Рождество Христово – один из самых значимых и праздноваемых христианских праздников, который имеет древние корни и огромное значение для мировой истории. Эта статья предлагает взглянуть на Рождество Христово через призму исторических фактов, библейских событий и культурных традиций, раскрывая дату рождения Иисуса, его место и значение в христианской вере, а также освещая особенности празднования этого события в различных странах мира.
Что такое Рождество?
Рождество Христово: год и число рождения Иисуса, история праздника, значение события для христиан
Это событие прошедшее почти неприметным для большинства современников, разделило историю человечества на «до» и «после». Не случайно в летоисчислении, скрытом под эвфемизмом «до нашей эры» идет обратный отсчет лет: 1000, 500, 50 лет – до события, известного как рождение Иисуса Христа.
Слово Рождество в буквальном смысле означает день рождения Иисуса Христа.
Современному читателю не так просто разобраться в большом количестве информации, посвященной этому событию. Поэтому мы предлагаем ознакомиться с кратким и последовательным рассказом о Рождестве Христовом и узнать что же это такое.
Мнение эксперта:
Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря, имеет огромное значение в истории мира. Эксперты подчеркивают, что это событие стало отправной точкой для формирования христианской культуры и цивилизации. Рождество Христово объединило различные народы и культуры под общими ценностями мира, любви и сострадания. Этот праздник напоминает о важности духовных ценностей и призывает к миру и согласию между людьми. Важно сохранять и передавать поколениям историческое и духовное значение Рождества Христова для сохранения гармонии и духовного развития человечества.
Библейская история пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божьего
Дорога к Рождеству Христову началась в Райском саду, когда, по Библии, первый человек преступил единственную данную ему заповедь о невкушении от древа, называемого книгой Бытия «древом познания добра и зла» (Быт. 2:9).
Год | Событие | Значение |
---|---|---|
25 декабря 336 | Рождение Иисуса Христа | Согласно христианской традиции, Иисус Христос был рожден 25 декабря в Вифлееме, и это событие принято отмечать как Рождество Христово. |
313 | Миланский эдикт | Миланский эдикт, изданный римским императором Константином, предоставил свободу вероисповедания христианам, положив конец гонениям на христиан в Римской империи. |
325 | Первый Вселенский собор | На Первом Вселенском соборе в Никее были приняты Символ веры и постановления, касающиеся даты празднования Пасхи, церковной иерархии и других вопросов. |
380 | Христианство становится официальной религией Римской империи | При императоре Феодосии I христианство стало официальной религией Римской империи, что привело к усилению христианского влияния в обществе и государстве. |
476 | Падение Западной Римской империи | С падением Западной Римской империи началось формирование новых варварских королевств, многие из которых приняли христианство. |
800 | Коронация Карла Великого | Коронация Карла Великого как императора Священной Римской империи положила начало периоду возрождения христианской культуры и образования в Европе. |
1095 | Первый крестовый поход | Первый крестовый поход, организованный Папой Урбаном II, был предпринят с целью освобождения Святой земли от мусульман. |
1215 | Магна Карта | Магна Карта, подписанная королем Англии Иоанном Безземельным, стала одним из первых документов, ограничивающих королевскую власть и гарантирующих определенные права и свободы гражданам. |
1348 | Черная смерть | Черная смерть, вызванная чумой, унесла жизни миллионов человек в Европе и Азии, что привело к глубокому социально-экономическому и культурному кризису. |
1453 | Падение Константинополя | Падение Константинополя, столицы Византийской империи, ознаменовало конец Византийской империи и начало османского господства в регионе. |
Суть грехопадения
Большинство святых отцов пишут, что само древо по естеству не имело каких-то особых свойств. Нарушение заповеди, данная Адаму и Еве, выявило зародившийся кризис доверия Богу. Любовь Божия предоставляла свободный выбор – быть с Богом или без Него. Ведь Бог ждет от человека любви, а любовь не может быть несвободной. Адам и Ева испытания свободой не прошли. Выбрав жизнь по своей воле, человек потерял связь с Жизнью, а потому вошла в мир смерть.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 180 см, ширина 142 см. На иконе представлено Рождество Христово с 20-ю житийными клеймами. В среднике изображение Рождества Христово. На верхнем поле иконы (над верхними клеймами 01 — 06) и на нижнем поле иконы (под нижними клеймами 15 — 20) размещены краткие описания изображенных в клеймах событий. Соответствующие описания размещены и на боковых полях иконы (около клейм 17 — 14)
Путь спасения
Мировая трагедия грехопадения повредила человеческую природу. Человек стал не только смертен – чем дальше, чем больше он утрачивает знание о Боге, столь естественное для первых людей, общавшихся с Богом напрямую. Все труднее приблизиться к Творцу, найти путь к утраченному Небу. Но Бог сразу по грехопадении обещал и спасение, которое придет от «семени жены» (Быт. 3:15).
Полезные материалы
М.Э. Поснов, автор «Истории Христианской
Церкви
», пишет:
«Спасение не могло быть навязано людям. Невозможно было спасти человека без сознания им нужды во спасении, без желания этого спасения, без деятельного участия во спасении его свободной воли».
Поэтому от обетования до Пришествия Спасителя прошли тысячелетия ожидания.
Мир в ожидании Мессии
Потомки первых людей все реже вспоминали о Боге – а то и принимали за Божество падших духов, которым поклонялись, как богам. Но ожидание исполнения обетования всегда жило в мире.
Иудеи
Согласно Библии, около 4000 лет назад Богом был избран народ, из которого произойдет Спаситель. Этот народ – еврейский. Избрание евреев началось с одного человека – праотца Авраама. Он получил откровение о Едином Боге. Через годы и столетия пронесли это знание Авраам и его потомки. О сложном духовном пути евреев повествует Библия. На нем были и духовные взлеты, и глубокие падения.
Еврейский народ знал абсолютное доверие к Богу и великую святость, как у Авраама и пророка Моисея. Вера праотцев творила чудеса и знамения, равных которым не было. Были у иудеев и столь же глубокие падения, когда они вовсе отказывались от «Бога Авраама», терпя из-за этого многие скорби. Но столетия жило в народе ожидание пришествия Спасителя, бережно сохранялись и передавались пророчества о будущем. Пророчеств о Рождении Мессии, его жизни и смерти в Ветхом Завете насчитывается около 300. Среди них есть и обетования о Рождении Христа:
- В книге прор. Даниила, написанной им в Вавилонском плену, указывается время рождения Христа, переданное пророку
Архангелом
Гавриилом после горячей
молитвы
о возвращении евреев в Иерусалим:
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый Святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» (Дан. 9:24-27).
- Местом рождения Христа прор. Михей называет город Вифлеем:
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
- В книге Бытия указывается на происхождение Христа от Авраама, из племени Иуды (Быт. 22:18, 49:9), рода великого царя Давида (2 Цар. 7:13).
