Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»: символ благополучия и изобилия

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» является одним из важных образов в православной иконографии, связанным с понятием материального и духовного питания. В данной статье мы рассмотрим историю этой иконы, ее символику, связь с Оптиной Пустынью и прп. Амвросием, а также разберем, как Богородица помогает верующим в снискании хлеба насущного.

Описание и богословское значение

Икона
представляет Богородицу, молящуюся за людей над созревшей хлебной нивой.
Часть ее уже сжата, пшеница лежит в снопах. Другие колосья ждут своего часа. А на высоте парит Богородица, воздевшая руки древним жестом
молитвы
и благословения. Её Лик милостив и кроток, полон любви к людям, чьи труды Она благословляет.

Богословие образа

Богословские смыслы иконы так же просты и понятны, близки человеку, как и она сама. Они выражены названием – «Спорительница хлебов». Слово «спорить», согласно Толковому словарю В.И.Даля, имеет значения «помогать», «содействовать», «поддерживать» (отсюда известное слово «подспорье»).
Прп. Амвросий Оптинский, которому принадлежит идея иконы, так кратко выразил ее суть: «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».

Мнение эксперта:

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» является одной из самых почитаемых среди православных христиан. Эксперты отмечают, что данная икона символизирует заботу и помощь Богородицы в повседневных земных делах, в том числе в снискании хлеба насущного. Согласно верованиям, обращение к иконе «Спорительница хлебов» способствует преодолению трудностей, связанных с материальными нуждами, и благополучию в семейной жизни. Эксперты подчеркивают, что вера и молитва перед этой иконой могут стать источником утешения и поддержки в трудные моменты, напоминая о божественной заботе о каждом человеке.

Спорительница хлебов - редкая чудотворная икона Богородицы. История и чудеса иконы. В чем помогает?Спорительница хлебов – редкая чудотворная икона Богородицы. История и чудеса иконы. В чем помогает?

История образа

Икона была создана для Шамординской женской
монашеской
общины по благословению старца Амвросия и при его живом участии. Святой образ писали для монахинь, которым, казалось бы, не следует чрезмерно заботиться о столь «земных» вещах, как пропитание. Не следует – а приходилось.

Полезные материалы

Скорби и нужды женского монашества

Из общего числа монастырей России женские обители в XIX в. составляли только пятую часть. Причиной было не отсутствие желающих. Устроить женскую обитель было неимоверно сложно из-за государственной политики в отношении женского монашества. Повсеместной проблемой была необходимость при поступлении в монастырь вносить вступительный взнос, либо покупать келью. Это сразу «отсекало» множество бедных женщин и девушек, желавших связать свою судьбу с монашеством.

Св. прп. Амвросий Оптинский

Св. прп. Амвросий Оптинский

Подчас единственным выходом оставалась помощь авторитетного духовного руководителя – старца. Часто такой человек брал на себя и хлопоты с разрешением на открытие обители, и поиск благотворителей на ее содержание, и духовное окормление сестер.

Интересный факт

Известно, что прп. Серафим Саровский основал женскую общину с. Дивеево, старец Зосима – Троицкую пустынь под Москвой. В Тамбовской епархии основателем женской общины с. Троекурово был старец Иларион. Кстати, о. Иларион благословил на монашеский путь Александра Гренкова – будущего Амвросия Оптинского. Позже Амвросий также стал основателем женской общины.

Казанская обитель

Шамординская женская община была учреждена хлопотами старца Амвросия в 1884 г. Имение, на территории которого появился монастырь, находилось на расстоянии около 30 км от Оптиной пустыни. Первой настоятельницей стала София (Болотова), известная верой, благочестием, высокой духовной жизнью.

А вот материальное положение обители практически сразу по ее основании стала критической, если не катастрофической. Монастырь имел маленькую деревянную церковь и несколько ветхих домиков для сестер. Обитель не получала денег, не имела продуктовых запасов. При этом число насельниц все росло. Многие из них были не только бедны, но и больны, немощны. Часто в небольшой общине не было самого необходимого, вплоть до самых простых продуктов, дров.

