Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве, одна из старейших обителей города, богата историей и духовным наследием. Важно изучать и помнить такие места, чтобы понимать и ценить историю и культуру своего города.
Мнение эксперта:Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в XII веке, является одной из старейших обителей Москвы. Эксперты отмечают, что это историческое место не только обладает глубоким духовным значением, но и является важным объектом культурного наследия. Своим уникальным архитектурным стилем и богатой историей монастырь привлекает как верующих, так и туристов и исследователей истории. Эксперты подчеркивают, что Иоанно-Предтеченский монастырь играет значительную роль в сохранении и передаче духовных и культурных традиций, а также является важным элементом уникального архитектурного ансамбля столицы.https://www.youtube.com/embed/cU-Z4T34xckИстория монастыря
В XVI-м столетии местность, где основана была эта обитель, была красивейшей: ее украшали роскошные плодовые сады. Потому-то и приглянулась она государыне Елене Глинской –происходившей из рода Мамая, красавице, сменившей в палатах Кремлевских опальную супругу царя Василия III Соломонию Сабурову, за два десятка лет не сумевшую подарить наследника Русскому престолу.
В конце лета 1530 г. у царя Василия и его новой супруги появился, наконец, долгожданный наследник. Это был тот самый государь Иоанн Васильевич, который впоследствии получил за бесчинные деяния свои прозвание Грозного. Нарекли будущего властителя в честь
св. Крестителя Господня Иоанна
, поскольку тот пророк также стал утешением для его родителей в преклонные их лета. В тот же год основала пребывавшая в невероятной радости царица Елена священную эту обитель в память о небесном покровителе ее первенца.
Молитвы царицы Елены, 4 долгих года остававшейся «в праздности», все же были услышаны, и на Руси появился престолонаследник. Однако не зря так медлил Господь с его появлением — много было в царствование этого государя сотворено на Руси дел темных. Недаром, узнав о рождении царевича, по Преданию, Казанская ханша со злостью предсказала:
«Царь у вас родился? А зубы то у него двоякии: одним зубиком он съест нас татар, а другим – вас!»
И, действительно, в правление Иоанна монастырь Иоанно-Предтеченский превращен был поистине в темницу для женских особ неугодных знатнейших родов. Находились в нем не только жены опальных врагов его, но даже и некоторое время заточена была в стенах этих насильственно постриженная невестка государя – царевна Феодосия (Пелагея) Соловая.
Дело в том, что государь с достаточной долей презрения относился ко всему связанному с рождением его, поскольку люд русский не очень-то верил, что молоденькая княгиня Глинская сына своего зачала от 50-летнего царя Василия – старца по тем временам. Молва разносила слухи, что истинным родителем будущего самодержца был замеченный в окружении Елены красавец — князь Иван Телепнев, прозванный Овчиной. Слухи эти, передаваемые даже и самыми высокоименитыми боярами, отравляли существование государя и заставляли болезненно реагировать на всякое связанное с его рождением напоминание.
Интересный факт
Как ни странно, обвинения в измене супружеской сняты были с царицы лишь в период атеизма, когда исследователь Сергей Никитин провел сравнение черепов царя Иоанна Грозного с черепом его бабки – византийской царевны Софьи Палеолог. Особенности строения обоих этих останков оказались совершенно идентичными, что бесспорно свидетельствует, что царь Иоанн был носителем генов Палеологов, которые могли передаться ему исключительно через сына царевны Софьи – Василия III, а никак не от матери его и ее фаворитов.
Во времена Смутные обитель разорена была интервентами-поляками и находилась практически в состоянии упадничества. Использовалась она в тот период часто также, как и при царе Иоанне. За толстыми стенами, к примеру, томилась униженная, подвергнутая боярскому допросу, постриженная насильно царица Мария Буйносова – супруга низложенного государя Василия Шуйского.
Возрождение обители после Смутного периода связывают с именем блаженной схимонахини Марфы Московской. Откуда пришла эта праведница и какого была она рода неизвестно. Девочкой появилась она в обители, а миру звалась Дарьей, о чем свидетельствует старинная надпись, выгравированная впоследствии на гробнице ее. Еще во время жития горожане считали старицу эту святой. Священник обители иерей Авксентий (Миминошвили) так характеризует ее подвиг:
«Юродивым нельзя стать, как нельзя стать пророком – это призвание, это благословение Свыше… Юродивый подобен человеку, кричащему в горах: он кричит: лавина сходит – и все обрушивается на него, и остальные люди могут тогда свободно пройти в этом месте».
