17-я кафизма, или поминальная Псалтырь, занимает особое место в православной практике поминовения усопших. Правильное чтение этой молитвы имеет важное значение для духовной памяти о ушедших и помощи им в загробной жизни. В данной статье мы рассмотрим, как правильно читать 17-ю кафизму и какие особенности этой молитвы следует учитывать.
О Псалтири
Книга входит в состав первой части Библии, называемой христианами Ветхим Заветом. Она создана примерно за 1000 лет до Рождества Христова, автор большей части псалмов – царь, пророк Давид, из рода которого происходит Сам Иисус Христос. Псалтирь, как ее знает Православная Церковь включает 150 псалмов, а также еще один, 151-й, который содержит греческий перевод Писания (появившийся за 300 лет до Рождения Христа), но в иудейских текстах не встречается.
Пророк Давид Псалмопевец, царь Израильский
Сейчас Псалтирьчаще всего читается, однако, название говорит о том, что боговдохновенные слова предназначены для пения, притом с сопровождением струнного музыкального инструмента – псалтири Именно она дала свое название всему этому собранию песней. Песнопения исполнялись за храмовым богослужением иудеев, а отдельные псалмы пелись также келейно. Среди них – 118-й, который один составляет 17 кафизму.
Читайте также:
Молитва на 40 день после смерти
Мнение эксперта:
Эксперты рекомендуют подходить к чтению 17-й кафизмы с особым вниманием к контексту и смыслу. Важно не только понимать отдельные слова и фразы, но и улавливать общую идею, которую хотел донести автор. Для более глубокого восприятия текста полезно провести предварительный анализ ключевых тем и мотивов произведения, а также изучить исторический контекст его создания. Эксперты советуют не спешить и не пропускать детали, поскольку каждое слово в кафизме может нести важное значение для полного понимания смысла произведения.
Что такое кафизма в Псалтири?
Это греческое слово. Оно переводится как «сидение», так как во время чтения псалмов верующие могли присесть (это также делают сейчас многие пожилые, опытные прихожане, которым трудно стоять во время службы).
На такие «седальные», или «кафизмы» Псалтирь делится с древности. Большинство из них примерно одинаковой длины, включая обычно 9-10 псалмов. Однако есть два исключения:
- 18 кафизма, где их 15;
- 17-я, куда входит только один.
Интересные факты
- 17-я кафизма книги Псалтыри, также известная как «Молитва Манассии», почитается как одна из самых сильных монашеских молитв, а экстрасенсами, как самая мощная молитва покаяния и освобождения от негативной кармы. Она читается в воскресенье 10-й седмицы по Пасхе на Великом повечерии. Молитву Манассии принято читать в особенных случаях, когда необходимо получить освобождение от страхов и тревог, от обид и несчастий. Читать ее рекомендуется перед сном, и трижды в день в течение 40 дней: утром, в полдень и вечером, каждый день.
- В зависимости от контекста в разных культурах стихотворение-заклинание «Молитва Манассии» можно использовать как для защиты, так и для наведения порчи, которую будет крайне сложно снять. Благодаря особому ритму и звуковому диапазону чтение кафизмы обладает способностью гармонизировать энергию всего организма, оказывать успокаивающий эффект на ЦНС, а также благотворно воздействовать на физиологию и психологию.
- Изначально «Молитва Манассии» была написана на древнееврейском языке. Впервые она была переведена на русский язык в 1815 году. Существуют разные переводы псалма 17-го. Самым распространённым переводом является перевод Епифания Славенецкого.
Какая кафизма читается по усопшему в православии?
Чаще всего это 17-я, однако очень полезно читать по усопшему всю Псалтирь по порядку, особенно первые 40 дней, когда решается посмертная участь души.
Когда читается 17 кафизма?
Чаще всего – как заупокойная:
- во время Парастаса (Великой Панихиды) накануне Родительских Суббот, за вечерним богослужением – полностью;
- также полностью звучит кафизма на обычной панихиде, если она служится полным чином; есть также сокращенный вариант, именуемый литией, где припевом служат стихи: «Благословен если, Господи, научи мя оправданием Твоим…»;
- наконец, особые случаи чтения 17 кафизмы «сполна» (то есть полностью) – службы Погребения Спасителя (Утреня Великой Субботы, которая служится накануне, на Великую Пятницу), а также Божией Матери (иногда чин совершается после праздника Успения, иногда – накануне праздника, как часть Всенощного бдения); Господа, Его Матерь погребают так, как любого другого христианина – даже в смерти Они не просто близки «обычным людям», но страдают, умирают, погребаются, как они – таково великое Таинство Божией любви.
