Святой Апостол Иоанн Богослов – одна из важнейших фигур христианства, чье имя неразрывно связано с Откровением и Апокалипсисом. Его слова и пророчества о числе зверя, укусе змеи, антихристе, молитве, иконе и картинах Эль Греко до сих пор волнуют умы и сердца верующих. В данной статье мы раскроем все тайны через слово святого Апостола Иоанна Богослова, погрузившись в глубины его учения и пророчеств.
День памяти
Он бывает трижды:
- на день преставления Богослова, 9 октября;
- вместе с другими Апостолами, когда отмечается их Собор – 13 июля;
- наконец, 21 мая чтится память особого чуда, несколько столетий происходившего на могиле св. Иоанна – исхождения чудесного «праха», от которого верные получали исцеления.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что слова святого Апостола Иоанна Богослова содержат в себе глубокие тайны и мудрости, способные раскрывать истинные пути духовного развития. Его учение о любви, милосердии и вере вдохновляет миллионы людей по всему миру. Слова Иоанна Богослова призывают к внутреннему преображению, к постижению высших истин и к принятию света духовного познания. Эксперты считают, что через слова святого Апостола можно обрести духовное прозрение и найти ответы на глубокие вопросы о смысле жизни и вечности.
Почему символический образ Иоанна Богослова – орёл
Он взят из видения прор. Иезикииля (VI в. до Р.Х.), лицезревшего Славу Божию близ реки Ховар. При престоле Господнем узрел он образы четырех животных, которых называет «подобными», или похожими на льва, тельца, орла и человека. Видение получало впоследствии самые разные толкования. Со II в. христианские богословы начинают соотносить образы животных с содержанием четырех Евангелий, и, соответственно, с их создателями, свв. Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. Однако символика сложилась не сразу:
- свт. Ириней Лионский считал образом св. Иоанна льва, как животное, означающее власть Царя; даже само Евангелие, написанное Апостолом, начинается с торжественного, сказанного «со властью»: «В начале было Слово…»; до XII в. такое мнение разделяли большинство богословов христианского Востока, например, свтт. Софроний Иерусалимский и
Андрей Критский
, свт. Феофилакт Болгарский; - иным было понимание отцов Западной Церкви, например, блаж. Августина и св. Иеронима Стридонтского, признанного толкователя священных текстов; они обращали внимание на особенности четырех Евангелий, на то, каким сторонам земной жизни и проповеди Господа уделяют внимание Евангелисты; с IV в. на Западе утвердилось мнение об орле, как символе, наиболее точно передающем высокое богословие Евангелия от Иоанна, полет его чистой души.
Оба мнения не исключали друг друга, так что, например, на Руси на иконах Евангелистов можно найти в качестве символа Иоанна как льва, так и орла. Пример тому – образы прп.
Андрея Рублева
, на которых св. Иоанн пишется с орлом (изображения из так называемого Евангелия Хитрово) и со львом (образ «Спас в силах»).
Миниатюра Евангелия Хитрово. Андрей Рублев
Орел как символ св. Иоанна стал преобладающим после 1666 г., когда Поместный Собор окончательно утвердил символы Евангелистов согласно Западной богословской традиции. К настоящему времени орел – символ святого как на Востоке, так и на Западе
.
Интересные факты
- Иоанн Богослов использовал слово «святой» 104 раза в своих писаниях, больше, чем любой другой писатель Нового Завета. Это показывает, насколько важным было для него понятие святости.
- Первая глава Евангелия от Иоанна содержит больше греческих терминов, чем любая другая глава Нового Завета. Это свидетельствует о его намерениях донести Божье слово до язычников, которые были знакомы с греческой культурой.
- Иоанн Богослов был единственным из двенадцати апостолов, кто не был мученически убит. Согласно преданию, он умер естественной смертью в глубокой старости.
Житие
О нем известно из:
- Евангельских текстов;
- Деяний Апостолов и некоторых их посланий;
- церковного Предания;
- кроме того, существует множество апокрифических рассказов об Иоанне, не все из которых могут оцениваться как достоверные.
Происхождение
Из рассказа свв. Матфея и Марка о том, как Иоанн и его брат Иаков были призваны на проповедь «при море Галилейском», следует, что святой не принадлежал к духовным лидерам или политической элите. Ведь в Галилее, самой северной области Иудеи, не было ни книжников, ни мудрецов, знающих Закон Моисеев. По мнению иудеев, галилеяне были столь несведущи в вере, что их область даже презрительно именовали «языческой».
Галилейское происхождение имели не только братья Иоанн и Иаков, но вообще 11 из 12 Апостолов Христа (на юге Иудеи родился только Иуда Искариот).
Господь, Который и Сам благоволил жить в галилейском Назарете, провидел, что Его учение воспримут не образованные фарисеи, а простые люди, чистые сердцем.
«Знание надмевает, а любовь назидает,» (1 Кор. 8:1) – скажет позже «фарисей, сын фарисея», Апостол Павел, который не понаслышке знал, как трудно открыть сердце Богу тому, кто «нагружен» множеством знаний, но по гордости забыл «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23).
Род занятий
Хорошо известно, что Иоанн, как отец и брат, был рыбаком. Озеро Галилейское (или Тивериадское) тогда именовали также морем из-за величины (его площадь 165 кв. км.). Даже сейчас здесь добывают до 2000 т рыбы ежегодно, а во времена Христа ремесло рыболова кормило сотни семей.
Семья
Известно, что отцом святого был Зеведей, матерью – Саломия, которая приходилась дочерью мнимому мужу Пресвятой Богородицы, прав. Иосифу. Святой имел также брата, Иакова.
Родные Апостола отличались особой духовной настроенностью, несмотря на очевидное отсутствие «внешней мудрости». Во всяком случае:
- Иаков, брат святого, вместе с ним ушел странствовать со Христом;
- более того, с ними последовала за Господом мать; Евангелисты упоминают ее среди женщин, сопровождавших Христа, а после Распятия – как одну из мироносиц, пришедших к Его гробу, увидевших Воскресшего;
- что же до Зеведея, некоторые богословы склонны отождествлять его с Апостолом Аристовулом, что едва ли верно; однако, само наличие такого предания свидетельствует о высоком благочестии главы семьи.
Ученик Иоанна Предтечи
О том, что святой был последователем
св. Иоанна Крестителя
, говорит он сам в Евангелии, однако, прикровенно, не называя себя по имени. Поэтому церковные историки, говоря об этой странице жития святого, обычно добавляют «вероятно» или «не исключено», особенно – учитывая общую атмосферу семьи. По крайней мере, то, что Христос застает Иоанна не в пустыне, а помогающим отцу в рыбной ловле, говорит о том, что святой, скорее всего, бывал у Иоанна, но не находился при учителе постоянно.
Встреча с Иисусом Христом
Сведения Евангелистов о ней на первый взгляд противоречивы. О призвании Иоанна свв. Матфей, например, говорит, что оно произошло после такого же призыва Господа к Петру и Андрею:
«… идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (Мф.4:18-22).
Однако Евангелие от Иоанна дополняет историю призвания: согласно ему, что первая встреча с Иисусом произошла на Иордане, видимо, уже после Его Крещения. По словам св. Иоанна, Креститель прямо указал на Него со словами «Вот Ангец Божий», а затем не воспрепятствовал двум своим ученикам (это
св. Андрей Первозванный
и не названный по имени последователь Крестителя, скорее всего, сам Иоанн) пойти вослед Проповедника из Назарета, даже – провести с Ним целый день.
Затем, по-видимому, Иоанн вернулся к привычному ремеслу – до момента, когда последовало второе призвание – уже к выходу на проповедь, о котором и повествуют не только Матфей, но также Марк (Мк. 1:16-20), Лука (Лк.5:1-11). С тех пор святой стал неразлучен с Учителем.
