Икона Иоанна Предтечи: кратко о каждом образе Иоанна Крестителя и его символике

Иконы Иоанна Предтечи являются одним из наиболее почитаемых образов в православной церкви. Каждый образ Иоанна Крестителя несет в себе глубокий символизм и историческое значение, отражая различные аспекты его жизни и служения. В данной статье мы рассмотрим кратко каждый из этих образов, раскрывая их значения и важность в православной иконографии.

Мнение эксперта:Икона Иоанна Предтечи является одной из самых почитаемых в православной церкви. Эксперты отмечают, что на иконе Иоанна Крестителя обычно изображается в двух основных образах. Первый – Иоанн в пустыне, в одежде из верблюжьей шерсти, с поясом из кожи, что символизирует его аскетизм и простоту. Второй образ – Иоанн, крестящий Христа в реке Иордан. Этот момент является ключевым в жизни Иоанна Крестителя, он символизирует его роль как Предтечи и связь с пришествием Спасителя. Оба образа Иоанна Крестителя на иконе несут глубокий духовный смысл и напоминают верующим о важности покаяния, очищения и приготовления к встрече с Богом.https://www.youtube.com/embed/gohQJYfJH30Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Родители его долго молили Создателя о наследнике. Много жертв и молитвенных воздыханий принесено было ими Господу. И однажды отцу будущего праведника, первосвященнику Захарии, явился Небесный посланник, благовестивший о скором рождении сына, наречь которого нужно Иоанном. Захария не поверил Архангелу Гавриилу и был наказан за то немотою, исчезнувшей лишь после появления на свет будущего пророка.

Когда нечестивый правитель Ирод повелел истребить в Вифлееме неповинных младенцев, Елисавета, супруга Захарии, поспешила укрыться с ребенком в одной из пещер Иудейской пустыни. Отец же Иоанна был убит воинами Ирода за то, что не открыл им, куда супруги спрятали свое дитя.

Вскоре Иоанн лишился и матери. По Преданию собеседниками и воспитателями подвижника стали в ту пору Ангелы. Они кормили его небесной манной, берегли от хищников и обучали Божиему Закону, преисполняя сердце отрока премудростью.

Иоанн возрастал. Одежду носил он из волоса верблюдов, питанием его были саранча и дикий мед. Когда ему было около 30 лет, Господь призвал его к проповедованию.

В ту пору иудеи были измучены владычеством над ними других народов: ассирийцы, персы, греки, римляне – все побывали на их земле, обременяя священный народ непомерными податями. Чувство унижения не оставляло их, и люди с нетерпением ожидали прихода обещанного им Избавителя — Миссию, который восстановит величие царства Израиля.

В этот то период и призван был Господом пророк Иоанн. Однако он не призывал к освободительному восстанию и государственным реформам. Наоборот, он разъяснял людям, что скорби их вызваны грехами и отступлением от Завета с Богом, что необходимо, прежде всего, осознать свои преступления перед Создателем и отречься от них. Последовавших его призыву, пророк крестил в иорданских водах.

Интересный факт

Место, где пророк совершал крещение, сегодня находится на границе между Иорданией и Израилем. Только дважды в году можно посетить его: в Праздник Богоявления и во 2-й день Страстной Седмицы. В эти дни паломники, проходя по дороге, огороженной проволокой, за которой возможны мины, следуют к Иордану.

Многие жители приходили слушать подвижника. Были среди них и фарисеи, и воины, и простолюдины. И однажды пришел к нему Сам Божий Сын. Подвижник поначалу не смел совершать над Ним Крещение, но Миссия произнес:

«Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).

В тот миг сподобился Креститель стать свидетелем чуда: Дух Божий опустился на Искупителя, и Голос с небес возвестил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

После этого Иоанн продолжал проповедовать. Он обличал людские прегрешения, невзирая ни на их происхождение, ни на положение в общественных слоях. Обвинению в прелюбодеянии подвергся и властитель Галилеи Ирод Антипа, взявший в супруги жену брата, и, хотя по его велению пророка отправили в заточение, царь любил приходить к Иоанну и беседовать с ним.

