Икона Сретение Господне: история и значение

На иконе Сретение Господне изображены святые праведные Симеон Богоприимец и пророчица Анна. Эта икона является одной из древних и почитаемых в православной церкви. В данной статье мы рассмотрим историю и символику этой иконы, а также ее значение для христианской традиции.

Мнение эксперта:Икона Сретение Господне вызывает особый интерес у экспертов искусства и религиозной символики. Эта икона, изображающая встречу Пророка Симеона и Богородицы с Младенцем Иисусом в храме, имеет глубокие духовные и культурные значения. Эксперты отмечают, что изображение Сретения Господня является одним из наиболее трогательных и патриархальных сюжетов православной иконы. Оно символизирует встречу человеческого и божественного, связь между прошлым и будущим, а также надежду и благословение. Икона Сретение Господне олицетворяет важные ценности и верования православной традиции, привлекая внимание как верующих, так и ценителей искусства.https://www.youtube.com/embed/waL4Pq9rdC0Сретение Господне. Что за праздник?

Двунадесятый непереходящий великий праздник
отмечается 15 февраля. Он приходится на 40 день после Рождества Христова. Дата отсылает верующих к первым дням жизни Иисуса, когда по древнему еврейскому закону родители Богомладенца принесли в храм своего первенца, чтобы посвятить Его Богу. Название праздника переводится с церковнославянского  как «встреча», ведь именно так состоялась символическая встреча Божественного и человеческого, Ветхого и Нового Заветов.


Интересный фактЗакон, по которому мать приносит искупительную жертву за рождение первенца, берет начало в ветхозаветные времена. Жертва храму в виде годовалого агнца и голубицы символизировала искупление греха, в котором был рожден первенец. Иногда вместо агнца приносили двух голубиц. Обряд установлен в память об освобождении еврейского народа от египетского рабства.

В храме Святое семейство встретил старец Симеон и пророчица Анна. Старец войдет в историю Церкви как Симеон -Богоприимец. По преданию, ученый муж давно ожидал встречи с новорожденным Мессией. За много лет до этого события он переводил текст Священного Писания и смутился, встретив фразу


«Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7.14)

Однако ангел, удержавший его от исправления, пообещал, что старец не отойдет в иной мир, пока не увидит Христа своими глазами. Когда пророчество сбылось, Симеон, держа на руках Богомладенца, сказал пророческие слова о дальнейшей Его судьбе и уже после отошел в иной мир. На момент кончины ему было более 300 лет.

Свойство Значение Дополнительная информация
Название Икона Сретение Господне Также известна как “Сретение Богородицы” или “Сретение Христа”.
Дата празднования 2 февраля (15 февраля по старому стилю) В этот день православные христиане отмечают встречу Девы Марии и праведного старца Симеона в Иерусалимском храме.
История Изображает встречу Девы Марии с праведным старцем Симеоном, который предсказал ей, что ее сын станет Спасителем мира. Симеон держал на руках младенца Иисуса и сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”.
Иконография На иконе изображены Дева Мария, праведный Симеон, младенец Иисус и другие персонажи. Центральное место занимает Дева Мария, держащая на руках младенца Иисуса. Симеон изображен слева от нее, он держит в руках свиток с текстом пророчества.
Богословское значение Икона Сретение Господне символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов, а также встречу человечества с Богом. Икона напоминает христианам о том, что Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти людей от греха и даровать им вечную жизнь.
Художественная ценность Икона Сретение Господне является одним из шедевров русской и мировой иконописи. Известны многочисленные варианты иконы, созданные в разное время и в разных стилях.

Интересные факты

  1. Икона «Сретение Господне» является одной из самых почитаемых икон в православной традиции. На ней изображена встреча Иисуса Христа с праведником Симеоном в Иерусалимском храме. Это событие произошло на 40-й день после рождения Иисуса, когда Дева Мария и Иосиф принесли его в храм, чтобы посвятить Богу.

