Иконописец Дионисий: биография, произведения, художественная манера и творческий путь

Дионисий – выдающийся иконописец XIV века, чьи произведения украшают Ферапонтов монастырь и другие храмы Русского Севера. Его творчество отличается утонченной художественной манерой и глубоким духовным содержанием. В данной статье мы рассмотрим биографию и творчество этого талантливого мастера, изучим его иконы, фрески, включая знаменитое “Распятие” и “Спас в силах”, и погрузимся в мир духовного искусства средневековой Руси.

Мнение эксперта:Иконописец Дионисий, живший в XIII веке, считается одним из выдающихся мастеров иконописи своего времени. Его биография окутана тайной, однако известно, что он проживал в монастыре на Афоне. Дионисий создал множество произведений, в основном иконы, которые отличаются выразительностью и глубоким духовным содержанием. Художественная манера иконописца отличается тонкой линией, яркими красками и умелым использованием золота. Его работы пронизаны мистической атмосферой и вызывают восхищение у ценителей искусства. Дионисий оставил неизгладимый след в истории иконописи, его произведения считаются настоящими шедеврами духовного искусства.https://www.youtube.com/embed/QVngV-L1VtoБиография Дионисия

Годы жизни мастера определяются очень приблизительно: считается, что он мог родиться около 1440 г., а скончался после 1504 г., хотя есть мнения, что он мог дожить даже до 1520 г.

Род

Куда меньше сомнений у историков относительно сословной принадлежности Дионисия: он был первым из русских иконописцев, о котором документы точно свидетельствуют, что мастер не был «чернецом» (монахом), как
прп. Андрей Рублев
, но – мирянином, кроме того – видимо, довольно знатного происхождения.

Из Золотой Орды?

Есть данные, что Дионисий, вероятно, родившийся на земле Ростовского княжества, вел свой род от св. Петра, царевича Ордынского, который перешел в православие и остался на Руси. Современные церковные историки не считают эту версию невероятной:

  • в середине XIII в. племянник хана Берке действительно переехал на Русь, обосновавшись в Ростове; впоследствии он принял здесь постриг, а его потомки поколениями жили в этом городе;
  • при этом, как полагают ученые, Дионисий, возможно, дальний потомок св. Петра, мог быть читателем, а то и заказчиком написания его жития, которое относится к XV в.;
  • да и связи мастера с Ростовской епархией, местными князьями, для которых он расписал не один храм, тоже были всем известны.

Чириковы, Квашнины

Эти русские дворянские роды также упоминаются документами XV в. как связанные с Дионисием и его семьей. При этом:

  • Чириковы – судя по документам, прямые потомки царевича Петра;
  • Квашнины – киевляне, в XIV в. переехавшие к Москве, чтобы служить тогдашнему правителю княжества, Ивану Даниловичу Калите.

Возможно, родственниками иконописца являются те и другие дворяне, во всяком случае, его знатное происхождение не подлежит сомнению.

Семья

Известны имена супруги Дионисия, Марии, а также – что у него было трое сыновей, причем двое – Феодосий и Владимир – пошли по стопам отца, возможно, даже работали вместе с ним, расписывая храмы. А вот третий, Андрей, просто упоминается документами как сын «Дионисия иконника», но о роде его занятий ничего не известно.

Алексий митрополит с житием.

Дионисий и его мастерская Школа или худ. центр: Москва 1480-е годы

Алексий митрополит с житием

Какие храмы и монастыри расписывал Дионисий?