Евангельские события, связанные с апостолом
Иоанн упоминается всеми Евангелистами так же часто, как св. Петр, которого Господь именовал «Камнем» основания Церкви. Св. Иоанн:
- упоминается четвертым среди избранных
12 Апостолов
; - стал одним из трех учеников, которым Иисус нарек новые имена: кроме Симона, названного Петром, Господь также называет братьев Зеведеевых «Воанергес», «Сыны грома».
Кроме того, согласно писаниям Евангелистов, Иоанн присутствовал:
- при чудесном воскрешении Христом дочери священника Иаира; событие видели только он, Петр и Иаков (Мк.5;42);
- во время Преображения Господня (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк.9: 28);
- на беседе о конце мира, которая состоялась на Елеоне незадолго до страданий Христовых (Мк. 13:3-37);
- вместе с Петром они приготовили последнюю Пасхальную трапезу Господа;
- наконец, святой был также в Гефсимании, где Христос молился перед страданиями.
Моление о чаше (фрагмент), Эль Греко
Евангелие же, написанное Апостолам, содержит упоминание о событиях, которые не описывают другие авторы. Современные церковные историки думают, что Иоанн также был свидетелем чудес:
- претворения воды в вино в Кане;
- исцеления больного при купальне Вифезда;
- прозрения слепорожденного; подробности события, рассказанные Апостолом, говорят о том, что он мог видеть его лично.
Известно также, что после ареста Христа, когда «все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56), Иоанн, хотя на отдалении, следовал за Учителем:
- так, он был на суде у первосвященника;
- затем – вместе с Богородицей стоял у Креста.
Впоследствии святой удостоился одним из первых увидеть пустой гроб Господа, уверившись в реальности Его Воскресения.
Какое место занимал среди апостолов
Все это говорит о том, что с первых дней Христос провидел духовные дарования Иоанна. Он, несмотря на юность (Евангелисты почти всегда упоминают его после брата, как младшего годами) по праву может считаться одним из самых близких учеников. Об этом пишет сам святой, называя себя « учеником, которого любил Иисус».
Его первенство признавалось другими: например, именно его на Тайной Вечере просил св. Петр узнать у Христа имя возможного предателя, о котором говорил Господь. Впрочем, иногда, как пишут Евангелисты, на него и брата «негодовали», ревнуя, завидуя.
Характер
О том, каким был святой в молодости, очень точно говорит прозвание, «Сын грома». Горячность, ревность по Боге, поначалу часто проявлялись, что называется, «не по разуму»:
- видя, как некто излечивает одержимых именем Христа, Иаков и Иоанн запрещают ему это делать, «потому что не ходит за нами» (Мк 9. 38);
- когда Господа не пускают на ночлег в селение Самарии, братья просят Христа позволить им низвести огонь на людей, «как и Илия сделал» (Лк.9:54); «Не знаете, какого вы духа!» — укоряет их Христос, скорбя о том, сколь много в его любимых учениках от «ветхого», страстного человека;
- наконец, Иаков с Иоанном, как все иудеи ожидавшие Мессию как земного царя, просят Христа дать им «сесть по правую и левую сторону» при наступлении Царства; их поддерживает мать; отвечая на вопрос Господа о том, могут ли они понести страдания, юноши самонадеянно отвечают: «Можем!» (Мк 10: 35-38).
Иоанну, как всем апостолам, предстоял еще долгий путь духовного становления, познания Бога, Его любви. Евангелие и Послания святого, написанные им уже при конце жизни, показывают нам совсем другого человека: скромного, любящего, всепрощающего. Таким сделала его благодать Духа, жизненный опыт. И, конечно, годы общения с Пречистой Девой, к Которой он был особенно близок.
Апостол и Пресвятая Богородица
Об этой части жизни святого повествует лишь он сам, да церковное Предание. Евангелист приводит слова Господа, уже умирающего, обращенные к Матери
– «Жено! Се сын Твой!» и к Апостолу: «Се Матерь Твоя», и заключает: «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:27). Церковное предание говорит, что Иоанн постарался стать Богородице Сыном – принял Ее у себя в доме, во всем помогал, поддерживал.
М. Нестеров. Распятие
Апостольская проповедь после сошествия Святого Духа
Считается, что когда Апостолы разошлись благовествовать о Христе, он ради заботы Матери Божией оставался в Иерусалиме – до самого
Успения Пречистой
, а вышел на проповедь лишь по Ее кончине.
Что известно о нем из книги Деяний апостолов
Это писание св. Луки упоминает св. Иоанна лишь несколько раз:
- говоря о Сошествии Духа Святого, св. Лука приводит имя Иоанна вторым после Петра, что говорит о высоком авторитете святого;
- святой молитвенно участвует в исцелении хромого от рождения человека – вместе с Петром;
- есть также данные о кратковременном путешествии свв. Петра и Иоанна к самарянам, совершенных ими чудесах.
Какие сведения о нем сохранились в Священном Предании
Оно свидетельствует, что по Успении Богородицы св. Иоанн пошел с благовестием в Малую Азию, где его «жребием» стал Эфес. Отправившись сюда с учеником, св. Прохором, апостол едва не погиб во время бури на море. Однако спустя 2 недели волны непостижимым образом выбросили его на берег.
Отец Эфесских христиан
Эфесская проповедь сопровождалась множеством чудес:
- первыми христианами стали горожанка Романа, сын градоначальника Диоскорида, Домн, и сам Диоскорид; их Крещению предшествовало бесовское нападение на Домна в бане, которую содержала Романа – отрок был удавлен; лишь молитва Апостола вернула ему жизнь, после чего все, видевшие чудо, уверовали во Христа;
- во время проповеди Иоанна прямо во время празднества богине Артемиде ее храм разрушился.
По доносу язычников, святого вызвали на суд императора Домициана. За «колдовство» тот приговорил его к смерти. Но Господь судил Своему ученику долгую жизнь: сильнейший яд не подействовал, из кипящего котла Иоанн вышел невредимым. Не зная, что еще сделать, кесарь отправил святого в ссылку.
Заточение на острове Патмос
Небольшой островок Эгейского моря был традиционным местом ссылки преступников. Но пребывание Апостола здесь стало не наказанием, а триумфом истинной веры:
- пали языческие храмы;
- по молитве святого не раз разрушались чары местных волхвов; особенно известна борьба Иоанна с Кинопсом: молитва ученика Христова разрушила все колдовство волхва, который бесславно погиб.
Лишь около 96 г. ссылка завершилась.
Интересный факт Сейчас имя Патмоса носит не только греческий остров. Так с серединыXIXв. именуют также скалистый островок в Сибири, на алтайской реке Катунь. Некогда здесь было место молитвенного уединения свт. Макария, начальника Алтайской духовной миссии, впоследствии архиепископа Томского, затем – митрополита Московского. Именно он, чтитель св. Иоанна, дал имя острову, освятил храм св. Иоанна, уничтоженный большевиками, но с 2000 г. восстановленный. Ныне здесь скит Знаменской женской обители г. Барнаула, однако миряне могут попасть на богослужения. Но единственная связь скита с берегом – подвесной мост через Катунь.
Иоанн Богослов на острове Патмос, с житием
Школа или худ. центр: Москва
Начало XVI в.
132 × 98 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 20874
Происходит из московской церкви Троицы у Салтыковского моста.
