«Духовность измеряется степенью познания себя»: глубина самопознания

В поисках глубокого понимания себя и окружающего мира человек обращается к духовным практикам, стремясь раскрыть свой внутренний потенциал и найти свое место во Вселенной. «Духовность измеряется степенью познания себя» – эта фраза открывает перед нами важную тему самопознания и духовного развития, которая будет рассмотрена в данной статье.

Перегруженность мешает найти главное

Варсонофий Великий говорил: «Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему поклонялись отцы наши. И им прославились». Ему вторит тоже известный древний святой учитель авва Диодох: «Молчание – это мать мудрых мыслей».

Эти высказывания резко контрастируют с нашим временем, когда все говорят настолько много и непрерывно, что бедный человек начинает закрывать свои уши, выключает телевизор, бросает на пол компьютер, возмущаясь: «Дайте же мне хоть минуту молчания, чтобы прийти в себя!».

На самом деле, нам не хватает молчания. Можно подумать, что это некое теоретическое размышление. Нет-нет. Уже и опытные психологи говорят, что каждому человеку, который постоянно работает в коллективе, крайне необходимо хотя бы пару часов побыть в полном уединении и молчании.

Наш мозг, наша психика перегружена и устает. При непрерывной нагрузке отовсюду трудно человеку посмотреть в самое главное и ценное, что есть в нем. Не главное и не ценное — это основные события: что произошло, где, как, почему. Наша жизнь постоянно наполнена этим. А что самое главное? Это вопрос из вопросов, на котором часто не согласны между собой различные мировоззрения и даже религии.

Правда, есть один термин, который часто употребляется в обществе, по отношению к определению самого главного, с которым согласятся все: духовная жизнь человека. А что это такое?

Мнение эксперта:

Эксперты подчеркивают, что духовность несомненно связана со степенью познания себя. Понимание своих внутренних мотивов, ценностей и убеждений играет ключевую роль в развитии духовной сферы личности. Чем глубже человек погружается в самопознание, тем более осознанно и гармонично он может строить свои отношения с миром и окружающими. Познание себя помогает раскрыть внутренний потенциал, обрести внутреннюю гармонию и стать более целостной личностью. В этом контексте степень самопознания является важным показателем духовного развития человека.

Как познать себя во всей полноте? СадхгуруКак познать себя во всей полноте? Садхгуру

Истоки — в человеке

Один из замечательных людей прошлого столетия, удивительный Серафим (Роуз) писал, что духовность может быть очень разная. Хотя в принципе можно назвать две основные его стороны. Духовность может быть высокая, которая вырывает человека из этой обыденности. Он даже употребляет здесь такое понятие, как «мерзость обыденности». А бывает духовность падшая, которая ведет человека к смерти душевной и даже физической.

Интересный подход. Потому что обычно со словом «духовность» у нас ассоциируется только нечто возвышенное, прекрасное, чудесное, возбуждающее нас к деятельности, к творчеству, веселящее наше сердце, и так далее. Нет, все не так просто, как кажется.

Оказывается, духовность может быть разной. И действительно возвышающей человека над мерзостью обыденности. Вы подумайте, какое слово употребил! Что такое обыденность? Ну, это то, в чем мы постоянно живем. И вдруг он именует это так, что просто дрожь пробивает. И это верно, если внимательней посмотреть на то, чем основное время занята наша душа: какими мыслями, настроениями, мечтаниями, какими подчас сказками, иллюзиями. Все это он называет этим тяжелым словом. И, наверное, действительно есть причина, почему он говорит, что есть духовность падшая. Причем опять слово-то какое! Падшая духовность! Вы когда-нибудь слышали такое? Страшно и подумать, как это может быть духовность, да еще падшая.

Где же критерий, на каком основании он дает такое определение этим вещам?

Мы все прекрасно помним, когда:

«Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

— Что такое

хорошо

и что такое

плохо?».

До чего мило сказано! А какая здесь глубина философская, жизненная, психологическая! Действительно, что такое хорошо и что такое плохо? Где находятся истоки хорошего и плохого? Опять возвращаемся туда же: в человеке.