Однако, стихи из кафизмы звучат не только на заупокойных службах. Их можно также услышать во время Полунощницы, на службе Первого часа.
Почему в нее входит только один – 118 псалом?
Потому, что
118 псалом
самый большой во всей книге, кроме того, очень емкий, целостный по содержанию.
Почему он читается как заупокойный?
Это – глубокое размышление о жизни человека от рождения до кончины. Заупокойным песнопение считается также потому, что именно его пели Христос с учениками, когда по окончании трапезы Тайной Вечери (то был еврейский Песах) «воспевши» отправились на гору Елеонскую. До ареста Господа оставались последние часы, а на следующий день Он претерпит страшную смерть на кресте. Получается, что Христос, по сути, отпевал Сам Себя. Ныне же слова, читаемые о усопшем, также произносятся как бы от его лица.
Краткое толкование смысла
По мнению многих святых отцов, 118-й изначально все же не писался, как заупокойный. Например, есть мнение, что он создан царем Давидом для обучения сына, Соломона.У евреев песнопение разделено на 22 части –по количеству букв алфавита.
Каждая часть начинается с одной из них, а содержит глубокие размышления о жизни. Так обучение отрока грамоте одновременно учило его духовной мудрости.
Свт. Феофан Затворник
писал, что «псалом этот изучался в детстве, а руководство давал на целую жизнь, и составлял не только руководство, однажды навсегда законченное изучением, но и предмет для постоянного размышления, и средство для всегдашнего углубления в тайны законоположения Божия».
Сам этот большой текст – размышлениео перипетиях жизни человека, жизненных скорбях, их преодолении при Божией помощи, наконец, как бы подведение жизненных итогов:
- первые стихи псалма говорят о том, какое «благо» следовать Господу, Его повелениям, изучать его заповеди;
- однако, это не так просто среди грехолюбивого мира: верующих подвергается гонениям от людей, но также – падает сам; остается одна надежда на Бога: «В пути Твоем живи мя», так умоляет Его псалмопевец;
- оглядываясь на прожитые годы, пророк обращается к Создателю со словами благодарности не только за данные жизненные радости, но – еще более – за посланные скорби, ведущие ко исправлению: «Благо мне, яко смирил мя еси»;
- образ из последних стихов псалма узнаваем каждым, кто регулярно читает Евангелие: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего…»; именно эти слова почти дословно повторяет Господь, притчей говоря о заблудшей овце, спасаемой пастырем, под которым понимается Он Сам (Лк.15:3-7, Мф.18:12-14).
Когда и как читается поминальная 17-я кафизма («Непорочны»)
«Непорочными» псалом именуют по его первым словам: «Блаженны непорочные в путь…». Его читают:
- за богослужением;
- келейно, то есть дома.
При этом порядок чтения несколько различается.
В храме
Обычно кафизма о упокоении неспешно, вдумчиво читается одним или несколькими священниками. При этом хор поет «припевы» к ее стихам:
«Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих…».
Совместная церковная молитва духовно объединяет нас с усопшими сродниками, утешает горюющих, убеждая в реальности вечной жизни. И, конечно, особые чувства вызывает кафизма на чинах Погребения Христа, Богородицы, сопровождаемая особыми припевами, молитвами.
Что значит среда в 17 кафизме псалтири?
Эту помету также можно увидеть в тексте псалма. Разумеется, речь не о дне недели, она значит просто «середина», а связана с особенностями чтения кафизмы за храмовым богослужением: она делится на две части, после первой обычно совершается ектения (с греческого – «усердное моление») о упокоении христиан. После этого чтение кафизмы продолжается дальше. Читая 118-й дома, это деление, характерное только для богослужения, учитывать не нужно: келейно кафизма читается несколько иным порядком.
Дома
Псалом разделяется на три части: после определенного количества стихов стоит «Слава:». Это значит, что необходимо произнести слова:
- «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь»; затем трижды произносится славословие: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже»
Интересный факт
Слово «Аллилуйя» взято из древнееврейского языка, оно означает «пойте Богу». Так как это – древнейшее славословие, с которым избранный народ обращался к Создателю, при переводе библейских текстов на другие языки сохранено его первоначальное звучание на еврейском.