Погубило Предтечу женское лукавство. Как-то во время пиршества царская падчерица Саломея угодила правителю сладострастным танцем и тот пообещал ей любую награду. Девица же не стала просить золота и прочих сокровищ. По научению матери она потребовала у царя голову пророка. Правителю пришлось согласиться, и вскоре в пиршественный зал внесли на блюде отрубленную голову пророка.

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Царица Иродиада, получив честную главу, скрыла ее в земле. Однако святыня была извлечена оттуда, когда вскоре на этом месте некий боголюбивый вельможа, выкупивший землю, решил возвести храм. В дальнейшем обретение честной главы праведника дивным образом совершено было еще дважды.

Интересные факты

  1. На иконе “Иоанн Предтеча в пустыне” святой изображён в образе пустынника, одетого в овчинную шкуру и держащего в руках посох. Святой указывает путь к духовному возрождению и покаянию.

  2. На иконе “Иоанн Предтеча с крыльями” святой изображён в образе ангела с крыльями. Это символизирует его особую роль в подготовке прихода Христа.

  3. На иконе “Иоанн Предтеча с евангелием” святой изображён с книгой в руках. Это символизирует его проповедническую деятельность.

Отец Андрей, расскажите о ближайшей памяти Иоанна Предтечи. Протоиерей  Андрей Ткачёв.Отец Андрей, расскажите о ближайшей памяти Иоанна Предтечи. Протоиерей Андрей Ткачёв.

Иконография Иоанна Предтечи

Первые изображения Предтечи найдены в римских катакомбах. Исследователи датируют их III в.

В византийском искусстве распространение получили изображения, всячески подчеркивающее аскетический подвиг пророка. Его писали без гиматия и хитона, в одной власянице, прикрывавшей истощенную плоть, с обязательным посохом в руках (иногда расцветшим). Подобного вида фрески украшают древние обители Сербии и Афона. Подвижника считают здесь родоначальником христианского аскетизма.

С ХI в. также стало развиваться житийное направление в иконографии пророка, включающее различные эпизоды из повествований о его житии. Подобные сцены охватывали путь Крестителя от зачатия до 3-го обретения его главы. Иной раз количество сюжетов в одном иконописном цикле было более сорока.

В наши дни изображения праведника встречаются ростовые и поясные, единоличные и сюжетные. Одеждой пустынника всегда являются туника из верблюжьего волоса или темный плащ. Часто в руке его посох – неизменный атрибут пустынножительства.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. ПророкиИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. Пророки

Образы иконы Иоанна Предтечи

Иконография пророка весьма разнообразна. Композиция образов основана на повествованиях из жития либо на праздниках, установленных в честь него.

«Зачатие Иоанна Предтечи» («Целование правв. Захарии и Елисаветы»)

На данных изображениях присутствует подвижник вместе с родителями – праведными супругами Захарией и Елисаветой. Впрочем, иной раз, на подобных иконах пророка зримо и не изображают, но, все же, подразумевается, что он присутствует в сюжете композиции, поскольку образ запечатлевает момент зачатия Иоанна.

Интересный факт

Существует еще один известнейший иконографический образ подобного типа – «Целование правв. Иоакима и Анны» – родителей Пречистой Богоматери.

Зачатие Иоанна Предтечи

Зачатие Иоанна Предтечи
Интересный факт

С XV-XVI вв. появляются, так называемые, «зачатьевские циклы» — житийные миниатюры, повествующие о событиях, сопутствующих зачатию пророка. Кроме вышеназванного образа туда входили сцены «Благовествование Ангела Захарии», «Моления и жертвоприношения Захарии и Елисаветы», «Встреча Елисаветы и Девы Марии» и пр.

«Рождество Иоанна Предтечи»

Сюжетная композиция образов этого типа основана на 1-й главе евангельского повествования
ап. Луки
. Кроме основного события здесь могут иногда присутствовать сцены из жития пророка, связанные с его младенчеством. Например, сцена бегства Елисаветы с младенцем в пустыню, убийства праведного Захарии и прочее.