Можно, конечно, сказать, что один исток в Боге, другой в дьяволе. Но в данном случае ни о каком дуализме речь не идет. Речь идет об одной и главнейшей точке, самой важной для человека. Это — человеческое сердце, его душа. Вот где источник и духовности высшей, и духовности падшей.

Уровень духовности Степень познания себя Характерные признаки
Низкий Не знает своих истинных желаний, потребностей и талантов Живет на автопилоте, не задумываясь о смысле жизни
Средний Начинает осознавать свои истинные желания, потребности и таланты Стремится к саморазвитию и самопознанию
Высокий Глубоко понимает свои истинные желания, потребности и таланты Живет осознанно, следуя своему предназначению

Интересные факты

  1. Самопознание – это нелегкое путешествие. Оно может длиться всю жизнь, но оно того стоит. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше сможете понять свои сильные и слабые стороны, свои цели и мечты. Вы также сможете лучше справляться со стрессом и трудностями, потому что будете лучше знать, как реагировать на них.
  2. Самопознание помогает нам принимать более правильные решения. Когда мы понимаем свои ценности и приоритеты, мы можем делать выбор, который согласуется с ними. Это может привести к более счастливой и полноценной жизни.
  3. Самопознание помогает нам быть более сострадательными и понимающими к другим. Когда мы знаем себя, мы лучше понимаем других людей и их проблемы. Это может привести к более мирному и гармоничному миру.
Еcть только одно подлинное знание - знание себя. Духовная наука Сиддхарамешвара МахараджаЕcть только одно подлинное знание – знание себя. Духовная наука Сиддхарамешвара Махараджа

Дух творит себе формы

Духовный мир, который скрыт у нас в душе и в нашем обществе, имеет законы своего бытия, как и мир материальный. Отсюда проистекает весьма серьезное следствие. К чему ведет нарушение законов материального мира? Прыгнул неудачно — сломал ногу. Говорят, не прыгай! Не садись на раскаленную железку — кое-что обожжешь, подпрыгнешь, будешь ахать и охать! Законы кожи мы знаем, это же самое близкое, что есть. А когда касается духовного – что это такое?

Оказывается, это важнейшая тема человеческой жизни, человеческого творчества. К чему приводит следование этим законам в жизни, которая порождает творчество? К той жизни, которую мы назовем гармоничной, прекрасной, здоровой, правильной. Напротив, нарушение их приведет к искажению всего прежде всего в душе человека. А дух творит себе формы, и искаженная душа порождает формы соответствующие.

Помню, хожу в Нью-Йорке по музею искусств. Господи, это просто какой-то кошмар! Говорю сопровождающей: «Вы знаете, что эта картина собой представляет?». Отвечает: «Нет, не знаю, там название есть». Я: «Да нет, что вы на название смотрите! Это вот что представляют собой: рядом с чистым полотном поставили ведро с краской, привязали тут лошадь или осла, погрузили туда хвост, осел начал махать хвостом, и – шедевр!». Да, «шедевр». А назвать его ничего не стоит, фантазии у нас хватит.

Смотрю, какая-то скульптура, сооружение. Подобие человека, голова, железная конструкция. Какие-то грязные тряпки, женские чулки, прочее. «Это что такое?», — говорю. И, захлебываясь, мне рассказывают, что это что-то невыразимое.

Дух творит себе формы. Обратите внимание, какова сейчас тенденция. На Западе она проявляется с огромнейшей силой, но должна будет заразить, конечно, и нас. Это какая-то поразительная тенденция к безобразному.

Помню, давно, когда включишь телевизор, думаешь: «Что такое? Какая-то насмешка над человеком!». Там уже нет ничего серьезного, чтобы человек о чем-то подумал. Только непрерывно мелькающие клипы: «Не думай, человек!». Все идет прямо по теории Дарвина, только она преломилась. Кто такой человек? Это обезьяна с компьютером в голове. «Не думай!». Клипы, клипы, клипы, клипы — и все. «Не думай! Не останавливайся!». А если уж дело касается изображения, то не знаешь даже, что тут и изображено на этих картинах и скульптурах.

Ведь наш мир замечателен по красоте, посмотрите, какая природа! Что собой представляет животный мир, птицы, да все! А какие изумительные образцы жизни людей мы видим, какая красота! И вдруг насаждается тенденция на искажение всего естественного, прекрасного. Тенденция, которая проявляется с огромной силой.

