Для чего верующие посещают Литургию и Всенощное бдение? Ответы и объяснения

Верующие посещают Литургию и Всенощное бдение – два важнейших богослужения в православной церкви. Чем же они так ценны и почему верующие уделяют им особое внимание? Ответы на эти вопросы и разъяснение смысла церковного богослужения представлены в данной статье.

Разъяснения церковного вечернего богослужения

В древности так именовали особое моление, длившееся всю ночь, а завершавшееся с рассветом. Символика бдения традиционно связывается со словами Господа о необходимости «бдить и молиться», а также с ожиданием Второго Пришествия.

У монахов

Впоследствии такая служба стала совершаться в иноческих обителях. Считается, что одним из первых ввел всенощную в Устав прп. Савва Освященный. Монахи его монастыря всю седмицу проводили в молитвенном уединении, приходя на общую службу лишь накануне воскресений, праздников. Поэтому они желали как можно более напитать душу совместной молитвой, а служба длилась всю ночь.

Полезные материалы

Устав для мирян

В Русской Церкви служба известна с XIV в. Тогда в обиход введен так называемый Иерусалимский богослужебный Устав, восходящий к традиции обители прп. Саввы. Так как приходского богослужебного Устава на Руси не существовало, монашеское бдение стало принадлежностью мирских храмов. Впоследствии возникла практика сокращения этого богослужения, которое, будучи проведено по Уставу, продолжалось бы не менее 8 часов.

Современное служение

Ныне в приходских церквях бдение также совершается только вечером по субботам, а также накануне праздников. Это особенно торжественная служба, которая отличается от обычного вечернего богослужения:

  • более продолжительными молитвами;
  • обязательным помазанием верующих елеем;
  • чтением пророческих, апостольских писаний, посвященных празднуемому дню.

Служба обычно начинается с 5 или 6 часов вечера. Во многих храмах до ее начала проводится Таинство Исповеди, которое, в зависимости от количества исповедующихся, может продолжаться до конца богослужения, а при большом количестве людей – даже после его завершения.

Мнение эксперта:

Верующие посещают Литургию и Всенощное бдение для укрепления своей духовной связи с Богом и церковным обществом. Эти богослужения представляют собой возможность для верующих испытать благодатное присутствие Божие, принять Святые Таинства и общаться с ближними в молитве и поклонении. Литургия и Всенощное бдение являются центральными богослужениями православной церкви, где верующие могут обрести утешение, наставление и духовное обновление. Участие в этих служениях помогает верующим укрепить свою веру, обрести духовное вдохновение и наполнить свою жизнь смыслом и светом веры.

Что Такое Всенощное БдениеЧто Такое Всенощное Бдение

Из каких частей состоит Всенощная?

В большинстве храмов в нее входят:

  • Вечерня;
  • Утреня;
  • Последование 1 часа.

Перед большими праздниками служба может дополняться:

  • литией;
  • освящением хлебов, вина, елея, которым затем помазуют верующих.

Символическое содержание службы – воспоминание пути человечества от Сотворения мира до Воплощения, проповеди, смерти и Воскресения Христа, а также Божия домостроительства спасения людей.

Вечерня

Бдение начинается со славословия Триединого Бога, Святой Троицы. Затем, при пении хором 103 псалма, прославляющего созданный Господом мир, священник кадит храм, обходя его по кругу. Это символизирует Самого Господа, ходившего в насажденном Им Раю во времена Адама.

Как правильно вести себя во время каждения?

В большинстве приходов верующие в этот момент стараются посторониться, давая дорогу священнику.

Существуют также разные мнения о том, следует ли во время каждения поворачиваться вслед за обходящим храм священником. Устав не содержит никаких пояснений по этому вопросу, так как предполагалось, что монахи – для которых он написан – молятся во время службы в стасидиях, высоких креслах, в которых можно как стоять, так и присесть. Расположены они были по стенам храма, соответственно, священник кадил каждого монаха.

Современные пастыри дают разные рекомендации:

  • иерей Сергий Савенков на страницах журнала «Фома» утверждает, что «крутиться» за кадящим не нужно, достаточно небольшого поклона, как выражения смирения.
  • существует также мнение, что неблагочестиво поворачиваться спиной к алтарю, поэтому молиться во время каждения надо повернувшись к нему лицом;
  • а вот прот. Константин Пархоменко считает иначе:
    «Дело в том, что проблема поворачиваться спиной к алтарю совершенно надуманная. Священнослужители много раз за время службы поворачиваются спиной к алтарю. Думаю, что делать проблему из того, что человек повернулся спиной к алтарю, чтобы поклониться… во время каждения – крайность. А законов таких нет, это все обычаи».

