Икона Господа Вседержителя – одно из самых почитаемых изображений в православной иконографии, символизирующее всемогущество и величие Божие. В этой статье мы рассмотрим молитву, значение и помощь, которую приносит икона Господа Вседержителя верующим.
Мнение эксперта:Икона Господа Вседержителя вызывает особый интерес среди исследователей и поклонников иконописи. Эксперты отмечают, что данная икона несет в себе глубокий символизм и духовное содержание. Символика изображения Господа Вседержителя, держащего в руке земной шар, напоминает о величии и всемогуществе Божьем. Многие исследователи считают эту икону одной из наиболее значимых и почитаемых в православной традиции. Ее изображение воплощает в себе идею божественной защиты и милосердия, что делает ее объектом особого почитания и поклонения среди верующих.https://www.youtube.com/embed/Y0whIfnzkN8Что значит «Вседержитель»?
Это – одно из Божиих имен, которые упоминает Писание. На иврите оно звучит как «Эль-Шаддай», что означает абсолютную силу, власть Богу. Христианские богословы первых веков перевели его на греческий как «Κύριος παντοκράτωρ» («Кириос Пантократор»), а переводчики греческих богослужебных текстов на славянский язык –
свв. Кирилл и Мефодий
, их ученики – как «Господь Вседержитель». Это имя Божие означает:
- властителя видимого и невидимого (духовного) мира; Писание называет Бога «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), иудеи обращаются к Нему словами «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1);
- Владыку жизни и смерти; об этом говорит, например, 67 Псалом: «во власти Господа Вседержителя врата смерти»;
- Судию, Который определит участь каждого после Второго Пришествия; о «Вседержителе», «Альфе и Омеге, Первом и Последнем» говорит, например, Откровение св. Иоанна Богослова (Откр.1:8).
Свойство | Значение | Дополнительная информация |
---|---|---|
Название | Икона Господа Вседержителя | Также известна как “Христос Пантократор” или “Спаситель Мира”. |
Тип | Икона | Этот тип религиозного изображения обычно пишется на дереве или холсте. |
Стиль | Византийский | Характеризуется использованием плоских цветов, золотого фона и стилизованных фигур. |
Композиция | Иисус Христос, сидящий на троне | Иисус часто изображается с поднятой правой рукой, дающей благословение, и книгой в левой руке. |
Символизм | Божественность и царственность Христа | Золотой фон представляет собой небеса, а книга символизирует его учение и мудрость. |
История | Происходит из Византийской империи | Икона датируется 6 веком и является одним из старейших сохранившихся произведений византийского искусства. |
Влияние | Оказала большое влияние на христианское искусство | Икона была скопирована и адаптирована многими художниками на протяжении веков. |
Местонахождение | Монастырь Святой Екатерины на Синае | Икона в настоящее время находится в монастыре Святой Екатерины на Синае, Египет. |
Интересные факты
- Икона Господа Вседержителя является одной из самых распространенных и почитаемых икон в православном мире.
- По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и считается самой точной копией лика Иисуса Христа.
- На иконе изображён Иисус Христос в образе царя и судьи, сидящий на престоле. В одной руке он держит книгу, а в другой — благословляет.
Описание и значение иконы Господа Вседержителя
Образ легко узнать по общим для всех чертам. Это:
- Евангелие на левой руке Христа; это символ Его власти, одновременно – истинного учения, которое Господь несет людям;
- благословляющей правой руке Спасителя;
- надпись; это может быть просто «Господь Вседержитель», или же изречение из Писания; к примеру, в Палермо в Палатинской капелле (домовой церкви королей Сицилии, мозаику для которой делали мастера из Византии) образ окружен надписью на греческом языке: «Небо – престол Мой, земля – подножие ног Моих, так говорит Господь Вседержитель».
О значении иконы кратко, но ёмко говорит
Патриарх Константинопольский, свт. Фотий (IXв.), в проповеди на освящение одного из храмов столицы Византии, где под куполом было написано это изображение: «Он как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство».
История написания
Считается, что первые иконы такого рода появляются, возможно, с IV в. Но окончательно иконография Христа как Вседержителя складывается к VI в. Одна из самых древних икон такого рода происходит из Синайской обители св. Екатерины. Она создана древней техникой энкаустики, когда к краске добавляли расплавленный воск. Изображение Спасителя реалистично, очень эмоционально.
Современный искусствовед Г. Колпакова пишет о нем так: «В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы».
Есть основательные предположения, что образ – дар обители самого императора Юстиниана, и еще – что подобное же изображение, но мозаикой, было над вратами царского дворца. Именно поэтому со времени того же императора изображение Вседержителя начали чеканить на монетах – одновременно как символ государства, находящегося под Божиим покровительством, и власти его императора.
Впоследствии мозаика над вратами императорского дворца была уничтожена еретиками-иконоборцами (726 г.). А для почитателей икон этот образ стал своего рода символом сопротивления распространяющейся ереси. Поэтому неудивительно, что:
- после того, как спустя более чем столетие в Церкви утвердилось иконопочитание, именно изображение Вседержителя стало ведущим для иконографии Христа;
- с IX в. сформировалась традиция писать Вседержителя или под куполом храма, или в центральной апсиде алтаря; традицию эту переняла также Русь: например, изображение можно видеть под куполом собора Св. Софии Киевской (оно относится к XI в.), в новгородских церквях.
