Послание к Ефесянам, написанное святым апостолом Павлом, является одним из важнейших текстов Нового Завета, содержащим множество нравственных и духовных наставлений. В данной статье мы рассмотрим толкование и значение предписаний, затронутых в этом послании, включая вопрос о том, должна ли жена бояться мужа, а также проповедь Бегичева на этот текст.
История, место и время написания
Писания I столетия по Рождестве Христовом не дошли до нас в подлинниках. А потому многие из них вызывают дискуссии о месте, времени создания, даже об адресатах текста. Не составляет исключения и это писание.
Эфес, Лаодикия, другие общины?
Некоторые древнейшие списки послания св. Павла (а первый из них относится к 200 г.) не содержат в 1 строке упоминания адресата – христиан «в Эфесе». Это дает основания для споров, действительно ли к верным этого города обращался святой. До сих пор существуют различные версии по этому поводу:
Полезные материалы
- слова «сущим в Эфесе» (Еф.1:1) – позднейшая вставка: на самом же деле писание обращено к христианам Лаодикии; позже, из-за того, что у этой общины сложилась не очень хорошая репутация (так, в «Откровении св. Иоанна Богослова» Сам Господь обличает этих христиан в теплохладности (Откр. 3:15)), в церковной традиции это послание утвердилось как обращенное к ефесянам;
- неясно, почему письмо, адресованное давно знакомой Апостолу общине, не содержит никаких обращений, имен, как это есть в других сочинениях св. Павла; это, а также больше проповеднический, чем полемический тон писания, дают основание предполагать, что слова св. Павла изначально были обращены к многим христианским общинам.
Впрочем, многие толкователи считают отсутствие упоминания о Эфесе в нескольких рукописях недостаточным основанием для того, чтобы думать о других возможных адресатах. Так полагал, например, свт. Феофан Затворник. Он пишет, что неупоминание о христианах Эфеса могло объясняться пребыванием Павла в тюрьме Кесарии, где его держали в достаточно стесненных условиях:
«… Узы были более тесны и враги ближе и злее. В первый раз попал святой Павел в такие долгие и крепкие узы. Кругом всюду злящиеся на него враги. По-человечески судя, не смог он не опасаться всяких от лица их себе неправд и неприятностей… Зная это, он, пиша послание, и не поминает ни о ком ни из иудеев, ни из язычников, опасаясь, что послание попадет в руки врагов его и они наделают неприятностей из-за того и ему, и поминаемым лицам».
Авторство святого апостола Павла
Этот вопрос также ставится некоторыми богословами. Правда, большинство из них признает таковым св. Павла. Однако некоторые склонны считать послание «литургической гомилией» (проповедью), написанной кем-то из духовных детей святого, но с использованием его подлинных сочинений. Отсюда, как думают, особый стиль изложения, действительно более подходящий для проповеди. Но и в этом случае мысли, высказанные в тексте, все же принадлежат самому «Апостолу язычников».
Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395.Иконописная школа или художественный центр: Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом.Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Место, время
Трижды текст упоминает о заключении св. Павла. Поэтому современные авторы полагают, что он мог быть написан:
- во время ареста в Кесарии;
- в Риме. где Апостол также находился под арестом.
Так как Кесария, согласно «Деяниям Апостолов» была местом заключения св. Павла в течение 2 лет, с 60 г., после чего его отправили на суд императора в Рим, время его написания может быть от 60 до 63 г.
Мнение эксперта:
В Послании к Ефесянам святой апостол Павел призывает мужей любить своих жен и женам повиноваться своим мужьям. Это не оправдывает насилие или угнетение, а скорее подчеркивает важность взаимоотношений в семье. Эксперты считают, что жена не должна бояться мужа, а должна быть уважаема и любима. Важно, чтобы отношения в семье строились на взаимном уважении и поддержке, а не на страхе и подавлении. Понимание и принятие учения апостола Павла помогает создать здоровую и гармоничную обстановку в семье, основанную на любви и уважении.
Основное назначение
Это одно из немногих писаний святого
апостола Павла
, которое не содержит упоминания о каких-либо спорах, недоумениях в общине, к которой обращено. По-видимому, основная цель – изложение христианам:
- по слову свт. Феофана Затворника, «тайны устроения из всех людей Церкви Божией», то есть домостроительства нашего спасения;
- правил христианской жизни.
Содержание
После обычного приветствия Павел начинает свое писание с учения о Церкви и спасении через Благодать Божию. При этом особенное внимание он уделяет единству о Господе как иудеев, так и язычников.
Обязанностям верных по отношению к Господу и ближнему посвящены последние, 4 и 5 главы.
Толкование
«Полным возвышенных мыслей», рассчитанным на вдумчивое чтение именует послание свт. Феофилакт Болгарский. Действительно, немногие строки писания Апостола содержат в кратких, но емких словах учение о Церкви и Спасении.
«Благодать и мир»
Таковы слова приветствия св. Павла, но это же – содержание первых глав его писания. Свт. Феофан Затворник пишет, что Благодать – основа жизни христианина, это – дар Божией помощи, вера, даруемая свыше, счастье общения с Господом. Именно оно дает душе мир.
А это мирное устроение, но слову св. Павла, ведет за собой просвещение души, «дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:18-19).
Эта Божия милость дается даром, потому ее необходимо особенно ценить. Во 2 главе св. Павел описывает бедственное духовное оскудение язычества, а затем – то изменение, которое происходит с верующими по воле Божией. Они становятся Ему «своими», «согражданами святым» (Еф.2:19). Имея Христа «краеугольным камнем», все вместе верующие составляют как бы стройное духовное здание – Церковь (Еф.2:21)
Церковь
Св. Павел показывает, что это – единый организм, как бы подобный человеческому телу. Здесь о каждом верующем у Господа – свой план, так что «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями…» (Еф.4:11). Но цель одна – познание Господа, единство с Ним.
