Господь просвещение мое и Спаситель мой для души

В статье “Спаситель: 7 слов на кресте, картина, статуя, плащаница, молитва, акафист” рассматривается тема Господа как просвещения и Спасителя. Эта статья позволит читателям глубже погрузиться в понимание роли и значимости Спасителя в христианской вере, а также рассмотреть различные аспекты его образа и символики.

Что значит слово

Именно оно находится в земном Имени
Сына Божия
, которым повелевал наречь Его Архангел Гавриил, когда благовествовал Пречистой Марии о будущем рождении Господа. С глубокой древностью с именем человека было принято связывать его жизненное предназначение, судьбу. Имя Сына Божия, которое Он носил, как Человек, звучит на еврейском языке как «Иехошуа», что означает буквально «Иегова спасает».

В книгах Ветхого Завета
известен еще только один человек, носивший его – прав. Иисус Навин, сподвижник прор. Моисея, вместе с ним выведших избранный народ из Египта. Впоследствии, через 40 лет, именно он возглавит народ, входящий в Землю Обетованную, то есть обещанную Богом, Палестину.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что понятие “Господь просвещение мое и Спаситель мой” имеет глубокий духовный смысл для многих людей. Это выражение символизирует веру в высшие силы, способные пролить свет и спасение на жизненном пути. Для многих верующих это слова, которые наполняют сердце утешением и надеждой, помогая преодолевать трудности и находить внутренний покой. В суете современного мира вера в Господа как просвещение и Спасителя остается важным источником вдохновения и поддержки для многих людей.

26 псалом с  текстом, Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?26 псалом с текстом, Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?

Почему Иисуса Христа именуют Спасителем

Все красоты, благодатность Палестины, которая была обещана иудеям Богом – лишь тень потерянного людьми Рая. Именно в него вводит их другой Иисус,Воплотившийся на земле для избавления людей от рабства плоти и греху. О Нем говорил Господь, удаляя из Рая потерявших общение с Ним Адама и Еву, уже тогда зная: человек не может спастись самостоятельно, без Божией помощи.

Адам и Ева Гюстав Доре

Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

Почему же так? Потому, что сам не может избавить себя «от сего тела смерти», как называет Апостол Павел жизнь на земле, поврежденной грехом. Когда прародители человеческого рода, Адам и Ева, восхотев «стать как боги», отказались от Бога Истинного, предпочтя ходить по своей воле – духовное зрение их помрачилось. А последующие потомки первых людей все дальше уходили от Бога, хотя не переставали тосковать по потерянному Эдему.

Но духовно больной человек в попытках «штурмовать небо» или терпел неудачу, или – в своем ослеплении принимал за «богов» падших Ангелов, бесов, все ниже падая в бездну греха. Именно поэтому человек должен быть спасен прямым вмешательством Бога – и вот на земле воплощается Его Сын, Который:

  • указывает путь к жизни вечной – веру в Него, доверие Ему, вручение Ему своей жизни;
  • воскреснув, обновляет, преображает человеческую природу, поврежденную грехом; то же ожидает однажды каждого – по всеобщем воскресении; по слову Апостола, «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор.15:51-52).

Интересные факты

  1. Первый русский перевод этой фразы с Ветхого Завета был сделан в 1351 году. Сохранился список той книги, на который около ста лет спустя наложил свою резолюцию митрополит Киприан: «Отлучен будет от Святой Троицы и от собора пречистые Богородицы и святых сил небесных и от священных апостолов и от святых пророк и от всех святых отец и от всей соборной и апостольской церкви… иже начнет какую книгу переводити иноземець святое Евангелие, или Псалдарь, или Апостол, или Октоих, или Часослов, или Триодь, или иную какую церковную книжицу, а изложит еретическую какую речь или неправедную…»

  2. Фраза «Господь – просвещение мое и Спаситель мой» («Господь – свет мой и спасение мое») является частью стиха 26 Псалма 26, который гласит: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться?» Этот стих является частью вечерней молитвы многих христиан.

  3. Фраза «Господь – просвещение мое и Спаситель мой» была использована в качестве названия для многих христианских гимнов и песен. Одним из самых известных гимнов, использующих эту фразу, является гимн «Господь – свет мой и спасение мое», написанный известным английским композитором-романтиком Артуром Салливаном в 1872 году.

Псалом 26 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?Псалом 26 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?

Рождение, жизнь и учение

К времени, как Спаситель пришел на землю, человечество достигло той точки, когда становится ясно: спасение своими усилиями невозможно:

  • язычество, тысячелетия пытавшееся «прорваться» к потерянному Небу через магию, обряды, посвященные «богам», вошло в полосу кризиса;
  • единственный же народ Земли, знавший Бога Истинного, с трепетом ожидал прихода Спасителя, которое было предсказано прор. Даниилом с точностью до года.

Настал день, когда сбылись все пророческие слова о Нем:

  • Иисус «преестественно» рождается от Девы Марии в Вифлееме Иудейском;
  • Он проживает земную жизнь, как Человек, проповедует Царство Небесное;
  • Христос умирает на кресте – но побеждает смерть Своим Воскресением, и с преображенной человеческой плотью возносится на небо;
  • наконец, домостроительство человеческого спасения завершается Сошествием Святого Духа – так рождается Церковь Христова, сообщество ожидающих спасения от Господа.

Первые начала Христова учения прозвучали в свое время еще из уст прор. Моисея, еще же раньше в Единого Бога веровали праотца – Авраам, Исаак, Иаков, иудейские патриархи, родоначальники 12 «колен» (родов) Израиля. Бедствующему среди треволнений мира человеку сначала были необходимы заповеди, которые бы оградили его от господствующего вокруг греха. Именно поэтому среди 10 заповедей, данных прор. Моисею непосредственно Богом на горе Синай – большая часть относится к запретам: не убивай, не кради, не пожелай чужого, не прелюбодействуй… И даже главная – о почитании Бога, тоже сопровождается запрещением:

«
Да не будет у тебя других Богов…».

