Храм Христа Спасителя – одно из самых значимых и величественных сооружений в истории России. Эта статья погружает нас в историю создания и развития этого удивительного храма, раскрывая его религиозное и культурное значение для страны и ее жителей.
Мнение эксперта:Храм Христа Спасителя в Москве является одним из символов религиозной и культурной истории России. Эксперты отмечают, что этот величественный храм несет в себе не только религиозное значение, но и имеет огромное историческое и культурное значение для страны. Строительство Храма Христа Спасителя было начато в XIX веке, и с тех пор он стал неотъемлемой частью архитектурного облика Москвы. Эксперты подчеркивают, что посещение этого храма позволяет погрузиться в атмосферу духовности и истории, а также насладиться великолепием его архитектуры. Храм Христа Спасителя остается важным пунктом притяжения для паломников, туристов и жителей города, продолжая вдохновлять и восхищать своим величием и красотой.https://www.youtube.com/embed/-A4n6rn3cxMХрам Христа Спасителя. История
Традиция строительства таких церквей была на Руси издавна. Они именовались «обетными», то есть возведенными по обету, как благодарность Господу за помощь, поддержку, чудеса милости. Такими были:
- Софийский собор Киева; его построил великий князь Ярослав Мудрый на месте, где одержал победу над печенегами (1036 г.);
- Покровский – на Красной площади (ныне более известный посвященный Василию Блаженному); это память взятия русскими войсками Казани при Иване IV; событие произошло на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 г.;
- Казанский собор также на главной площади России – здесь пребывал чтимый список образа Богородицы Казанской, с которым народное ополчение освободило Москву (1612 г.).
Обетным считался также Храм Христа Спасителя.
Читайте также:Храм Спаса на крови
в Санкт-Петербурге
Характеристика | Значение | Дополнительная информация |
---|---|---|
Название | Храм Христа Спасителя | Главный храм Русской православной церкви |
Местоположение | Москва, Россия | На берегу Москвы-реки, рядом с Кремлём |
Год постройки | 1883-1905 | Перестроен в 1994-2000 годах |
Архитектор | Константин Тон | Перестроен Алексеем Денисовым |
Стиль | Русско-византийский | |
Высота | 103 метра | До креста |
Длина | 89 метров | |
Ширина | 80 метров | |
Вместимость | 10 000 человек | |
Святыни | Икона «Спас Нерукотворный» | Одна из главных святынь Русской православной церкви |
История | Строился в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года | Был разрушен в 1931 году |
Современное состояние | Действующий храм | Является одной из главных достопримечательностей Москвы |
Идея возникновения собора
25 декабря (ст.ст.) 1812 г. войска французского императора Наполеона были изгнаны из России. Войдя в страну в июне 1812 г. огромная (и многонациональная) армия более 600000 человек, через полгода потеряла почти весь свой состав. Вместе с Наполеоном страну в декабре 1812 г. покинули не более 10-15 тыс. ослабевших от голода, болезней, ран солдат, офицеров. С тех пор до 1917 г. по всей России 25 декабря праздновалось не только как Рождество Христово, но также «воспоминание избавления Церкве и державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык». А само Рождество было престольным праздником собора, возводившегося по инициативе АлександраI.
А вот слова из его Манифеста:
«Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершённое в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в своё время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно!..»
Строительство Храма Христа Спасителя
Однако свершения начинания не увидели ни Александр, ни еще несколько последующих правителей. Возможно, потому, что первый проект, на который царь с таким жаром просил Божия благословения, можно было считать соответствующим христианской традиции с очень большой долей условности.
Хотя местом расположения будущей святыни были избраны Воробьевы горы, что вполне соответствовало мемориальному характеру храма. Ведь он должен был находиться:
- в местах, связанных с царской фамилией, ведь здесь некогда была государева летняя резиденция;
- между Смоленской дорогой, по которой французы вступили в древнюю столицу, и дорогой Калужской – по ней они покинули ее.
Читайте также:Собор Василия Блаженного
«Я вообразил себе Творца точкою…»
Столь странное, или дерзкое заявление принадлежит автору проекта, выигравшего конкурс, художнику-масону, Александру Лаврентьевичу Витбергу (до принятия Православия Карл Мангус). Ради того, чтобы император утвердил его замысел, он даже принял православие… но стал ли православным? Свое «детище» он именовал «Храмом Премудрости», отражавшим масонские идеи связи человека с Богом.
Предполагалось, что:
- высота здания составит 240 м;
- площадь –троекратно могла превысить нынешнюю;
- особенностью здания должны были стать 600 (!) колонн, вылитых из трофейных пушек, а также памятники полководцам войны, героям, которые составят «пантеон».
Здание предполагалось треъярусным – первый, по сути, составляли катакомбы, именовавшиеся «храмом тела», второй ярус – символизировал мораль, нравственность человека, а должен был быть посвящен Преображению Господню, третий же с престолом Воскресения Христова –духу человека. Понятно, что подобная символика не соответствовала христианским традициям.
