Святой Василий в Православии: кого почитает наша Церковь? История, обряды

Святой Василий Великий – один из выдающихся духовных лидеров Православной Церкви, чья жизнь и наставления оказали огромное влияние на развитие христианства. В данной статье мы рассмотрим, кого почитает наша Церковь в лице святого Василия, какие даты связаны с его памятью, а также какие иконы посвящены этому святому.

Мнение эксперта:Святой Василий Великий, один из великих отцов Восточной Церкви, занимает почетное место в православной традиции. Его учение и духовное наставничество имеют огромное значение для верующих. Святой Василий считается покровителем семьи, детей, ученых и многих других категорий людей. Его труды по богословию и монашеству остаются актуальными и вдохновляют многих верующих на пути к духовному совершенствованию. В православной Церкви Святой Василий Великий почитается как один из основоположников монашеского устава и великий заступник перед Богом за всех, кто обращается к нему с молитвой и верой.https://www.youtube.com/embed/jYg9J0_M17gСвятой Василий Великий

Этот богомудрый отец Церкви появился на свет ок. 330 г. в каппадокийской Кесарии в благочестивом семействе Василия и Емилии.

Первые наставления в благочестии услышал будущий праведник от его бабушки Макрины, которая в юные лета удостоилась бывать на проповедях св. Григория Чудотворца. Отец же, будучи учителем философии и риторики, обучил сына наукам светским.

В 17 лет Василий, ища новых знаний, ушел в Константинополь, а оттуда в Афины – центр премудрости эллинов. Здесь он нашел друга – славного
святителя Григория Богослова
, в ту пору также обучавшегося в Афинах. Молодые подвижники изучили грамматику, физику, медицину и прочие науки земные, однако разум их искал наук иного рода – тех, вдохновляемы которые были Озарением Небесным.

Св. Василий отправился за этими знаниями в Египет – страну, где в тот период пребывало немало подвижников. Он встречался со свв. Пафнутием, Макарием Александрийским, Пахомием и другими праведными мужами. Затем он посетил Сирию, Палестину и Месопотамию, поскольку очень желал обозреть эти священные края. После этого, в сопровождении прежнего учителя Еввула, посетил он Иерусалим, где принял крещение. Во время того таинства озарила небеса молния, из которой вылетел голубь. Птица коснулась воды Иордана и тут же взметнулась в вышину.

Посетив священный град, св. Василий вернулся в Кесарию, где принял сан пресвитера и сделался руководителем иноков, однако через год угодник, из-за зависти местного епископа Евсевия, удалился из города в Понтийскую пустыню. Здесь к нему присоединился его друг – свт. Григорий.

Интересный факт

Трудясь духовно в Понтийской пустыне, свв. Василий Великий и Григорий Богослов определи Устав жития иноческого, которым до сегодняшнего дня во многом руководствуются иноки Восточной Церкви.

В скором времени подвижникам пришлось оставить место отшельничества, поскольку Церкви, одолеваемой в ту пору
учением арианским
, понадобились их боговдохновенные проповеди.

По кончине епископа Евсевия, св. Василий избран на кафедру Кесарийскую. По его молениям Всевышнему удостоен был праведник видения Искупителя со ангелами, который даровал служителю Своему благодатную способность составления хвалебных текстов, используемых до ныне на богослужениях. Над Престолом разместил святитель сделанного из злата голубя, по примеру того, что явлен был ему при Иордане, и та птица троекратным сотрясением возвещала всякий раз клиру на Литургии о Сошествии Духа Святого.

В правление императора Валента, убежденного арианина, святого Василия всячески склоняли к отречению от Веры Правой. Грозили отнять его имение, не зная, что в собственности святителя, кроме одежд, было всего несколько книг. Затем правитель решил изгнать праведника, однако, когда он хотел подписать о том повеление, трость для письма трижды ломалась в его руках, и потому приговор отменили. После тех дивных явлений хотели было за неповиновение царю-арианину подвергнуть св. Василия истязаниям, однако кесарийский епарх убоялся народного гнева, поскольку возмущенная арестом святителя паства с оружием начала собираться у его жилища.

Интересный факт

К этому угоднику приходил за наставлением из пустыни прп. Ефрем Сирин. Святитель возвел его в диаконы и, благодаря молитве св. Василия, прп. Ефрем обрел дар говорить на языке эллинов.

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

До последних часов жития обращал подвижник заблудших на стезю спасения. Уже на одре болезненном, зная о кончине скорой, умолил он Создателя продлить часы его жития до утреннего восхода, дабы уверовал в Искупителя не хотевший последовать Святому Учению искусный врач иудей Иосиф, которого угодник крестил вместе с семейством в последний час его бытия земного.

Святитель отошел ко Господу 1(14) января 379 г. Великие людские толпы стеклись в ту пору в Кесарию, чтобы попрощаться с любимым пастырем.

Иконография Василия Великого

Иконописный свод С. Большакова в XVIII в. рекомендовал писать угодника таким образом:
«Горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло, волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу

».

Первые из сохранившихся ликов святителя можно видеть в Екатерининском монастыре на Синае и в римской церкви Санта-Мария Антиква. Они относятся к VII-му столетию. Иногда святителя изображают с прп. Ефремом Сириным, посетившим некогда угодника ради наставлений, или с иными святителями. Особенно распространены совместные изображения его с ликами свв. Григоря Богослова и Иоанна Златоуста, поскольку в Византии в XI в. учреждено было празднование Трех этих святителей.

Существуют образы подвижника с житийными циклами. Известнейший из них, созданный в 1674 г., находится в Ярославском художественном музее. Данный образ включает 42 клейма, образно повествующих о дивных деяниях угодника.

Интересный факт

В Музее Кремля Московского находится пелена, исполненная небезызвестной Ефросинией Старицкой – теткой государя Иоанна Васильевича, на которой святитель представлен в житийном изображении, рассказывающем о его последнем чуде – приведении к Православию еврейского врачевателя Иосифа. Пелена эта в 1570 г. была вложена в Соловецкую обитель.

О чём молятся святителю Василию?

Помощи святителя просят верующие в брани с искушающими их страстями.