Воскрешение мёртвых апостолом
Кроме возвращения к жизни убитого бесом Домна, с которого началась Эфесская проповедь святого, известно также, что он:
- молитвой вернул к жизни более 200 граждан Эфеса, погибших во время крушения храма Артемиды;
- по пути на Патмос святой молитвой спас сына знатного римлянина, упавшего в море; невредимого его вынесло прямо на корабль через день после гибели;
- скорбя о жителях Патмоса, поклонявшихся волхву Кинопсу, часть из которых умерло, ожидая, когда колдун выйдет из моря, Апостол воскресил их тела, а затем – души, обратив ко Христу.
Евангелист Иоанн Богослов с Прохором Деталь царских врат Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.
Возвращение в Эфес
В этом городе святой провел последние годы своей жизни, по некоторым данным – написал Евангелие. Сохранилось предание об основании им не одной христианской общины, о борьбе с появлявшимися уже превратными толкованиями учения Христова. А еще – о последних месяцах его земной жизни, когда он, уже престарелый, не мог проповедовать, лишь повторяя всю суть учения Христова:
«Дети! Любите друг друга!»
Кончина апостола
Считается, что она произошла около 100 г. по Р.Х. Иоанн прожил около 100 лет. Предание сообщает, что он предвидел день своего отшествия.
Тайна смерти: где похоронили Иоанна Богослова и куда исчезло тело
Когда приблизилось время отхода ко Господу, святой он вышел из города с учениками и повелел им вырыть могилу в форме креста. Сюда он возлег и дал последнее распоряжение – засыпать его тело. Во всем доверявшие Иоанну христиане, хотя с плачем, исполнили повеление. Перед тем, как окончательно погрести святого, они накрыли платом его лик.
Через некоторое время, однако, придя к этому месту, верные нашли только пустую могилу. Еще в первые годы по Воскресении Христовом, как свидетельствует сам Иоанн, между христианами распространилось мнение о любимом ученике Господа, «что ученик тот не умрет» (Ин. 21:23).
Интересный факт
Сам святой считал, что слова Господа «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду» «всего лишь» означают, что Иоанну суждено дожить до Второго Пришествия – его верующие первых веков ревностно ожидали в ближайшее время. Однако, факт остается фактом: гробница святого ныне находится в турецком городе Сельчук, но тела апостола там, как хорошо известно, нет.
Несколько столетий 8 мая из могилы исходил некий розовый благоуханный прах, который верующие разбирали на благословение, исцеление недугов. Первые записи о чуде датируются V в., а прекратилось оно после захвата Эфеса турками.
Церковное предание поэтому дает иное толкование слов Христа, полагая, что, как Пресвятая Богородица, любимый ученик Господа был воскрешен им и с телом взят в Рай.
Труды
К концу I в. Иоанн был единственным оставшимся учеником Христа, свидетелем Его проповеди, смерти, Воскресения. Любовь христиан к Иоанну привела к тому, что приписывалось множество сочинений – богословских, исторических, пророческих. Далеко не все из этих текстов были созданы святым, многие имели позднейшее происхождение, некоторые вообще противоречили христианскому учению.
Поэтому Церкви потребовалось несколько столетий на выяснение подлинности писаний:
- первое свидетельство о том, что Церковь признает каноническим Евангелие от Иоанна, принадлежит свт. Иринею Лионскому (конец II в.); тогда же в Новозаветный Канон вошло 1 послание святого;
- его 2 и 3 послания стали считаться каноническими только с IV в.;
- последним по времени признано «Откровение» св. Иоанна: только с XII в. оно встречается в составе Нового Завета, тогда как до этого считалось апокрифом; до настоящего времени эта книга не употребляется на богослужении.
Когда написаны, кому адресованы, чему посвящены пророчества и предсказания
При жизни учеников Христа для верующих были более актуальны их устные проповеди, сопровождавшиеся живым общением, нежели писания. Они появляются с распространением христианства за пределы Палестины, когда уже далеко не все верные могли встречаться, беседовать с Апостолами лично. Однако цель Евангелий, посланий – все-таки не предсказания, а точное изложение учения Господа.
Впрочем, получившие дары Духа, не только Апостолы, но другие верные часто видели будущее, как настоящее, свидетельствовали о грядущих событиях. Пророческие предсказания были настолько обычной практикой, что, например, христианам Коринфа св. Павел писал:
«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор., 14:1).
Не был лишен дара также любимый ученик Господа, однако, из записанных его пророчеств сохранилась только одна книга, созданная уже при конце его жизни. Она адресована, как явствует из первых глав, современным ему христианам ради их духовного укрепления ввиду начинающихся гонений.
Откровение или Апокалипсис?
При обилии пророческих дарований в древней Церкви, это – по сути, единственная собственно пророческая книга Новозаветного канона, которая рассказывает о том,
какой конец света
ожидает Землю, а также о Втором Пришествии Спасителя. Она, как полагают – вообще первое созданное св. Иоанном писание, родившееся во время ссылки на о. Патмос между 86 и 95 гг.
Считается, что источник книги – прямое повеление свыше, полученное Апостолом. Все, сказанное здесь – непосредственно изложение видения Апостола, записанное его учеником, св. Прохором. Его адресат – 7 существовавших тогда Церквей в Малой Азии, а цель – духовное укрепление ввиду предстоящих гонений, исправление согрешающих.
Вместе с тем, «Откровение»шире просто пророчества, адресованного современникам. Если
ап. Павел
, в свое время «восхищенный до третьего неба» (2 Кор. 12:4), ограничился тем, что упомянул о слышанных там «глаголах, которые человеку нельзя пересказать», то св. Иоанн – по прямому указанию Господа – как раз делает попытку такого «пересказа». Поэтому многие места «Апокалипсиса» темны для понимания (с точки зрения человеческой), в иных – чувствуется, что Апостолу, опять-таки как человеку «плоть носящему и в мире живущему», просто не хватает слов.
Кроме того, современному человеку сложно понять текст потому, что он привык мыслить в логике «прошлое – настоящее – будущее». Между тем, «Апокалипсис» их соединяет, ведь, по словам епископа Александра (Милеанта),
«апостол Иоанн созерцал судьбы человечества не с земной, а с небесной перспективы, куда его возвел Дух Божий… у престола Всевышнего останавливается поток времени и перед духовным взором предстает одновременно настоящее, прошедшее и будущее».
Вот лишь несколько примеров такой одновременности из «Апокалипсиса»:
- война
арх. Михаила
и падших Ангелов – событие, происшедшее еще до сотворения человека, но также пророчество о последней битве добра и зла; - обличители мира перед Вторым Пришествием – и ветхозаветные Енох и Илия, и Апостолы (многие ассоциируют их с свв. Петром и Павлом), вообще – все проповедники Христа всех времен.
Епископ Александр (Милеант) пишет, что «такой метод объединения событий по признаку их внутреннего единства употребляется для того, чтобы помочь верующему человеку понять сущность событий на основе того, что ему уже известно, оставляя в стороне второстепенные и ничего не объясняющие исторические подробности».
Содержание Откровения
В нем можно выделить:
- вступительную часть, описывающую явление Господа Своему ученику (глава 1);
- послания, обращенные к 7 христианским общинам Малой Азии (главы 2, 3);
- с 4 главы св. Иоанн раскрывает судьбу Церкви, прежде всего – предупреждает о наступлении гонений, описывает всеобщее отступление от Бога, наконец – окончательное отпадение от истинной веры, появление Антихриста;
- главы 20-21 посвящены последней войне Христа с диаволом, вообще богоборческими силами;
- последняя глава книги – видение Небесного Иерусалима, новых неба и земли, торжество величия Божия.