- Описаны чудесные обстоятельства рождения Господа – от Девы. Впервые пишет об этом прор. Исайя:
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14).
Время перед Рождением Христовым для верующих иудеев было наполнено напряженным ожиданием. Оканчивались 70 седмин (490 лет). Время приближалось.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Сольвычегодск. Происхождение: поступила из Сольвычегодского историко-художественного музея (Благовещенский собор). Материал: дерево, ковчег, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 100 см, ширина 79 см. Икона относится к развернутому изводу «Рождества Христова», и помимо традиционных изображений вифлеемской пещеры с Младенцем Христом в яслях, Богоматерью и поклоняющимися ангелами, благовестия пастухам, сомнений Иосифа и омовения Младенца Христа, включает в себя дополнительные сцены: «Путешествие в Вифлеем», Путешествие волхвов», «Сон волхвов», «Возвращение волхвов», «Ирод отдает приказ об избиении младенцев», «Избиение младенцев», «Спасение Елизаветы и Иоанна Предтечи в горе», «Спасение младенца Нафанаила» и «Бегство в Египет». Инв. №ДРЖ-819. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. № 77. С. 370
Языческий мир
Интересный фактКо времени Рождества единственной великой державой на земле была Римская империя. Ее территория площадью более 4 млн. кв. км с населением, по разным данным, от 50 до 120 млн. человек, простиралась от Атлантики на западе до Месопотамии на востоке. В империи было множество процветающих городов – Рим, Антиохия, Александрия, Афины, Иерусалим, и многие другие.
Но Рим являл собой сочетание материального благополучия, политического успеха и… духовного оскудения.
Религией Рима было язычество, связанное с почитанием множества богов, покровительствующих землям, народам, конкретным видам человеческой деятельности и т.д. Ко времени Воплощения Спасителя существовал культ императора Рима. Им стали строиться храмы и приноситься жертвы. Но и это не могло заглушить во многих тоску по чему-то, что выше мира и дает ему смысл существования.
Философия и «христиане до Христа»
Многие античные философы, греческие и римские, философским путем приходят к пониманию Бога, Творца и Создателя мира:
- стоики (III в. до Р.Х.) учат о «всеобщем разуме» как доброй преобразующей силе. Постижение ее – и есть смысл жизни человека, которому следует также жить добродетельно;
- грек Эпикур (IV в. до Р. Х.) говорит о достижении счастья как цели человеческой жизни, при этом радости духовные он ставит намного выше материальных;
- «христианами до Христа» считают Платона и Плотина. За 400 лет до пришествия Спасителя Платон учил о Боге, создателе мира, о бессмертии души. Плотин во II в. до Р.Х. развивает учение Платона о Боге, Который неизмеримо выше тварного бытия.
Единый Бог язычников
Не были чужды идее Истинного Бога не только гении, но и простецы. Это о них скажет позже
Апостол
Павел:
«… когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 14-15).
Ученым не чуждо было мнение, что языческие верования часто содержали идею о верховном божестве. Даже греки с их развитым пантеоном имели такое представление. Согласно Деяниям Апостолов (Деян. 17:23), великий Павел, придя в Афины, среди множества жертвенников нашел жертвенник «неведомому богу». С этого он и начал свою проповедь.
У язычников, не имевших, подобно евреям, прямого откровения о Мессии, все же были известны пророчества о Том, кто придет спасти людей от греха и бессмысленности жизни.
Ветхозаветное повествование сохранило пророчество язычника и волхва Валаама:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 23:21-23, 24:15-17).
Иудейские пророчества имели хождение среди язычников. Часть таких пророчеств сохранилась в так называемых «Книгах Сивилл», приписываемых пророчицам, предсказывающим будущее, по верованию греков, даже на несколько столетий вперед. Многие из пророчеств сивилл подробно говорят о Мессии:
«Сына Бессмертного Бога пою я, великого в славе… Кто родился вторично, в плоть и кровь облечён, омытый водой Иордана… Я воспеваю Того, Кто огня избежит и увидит первым Духа Господня, слетевшего в белой голубке… Всех Он умным словом научит. Будет к суду призывать, убеждать народ непослушный… Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней, мёртвых поднимет… Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит. Семя Давидово даст росток — в руке Его будет целый мир».
И все же чем дальше, тем больше языческий мир осознавал свое бессилие преодолеть страсти и грехи, увидеть жизненные смыслы. А потому эпикурейцы скоро свели философию духовного наслаждения к чувственным удовольствиям, а стоики часто, не видя смысла жить, кончали самоубийством. Спасти людей мог только Бог.
Пророчества и их исполнение
Через 490 лет после восстановления разрушенного вавилонянами Иерусалима пришло предсказанное Архангелом Гавриилом время рождения Спасителя. Промысл Божий готовил постепенно готовил людей к величайшему событию истории.
- Род царя и пророка Давида дал миру Марию – дитя старости бездетных Иоакима и Анны, с раннего детства жившую в Иерусалимском храме. Здесь Она выросла, молясь в святое святых. Здесь же, молилась о Пришествии Мессии. А после того, как Мария была отдана на попечение родственнику, старцу Иосифу, она услышала волю Божию о рождении Сына и Его Имя – Иисус. Так исполнилось пророчество Исайи.
- За 6 месяцев до Рождества Спасителя родился Иоанн, Предтеча Господень. Он был рожден в семье престарелого уже священника Захарии и Елисаветы. О нем пишет прор. Малахия:
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Мал. 3:1).
Место и время рождения
Родители Иисуса жили в небольшом городке Назарете. Но пророчество о Мессии ясно именовало Вифлеем как место Его рождения. Действительно, незадолго до этого началась перепись, и Иосиф с обрученной ему Марией пошел «в город Давидов», Вифлеем. Согласно евангельскому описанию, из-за множества пришедших путникам не нашлось места для ночлега. Они остановились в пещере, куда на ночь загоняли скот. Здесь и родился Христос.
Никто не зафиксировал дату появления Сына у бедных и неизвестных супругов, поэтому мы не знаем точный день рождения Иисуса Христа и даже год события. Церкви пришлось опираться на косвенные данные. Рождество свершилось в конце правления царя Ирода Великого, а скончался он в 4 г. до н. э. Перепись в Иудее была назначена за 3 года до этого. Поэтому большинство современных авторов полагают, что год Рождения Иисуса Христа – между 7 и 4 г. до н.э. Считается, что в расчетах года Рождества в VI веке ошибся составитель пасхалий римский аббат Дионисий Малый.
Имя
Имя «Иисус» наречено Спасителю Архангелом Гавриилом при Благовещении. «Иисус» на еврейском языке звучит как «Иешуа» и означает «помощь Бога» или «Спаситель». Слово «Христос» — греческое и переводится как «Помазанник». Другое имя Христа из книги прор. Исайи (Ис. 7:14) – Эммануил. По-еврейски оно значит «С нами Бог», указывая на богочеловечество Мессии.
