Как изображают Преображение Господне на иконах: традиции и символика

Этот образ
узнается легко: по огромной скале, занимающей большую часть пространства. На вершине ее – Господь в белых одеждах,
святые пророки,
у подножия – лежащие ниц ученики
.
Таким было описанное евангелистами Преображение Иисуса Христа
.

икона Преображение

Иконография: Преображение Господне. Датировки: XVI в. Первая половина-середина XVI века.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 118 см, ширина 92 см. Надписи золотом: на нимбах Христа – ω О Н; на фоне: рядом с Христом — IC XC; вверху – ПРЕωБРАЖЕНЇЕ Г(ОСПОД)А Н(А)ШЕГО IС ХР(ИСТ)А; справа от Моисея – МОVСЕ[И]; слева от Ильи – И[ЛИ]Я; рядом с упавшими апостолами – ПЕТРЪ, IωАН, IАКωВ; рядом с Христом и апостолами, поднимающимися на гору — ВО ВРЕМ¤…ТЪ [И?]…У ПЕ // ТРА И «КОВА Їω…[ГОР]У ВЫСОКОУ И ПРЕω // БРАЗИС¤…РЕ[Д] НИ[МИ] (Мф. XVII, 1; Мк. IX, 2); рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, — ЗАПОВh[Д]А ИСОУС УЧ(Е)НИКОМЪ // СВОИМЪ И(С)ПОВhДАИТЕ СЕГО Д // ОН ДЕ ЖЕ С(Ы)НЪ Ч(Е)Л(О)В(Е)Ч(ЕС)К(ИИ) И // З М(Е)РТВЫХЪ ВОСКР(Е)СНЕТЪ (Мф. XVII, 9; Мк. IX, 9).  Доска липовая, из пяти частей, с тремя врезными встречными шпонкам. Поставлена на учет в 1976 году.Реставратор Д.М. Тюлин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1920-е гг.). Рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, внизу, оставлен нераскрытый фрагмент живописи под олифой.Инв. № ЯМЗ 40943, ИК-139. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1913. С. 13;2. Анисимов А.И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле 1919-1926 гг. М., 1926. С. 7. Илл. 3;3. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.17. Кат. 13;4. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С. 109-110. Кат. 99. Илл. на с. 25;5. Ростово-Суздальская живопись XII-XVI веков (альбом). М., 1970. Илл. 39;6. Даен М.В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного. [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 225;7. Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. Л., 1973. С. 32. Илл. 24;8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 196, сноска 275;9. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 7;10. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 23, табл. 25;11. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 292;13. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 19;14. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. С. 48. Кат. 19;15. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76. Илл. на с. 24;16. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 43, 45, 50;17. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 62 на с. 95.18. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 33.

Преображение Господне – одно из важнейших событий в христианской традиции, которое нашло свое отражение в искусстве и иконописи. В данной статье мы рассмотрим, как это событие изображается на иконах, проанализируем работы таких выдающихся мастеров, как Рафаэль Санти, Андрей Рублев, Феофан Грек, а также рассмотрим фрески церкви Спаса. Эта статья позволит читателям более глубоко понять символику и значение Преображения Господня в искусстве и духовной жизни.

Что произошло на горе Фавор

О явлении «Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.9:1) говорят Матфей
, Марк
и Лука
.
П
о сходству описания событий жизни
Христа их Евангелия именуются
«синоптическими» (от греческого «синопсис», или «общий взгляд»).

Близились
дни
страданий
Господа
. Он не раз говорил
об этом
ученикам. Но почти не находил понимания у этих
простых,
бесхитростных людей. Они ожидали Цар
ства Мессии, не
верили возможность плохого исхода.
Увидеть истинное
Царство
было
дано
лишь
Петру
, Иоанну и Иакову. С ними Господь взошел «на гору помолиться» (Лк.9: 28).
Описание события со слов очевидцев передают евангелисты.


