Дионисий – выдающийся иконописец XIV века, чьи произведения украшают Ферапонтов монастырь и другие храмы Русского Севера. Его творчество отличается утонченной художественной манерой и глубоким духовным содержанием. В данной статье мы рассмотрим биографию и творчество этого талантливого мастера, изучим его иконы, фрески, включая знаменитое “Распятие” и “Спас в силах”, и погрузимся в мир духовного искусства средневековой Руси.
Мнение эксперта:Иконописец Дионисий, живший в XIII веке, считается одним из выдающихся мастеров иконописи своего времени. Его биография окутана тайной, однако известно, что он проживал в монастыре на Афоне. Дионисий создал множество произведений, в основном иконы, которые отличаются выразительностью и глубоким духовным содержанием. Художественная манера иконописца отличается тонкой линией, яркими красками и умелым использованием золота. Его работы пронизаны мистической атмосферой и вызывают восхищение у ценителей искусства. Дионисий оставил неизгладимый след в истории иконописи, его произведения считаются настоящими шедеврами духовного искусства.https://www.youtube.com/embed/QVngV-L1VtoБиография Дионисия
Годы жизни мастера определяются очень приблизительно: считается, что он мог родиться около 1440 г., а скончался после 1504 г., хотя есть мнения, что он мог дожить даже до 1520 г.
Род
Куда меньше сомнений у историков относительно сословной принадлежности Дионисия: он был первым из русских иконописцев, о котором документы точно свидетельствуют, что мастер не был «чернецом» (монахом), как
прп. Андрей Рублев
, но – мирянином, кроме того – видимо, довольно знатного происхождения.
Из Золотой Орды?
Есть данные, что Дионисий, вероятно, родившийся на земле Ростовского княжества, вел свой род от св. Петра, царевича Ордынского, который перешел в православие и остался на Руси. Современные церковные историки не считают эту версию невероятной:
- в середине XIII в. племянник хана Берке действительно переехал на Русь, обосновавшись в Ростове; впоследствии он принял здесь постриг, а его потомки поколениями жили в этом городе;
- при этом, как полагают ученые, Дионисий, возможно, дальний потомок св. Петра, мог быть читателем, а то и заказчиком написания его жития, которое относится к XV в.;
- да и связи мастера с Ростовской епархией, местными князьями, для которых он расписал не один храм, тоже были всем известны.
Чириковы, Квашнины
Эти русские дворянские роды также упоминаются документами XV в. как связанные с Дионисием и его семьей. При этом:
- Чириковы – судя по документам, прямые потомки царевича Петра;
- Квашнины – киевляне, в XIV в. переехавшие к Москве, чтобы служить тогдашнему правителю княжества, Ивану Даниловичу Калите.
Возможно, родственниками иконописца являются те и другие дворяне, во всяком случае, его знатное происхождение не подлежит сомнению.
Семья
Известны имена супруги Дионисия, Марии, а также – что у него было трое сыновей, причем двое – Феодосий и Владимир – пошли по стопам отца, возможно, даже работали вместе с ним, расписывая храмы. А вот третий, Андрей, просто упоминается документами как сын «Дионисия иконника», но о роде его занятий ничего не известно.
Какие храмы и монастыри расписывал Дионисий?
Ныне путь его творчества прослеживают по его крупным работам, каждая из которые знаменует этап духовного и профессионального возрастания мастера
- Сведения о, возможно, первой работе – соборе Рождества Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря – содержит житие прп. Пафнутия: здесь называется также другой мастер, старец Митрофан, притом имя его упоминается первым – отсюда следует, что Дионисий был тогда его учеником. Впрочем, возможно, у мастеров имелись также более ранние работы, которые до нас не дошли: ведь автор жития именует обоих художников «живописцами, пресловущими паче всех в таковом деле», то есть опытными, известными мастерами. Полагают, что роспись храмов Боровской обители мастера делали между 1466 и 1477 гг., а Дионисию могло быть тогда от 25 до 30 лет.