Поклонение волхвов
Евангелист Матфей именует волхвов жителями восточных стран. Они увидели на небе звезду, свидетельствующую об исполнении пророчества о рождении Мессии. При этом им было хорошо известно, что Мессия произойдет из народа иудейского. Отсюда их прямой вопрос Ироду:
«Где родившийся Царь Иудейский?»
Количество волхвов по-разному определялось христианскими авторами. Например, блаж. Августин и свт. Иоанн Златоуст насчитывали их 12. Впоследствии, так как волхвы принесли Спасителю три дара – золото, ладан, смирну, церковное предание говорит только о трех. Символика приношений имеет пророческий смысл, на что обращают внимание многие свв. отцы:
- золото поднесено Христу как Царю;
- ладан, ароматная смола, издревле воскуряемая Богу;
- смирной в те времена помазывали усопших.
Тайна Пришествия Спасителя в мир приоткрывалась как пришествие на страдания за грехи человечества.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XIX в. Первая половина XIX в. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 30,5 см, ширина 26,4 см. В центре композиции ясли с Младенцем Христом. Справа – Богоматерь и Иосиф, слева – волхвы, приносящие дары. Поступление: в 1985 из ВПХК им. Е.В. Вучетича МК СССР. Инв. № РЖ – 1666. © Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Знамение пастухам
Многие толкователи Евангелия сходятся во мнении, что поклонение волхвов случилось по крайней мере через несколько месяцев после Рождества (говорят и о нескольких годах). Непосредственно по Рождестве Господь открыл тайну Своего Божества не философам и мудрецам, но простым людям – пастухам, стерегшим свои стада неподалеку от вертепа.
Кто поведал пастухам о Рождестве Сына Божия
Согласно Евангелисту Луке, они вдруг увидели небесный свет и услышали пение Ангелов:
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Удостоились они и беседы с Ангелом, который сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10-11,14). Поспешно направились они к пещере и в числе первых людей увидели Спасителя.
«Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 15-20).
Многим рассказали об увиденном пастухи, но многие ли поверили им – неизвестно.
В последующие годы тайна Боговоплощения скрыта за внешне простой жизнью семьи Иосифа, за повседневными заботами о хлебе насущном. Писание сохранило совсем немного свидетельств о Божественности Иисуса, явленных в первые годы Его земной жизни:
- вдохновенное пророчество старца Симеона, принявшего на руки Младенца в Иерусалимском храме, обращенное к Марии:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35);
- случай с 14-летним Отроком, когда Он, отстав от родителей, остался в Иерусалиме. Через несколько дней нашли Иисуса в храме
«сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2: 46-47).
Свт. Тихон Задонский пишет по этому поводу:
«Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показывали, что Он есть ипостасное Слово Божие, Отчая Премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая».
Да и Сам Господь, отвечая на слова Матери о том, что Она и Иосиф «с великой скорбью» искали Его, говорит:
«Зачем было вам искать Меня? Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему».
Прав. Иоанн Кронштадтский говорит, что тогда
«великое дело искупления людей уже занимало Его душу; Божественная Премудрость уже начинала обнаруживаться с силою в Богочеловеке; Он уже вспоминал о Своем долге… Но отец и Мать не понимали Его… они были люди простые, а Он – Богочеловек».
Но в безвестности, пройдет несколько десятилетий, прежде чем Господь явит Себя миру и начнет подвиг благовестия людям и страдания за них.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Происхождение: из Никольской церкви Павловского погоста. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 69 см, ширина 52 см. В центре на красном ложе лежит Богоматерь, окутанная вишнево – коричневым мафорием. Голова ее обращена влево, в сторону трех волхвов. С правой стороны два пастуха в сапогах и коротких одеждах. Выше за Богоматерью в темной расщелине пещеры изображены ясли с лежащим спеленатым младенцем. Христом. К нему склоняются головы осла и вола. В верхних углах находятся по одному ангелу. У верхнего края меж горных уступов расположен сегмент неба со звездами, от него к Христу направлен луч св. Духа с голубем в медальоне. На первом плане слева изображен Иосиф. сидящий в задумчивости, перед ним – старец. Справа – женщина с младенцем на коленях, рядом – купель
Интересные факты
- Рождество Христово отмечали ещё в III веке нашей эры. Первое упоминание о празднике встречается в труде историка Секста Юлия Африкана. Он отмечал, что Рождество отмечалось 25 декабря.
- Долгое время в некоторых странах дата празднования Рождества не была фиксированной. В Англии, к примеру, Рождество праздновали вплоть до 6 января. В XVII веке пуритане запретили все рождественские празднества, и они были вновь разрешены только после реставрации монархии в 1660 году.
- В 1843 году Чарльз Диккенс опубликовал свою повесть «Рождественская песнь в прозе», которая стала одним из самых популярных произведений в истории литературы и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие рождественских традиций. Это произведение оказало большое влияние на традиции празднования Рождества во многих странах.
Значение Боговоплощения: эра «после Рождества»
Чудесное Боговоплощение – проявление Божественной любви к человеку. Ради спасения человека от смерти Бог пришел на землю лично, проявляя Свое благоволение, указывая дорогу к Себе людям, потерявшимся в пучине мирской жизни, исстрадавшимся без своего Творца. В Боговоплощении – и смысл земной жизни для человека, и великая надежда на будущее. Недаром Имя Мессии, названное в пророчестве Исайи – Эммануил, «С нами Бог». Как писал В.С. Соловьев:
«Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханьи бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь — средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.»
Цитата о значении Рождества Христова митр. Антония Сурожского:
…Явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, – Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви…
Преп. Ефрем Сирин о значении Рождества Иисуса Христа для человечества:
Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником… Это день, в который ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это день, в который отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?.. Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.
Установление даты празднования
До IV в. праздник Рождества совпадал с празднованием Крещения, 6 января, и назывался Богоявлением. С IV в. дата празднования переносится на 25 декабря. С одной стороны, это было сделано чтобы упразднить языческое поклонение солнцу как божеству. Ромеи праздновали зимний солнцеворот в рамках культа непобедимого солнца, так как с этого времени прибавляется световой день. С пришествием Христа узурпированное диаволом человечество возвращено Богу, и 25 декабря становится праздником Солнца Правды – Христа. С IV по XVI вв. дата празднования была едина для христианского Востока и Запада.
Интересный факт
Армянская церковь до сих пор празднует вместе события Рождества Христова и Богоявления, отмечая их 6 января.
А вот еврейская (Иерусалимская) церковь празднует Рождество Христово вместе с русской.