Интересный фактЕвангелие не говорит о названии горы. Но Предание обычно считает ею Фавор  недалеко  от  Иерусалима. Некоторые полагают, что местом молитвы Господа могла быть гора Ермон, но в Евангельские времена она находилась на землях язычников, а вот Фавор издавна был границей земель евреев.

Во время продолжительной молитвы
Лик Господа просиял,
«
и одежда Его сделалась белою, блистающею
» (Лк.9: 28-29). Э
то была чистая белизна Царства Небесного, у которой нет земных аналогов. Марк сравнивает
ее
со снегом,
Матфей
– со светом.
(Мф. 17:2, Мк.9:3).

Затем потрясенные ученики
увидели
, что
перед Иисусом предстоят двое.
Апостолы непостижимым образом узнали великого пророка Илию и славного вождя Израиля Моисея.

Потрясенные
,
ученики
едва могли понять сод
ержание беседы святых с Учителем
. Кажется, сохранил самообладание только самый мужественный, Петр. Не он ли передал Луке,
что речь шла «об исходе
»
Христа
,
Распятии
? Марк, бл
изкий ученик Петра, приводит его
слова, обращенные
Иисусу
: «
Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну,
и одну Илии» (Мк. 9:5)
». А Лука
при
бавляет, что от потрясения апостол «не знал, что говорил»
(Лк. 9:33)
.

Когда
всех осенило светлое облако и раздал
ись слова
«Сей есть Сын Мой возлюбленн
ый… Его слушайте» (Мф.17:5)
, с
амообладание
покинуло учеников. О
чну
вшись, они увидели
лишь
Учителя в обычном человеческом образе.
Понять слово Господа, запрещающее рассказывать о событии, «доколе Сын Человеческий не воскреснет и
з мертвых» (Мк.9:9) апостолы
смогли намного позже.

Читайте также:
Яблочный Спас — какого числа

Символика
иконописных изображений

Преображение икона

Иконография: Преображение Господне. Датировки: XVI в. Первая половина XVI века. Происхождение: из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 154 см, ширина 105 см. На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Хотя
событие хорошо знали христиане
, праздник появился
только
с
IV
в.
, когда
императрица Елена, мать Константина Великого
, возвела на Фаворе храм.
И
конография
же
формируется к
IX
в.
Ее отличительные черты:

  • образ скалы (хотя Фавор – гора, поросшая лесом), символизирующий крепость веры;
  • на вершине находится Христос в белых одеждах с исходящими от Него лучами света
    , окруженный нимбом
    ;
  • по сторонам Господа –
    прор
    .
    Илия и Моисей;
  • апостолы изображены у подножия скалы; иконоп
    исцы стараются показать их испуг
    через позы,
    жесты.

Мнение эксперта:

Изображение Преображения Господня на иконах является одним из важнейших сюжетов в православной иконографии. Эксперты отмечают, что на иконах Преображение Господне обычно изображается сценой на горе Фаворской, где Иисус Христос является апостолам Петру, Иакову и Иоанну во всей своей божественной славе. Часто на иконах этого сюжета изображается и пророки Моисей и Илия, символизирующие Закон и Пророчество. Важным элементом является световой эффект, который передает духовное преображение и присутствие божественного света. Эксперты отмечают, что изображение Преображения Господня на иконах напоминает верующим о величии и таинственности этого события из жизни Христа.

https://www.youtube.com/embed/keXA15W4KN4

Знаменитые образы

Преображение Господне

Мозаика Преображение Господне в Равенне

Считается, что первое изображение Преображения – мозаика из церкви св. Аполлинария. Она находится в Равенне и датируется VI в.
Эта икона не
сколько непривычна для современных христиан
:

  • в
    центре
    крест с изображением Лика Спасителя;
  • Господу
    предстоят три агнца,
    символы
    апостолов;
  • по сторонам написаны
    Илия и Моисей;
  • вокруг множество
    деревьев, ведь
    Фавор
    – образ Рая.