Его считают покровителем томящихся в заключении, памятуя об известном случае освобождения по предстательству его некоего сборщика податей из Кесарии.

Подвижник является защитником оклеветанных.

По молитвенным прошениям епископу Кесарийскому совершались многие врачевания недужных.

После известнейшего случая с прп. Ефремом Сириным, по молитве святителя познавшего эллинское наречие, св. Василию молятся о споспешествовании в изучении языков иноземных, а, равным образом, и в разумении всяких иных наук.

Интересные факты

  1. Святой Василий Великий был одним из самых влиятельных отцов Церкви. Он известен своими работами по теологии, литургии и монашеству. Он также был великим аскетом и совершил множество чудес.

  2. Святой Василий Великий был основателем многих монастырей. Он также написал ряд монашеских правил, которые до сих пор используются в Православной Церкви.

  3. Святой Василий Великий является покровителем многих профессий, в том числе врачей, учителей и фермеров. Он также является покровителем города Кесарии Каппадокийской, где он был епископом.

СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Священник Валерий ДуханинСВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Священник Валерий Духанин

Молитва

Молитва святителю Василию Великому

О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о, милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю о́тче Васи́лие, пресла́вный вселе́нския Це́ркве учи́телю, сла́вы Пресвяты́я Тро́ицы всеусе́рдный побо́рниче, Ма́тере Бо́жия и Ея́ пренепоро́чнаго де́вства предызбра́нный испове́дниче, пресве́тлый чистоты́, смире́ния и терпе́ния о́бразе. Се аз многогре́шный и недосто́йный на высоту́ небе́сную взира́ти, смире́нно молю́ тя, о прему́дрый Це́ркве Христо́вы учи́телю, научи́ мя та́ко богобоя́зненно житие́ свое́ проводи́ти, да никогда́ же на путь, Бо́жиим повеле́нием проти́вен, уклоню́ся или совраще́н бу́ду. Соблюди́ и изба́ви мя твои́м многомо́щным предста́тельством от собла́знов ми́ра и ко́зней диа́вольских, я́коже изба́вил еси́ от них ю́ношу, от Сладча́йшаго Спаси́теля на́шего отступи́вша и во власть сатаны́ впа́дша. Да́руй мне си́лу душе́вную усе́рдным бы́ти подража́телем доброде́телей твои́х высо́ких: соде́лай мя в ве́ре пра́вей тве́рда и непоколеби́ма, укрепи́ мя малоду́шнаго в терпе́нии и упова́нии на Го́спода, возгре́й в се́рдце мое́м и́стинную Христо́ву любо́вь, да небе́сных благ па́че всех жела́ю и и́ми услажда́юся. Испроси́ мне у Го́спода и́скреннее о гресе́х сокруше́ние, да про́чее вре́мя живота́ моего́ в ми́ре, покая́нии и исполне́нии за́поведей Христо́вых провожда́ти бу́ду. Егда́ же час моего́ сконча́ния прибли́зится, ты, о преблаги́й о́тче, с Преблагослове́нною Де́вою Мари́ею, тогда́ ускори́ на по́мощь, защити́ мя от зло́бных наве́тов вра́жиих, и сподо́би мя насле́дника бы́ти ра́йских селе́ний, да ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми непристу́пнаго Бо́жия вели́чества Престо́лу предста́ну и Живонача́льную, Единосу́щную же и Неразде́льную Тро́ицу прославля́ю и воспева́ю, при́сно и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва 3-я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист

Акафист святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской

Кондак 1

Взбранный Царя Небеснаго служителю и великий Церкве Христовы святителю, правыя веры исповеданием во всем мире просиявый, велие имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед ограждай, со умилением тебе вопиющих:

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Икос 1

Ангелов Творец, от века предызбравый тя, преблаженне отче Василие, быти великаго светильника Церкве Своея, ангелоподобна житием яви тя: вельми бо богомыслием и пощеньми в пустыни подвизався, на высоту добродетели восшел еси. Темже, велию на небесех славу стяжавый, приими от нас смиренных, восхваляти тя дерзающих, сия хвалебныя глаголы:

Радуйся, Василие, царствия тезоименитый; радуйся, иерарше Христов великий.

Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, рода святаго пречестная отрасле.

Радуйся, от юности Царю Небесному всеусердно служивый; радуйся, всею земною, наипаче же небесною, премудростию ум свой обогативый.

Радуйся, купно со другом твоим Григорием Богословом в любомудрии преуспевавый; радуйся, учителя твоего Еввула премудрыми словесы ко Христу обративый.

Радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю; радуйся, ко спасению верный путеводителю.

Радуйся, душепагубных ересей разорителю; радуйся, богомудрый вселенныя учителю.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 2

Видя Церковь Христову арианским зловерием обуреваему, и Божию призванию повинуяся, изшел еси, преподобне отче, из пустыни, юже возлюбил еси, во град Кесарию, идеже благодать священства восприял еси и во архиепископа поставлен был еси, слово спасения велегласно всем концем земли благовествуя, верныя же по вся дни поучая Богу, Создателю всех, достойно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум верных боговедением просвещая, святителю Христов Василие, естество сущих изъяснил еси, и Бога невидимаго в творениих руку Его познавати научил еси. Темже и мы, твоими богомудрыми ученьми просвещаемии, взываем сице:

Радуйся, познанием Бога, в шесть дний вся сотворша, верныя озаривый; радуйся, дивныя дела Его достойно восхваляти научивый.

Радуйся, палато мудрости преукрашенная; радуйся, сокровищница богословия преизобильная.

Радуйся, яко тайны премудрости Божия во всем мире видети научал еси; радуйся, яко и в малых вещех величие Божие зрети наставлял еси.

Радуйся, света первозданнаго красоту живописавый; радуйся, твердую силу перваго глагола Божия во вселенней показавый.

Радуйся, былием травным скорую гибель славы земныя изобразивый; радуйся, во благолепии светил небесных Солнце Правды Христа зрети указавый.