- Следующая крупная работа – и творческий этап –
Успенский собор Московского Кремля
, где, согласно документам, Дионисий, уже возглавлявший артель мастеров, делал иконостас. Было это около 1481 г., именно тогда о самобытном, ярком мастере узнали при дворе великого князя Ивана III. Впоследствии старший брат московского правителя, князь Андрей, заказывал Дионисию образы для Деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. - С 1486 г. мастер трудится для Иосифо-Волоколамского монастыря. Здесь им создано такое количество икон, фресок (около 100, впрочем, современные специалисты приписывают мастеру только около 40, прочие, скорее всего, созданы учениками), что его семью записали для поминовения в синодик обители. Вероятно, тогда же Дионисий познакомился с
прп. Иосифом Волоцким
. В некоторых своих сочинениях он прямо обращается к нему, как к близкому, единомысленному другу. Всего же мастер работал для обители не меньше 5 лет. - В 1480-90-е гг. мастер работал для нескольких обителей на Белом озере: это Павло-Обнорский монастырь, и конечно, Ферапонтов, фрески которого считаются вершиной творчества мастера.
Последней работой мастера считается образ прп. Димитрия Прилуцкого. После 1508 г. имя Дионисия уже не упоминают документы – вероятно, к этому времени он скончался.
Интересные факты
-
Дионисий был одним из самых известных иконописцев своего времени, и его работы высоко ценились современниками. Его иконы отличались изысканностью и богатством красок, а также тонкой и изящной работой с деталями.
-
Самой известной работой Дионисия является икона “Троица”, которая была создана им в 1500 году. Эта икона считается одним из величайших произведений русского искусства и является одним из самых узнаваемых образов в мире.
-
Дионисий был очень плодовитым художником и создал большое количество икон, фресок и миниатюр. Его работы можно увидеть во многих музеях и церквях по всему миру, в том числе в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге и Эрмитаже.
Особенности творческого стиля Дионисия
«Не точию иконописец, паче же живописец». Так говорит о мастере автор жития прп. Пафнутия, имея ввиду уже ранние его работы. Эти слова – очень точное отражение индивидуального почерка художника. Он сложился:
- под влиянием исихазма (учения и практики «умной», непрестанной молитвы); как известно, высшее выражение эта духовность нашла в работах прп. Андрея Рублева, с которыми, безусловно, был знаком Дионисий;
- в условиях «новой реальности», в которой жила Церковь времен Ивана III: тогда укреплялось, выходило на «международную арену» русское государство, а церковные деятели, например, прп. Иосиф Волоцкий, все чаще говорили об общественном служении Церкви, ее роли в просвещении людей светом Христовой веры – но это значило ту или иную степень открытости «мiру» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Среди заказчиков Дионисия были как делатели «умной молитвы», безмолвники, жившие на Белоозере, так и деятельные подвижники, просветители, как прп. Иосиф Волоцкий. Именно поэтому образы Дионисия вобрали оба подхода и, благодаря его уникальному таланту, соединили традицию безмолвия и любовь к миру Божиему, его людям. Что же объединяет земное и небесное, монашеское духовное делание и молитву мирянина? Конечно, богослужение. Именно поэтому среди его работ – немало своего рода иллюстраций богослужебных текстов, событий истории Церкви, которые также воспоминаются за богослужениями. Среди них, например, фреска из Ферапонтова монастыря «Акафист», иллюстрирующая это богослужебное произведение, посвященное Богородице: перед глазами молящегося проходят события Её жизни.
Современный искусствовед Ирина Константиновна Языкова, сравнивая великих иконописцев, говорит: «Если
искусство Феофана Грека
– это проповедь, если у Андрея Рублева – это молитва, то у Дионисия – это песнопение»,
то есть прославление Бога и созданного Им мироздания.
Отсюда – особенности цветового, пространственного, композиционного решения работ мастера:
- золотой фон, традиционный для исихастов – цвет Небесного Царства; однако при этом у художника есть также игра другими яркими цветами – красным, синим, белым, зеленым; его образы оказывают сильное эмоциональное воздействие именно из-за их праздничности, нарядности;
- фигуры изображенных всегда размещены гармонично, образуя единую композицию;
- они сильно вытянуты вверх, что символизирует устремление к небу – многие искусствоведы отмечают «нарушение» пропорций, когда размеры головы соотносятся с телом иногда даже как 1/10; однако, при этом детали лика, одежды, очень тщательно прописаны: художник как бы сам любуется изображением, его гармонией и чисто эстетической, так понятной мирскому человеку красотой.
Так, по словам И.К.Языковой, своего рода «музыка линии и цвета» начинает «приобретать самостоятельную эстетическую ценность».Именно из-за этой эстетизации о Дионисии говорят, как о последнем мастере «золотого века» иконописи – после него эстетизация зайдет дальше, наконец, с XVIII в. появится светская живопись, а сами образы все более будут становиться похожими на картины. Дионисий соединяет иконопись исихазма и радость о мире Божием – но его ученикам уже не хватит на это таланта и духовного разумения.