Традиция таких образов
восходит к ранней, гонимой Церкви, когда христиане использовали
символы
,
передающие
сущность
веры
.

Преображение

Преображение Господне церкви св. Екатерины на горе Синай

Другая
иконография появляется на христианском Востоке. Это мозаика
VI
в. из
монастыря св. Екатерины (Синай), изготовленная по заказу императора Юстиниана. Здесь
уже
не символы, а человеческие фигуры Христа, пророков, апостолов. Считается, что
это

прототип все
х последующих икон Преображения.

Преображение преподобного Андрея Рублева

Преображение Господне

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Б
огословы говорят, что прочтение
праздника
прп. Андреем
связано со спорами о «Фаворском свете»
XIV
в.
На иконе
сияют
не только одежды Христа
, светом
даже освещена скала.

Искусствовед В.И.Лазарев писал: «Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника»

Фаворский свет Феофана Грека

Преображение Господне

Преображение Господне. Феофан Грек

Иконописца занимает встреча С
вета и человека. Исходящие от Христа лучи касаются Апостолов.
Феофан
передает их потрясение: лицо, закрытое рукой
,
у Иакова, попытку отвернуться
со страхом

у Иоанна, молитвенный порыв Петра.

Новгородские и Псковские фрески

Преображение Господне

Фреска Преображение Господне церкви Спаса на Ковалеве

Создатель
фрески из Спасской церкви
на Ковалеве близ Новгорода сделал центром фигуру Христа, окруженную круглым нимбом
.

Похожа на Новгородскую фреска из Преображенского храма Спасо-Мирожской обители г. Пскова.

Интересные факты

Факты, связанные с темой изображения Преображения Господня на иконах:

  1. Преображение Господне – один из 12 главных праздников православного календаря, который отмечается 6 (19) августа. В России этот день традиционно считается праздником яблоков, так как именно в этот день их начинают освящать в храмах.

  2. На православных иконах Преображение Господне обычно изображается следующим образом: в центре композиции находится Христос, окруженный сиянием. Его фигура выделяется среди других персонажей иконостаса своим ярким светом и торжественностью. Вокруг Христа располагаются три апостола: Петр, Иаков и Иоанн. Они изображены в изумлении и благоговении, наблюдая за происходящим. В верхней части иконы обычно изображается Бог Отец в образе седобородого старца.

  3. В православной иконографии существует несколько разных типов иконописных изображений Преображения Господня. На одних иконах Христос изображен в момент обращения к апостолам с призывом: “Придите и видите”. На других иконах Христос уже находится в сиянии Преображения, а апостолы лежат на земле, пораженные увиденным. Существуют также иконы, на которых изображены все три этапа Преображения: обращение к апостолам, сияние Преображения и поклонение апостолов.

https://www.youtube.com/embed/v0LULY-V1-s

Живописные изображения Рафаэля, Беллини и Веронезе

В Западной традиции
сюжет переосмыслен
.
Г
лавное, что интересует художника –
Бог
и человек.

Преображение

Преображение Рафаэля Санти

Рафаэль Санти, чь
я
картина «Преображение
»
(1520 г.)
– его последнее произведение
,
потрясал
ко
нтраст между Царством Небесным
и миром. Внизу
картины он показал учеников, безуспешно пытающихся изгнать беса
из отрока. Поразительно явл
ение силы Божией при невнимании
людей.

Преображение

Преображение Джованни Беллини

Джованни Беллини (1455 г.) изобразил
апостолов
смятенными.

Преображение

Преображение Паоло Веронезе

На фреске Паоло Веронезе из собора г. Монтаньяна (1555 г.) Христа и учеников разделяет плотное облако, символизируя,
что
Преображение не принадлежит этому миру.

Когда празднуется

Исторически событие случилось за 40 дней до Распятия, но время празднования приходится на 19 августа. Считается, что такая дата вызвана тем, что спустя 40 дней отмечается еще один праздник – Воздвижение Креста Господня.