Во всяком случае, во время каждения не принято делать замечания «неправильно» ведущим себя окружающим. Благодать, передаваемую через курение фимиама, следует принимать с должным благоговением.

Всенощное бдение

Всенощное бдение

После каждения

Царские врата закрываются, символизируя потерю Рая после отступления от Бога. Последующие молитвы, песнопения, чтения – покаяние согрешивших, ожидание спасения. Среди них:

  • ектения перед закрытыми царскими дверями;
  • отрывки из Ветхого Завета (паремии).

После песней, посвященных празднику или воскресному дню врата открываются. При пении «Свете Тихий святыя Славы…» происходит вечерний вход.

Завершается служба:

  • молитвой прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего…»; его старец произнес, приняв на руки в Иерусалимском храме Младенца, принесенного туда согласно Закону;
  • песнопением, прославляющим Матерь Божию, «Богородице Дево, радуйся…»

Утреня

Все это богослужение посвящено Иисусу Христу, Его Рождеству, земной жизни, смерти, Воскресению. Именно поэтому первые слова службы – Ангельское песнопение, которое услышали пастухи в ночь Рождения Мессии: «Слава в вышних Богу…»

Но после этого праздничного гимна в храме гасятся свечи. В темноте начинается чтение Шестопсалмия – 6 псалмов царя Давида, в которых – покаяние, ожидание спасения, благословения Бога.

Инок Трофим (Татарников), один из трех монахов Оптиной пустыни, убитых на Пасху 1993 г., однажды сказал о Шестопсалмии монастырскому труднику, который намеревался по делам выйти из храма: «Не уходи сейчас. Лучше раньше уйти или позже, а на Шестопсалмии выходить нельзя, Шестопсалмие — это Страшный Суд».

Центральный момент службы – Евангелие воскресного дня или праздника, перед чтением которого вновь следует каждение храма.

После этого читается Канон, посвященный празднику, воскресному дню, празднуемому святому (чаще всего несколько канонов совмещаются).

Богослужение завершается Великим Славословием, которым христиане приветствуют новый день. Тому же посвящено следующее далее последование первого часа.

Интересные факты

  1. Литургия и Всенощное бдение являются важнейшими богослужениями в православной традиции. Во время Литургии верующие причащаются Тела и Крови Христовых, а во время Всенощного бдения молятся о прощении грехов и о спасении души.

  2. Литургия и Всенощное бдение символизируют собой историю спасения человечества. Литургия – это напоминание о Тайной вечере, на которой Иисус Христос установил Евхаристию, а Всенощное бдение – это ожидание пришествия Христа на землю.

  3. Посещение Литургии и Всенощного бдения является обязательным для православных христиан. Только причащаясь Тела и Крови Христовых, а также молясь о прощении грехов и о спасении души, верующие могут получить спасение.

Можно ли причащаться, не бывая на Всенощной?Можно ли причащаться, не бывая на Всенощной?

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть
Литургии
– молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

  • ектении – краткие прошения о мире, стране, «властях и воинстве», о всех предстоящих;
  • антифоны, псалмы, поющиеся попеременно двумя хорами (в практике богослужения хор может быть один);
  • песнь «Единородный Сыне и Слове Божий…»; ее составление приписывается императору Византии Юстиниану Великому;

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Интересный факт

Сейчас молитвы об оглашенных читаются, как говорят многие, по традиции, так как институт оглашенных в Церкви не принят. В Греческой церкви эти молитвы вовсе опускаются. Однако, современные служители алтаря в России часто говорят, что «оглашенными» можно считать случайно зашедших в церковь, сочувствующих, а потому молитвы о них не должны убираться из богослужения. Некоторые миряне говорят, что в этот момент стараются помолиться о своих неверующих родных, друзьях, их обращении к Богу.

Божественная литургия

Святые Дары

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

1

Мая

1497 года

В житии свт. Макария, митр. Киевского, есть такой эпизод: во время служения литургии он узнал о приближении татарского отряда, но не покинул церковь до завершения службы. Святителя убили ворвавшиеся в храм иноверцы.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами
Символа Веры
. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

«Божественная Литургия есть ось мира: как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мира. А если бы не было этого, наш страшный, грешный мир от нечистоты и беззакония погиб бы и разрушился, если бы не освящался этими Великими Тайнами, страшными явлениями Божественного Искупителя. В этот момент освящается Престол, и храм, и все молящиеся освящаются; земля, самый воздух дает человеку все необходимое для жизни только потому, что на Престоле возлежит Святой Агнец, наш Иисус Христос, на дискосе и в Чаше под видом вина и хлеба».