Про антихриста, укус змеи и число зверя
К книге св. Иоанна обычно (и оправданно) обращаются в критические, кризисные времена, ища подтверждения совершающихся событий. При этом внимание обычно привлекают главы, посвященные антихристу, особенно неясные с человеческой точки зрения. Среди самых обсуждаемых:
- личность антихриста; в разное время им считали, например, римского императора Нерона, русского царя Петра I, чьи сложные отношения с Церковью общеизвестны, Ленина – гонителя христиан, других одиозных деятелей; к настоящему времени опытные духовники советуют не выискивать будущего «сына погибели» среди правителей или общественных деятелей, а обратить внимание на состояние собственной души; ведь тот же св. Иоанн «антихристом» именует всякого, отрекающегося от Господа;
- так называемое «число зверя», «начертание» которого полагается на людей; в славянском переводе «Откровения» оно выглядит как «шестьсот шестьдесят шесть», однако в греческом оригинале, с которого перевод делался, это не трехзначное число, а три отдельных – 600, 60, 6; православной традиции понимания этого места книги не существует, однако богословы признают: «начертание» является символом отречения от Христа, которое человек совершает сознательно, добровольно.
Церкви чуждо «магическое» отношение к числам и конспирологические теории вроде разговоров о том, что «начертанием» может быть идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), штрих-коды. Сейчас активно распространяется также информация о том, что слово имеет перевод с греческого «укус змеи». Якобы так св. Иоанн, человек I в., мог интерпретировать укол, под которым теперь понимают прививки, включая вакцинацию от коронавируса.
А вот что говорил о ревности не по разуму, граничащей с духовной болезнью, архим. Иоанн (Крестьянкин) в проповеди еще 23 января 2001 г.:
«Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты… А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей? Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было… и все есть… и будет… но ничто не мешает спасаться верующему человеку. И каждый идет по жизни своим крестным путем, верой проходя все, встречающееся на жизненном пути. И верующий все принимает от руки Божией с уверенностью, что все споспешествует ему ко спасению»
.
Остается помнить: Апостол был великим святым, тайнозрителем судеб Божиих, но таковыми не являются большинство из нас. А потому не только к ученикам, но также ко всем христианам обращены слова Божии:
«Не ваше дело знать времена и сроки» (Деян.1:7) и «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13:37).
Евангелие от Иоанна
По мнению большинства церковных историков, оно написано святым после возвращения с Патмоса, в Эфесе. К этому времени давно покинули мир другие Апостолы, уже существовали три Евангелия (Матфея, Луки, Марка). Их называют «синоптическими», то есть, по терминологии западных богословов, близкими по содержанию, так что можно составить их общий обзор, «синопсис». А вот творение Иоанна стоит особняком, так как:
- посвящено не столько земной жизни, сколько учению Господа;
- содержит проповеди Христа богословии Евхаристии, Его слова, приоткрывающие тайну Святой Троицы, которых нет у других Евангелистов;
- максимально подробно здесь описана Тайная Вечеря, умовение ног ученикам, о котором не упоминают «синоптики»;
- св. Иоанн также рассказывает об известных тогдашним христианам, но не отраженных его предшественниками событиях – например, о беседе Христа с самарянкой Фотинией, об исцелении слепорожденного, воскрешении Лазаря, эпизоде с ап. Фомой, который не был при первых явлениях Воскресшего Христа ученикам и желал видеть Спасителя; Евангелист также говорит о явлениях Господа по Воскресении, Его беседе с Петром и знаменитых словах, трижды обращенных к отрекшемуся от Него: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?».
Иоанново Евангелие стало основой богослужебного действа, совершавшегося до серединыXVIIв. в Великий Четверг – Чина умовения ног (сейчас возрожден в большинстве епархий). Оно же читается за богослужениями после Пасхи.
Иоанн Богослов Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг. 189 × 75 см
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия Из деисусного чина собора.
Послания
Считается, что все они написаны после Евангелия, в Эфесе. Все три послания считаются «соборными», что означает их обращенность не к одной конкретной общине, а вообще к христианам. Причиной появления этих сочинений церковные историки считают:
- распространение среди христиан еретических учений;
- проблемы, возникшие с церковным управлением после разрушение римлянами Иерусалима, когда община Иерусалимских христиан – старейшая, восходящая к Апостолам, где обычно поставлялись епископы, потеряла свое значение.
Первое
Из трех посланий оно – самое объемное, а адресовано христианским общинам Малой Азии. Автор повторяет и разъясняет богословские истины, изложены Евангелием от Иоанна:
- о Боге; именно здесь содержится известная фраза «Бог есть любовь» (1 Ин.4:16); при этом для святого эта Любовь есть то же, что Свет: «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» 1 Ин., 1:5);
- о познании Господа; Апостол прямо связывает его с отношением христианина к ближнему:
«… если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин.1, 1:7); более того: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин., 2:9);
- о страхе Божием; по словам святого, истинный страх – не связан с возможным наказанием, но лишь с опасением огорчить Любящего; по словам святого, «боящийся несовершен в любви, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18);
- последняя глава посвящена Сыну Божию, без Которого соединение с Богом, истинная вера невозможны: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин.5:12)
Послание содержит также богословие Триединого Бога:
«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин.5:7-8).
Однако, церковные историки установили, что эти слова появляются в рукописных копиях послания не ранееIVв., так что они считаются позднейшей вставкой, сделанной во время церковных споров о догмате Троицы.
Второе
Оно адресовано некой «возлюбленной госпоже» и ее детям, однако, многие современные толкователи считают, что под ней понимается христианская община. Подобные приемы «персонификации» какого-либо сообщества достаточно часты в античной литературе. Вместе с тем, нельзя исключить, что текст адресован все же конкретной христианке, несущей церковное служение, так как греческое «Кирия» («госпожа») могло быть также именем.
Апостол кратко повторяет сказанное Первым посланием, прежде всего – о Сыне Божием, без которого невозможно познание Истины:
«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист… Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2 Ин.1:7, 9).
И вновь святой повторяет, что главной христианской заповедью является любовь к Богу и ближнему.
Третье
Это краткое писание адресовано «возлюбленному Гаию», под которым чаще всего понимают епископа города Пергама. Св. Иоанн пишет:
- о милости к ближним как выражении христианской любви; он хвалит Гаия за помощь странникам, бедным;
- о раздорах в христианской общине, видимо, вызванными тем, что решение всех вопросов, когда Апостолы уже покинули мир, теперь стало делом епископов, не всегда согласных между собой, примером чего была позиция некоего «любящего первенствовать» Диотрефа; судя по словам святого, он даже «не принимал» Апостола, видимо, не считая его мнение и личность значимыми; не вдаваясь в склоку, не осуждая, святой предлагает единственный, но очень простой критерий определения правоты того или иного иерарха или пресвитера: «
Не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (3 Ин.1:1:11).Это вполне соотносится со сказанным им в двух предыдущих посланиях: отход от заповедей любви, чем бы он ни объяснялся, есть отречение от Христа.
Апостол любви – почему?
Так именуют св. Иоанна:
- на основании его сочинений; ведь они – пламенная проповедь любви, которая составляет содержание учения Христа и путь к Богу; сам достигший совершенства, он зовет к этому всех, уверяя: заповеди Божии «не тяжки», ведь они освобождают от власти греха;
- на основании жития, свидетельствующего, что сам св. Иоанн делом подтверждал сказанное им в сочинениях.
Один из самых ярких примеров – судьба некоего юноши, крещенного святым, но после сбившемся с пути, ставшем разбойником. Хотя община давно отчаялась обратить грешника, предав его на волю Божию, Иоанн, узнав об этом, горько восскорбел, и, несмотря на свои уже очень преклонные годы, лично отправился на поиски духовного сына. Житие святого рассказывает, как, увидев святого, бывший христианин, ныне же – предводитель разбойников, стыдясь, побежал от него. Но старец бросился за ним, убеждая, умоляя вернуться к Богу, обещая взять на себя все его грехи. Жертвенная любовь святого переродила грешника, который оставил прежнюю жизнь.