Традиция освящать яблоки на
праздник
идет от
Византии, где к августу обычно собирали урожай винограда.
Н
ачатки плодов приносились для освящения. В России, как стране с другим климатом, Преображение стало именоваться «Яблочным Спасом».

https://www.youtube.com/embed/b3PkB2x_bYA

О чем молятся перед иконой

Перед образом праздника молятся о любых нуждах, н
о особенно:

  • об исцелении болезней
    : ведь
    , спустившись с Фавора Господь исцелил одержимого;
  • при искушениях,
    когда
    нужно
    укрепить веру;
  • о приведении ко Христу людей, страдающих неверием.

Случаи чудесной помощи

Существует множество случаев обращения к вере после молитвы перед
иконой
, исцеления болезней. Иногда чудеса от обра
за могут потрясти
тысячи людей.

Т
ак случилось в Красноярске, день основания которого приходится на 6 (19) августа 1628 г. В 1773 г. здесь сгорела Преображенская церковь.
Жар расплавил
даже деньги
из церковной кружки
. Но на пепелище люди нашли совершенно не пострадавшую храмовую икону. Она стала главной святыней
города
,
участницей крестных ходов
. После революции чудотворный образ
был
в местном музее. Ныне создана копия 300-летней святыни
.
Возобновились крестные ходы.

Наталья Сазонова.

Частые вопросы

Что изображено на иконе преображение?

В соответствии с евангельским рассказом на иконе представлены гора Фавор и на её вершине — преобразившийся Христос в белых одеждах, окружённый сиянием. Рядом с ним — ветхозаветные пророки Илья и Моисей, внизу — павшие на землю апостолы Пётр, Иаков и Иоанн Богослов, бывшие свидетелями чуда.

Как в народе называют Преображение Господне?

В русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас.

Что держит в руках пророк стоящий справа от Христа?

Справа первосвященник Захария, стоящий на возвышении, встречает Марию, которая держит в руках зажженный светильник.

Где произошло Преображение Господне?

Через Преображение на горе Фавор, Господь Иисус Христос показал Своим ученикам Свою божественную славу, чтобы они не сомневались в Его истинности и преданности Ему во время Его предстоящих страданий и смерти на кресте – Единственного Рожденного от Отца Сына Божьего.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Преображения Господня и его значение в христианской традиции. Это поможет вам лучше понять изображения на иконах и их символику.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на детали изображения: особенности лиц, позы, цветовую гамму. Каждый элемент на иконе несет свой смысл и важен для правильного толкования.

СОВЕТ №3

При изучении икон преображения обратите внимание на то, как художники передают свет и сверхъестественное воздействие на фигуры на иконе. Это поможет вам понять главную идею изображения.

Технические особенности иконописи

Иконопись – это особый вид искусства, который имеет свои технические особенности и правила. Изображения на иконах создаются с использованием определенных техник и материалов, которые придавали им особое значение и символику.

Одной из основных техник иконописи является использование тонких слоев красок, которые наносятся на деревянную основу и позволяют создать глубокий и насыщенный цвет. Краски для иконописи изготавливаются из натуральных компонентов, таких как минеральные пигменты, яичный желток и растительные масла.

Для создания деталей и контуров на иконах иконописцы используют тонкие кисти с натуральным ворсом, которые позволяют точно передать выразительность лиц и живописные элементы. Каждая деталь на иконе имеет свое символическое значение и тщательно прорабатывается мастером.

Иконописцы также придавали большое значение золотому лаку, который использовался для подчеркивания света и божественного сияния на иконах. Золото символизировало небесное царство и духовное богатство, придавая изображениям особую торжественность.

Таким образом, технические особенности иконописи играют важную роль в создании икон, делая их не только художественным произведением, но и предметом поклонения и духовного восприятия.

Оцените статью
Добавить комментарий