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи

«Ангел Пустыни»

Данный тип иконографии основан на евангельском изречении:

« написано у Исаии пророка: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1:1).

Предтеча изображен здесь с крылами подобно ангелам. Это один из древнейших видов иконописи, сложившийся в Византии предположительно в конце XIII в.

Интересный факт

Древнейший лик крылатого Предтечи, датируемый 1296 г., сохранился в храмовой росписи прп. Ахиллия, епископа Ларисского, в Сербии. А также на крышке ларца с честною рукой пророка во французском городе Перпиньян, который доставили в 1323 г. из Греции доминиканцы. Сопутствующая изображению надпись гласит:

«Ты носишь крылья, потому что ты был равен ангелам; будучи не земным, ты пребывал в земной материи, как сказал Спаситель».

С XVI в. на Руси появляется невероятный по трагизму сюжетный образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем. Впервые подобный тип образа встречается на миниатюре «Слова на Зачатие св. Иоанна Предтечи» (XVI в.)

Ангел Пустыни

Ангел Пустыни

«Моление св. Иоанна Предтечи в пустыне»

Довольно часто встречающийся образ, на котором пророка изображают уже восшедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Его изображают в аскетическом одеянии на фоне гористой пустынной местности в молитвенном обращении к Создателю.

Иоанн Предтеча в пустыне

Иоанн Предтеча в пустыне

«Крещение Господне»

Один из наиболее распространенных типов иконографии. На подобных образах запечатлено евангельское событие Крещения Господня в иорданских водах. В композицию включают, обычно, и служащих Иисусу Ангелов, и Духа Божия, в виде голубином спускающегося с небес.

Крещение Господне

Крещение Господне

«Усекновение главы Иоанн Предтечи»

Сюжет
Усекновения главы Иоанна Предтечи
встречается в церковном искусстве с Х в. Это один из самых широко распространенных типов икон, основанный на сюжете 6-й главы евангельского рассказа ап. Марка, где повествуется о трагической кончине праведника. Кроме подвижника на образе присутствует изображение воина, замахивающегося мечом, посланного Иродом Антипой убить пророка. Иногда в сюжете присутствует дополнительная сцена передачи блюда с главой праведника царевне Саломее.

Интересный факт

Старейшее из подобных изображений было выполнено на рубеже ХI-XII вв. в мозаичной технике на церкви св. Георгия в Палермо. Надпись под образом гласила:

«Ты видишь, о Слове Божий, что делают те, которые не терпят обличения своей темноты; смотри: они скрыли в земле мою главу, отрубив мечом. Но так же, как Ты явил ее из темного места на свет, молю Тебя, спаси в житии тех, которые почитают мою святую икону» (воспроизведен на англ. яз. в кн.: Walter. 1980. С. 78).

Усекновение главы Иоанн Предтечи

Усекновение главы Иоанн Предтечи

«Глава Иоанна Предтечи»

Данный тип изображений известен с XVII столетия. Глава пророка изображается лежащей на дискосе – богослужебном предмете, используемом при приготовлении причастия. Вокруг нее – нимб, указывающий на то, что своим подвигом и страдальческою кончиной Иоанн стяжал Божественную Благодать.

Глава Иоанна Предтечи

Глава Иоанна Предтечи

«Обретение главы св. Иоанна Предтечи»

Сюжет данного образа может отображать только одно или все три благочестивых Предания об обретении честной главы подвижника.

Обретение главы св. Иоанна Предтечи

Обретение главы св. Иоанна Предтечи

«Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад»

Образ запечатлевает пророка благовествующим о приходе Избавителя узникам преисподней. Он держит пророчествующий о Миссии свиток. Прочие персонажи тоже изображаются со свитками, повествующими о приходе Того, Кто выведет их из ада.

Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад

Сошествие пророка Иоанна Предтечи во ад

Деисус

Это образы, на которых изображаются угодники Божии, предстательствующие за род человеческий перед Искупителем. Чаще других встречаются композиции с Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. Креститель всегда изображается по левую руку от Иисуса.

Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча.

 Деисус: Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча.

Известные иконы

Самый ранний единоличный образ св. Иоанна датируется примерно VI в. Он находится в киевском Музее искусств им. Хоненко, куда был привезен из обители св. Екатерины на Синае. Подвижник представлен здесь в полный рост, во власянице и гиматии. В руке его свиток с изречением:
«Се Агнец Божий».

Присутствуют здесь также небольшие изображения Иисуса и Богоматери.

Уникальные работы
Феофана Грека
, известнейшего иконописца XIV в., среди которых есть и фреска св. Иоанна Предтечи, можно увидеть в храме-музее Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фреска выполнена в 1378 г.

Фрески XII в., охватывающие весь житийный цикл пророка, сохранились в апсиде церкви Рождества Богоматери в Антониевом монастыре. Аналогичные шедевры с житием праведника, тоже домонгольского периода, можно увидеть в Спасо-Преображенском соборе Мирожской обители.

Св. Иоанна считал покровителем государь Иоанн Грозный. По его повелению образы праведника, ныне хранящаяся в государственных музеях, были помещены в различные русские соборы. Среди них лики праведника из Благовещенского собора (сейчас в Кремлевском музее), из Толгского монастыря (сегодня в Художественном музее Ярославля), из Николо-Угрешской обители (сегодня в музее «Коломенское»).

В Третьяковской галерее хранится образ «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с избранными святыми», созданный в начале XVII столетия. В Историческом музее – образ XVI-XVII вв. «Иоанн Предтеча в молении Христу» из церкви Покрова на Рву.

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни со сценами жития и избранными святыми

Государственная Третьяковская галерея

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни со сценами жития и избранными святыми Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Уникальные росписи XVII в. с житийными циклами подвижника сохранились в Переславль-Залесской Даниловой обители, в приходе св. Иоанна в Толчкове (г. Ярославль) и в вологодском соборе Святой Софии.

Образ св. Иоанна Предтечи в московской Иоанно-Предтеченской обители

Перед данным образом середины XVI в. преклонялись в молении многие государи. 18 января 2002 г. святыню передали сюда из церкви Петра и Павла на Яузе, где она находилась в советский период. Вместе с нею обители передали и чтимый лик св. Елисаветы Чудотворицы – игуменьи, подвижницы V столетия.

Интересный факт

На территории обители есть часовня, куда стекаются верующие со всех уголков православного мира. В ней находится список лика пророка, выполненный в 2003 г., с частичкой мощей. В оклад вделана цепочка из металла, соединенная с медным обручем, на котором выгравировано:

«Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас».

Данный обруч был известен еще в XIX в. Страждущие одевают его на голову с молитвенным обращением к Божиему угоднику Иоанну и получают многие исцеления. Насельницы ведут запись подобных случаев в особой книге, именуемой «Святые покровители обители».

Образ святого Иоанна Предтечи с обручем

Образ святого Иоанна Предтечи с обручем

Кровоточивый лик св. Иоанна Крестителя в церкви Димитрия Солунского в Малахово

На этом старинном образе из церкви пос. Малахово Раменского района Московской области отчетливо запечатлены следы крови, истекающей с лика Крестителя. Образ кровоточил перед такими серьезнейшими событиями, как эпидемии моровой язвы и чумы, а также перед Отечественной войной. Сегодня к святыне также притекают многочисленные богомольцы со всех областей государства.

В чём помогает икона Иоанна Предтечи?

Как проповеднику о необходимости покаяния, к св. Иоанну обращаются с просьбами о возможности увидеть свои прегрешения, о вразумлении отошедших от Господа близких, о наставлении их на путь исправления. Просят угодника о вразумлении неверующих, еретиков и сектантов, а также преступников.