Иконография
Древнейшие образы святого сохранились от IV в. На этих фресках, мозаиках он обычно вместе с другими Апостолами или же – среди четырех Евангелистов. Первоначально образ, как изображения других Апостолов, не имел выраженных черт индивидуальности. То, что изображен именно Иоанн, чаще всего можно было увидеть только из надписи. Однако считается, что на древнейших иконах Апостол написан юношей – каким он был во время земной жизни Господа. Изображения же святого как старца появляются, видимо, около VI в.
Иоанн Богослов в молчании. Школа или худ. центр: Русский Север Вторая половина XVI в.
Дерево, темпера.
102 × 85 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Как изображают
Как правило, на иконах святого представляют:
- стоящим с развернутым свитком, на котором – слова Евангелия (наиболее древние образы);
- сидящим, пишущим Евангелие;
- пребывающим в молитвенной тишине – на таких иконах Богослов подносит к устам правую руку, знак молчания; иногда лик святого обращен к благословляющему его с небес Богу, от Которого он принимает откровение;
Наконец, часто вместе с Апостолом пишется его ученик, Прохор, записывающий слова благовестия.
Почитание
С древности в честь святого строились сотни храмов, иноческих обителей. Особой любовью христиан пользовались связанные с ним памятные места.
Пещера Апокалипсиса
Она находится на греческом Патмосе, близ монастыря, посвященного святому. Над ней — двухпрестольный храм: его более просторная часть посвящена св. Анне, а малый придел – собственно пещера, где записано Откровение.
Побывавший здесь в 1894 г. русский литургист А.А. Дмитриевский описывал ее так:
«Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей».
Такой она сохраняется с Апостольских времен.
Здесь можно увидеть:
- место, где куда упал святой, услышав глас Божий;
- аналой, на которой св. Прохор записывал слова Откровения.
В стене храма – несколько трещин, образовавшихся от землетрясения, которым сопровождалось явление Христа Своему ученику.
Ежедневно с 7 ч. утра в пещере совершаются литургии.
Базилика ап. в Эфесе
Это памятное место находится не в самом городе, а в отстоящем от него на несколько километров Сельчуке, где был похоронен святой. Первый храм над его могилой появляется с IV в., а спустя еще два столетия византийский император Юстиниан строит обширную базилику.
Судя по данным археологов, длина храма составляла около 130 м, ширина – 40, его главный купол был точно над местом погребения.
Известно, что сюда приезжали тысячи паломников. Но с XIV в. базилика уже упоминается как мусульманская мечеть. Видимо, тогда же прекратилось ежегодное чудо – исхождение чудотворного «праха» на могиле святого. А спустя еще несколько десятилетий базилика была разрушена страшным землетрясением.
Монастыри и храмы
К настоящему времени известно их несколько сотен по всему миру.
На Патмосе
Монастырь святого упоминается с XI в. Основатель обители – прп. Христодул, в свое время даже запретивший проживание на Патмосе женщин, подобно тому, как они не допускаются на Афон.
Известно, что во времена св. Иоанна остров представлял собой большей частью голые скалы. Но ныне усилиями иноков здесь растут сосны, эвкалипты. В обители сейчас подвизается 35 монахов.
К числу святынь обители принадлежат:
- цепи, которыми был скован святой; по рассказам паломников, от них исходит благоухание;
- честные мощи ап. Филиппа, сщмч. Антипы Пергамского, других угодников Божиих.
Вход в храм над пещерой Апокалипсиса
Суроти
Эта женская обитель близ Салоник основана прп. Паисием Святогорцем по просьбе, с 1967 г. от окормлял сестер, часто приезжал сюда. Ныне здесь находится могила старца, к которой приезжают тысячи паломников.
В Рязанской области
Монастырь святого существует с XII-XIII вв. Первоначально его основали греческие монахи, а главной святыней была чудотворная икона Апостола VI в. К концу XVIII в. обитель, не раз разоренная крымскими татарами, пришла в упадок, возродилась усилиями благотворителей только со 2 пол. XIX в. К началу XX в. здесь было уже более 100 человек братии. В 1930-е монастырь закрыт, насельники арестованы. Возрождение приходится на 2000-е годы.
Церкви св. Иоанна
К настоящему времени только в России их насчитывается более 600. Среди наиболее известных:
- в Смоленске «на Вражке», возведен иждивением местного князя Романа в XI в.; ныне это одна из немногих сохранившихся церквей этого времени; здание не раз страдало во время войн, особенно сильно разрушено после нашествия Наполеона (1812 г.), Великой Отечественной войны; с 1993 г. здание возвращено Церкви после гонений советских лет;
- в Москве, на Богословском переулке; он известен с XVII в., сначала как деревянный, затем отстроен в камне; в советские годы церковь была закрыта, передана приходу только с 1991 г.;
- в Коломне; деревянная Иоанновская церковь существовала здесь с XVI в., но в каменном исполнении появилась только с XVIII в.; храм выделяется колокольней высотой 67 м; здесь также находится уникальная икона-барельеф, изображающая Богородицу с предстоящим ей св. Иоанном.
Памятники
Первый из них появился в России с 2012 г. Он находится перед зданием Российского православного университета, носящего имя Апостола. Святой облачен в традиционные одежды эпохи, держит свиток. Создан монумент скульптором С.Исаковым, а средства на установку были собраны студентами и выпускниками университета, благотворителями. Свой вклад внес также Патриарх Кирилл.
В 2013 г. установлен памятник святому в Минске, перед зданием Духовной Семинарии. Святой изображен во время создания им Евангелия. Близ него – фигура Ангела. Автор скульптуры – белорусский зодчий А.Дранец.
Российский православный университет имени святого
Это высшее учебное заведение Русской Церкви, существующее с 1992 г. Сейчас здесь 4 факультета, готовящие специалистов по богословию, философии, психологии. Есть также факультет церковного служения.
Вот некоторые отзывы об этом вузе:
«Высокое качество образования, квалифицированный преподавательский состав и неповторимая атмосфера. Если вы хотите поступить в вуз, в котором будете получать не только качественное образование, но и ищете себе близких по духу людей – вам сюда!» (Иван)
«Сын учится в этом институте. Ему очень нравится. Говорит, что хорошие, неравнодушных преподаватели» (Екатерина Ковалева)
Святые источники
В честь Апостола освящен не один водный источник. Вот лишь некоторые из них, особенно прославленные чудесами:
- в Волгограде близ клинической больницы; родник находится близ автомобильной трассы, но побывавшие здесь говорят о спокойствии, которое нисходит здесь на душу; родник нашла девочка Александра еще 15 октября 1909 г.; посвящение источника связано с тем, что девочка увидела камень с ликом угодника Божия, из-под которого пробился ключ; источник особенно прославился во время Великой Отечественной войны исцелением раненых воинов;
- «святой ручей» в с. Пощупово рядом с обителью св. Иоанна; он известен исцелениями более 100 лет, приезжают сюда паломники и сегодня.
Образ в русской поэзии
Многие русские поэты обращались к личности и писаниям Апостола в связи с написанным им «Откровением». Особенно часто это происходило:
- в начале XX в., когда рушилась Российская империя;
- с 1990-х, когда наступили новые кризисные времена.
Среди стихов на эту тему – стихотворные переложения отдельных глав «Апокалипсиса», или же размышление о них. Вот пример такого размышления по поводу стиха 20 главы 3 – стихотворение К.Р. (под этим псевдонимом писал великий князь Константин Романов), написанное от лица Самого Господа:
Стучася, у двери твоей Я стою:
Впусти Меня в келью свою!