Работы Дионисия
Согласно историческим источникам, ему приписывают множество икон (только в Иосифо-Волоколамском монастыре их было, согласно летописям, более 100). Однако, специалисты отмечают, что мастер работал всегда с артелью, так что многие образы принадлежат кисти его учеников, включая сыновей. К настоящему времени удалось установить принадлежность кисти Дионисия лишь немногих произведений. Вот некоторые из них.
Спас в силах
Образ Дионисия был создан для Павло-Обнорского монастыря. Это традиционная иконография Христа, восседающего на престоле, благословляющего молящегося. От подобной иконы Феофана Грека Дионисиевскую отличает более яркий колорит, а вот на образ Рублёва Спас Дионисия похож значительно больше, хотя заметно меньше внимание Дионисия к деталям изображения лика, его выразительности.
Сошествие во ад
Этот образ создан в 1502 г. и изображает освобождение из адских бездн пребывавших там душ после Воскресения Христова. Отличительная черта образа – пронизывающая ее пасхальная радость о воскресшем Господе, которая передается цветом:
- золотом сияют одежды Христа, Его фигуру окружает голубое сияние – мандорла;
- вокруг Господа – святые, их одежды красные, зеленые, золотистые;
- лишь ад написан традиционным черным – но и там душам помогают подняться к свету два посланных Христом Ангела в блистающих ризах.
Богоматерь Одигитрия
Существуют несколько таких образов кисти мастера:
- первый по времени (1482 г.) создан, вернее, восстановлен для Вознесенского монастыря Москвы, где традиционно была усыпальница великих княгинь; первоначальная икона византийского письма пострадала от пожара, так что Дионисия попросили ее «поновить»; чаще всего это значило, что поверх прежнего образа писался новый; однако мастер пошел иным путем – фактически, реставрации, вплоть до воссоздания греческой надписи на образе; поэтому эта Одигитрия сильно отличается от других подобных образов кисти художника; сейчас она хранится в Третьяковской галерее;
- а вот на Одигитрии, написанной около 1502 г. для Ферапонтова монастыря – также Богородица со Христом; особенность образа – не только характерная для Дионисия тщательная проработка каждой линии одежды, лика, но еще жест Богоматери: Она не указывает на Сына, как это принято на подобных иконах – Её рука как бы сложена для благословения; подобные жесты были известны на образа итальянских мастеров, с которыми тесно общался художник.
Успение Богоматери
Этот образ написан около 1500 г. для Павло-Обнорской обители. Иконописец, мастерски писавший «многофигурные» композиции (с большим количеством изображенных) показал не только само событие, но предстоящих одру Богородицы Апостолов, их же – несущихся на облаках к месту Успения. Внизу же – иудей, дерзнувший прикоснуться к смертному ложу Матери Божией, и карающий его Ангел. Золотой цвет Дионисий здесь сочетает с синим – им написаны облака, а также сияние вокруг Христа, принимающего душу Богородицы. Конечно, это не случайно, ведь синий – Её традиционный цвет.
Уверение Фомы
Предполагают, что эта икона 1500 г. могла быть создана для Павло-Обнорской обители. Она – иллюстрация известного эпизода Евангелия от Иоанна, когда Господь является Апостолу Фому, до этого не видевшему Воскресшего. Фигура Христа написала на фоне здания с закрытыми дверями, что отсылает к тому же св. Иоанну, передающему слова Христа о Себе, как «двери», ведущей верующего к Богу (Ин. 10:9)
Страшный суд
Это большая фреска на западной стене церкви Рождества Богородицы из Ферапонтова монастыря. Здесь представлен момент последнего суда над миром: центр всей композиции – престол Божий, слева от которого – идущие к Раю праведники, Богородица, молящаяся о них, слева – нечестивые, отвергшие Бога, попавшие в геенну.
Современные специалисты говорят, что фреска интересна детальной проработкой ряда фигур, представляющих людей «мира сего». Это идущие к Божию престолу народы, среди которых:
- евреи (от этого изображения сохранились лишь некоторые детали);
- греки, которые узнаются по белым шляпам;
- «немцы» в характерной одежде Западной Европы тех лет;
- есть здесь также предположение, что на фреске изображены «фрязины», итальянцы – здесь действительно просматриваются фигуры трех мужчин с индивидуальными чертами; полагают, что одна из них, возможно, портрет строителя Успенского собора Кремля, Аристотеля Фиораванти, с которым художник мог быть знаком лично, во время своей работы в столице.