Еще больше запретов содержат другие заповеди, составившие Библейские книги Числа и Левит. Здесь – длинные перечни чистых и нечистых животных, описание обрядов очищения осквернившихся… Всего этих заповедей – 613. Таков, по ап. Павлу, Ветхий Завет, «детоводитель ко Христу» (Гал.3:24), Который, по Его словам, «не нарушить пришел, но исполнить» (Мф.5:17). Что же значит – исполнить Закон? Ответы на этот вопрос дает учение Спасителя, которое идет дальше Ветхого Завета, от запрета на грех переходя к взращиванию в человеке добродетелей. Иисус не запрещает, но – зовет к Царству Небесному, счастью, миру: не случайно Его заповеди и именуются «Заповедями Блаженства» (Мф.5:3-11, Лк.6:20-23), то есть достижения счастья. Оно возможно, прежде всего:

  • для «нищих духом», то есть понимающих, что жизнь их без Бога пуста, а потому ищущих Его, как голодный – пищу;
  • для тех, кто сознает свои немощи, плачет о них, прося помощи;
  • ищущим правды Божией;
  • для достигших чистоты сердца от греховных страстей, которые «Бога узрят»;
  • для тех, кто смиренен, кроток, долготерпит обидчикам, врагам, как и Господь до последнего ждет покаяния человека;
  • для «миротворцев», то есть имеющих мирный дух;
  • для тех, кого гонят за Имя Божие, ибо они уподобляются Самому гонимому Христу.

Есть для учеников Иисуса и запреты: их меньше, чем у ветхозаветных иудеев, но исполнить эти заповеди – много сложнее, ибо они относятся к внутреннему состоянию человека:

  • Заповеди Моисея запрещают убийство – Иисус же считает убийцей и того, кто сказал о ближнем дурное, более того – помыслил;
  • Ветхий Завет учит иудея, живущего в языческом окружении, беспощадности к врагам – Христос требует от человека стремиться к совершенству, подобному Божиему: любить врага, молиться о нем, прощать – как Бог прощает каждого из грешников;
  • Заповеди Моисея запрещают прелюбодеяние – Христос говорит, что согрешает даже тот, что смотрит на женщину «с вожделением»;
  • наконец, христианину вовсе запрещено осуждение ближнего словом или даже мыслью.

И при всем этом Спаситель уверяет: «иго» этих, кажется, практически невыполнимых заповедей – «благо» и «легко». Потому, что дает счастье, мир душе, освобождает ее от греха. Вот только как перестать раздражаться на обижающего тебя, уйти от гнева на ближнего, постоянной привычки осуждать? Человеческими силами – никак, конечно. И здесь как бы замыкается круг: мы возвращаемся к самой первой заповеди блаженства – «Блаженны нищие духом». Именно им, положившимся на Него, Спаситель обещал Царство Небесное.

Нагорная проповедь

Фра Беато Анджелико. Нагорная проповедь. 1430-е гг. Флоренция. Музей Сан-Марко. В 1427 году Козимо деи Медичи — правитель Флоренции — приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь доминиканского ордена Сан Марко. Фра Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие монастырские помещения. После перестройки монастыря Анджелико переселился в Сан-Марко и создал прекрасные росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи всего мира.

Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения Фра Беато Анжелико (буквально «брат Блаженный Ангельский») — доминиканский монах, в 1983 году причисленный католической церковью к лику блаженных. Его фреска «Нагорная проповедь» обращает на себя внимание особой чистотой и аскетизмом образа.

Христос изображен в центре фрески сидящим выше окружающих Его апостолов, помещающихся как бы у Его ног. Бросается в глаза (особенно православному христианину) то, что положение Христа не фронтальное — Он обращается вниз, не к нам. Мы, зрители, смотрим на сцену со стороны. Ликов большинства Христовых учеников мы или вообще не видим, или видим частично: апостолы либо сидят спиной к зрителю, что неприемлемо в православной иконографии, либо заслонены нимбами других. Однако отказ художника от всего второстепенного в изображении настраивает зрителя на возвышенный лад.

«Жестоко слово сие» (Ин.6:60). Так ответили Ему иудеи, которые привыкли полагаться на «праведность» как соблюдение запретов и верить в далекого Бога, Который никогда не снизойдет до падшего человека Лично. Так состоялось Распятие Спасителя.

Семь слов, которые Спаситель произнес с Креста

Распятый говорил совсем немного, но это – Его последние слова, как бы завершение проповеди:

  • Господь делом явил исполнение заповеди о любви к врагам: он просил Отца Небесного простить убивающих Его, «ибо не ведают, что творят» (Лк.23:24)
  • умирая, Спаситель принял покаяния распятого рядом разбойника; поначалу он, как его товарищ, насмехался над Распятым, хотя сам был осужден на ту же смерть; но Божия благодать коснулась сердца, разбойник раскаялся, признав Иисуса Богом, прося помянуть его в Царстве Его; и услышал обетование: «Истинно говорю тебе, ныне же со Мною будешь в Раю» (Лк.23:43);
  • Спаситель поручил Свою Мать стоявшему с Нем при Распятии ученику, св. Иоанну Богослову; и самой Богородице сказал: «Жено! Се сын Твой» (Ин. 19:26); тем Он не только вручил Ей Иоанна, но – всех христиан передал Ее заступничеству.

Следующие четыре слова Божия произнесены в моменты кульминации страданий:

  • в один из них от невыносимой боли Он начинает читать псалом 21: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил…»; но закончить молитву не может от великих страданий;
  • проходит еще некоторое время, и уже почти в агонии еще одно слово: «Жажду»;
  • последние – «Свершилось» и «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», Спаситель произносит, собрав оставшиеся немногие силы уже за секунды до смерти.

Так Он проходит через все, что происходит с умирающим человеком. И ныне Он так же близок к каждому страдающему. А ответ на вопль человека «Боже, для чего ты меня оставил», по сути, один: Бог не оставляет никогда, но идет со страдающим до конца.

М. Нестеров. Распятие

М. Нестеров. Распятие

Псалом 26 слушать 40 раз текстПсалом 26 слушать 40 раз текст

Погребение Богочеловека

Его хоронили поспешно, ради исполнения Закона, запрещавшего любую деятельность в субботу – день покоя. Потому не исполнили всего положенного, не совершили все молитвы. Возможно, даже плакать времени не было. Не такого погребения заслужил Тот, кто нес людям весть о спасении. Именно поэтому жены-мироносицы спешат на следующее утро ко гробу – довершить все обряды.

И… обнаруживают, что это уже не имеет никакого значения. Потому, что Тела Его в пещере нет, а Ангелы свидетельствуют невероятное – Воскресение Христово. А потом они встречают Его Самого… Так Господь проходит через смерть. Так пройдем через нее все мы.

Лик Христа Спасителя, как выглядел

Иконография Его существует уже с первых веков христианства. Ее основа – не только память об облике Иисуса, которую хранили ученики, но также – изображения созданные не человеческой рукой.

