Послание к Филиппийцам, написанное Апостолом Павлом, представляет собой духовное завещание, содержащее важные уроки и наставления для христианского сообщества. В данной статье будет рассмотрено толкование этого послания, его история написания, а также ключевые моменты, которые делают его актуальным и ценным для современных верующих.
История написания
Проповедь в Филиппах – пример особого действия Промысла Божия. Апостол и его сподвижники, включая описавшего эти события св. Луку, изначально идти к македонянам не собирались. «Деяния Апостолов» рассказывают о некоем недоумении, которое пришлось испытать св. Павлу при начале второго путешествия (49-52 гг.): думая отправиться сначала в Асию, затем – к Вифинии, проповедники Слова, водимые непосредственно Духом Божиим, каждый раз понимали, что на это нет благословения.
Полезные материалы
Наконец, во сне Павел увидел некоего «мужа македонянина», сказавшего: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян 11:6-9).
Свою проповедь Апостолы начали в первом же македонском городе, римской колонии Филиппах. Согласно «Деяниям», слово Божие приняли не все, не сразу. С одной стороны, у рабы Божией Лидии, одной из первых уверовавших, Павел со спутниками нашли пристанище, поддержку. Но именно в Филиппах они же испытали гонения за проповедь: Апостолов били, затем арестовали. Однако, даже это обернулось благом: начальник темницы, все его домочадцы, видя чудеса Апостолов, приняли Крещение.
Так возникла первая на территории Европы христианская община, притом – твердая верой, связанная тесными узами любви со св. Павлом. Возможно, им написано далеко не одно послание к христианам Филипп: ведь, где бы он ни был, эти духовные дети поддерживали, помогали Апостолу – молитвенно, а также материально, о чем святой упоминает в этом единственном дошедшем до нас послании. Поскольку речь идет о том, что Апостол пребывает «в узах», считается, что текст надиктован им св. Тимофею в Римской тюрьме, где он находился около 61 или 63 гг.
Мнение эксперта:
Духовное завещание Апостола Павла, изложенное в послании к Филиппийцам, является одним из ключевых текстов Нового Завета, привносящим важные нравственные и духовные наставления. Эксперты отмечают, что данное послание обращено к христианской общине в Филиппах и содержит утешения, наставления по единству и радости в вере, а также призыв к смирению и служению ближним. Павел призывает к рассмотрительности, миролюбию и молитве, подчеркивая важность духовной бдительности и постоянного стремления к духовному совершенствованию. Эксперты отмечают, что послание к Филиппийцам является источником вдохновения и мудрых наставлений для христианской общины, напоминая о важности любви, милосердия и веры в христианской жизни.
Содержание письма Апостола Павла
Это одно из самых кратких писаний св. Павла, всего из 4 глав.
- Оно начинается с благодарности Господу за общину Филипп, духовную опору святого, любимых друзей, детей во Христе.
- Как близким людям, святой сообщает филиппийцам о своем состоянии, а также о Епафродите, пришедшем из Филипп, но замедлившим в Риме по болезни. Св. Павел с радостью пишет, что не только он, но также св. Тимофей вскоре придут в Филиппы, к тому же сам Апостол, если будет освобожден, собирается навестить общину.
- Третья часть послания посвящена, видимо, возникшим среди филиппийцев нестроениям из-за гонений от иудеев (их при начале проповеди сам Павел со спутниками испытали на себе). Апостол ободряет
христиан
надеждой на Господа. - Завершается послание благодарностью за доставленные Епафродитом приношения, благословением.
Интересные факты
-
Послание к Филиппийцам — это одно из самых личных писем апостола Павла, в котором он выражает свою любовь и благодарность церкви в Филиппах. В нем он также излагает свои мысли о христианской жизни и призывает верующих следовать примеру Иисуса Христа.
-
В Послании к Филиппийцам Павел говорит о радости и мире, которые приходят от знания Бога. Он также говорит о том, что христиане должны быть готовы страдать за веру и что они должны всегда радоваться и благодарить Бога.
-
В заключительных главах Послания к Филиппийцам Павел дает указания церкви в Филиппах о том, как жить в мире и единстве. Он также призывает их заботиться о бедных и нуждающихся и быть щедрыми друг к другу.
Толкование
Будучи одним из последних, написанных при земной жизни «Апостола языков», это писание – своего рода итог его жизни, о котором он беседует е с близкими духовными детьми.
Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века.Происхождение: Икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедникЛитература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.
Римские узы и проповедь Христа
Интересный факт
Очевидно, филиппийцы беспокоились о состоянии духовного отца, находившегося под арестом. Апостол спешит успокоить их не только сообщением о том, что вполне бодр, но – что для него намного важнее – известием о том, что его римское заключение послужило ко благу распространения христианства в «Вечном городе».