  2. Иконография «Сретения Господня» имеет много variations. В некоторых версиях иконы изображены дополнительные персонажи, такие как пророчица Анна и отец Иосиф. В других версиях акцент делается на поклонении младенцу Иисусу со стороны Симеона и Анны.

  3. Икона «Сретения Господня» имеет огромное значение для православных христиан. Она символизирует встречу человека с Богом, является символом надежды и спасения. Икона также используется для благословения детей и для защиты от болезней и несчастий.

Икона Сретение ГосподнеИкона Сретение Господне

Иконография древнего изображения Сретения Господня

Традиция изображать событие складывается с конца IV века, когда встречаются и первые упоминания о празднике. Самое древнее изображение — фреска в базилике Санта Мария Маджоре в Риме.

Действие разворачивается во дворе Иерусалимского храма. В центре композиции Симеон, протягивающий к Младенцу руки, покрытые плащом. Между сводами центральной арки струится свет. Световой акцент предвосхищает посвящение Иисуса.

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Марию и Симеона визуально отделяют Иосиф Обручник и пророчица Анна, между которыми находится ангел. Их жесты художник позаимствовал с античных композиций, на которых изображались императоры, выказывающие свое соизволение происходящим событиям. Поэтому на фреске жесты персонажей также трактуются как согласие, благочестие. Это перекликается с событиями Сретения. Ведь истинным благочестием был тот факт, что родители Иисуса принесли Его в храм,чтобы соблюсти Закон Моисеев, несмотря на опасность соглядатаев Ирода.

Примечательно, что на первых иконах у Марии и Иосифа отсутствуют нимбы, символизирующие святость, хотя после Эфесского собора несторианство, отвергавшее святость Марии, было принято считать ересью. Исследователи объясняют это тем, что традиция изображать святых с нимбом еще только складывалась и полностью оформилась в христианской иконографии лишь к V веку. Пока же нимб изображается только над головой Иисуса и ангелов.


Интересный факт
Слово «нимб» происходит от латинского корня «nimbus», что переводится как облако. Это слово, в свою очередь, погружает в старославянский язык, где оно означало «окружение». Облако и являет Бога, и одновременно «оболакивает», прикрывает Его.

На нимбе Иисуса в присутствует еще и крест красного цвета — символ спасения человечества через искупительную жертву Христа.

Иконографические типы и символика образов на иконах Сретения Господня

Иконография праздника окончательно складывается к IX ,X векам и с тех пор практически не меняется.Она ограничивается двумя типами изводов — более древним симметричным и сформировавшийся позже, где герои запечатлены в движении. В первом случае они изображены статично, во втором — подходящими к ступеням храма, где их встречает Симеон. Оба варианта лаконичны, что позволяет сосредоточиться на главной смысловой доминанте праздника.

Икона начала XV в., из праздничного ряда Благовещенского собора Московского Кремля

Сретение Господне

Она заключается в том, что с рождением Мессии происходит смена времен, переход от Старого завета к Новому. Фигура Симеона и пророчицы Анны символизирует старозаветные времена, которые с радостью уступают место новому времени. Мария либо передает старцу Младенца, который стремится в протянутые Симеоном руки, либо тот уже находится в руках старца.Таким образом Младенец — Иисус становится связующим звеном, соединяющим две эпохи — ветхозаветную и новозаветную.

На некоторых изводах тема перехода к Новому времени визуально поддерживается еще одной деталью. Это ткань багряного цвета, перекинутая между двумя архитектурными сооружениями. Они также символизируют Ветхий и Новый Заветы, которые соединяет струящийся велум.

Таинство посвящения Богомладенца происходит над престолом, облаченным обычно в багряный цвет, что также отсылает к теме будущей искупительной жертвы Иисуса. Поэтому радость от прихода нового времени существует одновременно со скорбью о будущей жертве, которую принесет Мессия во имя спасения человечества.

“…се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2:34-35).

Изображение сосуда на иконах Сретения встречается нечасто. Несмотря на факультативность образа и разные формы — кувшин или потир, символика его многогранна. Так, потир, находящийся над багряным престолом, осмысливается как чаша страданий. Этот смысл визуально поддерживает тему жертвенности, будущее искупление грехов человечества Иисусом.