Я немощен, наг и убог,
И труден Мой путь, и далек.
Скитаюсь Я по миру, беден и нищ,
Стучуся у многих жилищ.
А вот иеромонаху Роману (Матюшину) в 1991 г. удалось сделать фактически полное поэтическое переложение «Апокалипсиса». Это поэма «Глаголы вещие». Вот ее заключительные строки:
И прейде небо, и земля сгоре,
И ново небо, и земля явися.
И град сходящий свыше обозрел,
И в граде сем нескверн и свят явися.
И Агнец Херувимами носим,
И тьму, и смерть отъя — не стаста боле!
Аз, Иоанн, свидетельствую сим —
Грядет Воскресший, мзду носяй с Собою.
Значительно меньше поэтических произведений, посвященных личности святого, его житию. А вот, может быть, почти единственное, передающее атмосферу его почитания. Это стихотворение Марины Цветаевой(1916 г.):
Красною кистью.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Христианский святой в живописи: Доменико Теотокопули (Эль Греко), «Иоанн Богослов», Дом-музей Эль Греко, Толедо, 1610-1614гг, Холст, масло.
О чем молятся и в чём помогает
К Апостолу обращаются:
- ради умиротворения враждующих, как к «Апостолу любви»;
- борясь с различными страстями;
- во время болезней.
Примеры помощи и отзывы
Жития святых содержат немало описаний явлений святого, помогающего разрешить сложные богословские вопросы, духовные проблемы, излечить болезнь:
- в III в. он явился свт. Григорию Неокесарийскому; это было время различных ересей, колебаний многих верующих; именно от Апостола святитель получил точное изложение учения о Св. Троице, которое, как некогда ученик святого, Прохор, он лично записал, а затем изложил Церкви;
- известен также случай, когда Апостол не в видении, но наяву пришел к простому юноше, пастуху, очень хотевшему написать его икону; он дал ему рекомендательное письмо, благодаря которому молодой человек поступил в иконописную школу Константинополя; случай стал основанием для появления молитвы иконописца святому, которой испрашивается благословение Апостола:
«…Помоги писать богоугодно, как ты помог тому пастуху, что чертил на песке твой образ»; - вместе с Богородице св. Иоанн не раз являлся прп. Серафиму Саровскому; первое такое явление, еще в бытность будущего старца послушником, исцелило его от болезни.
А вот описание современного чуда Апостола, происшедшего на его источнике близ с. Пощупово. Рассказывает учитель из г. Скопино, Алексей Иванович:
«Я уже на тот свет приготовился. Вышел из больницы с направлением в Москву, на операцию. Врачи признали ишемическую болезнь, сердце совсем отказывалось служить. Пройдешь несколько шагов — грудь так и раздирает на части, дышать нечем. Ну, нитроглицерин под язык, постоишь, отдышишься — еще несколько шагов пройдешь… А ведь мне и сорока еще не было. И вот, прежде чем ехать в Москву на операцию, жена привезла меня сюда, в монастырь. Она — верующая, к тому же родом из здешних мест…
В монастырь мы не пошли, а прямо сюда, к Святому ручью. Тогда вместо колодца и купальни просто яма была, а вода в ней прозрачная, как слеза.. Жена образок достала, я тоже шепчу. «Батюшка Иоанн Богослов, помогай!» Разделись мы догола, благо овраг глухой и людей никого. Жена зачерпывает ведро воды — и себе на голову, затем еще ведро — и на меня — бух!
И так до трех раз. Я только рот открываю, как рыба, а сказать ничего не могу. Оделись быстро, перекрестились — и на дорогу. Жена спешит, чтобы на последний автобус не опоздать, я за ней топаю… И вдруг остановился да как заплачу. Она испугалась: «Леша, что с тобой?» — «Как что, не видишь разве, я бегом за тобой бегу. И сердце не болит!» Вот так и помог мне святой Иоанн Богослов».
Таков Апостол любви, спешащий на помощь по первому призыву молящегося. Но куда ценнее – то, что слова его доныне исцеляют души, и торжественное «В начале было Слово и Слово было у Бога…» сильнее любых убеждений свидетельствует: есть спасение, Божия любовь, Царство Небесное.
Богослужебные тексты: тропарь, кондак, молитва, акафист
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 2:
Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щий о́блак язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.
Ин тропарь на преставление, глас 2:
Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.
Кондак, глас 2:
Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.
Молитва
Молитва первая
О вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнови́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоа́нне! Приими́ нас, гре́шных, прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми кровь Свою́ за ны, непотре́бныя рабы́ Своя́, излия́л есть, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует нам здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я нас обраща́ти о́ная во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего, по кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея от немилосе́рдных истяза́телей на возду́шных мыта́рствах да изба́вит нас, и та́ко да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты во открове́нии зрел еси́, ны́не же несконча́емыя ра́дости наслажда́ешися. О вели́кий Иоа́нне! Сохрани́ вся гра́ды и страны́ христиа́нския и всех, призыва́ющих и́мя твое́, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от нас пра́ведный гнев Бо́жий, и испроси́ нам Его́ милосе́рдие. О вели́кий и непостижи́мый Бо́же! Се на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты сподо́бил еси́ неизрече́нных открове́ний, приими́ о нас хода́тайство, да́руй нам исполне́ние проше́ний на́ших во сла́ву Твою́, па́че же соверши́ нас духо́вным соверше́нством к наслажде́нию, жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телях! О Небе́сный О́тче, созда́вый вся Влады́ко, Всеси́льный Царю́! Косни́ся благода́тию серде́ц на́ших, да, раста́явше, я́ко воск, пролию́тся пред Тобо́ю и бре́нная тварь духо́вна сотвори́тся в честь и сла́ву Твою́, и Сы́на Твоего́, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва вторая
О вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ка согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы; во исхо́де же душ на́ших помози́ нам, гре́шным (имена), изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Акафист
Кондак 1
Избранный Господем от мрежей рыбарских на проповедь Евангелия и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли единаго истиннаго Человеколюбца, Егоже ты приискренне возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства и зовущих ти:
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Икос 1
Ангельских сил и всякия твари Творца, Владыку и Господа, восприемшаго плоть нашу и явльшагося на земли спасения нашего ради, узрев ходяща при мори Галилейстем и взывающа тя со братом твоим, Иоанне блаженне, в звание апостольства, оставль мрежи рыбарския и отца твоего в корабли, неуклонно оттоле последовал еси стопам Спасителевым. Сего ради вопием ти сице:
Радуйся, любве ради ко Христу отца по плоти оставивый;
радуйся, Христом Небеснаго Отца обретый.
Радуйся, мир и вся его прелести презревый;
радуйся, небесная благая в воздаяние получивый.
Радуйся, плоть духу совершенно поработивый;
радуйся, дух твой Сладчайшему твоему Учителю Иисусу покоривый.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 2
Видя Христос Господь непорочную чистоту твоего сердца, плотскими сластьми не омраченную, суди тебе достойна быти зрения таинственных откровений, яко да, проницая во глубину богословия, возможеши проповедати тое во услышание всего мира. Сего ради «сын громов» от Господа наречен был еси и Тому возопил еси: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом истиннаго богопознания озаряя твою душу, шествовал еси вослед Благаго Учителя твоего, поучаяся из уст Его исходящей премудрости, и совершеннаго ради твоего незлобия и девственнаго целомудрия был еси возлюблен Христом Господем твоим. Услыши убо ны, воспевающия ти сице:
Радуйся, незлобия рачителю;
радуйся, девства и чистоты хранителю.
