Храм Василия Блаженного: история, архитектура

Василий Блаженный храм

Храм Василия Блаженного, икона русской архитектуры, символ Москвы и России, привлекает внимание туристов и историков со всего мира. В этой статье мы расскажем о том, кто построил этот удивительный собор на Красной площади, рассмотрим его историю, представим краткое описание архитектуры, поделимся информацией о покупке билетов и предоставим фотографии собора как снаружи, так и внутри.

Покровский собор на Красной площади

Он – первое, что видит всякий входящий на главную площадь страны. Яркий, нарядный храм давно стал «лицом» Москвы, его изображения на открытках, календарях. А побывавшие внутри говорят: хотя с советских времен до наших дней здесь нет ежедневных богослужений, древние стены хранят дух прошлого, когда страна называла себя Святой Русью.

Где находится

Он расположен на Красной площади Москвы.

Читайте также:
Храм Спаса на крови, Санкт-Петербург

Почему называют храмом Василия Блаженного

Точное название его – Покровский, то есть посвященный
Покрову Пресвятой Богородицы.

Это именование связано с тем, что с 1588 г. здесь под спудом пребывают мощи одного из самых любимых русских святых, блаженного Василия Московского, более 70 лет несшего подвиг юродства. Представляясь как бы «безумным», бесстрашно обличал он грехи людей, без различия состояния, вплоть до самого царя.

Св. Василий Блаженный

Блаженный Василий Московский, Христа ради юродивый

Святость его была столь явна, что даже «Степенная Книга царского родословия»  посвящает ему несколько страниц, именуя «преподобным», «самовольно обнаженным телесного одеяния» (то есть ходившим нагим), стяжавшим такую благодать, что «яко егда в нощех тай хождаше по святым церквам… ему же и сами врата церковные отверзахуся».

По воспоминаниям современников, в приделе св. Василия совершались ежедневные службы.

Мнение эксперта:

Храм Василия Блаженного, исторический памятник Москвы, привлекает внимание экспертов искусства и архитектуры своей уникальной архитектурой. Эксперты отмечают, что его многоцветные головы, высокие шатры и узорчатые декорации создают неповторимый образ, который символизирует богатство и разнообразие русской культуры. Одним из ключевых архитектурных достижений Храма является его комплексная симметрия и гармония, что делает его одним из самых узнаваемых иконических сооружений в мире. Взгляды экспертов сходятся в том, что Храм Василия Блаженного является не только историческим памятником, но и важным символом русской культуры и наследия.

https://www.youtube.com/embed/yOaBWZvpZ2E


История храма от создания до наших дней

Посвящение его связано с тем, что на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 г. войска царя Ивана
IV
взяли Казань, что знаменовало падение Казанского ханства – давнего, упорного врага России. Оно, а также ханства Астраханское и Крымское образовались на месте некогда единой Золотой Орды, от которой Русь зависела с середины
XIII
в. почти до конца
XV
в.

К середине же следующего столетия возникла опасность создания на месте бывшей Орды халифата под протекторатом исламской Османской империи, к которой тяготели ханства. Россия противопоставила этому наступлению твердое стояние в православии в надежде на Божию помощь:

  • поход Ивана
    IV
    на Казань был не только военным: с армией шло духовенство, иноки, несли святыни;
  • «плацдарм», созданный русской армией на острове против Казани – Свияжск – был, к полному изумлению татар, не столько военным, сколько духовным; первый монастырь на острове площадью чуть более 1,5 кв. км возник в 1551 г., впоследствии Свияжск в полной мере стал духовным центром – на маленькой площади монастырей было 3, церквей – 6;
  • само взятие Казани рассматривалось поэтому как победа не столько военная, сколько духовная, а таковую приписывают не людям – Богу.

Интересные факты

  1. Храм Василия Блаженного был построен в честь победы русского войска над Казанским ханством. Иван Грозный приказал возвести его на месте, где находилась церковь Святой Троицы, в которой молился перед походом на Казань.

  2. Храм Василия Блаженного состоит из 11 приделов, каждый из которых посвящен разным святым. Центральный придел освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, остальные — в честь Василия Блаженного, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Кирилла Белозерского, Григория Богослова, Леонтия Ростовского, Варвары Илиопольской и Адриана и Наталии.