Радуйся, трудолюбием малой твари от лености людей отвращавый; радуйся, человеку, царю тварей, над страстьми царствовати повелевавый.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 3

Силою Всевышняго укрепляемь, отче святый Василие, противоборствовал еси богоотступнику Иулиану, и злое его на христианы умышление разрушити умолил еси Господа и Пречистую Его Матерь, да вси Единому Богу благодарно поют: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй ревность велию по Бозе Вседержителе и меч слова Его в руце восприим, плевелы языческаго Иулианова нечестия скоро посекл еси, верныя же во благочестии утвердил еси; научи и нас, преподобне отче, единому точию Богу чистым житием служити, зовущих ти сице:

Радуйся, гордаго Иулиана в богоотступстве мужественно обличивый; радуйся, христоненавистныя его начинания разрушивый.

Радуйся, молитвою слезною, яко копьем, того поразивый; радуйся, скорую его погибель предвозвестивый.

Радуйся, люди Божия, якоже Моисей древле Израиля, от идолослужения свободивый; радуйся, плевелы нечестия истребивый.

Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый; радуйся, струями благодати сердца напоивый.

Радуйся, скрижали велений Христовых твердо содержати увещевавый; радуйся, учение уст твоих житием утвердивый.

Радуйся, рабе благий и верный; радуйся, делателю вертограда Христова усердный.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 4

Бурю ярости царя Уалента, арианским зловерием одержима, ты, святче Божий, силою Духа в тебе живуща, утишил еси, и мир Церкви Святей даровал еси, святыми трудами твоими и теплыми к Богу молитвами Емуже радуяся воспел еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав злочестивый Уалент, яко ты, иерарше Божий, во истине стоиши, и вси вернии гласу твоему повинуются, восхоте от правыя веры тя отвратити; сего ради посла к тебе епарха своего Модеста, послежде же и сам прииде в Кесарию. Но ты, богоносе отче, ни гнева царева, ни прещений грознаго его воеводы не устрашился еси; мы же, прославляюще сицевое твое твердое исповедание, вопием ти:

Радуйся, поборниче правыя веры непоколебимый; радуйся, пастырю, душу за верныя положити готовый.

Радуйся, твердое исповедание Петрово показавый; радуйся, Илиину ревность о славе Святыя Троицы явивый.

Радуйся, гнев царя нечестиваго боголепием священнослужения утишивый; радуйся, богомудрыми словесы уста зловернаго воеводы заградивый.

Радуйся, яко прещения изгнанием и муками не убоялся еси; радуйся, яко и смерть за Христа восприяти желал еси.

Радуйся, гонение за веру претерпевый; радуйся, скорбьми многими в радость Господа вшедый.

Радуйся, истину Христову пред цари и владыки небоязненно вещавый; радуйся, вернаго служителя Царя Небеснаго твердым исповеданием себе показавый.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, святителю Христов Василие, пресветлыми милосердия лучами нощь скорбей мрачную осиявающая, мглу бед отгоняющая, и всем, в море жития бурном плывущим, путь верный к Царству Небесному показующая, да вси спасающему Богу радующеся поют: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше вси тя, святителю Божий, яко отца чадолюбива, в напастех и скорбех от тебе помощи усердно искаху; ты же о всех милосердовал еси, образ веры истинныя в себе сим показуя. Буди, преблагий отче, скорый помощник и нам, грехми и скорбьми обуреваемым, с любовию ти вопиющим:

Радуйся, светильниче любве, от Христа возсиявый; радуйся, Отцу Небесному в милосердии подражавый.

Радуйся, неимущих богатое сокровище; радуйся, в нуждах верное прибежище.

Радуйся, гладныя, якоже Иосиф древле, препитавый; радуйся, многи обители бездомным и убогим в Кесарии основавый.

Радуйся, прокаженных раны своима рукама, яко самарянин добрый, врачевавый; радуйся, гонителя твоего Модеста недугующа исцеливый и от народныя казни того избавивый.

Радуйся, вдовицу убогую от обиды епарха защитивый; радуйся, жене грешнице прощение грехов у Бога испросивый.

Радуйся, сирот отче и страждущих утешение; радуйся, во гресех погибающих вразумление и исправление.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 6

Проповедник всему миру истины Христовы явился еси, святителю отче Василие, силою благодатною слова твоего, яко острием меча, греховная сердца проницаяй и к покаянию возбуждаяй, да вси чистым сердцем Троице Святей поют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси на тверди церковней, яко великое светозарное светило, отче Василие, всю поднебесную разумением веры истинныя просвещающее, мрак же страстей греховных отгоняющее, от нихже и нас свободи, зовущих ти сице:

Радуйся, Троицы Святыя верный служителю; радуйся, таин веры богоозаренный изъяснителю.

Радуйся, яко Отцу Сына Единосущна и Духа сопрестольна велегласно проповедал еси; радуйся, яко истину о Свете Превечном, от Света Превечна просиявшем, верным изъяснил еси.

Радуйся, Господа Спасителя, яко Бога воплощенна и Творца всех век исповедавый; радуйся, таинство двух естеств и единой Ипостаси во Христе Бозе показавый.

Радуйся, силою царственнаго слова твоего богатым житницы открыти повелевый; радуйся, от корысти неправедныя многи учением отвративый.

Радуйся, душепагубное пиянство словом, яко громом, поражавый; радуйся, жестокосердие и зависть из сердец истреблявый.

Радуйся, воздержания ревнительный наставниче; радуйся, покаяния неумолчный проповедниче.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 7

Хотя верныя от соборищ арианских оградити, ты, святче Божий Василие, вся в церкви благоукрасил еси, и чин умилительный Божественныя Литургии мудре сложил еси, многи же молитвы, яко миро благовонное, от уст твоих огнедохновенных излияшася, имиже во гресех прощения себе и усопшим братиям просим, Троицу же Пресвятую славим, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Аарона вернии зряху в тебе, отче святый Василие, егда боголепно Жертву Безкровну священнодействовал еси, даровании Святаго Духа, яко многоценными каменьми светящеюся одеждою, украшен. Ныне же в вышнем жертвеннице о Церкви предстательствуяй, поминай выну и нас, тебе умиленно зовущих:

Радуйся, архиерею Божий, преизобильную, якоже и Аарон, благодать священства восприявый; радуйся, велие дерзновение в молитве за люди стяжавый.