Радуйся, любве к Богу и ближним учителю;
радуйся, добрых нравов наставниче.
Радуйся, смиренномудрия зерцало;
радуйся, Божественныя благодати светило.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 3
Силу Божества Христова, сокрытую под облаком немощнаго человеческаго естества, познал еси явно, егда Господь наш, воскрешая дщерь Иаирову и последи преображаяся на Фаворе, сподоби тя со инема двема ученикома свидетеля быти таковых преславных чудес. Уведев же, яко Христос есть Бог истинный, из глубины сердца твоего воззвал еси Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея велие дерзновение к возлюбившему тя Христу Сыну Божию, возлегл еси на персех Его при совершении Тайныя Вечери, и егда прорицаше Господь о предателе Своем, тогда един ты дерзнул еси вопросити о имени его. Сего ради вопием ти:
Радуйся, возлюбленный Христов учениче;
радуйся, присный Его друже.
Радуйся, невозбранно на персех Господних возлежавый;
радуйся, дерзновенно о имени предающаго вопросивый.
Радуйся, паче иных ко Христу ближайший;
радуйся, словеса Господня, якоже сокровище многоценное, слагавый в сердце своем.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 4
Буря ярости и злобнаго неистовства жестокосердых и неблагодарных иудеев, егда воста на Христа Сына Божия, тогда вси ученицы Его, страхом объяти бывше, бежаша; но ты, любовь крепльшую к Нему имея, даже до Креста и смерти не отступил еси от Него, на вся муки Христовы взирая и соболезнуя сердцем Деве Матери Божией, плачущей и рыдающей. Удивляяся же крайнему милосердию и долготерпению Божию, взывал еси к Пострадавшему за род человеческий: Аллилуиа.
Икос 4
Вися на Кресте пригвожденный за грехи наша Спас мира и видев тя и Матерь Свою предстоящия, сына тя Преблагословенней Деве Богородице вдал есть, глаголя Ей: «Жено, се сын Твой, – и тебе паки: – Се Мати твоя». Мы же, дивящеся любви Христове, на тебе явленней, воспеваем сице:
Радуйся, сын Божия Матере быти сподобивыйся;
радуйся, того ради наипаче ко Христу, яко некиим духовным родством, присвоивыйся.
Радуйся, Матери Божией достойно послуживый;
радуйся, Сию, якоже матерь свою, во всякой чести у себя имевый.
Радуйся, и во Успении честное и святое Ея тело ко гробу проводивый;
радуйся, со блистающеюся райскою ветвию, Архангелом Гавриилом принесенною, одру Ея предшедый.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 5
Боготечная звезда явился еси во Асии, отшед в ню на проповедание слова Божия, якоже жребием указася тебе. Но на пути твоем попусти Господь быти тебе ввержену в море: благодать же Божия, всегда с тобою пребывающая, сохрани тя в водах морских жива, и по четыренадесятих днех повеле волне морстей, да воспенившися извержет тя на брег. Егда же узре сия ученик твой Прохор, уже много плакавый о кончине твоей, велиим гласом воззва чудодействующему Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше ефесстии жителие преславное чудо, тобою сотворенное, егда отрока Домна, умерщвленнаго от беса, молитвою твоею воскресил еси, воспеша велегласно силу Бога, тобою им проповеданнаго, и избавльшеся от гнуснаго идолослужения, взываху тебе сице:
Радуйся, истиннаго Бога служителю;
радуйся, бесов прогонителю.
Радуйся, мертвецы силою Христовою оживляяй;
радуйся, тою жизнь и здравие людем возвращаяй.
Радуйся, помраченныя умом к Свету Истины призываяй;
радуйся, правыя веры просвещением к добродетели наставляяй.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 6
Проповедник богоносный слова Божия во Ефесе был еси, и, усердствуя о распространении благодати евангельския, утверждал еси твое учение знаменьми великими и чудесами, капище же Артемидино единою молитвою низпровергл еси, да зряще сие, язычницы познают Единаго Бога, Емуже мы вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во Ефесе, якоже солнце, свет веры Христовы, тобою проповеданныя, егда злочестивый Дометиан воздвиже гонение на христианы; тогда и тебе, яко усерднаго исповедника имене Христова, посла епарх в Рим связана, идеже и претерпел еси страшная мучения. Тех ради благочестно возглашаем ти сицевая:
Радуйся, Христова ради исповедания биенный;
радуйся, чашу смертоноснаго яда невредно испивый.
Радуйся, в котле елеа кипящаго не сваривыйся;
радуйся, силою Христовою в лютых мучениих цел сохранивыйся.
Радуйся, твоим невреждением кесаря, мучащаго тя, устрашивый;
радуйся, сим же народ о величествии Бога, от христиан почитаемаго, уверивый.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 7
Егда узре мучитель, яко и лютейшия муки, яже от него претерпел еси, не возмогоша умертвити тебе, тогда, возмнев тя безсмертна быти, во остров Патмос на изгнание осуждает. Ты же, повинуяся Промыслу Божию, тако благоволившему, благодарственно воспевал еси Богу, вся во благое устрояющему: Аллилуиа.
Икос 7
Новая чудеса показал еси язычником, ища обратити их ко спасительной вере Христове, егда плывущу ти во изгнание твое, повелением твоим отрока утопшаго море на корабль жива изверже, буря укротися, вода сланая в сладкую претворися, воин от чревнаго недуга исцелися, и по пришествии твоем в Патмос, бес пытливый, будущая прорицавый, из одержимаго им изгнася. Тогда вси зрящии таковая дивная знамения, тобою совершаемая, прихождаху к познанию Триипостаснаго Бога и крещахуся. Мы же тя ублажаем тако:
Радуйся, морю и бури повелеваяй;
радуйся, сатанинския духи от человек изгоняяй.
Радуйся, болезни единым словом исцеляяй;
радуйся, всем в нуждах помощь подаваяй.
Радуйся, чудесы твоими идолопоклонники удививый;
радуйся, учением твоим неверныя во истенней вере утвердивый.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 8
Странно бе видети жрецем Аполлоновым, яко храм бога их и вся бывшия в нем идолы ты единым словом на землю низпровергл еси. Чудящеся убо о сем и ярящеся на таковое твое дерзновение, идоша к волхву некоему, велию силу от сатаны в себе имевшему, просяще его, да отмстит безчестие бога их; он же, слеп сый душею, не ведая силы, в тебе обитающия, покушашеся привидении различными тебе устрашити и на тя народ подвигнути: обаче сам окаянный погрузися в море и тамо погибе, безсильным бывшим бесом спасти его, ты бо воспретил еси им именем Иисуса Христа Сына Божия, Егоже прослави народ, чудесе свидетель, воспев: Аллилуиа.
Икос 8
Весь исполнен быв любве Божественныя, явился еси вместилище даров Святаго Духа: будущая прорицал еси, отстоящая, яко близ сущая, возвещал еси, недужныя исцелял еси, жене игемона на острове Патмосе, в болезни рождения страждущей, едва на праг дому ея вступив, облегчение даровал еси. Приими убо от нас, грешных, похвалы сицевыя:
Радуйся, благодати Божия вместилище;
радуйся, Духа Святаго обиталище.
Радуйся, реко чудоточная цельбоносныя в болезнех силы;
радуйся, источниче наставлений, приводящих к познанию правыя веры.