Спас Нерукотворный

Предание говорит, что это – первая известная икона, можно сказать, созданная Самим Христом. История ее появления связана с правителем города Эдесса (сейчас – Урфа), Авгарем, болевшим проказой. Узнав об Учителе из Иудеи, он, веруя, что просто взгляд на Его изображение исцелит болезнь, послал художника – запечатлеть Спасителя. Однако тот никак не мог приблизиться к Нему за толпой народа. Тогда Христос, провидя намерение живописца, Сам подозвал его, после чего попросил воды, и, умыв лицо, отер его платом – на котором чудесно отпечаталось изображение Его лица. Впоследствии реликвия, от которой Авгарь действительно получил облегчение болезни, стала главной святыней Эдессы – ее поместили над вратами.

Спас нерукотворный Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Как память об этом, образ Спаса Нерукотворного до наших дней помещают над вратами храма. Подлинник же плата с изображением, а также столь же чудесный отпечаток Лика Христа «на чрепии» (глиняной доске) утрачены во время одного из крестовых походов.

Плащаница

На сегодняшний день это – единственное нерукотворное изображение Господа, дошедшее до нашего времени. Оно хранится в итальянском Турине. Церковь издавна знает предание, что это – ткань, которой правв. Иосиф и Никодим обернули тело умершего Иисуса. На ткани – анатомически точный отпечаток человеческого тела, на котором видно, что Умерший был подвергнут мучениям, казни через Распятие. Природа изображения, несмотря на неоднократные попытки ученых, до сих пор не выяснена.

Туринская плащаница

Туринская плащаница

Икона Христа Спасителя

Вся позднейшая иконография Христа основана на Его нерукотворных изображениях. На образах Господа:

  • Его Лик несколько удлиненный, подчеркиваются выразительные глаза, тонкие черты лица – все это проявления индивидуального облика Иисуса по Его Человечеству;
  • одежды Спасителя изображаются простые, каковы они были при жизни на земле; на нем красный хитон и синий гиматий (плащ); при этом красный цвет – символ Божества, синий – земли, сочетание же их говорит о Боге, ставшем Человеком.

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира»

Она датируется рубежом XV-XVIвв. Хотя это изображение не создано по канонам иконописи, а очень выразительный лик Христа не вполне соответствует облику, который передает Плащаница, картина имеет элементы иконографии: рука Христа поднята благословляющим жестом, Он держит прозрачную сферу (подобные иногда пишутся на иконах Ангелов и символизируют мир). Одежды Господа – синие, с орнаментом, в отличие от Его одеяний на иконах, здесь они имеют эстетическую, а не символическую нагрузку.

Спаситель мира

Леонардо да Винчи (?)

Спаситель мира. Около 1499–1510

Статуя в Рио-де-Жанейро

Она находится на вершине горы Корковаду, высота которой 800 м. Появление статуи связано с бразильской принцессой Изабел, благодаря которой в стране  в 1880-е гг. отменили рабство. Многие назвали принцессу даже «искупительницией», что ей, католичке, казалось, конечно, практически кощунственным. Именно поэтому принцесса выступила с идеей поставить на вершине горы скульптуру истинного Искупителя. Реализовать идею не получилось ввиду государственного переворота.

Еще раз к ней вернулись только с 1921 г., когда два архитектора – Эйтор да Силва Кошта и Пол Ландовски создали проект грандиозной статуи. Средства были собраны католиками города.

Статуя, которая сейчас возвышается над Рио-де-Жанейро:

  • имеет высоту 38 м, вес 1000 тонн;
  • благословляющие город руки Господа распростерты на 28 м.

Количество туристов, паломников, приезжающих к монументу, ныне доходит до 2 млн. ежегодно.

День Христа  Спасителя

Самый большой православный храм России, посвященный Ему, имеет престольным праздником 7 января, Рождество Христово. С Господом связаны также многие великие праздники:

  • Богоявление (Его Крещение во Иордане);
  • Сретение, когда Христос Младенец был принесен к Иерусалимскому храму;
  • Преображение Господне
    , Вход Господень в Иерусалим, Вознесение.

И, конечно, главный день, посвященный Господу – Пасха, Его Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим

[/yw] Вход Господень в Иерусалим

Господь просвещение мое и Спаситель мой – псалом 26

Это боговдохновенные слова созданы царем Давидом за 1000 лет до рождения обетованного людям Спасителя. Их особенно любят христиане, читающие псалом во время опасности, искушений, когда колеблется вера, человек подвергается страхам. Тогда о Том, Кто всегда с нами, напоминают жизнеутверждающие слова:

Господьпросвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

Когда приближались ко мне злодеи, чтобы съесть плоть мою, притеснители мои и враги мои, – они сами ослабели и пали.

Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь.

Одного просил я у Господа, этого буду искать, чтобы обитать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню и посещать храм святой Его.

«Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим.8:31). Так пишет Апостол Павел, опытно знавший, что такое Божия помощь и спасение. Знают это и современные христиане.

Молитвы Спасителю

Молитва

Молитва первая

Господи Иисусе Христе, Боже мой, покрый мя и раб твоих (имена) от злобы супостата нашего, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, о Благий, сохрани мя от смущения помыслов и потопа страстей. Господи, Пресладкий мой Иисусе, помилуй и спаси мя и рабов Твоих (имена).

Молитва вторая

О, Господи, Иисусе Христе! Не отврати лица Твоего от нас, рабов твоих (имена) и уклонися гневом от рабов Твоих: помошник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

Молитва третья

Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнуть! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь! посрами, Господи, борющаго мя беса. Упование мое, осени над главою моею в день брани бесовския! борющаго мя врага побори, Господи, и обуревающия мя помыслы укроти тишиною Твоею, Слове Божий!

Молитва четвертая

Господи! Се сосуд Твой есмь: наполни мя дарованиями Духа Твоего Святого, без Тебя я пуст всякого блага, или паче полн всякого греха. Господи! Се корабль Твой есмь: исполни мя грузом добрых дел. Господи! Се ковчег Твой: исполни его не прелестью сребролюбия и сластей, а любовию к Тебе и к одушевленному образу Твоему — человеку.

Акафист

Конда́к 1.

Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти́, созда́ние и ра́б Тво́й; но, я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, зову́ща:

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

И́кос 1.

А́нгелов Тво́рче и Го́споди си́л, отве́рзи ми́ недоуме́нный у́м и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слу́х и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я:

Иису́се пречу́дный, а́нгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние.

Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние.

Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́се преди́вный, му́чеников кре́посте.

Иису́се прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте.

Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование.

Иису́се пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 2.