Радуйся, таин Божиих мудрый строителю; радуйся, чина церковнаго благоукрасителю.

Радуйся, служению Литургии от Самаго Христа, якоже и Иаков апостол, наученный; радуйся, молитвенниче, Духом Божиим озаренный.

Радуйся, небесным светом, якоже нецыи видеша, в служении осияваемый; радуйся, Ангелы, яко некиими пресветлыми мужами, окружаемый.

Радуйся, яко твоею первее молитвою к восприятию Таин Христовых себе уготовляем; радуйся, яко твоими словесы в вечер Пятидесятницы коленопоклонная прошения возсылаем.

Радуйся, Кесарийскаго святительскаго престола славо и украшение; радуйся, яко иереом всея Церкве подаеши от Бога благодатное в служении укрепление.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 8

Странное и преславное видение открыся о тебе, святителю Василие, преподобному Ефрему Сирианину: единожды бо показа ему тя Бог, яко столпа огненна, высоты небесныя досязающа, послежде же, пришед в Кесарию, преподобный узре тя огненным языком люди поучающа и умиленно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь светом небесным серафимския любве пламенел еси, богоносе Василие; словеса бо твоя беша, яко молния, ереси попаляющая, души же верных пламенем веры и любве просвещающая; даждь убо и нам, отче, молитвою твоею, искру хотя малую твоея любве имети, зовущим сицевая:

Радуйся, пламеновидный столпе, ереси попаляяй; радуйся, огнь веры истинныя и любве нелицемерныя возгреваяй.

Радуйся, лжи Ариевы ереси твердый обличителю; радуйся, истины Христовы пламенный ревнителю.

Радуйся, яко гордаго Евномиа, Сына Божия хуливша, посрамил еси; радуйся, яко Македониево хуление Духа Святаго препрел еси.

Радуйся, суемудрия Несториева разорителю; радуйся, чести Пресвятыя Богоматере усердный защитителю.

Радуйся, пастырю, небесным блистанием любве осияваемый; радуйся, учителю веры, словеса молниеносная вещавый.

Радуйся, богонасажденная маслино, многих святых Церкви произведшая; радуйся, лозо, богомудрых Православия поборников израстившая.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 9

Все еретическое соборище не возможе противостояти благодатней, яже в тебе, святый отче, обиташе, силе; юношу бо некоего, во власть сатаны впадша, силою молитвы твоея от сетей вражиих отъял еси, покаявшася же ко Христу возвратил еси, благодарно поя Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийством богодухновенным твоим, святителю Василие, побеждаемии и видевше преславное на юноше бывшее чудо, мнози от еретик ко единей присоединишася Церкви, еяже верными и послушными чадами и нас быти сподоби, зовущих ти сице:

Радуйся, вся концы земли небесным учением осиявый; радуйся, благодатию Христовою темныя силы ада побеждавый.

Радуйся, юношу от сетей сатаны свободивый; радуйся, Телом и Кровию Христовою того насытивый.

Радуйся, яко душе, Кровию Христовою искупленней, погибнути не дал еси; радуйся, яко, в погибельный грех впадша, юношу простити Христа умолил еси.

Радуйся, яко преславным чудом люди удивил еси; радуйся, яко обращением заблуждша Ангелы возрадовал еси.

Радуйся, просити у Господа Ангелов ограждения нас научаяй; радуйся, Ангела Хранителя молитвою твоею к нам приближаяй.

Радуйся, от наветов вражиих свободителю; радуйся, во искушениих скорый защитителю.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 10

Спасти хотя Творец Свое словесное создание, показа тя твердаго верных защитителя, отче Василие, и Церкве Своея хранителя, да свет Православия тобою всему миру явлен будет, и вси вернии благодарне Троице Святей воспевают: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Церкве, и твердое верных ограждение явился еси, о великий в иерарсех Василие, егда во граде Никейстем врата церковная силою молитвы твоея отверзл еси и истину правыя веры сим явил еси, уста же хулящих имя Христово заградил еси. Нам же, Господа Спасителя православно исповедающим, отверзи, отче, милосердия Божия двери, заступлением твоим, да зовем ти сице:

Радуйся, Ангеле земный, Церкве Христовы хранителю; радуйся, Богом предъизбранный верных защитителю.

Радуйся, врата церковная, якоже Илиа древле небо, молитвою открывый; радуйся, храм святый, еретиками восхищенный, паки верным возвративый.

Радуйся, верных от ересей оградивый; радуйся, Церковь Христову неврежденну от лжеучений сохранивый.

Радуйся, превеликое на небеси имя Христово и на земли чудесы возвеличивый; радуйся, Православие во вселенней утвердивый.

Радуйся, яко тобою гордость нечестивых низложися; радуйся, яко тобою смирение верных вознесеся.

Радуйся, яко тобою вера святая прославляется; радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 11

Пение подобаше возносимо быти тебе с небеси, а не от земли, о пречудный Василие, небес бо явление на земли был еси, к небеси богомудрыми ученьми твоими умы верных возводил еси, и ныне с небес на ны милостиво призираеши и преизобильную всем нам благодать подаеши от Щедродателя Христа Бога, Емуже со Ангелы в небесех выну поеши: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносный светильниче, весь многими дарами Божиими и добродетельми сияющ, был еси, святче Божий Василие, имиже и ны просвети, в добродетели настави и ко Царствию Небесному направи, зовущих тебе сице:

Радуйся, Церкве Христовы незаходимое сияние и пресветлое украшение; радуйся, яко подаеши христианом во вся веки в вере правей утверждение.

Радуйся, таланты, Богом врученныя тебе, усовершивый; радуйся, от земныя мудрости вся ко спасению полезная собравый.

Радуйся, сыну цареву во славу правоверия чудесное исцеление даровавый; радуйся, целомудренное житие Анастасиа пресвитера и супружницы его прозревый.

Радуйся, кротко обидящим тя прощавый; радуйся, смирением и терпением клеветы на тя побеждавый.