Жизнь общины проходила с одной надеждой на помощь Матери Божией. Её Казанской иконе был посвящен монастырь. Много молился Богородице и прп. Амвросий, болезнуя о монахинях, на женские плечи которых пал тяжелый быт на грани выживания.

Между тем, жизнь старца клонилась к закату, он все чаще сильно болел. Сестры много плакали, лишаясь своего покровителя и духовного отца: «На кого, батюшка, оставляете нас?» Старец почти всегда отвечал, что Покровительницей общины после него будет Сама Пречистая.

В эту пору возникла у старца Амвросия мысль о написании особой Богородичной иконы для Шамордино.

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино

Связь с Оптиной Пустынью

Остается не совсем ясным, как именно сформировалась идея написания образа. По одной из версий, она принадлежала непосредственно старцу Амвросию. В 1889 г. он заказал копию изображения Богородицы с иконы Всех Святых. Как рассказывала тогдашняя настоятельница Шамордино, Илария, на этом образе о. Амвросий велел сделать надпись «Спорительница хлебов».

Интересный факт
Старец попросил поставить икону в монастырской житнице, чтобы обитель всегда имела изобилие пшеницы. Еще одну копию он просил у игумении для себя. По словам последней, просьба была тогда же исполнена. Икона «Спорительница хлебов» была келейной у старца до самой кончины.

Существует и другое свидетельство о том, как появилась идея иконы. Это воспоминания келейника старца, о. Ераста. Согласно рассказу, идею подал один из посетителей старца, приехавший с севера России. Впервые в жизни увидев богатые хлебные нивы черноземной полосы Центральной России, он поразился

«видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба».

Приезжий посетовал, что Русская Церковь почему-то не имеет образа Богородицы, связанного с благословением хлебных нив и вообще трудов на земле. Между тем, Россия – страна земледельческая, и каждый крестьянин постоянно молится об урожае. Имя приезжего осталось неизвестным, но, возможно, именно так появился образ пшеничного поля.

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Кто написал икону?

Согласно распространенному мнению, икону написал брат первой Шамординской настоятельницы, Дмитрий (в монашестве Даниил) Болотов. О. Даниил действительно был иконописцем и основал иконописную мастерскую при обители Шамордино.

Однако, некоторые искусствоведы считают версию сомнительной. Стиль письма о. Даниила несколько иной, чем тот, что характерен для иконы. Поэтому вопрос авторства иконы открыт.

Указания священного Синода

Уже в 1892 г., через год после кончины старца Амвросия, св. Синод рассмотрел «проблему» растущего народного почитания нового образа. Согласно его решению, печатание «Спорительницы хлебов» было признано недопустимым, так как ее иконография не традиционна для христианской Церкви. Кроме того, икона

«необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки».

Но монахи Оптиной пустыни продолжали собирать свидетельства о чудесах, связанных с образом. В 1894 г. оптинскими иноками была даже подготовлена статья для журнала, но ее не пропустила цензура. Тем не менее, икона продолжала распространяться в виде копий. Это могла быть литография, или даже работа художника. Такое стихийное распространение привело к большому разнообразию иконографии «Спорительницы хлебов».

Развитие иконографии и новые смыслы

Подлинник, сделанный для о. Амвросия, известен по книгам о старце, которые выходили с конца XIX в. Этот образ представляет Богоматерь, молящуюся над колосящимся полем.

Существует вариант иконы, где представлено не только поле, но и небо, покрытое облаками, и лес.

На некоторых образах небо – грозовое, как бы в предчувствии беды, грозящей людям. Но выше грозы – изображение молящейся Богородицы. Именно этот богословский смысл передан стихотворением В. Иванова, написанным в грозном 1917 г.:

Тайные Церкви глубин святорусских Затворница,

Руси боримой со светлыми духи Поборница,

Щедрая Благотворительница,

Смут и кровей на родимой земли Умирительница,

Дай нам хлеба вскорости

Добрым людям спорости,

Матерь Божия Спорительница!