Ведшаяся как на государственные деньги, так на частные пожертвования стройка не была закончена. Вскоре выяснились многочисленные злоупотребления подрядчиков, но главное – непрофессионализм самого Витберга, не имевшего опыта строительных работ. Говорят, он писал наряды на строительство карандашом, не вел финансовой отчетности. Грандиозная стройка завершилась при Николае I судебным процессом, ссылкой архитектора. А будущее здание (даже не был закончен фундамент) решили не достраивать ввиду неустойчивости местного грунта.
Храм Христа Спасителя на Волхонке
С 1825 г. строительство прекратилось, а возобновилось только с 1831 г. Архитектор нового здания, Константин Тон, был назначен лично императором. Он же выбрал место близ Кремля. Были куплены участки как частных домовладельцев, так Алексеевского женского монастыря, впоследствии перенесенного на другое место. Известно, что разрушение древней, еще XIV в., обители вызвало неоднозначную реакцию жителей Москвы. Из уст в уста передавались якобы сказанные его игуменией слова о том, что этому месту «быть пусту». По-разному относились также к самому храму, когда он был построен. Например, художник В.Верещагин, кстати, сам принимавший участие в росписи, считал его чуть ли не копией индийского Тадж-Махала, а философ Е.Трубецкой сравнивал с… самоваром, из-за как бы слишком «вычурной» позолоты куполов.
И все же:
- он были самым большин по стране, высотой 103,5 м, к тому же – самый вместительный, более 7000 человек;
- стены его украшали росписи выдающихся русских художников; среди них В.Суриков, И. Крамской, Ф.Бруни, а также около десятка других мастеров.
Освящение состоялось 7 июня 1883 г. Таким образом, он строился при правлени трех императоров, АлександраI, НиколаяI, АлександраII, а закончен – при АлександреIII.
Роль этого собора в духовной жизни столицы была немалой как до, так после революционных событий начала XX в. Например, именно здесь проходил знаменитый Поместный Собор 1917-18 гг., включая выборы Патриарха, которым по жребию стал
свт. Тихон (Беллавин)
.
Несмотря на начавшиеся гонения, «отделение церкви от государства», здесь был крепкий приход, было также создано Братство, собиравшее пожертвование на содержание святыни. Однако с 1922 г. советская власть все же нашла возможность забрать здание у православных, передав его раскольникам-обновленцам, здесь даже был проведен их «собор» (1923).
Взрыв храма и постройки на его месте в советский период
Решение о сносе здания было принято в 1931 г. На его месте планировалось строительство так называемого Дворца Советов. 5 декабря 1931 г. здание взорвали. Страшные всякому верующему кадры кинохроники, запечатлевшие событие, доныне поражают воображение, но… на самом деле значительная часть стен, фундамент, устояли. На то, чтобы просто разобрать их, ушло еще полтора года. Лишь затем был вырыт котлован под новое строительство, но планы не осуществились: началась война. К котловану близ Кремля власти вернулись только во времена Н.С.Хрущева: здесь появился бассейн.
Интересные факты
- Храм Христа Спасителя — монументальное сооружение, расположенное на Волхонке, в сердце Москвы. Оно было возведено в период с 1839 по 1883 гг. и является одним из самых высоких соборов в мире, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.
- Интересным фактом является то, что Храм Христа Спасителя стал самым большим и самым высоким храмом в Москве, после того как в 1931 году был разрушен Храм Христа в Измайлово.
- Стены храма украшены мозаикой, что является традиционным для византийской архитектуры. Площадь мозаичных панно составляет более 20 000 квадратных метров, а их количество превышает 2500. Мозаики были созданы русскими и зарубежными мастерами в мастерской А.Н. Бенуа и затем перевезены в Москву.
Новый храм Христа Спасителя
Идея сделать практически невозможное, восстановить монументальное здание, была высказана с 1988 г. группой московской интеллигенции. Вскоре она была зарегистрирована как православная община, начала сбор средств. Однако инфляция начала 1990-х полностью обесценила эти накопления.
Но люди не отчаялись: уже с 1992 г. специально созданный фонд начал сбор средств. Откликнулись как простые граждане, так богатые предприниматели, банки. А 31 мая 1994 г. появился Совет по восстановлению, куда вошли мэр столицы, Патриарх Алексий II, архитекторы, художники, которым предстояло сделать росписи – притом, что иконописные школы России были уничтожены за советские годы.
Все строительство закончилось менее чем за 10 лет: уже ночью с 6 на 7 января (Рождество Христово) 2000 г. Патриарх Алексий II совершил здесь первую литургию.
Архитектура собора.
Как первоначальный храм, нынешний построен в византийском стиле. Архитектурный проект на основе прежнего создавали зодчие Москвы Михаил Посохин, Алексей Денисов. Позже к коллективу присоединился Зураб Церетели.
В плане храм имеет форму креста. Однако теперешнее здание считается только «условной» копией прежнего, так как:
- возведено из железобетона, а не из кирпича – отсюда высокая скорость строительства;
- имеет два яруса: здесь есть нижняя церковь Преображения Господня; именно таково было посвящение находившегося на этом месте древнего Алексеевского монастыря;
- вмещает не 7000, а до 10000 человек;
- барельефы, украшающие фасад, бронзовые, а не белокаменные; многие специалисты говорят, что прежние скульптурные изображения за счет цвета «облегчали» некоторую тяжеловесность здания, тогда как бронза смотрится на фасаде несколько инородно;
- а вот высота здания – почти прежняя, но все же 103, а не 103,5 м.
