.
Троица в мировой культуре и литературе
День Святой Троицы, отмечаемый в православной церкви в первое воскресенье после Пятидесятницы, имеет глубокие корни в мировой культуре и литературе. Святая Троица, как символ единства Бога в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа, является одной из центральных тем христианской веры и искусства.
В мировой литературе образ Святой Троицы часто используется как символическое выражение темы единства, троичности и гармонии. Многие писатели и поэты на протяжении веков обращались к этому символу, чтобы передать глубокие духовные и философские идеи.
Например, в произведениях Данте Алигьери “Божественная комедия” и Федора Достоевского “Братья Карамазовы” образ Троицы играет ключевую роль в раскрытии темы духовного восхождения и внутреннего преображения человека.
Таким образом, День Святой Троицы не только является важным религиозным праздником, но и символизирует глубокие духовные и культурные ценности, которые отражены в мировой культуре и литературе.