Икона Сретения Господне

Икона Сретения Господня

На иконах Сретения также встречается кувшин. По мнению исследователей, символика сосуда уходит корнями в древнюю иудейскую традицию принесения в жертву двух голубиц. Поэтому эти две детали — птицы и кувшин или сосуд  присутствуют на иконе как смысловой тандем, создавая прообраз будущей жертвы Христа.


Интересный фактПо древней традиции сосуд наполняли кровью одной из птиц, а вторую отпускали живой, обагрив ее крылья.  Одна из них олицетворяла человеческую природу Христа, другая — Божественную. В этот символ заложена мысль о том, что Его Божественная природа приняла на себя человеческие страдания, искупив греховность человека.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что глиняный кувшин означает также народ, способный принять Новый завет, наполнившись его правдой. Иногда кувшин изображают со стоящими в нем красными гвоздиками, которые трактуются как кровь Христа.

Тема жертвенности содержится в той или иной мере в каждом образе — и голубиц, и багряного престола, и сосудов. Она представлена так многогранно и глубоко,поскольку и Новый завет придет на смену Старому именно через жертву.

Икона «Сретение Господне» Андрея Рублёва

Икона относится к первому, раннему типу изводов, в котором персонажи изображены симметрично. Средоточием ее является Иисус — Младенец. Художник передает эту смысловую доминанту с помощью композиции и разной степени насыщенности красок.

Так, в левой части, где последовательно изображены Иосиф -Обручник и Мария цвета одежд более яркие, визуально тяжелые. У полускрытой за фигурами архитектурной формы видно основание, опирающееся на землю. Поэтому взгляд движется  снизу вверх. Так художник подчеркивает зримость, ощутимость, основательность персонажей.

1408 г. Мастерская Андрея Рублева.

Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей

Икона Сретения Господне Андрей Рублев

В правой же части, где находятся фигуры Симеона и Анны — пророчицы, основание архитектурной формы скрыто, поэтому взгляд падает на ее верхнюю часть — ступени,уводящие конструкцию вверх, делая ее невесомой. Она как будто парит в воздухе. Да и одежды старца и пророчицы полупрозрачны. Они словно исчезают, растворяются в воздухе, зрительно уступая главенство ощутимым формам и краскам левой половины.

Этим приемом художник подчеркивает зримость нового, пришедшего на смену старому, исчезающему, почти невесомому. Композиционный центр — Иисус — осмысливается как фигура, позволяющая перейти к новому миру. Еще одна зрительная траектория — слева направо подчеркивает закономерность и неумолимость этого процесса. Мария готовится передать Младенца, а старец готов Его принять, протягивая руки и, исполнив предначертанное, уйти в иной мир.

«Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…»

Изображение прикрытых покрывалом рук на иконе повторяется трижды: у  Иосифа, Марии и старца Симеона. Это своеобразное усиление образа престола — жертвенника, одного из ключевых смыслов иконы.

Тропар Сретење ГосподњеТропар Сретење Господње

В каких случаях обращаются к этой иконе?

Икона повествует о событии, которое подарило надежду на избавление грешникам. В мир пришел Сын Божий, который в скором будущем искупит своей смертью на кресте грехи порочного человечества. С этой вестью грешникам о заступничестве Бога  отправился в ад и Симеон. Поэтому перед иконой можно просить о многих чаяниях:

  • об укреплении в вере;
  • о смягчении Божьего гнева;
  • о помощи в сложных житейских стадиях;
  • защите от болезней;
  • обретении душевного покоя при потере близких людей.

Надежда живет в душе каждого христианина. И только искренняя вера позволяет надеяться на поддержку, помощь и спасение.

Молитва

Молитва на Сретение Господне

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий,  древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный  и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение  и от святаго старца Божественное сретение Твое!  Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже,  шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем.  Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего,  зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище,  сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками  да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое,  яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу:  Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость,  да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его,  да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия  и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим,  сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему,  с горящими светильниками веры, любви и чистоты,  да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое,  да восприимем Тя в душевныя объятия своя,  и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего,  да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего,  егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе,  сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.  Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему,  Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава  со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом  ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Частые вопросы

Что означает Икона Сретение Господне?