  3. Храм Василия Блаженного был построен всего за 6 лет. Строительство началось в 1555 году, а закончилось в 1561 году. По тем временам это было очень быстро, так как строительство других храмов занимало гораздо больше времени.

https://www.youtube.com/embed/Cd82K7u48Yk


Возникновение

Согласно сохранившимся преданиям, процесс создания собора можно описать именно таким образом. Первоначально это была группа небольших «обетных» церквей, которые строились «на Рву», то есть возле рва, окружавшего Кремль. Возводились они вокруг церкви Св. Троицы, которая издавна находилась близ Спасских ворот Кремля. Каждый такой храм посвящался памяти святого, в день которого русские войска одерживали победы над Казанским ханством – большие или малые:

  • посвящение одной из них трем святителям Константинопольским Александру, Павлу, Иоанну, было связано с победой над татарским отрядом 30 августа 1552 г., которая пришлась на день их памяти;
  • спустя месяц, 30 сентября, русские войска взяли стену города; то был день свт. Григория Армянского – так появилась еще одна церковь близ Троицкой;
  • 1 октября (14 октября н. ст.), на праздник Покрова, начался штурм Казани, который закончился на следующий день – память свв. Киприана и Иустинии.

Среди обетных были также церкви:

  • прп. Варлаама Хутынского
    , постриг с именем которого великий князь Василий
    III
    , отец Ивана
    IV
    , принял пред кончиной;
  • Входа Господня в Иерусалим; некоторые полагают, что она могла быть связана с возвращением царя из похода.

Всего же престолов храмового комплекса насчитывалось 9. По преданию, объединить их предложил свт. Макарий, духовный наставник молодого царя. Полагают, что ему принадлежит идея собора – существенно шире просто памяти о Казанской войне.

Иерусалим

Свт. Макарий предложил поставить 7 престолов вокруг главного, но не Троицкого, а Покровского. Получившееся число 8 символизировало полноту времени, наступление Царства Небесного. Сам же собор становился не только местом молитвы, богослужения: он еще был объектом поклонения, как икона Иерусалима.

При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город – ближайший к Спасским воротам Кремля – стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Макарии. Это так называемое «Шествие на осляти». В
Вербное Воскресенье
митрополит (позже –
Патриарх
) совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь.

Непрерывно читалось Евангелие Входа в Иерусалим – ведь предстоятель Церкви сейчас представлял Самого Господа. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову!». У собора (а не внутри, по множеству народа), на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души.

Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше – появился придел свт. Николая, а с конца
XVI
в. – св. Василия.

Интересный факт

Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой (на куполах) цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже.

https://www.youtube.com/embed/OotOs3_IQe0

Когда произошло освящение

Храм Василия Блаженного

Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г.

Архитектор

Источники различным образом передают имя создателя (или создателей):

  • по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма;
  • по другой – два мастера, Барма и Постник.

Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу – потому так мало известно о них самих.

Было ли ослепление

Существует предание о том, что мастер (или мастера) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в., так что их «ослепление», скорее всего, легенда.

Архитектура и стиль

Собор, каким знали его жители столицы
XVI
в., несколько отличается от нынешнего:

  • в 1670-е гг. появилась колокольня в любимом зодчими того времени «шатровом» стиле; видимо, тогда же изменились купола, получившие уникальный орнамент;
  • добавилось еще 9 приделов; сюда были перенесены престолы церквей на Красной площади, которые были разобраны за ветхостью; кроме того, появился еще один, другого Московского блаженного, св. Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г.;
  • с 1680-х в подклете церкви появились еще 14 престолов, перенесенных из разобранных храмов «на Рву»; они возводились на местах казней преступников, к названиям их обычно прилагались слова «на крови»; тогда же пристроили каменные галереи, ранее они были деревянными;
  • наконец, во 2 пол.
    XVIII
    в. стены приобрели нынешнюю нарядность: появились «травчатые» росписи.

План собора

Храм Василия Блаженного

Сколько всего храмов

Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей.

Купола

К
XIX
в. здесь:

  • 11 куполов, включая один – над колокольней;
  • два этажа; на первом находится церковь св. Василия Блаженного, на втором – самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми

Высота

Высота здания – 65 м. До появления колокольни Ивана Великого (в самом конце
XVI
в.

) оно было самым высоким в столице.

Вид сверху

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, вид сверху

Храм под землей

Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. там хранилась царская казна. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь – музейная экспозиция.

Интерьер

Храм Василия Блаженного

Интерьер церкви Василия Блаженного

Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек. Но высота каждой из них – не менее 20, а Покровской – более 40 м.