Радуйся, устав совершеннаго жития иноком учредивый; радуйся, многи иноки в обителех собравый.

Радуйся, правила и каноны и спасительная учения в наследие Церкви оставивый; радуйся, богомудрыми списаньми твоими многоценное сокровище к назиданию христианом даровавый.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 12

Благодать великую дарова тебе Христос Бог, святителю отче Василие, не точию заблуждшия к покаянию приводити, но и многи неверныя ко Христу обращати; егда бо уже смертно болезновал еси, ко блаженней кончине приближаяся, евреанина врача, с женою и чады, Святым Крещением просветил еси и Троице Святей купно с ними благодарственную воспел еси песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поют ти велия похвалы вси вернии, о великий иерарше Василие, вельми бо на земли до конца жития твоего во славу правоверия потрудився, в Небесная Святая Святых вшел еси, и яко верный Божий служитель, Троице Святей предстал еси, идеже и о нас выну молися, о преблагий отче, вероных чадех твоих, с любовию зовущих ти сице:

Радуйся, царское священие, прехвальне Василие; радуйся, Троицы Святыя преукрашенное селение.

Радуйся, чудесными деяньми Царя Небеснаго прославивый; радуйся, ревности своея о славе веры и в болезни смертней не оставивый.

Радуйся, ради обращения неверна чудесное продление себе жития у Бога испросивый; радуйся, своима рукама, возстав с одра смертнаго, Крещением того просветивый.

Радуйся, трудами и мудростию силу зловерия победивый; радуйся, благоверным царем победы на враги испросивый.

Радуйся, апостолом в трудех единонравный; радуйся, со святители Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, по повелению твоему, единочестно прославляемый.

Радуйся, нетлением мощей просиявый и славою на небесех увенчанный; радуйся, теплый и великий заступниче, от Бога нам дарованный.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 13

О пресвятый и великий иерарше Христов Василие, Православия светило и верных ограждение! Призри с небесе на сие, приносимое ти нами, хваление, и молитвами твоими от страстей и бед нас огради, в правей вере соблюди и Царствия Небеснаго сподоби, да купно с тобою и всеми святыми Троице Святей во веки веков поем: Аллилуиа.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды.]

[Далее повторяем 1‑е икос и кондак:]

Икос 1

Ангелов Творец, от века предызбравый тя, преблаженне отче Василие, быти великаго светильника Церкве Своея, ангелоподобна житием яви тя: вельми бо богомыслием и пощеньми в пустыни подвизався, на высоту добродетели восшел еси. Темже, велию на небесех славу стяжавый, приими от нас смиренных, восхваляти тя дерзающих, сия хвалебныя глаголы:

Радуйся, Василие, царствия тезоименитый; радуйся, иерарше Христов великий.

Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, рода святаго пречестная отрасле.

Радуйся, от юности Царю Небесному всеусердно служивый; радуйся, всею земною, наипаче же небесною, премудростию ум свой обогативый.

Радуйся, купно со другом твоим Григорием Богословом в любомудрии преуспевавый; радуйся, учителя твоего Еввула премудрыми словесы ко Христу обративый.

Радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю; радуйся, ко спасению верный путеводителю.

Радуйся, душепагубных ересей разорителю; радуйся, богомудрый вселенныя учителю.

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Кондак 1

Взбранный Царя Небеснаго служителю и великий Церкве Христовы святителю, правыя веры исповеданием во всем мире просиявый, велие имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед ограждай, со умилением тебе вопиющих:

Радуйся, Василие, великий иерарше, Православия всемирный светильниче.

Молитва

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь.

Житие святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского († 379). Память 14 январяЖитие святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского († 379). Память 14 января

Блаженный Василий, Христа ради юродивый

Этот праведник явился на свет во 2-й половине XV-го в. Родителями его были Иаков и Анна, проживавшие в подмосковном с. Елохове, близ церкви Владимирского лика Божией Матери.

В 16 лет оставил блж. Василий дом отеческий и направился в царствующий град Москву. Он избрал для себя стезю юродства – подвиг духовный, при котором прозорливый ум скрывают праведники под личиною внешнего неблагоприличия. Бесславие, унижение и совершенную нищету избирают для себя люди, возложившие на плечи свои подобный труд.

Блаженный Василий Московский

Блаженный Василий Московский

Блаженный ходил по улицам, едва прикрывшись рубищем, перенося терпеливо невзгоды.
«Если люта зима, то сладок Рай»

— говорил св. Василий и вспоминал подвиг 40 мучеников, скончавшихся от холода вблизи истопленной жарко бани.

Интересный факт

Из-за того, что юродивый Василий даже в жесточайшие зимы ходил почти обнаженным, летописцы именуют его

«нагоходцем».

В 1521 г. среди москвичей распространился слух о происшествии дивном: во время моления блж. Василия в Успенском соборе здание внезапно объял огонь, и от находившегося там Владимирского лика Богоматери раздался глас, обличающий жителей в нечестии. Владычица желала оставить царственный град вместе со святителями московскими. Вслед за случившимся стало известно, что приближаются к стенам города полчища Махмет-Гирея. И лишь молитвами угодника Божиего Василия да св. чудотворцев московских отогнано было войско неприятельское, которое, устрашившись видением бесчисленного числа ратников, вышедших к укреплениям города, бежало поспешно.

Известно было о дивных деяниях подвижника и государю Иоанну Васильевичу. Царь не раз приглашал юродивого в палаты свои. Однажды на пиру блаженный трижды вылил за окно поднесенный ему кубок. Царь разгневался было, но св. Василий с кротостью отвечал, что вином тем погасил он возгоревшееся в Новгороде пожарище. Утром же сообщили царю Иоанну, что, действительно, был в том граде пожар великий, во время которого видели новгородцы в разных местах незнакомого нагого мужа, и где выливал он воду на пламя из ведер своих, там огонь затухал тотчас. После же того приехавшие в Москву новгородцы узнали виденного ими мужа в блаженном Василии.

Праведник воочию зрел ангелов и бесов. Ангелов смиренно приветствовал, а демонов камнями побивал.