Сретение значит встреча. Младенца Иисуса Христа в храме встретил, узнал и прославил старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя Мира. Техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера.

Кто изображен на иконе Сретение Господне?

В композиции Сретения обычно изображается: слева – Богоматерь, подносящая (или уже передавшая) Симеону Младенца Христа, за Ней – Иосиф, держащий в руках двух голубей, справа – Симеон Богоприимец и Анна Пророчица.

Что нельзя делать в день Сретения Господня?

Нельзя заниматься делами по хозяйству или физически перетруждаться.Стоит отказаться от прогулок в лесу и от дальних поездок. … Нельзя ссориться, обижать кого-то, скверно выражаться — притянете несчастья.Категорически запрещено пить алкоголь.Нельзя отказывать в помощи людям.14 февр. 2024 г.

В чем суть праздника Сретение Господне?

Сретение Господне относится к двунадесятым церковным праздникам — то есть самым важным, тем, которые связаны с событиями земной жизни Иисуса Христа. Он непереходящий, то есть каждый год отмечается в одну и ту же дату — на 40-й день после Рождества Христова, 15 февраля.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю и значения иконы Сретение Господне, чтобы понимать ее глубокий духовный смысл.

СОВЕТ №2

Поставьте икону Сретение Господне в своем доме как объект поклонения и молитвы, создавая святое место для себя и своей семьи.

СОВЕТ №3

Проведите время перед иконой, молитесь и созерцайте, обращаясь к Богу с благодарностью и просьбами.

История возникновения праздника Сретения Господня

Праздник Сретения Господня, или Христово Сретение, относится к одному из древнейших христианских праздников и имеет глубокие корни в иудейской традиции. Его история уходит в глубокую древность и связана с событиями, описанными в Священном Писании.

Согласно Евангелию от Луки, после рождения Иисуса Христа Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалим в храм, чтобы исполнить предписание закона Моисеева о первородных сыновьях. В храме их встретили праведный Симеон и пророчица Анна. Симеон, взяв младенца в руки, благословил Бога и сказал: “Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет ко откровению язычников и славу народа Твоего Израиля” (Лк. 2:29-32).

Это событие стало символом встречи Христа с народом, согласно пророчеству Симеона о том, что Он будет светом для язычников и славой народа Израиля. Праздник Сретения Господня отмечается 40 дней после Рождества Христова, 15 февраля по новому стилю, и является одним из важнейших дней в православном календаре.

В христианской традиции Сретение Господне также ассоциируется с очищением Богородицы после рождения и является символом покаяния и обновления. Этот праздник напоминает нам о встрече веры и благодати, о свете, который пришел в мир для спасения человечества.

Праздник Сретения Господня, или Сретение Господне, относится к одним из древнейших христианских праздников. Его история уходит корнями во времена Ветхого Завета, когда Мария и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы посвятить Его Богу, согласно закону Моисея. Согласно Евангелию от Луки, в храме их встретили праведник Симеон и пророчица Анна, которые узнали в младенце Иисуса Обетованного Мессию. Симеон благословил младенца и предсказал Марии о ее будущей скорби.

Праздник Сретения Господня был установлен Церковью в IV веке и отмечается 2 февраля (15 февраля по старому стилю). В этот день христиане по всему миру собираются в храмах для праздничной литургии и освящения свечей, символизирующих Христа как Свет Мира. Также в этот день традиционно пекут блины, что символизирует сближение зимы с весной и переход от суровости зимних дней к радостному времени весенних праздников.

Икона Сретения Господня изображает сцену, описанную в Евангелии, с Марией, Иосифом, младенцем Иисусом, Симеоном и Анной. Эта икона является одной из наиболее почитаемых в православной церкви и символизирует встречу человека с Богом, Светом, который пришел в мир для спасения человечества.

Оцените статью
Добавить комментарий