Храм Василия Блаженного внутри

Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в
XVI
столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира – и это прямо в центре столицы!

Собор Василия Блаженного

Убранство церквей не раз менялось. Здесь находятся иконостасы из многих закрытых за ветхостью московских церквей
XVIII

XIX
вв.

Храм Василия Блаженного

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ
    Богородицы
    , одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.
  • Нынешняя ограда существует с
    XIX
    в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю.

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра
II
, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

«Я видел его лишь издали и совершенно очарован. Вообразите себе скопище маленьких, разной высоты, башенок, составляющих вместе куст, букет цветов… или, ещё лучше, разноцветный кристалл, ярко сверкающий своими гладкими гранями в солнечных лучах, как бокал богемского или венецианского стекла, как расписной дельфтский фаянс, как лаковый китайский ларец… в узких просветах между нарядными щеголеватыми башенками сияет сизая, розовая, лазурная кровля, такая же гладкая и сверкающая на солнце; эти пёстрые ковры слепят глаза и чаруют воображение».

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

  • согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»;
  • по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством.

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит
Церкви
. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Отзывы

Храм Василия Блаженного

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы
XVI
в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

«Собор Покрова Божий Матери на Реву, «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное, и связано с тем что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного. Красив храм и праздничен, он похож на нарядный расписной сказочный терем, а купола его напоминают яркие леденцы, и они все разные, не повторяются; один шишками золотыми усеян, как ночное небо звездами, другой купол напоминает очищенный апельсин с зелёными и желтыми дольками, третий опоясан зигзагами алыми. Посещал храм в молодости, особенно внутри дух истории» (Олег Гладков)

«Удивительно красивый храм на Красной площади Московского Кремля!» (Виталий Митягин)

«Невероятное место! Как будто историю трогаешь рукой. Энергетика и сила, гордость народа. Обязательно посетить хотя бы раз. Детям от 10 лет уже будет интересно увидеть храм своими глазами изнутри. Особенно, если заранее прочитать историю создания, заинтересовать. Рекомендую!» (Екатерина)

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Читайте также:
Церковь Покрова на Нерли

Частые вопросы

Можно ли попасть в храм Василия Блаженного?

Храм Василия Блаженного: история и тайны самого красивого собора России СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (без аудиоэкскурсии): билеты для взрослых – 500 руб., билеты для льготных категорий граждан – 250 руб. СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (с аудиоэкскурсией): билеты для взрослых – 800 руб., билеты для льготных категорий граждан – 550 руб.

Чем знаменит храм Василия Блаженного?

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства. Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Что интересного в храме Василия Блаженного?

Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке. Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.

Почему все купола в храме Василия Блаженного разные?

Елена Ш. Однозначного мнения, почему купола раскрашены именно так, нет. По одной из версий, они символизируют сады Небесного Иерусалима, увиденные во сне блаженным Андреем Юродивым.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Планируйте посещение Храма Василия Блаженного заранее, чтобы избежать длинных очередей. Лучше всего приходить утром или вечером, когда меньше туристов.

СОВЕТ №2

Исследуйте историю и архитектуру храма заранее, чтобы более осознанно насладиться его красотой и узнать интересные факты о его создании.

СОВЕТ №3

Не забудьте захватить с собой камеру или смартфон для того, чтобы запечатлеть удивительные виды и детали Храма Василия Блаженного.

Легенды и мифы о Храме Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного, также известный как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, является одним из самых известных и узнаваемых памятников архитектуры в России. Он был построен по приказу Ивана Грозного в 1555-1561 годах в центре Москвы на Красной площади. Храм известен своими яркими цветными шатрами, украшенными резьбой и росписью, которые создают неповторимый архитектурный облик.

Существует множество легенд и мифов, связанных с Храмом Василия Блаженного. Одна из самых известных легенд гласит, что после завершения строительства Иван Грозный приказал слепить глаза мастеру-архитектору Постникову, чтобы он больше не мог создать нечто подобное. По другой легенде, сам Иван Грозный приказал слепить мастеру, чтобы он не мог повторить своё произведение ни для кого другого.

Еще одна легенда утверждает, что архитектор Постников был так восхищен своим произведением, что бросился с верхнего яруса храма, чтобы навсегда остаться с ним в единстве. Эти и другие легенды придают Храму Василия Блаженного особую загадочность и таинственность, делая его не только архитектурным шедевром, но и объектом мистического восхищения.

Оцените статью
Добавить комментарий