Ви́дя вдови́цу зе́льне пла́чущу, Го́споди, я́коже бо тогда́ умилосе́рдився, сы́на ея́ на погребе́ние несо́ма воскреси́л еси́; си́це и о мне́ умилосе́рдися, Человеколю́бче, и грехми́ умерщвле́нную мою́ ду́шу воскреси́, зову́щую: Аллилу́иа.

И́кос 2.

Ра́зум неуразуме́нный разуме́ти Фили́пп ища́, Го́споди, покажи́ на́м Отца́, глаго́лаше; Ты́ же к нему́: толи́кое вре́мя сы́й со Мно́ю, не позна́л ли еси́, я́ко Оте́ц во Мне́, и А́з во Отце́ е́смь? Те́мже, Неизсле́дованне, со стра́хом зову́ Ти́:

Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ преси́льный.

Иису́се, Влады́ко долготерпели́вый; Иису́се, Спа́се преми́лостивый.

Иису́се, храни́телю мо́й преблаги́й; Иису́се, очи́сти грехи́ моя́.

Иису́се, отыми́ беззако́ния моя́; Иису́се, отпусти́ непра́вды моя́.

Иису́се, наде́ждо моя́, не оста́ви мене́; Иису́се, помо́щниче мо́й, не отри́ни мене́.

Иису́се, Созда́телю мо́й, не забу́ди мене́; Иису́се, Па́стырю мо́й, не погуби́ мене́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше апо́столы облеки́й, Иису́се, во Иерусали́ме седя́щия, облецы́ и мене́, обнаже́ннаго от вся́каго благотворе́ния, теплото́ю Ду́ха Свята́го Твоего́ и да́ждь ми́ с любо́вию пе́ти Тебе́: Аллилу́иа.

И́кос 3.

Име́яй бога́тство милосе́рдия, мытари́ и гре́шники, и неве́рныя призва́л еси́, Иису́се; не пре́зри и мене́ ны́не, подо́бнаго и́м, но, я́ко многоце́нное ми́ро, приими́ пе́снь сию́:

Иису́се, си́ло непобеди́мая; Иису́се, ми́лосте безконе́чная.

Иису́се, красото́ пресве́тлая; Иису́се, любы́ неизрече́нная.

Иису́се, Сы́не Бо́га Жива́го; Иису́се, поми́луй мя́ гре́шнаго.

Иису́се, услы́ши мя́ в беззако́ниих зача́таго; Иису́се, очи́сти мя́ во гресе́х рожде́ннаго.

Иису́се, научи́ мя́ непотре́бнаго; Иису́се, освети́ мя́ те́мнаго.

Иису́се, очи́сти мя́ скве́рнаго; Иису́се, возведи́ мя́ блу́днаго.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 4.

Бу́рю вну́трь име́яй помышле́ний сумни́тельных, Пе́тр утопа́ше; узре́в же во пло́ти Тя́ су́ща, Иису́се, и по вода́м ходя́ща, позна́ Тя́ Бо́га и́стиннаго и, ру́ку спасе́ния получи́в, рече́: Аллилу́иа.

И́кос 4.

Слы́ша слепы́й мимоходя́ща Тя́, Го́споди, путе́м вопия́ше: Иису́се, Сы́не Дави́дов, поми́луй мя́! И, призва́в, отве́рзл еси́ о́чи его́. Просвети́ у́бо ми́лостию Твое́ю о́чи мы́сленныя се́рдца и мене́, вопию́ща Ти́ и глаго́люща:

Иису́се, вы́шних Созда́телю; Иису́се, ни́жних Искупи́телю.

Иису́се, преиспо́дних потреби́телю; Иису́се, всея́ тва́ри украси́телю.

Иису́се, души́ моея́ уте́шителю; Иису́се, ума́ моего́ просвети́телю.

Иису́се, се́рдца моего́ весе́лие; Иису́се, те́ла моего́ здра́вие.

Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мя́; Иису́се, све́те мо́й, просвети́ мя́.

Иису́се, му́ки вся́кия изба́ви мя́; Иису́се, спаси́ мя́, недосто́йнаго.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 5.

Богото́чною Кро́вию я́коже искупи́л еси́ на́с дре́вле от зако́нныя кля́твы, Иису́се, си́це изми́ на́с от се́ти, е́юже зми́й запя́т ны́ страстьми́ плотски́ми, и блу́дным наважде́нием, и злы́м уны́нием, вопию́щия Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 5.

Ви́девше о́троцы евре́йстии во о́бразе челове́честем Созда́вшаго руко́ю челове́ка, и Влады́ку разуме́вше Его́, потща́шася ве́твьми угоди́ти Ему́, оса́нна вопию́ще. Мы́ же пе́снь прино́сим Ти́, глаго́люще:

Иису́се, Бо́же и́стинный; Иису́се, Сы́не Дави́дов.

Иису́се, Царю́ пресла́вный; Иису́се, А́гнче непоро́чный.

Иису́се, Па́стырю преди́вный; Иису́се, храни́телю во мла́дости мое́й.

Иису́се, корми́телю во ю́ности мое́й; Иису́се, похвало́ в ста́рости мое́й.

Иису́се, наде́ждо в сме́рти мое́й; Иису́се, животе́ по сме́рти мое́й.

Иису́се, утеше́ние мое́ на суде́ Твое́м; Иису́се, жела́ние мое́, не посрами́ мене́ тогда́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 6.

Пропове́дник богоно́сных веща́ние и глаго́лы исполня́я, Иису́се, на земли́ я́влься и с челове́ки Невмести́мый пожи́л еси́, и боле́зни на́ша подъя́л еси́, отню́дуже ра́нами Твои́ми мы́ исцеле́вше, пе́ти навыко́хом: Аллилу́иа.

И́кос 6.

Возсия́ вселе́нней просвеще́ние и́стины Твоея́, и отгна́ся ле́сть бесо́вская: и́доли бо, Спа́се на́ш, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша. Мы́ же, спасе́ние получи́вше, вопие́м Ти́:

Иису́се, и́стино, ле́сть отгоня́щая; Иису́се, све́те, превы́шший все́х све́тлостей.

Иису́се, Царю́, премога́яй все́х кре́пости; Иису́се, Бо́же, пребыва́яй в ми́лости.

Иису́се, Хле́бе Живо́тный, насы́ти мя́ а́лчущаго; Иису́се, исто́чниче ра́зума, напо́й мя́ жа́ждущаго.

Иису́се, оде́ждо весе́лия, оде́й мя́ тле́ннаго; Иису́се, покро́ве ра́дости, покры́й мя́ недосто́йнаго.

Иису́се, пода́телю прося́щим, да́ждь ми́ пла́ч за грехи́ моя́; Иису́се, обре́тение и́щущих, обря́щи ду́шу мою́.