- после этого произносится краткая молитва: если кафизма читается о здравии, то поминаются живые, если о упокоении – имена усопших; обычно молитва совершается с поклонами, земными (когда молящийся встает на колени, касается главой земли) или поясными, по желанию молящегося; об келейных поклонах не существует определенных церковных требований, ведь по слову святых отцов, «келия устава не имать»;
- затем чтение псалма продолжается дальше.
Как правильно читать по умершему?
Обычно рекомендуют читать кафизму:
- на 3, 9, 40 дни по кончине; согласно мнению многих святых отцов, это значимые для души дни – на 3 день она впервые возносится на поклонение Христу, до 9 дня ей показывают обители Рая, до 40 – ада; наконец, на 40 день определяется ее место до всеобщего Воскресения;
- на значимые для усопшего дни –преставления, рождения, у супругов –свадьбы;
- в Родительские Субботы келейно – помимо молитвы храмовой.
Существует также практика келейного чтения за усопшего всей Псалтири, а не только 17 кафизмы. Количество читаемых псалмов, длительность чтения Псалтири – до 3,9,40 дня или дольше – определяется желанием, возможностями молящегося, хотя многие также стараются посоветоваться со священником о порядке, объеме чтения.
Значение и польза от чтения о упокоении новопреставленной
Господь, приемля церковную молитву о православных, отшедших из мира, также ожидает сугубых молений от близких усопшему людей.
Канун (панихидный столик)
Написанные под водительством Духа Святого слова Псалтири:
- облегчают состояние новопреставленного, утешают душу;
- преклоняют на милость Самого Господа.
Кроме того, издревле Псалтирь считалась книгой «заклинательной на духов нечистых», о чем опытно знали многие святые подвижники. На этом основано убеждение, что молитвенная поддержка Псалтири – особенно чтения 17 кафизмы, той, которую воспевали Христос с Апостолами пред взятием Учителя на страдания – помогает душе пройти «мытарства», испытания о совершенных на земле грехах, отгоняет от нее бесовские силы.
Можно ее читать о здравии?
Конечно. Многие святые рекомендовали вообще читать 17 кафизму каждому верующему ежедневно – как осмысление своей жизни, памятование о будущей кончине, когда душа предстанет Суду Божию. По слову прп. Амвросия Оптинского, так «на самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими». Слова эти справедливы как для молитвы о умерших, так, конечно, о живых.
Какие молитвы читать перед чтением псалтири дома?
Чаще всего рекомендуют:
- если читается отдельный псалом, который верующий по своему желанию присоединяет к утреннему (или вечернему) молитвенному правилу, то никакими дополнительными молитвами он не предваряется (например, так читается каждое утро Псалом 50);
- когда читают одну или несколько кафизм, такие моления, как правило, предваряются так называемым «обычным началом», как считают многие богословы, древнейшей частью христианского богослужения, восходящей, возможно, даже к Апостольскому веку.
Вот текст этих молитв:
Молитва
Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Затем 12 раз произносится «Господи, помилуй», и следуют обычно предваряющие чтения псалмов молитвы:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
(Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
(Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Существует также другой вариант предварительных молитв, когда к «обычному началу» добавляются особые моления именно на чтение Псалтири. Их полный текст можно увидеть на самых первых страницах Псалтири.
Обязательно надо читать на старославянском или можно на русском языке?
Такого жесткого правила нет. ПравославнаяЦерковь издревле совершала богослужения на национальных языках, не выделяя какие-то из них как особо «сакральные» (такой, например, была латынь на Западе). Вместе с тем, переводы богослужебных текстов на славянский язык сделаны свв. Кириллом и Мефодием,они – плод не только ученых трудов, но их высокой духовности. К сожалению, превзойти их переводчикам Псалтири на русский язык не удалось. Многие, впрочем, любят читать псалмы в переводе выдающегося русского ученого, исследователя христианства, С.С.Аверинцева.