Типы иконы
Они складываются постепенно, по мере формирования иконографии Вседержителя. Уже к XIV в. можно выделить изображения:
- поясные (это самый древний тип, к нему относится Синайская икона);
- погрудные (так Христа изображали на монетах времени Юстиниана, так Он написан также Феофаном Греком);
- ростовые, когда Господь представлен в полный рост.
Христос также может быть изображен:
- восседающим на престоле; этот тип икон именуется «Спас в Силах», часто помещается над царскими вратами, по центру иконостаса;
- окруженным Ангелами.
Кроме того:
- Евангелие, которое держит Господь может быть открытым или закрытым, либо вместо него может быть написан свиток;
- различным бывает также сложение перстов благословляющей десницы Спасителя; есть, например, так называемый «Мануиловский извод» образа (времени правления Мануила I Комнина, XII в.), где Господь указывает на Евангелие правой рукой.
Самые известные образа
Существуют десятки изображений Вседержителя, созданные как иконописцами, имена которых сохранила история, так и неизвестными мастерами.
Господь Вседержитель на троне
Среди самых известных изображений можно назвать:
- одну из старейших во всем христианском мире мозаику из церкви Санта-Пуденциана в Риме (историки предполагают, что именование храма происходит от сенатора Пудента, христианина, устроившего в своем доме храм); предполагается, что она создана по крайней мере в начале V в.; Христос представлен здесь, окруженный святыми, Апостолами; выше Его изображения – Крест, вокруг которого – символы четырех Евангелистов; близ Христа также представлены две женщины; по одной из версий это дочери сенатора, по другой – символически изображения двух Церквей, из числа уверовавших язычников и из иудеев;
- сохранившиеся мозаики из храма Св. Софии в Константинополе; на одной из них восседающий на троне Христос представлен со
свв. Констанином и Еленой
; - образ «Спас в силах»
прп. Андрея Рублева
; икона относится к 1408 г. для иконостаса Успенского собора г. Владимира, который тогда считался главным храмом Руси; фигуру Христа, облаченного золотистого цвета одеждами, окружают три мандорлы: красный ромб, означающий Божество, синий овал – Неба, красный четырехугольник с изображениями символов Евангелистов – земной мир, где проповедуют Спаситель и Его Апостолы.
Мозаика из церкви Богородицы Паммакаристы
Она относится к XII в. К настоящему времени это – одним из самых значительных памятников, сохранившихся от Византии в нынешнем Стамбуле. Изображение на золотом фоне хорошо сохранилось под куполом. Христа окружают изображения 12 ветхозаветных пророков.
Фреска Феофана Грека
На ней Вседержитель изображен «погрудно». Фреска написана под куполом храма Спаса на Ильине улице около 1378 г. Особенность этого изображения – преобладание коричневых тонов, что вообще характерно для работ Феофана. На лике Христа – белые блики, символизирующие Божественный свет.
По своему эмоциональному воздействию образ подобен древней иконе из монастыря св. Екатерины, однако, это образ Христа Судии: Лик Его грозен и в то же время в глазах – боль о грехах людей.
Спас Москворецкий
Эта чудотворная икона, «оплечное» изображение Христа, известна была в Москве с XVI в. Современные историки полагают, что она создана кем-то из мастеров Русского Севера, а попала в столицу, возможно, из Соловецкого монастыря. Уже к XVII в. образ был настолько прославлен чудотворениями, что для него возвели часовню у Москворецких ворот, которая считалась приписной к Соловецкой обители.
Особенность этой иконы – то, что Христос не держит Евангелие, как чаще всего бывает на подобных иконах, но книга находится на сгибе Его левой руки, тогда как правой Он благословляет молящегося.
После 1917 г. образ оказался в Покровском соборе, при котором действовала реставрационная мастерская, после чего следы его затерялись. Однако в 2018 г. образ неожиданно появился на рынке антиквариата, и его приобрел частный коллекционер, Станислав Николаев. Затем он передал икону Государственному Историческому музею, где она пребывает до настоящего времени. Увидеть ее можно в Покровском соборе («храме Василия Блаженного»), который также сейчас принадлежит музею.
Старообрядческая икона
Для этих образов особо принципиально сложение перстов правой руки Спасителя, которой Он благословляет молящегося: это так называемое двоеперстие, когда два перста, указательный и средний, выпрямлены, другие же прижаты к ладони.
При этом до богослужебной
реформы Патриарха Никона
(1653-1666 гг.) существовали иконы с Вседержителя с разными формами сложения перстов:
- например, соединенные безымянный и большой персты при протянутых вперед остальных означали не благословение, а жест оратора, понятный жителям Римской империи и позднейшей Византии, призывающий к вниманию, который мог также трактоваться, как благословение;
- так называемое «именословное» сложение перстов, когда они образуют монограмму «IС ХС», имя Христа.