Иису́се, отве́рзителю толку́щим, отве́рзи се́рдце мое́ окая́нное; Иису́се, Искупи́телю гре́шных, очи́сти беззако́ния моя́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 7.

Хотя́ сокрове́нную та́йну от ве́ка откры́ти, я́ко овча́ на заколе́ние веде́н бы́л еси́, Иису́се, и я́ко а́гнец пря́мо стригу́щаго его́ безгла́сен, и я́ко Бо́г из ме́ртвых воскре́сл еси́, и со сла́вою на небеса́ возне́слся еси́, и на́с совоздви́гл еси́, зову́щих: Аллилу́иа.

И́кос 7.

Ди́вную показа́ тва́рь, явле́йся Творе́ц на́м: без се́мене от Де́вы воплоти́ся, из гро́ба, печа́ти не руши́в, воскре́се, и ко апо́столом, две́рем затворе́нным, с пло́тию вни́де. Те́мже чудя́щеся, воспои́м:

Иису́се, Сло́ве необыме́нный; Иису́се, Сло́ве несогляда́емый.

Иису́се, си́ло непостижи́мая; Иису́се, му́дросте недомы́слимая.

Иису́се, Божество́ неопи́санное; Иису́се, госпо́дство неисче́тное.

Иису́се, ца́рство непобеди́мое; Иису́се, влады́чество безконе́чное.

Иису́се, кре́посте высоча́йшая; Иису́се, вла́сте ве́чная.

Иису́се, Тво́рче мо́й, уще́дри мя́; Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мя́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 8.

Стра́нно Бо́га вочелове́чшася ви́дяще, устрани́мся су́етнаго ми́ра и у́м на Боже́ственная возложи́м. Сего́ бо ра́ди Бо́г на зе́млю сни́де, да на́с на небеса́ возведе́т, вопию́щих Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 8.

Ве́сь бе́ в ни́жних, и вы́шних ника́коже отступи́ Неисче́тный, егда́ во́лею на́с ра́ди пострада́, и сме́ртию Свое́ю на́шу сме́рть умертви́, и воскресе́нием живо́т дарова́ пою́щим:

Иису́се, сла́досте серде́чная; Иису́се, кре́посте теле́сная.

Иису́се, све́тлосте душе́вная; Иису́се, быстрото́ у́мная.

Иису́се, ра́досте со́вестная; Иису́се, наде́ждо изве́стная.

Иису́се, па́мяте предве́чная; Иису́се, похвало́ высо́кая.

Иису́се, сла́во моя́ превознесе́нная; Иису́се, жела́ние мое́, не отри́ни мене́.

Иису́се, Па́стырю мо́й, взыщи́ мене́; Иису́се, Спа́се мо́й, спаси́ мене́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 9.

Все́ естество́ а́нгельское безпреста́ни сла́вит пресвято́е и́мя Твое́, Иису́се, на небеси́: Свя́т, Свя́т, Свя́т, вопию́ще; мы́ же, гре́шнии на земли́ бре́нными устна́ми вопие́м: Аллилу́иа.

И́кос 9.

Вети́я многовеща́нныя я́коже ры́бы безгла́сныя ви́дим о Тебе́, Иису́се, Спа́се на́ш: недоуме́ют бо глаго́лати, ка́ко Бо́г непрело́жный и челове́к соверше́нный пребыва́еши? Мы́ же та́инству дивя́щеся, вопие́м ве́рно:

Иису́се, Бо́же предве́чный; Иису́се, Царю́ ца́рствующих.

Иису́се, Влады́ко владе́ющих; Иису́се, Судие́ живы́х и ме́ртвых.

Иису́се, наде́ждо ненаде́жных; Иису́се, утеше́ние пла́чущих.

Иису́се, сла́во ни́щих; Иису́се, не осуди́ мя́ по дело́м мои́м.

Иису́се, очи́сти мя́ по ми́лости Твое́й; Иису́се, отжени́ от мене́ уны́ние.

Иису́се, просвети́ моя́ мы́сли серде́чныя; Иису́се, да́ждь ми́ па́мять сме́ртную.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ми́р, Восто́че восто́ком, к те́мному за́паду – естеству́ на́шему прише́д, смири́лся еси́ до сме́рти; те́мже превознесе́ся и́мя Твое́ па́че вся́каго и́мене, и от все́х коле́н небе́сных и земны́х слы́шиши: Аллилу́иа.

И́кос 10.

Царю́ Преве́чный, Уте́шителю, Христе́ и́стинный, очи́сти ны́ от вся́кия скве́рны, я́коже очи́стил еси́ де́сять прокаже́нных, и исцели́ ны́, я́коже исцели́л еси́ сребролюби́вую ду́шу Закхе́а мытаря́, да вопие́м Ти́, во умиле́нии зову́ще:

Иису́се, сокро́вище нетле́нное; Иису́се, бога́тство неистощи́мое.

Иису́се, пи́ще кре́пкая; Иису́се, питие́ неисчерпа́емое.

Иису́се, ни́щих одея́ние; Иису́се, вдо́в заступле́ние.

Иису́се, си́рых защи́тниче; Иису́се, тружда́ющихся по́моще.

Иису́се, стра́нных наста́вниче; Иису́се, пла́вающих ко́рмчий.

Иису́се, бу́рных оти́шие; Иису́се Бо́же, воздви́гни мя́ па́дшаго.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 11.

Пе́ние всеумиле́нное приношу́ Ти́ недосто́йный, вопию́ Ти́ я́ко ханане́а: Иису́се, поми́луй мя́; не дще́рь бо, но пло́ть и́мам страстьми́ лю́те беся́щуюся и я́ростию пали́мую, и исцеле́ние да́ждь вопию́щу Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 11.

Светопода́тельна свети́льника су́щим во тьме́ неразу́мия, пре́жде гоня́й Тя́ Па́вел, богоразу́мнаго гла́са си́лу внуши́ и душе́вную быстроту́ уясни́; си́це и мене́ те́мныя зе́ницы душе́вныя просвети́, зову́ща:

Иису́се, Царю́ мо́й прекре́пкий; Иису́се, Бо́же мо́й преси́льный.

Иису́се, Го́споди мо́й пребезсме́ртный; Иису́се, Созда́телю мо́й пресла́вный.

Иису́се, Наста́вниче мо́й предо́брый; Иису́се, Па́стырю мо́й преще́дрый.

Иису́се, Влады́ко мо́й преми́лостивый; Иису́се, Спа́се мо́й премилосе́рдый.