Псалтирь рукописная 17 век
Современные пастыри на вопросы верующих обычно отвечают, что читать псалмы на русском языке можно. Однако, самый распространенный ответ все же звучит так:
«Конечно, лучше читать молитвы и Псалтирь на церковнославянском языке. В качестве познания и понимания можно читать и русском. Я думаю, что через какое-то время вы с переводом будете полностью понимать церковнославянский язык… Уверен, со временем вы сами захотите перейти только на церковнославянский»
Молитвы после чтения
Завершается чтение обычными молитвами, оканчивающими любое правило.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Часто также используют особые молитвы по окончании Псалтири, которые, как и предначинательные, находятся в самой книге.
Хотя 17 кафизма читается не только по усопшим, многие наши современники, терзаемые болью утраты близкого человека, начинают знакомство с ней именно как заупокойной. Иногда это – вообще первый шаг к Богу, когда сказанные более 3000 лет назад касаются души, как произнесенные сегодня, сейчас, ведь «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).
Читайте также:
Сила псалмов 26, 50, 90 — в их смысле. Как правильно читать?
Валаамский монастырь: слушать 17 кафизму
Читает: регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев)
Кафизма 17: текст
Поминальную 17‑ю кафизму (“Непорочны” ) читают на третий, девятый и сороковой день по кончине усопшего, а также в родительские субботы.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся.
Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́.
Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго.
Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́.
Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.
Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
Воззове́т ко Мне, и услы́шу eго́, с ним есмь в ско́рби, изму́ eго́ и просла́влю eго́, долгото́ю дний испо́лню eго́ и явлю́ eму́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Аллилу́иа, глас 8:
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 1: Блаже́н, его́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 2: Па́мять его́ в род и род.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Стих 3: Душа́ его́ во благи́х водвори́тся.
Припев: Аллилу́иа. Аллилу́иа. Аллилу́иа.
Тропарь, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зная всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Господи, ду́шу раба Твоего: на Тя́ бо упова́ние возложи́, Творца́ и Зижди́теля и Бога на́шего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тебе и Сте́ну, и Приста́нище и́мамы, и Моли́твенницу благоприя́тну к Богу, Его́же родила́ еси, Богородице Безневе́стная, ве́рных спасение.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (поклон)
Псалом 118, поминальный
Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша. Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело: дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея. Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках Тебе: не отрини мене от заповедий Твоих. В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Устнама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправданиих Твоих поучуся: не забуду словес Твоих. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя. Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время. Запретил еси гордым: прокляти уклоняющиися от заповедий Твоих. Отыми от мене понос и уничижение, яко свидений Твоих взысках.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Ибо седоша князи и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих: ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания Твоя. Прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния: утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды отстави от мене и законом Твоим помилуй мя.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Путь истины изволих и судьбы Твоя не забых. Прилепихся свидением Твоим, Господи, не посрами мене. Путь заповедий Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедий Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отыми поношение мое, еже непщевах: яко судьбы Твоя благи. Се, возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему: и отвещаю поношающым ми слово, яко уповах на словеса Твоя. И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах: и сохраню закон Твой выну, в век и в век века. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках: и глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся: и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся. Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках. Часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Помыслих пути Твоя и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданием Твоим научи мя. Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему: благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. Благ еси Ты, Господи: и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Умножися на мя неправда гордых: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)
Господи помилуй (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшихся раб Твоих, братий и сестер наших (имярек) и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная их согрешения и невольная, избави их вечная муки и огня геенскаго и даруй им причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согрешиша, но не отступиша от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго вероваша, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповедаша.
Темже милостив тем буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну смирил мя еси. Буди же милость Твоя, да утешит мя, по словеси Твоему рабу Твоему: да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть: да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя: аз же поглумлюся в заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Изчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах: изчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых. Колико есть дний раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповеди Твоя истина: неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли: аз же не оставих заповедий Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих.
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе.
Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем: во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. (трижды)
Припев: Помяни, Господи, душу раба Твоего.
Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Мене ждаша грешницы погубити мя: свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец: широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой, Господи: весь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя: от судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим. От заповедий Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светилник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея. Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Вольная уст моих благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне: и от заповедий Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть: приклоних сердце мое сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и заступник мой еси Ты: на словеса Твоя уповах.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Уклонитеся от мене, лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словеси Твоему, и жив буду: и не посрами мене от чаяния моего: помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил еси вся отступающыя от оправданий Твоих: яко неправедно помышление их. Преступающыя непщевах вся грешныя земли: сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящым мя.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очи мои изчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворити Господеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазиа. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох и привлекох дух, яко заповедий Твоих желах.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)
Господи помилуй (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшихся раб Твоих, братий и сестер наших (имярек) и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная их согрешения и невольная, избави их вечная муки и огня геенскаго и даруй им причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согрешиша, но не отступиша от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго вероваша, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповедаша.