Не раз видели его ходящим по глади водной Москвы-реки. Потому, когда однажды в море Каспийском потерпело крушение судно персидское, на котором плыли и христиане, люди те обратились к св. Василию, моля его поспешить к ним по водам морским ради спасения их. И угодник явился там среди бури и, приняв над кораблем тем управление, вывел его из стихии бушующей. Персидский царь о том чуде сообщил Иоанну Грозному, а купцы персидские, прибывшие впоследствии в Москву, опознали избавителя их в св. Василии.

Блаженный предал душу свою в Руки Господни 2 августа 1552 г. Вся Москва прощалась с дивным угодником Божиим, и царь с боярами самолично переносил честное тело его в Троицкий собор.

Иконография Василия Блаженного

Издревле этого угодника изображали нагим и иссушенным строжайшим воздержанием, с седою бородою и власами. Подлинник С. Большакова (XVIII в.) советовал:

«Власы седы, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей».

Нагота – устойчивый признак иконографии этого юродивого.

Икона Василия Блаженного с житием

Икона Василий Блаженный с житием

Первые изображения его появились на миниатюрах XVI в. Они отображали чудесное спасение москвичей по молению этого угодника от ратей бесчисленных Махмет-Гирея.

Известны два типа изображений праведника: фронтальный и представляющий его в трехчетвертном развороте к лику Искупителя или Пресвятой Богоматери.

Часто изображают блж. Василия с иными угодниками Божиими: с его покровителем небесным свт. Василием Великим, с московскими чудотворцами или с юродивыми Максимом Московским и Иоанном Большим Колпаком. Иногда встречаются и житийные лики блаженного, клейма которых повествуют о чудесах при его житии и о многих излечениях, произошедших у его усыпальницы.

Интересный факт

Фигура блаженного присутствует на прославленном лике Божией Матери Боголюбской (Московской), находящейся ныне в Петропавловской церкви у Яузских ворот.

В чем помогает Василий Блаженный?

С древности почитаем блаженный как исцелитель страждущих от всяческих недугов. По молениям ему поднимались немощные, прозревали слепцы, нехожалые вставали на ноги свои. Некоторым даже представал юродивый Василий в видениях сонных, призывая их посетить усыпальницу его.

Его почитают защитником от пожаров.

Считают угодника этого заступником столицы российской и всего государства,  а также и ревнителем святынь православных, не давшим в свое время уничтожить врагам Господним величественный Покровский собор.

Святитель Василий Острожский

Этот угодник родился в 1610 г. в Герцеговине в незнатном, но глубоко богобоязненном семействе Петра и Анастасии, которые весьма старались, чтобы и сын их впитал с возраста младенческого все правила благочестия христианского. В детские годы имя его было Стоян.

Святитель Василий Острожский

Святитель Василий Острожский

Огромнейшее влияние на формирование душевных качеств отрока оказал его дядя – игумен одной из сербских обителей, при которой и получил св. Василий образование. В дальнейшем он принял постриг в одном из монастырей сербских. На епископскую кафедру он взошел в тяжелейший для государства период – в годы оккупации сербов османами. Поскольку служителям Церкви грозила в ту пору угроза повсеместно, резиденцию он перенес в горный Острожский монастырь, куда проникнуть врагам его было затруднительно. До прихода св. Василия это место походило более на скрытую горами пещеру, но его стараниями возведено было здесь впоследствии две церкви, и до наших дней обитель сохранилась такой, какою была при епископе Василии.

Интересный факт

В час кончины св. Василия прямо из каменной скалы его кельи выросла лоза виноградная, тщательно охраняемая насельниками обители до сего дня.

При жизни уже чтили его чудотворцем, излечивающим недуги всякие. Он – один из наиболее чтимых покровителей Сербии и населения ее.

Интересный факт

В черногорском городке Никшич по проекту архитектора из России Михаила Преображенского, на средства Русского царствующего дома, в 1877 г. возведена была церковь в память об этом угоднике.

Существует немало прославленных чудесами изображений подвижника. Одно из них находится над его усыпальницей. Еще одно, созданное в 1713 г. изографом Гавриилом Димитриевичем, находится в сербской обители Морача. Есть его образ и в знаменитом монастыре Дечаны, написанный мастером Алексием Лазаревичем в 1816 г.

У его мощей всегда очередь из богомольцев, да и пускают  насельники обители к нему не всякого. К примеру, любознательных туристов, посетивших место сие ради интереса праздного, к честному телу их покровителя сербы не допустят, поскольку, как вспоминал в 1903 г. путешественник из России Марков:

«Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жен и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя».

Праведник этот почитается заступником пострадавших от клеветы, поскольку сам в молодые лета пострадал от наветов владыки Мардария, обвинившего святого в блуде с прислужницею митрополита. В те суровые времена суд был жесток к юному иноку, его приговорили к повешению. Однако св. Василий упросил отсрочить казнь до рождения у девицы той ребенка и, когда чадо появилось на свет, просил принести новорожденного к нему. Взглянув на младенца, подвижник вопросил его: «Чей ты?» И явлено было в ту пору чудо величайшее, ибо несмышленый младенец ответил святому: «Я чадо владыки Мардария!» После такого дивного события инока тотчас освободили.

По свидетельству сербов этот праведник изгоняет демонов из одержимых и излечивает страждущих падучим недугом. А источник водный, пробившийся впоследствии в пещере, где изначально находились мощи его, врачует боли ревматического характера.

Издревле принято было также среди сербов у усыпальницы праведника этого приносить клятвы о примирении враждующих меж собою семейств.

Святитель Василий Рязанский, епископ

Этот угодник Божий является первым епископом Рязанским, покровитель рязанцев.

Святитель Василий Рязанский, епископ

Святитель Василий Рязанский, епископ

Он подвизался в XIII-м столетии – наитяжелейшем периоде отечественной истории. В Рязань прибыл он из Мурома, покинул который из-за навета клеветников. Предание повествует, что приплыл он в град сей по р. Оке на собственной мантии, разостлав ее по воде подобно плоту. На месте сретения его с князем Рязанским Олегом и горожанами установлена небольшая часовенка.