Как-то к воротам монастырским подкатила изящнейшая карета, вышла из которой сама государыня Евдокия Стрешнева – супруга царя Микаила Феодоровича. Направилась эта роскошно разодетая красавица в холодную тесную келью блаженной матушки Марфы, где стала горячо просить угодницу молиться о даровании царственной чете младенца. По Преданию, именно по молитвенным прошениям Иоанно-Предтеченской подвижницы Марфы стала государыня Евдокия многочадной матерью, после чего стали притекать к блаженной за помощью и иные именитые боярские жены из самых родовитых семейств. Благодаря щедрым их пожертвованиям и стал монастырь восстанавливаться, быстро отстраиваясь и развиваясь.
Инокиня Илария, насельница Иоанно-Предтеченской обители, поясняет о том периоде следующее:
«Царица, видимо, подала пример своим подданным. Она часто бывала у блаженной Марфы, и часто бывала «на сносях». Приходила впоследствии она в монастырь уже со своими детьми, прося Марфу молиться о благополучии ее семьи и здоровье детей. Эта традиция закрепилась».
Интересный факт
Вплоть до конца позапрошлого столетия приходили к усыпальнице блж. Марфы москвички, ожидающие наследников, и просили подвижницу об их благополучном разрешении. Ее предстательством многие женщины получали также и долго ожидаемых чад.
Схимонахиня Марфа спала на голом камне, ставшим впоследствии ее изголовьем в усыпальнице. Никогда не пользовалась она обувью, всегда ступая по земле босою. Не облачалась в теплые одеяния, претерпевая холод. Часто томила тело свое голодом. При жизни чтили ее великой молитвенницей, прошения которой достигают Чертогов Небесных и услышаны бывают там Богом. Праведница была духовной матерью царицы Евдокии. Почила же она 1 марта 1638 г. –в самый праздник царицыных именин.
В правление государыни Екатерины Алексеевны монастырь вновь постигло прежнее его положение темницы для именитых узниц. Практически одновременно оказались здесь в тот период «людоедка»-помещица Дарья Салтыкова и таинственная Августа Тараканова, которую некоторые считают русскою престолонаследницей и дочерью государыни Елизаветы Петровны. Эту таинственную узницу именуют порой историки
«русской Железной маской».
Интересный факт
Есть предположение, что именно Августа Тараканова, проведшая в монастыре этом четверть столетия, стала впоследствии прозорливой старицей Досифеей, не менее известной среди верующих, чем боголюбивая старица Марфа.
Роковым стал для монастыря 1812 г. В бушующем Московском пожарище обитель сгорела, оставив на месте своем одно лишь пепелище. Монастырь решено было не восстанавливать, однако в выгоревших холодных его кельях остались доживать век четыре насельницы, не теряя веры в то, что св. Марфа предстательством своим восстановит разрушенный дотла прежний ее дом.
По Преданию, угодница Божия Марфа часто являла им в то время свой облик, укрепляя инокинь в их надеждах. И, действительно, предстательством блаженной праведницы в скором времени монастырь не только возродился, но и вступил в самый благостный период своего процветания.
В XIX-м столетии монастырь отстроили заново по проекту зодчего Михаила Быковского, и он снова стал принимать под кровом своим многих страждущих богомольцев.
Однако все изменилось в годы послереволюционного лихолетья: в здешних строениях устроили лагерь для арестованных. Насельниц многих также арестовали, иных выгнали. Гробницу святой покровительницы священного этого места вскрыли и перевезли останки ее в неизвестное место.
Возвратили здания эти Церкви лишь в конце минувшего столетия.
Монастырь сегодня
В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель Промышлением Божиим восстановлена. И даже несмотря на то, что она не слишком велика по масштабам мерок сегодняшних, богослужения проводятся здесь ежедневно.
При обители организована паломническая служба, устраивающая для прихожан поездки по чтимым местам.
В монастыре организованы курсы для монашествующих и катехизаторские беседы для мирян. Здесь часто проводятся конференции исторической и религиозной тематики, а в церковные торжества сестры совместно с активными прихожанами и учащимися Воскресной школы устраивают концерты и различные мероприятия праздничные.
Интересные факты
- Иоанно-Предтеченский монастырь был основан в XIV веке архимандритом Иоанном, который был учеником Сергия Радонежского. Монастырь был построен на месте, где раньше стояла церковь Рождества Иоанна Предтечи.
- В XV веке монастырь был разрушен крымскими татарами, но вскоре был восстановлен. В XVI веке монастырь стал одним из самых богатых и влиятельных в Москве. В монастыре проживало около 300 монахов, а его территория занимала около 10 гектаров.
- В XVII веке монастырь был снова разрушен, на этот раз поляками. После окончания войны монастырь был восстановлен, но уже не смог вернуть себе прежнее величие. В XIX веке монастырь был закрыт, а его территория была передана Московскому университету. В 1940 году монастырь был вновь открыт, и в нем разместилось духовное училище.