Какого числа католический праздник
С IV в. в Церкви Запада и Востока Рождество праздновалось 25 декабря. Единая дата праздника сохранялась до XVI в., пока не произошла реформа календаря на Западе. В настоящее время католики празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря по григорианскому календарю.
Причины различий в дате: что такое «старый» и «новый» стиль
Почему в Росси отмечают Рождество 7 января?
24
Февраль
1582 года
Папа Римский Григорий VIII ввел календарь, называемый по его имени. Он заменил порядок летоисчисления императора Юлия Цезаря. Григорианский календарь позволял более точно соотнести дни церковных праздников с днем весеннего равноденствия, в соответствии с которым высчитывается Пасхалия.
Но календари имеют различия. В юлианском летоисчислении високосный год из 366 дн. — каждый 4-й, по григорианскому таковы годы, номера которых кратны 4 и 400. Из-за этого к XVI в. разница между календарями составила 10 дн., а к началу XX в. достигла 13. Так возникли понятия «старого» (юлианского) и «нового» (григорианского) стилей.
Интересный факт
Христианский Восток не принял реформу календаря по ряду причин богослужебного и богословского характера. Наша страна также до 1917 г. жила по юлианскому календарю. В 1920-е гг. государство ввело «новый стиль», но Церковь продолжает применять юлианский календарь. Поэтому по гражданскому календарю Рождество приходится на 7 января, по юлианскому – 25 декабря.
Рождественские сюжеты в литературе и искусстве народов
Радость, возвещенная когда-то Ангелами пастухам, проникла в народное творчество везде, где распространилось христианство. В разных странах люди хотели почтить праздник не только участием в богослужении, но и домашними торжествами. Так возник обычай колядования в Рождественские дни, когда после богослужения юноши и девушки обходили дома с радостными песнопениями Рождества.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Вторая половина XVII века. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 72 см, ширина 57,5 см. В центре композиции изображена Богоматерь с Младенцем на коленях, рядом с ними пустые ясли, к которым склоняются вол и осел. Слева – представлены волхвы, приносящие дары, справа – пастух, внимающий ангельскому благовестию. В верхнем правом углу расположен Вифлеем. В нижней части композиции – Иосиф, беседующий с пастырем, и Омовение Младенца. Реставрация: ВХНРЦ, 1993 г., реставратор – Цируль Г.В. Инв. № 1056/5. © Череповецкое музейное объединение. Литература: Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 60 (Илл. 61)
В Западной Европе композиторы создавали произведения на Рождественскую тему. Таковы «Рождественская оратория» И.С. Баха, концерты Г.Ф. Генделя, А. Корелли.
Отразилось событие Рождества и в художественном искусстве: многие западно-европейские художники творили на тему Рождества, передавая радость и ликование о Воплощении Бога.
В XIX в. тема Рождества проникает в литературу, появляется жанр рождественского рассказа. Его основателями считаются Ч. Диккенс и Г.Х. Андерсен. В России такие рассказы писали Ф.М. Достоевский, Л. Андреев. Рассказы повествуют о любви и сострадании людей друг к другу, о помощи Божией людям. Традиция таких историй основана на представлении об особой благодатности Рождественских дней, когда с человеком часто происходят чудесные события.
Воплощение Христово – и тайна, и дар любви. К погибающим людям приходит Человеком Сам Творец. Для людей, запутавшихся в сетях мира, не все потеряно. «Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог!» — так вслед за поэтом могут сказать христиане.
Автор: Наталья Сазонова.
Видео
Рождество. Фильм 1 канала.
«Святочные рассказы» — сборник мультфильмов для детей от «Беларусьфильма» по произведениям отечественных и зарубежных классиков.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.
Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию Ро́ждшагося/ от Безневе́стныя/ и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.
Молитва
Молитва
Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.
Акафист
Акафист Рождеству Христову
Кондак 1
Избравый от всех родов пречистейшую Ангел Деву, и от нея родивыйся плотию Христе Боже наш; благодарственная приносим ти раби Твои Владыко. Ты же яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких нас бед свободи, зовущих: Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Икос 1
Ангел множество собрася во Вифлееме, видети непостижное Рождество; и видевше своего Творца, во яслех яко младенца лежаша, удивишася! И страхом благоговеюще, Рождшагося и Рождшую боголепне почитаху, поюще таковая: Слава Тебе, Сыне Божий, прежде век от Отца рожденный. Слава Тебе, со Отцем и Духом вся сотворивый. Слава Тебе, спасти погибшия пришедый. Слава Тебе, даже до рабия зрака снизшедый. Слава Тебе, Взыскателю заблудших. Слава Тебе, Спасителю погибших. Слава Тебе, средостение вражды разрушившу. Слава Тебе, рай, преслушанием затворенный, паки отверзшу. Слава Тебе, род человеческий неизреченно возлюбившу. Слава Тебе, на земли вертеп Небо явившу. Слава Тебе, рождшую Тя Деву, Престол херувимский показавшу. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 2
Видяще бесплотнии Ангели своего Владыку, от Чистыя Девы плоть приемша, ужасошася! И друг ко другу реша: преславное сие Таинство непостижимо нам является быти: обаче дивяшеся неизреченному того снисхождению, со страхом пояху: Аллилуиа.