Темже милостив тем буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закона Твоего. Праведен еси, Господи, и прави суди Твои: заповедал еси правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя есть ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Скорби и нужди обретоша мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Виждь смирение мое и изми мя: яко закона Твоего не забых.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Суди суд мой и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправданий Твоих не взыскаша. Щедроты Твоя многи, Господи: по судьбе Твоей живи мя. Мнози изгонящии мя и стужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохраниша. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. Князи погнаша мя туне: и от словес Твоих убояся сердце мое. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело. Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Да приближится моление мое пред Тя, Господи: по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя.
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть.
Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедий Твоих не забых.
(трижды)
Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)
Господи помилуй (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшихся раб Твоих, братий и сестер наших (имярек) и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная их согрешения и невольная, избави их вечная муки и огня геенскаго и даруй им причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согрешиша, но не отступиша от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго вероваша, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповедаша.
Темже милостив тем буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит.
Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Таже тропари, глас 2: Согреших к Тебе, Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.
Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго и помилуй мя, Боже.
И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя.
Псалом 50, покоянный
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой телцы.
Тропари по непорочных, глас 5
Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.
Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.
Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.
Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в рай, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.
Слава: Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.
И ныне: Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)
Частые вопросы
Когда читается 17 кафизма?
17-я кафизма рассказывает о блаженстве ходивших в законе Господнем. То есть о радости исполнять заповеди, которые дал Господь. 17 кафизму традиционно читают родные усопшего в третий, девятый и сороковой день по смерти человека.
Как правильно читать 17 кафизму за усопших?
По 17-й кафизме Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас, Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша, Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша, Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Почему надо читать 17 кафизму каждый день?
Старица схимонахиня Антония советовала ежедневно читать 17 кафизму и добавляла, что это будет защищать на мытарствах. Чтение этой кафисмы полезно самому читающему. Ведь цель нашей жизни – соблюсти заповеди, удалиться от греха. В 17 кафизме очень много таких призываний.
Как правильно читать Псалтирь по Кафизмам?
При чтении кафизмы можно молиться о здравии и упокоении наших близких. Обычно после первой и второй «Славы» поминаются имена о здравии живых, а после третьей — имена об упокоении усопших. И самое важное — читать Псалтирь постоянно, ежедневно, напитывая душу сладостью богообщения и защищая ее от вражеских нападений.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед началом чтения 17-й кафизмы рекомендуется ознакомиться с биографией автора и контекстом, в котором было создано произведение. Это поможет лучше понять смысл и глубину текста.
СОВЕТ №2
Прочитайте кафизму несколько раз, обращая внимание на ключевые и повторяющиеся идеи. Запишите свои мысли и ассоциации, чтобы лучше усвоить информацию и сделать выводы.
СОВЕТ №3
Обсудите прочитанное с другими людьми, чтобы услышать разные точки зрения и интерпретации. Это поможет расширить свое понимание и взгляд на текст.
Какие символы и образы встречаются в 17-й кафизме?
В 17-й кафизме, как и во многих других произведениях, встречаются разнообразные символы и образы, которые несут глубокий смысл и помогают читателю погрузиться в мир поэзии. Один из основных символов, который можно встретить в этом произведении, это образ цветка. Цветок часто ассоциируется с красотой, нежностью и утонченностью, что может указывать на тонкую душевную природу лирического героя.
Кроме того, в 17-й кафизме часто встречается образ птицы. Птица символизирует свободу, легкость, стремление к высотам и духовной связи с небесами. Ее присутствие в стихотворении может указывать на желание освободиться от земных оков и стремление к духовному совершенству.
Еще одним важным символом, который можно увидеть в 17-й кафизме, является образ звезды. Звезда часто ассоциируется с мечтами, надеждой, светом и направлением. Ее блеск и загадочность могут символизировать стремление к чему-то высокому и недостижимому.
Таким образом, символы и образы, использованные в 17-й кафизме, помогают читателю погрузиться в мир поэзии, раскрывая глубинные смыслы и эмоции лирического героя.