Святой пишет, что благодаря его заключению появилось множество проповедников Имени Господня. Многие из них, правда, проповедуют «по любопрению» (Флп.1:15), ревнуя о том, что заключенный стал известен даже при императорском дворе, полагая, что проповедь принесет им известность. Примечательно, что Апостол не только не осуждает проповедников, но вообще не подвержен даже малейшей гордыни, совсем не задет их отношением. Для его важно, что дело Христово совершается, а кем, с какими намерениями – об этом судить Богу.
«Жизнь – Христос и смерть – приобретение»
Обращаясь к духовным детям по поводу возникших среди них разногласий из-за влияния иудействующих, Апостол вновь утверждает, что Закон Моисеев не ведет к спасению, но дан лишь до времени пришествия Мессии, Христа.
Величайшее событие для человечества – то, что человеком становится Сам Творец мира. Именно поэтому следующие слова св. Павла читаются на Богородичные праздники:
«… В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5).
Как же можно не стремиться к соединению со столь любящим Господом? Приводя как пример себя, Апостол говорит о том, что он – «непорочный» по Закону, «еврей от евреев» все на свете «почел тщетою, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3:2-7).
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»
Приобрел ли? Уже приближаясь к концу земного пути, духом зная это, святой все еще не дерзает сказать, что цель достигнута: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13-14).
Таковы крайне внимательные к каждому движению своей души угодники Божии. Но мы, читая «Послание», видим и другое: спокойную радость о Боге, уверенность в Нем. Вот Павел благодарит филиппийцев за присланную помощь – но тут же прибавляет, что радуется не так о материальных вещах, как об их добродетелях. Сам же он – всегда «доволен», ибо жизнь и Промысл Божий научили Павла довольствоваться малым, а живя изобильно – не превозноситься. Вся жизнь его предана Богу, Его воле. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13) – так подытоживает святой свою жизнь.
Послание – драгоценное свидетельство веры, дружбы, взаимопомощи первых христиан. Оно же – завещание Апостола как им, так и христианам последующих поколений: помнить о том, что надежда на Господа – основа жизни среди будь мира и спасения – в будущем.
Свт. Феофан Затворник в слове на празднование Нерукотворного Образа Спасителя 16 августа 1864 г. так говорит о том, как выполнить Апостольский завет: «Возьми сердце свое и смотри, где его сокровище, где оно живет и в чем благо свое поставляет. Если увидишь, что ему «еже жити, Христос: и еже умрети приобретение есть» (Флп. 1, 21), благодари Господа. А если увидишь, что оно все опутано пристрастиями земными, начинай отрешать его от них понемногу, поспешая, однако ж, сделать это, чтоб смерть не застала, ибо кто привязан к земле, тому тяжело умирать».
Наталья Сазонова
Частые вопросы
Кто написал послание к Филиппийцам?
к Филиппийцам 1:1), Послание к Филиппийцам написал Павел. Это подтверждается использованием во всем послании местоимения я и упоминанием Тимофея в Послании к Филиппийцам 2:19. Тимофей мог выступать в роли писаря Павла, написав это письмо под его руководством.
Что такое любовь с точки зрения апостола Павла?
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине, 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
В чем помогает апостол Павел?
Молитва перед иконой святого апостола Павла помогает обрести твердость и умножение веры, ему молятся о добром служении пастырей и любви между ними и данной им паствой, о даровании разумения Божия слова и успехов в учебе, просят об исцелении душевном и телесном.
Чем зарабатывал апостол Павел?
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении послания к Филиппийцам откройте свое сердце для духовных уроков, которые хотел донести до нас Апостол Павел. Постарайтесь вникнуть в каждое слово и применить его к своей жизни.
СОВЕТ №2
Изучая послание, обратите внимание на темы благодарности, радости и мира, которые пронизывают его. Постарайтесь применить эти принципы к своей повседневной жизни, чтобы обрести внутреннюю гармонию.
СОВЕТ №3
Не забывайте о важности единства и любви, о которых говорит Апостол Павел. Постарайтесь стремиться к миру и согласию с окружающими, проявляя терпимость и сострадание в отношениях с ближними.
Ключевые темы послания к Филиппийцам
В послании к Филиппийцам Апостол Павел затрагивает несколько ключевых тем, которые имеют важное значение для христианской общины. Одной из таких тем является радость в Господе. Павел призывает филиппийцев радоваться всегда и напоминает, что истинная радость и утешение приходят через веру в Христа.
Другой важной темой послания является единство верующих. Апостол Павел уделяет большое внимание общности и взаимопомощи в церкви, призывая к согласию и миролюбию между братьями и сёстрами во Христе. Он подчеркивает, что только через единство и любовь можно достичь истинного свидетельства о Христе.
Третьей ключевой темой послания является духовная борьба и стойкость в вере. Павел напоминает филиппийцам о необходимости быть твердыми в вере, несмотря на преследования и испытания. Он призывает к терпению и доверию Богу во всех жизненных обстоятельствах, утверждая, что через молитву и веру можно преодолеть любые трудности.