Икос 2
Разумная вся тварь ужасаюшися и благодарящи поет Твоего Рождества Владыко таинство! Силы небесныя радуются поюще: слава в вышних Богу, и земля с человеки веселится, мы же непрестанно вопием: Слава Тебе, в вышних славимому Богу. Слава Тебе, мир на земли сотворившему. Слава Тебе, нас Тебе примирившему. Слава Тебе, на земли нам явившемуся. Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотившемуся. Слава Тебе, звезду возсиявый. Слава Тебе, тою волхвы на поклонение Тебе признавши. Слава Тебе, дары от них милостивно приявшему. Слава Тебе, всю тварь Тебе служити научившему. Слава Тебе, и нас Тебе пети вразумившему. Слава Тебе, Себе нам соединившему. Слава Тебе, нас Собою спасшему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 3
Сильный в крепости, Бог мира, и Отец щедрот, прииде на землю, спасти мир погибающий: Ныне в Вифлееме яко младенец раждается от Девы: Юже Матерь и Ходатаицу спасения показа, всем Того воплощение славящим и поющим: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще, Тебе пречисто рождшую, о нас непрестанно молящуюся: радующеся поем Твоего вочеловечения Владыко Таинство! И Рождество от Девы Богоприятныя славословяще вопием: Слава Тебе, Сыне Божий, Слава Тебе, Сыне Девы, от Девы несказанно родивыйся. Слава Тебе, человеколюбия бездну на нас показавшему. Слава Тебе, нас неизреченно возлюбившему. Слава Тебе, заблудшее овча взыскавшему. Слава Тебе, о обретении тоя, срадоватися Ангелом рекшему. Слава Тебе, на рамо сию восприемшему. Слава Тебе, ко Отцу приведшему. Слава Тебе, человеки со Ангелы во едино стадо совокупившему. Слава Тебе, мир от прелести избавльшему. Слава Тебе, великую и неизреченную милость нам явившему. Слава Тебе, нас паче всех тварей возлюбившему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 4
Бурю внутрь помышлений сумнительных прежде имевый целомудренный Иосиф ныне внутрь Божественнаго вертепа видит преславныя. Аще бо и яко человека видяше от Девы рождаемаго, но разумеваше от вещей Бога быти истиннаго: тем и боголепне поклонився, радостно пояше: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша пастырие Ангела, возвещающа им рождшагося Спаса миру, во граде Давидове: и скоро текше, видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Девыя упасшася во яслех лежаща, и Рождшую благоговейно служащу и Иосифа со страхом предстояща; сказаша о глаголанных к ним, и поклонившеся Рождшемуся, реша: Слава Тебе, Агнче Божий Спасе мира. Слава Тебе, Сыне Божий, неизреченое чудо нам показавый. Слава Тебе, ангельских пений слышатели нас быти явивый. Слава Тебе, с ними и нас славословити Тя научивый. Слава Тебе, Ангелы и человеки пети Тя вразумивый. Слава Тебе, на земли и на небеси радость сотворивый. Слава Тебе, яко о Тебе небесная земным срадуются. Слава Тебе, яко Тобою земная небесным совокупляются. Слава Тебе, крепость диаволю немощну показавшему. Слава Тебе, от того мучительства нас избавльшему. Слава Тебе, в Тя верующим неизреченная радосте. Слава Тебе, любящим Тя неизглаголанная сладосте. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 5
Боготечную звезду, Христово Рождество предъявляющую, узревше звездоблюсте ли волсви; и тоя вождением, Непостижимаго достигоша и Невидимого видеша: возрадовашася Тому вопиюще: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще царие перситстии, на руку Девичу, Царя царствующих, яко на престоле херувимстем седяща, и Владыку того разумевающе, аще рабий прият зрак, потщашася дары Ему принести: злато, яко Царю всех; ливан же яко Богу; смирну, яко Безсмертному, и поклонившеся пояху: Слава Тебе, Свет всем возсиявый. Слава Тебе, нас звездою на поклонение Тебе призвавый. Слава Тебе, злобу лютого Ирода обличившему. Слава Тебе, суетно того умышление показавшему. Слава Тебе, нас от того прелести избавльшему. Слава Тебе, Тебе, Солнцу правды, покланятися научившему. Слава Тебе, вся светом разума просветившему. Слава Тебе, Твоим Рождеством многобожия прелесть упразднившему. Слава Тебе, вражие владычество до конца низложившему. Слава Тебе, со Отцем и Духом Тебе поклонятися нас научившему. Слава Тебе, нас прельстившаго змия главу сокрушившему. Слава Тебе, от вечныя смерти нас избавльшему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 6
Проповедник богоносных вещания яже от Тебе исполняя, на земли явил еси Себе, Спасе, во убозем ныне вертепе рождся от Чистыя Девы: и богат сый, нас ради обнищал еси волею, да человеки обогатиши, верою Тебе поющия: Аллилуиа.
Икос 6
Воссиял еси от Девы, и неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе, яко солнце просвещая и прогоняя лжи тьму: демони бо, Спасе, нетерпяще Твоея крепости, вси вострепеташа, и ад, видев чудо, убояся: мы же благодаряще вопием Ти: Слава Тебе, человек Спасителю. Слава Тебе, бесов Потребителю. Слава Тебе, прелести начальника Твоим Рождеством устрашившему. Слава Тебе, идольскую прелесть упразднившему. Слава Тебе, светом Богопознания вся осиявшему. Слава Тебе, тьму неведения прогнавшему. Слава Тебе, Каменю, воду спасения всем источивый. Слава Тебе, жажду Адамову и Давидову утоливый. Слава Тебе, яко солнцем, Твоим Рождеством вся просветившему. Слава Тебе, лучи благодати вселенней облиставшему. Слава Тебе, землю обетования нам показавшему. Слава Тебе, от всеродныя клятвы нас Избавльшему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 7
Хотя от века сокровенную тайну нам явити, от всея твари служители таинству показал еси, Спасе. От Ангел Гавриила, от человек Деву, от небес звезду, от земли вертеп, в немже родитися благоволил еси: темже дивящеся твоей неизреченной премудрости, зовем: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показал еси тварь, явлься плотию всех Зиждитель, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив ю, яко же бе нетленну, и Ходатаицу спасения показал еси поющим: Слава Тебе, Сыне Божий, Тя рождшую Матерь милосердия показавый. Слава Тебе, Тую и по Рождестве Деву сохранивый. Слава Тебе, спасти Адама пришедшему. Слава Тебе, Евины слезы утолившему. Слава Тебе, вся спасти пришедый. Слава тебе, Воскресения образ облиставый. Слава Тебе, грехов наших рукописание раздравый. Слава тебе, Собою смирения образ нам показавый. Слава Тебе, нас ради обнищавшему. Слава Тебе, Твоею нищетою нас обогатившему. Слава Тебе, одеждою спасения нас одеявшему. Слава Тебе, Твоею любовию нас усладившему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 8
Странное и преславное Рождество Твое видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира, ум на Божественная земли явися смиренный человек, да на Небеса возведет, Тому вопиющия: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси желание, весь сладость любящим Тя, Христе Боже, и Твое Божественное снисхождение славящим: от Девы бо Чистыя рождшся на земли, нас на Небеса возводиши, поющих: Слава Тебе, Сыне Божий, на земли родивыйся. Слава Тебе, от Девы неизреченно воплотивыйся. Слава Тебе, Себе нам показавшу. Слава Тебе, нас от Тебе далече сущих призвавшу. Слава Тебе, нам неизреченная радосте. Слава Тебе, сердец наших сладосте. Слава Тебе, в Рождестве Твоем свет спасения возсиявый. Слава Тебе, слезы в наше спасение пролиявый. Слава Тебе, теми пламень страстей наших угасивый. Слава Тебе, нас от скверны греховныя омывый. Слава Тебе, преступление разрушившему. Слава Тебе, от тления нас избавльшему. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 9