Как жить по-христиански?
Вот принципы христианского устроения души, изложенные св. Павлом (4-6 главы):
- «отложить ложь», то есть говорить правду ближним;
- оставить постыдные дела язычества: кражи, разбои; трудиться своими руками;
- стараться не согрешать языком, «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29);
- часто молиться, назидая себя песнопениями духовными.
18
Марта
1869 года
Святитель Феофан Затворник в письме к одной рабе Божией, излагал следующую мысль: «все расти надо, в известную всем назначенную меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13)».
Христианская семья
Именно в этом писании святого содержится известная фраза: «Жена да боится своего мужа». Её часто, вырвав из контекста, приводят как пример принижения женщин у христиан. А вот как выглядят подлинные слова св. Павла:
«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5,24-33).
Итак – повиновение мужу – не «обязанность» жены, а ответ на его любовь, а также проявление веры во Христа, ибо семья – малая церковь.
Христианское общество
Последняя глава «Послания» посвящена христианским отношениям между людьми. Вы их основе – не социальный статус, доход, влиятельность, но понимание человека как образа Божия. Потому дети призваны повиноваться родителям, а те – не раздражать детей, рабы – творить послушание хозяевам, особенно – тоже христианам, служа им, как братьям. Владельцы же подневольных тоже должны относиться к ним с христианской добротой. Но самое главное – не надо бороться с людьми, пусть даже врагами. Гнева заслуживают не они, но те, кто толкает человека ко греху: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Именно здесь нужны «броня праведности», «меч духовный» – Слово Божие (Еф. 6:14,16).
Заканчивается же послание тем же, чем начато – благословением, самым важным для христианина.
Проповеди Бегичева на послание к Ефесянам
Глубина мыслей, содержащихся в Павловом писании, породила множество толкований на него уже с первых веков христианства. Не чужды этого также протестантские богословы. Так, в сети Интернет можно найти более 20 проповедей на «Послание» главы так называемой Старокатолической церкви России Павла Бегичева. Это обстоятельный разбор текста ап. Павла, сделанный, однако, более с протестантской точки зрения, нежели с опорой на святоотеческую традицию. Это понятно: предстоятель российских старокатоликов долгое время сам был баптистским пастором, да и само устройство Старокатолической церкви достаточно близко к протестантизму (например, отсутствует безбрачие епископата).
Говоря о «Послании», проповедник максимально стремится связать его с реалиями современной жизни, что не может не импонировать современному человеку. Но мимо его внимания проходят многие идеи как восточных, так и западных отцов, их духовный опыт, позволявший разглядеть истинную глубину слов Апостола. Поэтому знакомство с проповедями хотя познавательно, но все же временами вызывает у православного зрителя желание перечитать толкования свтт. Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, намного более глубокие, основательные.
Сочинение Апостола давно «разобрано на цитаты», вошедшие в повседневный обиход верующих, включенные в богослужебные тексты. Но иногда все же стоит обращаться к подлиннику – помня слова свт. Феофилакта Болгарского о необходимости «особенного внимания, чтобы понять заключающиеся в нем тайны».
Наталья Сазонова
Частые вопросы
Почему жене следует бояться мужа?
Это неправильная трактовка фразы из Послания к Ефесянам. В оригинальном тексте нет прямого указания на то, что жена должна бояться мужа. Напротив, там говорится, что муж должен любить жену и относиться к ней с уважением.
Как правильно понимать слова апостола Павла о том, что “жена да боится мужа”?
Слово “боится” в данном случае не означает “испытывать страх”. Скорее, речь идет об уважении, почтении и послушании. Жена должна уважать своего мужа как главу семьи и лидера, а также подчиняться ему в тех вопросах, которые касаются семьи и совместной жизни.
Как должны относиться муж и жена друг к другу согласно Посланию к Ефесянам?
Муж и жена должны относиться друг к другу с любовью, уважением и пониманием. Они должны быть готовы жертвовать собой ради друг друга и поддерживать друг друга в любых ситуациях. Отношения между мужем и женой должны строиться на принципах равенства, взаимоуважения и любви.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении Послания к Ефесянам св. ап. Павла, помните, что текст следует рассматривать в контексте времени, когда он был написан, и культурных особенностей того времени.
СОВЕТ №2
Необходимо учитывать, что переводы текстов Библии могут различаться, поэтому для более глубокого понимания рекомендуется обратиться к нескольким источникам и исследованиям.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на контекст и общее послание Послания к Ефесянам, чтобы понять истинный смысл слов св. ап. Павла и избежать их неправильной интерпретации.
Интерпретация современных ценностей
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, в котором говорится о подчинении жены мужу, часто вызывает споры и разногласия в современном обществе. Современные ценности и нормы отношений между мужчиной и женщиной сильно изменились с тех времен, когда было написано данное Послание.
Сегодня многие люди считают, что идея подчинения жены мужу устарела и не соответствует принципам равенства полов. Однако, важно понимать контекст и культурные особенности того времени, чтобы правильно интерпретировать учение апостола Павла.
Современные ценности подчеркивают взаимное уважение, равноправие и партнерство в отношениях между мужчиной и женщиной. Поэтому важно не просто буквально следовать словам Послания, а адаптировать их к современной реальности, учитывая изменения в обществе и воспринимая учение апостола Павла в контексте его времени.
Интерпретация современных ценностей в контексте Послания к Ефесянам поможет нам лучше понять и применить учение апостола Павла к нашей жизни сегодня. Важно помнить, что каждая эпоха имеет свои особенности и аспекты, которые необходимо учитывать при толковании древних текстов.