Ныне путь его творчества прослеживают по его крупным работам, каждая из которые знаменует этап духовного и профессионального возрастания мастера

  • Сведения о, возможно, первой работе – соборе Рождества Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря – содержит житие прп. Пафнутия: здесь называется также другой мастер, старец Митрофан, притом имя его упоминается первым – отсюда следует, что Дионисий был тогда его учеником. Впрочем, возможно, у мастеров имелись также более ранние работы, которые до нас не дошли: ведь автор жития именует обоих художников «живописцами, пресловущими паче всех в таковом деле», то есть опытными, известными мастерами. Полагают, что роспись храмов Боровской обители мастера делали между 1466 и 1477 гг., а Дионисию могло быть тогда от 25 до 30 лет.
  • Следующая крупная работа – и творческий этап –
    Успенский собор Московского Кремля
    , где, согласно документам, Дионисий, уже возглавлявший артель мастеров, делал иконостас. Было это около 1481 г., именно тогда о самобытном, ярком мастере узнали при дворе великого князя Ивана III. Впоследствии старший брат московского правителя, князь Андрей, заказывал Дионисию образы для Деисусного чина Спасо-Каменного монастыря.
  • С 1486 г. мастер трудится для Иосифо-Волоколамского монастыря. Здесь им создано такое количество икон, фресок (около 100, впрочем, современные специалисты приписывают мастеру только около 40, прочие, скорее всего, созданы учениками), что его семью записали для поминовения в синодик обители. Вероятно, тогда же Дионисий познакомился с
    прп. Иосифом Волоцким
    . В некоторых своих сочинениях он прямо обращается к нему, как к близкому, единомысленному другу. Всего же мастер работал для обители не меньше 5 лет.
  • В 1480-90-е гг. мастер работал для нескольких обителей на Белом озере: это Павло-Обнорский монастырь, и конечно, Ферапонтов, фрески которого считаются вершиной творчества мастера.

Последней работой мастера считается образ прп. Димитрия Прилуцкого. После 1508 г. имя Дионисия уже не упоминают документы – вероятно, к этому времени он скончался.

Святой Преподобный Димитрий Прилуцкий. Икона начала XVI века.

Иконописец Дионисий и его мастерская.

Святой Преподобный Димитрий Прилуцкий. Икона начала XVI века. Иконописец Дионисий и его мастерская.

Интересные факты

  1. Дионисий был одним из самых известных иконописцев своего времени, и его работы высоко ценились современниками. Его иконы отличались изысканностью и богатством красок, а также тонкой и изящной работой с деталями.

  2. Самой известной работой Дионисия является икона “Троица”, которая была создана им в 1500 году. Эта икона считается одним из величайших произведений русского искусства и является одним из самых узнаваемых образов в мире.

  3. Дионисий был очень плодовитым художником и создал большое количество икон, фресок и миниатюр. Его работы можно увидеть во многих музеях и церквях по всему миру, в том числе в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге и Эрмитаже.

Простые истории. Иконописец ДионисийПростые истории. Иконописец Дионисий

Особенности творческого стиля Дионисия

«Не точию иконописец, паче же живописец». Так говорит о мастере автор жития прп. Пафнутия, имея ввиду уже ранние его работы. Эти слова – очень точное отражение индивидуального почерка художника. Он сложился:

  • под влиянием исихазма (учения и практики «умной», непрестанной молитвы); как известно, высшее выражение эта духовность нашла в работах прп. Андрея Рублева, с которыми, безусловно, был знаком Дионисий;
  • в условиях «новой реальности», в которой жила Церковь времен Ивана III: тогда укреплялось, выходило на «международную арену» русское государство, а церковные деятели, например, прп. Иосиф Волоцкий, все чаще говорили об общественном служении Церкви, ее роли в просвещении людей светом Христовой веры – но это значило ту или иную степень открытости «мiру» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Среди заказчиков Дионисия были как делатели «умной молитвы», безмолвники, жившие на Белоозере, так и деятельные подвижники, просветители, как прп. Иосиф Волоцкий. Именно поэтому образы Дионисия вобрали оба подхода и, благодаря его уникальному таланту, соединили традицию безмолвия и любовь к миру Божиему, его людям. Что же объединяет земное и небесное, монашеское духовное делание и молитву мирянина? Конечно, богослужение. Именно поэтому среди его работ – немало своего рода иллюстраций богослужебных текстов, событий истории Церкви, которые также воспоминаются за богослужениями. Среди них, например, фреска из Ферапонтова монастыря «Акафист», иллюстрирующая это богослужебное произведение, посвященное Богородице: перед глазами молящегося проходят события Её жизни.