Всякое разумение и всяк ум ангельский и человеческий не постигает Твоего непостижного Рождества, Владыко, Таинства разумети; обаче, Владыко Благий, нашу любовь и веру приими; и спаси нас, Тебе поющих: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Твоем воплощении Владыко, недоумеют бо глаголати, како Бог сый совершен, человек совершенный явися, и от Девы неискусобрачныя како родися; мы же Тайны неиспытующе, верою единою славим, вопиюще: Слава Тебе, Ипостасная Божия Премудросте. Слава Тебе, неизглаголанная всем Радосте. Слава Тебе, любомудры немудрыя явивый. Слава Тебе, о Тебе испытующих посрамивый. Слава Тебе, вся баснотворная плетения растерзавый. Слава Тебе, свет Боговедения всем возсиявый. Слава Тебе, мудрость во Твоих делех пролиявый. Слава Тебе, многим разумы просветившему. Слава Тебе, путь спасения нам показавшему. Слава Тебе, неизчетная бездна милосердия. Слава Тебе, пучино щедрот и человеколюбия. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 10
Спасти восхотев мир погибающий, иже всех украситель, от Девы, яко младенец раждается и во яслех пеленами повивается, разрешаяй многоплетенныя пленицы прегрешений: И Сын сый Божий, Девыя Сын бывает! И вся мудре устрояет да спасет Тому поющия: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и столп злобы богопротивныя и род пребеззаконный показася, жизнь всем подающаго убити богоборец тщашеся, и незлобивыя младенцы, яко класы незрелы мечи пожинахуся: тем же и мы злобу всякую от сердец наших отринувше, нас спасти пришедшаго прославим вопиюще: Слава Тебе, иродово умышление тщетно показавый. Слава Тебе, от того избиеныя младенцы со ангелы сопричтавый. Слава Тебе, злобы потребителю. Слава Тебе, смирения Наставниче и смертных Любителю. Слава Тебе, рог гордости сломившу. Слава Тебе, свет правды всем воссиявшу. Слава Тебе, кротости и смирению всех собою научившу. Слава Тебе, вся в Твое познание приведшу. Слава Тебе, Тя родшия утробу, Твоим Рождеством освятивый. Слава Тебе, от пастырей чудо и от волхвов дары приявый. Слава Тебе, и безсловесныя Тебе служити научивый. Слава Тебе, всю тварь освятивый. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 11
Пение всякое побеждается, Твоему еже нас ради воплощению, достойно принести хотящих: и удобие есть молчание. Аще и равночисленныя песка морскаго песни приносим Ти, Царю Пресвятый, но ничтоже совершаем достойно: тем же со страхом поем: Аллилуиа.
Икос 11
Свет Тя незаходимый, сущии во тьме и сени смертней селящии, Спасе наш, узревши от Девы воссиявша: просветишася огнем Твоего Божества; и Тебе Премудрости и смысла Подателю пояху, сицевая вопиюще: Слава Тебе, Сыне Божий, Свете неизреченный. Слава Тебе, Солнце правды, Твоим Рождеством вся просветивый. Слава Тебе, многосветлое просвещение возсиявшему. Слава Тебе, многотекущую благодати реку нам источившему. Слава Тебе, жаждущих водою спасения богатно напоившему. Слава Тебе, любящим Тя иго благо и бремя Твое легко показавшему. Слава Тебе, от бремене греховнаго нас облегчившему. Слава Тебе, нас от работы вражия избавльшему. Слава Тебе, Твоим на земли явлением вся возвеселивый. Слава Тебе, нас утешатися пакибытием сотворивый. Слава Тебе, нам желаний наших край Себе явивый. Слава Тебе, нас врагов сущих ко Отцу примиривый. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 12
Благодать всем подати и долги человеков разрешити пришедый, Спасе наш, Твоим Воплощением: тем и наша долги разреши и грехов рукописание раздери: Твое несказанное Рождество славящим и непрестанно поющим: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое вочеловечение, хвалим, благословим и покланяемся Тебе, Спасе наш; и веруем, яко Господь и Бог еси, спасаяй всех на Тя уповающих и Твое еже от Девы неизреченное Рождество славословящих и поющих таковая: Слава Тебе, Сыне Божий, в вышних со Отцем и Духом покланяемый. Слава Тебе, от всех колен небесных и земных славимый. Слава Тебе, сокровенное от века таинство открывый. Слава Тебе, Твою к нам неизреченную любовь явивый. Слава Тебе, всея твари Украсителю. Слава Тебе, нам всемилостивый Спасителю. Слава Тебе, благочестно царствующих на земли скипетры утверждаяй. Слава Тебе, святители благоговейныя и иереи премудростию и благолепием украшаяй. Слава Тебе, Церкве основание и утверждение. Слава Тебе, всем верным спасение и украшение. Слава Тебе, телес наших Врачу и Исцеление. Слава Тебе, душ наших Украсителю и Спасителю. Иисусе, Сыне Божий, воплотивыйся нас ради, слава Тебе.
Кондак 13
О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, Спасителю наш, Творче и Владыко! Приими ныне малое сие молебное благодарение и славословие наше, якоже приял еси от волхвов поклонение и дары; и сохрани нас, Твоих рабов, от всякия напасти: и грехов прощение даруй; и вечныя муки избави верно славящих Твое, от чистыя Девы, Рождество и вопиющих Ти: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
Пребезначальное Начало, Боже Святый и Вечный, и всея твари Содетелю! Киими словесы возблагодарим и киими песньми возвеличим Твое нас ради человек неизреченное снизхождение, волею Божества Своего не отступльше, и недр Отчих не разлучаяся, Бог сый, яко человек, в вертепе безсловеснем ныне положился еси, Христе Боже наш! Кто исповесть неизглаголаннаго сего таинства величие и преславнаго сбытия таинство: Сын Божий — Сын Девы является, да свободит мир от клятвы законныя, и сыны греха и беззакония — чадами Божиими, наследниками вечных благ соделает, — Себе же, яко жертву непорочную и всесвятую, в залог спасения падшаго человека да принесет. Иисусе Сладчайший, Владыко Всемилостивый! Твоим Пребожественным снизхождением юдоль земная в храм Божественныя Славы Твоея освятися, и вси живущии на ней небесным веселием исполнишася. Сподоби убо и нас в день преславнаго Рождества Твоего чистым сердцем и отверстою душею исповедати Тя истиннаго Агнца Божия, услаждающаго и укрепляющаго нас надеждою грядущих благ в немеркнующем Свете Трисиятельнаго Божества, Имже вся живет и движется, Имже обновление нашего первообразнаго бытия да усовершится. Ей, Господи, всякаго благодеяния богатый Дателю, и Подателю Благий, за еже тако возлюбил еси мир, яко вся скорби и болезни наша на Себе понести изволил еси, не остави нас, дондеже суета земная скорбьми и напастьми не изсушила души наша, и не погибе путь спасения под ногама нашима, да не посмеются о нас врази наши, но даруй нам в свете Твоего Божественнаго Откровения познати путь мира, добра и истины, и воззови ненасытною жаждою по Тебе, Спасителе нашем, во еже творити волю Твою преблагую во страсе Твоем, и в похвалу неизреченному снизхождению Твоему, яко кадило благовонное, приносити Тебе житие нескверное и любовь нелицемерную, да в делех наших и во уповании веры нашея непрестанно совершается воля Твоя святая, и во веки не умолкнет под небесем слава Твоя, слава, — яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Яко о Тебе, ныне плотию от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии Рождшемся, вся колена небесная и земная, радости исполняющеся, велегласно исповедуют: с нами Бог, Емуже честь и поклонение подобает — Отцу и Сыну и Святому Духу, во веки веков. Аминь.