Архитектура и храмы монастыря
Что являли собою первоначальные строения этой обители историкам и реставраторам доподлинно неизвестно.
После уничтожения монастыря при пожаре 1812 г. проект нового его комплекса заказан был именитому в те годы архитектору Михаилу Быковскому – благочестивому христианину, попытавшемуся выразить в архитектурных строениях обители суть русского монашества, главными характеристиками которого являются нестяжание и отречение от собственной воли. Зодчий постарался сделать так, чтобы житие инокинь, не имевших личной собственности, протекало в едином месте, и потому сестринские кельи расположил он в двух соединенных зданиях. Подобного вида устроение не характерно было не только для московского зодчества, но даже и для каких-либо европейских архитектурных школ.
М. Быковский замыслил устроить и различные входы в обитель: отдельные для мирян и насельниц.
На территории монастырской возведены следующие приходы:
Собор Усекновения главы св. Иоанна Предтечи
Данный собор освятили еще 19 октября 1879 г.
Формы его эклектичные, сочетающие в себе сразу несколько стилей архитектуры. Купол же подобен главе флорентийского собора.
В соборе имеются два придела: Божией Матери Казанской и св. Чудотворца Николая.
При возведении этого собора, начавшемся в 1860 г., произошло знаковое событие – обретены были останки честные блж. старицы Марфы.
Часовня св. Иоанна Предтечи
Впервые об этом строении, воздвигнутом
«у монастырских врат», упомянуто в летописи за 1737 г. – в том году Иоанновская часовня сгорела в разбушевавшемся пожарище. Каменная ее кладка, правда, выгорела не полностью, но, все же, часовню перестроили в XIX-м столетии.
Отдельной главы с венчающей ее крестом над приходом этим нет, вход в него выделен просто аркой в стенной ограде, на которой изображены крест и написано название.
Эту часовню пришедшие к власти после революционных событий богоборцы упразднили последней среди прочих церквей обители. Возобновилась же в ней вновь жизнь приходская в 1991г.
Елисаветинская церковь
Эта церковь – домовая. Устроена она при кельях игуменьи.
Церковь освятили в октябре 1879 г. в память прп. Елисаветы Чудотворицы – игуменьи Константинопольской. Заложили же ее в тот же день, что и Иоанновский собор — 3 сентября 1860 г.
Храм этот имеет лишь одну небольшую увенчанную крестом главку. Престол внутри него тоже один. В церкви находится чтимый образ угодницы Божией Елисаветы Константинопольской, созданный в XIX в., и почитаемый лик Божией Матери Смоленской.
Святые и святыни монастыря
Богомольцы приезжают в данную обитель, чтобы поклониться многим ее реликвиям.
На месте, где находилась до осквернения усыпальница блж. старицы Марфы, сегодня вновь установлена подобная гробница. Однако, пока она пуста, хотя насельниц не оставляет надежда обрести мощи Божией угодницы вновь.
Есть здесь чудотворный старинный образ Крестителя Иоанна. Молитвенные взывания к Предтече не только облегчают душевные и телесные недуги, но и помогают, по свидетельству монахинь, изменить мышление – отвратить разум человека от страстей и направить его к покаянию.
Здесь находятся мощевики с частичками мощей многих святых праведников: апостолов, мучеников и святителей.
Но, пожалуй, одной из самых известнейших святынь монастырских является находящийся в часовне св. Иоанна Предтечи обруч Крестителя Иоанна.Это главная монастырская реликвия. Неизвестно, когда святыня эта появилась в обители: предположительно было это в XIX-м в. По Преданию, обруч с великой точностью повторяет размеры честной главы Крестителя Господня. К чудесной святыне этой едут паломники со всех уголков государства ради исцеления от недугов. Многие из них возвращаются затем сюда вновь – чтобы поблагодарить св. Иоанна. Насельница обители инокиня Иннокентия поясняет о святыне этой следующее:
«У нас есть много свидетельств об исцелении
(страждущих)
и от злокачественных опухолей, и от сосудистых заболеваний, и от различных эпилепсических заболеваний».
В обители этой долгие годы жила впоследствии прославленная прмц. Александра (Касперович). Она поступила сюда 15-летней девицей в 1896 г. при игуменье Сергии, отличавшейся решительностью характера и необычайной мудростью. Современники утверждали, что при ней во всех делах монастырских был удивительный порядок. Устав обители составлен был в соответствии с правилами свт. Филарета, согласно которым труды молитвенные чередовались с рукоделием, отдыхом и чтением. После упразднения Иоанновской обители в 1918 г. матушке Александре, как и прочим сестрам, много пришлось претерпеть жизненных неустройств и скитаний, но всегда оставались они преданными вере и возлагали попечение о себе на Всемилостивого Вседержителя. Преподобномученицу арестовали в сентябре 1937 г., обвинив ее в приверженности режиму царскому и развращении душ детских проповедями об Искупителе. Матушку отправили в Ивдельлаг, где от тяжелейших трудов и скудной пищи она скончалась 18 февраля 1942 г.