После реформы на иконах Русской Церкви стало общепринятым только именословное благословение. Соответственно, для противников реформы, старообрядцев, принципиальным стало «двоеперстие», а понимание жестов Христа как ораторских постепенно стало достоянием прошлого.
Другие
Среди известных икон также:
- мозаика из церкви Сан-Витале (Равенна) (VI в.); здесь Христос представлен в образе юноши, без бороды; Он восседает не на троне, но – на шаре, символизирующем мир; рядом с Ним, кроме Ангелов – мч. Виталий, которому посвящен храм, и епископ Экклесий с образом храма – именно по его благословению возведена церковь;
- фреска из древних катакомб Домитиллы (так звали христианку, внучку императора Веспасиана); здесь Господь также изображен юным, Его окружают Апостолы;
- Ярославский Спас; образ относится к началу XIII в., к настоящему времени это – единственный в Ярославле памятник иконописи Руси периода до монгольского нашествия.
О чем молятся иконе Господа Вседержителя
Этот образ Господа имеет, прежде всего, литургическое значение. Недаром «Спас в силах» – икона часто помещавшаяся над царскими вратами, пред которыми происходит Причастие мирян Святыми Тайнами. Поэтому пред этой иконой христиане молятся, прежде всего, именно перед главным Таинством – Евхаристией.
Кроме этого, к Вседержителю обращаются, прося:
- примирить враждующих;
- избавить от страстей, грехов;
- даровать телесное здравие.
Для многих, впервые увидевших лик Христа на этой иконе, она становится первым шагом к Нему. Ведь невозможно не верить кисти
Феофана Грека
или безымянного мастера, создавшего «Спаса Москворецкого»: на нас взирает Царь мира взором строгим, но и милостивым: Он скорбит о человеческих грехах, но и готов помиловать всякого кающегося, лишь бы он сознавал свои немощи.
Молитва
Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь
Акафист
Кондак 1
Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Икос 1
Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 2
Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.
Икос 2
Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 3
Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 4
Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 5
Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный. Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 6
Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 7
Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.
Икос 7
Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 8
Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене. Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 9
Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 10
Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 11
Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 12
Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя. Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 13
О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.
(Kондак читается трижды)
Икос 1
Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Кондак 1
Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Частые вопросы
В чем помогает икона Господь Вседержитель?
Икона Вседержителя помогает найти людям утешение в скорбях, умиротворение, силу для преодоления преград, покой. Произнося молитвы перед этим божественным изображением, люди благодарят за поддержку и помощь, а также желают получить благословение на будущие дела.
Что значит Бог Вседержитель?
Спас Вседержитель или, по-гречески, «Пантократор» – это явная отсылка к сути Властителя Вселенной. Это перевод одного из древних имен Бога, знаменующего его безусловную и абсолютную власть над миром. Образ Спаса Вседержителя стали часто изображать в апсидах и куполах базилик.
Какие иконы должны быть в каждом доме?
Обязательно наличие образа Господа нашего Иисуса Христа, а также распятие. Именно они являются духовным центром Красного угла. Насчет других образов четких правил нет, но православные часто объединяют в центральной композиции три иконы: Христа, Пресвятой Богородицы и св. Николая.
В чем помогает икона Иисуса Христа?
В чем помогает икона Спасителя Иисуса Христа Дает здоровье детям. Приносит мир и благодать в семью. Дарует силы в трудных ситуациях в быту и на работе. Помогает справиться с любой бедой.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и значения символов на иконе Господа Вседержителя, чтобы лучше понять ее духовное значение.
СОВЕТ №2
Поставьте икону Господа Вседержителя в своем доме или месте молитвы, чтобы создать атмосферу покоя и защиты.
СОВЕТ №3
Проведите время в молитве перед иконой Господа Вседержителя, обращаясь к ней с верой и уважением.
Символика и значимость цветов на иконе
На иконе “Господь Вседержитель” цвета играют важную роль, несущую глубокий символический смысл. Основными цветами, присутствующими на иконе, являются золотой, белый, синий и красный.
Золотой цвет, который часто используется для изображения одежды и аур Господа на иконе, символизирует божественность, свет и сияние. Он отражает величие и непостижимость Божественного присутствия, а также высокий духовный уровень и просветление.
Белый цвет на иконе Господа Вседержителя обычно ассоциируется с чистотой, невинностью и святостью. Он символизирует непорочность и духовную чистоту Божественного существа, а также его божественное происхождение.
Синий цвет, который часто используется для изображения неба и одежды Богородицы на иконе, символизирует небесное царство, бесконечность и духовную глубину. Он также ассоциируется с миром, спокойствием и божественной мудростью.
Красный цвет на иконе “Господь Вседержитель” обычно используется для изображения крови Христа или мучеников. Он символизирует любовь, жертвенность, страсть и спасение через кровь Христа. Красный цвет также ассоциируется с огнем, жизненной силой и энергией.
В целом, цвета на иконе “Господь Вседержитель” несут глубокий символический смысл, помогая верующим погрузиться в духовный мир и воспринять божественную реальность через визуальное изображение.