Канон
Канон Рождеству Христову, глас 1
Песнь 1
Ирмос: Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися.
Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, приклонив Небеса, сходит; Сего же от Девы Божественныя Чистыя всего осуществует, воистину воплощся, яко прославися.
Мудрость, Слово и Сила, Сын Сый Отчий и сияние, Христос Бог, сил утаився, елико премирных и елико на земли, и, вочеловечся, обновил есть нас, яко прославися.
Песнь 3
Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, Свят еси, Господи.
Иже дохновения причащся лучшаго Адам перстный и к тлению поползся женскою лестию, Христа от Жены видя, вопиет: Иже мене ради по мне быв, Свят еси, Господи.
Сообразен бренному умалению растворением, Христе, быв и причастием плоти горшия, подав Божественнаго естества, землен быв, и пребыв Бог, и возвысивый рог наш, Свят еси, Господи.
Вифлееме, веселися, князей Иудовых Сый Царь: Израиля бо пасый на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве и вознесый рог наш над всеми воцарися.
Седален
Начаток языков Небо Тебе принесе, лежащему Младенцу во яслех, звездою волхвы призвавый, яже и ужасаше не скиптры и престоли, но последняя нищета: что бо хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен? в нихже просия Божества Твоего богатство. Господи, слава Тебе.
Песнь 4
Ирмос: Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи.
Егоже древле прорече Иаков, языков ожидание, Христе, от колена Иудова возсиял еси и силу Дамаскову, Самарийскую же корысть пришел еси испроврещи, лесть пременяя в веру боголепну: слава силе Твоей, Господи.
Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители, радости исполнил еси, звезда от Иакова, возсияв, Владыко, языков начаток вводимый приял же еси яве: слава силе Твоей, Господи.
Яко на руно, во чрево Девы сшел еси дождь, Христе, и яко капли, на землю каплющия. Ефиопия, и Фарсис, и Аравитстии острови же, Сава, Мидов всю землю держащии, припадоша Тебе, Спасе: слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Ирмос: Бог сый мира, Отец щедрот, Великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам; тем, Богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.
В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе, весь же по нам обнищав, и перстнаго от самаго единения и общения богосоделал еси.
Се Дева, якоже древле рече, во чреве приемши, родила есть Бога вочеловечшася и пребывает Дева. Еяже ради примирившеся Богу, грешнии, Богородицу сущую воистину, вернии, воспоим.
Песнь 6
Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: Егоже, бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.
Прииде, воплощся, Христос Бог наш из чрева, Егоже Отец прежде денницы раждает; правления же держа пречистых сил, в яслех скотиях возлежит и пеленами повивается, разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений.
Юно из Адама отроча смешения, родися Сын и верным дадеся, будущаго века Сей есть Отец и Начальник и нарицается Великаго Совета Ангел. Сей крепок Бог есть и держай областию всю тварь.
Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.
Икос
Едем Вифлеем отверзе, приидите, видим, пищу в тайне обретохом; приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа: тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение, тамо обретеся кладязь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча Младо, Превечный Бог.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси.
Пастырие, свиряюще, ужасно светоявление получиша: слава бо Господня облиста их, и Ангел, воспойте,— вопия,—яко родися Христос, отцев Бог благословенный.
Внезапу с словом Ангеловым Небесная воинства, слава,—вопияху,— Богу в Вышних, на земли мир, в человецех благоволение: Христос возсия, отцев Бог благословенный.
Глагол что сей? — рекоша пастырие,— пришедше, увидим бывшее, Божественнаго Христа. Вифлеема же дошедше, с Рождшею покланяхуся, воспевающе: отцев Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо, яже прият, палит юныя, яко ниже огнь Божества—Девы, в Нюже вниде утробу. Тем, воспевающе, воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Влечет Вавилоня дщи отроки плененныя Давидовы от Сиона к себе, дароносцы же слет волхвы дети, Давидове Богоприятней дщери молящияся. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Органы уклониша плачевныя песни, не пояху бо в земли чуждей отроцы Сионовы, вавилонскую же разрешает лесть всю и мусикийския составы, в Вифлееме возсияв, Христос. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Корысти Вавилон царства Сионя и плененное богатство прият, сокровища же Христос в Сион сего, и цари звездою наставляя, звездоблюстители влечет. Тем, воспевающе, воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем.
Величай, душе моя, от Девы Бога, плотию рождшагося.
Величай, душе моя, в вертепе рождшагося Царя.
Изрядное течение зряще волсви необычныя новыя звезды новосияющия, Небеса просвещающия, Христа Царя знаменующия на земли, рождшагося в Вифлееме на спасение наше.
Величай, душе моя, от волхвов Бога покланяемаго.
Величай, душе моя, от звезды волхвом Возвещеннаго.
Новорожденное,— волхвом, глаголющим,— Отроча Царь, Егоже звезда яви, где есть? Тому бо поклонитися приидохом. Яряся, Ирод смущашеся, Христа убити богоборец шатаяся.
Величай, душе моя, Чистую Деву и Едину Богородицу, рождшую Христа Царя.
Волсви и пастырие приидоша поклонитися Христу, рождшемуся во Вифлееме граде.
Испыта Ирод время звезды, еяже вождением волсви в Вифлееме покланяхуся Христу с дары; еюже, ко отечеству наставляеми, лютаго детоубийцу оставиша поругана.
Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа.
Величай, душе моя, Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу.
Величай, душе моя, Избавльшую нас от клятвы.
Желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся, ныне утешаются пакибытием: яко живоносну благодать даеши, Дево Чистая, поклонитеся славе.
Светилен
Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, и сущии во тьме и сени обретохом истину, ибо от Девы родися Господь. (Трижды)
Паремии
Бытия чтение. [Глава 1]
В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом, и между тьмою. И нарече Бог свет день, и тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако. И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю: и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.
Числ чтение. [Глава 24]
Бысть Дух Божий на Валааме, и восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои Иакове, и скиния твоя Израилю! Яко страны осеняющия, яко садие при реках, и яко скиния, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится царство его, и возрастет. Бог наставит его из Египта, яко славу единорога его. Пояст языки враг своих, и толщу их измождит: и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев, и яко скимен, кто возставит его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя, прокляти. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и ссечет князи Моавитския: и пленит вся сыны Сифовы, и будет Едом достояние, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость.
Пророчества Михеина чтение. [Главы 4 и 5]
Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я до времене раждающия, породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.