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Иногда во время Причастия священства врата открываются в другие дни. Например, после объединения Русской Церкви и Русской Православной Церкви за границей первое совместное служение патриарха Алексия II и митрополита Лавра 17 мая 2007 г. по просьбе прихожан проходило полностью при открытых царских вратах.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

  • подходить крестообразно сложенными руками, при этом правая — сверху;
  • отчетливо называть свое крещенное имя;
  • не совершать крестное знамение перед Чашей, дабы не задеть ее неосторожным движением.

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

Можно ли служить литургию без бдения?

В больших храмах литургия совершается ежедневно. Поэтому по будням накануне ее происходит рядовое вечернее богослужение. Если же речь идет о небольшом приходе, где службы идут только по воскресеньям, в таком случае накануне литургии всенощная обязательна.

Всенощное бдение с объяснениемВсенощное бдение с объяснением

О книге

Многие верующие говорят о том, что хотели бы лучше понимать службу – не только ее символическое значение, но также слова молитв, песнопений. Поэтому существуют издания для мирян, содержащие основные тексты с пояснениями к ним.

Среди таковых – неоднократно переизданная книга «Всенощное бдение и Божественная Литургия», составленная большим коллективом авторов. Она содержит тексты:

  • всенощного бдения
  • часов
  • литургии свт. Иоанна Златоуста, чаще всего совершаемой в течение церковного года

Службы сопровождаются небольшими пояснениями.

Существуют также другие пособия для участия мирян в богослужении. В них могут быть также представлены:

  • сведения о символике храма;
  • перевод на современный язык некоторых трудных церковнославянских слов;
  • списки книг о богослужении.

При выборе подобного пособия лучше обращать внимание на наличие архиерейского благословения на издание. А наиболее надежным местом, где можно приобрести такие книги, остается церковная лавка, закупающая литературу по благословению епископа или настоятеля.

Господь не случайно заповедал посвящать ему один из дней недели. Храмовое богослужение субботы и воскресенья позволяет отрешиться от суеты, почувствовать, где наша настоящая жизнь, каковы истинные ценности. Это знание затем сделает осмысленным наш земной путь, каким бы сложным он ни был.

Наталья Сазонова

Частые вопросы

Для чего верующие посещают Всенощное бдение?

Всенощное бдение — это богослужение, которое совершается вечером накануне воскресного дня или большого праздника. В православной традиции Всенощное бдение состоит из двух частей: вечерни и утрени. На Всенощном бдении верующие читают псалмы, поют молитвы и слушают проповеди. Это богослужение помогает верующим очистить свои сердца и подготовиться к причастию. Причастие – это Таинство, совершаемое в Православной Церкви, в котором верующие вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа. Всенощное бдение длится несколько часов, поэтому для многих верующих это является испытанием.

Какое значение имеет посещение верующими Литургии?

Литургия — это самое главное богослужение в православной традиции. Это богослужение, совершаемое утром в воскресные дни и праздники. На Литургии верующие причащаются Тела и Крови Иисуса Христа. Причастие — это Таинство, в котором верующие соединяются с Христом. Литургия длится несколько часов, и верующим необходимо подготовиться к ней заранее. Подготовка обычно заключается в соблюдении поста и молитве.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Посещайте Литургию и Всенощное бдение регулярно, чтобы поддерживать духовную связь с Богом и укреплять веру.

СОВЕТ №2

Приходите на богослужения с уважением и сосредоточенностью, чтобы получить максимум духовной пользы от участия в них.

СОВЕТ №3

Принимайте участие в общении с прихожанами после богослужений, обсуждайте духовные вопросы и делитесь своими мыслями, чтобы обогатить свой духовный опыт.

Духовное значение Литургии и Всенощного бдения для верующих

Литургия и Всенощное бдение являются одними из наиболее важных богослужений для верующих православной церкви. Они несут в себе глубокое духовное значение и имеют особое значение для духовного развития верующего.

Литургия – это богослужение, во время которого совершается преображение пречистых даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христа. Участие в Литургии позволяет верующему принимать участие в таинстве Евхаристии, воспоминать жертву Христа на кресте и принимать духовную пищу для своей души. Литургия является источником духовной силы и благодати, которая помогает верующему обрести мир и спокойствие в своей душе.

Всенощное бдение – это ночное богослужение, которое проводится перед важными церковными праздниками или в память о святых. Всенощное бдение помогает верующему погрузиться в молитву, покаяние и смирение перед Богом. В ходе бдения совершается чтение Псалмов, молитвы, пения и возношение к Богу. Это время позволяет верующему отделиться от мирских забот и обратиться к духовным ценностям.

Таким образом, Литургия и Всенощное бдение играют важную роль в духовной жизни верующего, помогая ему укрепить свою веру, обрести внутренний покой и наполниться благодатью Божией.

Оцените статью
Добавить комментарий