Радуйся, коварства лукаваго сатаны обличаяй;
радуйся, верныя от козней его защищаяй.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 9
Всякое беззаконие истребляя ревностно от среды людей, к нимже послан был еси, обличил еси прельщение идолопоклонников, иже почитаху беса, во образе волка превелика людем являвшагося, и многия от них к вере Христове привел еси: таже капище Вакхово молитвою твоею разрушил еси, и волхва Нукиана вкупе с домашними его к покаянию чудесы твоими обратил еси. Тии же, от греха ко спасению обратившеся, немолчно взываху Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство мудрости человеческия не возможет изрещи, ниже ум плотскаго человека постигнути, яже ты возвестил еси нам о безначальнем бытии Триипостаснаго Бога: подобно бо Моисею, во громех и блистаниих на горе приял еси от Бога тайну богословия и возгласил еси миру, яко в начале бе Слово, Отцу искони неразлучное и всему сущему виновное, имущее Свет Жизни, Егоже тьма не может объяти. Озаряеми таковым облистанием света Божественныя Истины, почитаем тя яко таинника Безначальныя Троицы и воспеваем тя яко Богослова совершеннейшаго:
Радуйся, орле, воспаривый до самаго огнеобразнаго Престола Божия;
радуйся, трубо, возвестившая миру Предвечнаго и Безначальнаго Бога.
Радуйся, человечество и Божество Христово нам изъясняяй;
радуйся, дивная словеса и наставления Господня во Евангелии твоем нам возвещаяй.
Радуйся, любви делом и истиною нас научаяй;
радуйся, пребывающим в любви пребывание в них Бога обещаваяй.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 10
Спасти хотя души человеческия, всяко поучал еси люди веровати во Христа Сына Божия, имети совесть незазорну и любити друг друга, да возмогут не токмо зде, но и в селениих праведных воспети лепотно Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стены Горняго Иерусалима узрев во откровении, возвестил еси нам, яже тамо видел еси и яже имут быти до скончания мира, сказуя нам сие иносказательными словесы, яже может разумети только ум, имеяй мудрость. Удивляющееся таковому дару пророчествия, тебе от Бога дарованному, воспеваем тя сице:
Радуйся, познанием Сущаго и Иже бе и Грядущаго превозшедый естество человеческое;
радуйся, вместилище таинств, невместимых человеческим умом, бывый.
Радуйся, неизреченная Божия откровения узревый;
радуйся, сия верным преподавый.
Радуйся, радости святых еще в жизни сей познавый;
радуйся, оными ныне в преизбыточествии наслаждаяйся.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 11
Пение благодарственное принесе тебе, святый Апостоле Иоанне, христианин, иже в нищету пришед и не имый чим воздати своим заимодавцем, во отчаяние впаде и искаше сам себе умертвити; ты же, проповедник любве ко ближним сый, желая избавити того от временныя и вечныя смерти, крестным знамением сено во злато претворил еси и сие тому вручил еси, да сим златом и долги отдаст заимодавцем, и дом свой пропитает, Богу же, тобою его облагодетельствовавшему, да поет: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарная душа твоя, достигши в меру возраста совершеннаго, познала есть приближение времене, егда подобает тленному наследити нетление и смертному обещанное безсмертие. Скончавая убо земное житие твое, повелел еси учеником твоим землею покрыти до верха тело твое; слышавше же о сем, сущии во граде братия приидоша ко гробу твоему и, откопавше, ничтоже в нем обретоша. Темже познавше, яко изменение твое сотворися не обычным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако:
Радуйся, орле, обновивый юность твою приближением к Солнцу Славы Божия;
радуйся, таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго.
Радуйся, по обетованию Благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов;
радуйся, творяй на том суд и правду посреде людей Божиих Израиля.
Радуйся, наслаждаяйся лицезрением Сладчайшаго Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и Воскресения возлегл еси;
радуйся, от Его милосердия ходатайствуяй нам вся благая.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 12
Благодать дана бысть от Бога месту тому, идеже тело твое земли предано бяше, да испускает в день погребения твоего тонкий прах на исцеление болящим, показуя сим чудом, како прославляет Бог любящия Его, да вси, зряще сие, непрестанно сердцем и усты во дни и в нощи вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще труды твоя во апостольстве и чудеса и исцеления, яже источал еси и источаеши благодатию Духа Святаго, в тебе обитаюшаго, восхваляем Бога, даровавшаго нам таковаго путеводителя, наставляющаго нас на путь спасения и милосердующаго о немощех наших. Приими убо от нас, святый Апостоле, похвалы сицевыя:
Радуйся, благовестниче веры Христовы усерднейший;
радуйся, учителю Церкве Христовы изряднейший.
Радуйся, богословов начало и основание;
радуйся, Божественных Таин возвестителю.
Радуйся, девствующих образе и целомудрия правило;
радуйся, всех верных, ко твоему заступлению прибегающих, скорый помощниче и покровителю.
Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.
Кондак 13
О преславный и всехвальный Апостоле и Евангелисте, наперсниче Христов возлюбленный Иоанне! Твоим всесильным ходатайством ко Всеблагому твоему Учителю и нашему Владыце и Господу испроси нам вся благая временная и вечная и христианскую кончину жития нашего, да с тобою и со ангельскими лики в селении праведных воспоем Триипостасному Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельских сил…» и 1-й кондак «Избранный Господем от мрежей рыбарских…».
Частые вопросы
Почему апостол Иоанн Богослов?
Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна «Словом Божьим».
Кто написал Откровение Иоанна Богослова?
Апокалипсис или «Откровение апостола Иоанна Богослова» – заключительный раздел библейского Нового Завета. Автором «Апокалипсиса» считается евангелист Иоанн -любимый ученик Иисуса Христа, сын рыбака.
Что написано в книге Апокалипсиса?
“Откровение святого Иоанна Богослова” или, как его иначе называют, “Апокалипсис” – одна из самых таинственных и священных книг Нового Завета. В ней описывается Второе пришествие Иисуса Христа на землю, сопровождаемое многочисленными катаклизмами и чудесами – воскрешением мертвых, явлением ангелов, огнем с неба.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи “Раскрыл все тайны через слово святой Апостол Иоанн Богослов” обратите внимание на контекст и исторические обстоятельства, в которых были написаны слова Апостола Иоанна. Это поможет лучше понять смысл его посланий.
СОВЕТ №2
Изучите другие труды и комментарии к текстам Апостола Иоанна, чтобы получить более полное представление о его учении и мыслях. Сравнение различных источников поможет выделить основные идеи.
СОВЕТ №3
Не ограничивайтесь только чтением статьи – обсудите прочитанное с другими людьми, задавайте вопросы, высказывайте свои мысли. Дискуссия может привести к новым, более глубоким выводам.
Символика числа 7 в жизни и трудах святого Апостола Иоанна Богослова
Святой Апостол Иоанн Богослов считается одним из самых загадочных и таинственных апостолов Христа. Его жизнь и труды пропитаны символикой числа 7, которое имеет особое значение в христианской традиции. Семерка является числом полноты, совершенства и духовного завершения. В жизни святого Иоанна Богослова это число проявляется на протяжении всего его служения и послужения Богу.
Первое упоминание числа 7 связано с откровениями, которые были даны Иоанну Богослову на острове Патмос. В Откровении Иоанна Богослова содержится множество символов и образов, в том числе и упоминание о семи церквях Азии. Каждая из этих церквей символизирует определенный аспект духовной жизни и принимает благословение от Иисуса Христа.
Далее, в Откровении также упоминаются семь печатей, семь труб, семь чаш гнева – все эти символы отражают совершенство Божьего плана спасения и суда. Святой Апостол Иоанн Богослов был избранным Богом для того, чтобы раскрывать эти тайны и проповедовать Его волю среди народов.
Таким образом, символика числа 7 в жизни и трудах святого Апостола Иоанна Богослова является ключом к пониманию его миссии и важности его послания для христианской общины. Это число напоминает нам о совершенстве Божьего плана спасения и о необходимости следовать Ему по пути истины и света.