Иису́се, просвети́ моя́ чу́вствия, потемне́нная страстьми́; Иису́се, исцели́ мое́ те́ло, острупле́нное грехми́.

Иису́се, очи́сти мо́й у́м от по́мыслов су́етных; Иису́се, сохрани́ се́рдце мое́ от по́хотей лука́вых.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 12.

Благода́ть пода́ждь ми́, все́х долго́в реши́телю, Иису́се, и приими́ мя́ ка́ющася, я́коже прия́л еси́ Петра́, отве́ргшагося Тебе́, и призови́ мя́ уныва́ющаго, я́коже дре́вле Па́вла, гоня́ща Тя́, и услы́ши мя́, вопию́ща Ти́: Аллилу́иа.

И́кос 12.

Пою́ще Твое́ вочелове́чение, восхваля́ем Тя́ вси́, и ве́руем со Фомо́ю, я́ко Госпо́дь и Бо́г еси́, седя́й со Отце́м и хотя́й суди́ти живы́м и ме́ртвым. Тогда́ у́бо сподо́би мя́ десна́го стоя́ния, вопию́щаго:

Иису́се, Царю́ предве́чный, поми́луй мя́; Иису́се, цве́те благово́нный, облагоуха́й мя́.

Иису́се, теплото́ люби́мая, огре́й мя́; Иису́се, хра́ме предве́чный, покры́й мя́.

Иису́се, оде́ждо све́тлая, украси́ мя́; Иису́се, би́сере честны́й, осия́й мя́.

Иису́се, ка́меню драги́й, просвети́ мя́; Иису́се, со́лнце пра́вды, освети́ мя́.

Иису́се, све́те святы́й, облиста́й мя́; Иису́се, боле́зни душе́вныя и теле́сныя изба́ви мя́.

Иису́се, из руки́ сопроти́вныя изми́ мя́; Иису́се, огня́ неугаси́маго и про́чих ве́чных му́к свободи́ мя́.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 13.

О,пресла́дкий и всеще́дрый Иису́се! Приими́ ны́не ма́лое моле́ние сие́ на́ше, я́коже прия́л еси́ вдови́цы две́ ле́пте, и сохрани́ достоя́ние Твое́ от вра́г ви́димых и неви́димых, от наше́ствия иноплеме́нник, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́рби и смертоно́сныя ра́ны, и гряду́щия изми́ му́ки все́х, вопию́щих Ти́: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды, зате́м икос 1-й и кондак 1-й.

И́кос 1.

А́нгелов Тво́рче и Го́споди си́л, отве́рзи ми́ недоуме́нный у́м и язы́к на похвалу́ пречи́стаго Твоего́ и́мене, я́коже глухо́му и гугни́вому дре́вле слу́х и язы́к отве́рзл еси́, и, глаго́лаше зовы́й такова́я:

Иису́се пречу́дный, а́нгелов удивле́ние; Иису́се преси́льный, прароди́телей избавле́ние.

Иису́се пресла́дкий, патриа́рхов велича́ние; Иису́се пресла́вный, царе́й укрепле́ние.

Иису́се прелюби́мый, проро́ков исполне́ние; Иису́се преди́вный, му́чеников кре́посте.

Иису́се прети́хий, мона́хов ра́досте; Иису́се преми́лостивый, пресви́теров сла́досте.

Иису́се премилосе́рдый, по́стников воздержа́ние; Иису́се пресла́достный, преподо́бных ра́дование.

Иису́се пречестны́й, де́вственных целому́дрие; Иису́се предве́чный, гре́шников спасе́ние.

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Конда́к 1.

Возбра́нный Воево́до и Го́споди, а́да победи́телю, я́ко изба́влься от ве́чныя сме́рти, похва́льная воспису́ю Ти́, созда́ние и ра́б Тво́й; но, я́ко име́яй милосе́рдие неизрече́нное, от вся́ких мя́ бе́д свободи́, зову́ща:

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́.

Моли́тва.

Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же мо́й, и́же неизрече́ннаго ра́ди Твоего́ человеколю́бия на коне́ц веко́в во пло́ть оболки́йся от Присноде́вы Мари́и, сла́влю о мне́ Твое́ спаси́тельное промышле́ние, ра́б Тво́й, Влады́ко; песносло́влю Тя́, я́ко Тебе́ ра́ди Отца́ позна́х; благословлю́ Тя́, Его́же ра́ди и Ду́х Святы́й в ми́р прии́де; покланя́юся Твое́й по пло́ти Пречи́стей Ма́тери, такове́й стра́шней та́йне послужи́вшей; восхваля́ю Твоя́ А́нгельская ликостоя́ния, я́ко воспева́тели и служи́тели Твоего́ вели́чествия; ублажа́ю Предте́чу Иоа́нна, Тебе́ крести́вшаго, Го́споди; почита́ю и провозвести́вшия Тя́ проро́ки, прославля́ю апо́столы Твоя́ святы́я; торжеству́ю же и му́ченики, свяще́нники же Твоя́ сла́влю; покланя́юся преподо́бным Твои́м, и вся́ Твоя́ пра́ведники пе́стунствую. Такова́го и толи́ко мно́гаго и неизрече́ннаго ли́ка Боже́ственнаго в моли́тву привожду́ Тебе́, всеще́дрому Бо́гу, ра́б Тво́й, и сего́ ра́ди прошу́ мои́м согреше́нием проще́ния, е́же да́руй ми́ все́х Твои́х ра́ди святы́х, изря́днее же святы́х Твои́х щедро́т, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Канон

Канон, глас 6.

Песнь 1.

Ирмос: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, / по бе́здне стопа́ми, / гони́теля фарао́на / ви́дя потопля́ема, / Бо́гу побе́дную песнь / пои́м, вопия́ше.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не приступи́х аз гре́шный и обремене́нный / к Тебе́, Влады́це и Бо́гу моему́; / не сме́ю же взира́ти на не́бо, / то́кмо молю́ся, глаго́ля: / даждь ми, Го́споди, ум, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

О, го́ре мне гре́шному! / Па́че всех челове́к окая́нен есмь, / покая́ния несть во мне; / даждь ми, Го́споди, сле́зы, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Слава: Безу́мне, окая́нне челове́че, / в ле́ности вре́мя губи́ши; / помы́сли житие́ твое́, / и обрати́ся ко Го́споду Бо́гу, / и пла́чися о де́лех твои́х го́рько.

И ныне: Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, / воззри́ на мя гре́шного, / и от се́ти диа́воли изба́ви мя, / и на путь покая́ния наста́ви мя, / да пла́чуся дел мои́х го́рько.