Изменилась иконография с 90-х гг. XX в. На современных вариантах иконы Богородица обычно изображается в овальной мандорле (сиянии), часто – сидящей на престоле.

По-особому было переосмыслено иконописцами последних десятилетий изображение поля. На иконах XIX в. оно было вполне реалистичным – колосья, сжатые снопы. А вот на иконе возрожденной Шамординской обители (написана в 1996 г.) показаны не только сжатые снопы, но и жнецы – Ангелы, собирающие жатву. Так современный иконописец переосмыслил богословское содержание иконы, связав жатву с грядущим концом мира и Страшным Судом.

Тем не менее, как и в XIX в., «Спорительница хлебов» в наибольшей степени известна как «помощница в снискании хлеба насущного».

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов"

Образ «Спорительницы хлебов» с Ангелами-жнецами

День памяти

Старец Амвросий установил день празднования иконе: 15 (28) октября, так как к этому времени оканчивается сбор урожая. Преподобный Амвросий благословил в этот день править службу и читать перед иконой обычный акафист Пресвятой Богородице, но добавлять слова:

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».

28

Октябрь

1891 года

Летом старец Амвросий уехал в Шамордино. Здесь его настигла предсмертная болезнь, и осенью он скончался. Удивительным образом, день похорон совпал с днем празднования новой иконе. Осталось неизвестным, удалось ли потрясенным потерей сестрам прочитать акафист в этот тяжелый для них момент…

Чудотворная икона Богородицы «Спорительница хлебов»: история образаЧудотворная икона Богородицы «Спорительница хлебов»: история образа

Почитание и чудеса

Почитание образа началось еще при о. Амвросии. Старец рассылал литографированные копии иконы своим чадам. Но особая любовь к иконе была связана не столько с именем прославленного старца, сколько с чудесами, которыми сразу прославился образ.

Год написания иконы в России оказался неурожайным. Для крестьян это означало почти неминуемый голод. Однако округа Шамордино не знала нужды: здесь урожай оказался достаточным.

Уже после кончины старца копия образа была послана Пятницкой женской монашеской общине Воронежской губернии. Здесь тогда также была засуха, притом начиналась чума. Но после
молебна
перед списком образа прошел дождь.

Очевидно, главным чудом стало то, что маленькая и бедная Шамординская обитель к началу XX в. стала большим монастырем, вполне процветающим и развивающимся. В 1900-е гг. здесь подвизались уже около 800 монахинь.

Интересный фактВ начале XX века счет копий иконы шел на тысячи, если не десятки тысяч. Один из издателей вспоминал, что, хотя он и напечатал несколько тысяч образков, спрос не прекращался и продолжал расти.

Множились и свидетельства о чудесах. Очевидно, тысячи верующих признавали икону чудотворной. Рассказы об этом все чаще появлялись на страницах прессы, и наконец, обратили внимание священноначалия.

Хозяйство Оптиной Пустыни

Хозяйство Оптиной Пустыни

Где сейчас подлинник

Согласно решению Св. Синода, не благословившего почитание иконы, образ был вывезен из Шамордино в 1892 г. Дальнейшая судьба подлинника нигде не фиксировалась.

Некоторые авторы полагают, что он находится в храме «Всех скорбящих радость» в Михново (Микнишес), в Литве, недалеко от Вильнюса. Предположения основаны на том, что строительство этой церкви благословил последний Оптинский старец Нектарий. Однако иконография образа, на котором представлено грозовое небо, не совпадает с опубликованными копиями келейной иконы старца Амвросия, где тема деталей неба практически не разработана.

Поэтому можно сказать, что вопрос о месте нахождения подлинника иконы до сих пор открыт.