Поскольку пророк был величайшим аскетом, его помощи испрашивают христиане, которым трудно соблюдать период поста и всякие прочие ограничения.

К Крестителю Господню обращаются с мольбами о врачевании различных недомоганий. Особенно обильно, по свидетельству, подается помощь во врачевании недугов головы.

Игуменья Предтеченской обители Афанасия также свидетельствовала о случаях денежной помощи св.  Иоанна их монашеской общине.

Молитва

Молитва 1‑я

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но, совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия беды́ впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м ве́щем. Что сотворю́, не вем, и к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет душа́ моя́, то́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем, по Богоро́дице, вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех: ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в первыйна́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в, тя молю́, к тебе́ прибега́ю, не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, па́дшагося мно́гими грехи́, обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́, креще́нием омыва́яй грех, покая́ние же пропове́дуяй во очище́ние кого́ждо дел скве́рных; очи́сти у́бо мя, грехми́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́ же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное, Ами́нь.

Молитва 2‑я

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Личное прошение

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, крести́телю Спа́сов Иоа́нне. Услы́ши мя, гре́шного

(и́мя)
. Умоли́ Христа́ Бо́га, да сподо́бит

(благода́ти свята́го креще́ния, покая́ния)

раба Своего
(и́мя). Да вси ку́пно прославля́ем милосе́рдие в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ усе́рдное хода́тайство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Что означает икона Иоанна Предтечи?

«Усекновение головы Иоанна Предтечи» — икона 2-й половины XVI века из Средней Руси, изображающая сцену мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.

В чем помогает Иоанн Предтеча?

Иоанн Предтеча — покровитель всех христиан. Он помогает в главном для человека -найти дорогу к Богу, укрепиться к вере и помочь исправить свою жизнь. Молитвы Иоанну Крестителю помогают защититься от врагов и лжи. Пророк двух заветов – так часто называют Иоанна Крестителя, или Предтечу Христова.

Почему Иоанна Крестителя называют предтечей?

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде Него в соответствии с ветхозаветными пророчествами (см. ниже).

Чем знаменит Иоанн Креститель?

Известно одно: Иоанн вел крайне аскетичную жизнь: жил в пустыне, питался саранчой и диким медом, а одеждой ему служила грубая власяница. Когда Иоанну минуло 30 лет, Господь позвал его на служение. С тех пор он прославился как проповедник: он нес Слово Божие простым людям.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю жизни Иоанна Крестителя, чтобы понять контекст и значение каждого изображения на иконе.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на атрибуты Иоанна Предтечи на иконе: овечья шкура, крест, свиток с надписью “Покайтесь”, они помогут вам понять его символику.

СОВЕТ №3

Изучите позу и жесты Иоанна Крестителя на иконе: поднятый палец, взгляд, направленный вверх – каждый элемент несет свое значение и помогает понять его послание.

Символика образов Иоанна Предтечи на иконе

На иконе Иоанна Предтечи присутствует несколько основных образов, каждый из которых несет свою символику и значение.

Первый образ – Иоанн Предтеча в одежде из верблюжьего волоса, с крыльями на спине. Этот образ символизирует аскетизм и отречение от мирских благ, а также указывает на пророческую природу Иоанна Крестителя.

Второй образ – Иоанн в пустыне, обращаясь к народу. Этот образ отражает миссию проповедника, который призывает людей к покаянию и обращению к Богу.

Третий образ – Иоанн, крестящий Христа в реке Иордан. Этот момент является ключевым в жизни Иоанна Предтечи, так как он утвердил свое призвание крестителем и узнал в Иисусе Сына Божьего.

Четвертый образ – Иоанн с отрубленной головой на блюде. Этот образ отсылает к трагическому концу жизни Иоанна Крестителя, когда он был обезглавлен по приказу Ирода.

Каждый из этих образов на иконе Иоанна Предтечи несет в себе глубокий символический смысл, помогая верующим понять и уважать жизненный путь этого великого пророка и предтечи Христа.

Оцените статью
Добавить комментарий