То, что мы видим в человеческих творениях, видно и в области морали. Какие извращения ставятся на пьедестал почета человечества! Идет буквально извращение. Причем насаждается с огромной силой теми, кто обладает властью и могуществом, средствами для насаждения этой падшей духовности, которая искажающей внутренний мир человека.

Есть такой закон, я называю его законом резонанса. Чем он характеризуется? Каждое наше впечатление, которое мы переживаем через любое из пяти чувств или в мыслях, воображении, в идеях, — все эти впечатления никуда не исчезают. Челочек – это образно говоря компьютер с бесконечной памятью. Правда, подчас мы не знаем, на каком уровне записывается то или иное впечатление, но оно остается. В компьютере оно просто остается, а у человека оно действует. Причем иногда человек воспринимает это сознательно, иногда бессознательно. У человека, живущего, например, идеями чисто биологического характера, это сказывается на его деятельности и творчестве.

Вот смотрите, два художника: Врубель и Рублев. Посмотрите, какую «Троицу» написал Рублев! Это предел, совершенство, выше просто ничего не скажешь! Это то, что мы называем гениальность, но здесь даже что-то большее, ощущается потрясающая сила духа, духовность, красота. И Врубель, художник очень сильный.

Помню, однажды епископ Смоленской епархии (теперь он Патриарх) устроил мне поездку в одну деревушку, где стоит храм, расписанный Врубелем. Его так и не освятили, архиерей не разрешил. Я зашел туда и понял: трудно освятить такой храм, не поднимется рука и не повернется язык. Как дух творит себе формы! Духовное состояние человека определяет весь характер его творчества. А что такое духовное с точки зрения христианства?

Примеры духовности в Евангелии

Я смотрел, что такое духовность, в философской и других энциклопедиях, и умилился. Знаете, кто такой духовный человек? Эстетически развитый, человек культуры, богатейших познаний, эрудиции, образования. А если задеть самолюбие такого человека? Навеки врагом ему станете! Так в чем же состоит духовность?

Это такой примитив, определить духовность совокупностью чисто внешних вещей, которые подчас зависят от той внешней среды, в которой просто человек живет: образования, культуры, поведения и так далее. Уж древний Гераклит древний, и то говорил:

«Многознание уму не научает».

Даже уму! Но и ум может быть очень разным.

Как мы оцениваем людей? Очень просто. Если мы знаем, что человек совершает какие-то преступления, что еще нужно? Вор, коррупционер, бандит, убийца. Какие еще нужны характеристики? Все понятно.

И вдруг Тот, Который является эталоном и мерилом истины, Христос, как Он оценивает таких людей? Никогда не обращали внимание? Найдите хотя бы одну фразу в Евангелии, в которой бы Христос сказал: «Горе вам, мошенники, убийцы, воры, любодеи, прелюбодеи!». Там этого нет. Но смотрим дальше и, к нашему удивлению, вдруг видим такие гневные обличения от Христа: «Змеи! Порождения ехиднины! Гробы окрашенные, которые внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты!». Это кто же? Думаете, убийцы? Воры, мошенники? Нет. Порядочные люди. Кого Он так называет? Первосвященников (то есть архиереев), священников, книжников (богословов), фарисеев (это ветхозаветное монашество, те, кто давал клятвенное обещание самого тщательного исполнения религиозного закона).

Этих порядочных людей, которые торжественно обещают жить по Богу, по Закону, клеймит Христос, Сама Истина. А греховодникам не говорит ни слова, и более того. Взяли эту женщину, привели к нему, она, бедная, ждет, что сейчас ее побьют камнями. «Ну-ка, учитель, что ты скажешь?». А Он ничего не говорит. Нагнулся и пальцем по земле чего-то все пишет. От него требуют, Он ничего не говорит. Требуют! Тогда отвечает: «Ну, хорошо. Кто из вас без греха — первый кинь в нее камень». Так было положено по Закону Моисееву, то есть по Божьему Закону. Молчание. Потом один за другим начинают расходиться. И остался Он один на один с этой женщиной. Поднимает голову и говорит: «Женщина, а где твои обвинители? Никто в тебя не кинул камень?». В ответ: «Нет». И подумайте, что дальше: «И Я тебя не обвиняю. Но иди и впредь не греши».