Интересный факт

Несколько ранее муромцы также не возжелали видеть над собою правительницею блгв. кн. Февронию, покинувшую пределы города вместе с супругом кн. Петром. За такое бесчиние и непочтение к угодникам Божиим, просиявшим в граде Муроме, летописцы последующих времен нередко именуют жителей этого города

«святогонами».

Рязань превращена была в ту пору в огненное пепелище. Жителей уцелело совсем немного, потому в дальнейшем епископ переселился в Переславль Рязанский, где и служил Создателю до его кончины, последовавшей в 1295 г.

Интересный факт

Старая Рязань, как известно, не смогла восстановиться после набега Батыевых полчищ. Город, носящий сегодня такое же имя, был возведен в память о ней.

10 июня 1609 г.честное тело св. Василия перенесено было в собор Рязанского Кремля, где находятся мощи угодника по сей день.

Есть свидетельства о помощи его путешественникам, об излечении многих недугов, главным образом, глазных. Старожилы свидетельствовали, что в период войны не раз на стенах Кремля Рязанского видели они этого праведного старца, и потому ни один снаряд не упал на ту территорию.

Наиболее ранним изображением епископа считается житийная композиция «Константин, Михаил и Феодор», некогда находившийся в Благовещенской церкви в Муроме, созданная в 1714 г. изографом Александром Казанцевым. 14 клейм данной композиции повествуют о житии св. Василия Рязанского. Сегодня образ этот находится в Муромском историко-художественном музее.

Часто изображают угодника плывущим по Оке на мантии, поскольку повествование об этом включено в описание чудес, связанных с Муромским ликом Божией Матери.

Лик праведника присутствует на совместных образах Муромских угодников.

Лицевой подлинник Филимонова (XVIII в.) рекомендует писать епископа следующим образом:
«Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская».

Мученик Василий Мангазейский

Это первый угодник, просиявший на земле Сибирской. Юноша этот был участником экспедиции первопроходцев, отправившихся в эти края. Историки предполагают, что был он сыном ярославского купца Феодора, финансировавшего данный поход.

Интересный факт

Мангазея – первый город, возведенный русскими поселенцами в Восточной Сибири.

Мученик Василий Мангазейский

Мученик Василий Мангазейский

Благодаря честности и добролюбию этого юноши население тех мест быстро пошло на контакт с прибывшими в этик рая чужеземцами. Однако не все из прибывших были столь благородны, как молодой Василий, некоторые ставили целью личную корысть.

Таков был хозяин лавки, в которой св. Василию доверено было трудиться. После того, как столкнулись интересы чистосердечного подвижника и злокозненного предпринимателя, юношу оклеветали, обвинив его в пропаже товара. Василий уверял, что к краже не причастен, однако жестокосердный хозяин лавки и его подельники так истязали кроткого юношу, что тот, не выдержав, пал бездыханным.

Осознав произошедшее и устрашившись наказания преступления своего, нечестивцы решили скрыть содеянное. Тело праведника они укрыли в болоте, уложив в сколоченный наскоро ящик. И лишь через некоторое время, в 1649 г., мощи страдальца юного были обретены, оставшись абсолютно нетленными. От них сразу же стала подаваться благодать страждущим.

Местное прославление состоялось ок. 1653 г., а 22 марта 1670 г.честное тело угодника перенесено было в Туруханскую обитель.

К лику Сибирских угодников его причислили лишь в 1984 г.

Изображают этого праведника юношей, облаченным часто в тунику багряную, символизирующую страдальческую его кончину. Часто на заднем плане изображают церковь, а в верхнем сегменте благословляющую мученика Руку Господа, к которой тот обращен вполоборота.

Особенно известны два старинных его образа, находящиеся в Красноярском краеведческом музее. На 1-м этаже музея висит образ св. Василия, созданный в 1805 г. в Енисейске, а на верхнем этаже находится икона 1788 г. в окладе из латуни, изображающая мученика с его покровителем – свт.  Василием Кесарийским.  Здесь же есть старинная створка складня с изображением юноши, датируемая 1719 г.

С момента обретения мощей угоднику возносят моления и об излечении, и о удачной торговле, охоте и ловле рыбе, и об устроении прочих земных дел людских. Есть также свидетельства о вспомоществовании праведника по заочным молебнам у его честного тела – когда молебны совершались по переданным в Свято-Троицкую Туруханскую обитель запискам богомольцев, живущих далеко от Сибири.

Дни празднования святого Василия

Церковь чествует угодников Божиих, нареченных именем этим, в следующие даты:

14 января– свт. Василия Великого

12 февраля– свт. Василия Великого (в Соборе Трех святителей)

12 мая– свт. Василия Острожского

5 апреля– мч. Василия Мангазейского

16 июля– свт. Василия Рязанского

15 августа– св. Василия Блаженного

3 сентября– св. Василия Блаженного (в Соборе угодников Московских)

Самые известные Васильевские храмы в России

Храм Василия Блаженного
(Покровский собор)

Это самая узнаваемая церковь России, известная далеко за пределами Отечества.

Построена она в 1560 г. по велению государя Иоанна Васильевича в ознаменование победы над Ханством Казанским. Трудились над нею зодчие Барма и Постник.

Интересный факт

Некоторые исследователи полагают, что Барма и Постник – одна личность. Постник – фамилия зодчего, а Барма – его прозвище.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Некогда на месте собора этого высилась Троицкая церковь, близ которой погребен был чудотворец Василий Блаженный. Этот угодник предсказал возведение на месте том нового собора и даже завещал царю Иоанну собранные им монетки на его строительство.

Центральную шатровую Покровскую церковь окружают непохожие друг на друга приделы. Купол каждого из них уникален и неповторим, однако привычную ныне монохромную окраску приобрели они лишь в XIX-м в.

Дважды грозило собору этому уничтожение: во время нашествия Бонапарта и в богоборческие годы. Но Промышлением Господним величайший памятник архитектуры отечественной возвышается на главной площади государства по сей день.

Церковь свт. Василия Кесарийского в с. Борисовском

Этот старинный приход упоминается еще в летописях правителя Симеона Гордого. В ту пору была она деревянной, и был к ней пристоен придел свт. Николая Угодника. Уже почти 700 лет совершается здесь Жертва Бескровная.