Чтец читает или поет тропарь, глас 6:
Тайно родился еси в вертепе,
Но небо Тя всем проповеда,
Якоже уста звезду предлагая, Спасе,
И волхвы Ти приведе
Верою покланяющияся Тебе:
С нимиже помилуй нас.
Стих 1: Основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя.
И поем конец: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.
Стих 2: И се иноплеменницы, и Тир, и людие Ефиопстии, сии быша тамо. Мати Сион речет: человек и Человек родися в нем, и той основа и Вышний.
И паки: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.
Стих 3: Господь повесть в писании людей, и князей сих бывших в нем, яко веселящихся всех жилище в Тебе.
И паки: И волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.
Таже, Слава, поет лик правый конец тропаря.
И ныне, левый поет такожде конец.
Посем глаголет чтец весь тропарь.
И поет сам конец его:
Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе верою покланяющияся Тебе: с нимиже помилуй нас.
Пророчества Исаиина чтение. [Глава 11]
Тако глаголет Господь: изыдет жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: дух мудрости и разума: дух совета и крепости: дух ведения и благочестия: дух страха Божия исполнит его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит: но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли. И поразит землю словом уст Своих, и духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих, и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем: и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их, телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут: и лев яко вол снесть плевы. И отроча младо на пещеру аспидску, и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей: занеже исполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев, и востаяй владети языки: на него языцы уповают, и будет покой его честь.
Пророчества Иеремиина чтение. [Варуха, главы 3 и 4]
Сей Бог наш, не приложится ин к Нему. Изобрете всяк путь художества, и даде Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем же на земли явися и с человеки поживе. Сия книга повелений Божиих, и закон сый во веки, вси держащиися ея в живот, оставившии ея умрут. Обратися Иакове, и имися ея, поиди к сиянию прямо света ея. Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.
Пророчества Даниилова чтение. [Глава 2]
Рече Даниил Навуходоносору: ты царю видел еси, и се образ един, образ оный велик, и обличие его округло, стояше пред лицем твоим: и видение его страшно, образ, егоже глава от злата чиста: руце и перси и мышцы его сребряны: чрево и стегны медяны: голени железны: нозе часть убо железна, и часть некая скудельна. Видел еси, дондеже отторжеся камень от горы без рук, и порази образ, на ноги железныя, и скудельныя, и истни я до конца. Тогда истнишася во едино, скудель, железо, медь, сребро, злато и быша яко прах от гумна жатвеннаго, и взят я множество дохновения, и место не обретеся им: камень же поразивый образ, бысть в гору велию, и исполни всю землю. Сие есть соние: а сказание его речем пред царем: возставит Бог Небесный Царство, еже во веки не истлеет, и Царство Его людем иным не оставится, и истнит и измождит вся царствия, и то востанет во веки. Имже образом видел еси,яко от горы отсечеся камень без рук, и сотры скудель, железо, медь, сребро, злато. Бог Великий сказа царю, имже подобает быти по сих и истинно соние, и верно сказание его.
Чтец читает или поет тропарь, глас 6:
Возсиял еси Христе, от Девы
Разумное солнце правды:
И звезда Тя показа
В вертепе вмещающася Невместимаго.
Волхвы наставил еси на поклонение Твое,
С нимиже Тя величаем:
Жизнодавче, слава Тебе.
Стих 1, псалом 92: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу, и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси.
Таже, паки: Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.
Стих 2: Воздвигоша реки Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
Таже, паки: Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.
Стих 3: Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь: свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний.
Слава, конец тропаря:
И ныне, паки конец.
Таже тропарь весь:
Возсиял еси Христе, от Девы разумное солнце правды: и звезда Тя показа в вертепе вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе.
Конец же тропаря поет чтец сам, и посем чтет:
Пророчества Исаиина чтение. [Глава 9]
Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведет бо мир на начальники, и здравие Его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела, на престол Давидов, и на царство его исправити е, и заступити е судьбою и правдою, от ныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия.
Пророчества Исаиина чтение. [Главы 7 и 8]
Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего, во глубину или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете? Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил. Масло и мед имать снести, прежде неже уведети Ему, или изволити лукавое, изберет благое: зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавая, и изберет благое. И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик, и напиши в нем писалом человеческим, еже скоро пленение сотворити корыстем: настоят бо. И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа, и Захарию сына Варахиина. И приступих ко пророчице, и во чреве прият, и роди сына. И рече мне Господь: нарцы имя ему, Скоро плени, и напрасно испроверзи. Зане прежде неже разумети отрочати прозвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския, прямо царю Ассирийскому. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.
Частые вопросы
Кто установил дату Рождества Христова?
Первым, кто установил дату Рождества Христова был аббат Дионисий. Данные по исчислению он черпал из Евангелия. Это оказался 753-й год от основания Рима. А датой рождения считалось 25 декабря (по старому стилю), 7 января (по новому).
Откуда пошло Рождество Христово?
Откуда пошел праздник? Праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа, которого христиане считают Спасителем человечества. Это произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме. Согласно Писанию, пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме во время проходившей тогда переписи населения.
Какое Рождество более правильное?
Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования, принятой в Русской православной церкви. Отмечается в России 7 января по григорианскому календарю, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю.
Кто первый придумал Рождество?
Ульянова, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Рождества Христова в разных культурах и религиях, чтобы понять многообразие традиций и обычаев, связанных с этим праздником.
СОВЕТ №2
Прочитайте о влиянии Рождества Христова на развитие искусства, литературы и музыки в разные исторические периоды.
СОВЕТ №3
Изучите исторические документы и археологические находки, связанные с Рождеством Христовым, чтобы понять контекст и значение этого события для мировой истории.
История празднования Рождества в разных странах мира
Рождество Христово, один из главных христианских праздников, отмечается по всему миру. Однако, обычаи и традиции празднования Рождества могут значительно различаться в разных странах. В каждой культуре этот праздник приобретает свои особенности и особый колорит.
В США Рождество – это время семейного тепла и радости. Здесь особенно популярны новогодние елки, украшенные игрушками и гирляндами. Дети верят в Санта-Клауса, который приносит им подарки в ночь на 25 декабря. В то же время в Мексике Рождество начинается с праздника Посада, который символизирует поиски места для рождения Иисуса. Люди ходят по домам, поющи рождественские песни, ища убежище.
В России Рождество отмечается 7 января по старому стилю. Это время семейных ужинов, посещения церквей и купаний в прорубях. В Японии Рождество – это скорее коммерческий праздник, а не религиозное событие. Здесь традиционно украшают елки и обмениваются подарками, но без религиозного подтекста.
В каждой стране Рождество Христово приобретает свою уникальную атмосферу и особенности, отражающие местные традиции и обычаи. Этот праздник объединяет людей по всему миру в радости и надежде на светлое будущее.