Песнь 3.

Ирмос: Несть свят, / я́коже Ты, Го́споди Бо́же мой, / вознесы́й рог ве́рных Твои́х, Бла́же, / и утверди́вый нас на ка́мени / испове́дания Твоего́.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Внегда́ поста́влени бу́дут престо́ли на Суди́щи Стра́шнем, / тогда́ всех челове́к дела́ облича́тся; /го́ре та́мо бу́дет гре́шным, в му́ку отсыла́емым; / и то ве́дущи, душе́ моя́, / пока́йся от злых дел твои́х.

Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, / тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ нам, / но дела́ на́ша осу́дят нас, / те́мже пре́жде конца́ / пока́йся от злых дел твои́х.

Слава: Увы́ мне великогре́шному, / и́же де́лы и мы́сльми оскверни́вся, / ни ка́пли слез име́ю от жестосе́рдия; / ны́не возни́кни от земли́, душе́ моя́, / и пока́йся от злых дел твои́х.

И ныне: Се, взыва́ет, Госпоже́, Сын Твой, / и поуча́ет нас на до́брое, / аз же гре́шный добра́ всегда́ бе́гаю; / но Ты, Ми́лостивая, поми́луй мя, / да пока́юся от злых мои́х дел.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Седален, глас 6:

Помышля́ю день стра́шный / и пла́чуся дея́ний мои́х лука́вых: / ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́, / или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на Судию́, блу́дный аз? / Благоутро́бный О́тче, Сы́не Единоро́дный / и Ду́ше Святы́й, поми́луй мя.

Слава, и ныне, Богородичен: Свя́зан мно́гими ны́не плени́цами грехо́в / и содержи́мь лю́тыми страстьми́ и беда́ми, / к Тебе́ прибега́ю, моему́ спасе́нию, и вопию́: / помози́ ми, Де́во, Ма́ти Бо́жия.

Песнь 4.

Ирмос: Христо́с моя́ си́ла, / Бог и Госпо́дь, честна́я Це́рковь / боголе́пно пое́т, взыва́ющи / от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Широ́к путь зде и уго́дный сла́сти твори́ти, / но го́рько бу́дет в после́дний день, / егда́ душа́ от те́ла разлуча́тися бу́дет: / блюди́ся от сих, челове́че, / Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Почто́ убо́гаго оби́диши, / мзду нае́мничу уде́ржуеши, / бра́та твоего́ не лю́биши, / блуд и го́рдость го́ниши? / Оста́ви у́бо сия́, душе́ моя́, / и пока́йся Ца́рствия ра́ди Бо́жия.

Слава: О, безу́мный челове́че, / доко́ле углеба́еши, я́ко пчела́, собира́ющи бога́тство твое́? / Вско́ре бо поги́бнет, я́ко прах и пе́пел: / но бо́лее взыщи́ Ца́рствия Бо́жия.

И ныне: Госпоже́ Богоро́дице, поми́луй мя гре́шного, / и в доброде́тели укрепи́, и соблюди́ мя, / да на́глая смерть не похи́тит мя негото́ваго, / и доведи́ мя, Де́во, Ца́рствия Бо́жия.

Песнь 5.

Ирмос: Бо́жиим / све́том Твои́м, Бла́же, / у́тренюющих Ти ду́ши / любо́вию озари́, молю́ся, / Тя ве́дети, Сло́ве Бо́жий, / и́стиннаго Бо́га, / от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Воспомяни́, окая́нный челове́че, / ка́ко лжам, клевета́м, разбо́ю, не́мощем, лю́тым звере́м, / грехо́в ра́ди порабоще́н еси́; / душе́ моя́ гре́шная, того́ ли восхоте́ла еси́?

Трепе́щут ми у́ди, все́ми бо сотвори́х вину́: / очи́ма взира́яй, уши́ма слы́шай, язы́ком зла́я глаго́ляй, / всего́ себе́ гее́не предая́й; / душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?

Слава: Блудника́ и разбо́йника ка́ющася прия́л еси́, Спа́се, / аз же еди́н ле́ностию грехо́вною отягчи́хся / и злым дело́м порабо́тихся, / душе́ моя́ гре́шная, сего́ ли восхоте́ла еси́?

И ныне: Ди́вная и ско́рая помо́щнице всем челове́ком, Ма́ти Бо́жия, / помози́ мне недосто́йному, / душа́ бо моя́ гре́шная того́ восхоте́.

Песнь 6.

Ирмос: Жите́йское мо́ре, / воздвиза́емое зря напа́стей бу́рею, / к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: / возведи́ от тли живо́т мой, / Многоми́лостиве.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Житие́ на земли́ блу́дно пожи́х / и ду́шу во тьму преда́х, / ны́не у́бо молю́ Тя, Ми́лостивый Влады́ко: / свободи́ мя от рабо́ты сея́ вра́жия, / и даждь ми ра́зум твори́ти во́лю Твою́.

Кто твори́т такова́я, я́коже аз? / Я́коже бо свиния́ лежи́т в калу́, / та́ко и аз греху́ слу́жу. / Но Ты, Го́споди, исто́ргни мя от гну́са сего́ / и даждь ми се́рдце твори́ти за́поведи Твоя́.

Слава: Воспряни́, окая́нный челове́че, к Бо́гу, / воспомяну́в своя́ согреше́ния, / припа́дая ко Творцу́, слезя́ и стеня́; / Той же, я́ко милосе́рд, / даст ти ум зна́ти во́лю Свою́.

И ныне: Богоро́дице Де́во, / от ви́димаго и неви́димаго зла сохрани́ мя, Пречи́стая, / и приими́ моли́твы моя́, / и донеси́ я́ Сы́ну Твоему́, / да даст ми ум твори́ти во́лю Его́.

Го́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

Кондак, глас 6:

Душе́ моя́, / почто́ греха́ми богате́еши, / почто́ во́лю диа́волю твори́ши, / в чесо́м наде́жду полага́еши? / Преста́ни от сих / и обрати́ся к Бо́гу с пла́чем, зову́щи: / милосе́рде Го́споди, поми́луй мя гре́шнаго.

Икос:

Помы́сли, душе́ моя́, го́рький час сме́рти / и стра́шный суд Творца́ твоего́ и Бо́га: / А́нгели бо гро́знии по́ймут тя, душе́, / и в ве́чный огнь введу́т: / у́бо пре́жде сме́рти пока́йся, вопию́щи: / Го́споди, поми́луй мя гре́шнаго.

Песнь 7.