Или тот же мытарь, сборщик налогов, к которому деньги прилипали к рукам. В притча о мытаре и фарисее мытарь вышел оправданным, а фарисей, то есть праведник, осужденным.

☯️ Пробуждение Разума - Часть 1. Познай себя (Фильм 2023 года на русском языке) / Артур Салихов☯️ Пробуждение Разума – Часть 1. Познай себя (Фильм 2023 года на русском языке) / Артур Салихов

Познание себя – основание всякого блага

Лучше всех понимали Евангелие общепризнанные и великие святые. Даже не вообще святые, потому что много было тех, кто прославился вовсе не своей высокой жизнью, например мученики. Я говорю о людях, которые прославились своей потрясающей жизнью. И они говорят, что суть духовной жизни состоит в следующем.

Один из величайших подвижников, Исаак Сирин, который скончался примерно в 700 году, сказал:

«Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее».

Как вам это нравится?

Помню, процитировал его однажды на встрече с лютеранами, так они меня готовы были расцеловать. Не добродетели и не труду — ура! Я говорю: «Стойте, я еще не закончил!». И продолжил: «… а рождающемуся от них смирению. И если не будет такового, напрасны все труды и все добродетели».

Это что за духовность такая?

Мы касаемся, может быть, самого серьезного вопроса духовной жизни христианина. Как часто мы думаем, что делая что-то каждый в своей области, мы делаем это Богу. Более того, приходится иногда слышать: «Я оставил свою работу и пошел служить Богу!». Стал дьяконом, священником или каким-нибудь сотрудником в церкви. Да вы что? Пойти в церковь — значит работать Богу?! Да Иуда с Христом ходил все время и оказался не с Богом!

Что ж такое тогда духовность?

От состояния духовного зависит вся наша деятельность, все наше творчество. Они могут быть высокими, поднимающимися над мерзостью обыденности, или падшими, ведущими к смерти душевной, а нередко и физической.

Каждый поставлен на свои рельсы в этой жизни. Но вся суть-то в чем? Если я уверен, что этим самым приношу что-то Богу, значит теперь Бог мне должен, потому что я работаю. Смотрите, что я делаю: вот, я нищему дал копейку – давай, Господи, миллиончик, у Тебя много!

Оказывается, воздаяние бывает не добродетели (даже если я кому-то даю) и не труду ради нее (то есть приобретения добродетели), но рождающемуся от них, от добродетели и труда, смирению.

Если я тружусь, неважно на каком поприще, и считаю, что я Богу приношу жертву, все у меня летит под корень, если я на своем поприще жизни не убеждаюсь в чем? А вот в чем. Смотрю, меня похвалили – и нос мой уже к потолку прилип! Меня кто-то обругал – и я не только в отчаянии или расстроен, но считаю этого человека паршивцем, а может быть негодяем.

Если я не вижу, как во мне работают тщеславие, самолюбие, гордость; если я на своем поприще жизни не убеждаюсь в том, насколько болен, страдаю от страстей; если я, совершая этот жизненный путь, не убеждаюсь в том, что во мне живут все страсти, что я наполнен ими, — то, что бы я ни делал, хоть бы и совершил множество всяких подвигов, все это ничто, если я, наконец, не образумился и не понял: да, оказывается, я — дрянь.

С христианской, евангельской точки зрения, духовность измеряется степенью познания себя. Тот же Исаак Сирин писал: «Блажен человек, познавший себя. Ибо это познание является основанием, корнем и началом всякого блага для человека».

Что разумеется под познанием? Увидеть, «до чего же я хорош» в кавычках. А до тех пор, пока этих кавычек у меня нет, никакой духовности у меня тоже нет.

Начало правильной духовности

Апостол Павел пишет:

«И если я раздам все имение мое и отдам мое тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

А я любовь имею к тому, кто меня любит, а кто меня не любит — тех не люблю. Вот вам вся моя духовность налицо! До чего я хорош!

Я был когда-то убежден, что духовность – это культура, эстетическое развитие, подвиги, совершаемые ради человечества, не меньше. Помните, Раскольников даже старушонку убил ради того, чтобы принести пользу человечеству. Думал так, а критерий, оказывается, совершенно другой.