В Шамординской обители сейчас почитаемым является современный список, написанный по канонам древнерусской иконописи.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Спорительница хлебов, молитва Божией МатериАкафист Пресвятой Богородице пред иконой Спорительница хлебов, молитва Божией Матери

В чем помогает Пресвятая Богородица по молитвам перед святыней

Богородице перед Её иконой молятся:

  • о спасении урожая от стихийных бедствий (засуха, град, мороз, наводнение)
  • о благословении хлеба насущного, пищи
  • о помощи в трудах, особенно связанных с работой на земле
  • о сохранении семейного благополучия

Храмы в честь иконы

Храмы в честь иконы «Спорительница хлебов» известны по всей России. Особенно часто обращаются за помощью, конечно, хлебопеки. Например, в г. Щелково (Московская обл.) есть храм при хлебозаводе.

В Оптиной пустыни храм в честь иконы расположен на территории подсобного хозяйства монастыря.

Всего в России действует 38 храмов, освященных в честь иконы.

Церковь во имя иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" в Оптиной Пустыни

Церковь во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Оптиной Пустыни

Образ «Спорительницы» был явлен верующим накануне великих потрясений. Пройдет не более 30 лет, и страна погрузится в пучину революций и войн. Тогда «хлеб насущный» будет нужен, как никогда. Тогда милосердный взгляд Матери Божией, всё знающей о жизни и бедах людей, укрепит не одного верующего в тяжелых испытаниях.

Автор: Наталья Сазонова

Видео

Небольшой фильм об иконе, с кадрами, отснятыми в Оптиной Пустыни.

Молитва

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»

Кондак 1

Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Икос 1

Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти: Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды; Радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление. Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая; Радуйся, алчущих Питательнице. Радуйся, сирых Заступнице; Радуйся, нагих одеяние. Радуйся, израстившая нам Плод Живота; Радуйся, Спаса рождшая душ наших. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 2

Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: «Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя». Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Спорительнице хлебов», яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая: Радуйся, Дево, христиан похвало; Радуйся, яко Тя блажат вси роди. Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша; Радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада. Радуйся, питающая нас хлебом жизни; Радуйся, млеком питавшы Питателя Вселенныя. Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание; Радуйся, Садителя жизни нашея родшая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 3

Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и управляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем: Радуйся, Благаго Сына Благая Мати; Радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице; Радуйся, тела моего здравие и души моея спасение. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; Радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 4

Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, и да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюше силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея «Спорительницы» яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая: Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; Радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая. Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая; Радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая. Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; Радуйся, жилища наша от огня спасающая. Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; Радуйся, от всех бед быстрое избавление. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плодоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: «Жено, се Сын Твой» и ученику: «Се Мати Твоя!» — всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем: Радуйся, Судии Праведнаго умоление; Радуйся, грехов наших прощение. Радуйся, Надеждо наша известная; радуйся, упование наше непостыдное. Радуйся, скорбей наших разрешение; Радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, пламене страстей изменяющая; Радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 6

Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша, и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих. Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая: Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая; Радуйся, Питающая нас Словом Жизни. Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая; Радуйся, Пище, манны приемнице. Радуйся, земле Благая, Клас божественный израстившая; Радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот. Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни; Радуйся, милость сугубо нам подающая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 7

Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; Радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение. Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; Радуйся, Помощнице всех безпомощных. Радуйся, Кормительнице вдов и сирот; Радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; Радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 8

Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с Жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей «Спорительнице» усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти: Радуйся, милости превеликия сокровище; Радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих. Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих; Радуйся, быстрое нищих услышание. Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение; Радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая. Радуйся, ключу Царствия Христова; Радуйся, Надеждо благ вечных. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 9

Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти: Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; Радуйся, величаемая от всех Небесных Сил. Радуйся, Честнейшая Херувим; Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим. Радуйся, Владычице Неба и земли; Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя. Радуйся, верная Рабо Господня; Радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 10

Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего, милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей «Спорительнице хлебов» именуемой и глаголющим: Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; Радуйся, любве Божественных проявление. Радуйся, чудес преславных совершение; Радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; Радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая. Радуйся, несумненная наша Надеждо; Радуйся, тихое и доброе Пристанище. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 11

Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленным кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе: Радуйся, младенцев Млекопитательнице; Радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая. Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим; Радуйся, подавающая требующим благоустроение. Радуйся, уготовляющая просящим изобилие; Радуйся, многажды прошения предваряющая. Радуйся, печальных Утешение; радуйся, скорбящих веселие. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 12

Благодатную помощь ниспосли нам, Мати Божия, и егда изыдет сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными устны вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти: Радуйся, богатство нетленное нам подавающая; Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды. Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни; Радуйся, яко рай пищный процветаеши. Радуйся, верных спасительное прибежище; Радуйся, Покрове миру ширший облака. Радуйся, ненадежных надеяние; Радуйся, отчаянных спасение. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Тропарь, кондак, величание

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

глас 3

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли, благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего, и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения, и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им, избавляя их всякия нужды и утеснения, и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

глас 6

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание общее

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Частые вопросы

Что означает икона Спорительница хлебов?

“Спорительница” от слова “спорый”, то есть быстрый или умелый. “Спорить” означает способствовать или помогать. Преподобный Амвросий Оптинский заказывал эту необычную икону как символ того, что Богоматерь — “Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного”.

Что просят у иконы Божией Матери?

Богородица слышит все наши молитвы и заступается за нас перед Богом. Иконе «Нечаянная радость» молятся о рождении детей, их здоровье и благополучии, исцелении от болезней и зависимостей, мире с близкими и душевном равновесии, защите от недругов и других напастей.

Как называются иконы Божией Матери?

Оранта – молящаяся Мария без младенца на руках … Одигитрия – та, что указывает путь ко Христу … Елеуса – самый нежный образ Матери и Сына … Панахранта – Царица Небесная … Агиосортисса – молящаяся Христу … Казанская – самый распространенный и узнаваемый образ БогородицыЕщё

Что делает икона Божией Матери?

Икона Богородицы-заступницы – одна из самых важных в православной традиции. Именно к матери Иисуса Христа обращаются за утешением, также считается, что Богоматерь защищает близкого человека, за которого просишь искренне и со всей душой. Икона Богородицы убережет от хвори и может исцелить даже безнадежного больного.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Икона «Спорительница хлебов» напоминает нам о важности бережного отношения к хлебу, который является символом благополучия и изобилия. Попробуйте не выбрасывать продукты питания, а использовать их на полную, чтобы ценить дары земли.

СОВЕТ №2

Помимо материального значения, икона также призывает нас к духовной пище. Постарайтесь уделить время чтению Священного Писания или молитве, чтобы насытить свою душу и ум.

Икона «Спорительница хлебов» в современном христианском искусстве

Икона «Спорительница хлебов» занимает особое место в современном христианском искусстве, продолжая привлекать внимание верующих и исследователей. Эта икона изображает Богородицу, держащую на руках младенца Иисуса, который благословляет хлеб. Символика этой иконы тесно связана с понятием материнской заботы, защиты и обеспечения.

В современном христианском искусстве икона «Спорительница хлебов» часто интерпретируется как символ духовного питания и поддержки, которые Богородица предоставляет верующим. Ее изображение напоминает о важности доверия и веры в Божественное провидение, которое обеспечивает не только материальные блага, но и духовное наполнение.

Икона «Спорительница хлебов» также является напоминанием о необходимости благодарности за все дары, которые мы получаем от Бога. Она призывает к ценности каждого момента жизни и к осознанному отношению к тому, что нам предоставлено. Эта икона напоминает о важности смирения и сострадания, которые являются основой христианской этики.

Оцените статью
Добавить комментарий