Ирмос: Росода́тельну у́бо пещь / соде́ла А́нгел / преподо́бным отроко́м, / халде́и же опаля́ющее / веле́ние Бо́жие, / мучи́теля увеща́ вопи́ти: / благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Не наде́йся, душе́ моя́, / на тле́нное бога́тство и на непра́ведное собра́ние, / вся бо сия́ не ве́си кому́ оста́виши, но возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

Не упова́й, душе́ моя́, на теле́сное здра́вие / и на скоромимоходя́щую красоту́, / ви́диши бо, я́ко си́льнии и млади́и умира́ют; но возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

Слава: Воспомяни́, душе́ моя́, ве́чное житие́, / Ца́рство Небе́сное, угото́ванное святы́м, / и тьму кроме́шную и гнев Бо́жий злым, и возопи́й: / поми́луй мя, Христе́ Бо́же, недосто́йнаго.

И ныне: Припади́, душе́ моя́, к Бо́жией Ма́тери и помоли́ся Той, / есть бо ско́рая помо́щница ка́ющимся, / умо́лит Сы́на Христа́ Бо́га, / и поми́лует мя недосто́йнаго.

Песнь 8.

Ирмос: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ / и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: / вся бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. / Тя превозно́сим во вся ве́ки.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ка́ко не и́мам пла́катися, егда́ помышля́ю смерть, / ви́дех бо во гро́бе лежа́ща бра́та моего́, безсла́вна и безобра́зна? / Что у́бо ча́ю, и на что наде́юся? / То́кмо даждь ми, Го́споди, / пре́жде конца́ покая́ние. [Дважды]

Слава: Ве́рую, я́ко прии́деши суди́ти живы́х и ме́ртвых, / и вси во свое́м чи́ну ста́нут, / ста́рии и млади́и, влады́ки и кня́зи, де́вы и свяще́нницы; где обря́щуся аз? / Сего́ ра́ди вопию́: / да́ждь ми, Го́споди, пре́жде конца́ покая́ние.

И ныне: Пречи́стая Богоро́дице, / приими́ недосто́йную моли́тву мою́ / и сохрани́ мя от на́глыя сме́рти, / и да́руй ми пре́жде конца́ покая́ние.

Песнь 9.

Ирмос: Бо́га / челове́ком невозмо́жно ви́дети, / на Него́же не сме́ют чи́ни А́нгельстии взира́ти; / Тобо́ю же, Всечи́стая, яви́ся челове́ком / Сло́во Воплоще́нно, / Его́же велича́юще, / с небе́сными во́и Тя ублажа́ем.

Припев: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя.

Ны́не к вам прибега́ю, / А́нгели, Арха́нгели и вся небе́сныя си́лы, / у Престо́ла Бо́жия стоя́щии, / моли́теся ко Творцу́ Своему́, / да изба́вит ду́шу мою́ от му́ки ве́чныя.

Ны́не пла́чуся к вам, / святи́и патриа́рси, ца́рие и проро́цы, / апо́столи и святи́телие и вси избра́ннии Христо́вы: / помози́те ми на суде́, / да спасе́т ду́шу мою́ от си́лы вра́жия.

Слава: Ны́не к вам воздежу́ ру́це, / святи́и му́ченицы, пусты́нницы, де́вственницы, пра́ведницы / и вси святи́и, моля́щиися ко Го́споду за весь мир, / да поми́лует мя в час сме́рти моея́.

И ныне: Ма́ти Бо́жия, помози́ ми, / на Тя си́льне наде́ющемуся, / умоли́ Сы́на Своего́, / да поста́вит мя недосто́йнаго одесну́ю Себе́, / егда́ ся́дет судя́й живы́х и ме́ртвых. Ами́нь.

Молитва:

Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же страстьми́ Свои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Свои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния; сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния Животворя́щего Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя сопроти́вник напои́; возвы́си мой ум к Тебе́, до́лу пони́кший, и возведи́ от про́пасти поги́бели: я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам слезы́ уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́. Но, Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, сокро́вище благи́х, да́руй мне покая́ние всеце́лое и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне благода́ть Твою́ и обнови́ во мне зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя, не оста́ви мене́; изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й и сопричти́ мя овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х Та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

Частые вопросы

Для чего читается псалом 26?

В Православной церкви 26 псалом читают за богослужением 1-го часа навечерия праздника Богоявления Господня, а также при постриге в рясофор.

Какой псалом Господь просвещение мое?

Псалом 26 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? – YouTube.

Для чего читать псалом 142?

Псалом представляет собой личную молитву о защите. Псалмопевец признаёт, что полностью праведных людей не существует. Надежду и утешение он находит в размышлениях о милостях Господа, неоднократно явленных израильскому народу.

В чем помогает псалом 102?

Помимо утренних и вечерних выходных служб, данный Псалом читают дома: В самом Псалме вы заметите, что делает акцент на очищение грехов, исцелении души и тела. Мы узнаем, что в каждом из нас есть частица его любви. Узнаем о том, что Господь любит каждого.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поставьте перед собой цель осознанно и внимательно прочитать статью “Господь просвещение мое и Спаситель мой”, чтобы полностью погрузиться в ее содержание.

СОВЕТ №2

Применяйте принципы изложенные в статье на практике, пытаясь внедрить их в свою повседневную жизнь для достижения духовного роста.

СОВЕТ №3

Обсудите прочитанное с близкими или друзьями, чтобы обменяться мнениями и взглядами на тему статьи, что может привести к новым откровениям и пониманию.

Символика и значение иконы “Господь просвещение мое и Спаситель мой”

Икона “Господь просвещение мое и Спаситель мой” является одной из самых почитаемых в православной церкви. Ее символика и значение имеют глубокий духовный смысл, который помогает верующим обрести внутреннее спокойствие и светлое направление в жизни.

Главным образом на иконе изображен Иисус Христос, который является источником света и спасения для всех верующих. Его светлая фигура символизирует духовное просвещение и истинное спасение, которое приносит вера в Него.

Рядом с Иисусом на иконе часто изображается святая Богородица, как посредница между верующими и Спасителем. Ее присутствие напоминает о материнской заботе и молитвенном заступничестве перед Богом.

Важным элементом иконы является световой луч, который исходит от лица Иисуса. Этот луч символизирует духовное просвещение и истинное понимание веры. Он направлен к верующим, призывая их следовать пути истины и света.

Икона “Господь просвещение мое и Спаситель мой” напоминает о важности духовного развития и стремлении к спасению. Ее изображение помогает верующим обрести внутренний покой и уверенность в Божьей милости.

Оцените статью
Добавить комментарий