Христос ни одного грешника не осудил, но этих лукавых клеймил всю евангельскую историю. Вот где духовность и антидуховность. И как прекрасно выразили святые отцы, нет духовности там, где у человека нет познания себя. То есть видеть то, что во мне есть.

А я познаю, до чего же я хорош! И больше мне ничего не нужно! И теперь моя основная задача — как бы реализовать себя, реализовать мою хорошесть.

Знаете, реализовать себя можно по-разному. Совершай поприще, на которое поставлен, но не мни о себе. Всегда найдется тот, кто гораздо выше и лучше. Это относится к людям всех профессий без исключения. И если человек не поймет, что именно понимание себя, видение, что он совсем не тот, кем должен быть в духовном плане, то проку ему нет никакого. Очень советую прочитать 13 главу Первого послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит о том, что такое любовь.

Задача каждого человека, который хочет быть христианином, — постараться увидеть себя, свои тщеславие, зависть, лицемерие, ложь. И не прятать их от себя, а обращаться к Богу: «Господи! Прости меня и помилуй!» Продолжать жить, прося прощение. И Бог каждому искреннему человеку поможет тогда жить.

Я не говорю, что освободит. До гроба человек будет сражаться с этими бесами, до гроба будет бороться. Ибо Царствие Божие, благо, которое мы все ищем, приобретается только усилием, а не самими результатами как таковыми. Мы не достигнем того, чтобы быть прозорливыми, чудотворцами, и так далее. А вот достичь того, чтобы не мстить другому человеку, не осуждать других людей, не превозноситься над другими, — это очень важно, Это и будет началом правильной духовности и верного творчества.

Частые вопросы

Что определяет духовность человека?

В современной психологии духовность определяется как сущностная черта человека, предопределяющая его бытие и утверждающая человека в его «онтологической истинности».

Что характеризует духовность?

Духовность — это мировоззренческая сущность, то, что определяет отношение к окружающей действительности, то, что характеризует видение мира в целом, а также место человека в этом мире.

Что входит в понятие духовности?

В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Что включает в себя духовное развитие?

Духовное развитие – это процесс последовательного осознания своей связи со всем, что есть в мире: событиями, людьми, природой (Вселенной). Осознать, при этом, значит не только прийти к умозаключению относительно единства, но и пережить трансформацию личности, которая при этом с человеком неизбежно происходит.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поставьте себя на первое место и уделите время самопознанию. Попробуйте размышлять над своими поступками, эмоциями и мыслями, чтобы лучше понять себя.

СОВЕТ №2

Изучайте различные духовные практики и традиции. Попробуйте медитацию, йогу, чтение духовной литературы – найдите то, что резонирует с вашей душой.

СОВЕТ №3

Общайтесь с людьми, которые разделяют ваши духовные убеждения или имеют опыт в этой области. Обсуждение темы духовности с единомышленниками может помочь вам расширить свое понимание.

Путь к самопознанию

Путь к самопознанию – это длительный и сложный процесс, требующий постоянного внимания к себе и своим мыслям. Для того чтобы духовность могла расцвести внутри нас, необходимо идти по пути самопознания, развивая свое внутреннее “я” и понимание собственной сущности.

Осознание себя начинается с осмысления своих желаний, целей и убеждений. Человек должен задавать себе вопросы о своих действиях, о том, что его движет, что приносит радость, а что вызывает страх или сомнения. Этот процесс требует откровенности перед самим собой и готовности к изменениям.

Самопознание также включает в себя работу над своими негативными чертами и принятие их как неотъемлемой части личности. Понимание своих слабостей помогает развивать силы и качества, делая нас более целостными и гармоничными личностями.

Для того чтобы достичь высокой степени самопознания, важно уделять время медитации, саморефлексии и внутреннему размышлению. Практики йоги, молитвы или другие духовные практики могут помочь человеку обрести внутренний покой и глубокое понимание своего места в мире.

Итак, путь к самопознанию – это постоянное стремление к пониманию себя, к развитию своей духовности и к достижению гармонии с самим собой и окружающим миром.

Оцените статью
Добавить комментарий