Древняя постройка сгорела, и потому в 1835 г. выстроен был на месте ее храм каменный, возвышающийся до сего дня. Вмещает он до 1000 богомольцев.

В годы богоборчества здесь устроили зернохранилище, однако в 90-е гг. минувшего столетия здания возвратили Церкви.

В церкви этой были чудесные излечения страждущих. Одной из его святынь считается лик Богоматери «Всецарица», по молебнам которому совершались врачевания. Настоятель прихода о. Аркадий (Маковецкий) свидетельствует:

«Приезжала женщина со страшным диагнозом. Она сказала, что Царица Небесная каким-то образом указала ей наш храм. Я предложил совершить соборование, освятить воду, прочитать акафист «Всецарице»… женщина после этого прожила еще немало лет… А однажды родители привели в храм плохо говоривших двоих детей. Я применил тогда очень старинный метод врачевания этого недуга: мы отслужили молебен и с колокола слили воду. И дети после того стали говорить».

Храм Василия Великого в с. Нившера, Республики Коми

Этот приход возведен на самом высоком местном холме, в местечке, называемом Раем. Построили его в 2020 г. на средства местных меценатов. Настоятель церкви иеромонах Александр (Митрофанов) поясняет
:

«Все удивлялись: «Зачем в таком месте строится такой большой храм?» Это величественное здание видно отовсюду, потому что стоит оно на горе».


Эту церковь посещают не одни только местные селяне – приходят сюда богомольцы со многих окрестных сел. Для них здесь возводится двухэтажная гостиница.

На сегодняшний день храм этот считается одним из крупнейших республиканских Центров духовных.

Церковь свт. Василия Великого в г. Жлобине

В этом городе долгий период не было ни единой церкви. Богомольцы собирались для богослужений на квартирах. Об открытии данного прихода после войны хлопотал вернувшийся из ссылки о. Адам (Жданович), и областной Исполком в 1947 г. разрешил открыть здесь церковь.

Изначально был это всего лишь дом деревянный, без Креста и без звонницы, которые запретили устанавливать, поскольку рядом находилась школа.

Жители радовались, что, наконец то, у них появился свой приход, однако в 60-е гг. минувшего столетия вновь начались гонения, и верующих снова подвергли травле. Принявший настоятельство в ту пору о. Константин (Монько) вспоминал:

«В течение 50-ти лет при различных обстоятельствах, скорби и радости, я старался отразить чувства свои на бумаге. Свидетельствую, что Бог никогда не оставлял меня в беде, и после усердной молитвы я получал просимое и от скорби переходил к радости».


Однако, как не старались богоборцы, количество верующих в городе не уменьшалось. На службах прихожанам не хватало места, люди слушали богослужения у открытых окон. Потому решено было площадь церкви увеличить за счет пристройки. В ту же пору привезли сюда еще одну избу деревянную, в которой до сего дня размещается Воскресная школа.

После прекращения притеснений к приходу присоединили соседний земельный участок, а вместо деревянного дома возвели здесь каменную церковь.

Церковь свт. Василия Великого в с. Кистыши Владимирской области

Приход этот знаменит тем, что возведен он в XVIII в. усердием величайшего отечественного полководца А.В. Суворова в память о его родителе – генерале Василии Суворове. Долгий период находился он в запустении, однако офицерами российскими принято было решение возродить его своими средствами. На это благочестивое дело откликнулись почитатели полководца и из многих иных государств, благодаря чему нужную сумму собрали за 4 года.

Церковь Василия Великого в Кистыше

Церковь Василия Великого в Кистыше

Работы по восстановлению еще до конца не доведены, однако на богослужения притекает сюда немало богомольцев.

Приходу переданы частички мощей свв. Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Феодора Стратилата и Феодора Ушакова – покровителей воинства, ходатайствующих о его победе.

Частые вопросы

Как по церковному Василий?

Церковное имя остается неизменным и также звучит как Василий. Правильная транслитерация данного имени – VASILII.

Что означает имя Василий в православии?

В переводе имя Василий означает “царь” или “царственный”.

Сколько раз в году именины у Василия?

Православные именины (даты даны по григорианскому календарю): 8 января, 5 января, 14 января, 15 января, 20 января 8 февраля, 12 февраля, 14 февраля, 15 февраля, 17 февраля, 19 февраля, 22 февраля, 23 февраля, 26 февраля

Что означает праздник Василия?

Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите жизнь и творчество святого Василия Великого, чтобы понять его важное значение для Православной Церкви.

СОВЕТ №2

Посетите храмы и монастыри, посвященные святому Василию, чтобы поглубже познакомиться с его культом и почитанием.

СОВЕТ №3

Примите участие в церковных праздниках и богослужениях, связанных со святым Василием, чтобы лично почувствовать духовную связь с ним.

Чудеса и легенды, связанные со святым Василием

Святой Василий Великий, один из великих отцов Восточной Церкви, окружен множеством чудес и легенд, которые с течением времени стали неотъемлемой частью его культового почитания. Одним из наиболее известных чудес, связанных со святым Василием, является его способность предвидеть будущее и пророческие сны, которые помогали ему принимать важные решения и предсказывать грядущие события.

Согласно легенде, святой Василий спас своих прихожан от страшного голода, превращая воду в масло, чтобы они могли приготовить пищу. Его милосердие и чудеса сделали его одним из самых почитаемых святых в православной традиции.

Еще одним известным чудом, связанным со святым Василием, является исцеление от болезней и недугов. Многие верующие приходят к его мощам с мольбой о здравии и исцелении, и многие из них утверждают, что их молитвы были услышаны и чудо произошло.

Святой Василий также известен своими милостынями и благотворительной деятельностью. Он помогал бедным и нуждающимся, раздавая им пищу, одежду и деньги. Его доброта и сострадание к ближнему сделали его примером для подражания и символом благочестия.

В целом, чудеса и легенды, связанные со святым Василием, играют важную роль в его культовом почитании и помогают верующим находить в нем заступника и защитника в различных жизненных ситуациях.

Оцените статью
Добавить комментарий