Святыни храма и внутреннее оформление
Среди святынь, хранящихся здесь:
- гвоздь Креста Господня;
- часть Ризы Спасителя;
- главы свтт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова;
- мощи свт. Филарета Московского
- частицы мощей десятков других угодников Божиих.
Он продолжает оставаться мемориалом «войны двенадцатого года»: здесь находится галерея воинской славы: на мраморных досках увековечено 71 сражение войны с Наполеоном.
Внутренние росписи выполнены современными художниками. Понятно, что произведения великих русских живописцев были утрачены при взрыве первого здания, так что не могут быть восстановлены.
Музей Храма Христа Спасителя
Сохранившиеся детали прежнего здания, части росписей, спасенные верующими за годы гонений, материалы по его истории, можно увидеть на галерее, где находится экспозиция. Она действует с 19 апреля 1998 г., то есть открылась за несколько лет до завершения полного восстановления.
Расписание
Храм считается Патриаршим подворьем, однако как само здание, так земля всего комплекса, принадлежит государству, а не Церкви. Однако здесь проходят ежедневные службы.
Чаще всего идут они на главное престоле или в приделах: приделы блгв. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца. По определенным дням совершаются службы также в Преображенской церкви. Обычное начало служб – утренних с 9, вечерних с 17 ч. Исповедь совершается с утра, за час до литургии. Актуальное расписание можно увидеть на интернет-странице прихода.
Как добраться до Храма Христа Спасителя?
Ближе всего храм расположен к Российской государственной библиотеке, непосредственно рядом с которой – станция метро со старым советским названием этого учреждения, «Библиотека имени Ленина». Выйдя из нее, храм можно увидеть буквально за несколько сот метров. Другая станция, от которой удобно дойти пешком – Кропоткинская, та самая, при облицовке которой использован мрамор прежнего здания.
Его сложная история – отражение непростой духовной жизни страны, ее заблуждений, падений, духовных взлетов. До наших дней о нем говорят по-разному – кто-то потрясен размерами, кому-то – не нравятся росписи. Лишь услышав первые слова богослужения, понимаешь: прежде всего это Дом Божий, Небо на земле. Так было более более 100 лет назад, так осталось сейчас.
Частые вопросы
Можно ли попасть в Храм Христа Спасителя?
Тем, кто хочет посетить место как турист, можно прийти в храм в любой день недели. Также прогулки разрешены по прилегающей территории, особенно красиво здесь в вечернее время, когда собор подсвечен.
Что произошло с храмом Христа Спасителя и почему?
Причиной сноса храма стало несоответствие его господствующей идеологии атеизма в Советском Союзе. По распоряжению Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 г. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов. Однако планы эти были нарушены Второй мировой войной.
Почему был взорван Храм Христа Спасителя?
Официальная причина — необходимость расчистки площадки для строительства 415-метрового Дворца Советов. Разобрать храм в срок не вышло, и было решено использовать динамит.
Почему был разрушен Храм Христа Спасителя?
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед посещением Храма Христа Спасителя, изучите его историю и архитектуру. Это поможет вам более гаксимально оценить красоту и значение этого исторического места.
СОВЕТ №2
Планируйте посещение Храма в утренние часы или вечером, чтобы избежать толп туристов и насладиться атмосферой молитвенного покоя.
СОВЕТ №3
Не забудьте придерживаться правил посещения храмов: одежда должна быть скромной, женщины должны закрыть голову платком, и внутри храма необходимо соблюдать тишину и уважение.
Архитектурные особенности Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя – это величественное сооружение, стоящее на берегу Москвы-реки и являющееся одним из символов Москвы. Архитектурные особенности этого храма поражают своим величием и красотой. Первоначально Храм был построен в XIX веке в память о победе России в Отечественной войне 1812 года.
Основной стиль, в котором был возведен Храм Христа Спасителя, – это неоклассицизм. Здание храма имеет колоссальные размеры: высота центрального купола достигает 103 метров, а общая площадь храма составляет более 4 тысяч квадратных метров. Фасад храма украшен колоннами, пилястрами, рельефами и скульптурами, что придает ему особую изысканность и величие.
Одной из особенностей архитектуры Храма Христа Спасителя является его центральный купол, который украшен мозаикой с изображением Христа Пантократора. Эта мозаика является одной из крупнейших в мире и воссоздает атмосферу величия и святыни.
Важным элементом архитектуры Храма является также колокольня, в которой размещены колокола различного размера. Колокольня Храма Христа Спасителя служит не только для звонов во время богослужений, но и является символом православия и русской культуры.
Храм Христа Спасителя привлекает не только верующих, но и туристов со всего мира своей уникальной архитектурой и историческим значением. Это место, где слились величие и красота, и оно остается одним из самых посещаемых и удивительных мест в Москве.