Современный искусствовед Ирина Константиновна Языкова, сравнивая великих иконописцев, говорит: «Если
искусство Феофана Грека
– это проповедь, если у Андрея Рублева – это молитва, то у Дионисия – это песнопение»,

то есть прославление Бога и созданного Им мироздания.

Отсюда – особенности цветового, пространственного, композиционного решения работ мастера:

  • золотой фон, традиционный для исихастов – цвет Небесного Царства; однако при этом у художника есть также игра другими яркими цветами – красным, синим, белым, зеленым; его образы оказывают сильное эмоциональное воздействие именно из-за их праздничности, нарядности;
  • фигуры изображенных всегда размещены гармонично, образуя единую композицию;
  • они сильно вытянуты вверх, что символизирует устремление к небу – многие искусствоведы отмечают «нарушение» пропорций, когда размеры головы соотносятся с телом иногда даже как 1/10; однако, при этом детали лика, одежды, очень тщательно прописаны: художник как бы сам любуется изображением, его гармонией и чисто эстетической, так понятной мирскому человеку красотой.
Акафист. Икос 10. «Стена еси девам, Богородице Дево…»

Дионисий 1502 г. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Россия

Фреска из цикла «Акафист Богоматери».

Акафист. Икос 10. «Стена еси девам, Богородице Дево...»

Так, по словам И.К.Языковой, своего рода «музыка линии и цвета» начинает «приобретать самостоятельную эстетическую ценность».Именно из-за этой эстетизации о Дионисии говорят, как о последнем мастере «золотого века» иконописи – после него эстетизация зайдет дальше, наконец, с XVIII в. появится светская живопись, а сами образы все более будут становиться похожими на картины. Дионисий соединяет иконопись исихазма и радость о мире Божием – но его ученикам уже не хватит на это таланта и духовного разумения.

"Слово в образе"- творчество иконописца Дионисия, фрески Ферапонтова монастыря“Слово в образе”- творчество иконописца Дионисия, фрески Ферапонтова монастыря

Работы Дионисия

Согласно историческим источникам, ему приписывают множество икон (только в Иосифо-Волоколамском монастыре их было, согласно летописям, более 100). Однако, специалисты отмечают, что мастер работал всегда с артелью, так что многие образы принадлежат кисти его учеников, включая сыновей. К настоящему времени удалось установить принадлежность кисти Дионисия лишь немногих произведений. Вот некоторые из них.

Спас в силах

Образ Дионисия был создан для Павло-Обнорского монастыря. Это традиционная иконография Христа, восседающего на престоле, благословляющего молящегося. От подобной иконы Феофана Грека Дионисиевскую отличает более яркий колорит, а вот на образ Рублёва Спас Дионисия похож значительно больше, хотя заметно меньше внимание Дионисия к деталям изображения лика, его выразительности.

Спас в силах. Из деисусного чина. Дионисий. Школа или худ. центр: Москва 1500 г.

Спас в силах Из деисусного чина

Сошествие во ад

Этот образ создан в 1502 г. и изображает освобождение из адских бездн пребывавших там душ после Воскресения Христова. Отличительная черта образа – пронизывающая ее пасхальная радость о воскресшем Господе, которая передается цветом:

  • золотом сияют одежды Христа, Его фигуру окружает голубое сияние – мандорла;
  • вокруг Господа – святые, их одежды красные, зеленые, золотистые;
  • лишь ад написан традиционным черным – но и там душам помогают подняться к свету два посланных Христом Ангела в блистающих ризах.
Икона Дионисия «Сошествие во ад» из иконостаса Рождественского собора Кирилло-Белозерского монастыря

(1502-1503, Русский музей, Санкт-Петербург)

икона Дионисия «Сошествие во ад» из иконостаса Рождественского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1502-1503, Русский музей, Санкт-Петербург)

Богоматерь Одигитрия

Существуют несколько таких образов кисти мастера:

  • первый по времени (1482 г.) создан, вернее, восстановлен для Вознесенского монастыря Москвы, где традиционно была усыпальница великих княгинь; первоначальная икона византийского письма пострадала от пожара, так что Дионисия попросили ее «поновить»; чаще всего это значило, что поверх прежнего образа писался новый; однако мастер пошел иным путем – фактически, реставрации, вплоть до воссоздания греческой надписи на образе; поэтому эта Одигитрия сильно отличается от других подобных образов кисти художника; сейчас она хранится в Третьяковской галерее;
  • а вот на Одигитрии, написанной около 1502 г. для Ферапонтова монастыря – также Богородица со Христом; особенность образа – не только характерная для Дионисия тщательная проработка каждой линии одежды, лика, но еще жест Богоматери: Она не указывает на Сына, как это принято на подобных иконах – Её рука как бы сложена для благословения; подобные жесты были известны на образа итальянских мастеров, с которыми тесно общался художник.
Богоматерь Одигитрия. Дионисий. Школа или худ. центр: Москва 1482 г.

Богоматерь Одигитрия

Успение Богоматери

Этот образ написан около 1500 г. для Павло-Обнорской обители. Иконописец, мастерски писавший «многофигурные» композиции (с большим количеством изображенных) показал не только само событие, но предстоящих одру Богородицы Апостолов, их же – несущихся на облаках к месту Успения. Внизу же – иудей, дерзнувший прикоснуться к смертному ложу Матери Божией, и карающий его Ангел. Золотой цвет Дионисий здесь сочетает с синим – им написаны облака, а также сияние вокруг Христа, принимающего душу Богородицы. Конечно, это не случайно, ведь синий – Её традиционный цвет.

Успение Богоматери. Мастерская Дионисия Конец XV — начало XVI вв.

Успение Богоматери

Уверение Фомы

Предполагают, что эта икона 1500 г. могла быть создана для Павло-Обнорской обители. Она – иллюстрация известного эпизода Евангелия от Иоанна, когда Господь является Апостолу Фому, до этого не видевшему Воскресшего. Фигура Христа написала на фоне здания с закрытыми дверями, что отсылает к тому же св. Иоанну, передающему слова Христа о Себе, как «двери», ведущей верующего к Богу (Ин. 10:9)

Уверение Фомы. Дионисий и мастерская Школа или худ. центр: Москва 1500 г.

Уверение Фомы

Страшный суд

Это большая фреска на западной стене церкви Рождества Богородицы из Ферапонтова монастыря. Здесь представлен момент последнего суда над миром: центр всей композиции – престол Божий, слева от которого – идущие к Раю праведники, Богородица, молящаяся о них, слева – нечестивые, отвергшие Бога, попавшие в геенну.

Современные специалисты говорят, что фреска интересна детальной проработкой ряда фигур, представляющих людей «мира сего». Это идущие к Божию престолу народы, среди которых:

  • евреи (от этого изображения сохранились лишь некоторые детали);
  • греки, которые узнаются по белым шляпам;
  • «немцы» в характерной одежде Западной Европы тех лет;
  • есть здесь также предположение, что на фреске изображены «фрязины», итальянцы – здесь действительно просматриваются фигуры трех мужчин с индивидуальными чертами; полагают, что одна из них, возможно, портрет строителя Успенского собора Кремля, Аристотеля Фиораванти, с которым художник мог быть знаком лично, во время своей работы в столице.
Страшный суд: Лоно Авраамово. Богоматерь в раю. Шествие праведных в рай. Дионисий 1502 г.

Страшный суд: Лоно Авраамово. Богоматерь в раю. Шествие праведных в рай

О тебе радуется

Эта фреска, также из Ферапонтовой обители, выполнена мастером на северной стене храма Рождества Богородицы, вероятно, в 1503 г. Она – иллюстрация песнопения из литургии св. Василия Великого, которое приписывается
прп. Иоанну Дамаскину
: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…» На ней – восседающая на престоле Матерь Божия, окруженная «Ангельским собором». Ниже – поклоняющиеся Ей люди, представляющие «человеческий род».

О Тебе радуется… Мастерская Дионисия Школа или худ. центр: Москва Начало XVI в.