В обители чтутся также подвиги двух окормлявших насельниц священномучеников: о. Владимира (Смирнова), расстрелянного в 1937 г., и о. Алексия (Скворцова), погибшего от рук богоборцев в 1938 г.
Весьма почитаем насельницами и прихожанами и схиархимандрит Иларион (Удодов) – бывший духовник сестер монастырских. После упразднения обители и изгнания инокинь, он тайно поселился в колокольне церкви прп. Сергия Радонежского в с. Чернецово, находившемся на бывшем хуторе монастыря. Впоследствии его назначили настоятелем прихода Богоматери Владимирской в с. Виноградово – в этом приходе с 1941 по 1945 гг. хранилась глава прп. Сергия Радонежского, а схиархимандрит Иларион был ее хранителем. После войны он возвратил святыню в Троицкую Лавру. Какое-то время он оставался насельником Лавры, а затем снова возвратился во Владимирский приход, в котором служил до самого его преставления, последовавшего 15 марта 1951 г.
Социальная работа монастыря
Одной из первейших задач насельниц Иоанновской обители является служение страждущим в различных областях социальной жизни. Послушания насельниц и помогающих им трудниц различны: помимо участия в богослужениях одни из них кормят бездомных, другие заботятся о немощных.
Сестры периодически проводят сбор помощи гуманитарной – продуктов, предметов гигиены и иных принадлежностей, в которых нуждаются оказавшиеся в сложных обстоятельствах люди.
При обители действует также богадельня, именуемая «Домом утешения», которая находится в подмосковном селении Остров, к юго-востоку от столицы.
Информация для паломников
При обители существует служба, организующая экскурсии. В обители есть также и музей, среди экспонатов которого много документов архивных и фотографических изображений, запечатлевших обитель в пору былого ее благоденствия.
Главный собор монастырский открыт для богомольцев с начала утреннего богослужения до окончания службы вечерней.
Часовня св. Иоанна Крестителя, в которой находится чтимый лик пророка и обруч Крестителя, открыта с 9 часов утра до 19.30.
Ежедневно с 7 часов до 19 работает в обители церковная лавка, в которой приобрести можно духовные издания и различную церковную утварь.
Частые вопросы
В каком городе основан первый православный монастырь?
Супрасльская летопись упоминает о монастыре при основанной Владимиром Святославичем Десятинной церкви в Киеве.
Что нужно для того чтобы уйти в монастырь?
Если Вы хотите уйти в монастырь, начать нужно с посещения ближайшего храма. Там Вы сможете пообщаться со священником, подробно изложить ему ситуацию, получить необходимое утешение, а по возможности – рекомендацию в монастырь.
Как называются жители монастыря?
монах) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс принадлежащих ей богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Монастыри существуют в буддизме, индуизме, христианстве (Православная и Католическая церкви, монофизитские течения).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите Иоанно-Предтеченский монастырь в будний день, чтобы избежать толп туристов и насладиться атмосферой уединения и спокойствия.
СОВЕТ №2
Обязательно посетите церковь Иоанна Предтечи, чтобы увидеть уникальные иконы и архитектурные детали, которые хранят историю монастыря.
СОВЕТ №3
Погуляйте по территории монастыря и обратите внимание на старинные постройки, колокольню и памятники, каждый из которых несет свой собственный исторический смысл.
Участие монастыря в исторических событиях
Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в XIV веке, играл значительную роль в исторических событиях Москвы. В разные периоды времени монастырь был связан с ключевыми событиями и именами российской истории.
В XVI веке монастырь стал местом пребывания и уединения для многих выдающихся деятелей того времени. Среди посетителей монастыря были такие имена, как Иван Грозный и его семья. Именно здесь царь Иван IV Васильевич проводил время в молитвенной обители, что придавало монастырю особый статус и значение.
В XVII веке Иоанно-Предтеченский монастырь стал центром духовной жизни Москвы. Здесь происходили важные церковные события, проводились богослужения и молитвы за благополучие государства. Монастырь активно участвовал в жизни города, оказывая значительное влияние на общественные процессы и события.
В XIX веке монастырь продолжал играть важную роль в истории Москвы. Здесь проводились благотворительные мероприятия, оказывалась помощь нуждающимся, а также велась образовательная деятельность. Иоанно-Предтеченский монастырь стал символом духовности и благотворительности, прославляясь своим вкладом в развитие города и общества.