О тебе радуется
Эта фреска, также из Ферапонтовой обители, выполнена мастером на северной стене храма Рождества Богородицы, вероятно, в 1503 г. Она – иллюстрация песнопения из литургии св. Василия Великого, которое приписывается
прп. Иоанну Дамаскину
: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…» На ней – восседающая на престоле Матерь Божия, окруженная «Ангельским собором». Ниже – поклоняющиеся Ей люди, представляющие «человеческий род».
Другие
Среди других значимых работ мастера:
- возможно, миниатюры, созданные для рукописного Евангелия в 1470-е, вместе с учителем мастера, Митрофаном; эта книга сейчас хранится в Государственном историческом музее, другой ее экземпляр, также украшенный иконописцами, можно увидеть в Научной библиотеке Московского университета;
- образы двух святителей Московских – Петра, во время Дионисия давно почитаемого, и Алексия, тогда считавшегося «новым чудотворцем», прославленным сравнительно недавно; оба образа имеют клейма с сюжетами из житий, написаны в одной цветовой гамме и стиле; церковные историки полагают, что иконы – парные, а мастер стремился показать сходство и духовную преемственность двух угодников Божиих.
Музей фресок Дионисия
Он с советских лет до настоящего времени находится в Ферапонтове монастыре, роспись которого считается вершиной творчества мастера. По сути, таким музеем является сам собор Рождества Богородицы. Стенопись здесь сохранилась, несмотря на разрушения, которые претерпела обитель в годы Великой Отечественной войны. Площадь их составляет около 600 кв.м.
Хотя на территории обители сейчас началось возрождение иноческой жизни, собор, где со стен глядят написанные мастером святые, по-прежнему остается музеем. А еще – местом, где через искусство Дионисия впервые встречаются с Богом многие наши современник. Среди отзывов приезжающих сюда туристов:
- благодарность за «уникальную возможность увидеть фрески Дионисия» (Татьяна К.);
- размышления о том, что «Сцена Страшного Суда останется в памяти на всю жизнь и заставляет задуматься о её смысле» (Александр Баранов);
- и просто: «Фрески!!!» или «ЧУДО!». И этим все сказано…
О мастере и его трудах спорили и будут спорить специалисты. Но даже до наших дней душа человека чувствует нездешнюю радость при виде этих икон – и вдруг задумывается о своем Создателе.
Частые вопросы
Что характерно для иконописи Дионисия?
Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых, прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.
Какую икону написал Дионисий?
Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад», «Преподобный Кирилл Белозерский».
Какой храм расписывал Дионисий?
Иконописец, мастер фресковой росписи. Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Сколько сыновей было у Дионисия?
В 1480-х годах в артели Дионисия работали его сыновья Владимир и Феодосий. Вместе они расписывали Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря неподалеку от Москвы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию иконописца Дионисия, чтобы понять контекст его жизни и творчества. Это поможет лучше оценить его произведения и художественную манеру.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на основные произведения Дионисия и изучите их детали. Разберитесь в символике, использованных цветах и композиции, чтобы глубже проникнуть в его творческий мир.
СОВЕТ №3
Сравните стиль и технику иконописца Дионисия с другими мастерами эпохи, чтобы выделить уникальные черты его творчества и понять его вклад в историю искусства.
Техники и методы работы Дионисия
Иконописец Дионисий был мастером своего дела, используя различные техники и методы работы, которые делали его произведения уникальными и неповторимыми. Одной из основных техник, которую применял Дионисий, была техника мозаичной живописи. Он создавал свои иконы, используя мелкие кусочки разноцветной эмали, золота и серебра, что придавало его работам особую яркость и блеск.
Еще одной характерной особенностью творчества Дионисия была техника многослойной живописи. Он создавал изображения, нанося слои красок один поверх другого, чтобы добиться особой глубины и объемности. Это придавало его иконам особую трехмерность и реалистичность, делая их похожими на настоящие произведения искусства.
Кроме того, Дионисий часто использовал технику позолоты и позолочения при создании своих икон. Он покрывал определенные участки изображения золотом или золотой краской, чтобы подчеркнуть их важность и священность. Этот прием придавал его работам особый блеск и роскошь, делая их по-настоящему величественными.
Таким образом, техники и методы работы Дионисия были разнообразны и инновационны, что позволяло ему создавать иконы, которые до сих пор восхищают своей красотой и глубиной выражения.