О Тебе радуется... Мастерская Дионисия Школа или худ. центр: Москва  Начало XVI в.

Другие

Среди других значимых работ мастера:

  • возможно, миниатюры, созданные для рукописного Евангелия в 1470-е, вместе с учителем мастера, Митрофаном; эта книга сейчас хранится в Государственном историческом музее, другой ее экземпляр, также украшенный иконописцами, можно увидеть в Научной библиотеке Московского университета;
  • образы двух святителей Московских – Петра, во время Дионисия давно почитаемого, и Алексия, тогда считавшегося «новым чудотворцем», прославленным сравнительно недавно; оба образа имеют клейма с сюжетами из житий, написаны в одной цветовой гамме и стиле; церковные историки полагают, что иконы – парные, а мастер стремился показать сходство и духовную преемственность двух угодников Божиих.

Музей фресок Дионисия

Он с советских лет до настоящего времени находится в Ферапонтове монастыре, роспись которого считается вершиной творчества мастера. По сути, таким музеем является сам собор Рождества Богородицы. Стенопись здесь сохранилась, несмотря на разрушения, которые претерпела обитель в годы Великой Отечественной войны. Площадь их составляет около 600 кв.м.

Хотя на территории обители сейчас началось возрождение иноческой жизни, собор, где со стен глядят написанные мастером святые, по-прежнему остается музеем. А еще – местом, где через искусство Дионисия впервые встречаются с Богом многие наши современник. Среди отзывов приезжающих сюда туристов:

  • благодарность за «уникальную возможность увидеть фрески Дионисия» (Татьяна К.);
  • размышления о том, что «Сцена Страшного Суда останется в памяти на всю жизнь и заставляет задуматься о её смысле» (Александр Баранов);
  • и просто: «Фрески!!!» или «ЧУДО!». И этим все сказано…

О мастере и его трудах спорили и будут спорить специалисты. Но даже до наших дней душа человека чувствует нездешнюю радость при виде этих икон – и вдруг задумывается о своем Создателе.

Частые вопросы

Что характерно для иконописи Дионисия?

Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых, прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.

Какую икону написал Дионисий?

Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад», «Преподобный Кирилл Белозерский».

Какой храм расписывал Дионисий?

Иконописец, мастер фресковой росписи. Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).

Сколько сыновей было у Дионисия?

В 1480-х годах в артели Дионисия работали его сыновья Владимир и Феодосий. Вместе они расписывали Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря неподалеку от Москвы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию иконописца Дионисия, чтобы понять контекст его жизни и творчества. Это поможет лучше оценить его произведения и художественную манеру.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на основные произведения Дионисия и изучите их детали. Разберитесь в символике, использованных цветах и композиции, чтобы глубже проникнуть в его творческий мир.

СОВЕТ №3

Сравните стиль и технику иконописца Дионисия с другими мастерами эпохи, чтобы выделить уникальные черты его творчества и понять его вклад в историю искусства.

Техники и методы работы Дионисия

Иконописец Дионисий был мастером своего дела, используя различные техники и методы работы, которые делали его произведения уникальными и неповторимыми. Одной из основных техник, которую применял Дионисий, была техника мозаичной живописи. Он создавал свои иконы, используя мелкие кусочки разноцветной эмали, золота и серебра, что придавало его работам особую яркость и блеск.

Еще одной характерной особенностью творчества Дионисия была техника многослойной живописи. Он создавал изображения, нанося слои красок один поверх другого, чтобы добиться особой глубины и объемности. Это придавало его иконам особую трехмерность и реалистичность, делая их похожими на настоящие произведения искусства.

Кроме того, Дионисий часто использовал технику позолоты и позолочения при создании своих икон. Он покрывал определенные участки изображения золотом или золотой краской, чтобы подчеркнуть их важность и священность. Этот прием придавал его работам особый блеск и роскошь, делая их по-настоящему величественными.

Таким образом, техники и методы работы Дионисия были разнообразны и инновационны, что позволяло ему создавать иконы, которые до сих пор восхищают своей красотой и глубиной выражения.

Оцените статью
Добавить комментарий