Как совершается хиротония: Таинство Священства в деталях

Хиротония, или рукоположение, является одним из важнейших моментов в жизни церковного служителя в православии. Этот таинственный обряд, передающий священное служение от поколения к поколению, имеет глубокие канонические корни и особое духовное значение. В данной статье мы рассмотрим, как совершается хиротония для диакона, иерея и епископа, а также рассмотрим канонические препятствия, которые могут возникнуть на пути к принятию Таинства священства.

Что такое рукоположение в Православной Церкви

Священнослужителями становятся посредством хиротонии —
одно
го
из семи церковных
Таинств
.
Хиротония
(рукоположение, священство) – это
литургическое посвящение, через которое происходит
возведение
в
одну из трёх
степен
ей
духовенства.
Э
то
Таинств
о
, в котором
посредством святительского рукоположения
Дух Святой поставляет
служителя
церкв
и
проводить
Таинств
а и
быть пастырем
стад
а
Христов
а
.

Мнение эксперта:

Хиротония, как таинство Священства, вызывает интерес исследователей и церковных деятелей. Эксперты отмечают, что процесс совершения хиротонии в различных христианских традициях имеет свои особенности, но общим является признание богослужебного акта освящения для служения Богу и церкви. Согласно мнению специалистов, хиротония является важным ритуалом, который передает духовную силу и ответственность на новоизбранного служителя. Важно отметить, что процесс хиротонии тесно связан с традициями и установлениями церковного устава, что делает его значимым событием в жизни церковного сообщества.

Хиротония. Таинство СвященстваХиротония. Таинство Священства

Происхождение Таинства Священства

С
ам
Господ
ь
установ
ил его
, выбрав
среди
С
воих слушателей и последователей сначала 12, а затем ещё 70
апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.
П
о
своем Воскресении Христос является
им
и говорит

:
«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся».
Апостолы
передали эту
власть «
оставлять и разрешать
»
священник
ам и
епископ
ам  — своим преемникам
.

Как совершается: видимая и невидимая стороны

Любое
Таинств
о
с
оверш
ает
С
ам Бог.

В
каждом
из них
есть
две стороны:
видимая
и невидимая
. Первая
включа
ет
в себя сам
порядок
чин
а
, то есть слова и действия участников,
вторая
— духовное
перерождение
и
обновление
человека,
в чем и есть смысл
Таинств
а.

Полезные материалы

Не исключением является и
Таинств
о
Священства.
В в
идим
ой
части обряда
епископ
возлагает
на голову
,
возводимого в духовный сан
,
рук
и
и призывае
т
молитвой
Свято
й
Дух.
Невидима
я
сторона
— это
н
ек
ая
благодать священства, которая
сообщается
хиротонисаемому
для
пастырского
учения
.

Кто может совершать рукоположение

Кроме епископа, никто не может совершить Таинство хиротонии.
Проповедуя в Римской империи, апостолы рукополагали
епископ
ов и пресвитеров
, которые возглавляли общины
.
Тогда
они
не различались между собой
по значимости
,
и
в равной степени могли
совершать
литургию, а
глав
а
ми
церковной
жизни были
сами апостол
ы
. После
их
смерти,
епископ
ам
перешло право руководить церковью, а вместе с ним
,
и
рукополаг
а
т
ь
диакон
ов и
священник
ов.

Епархиальный арх
иерей
должен быть православным
. Он
вправе совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней:

«…епископ да не дерзает вне пределов своея епархия творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных»
(35-е Апостольское правило).
Для
хиротонии
в
д
иа
кон
а
и
священник
а
достаточно
одн
ого
архиере
я, а
вот в
архиере
я
хиротонисают
собором
епископ
ов (
т.е.
двумя
или более
), т.к.
равный
не имеет права поставлять
равного
, ибо по слову
апостола Павла

«меньший благословляется большим

»
(Евр.7.7).

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней
:
епископ
ы,
иереи
и
диакон
ы.
Е
пископ
является главой епархии
,
которая состо
и
т из нескольких
приходов
— храмов
.
Х
рамы
, в свою очередь
,
возглавляют
священник
и.
Д
иакон
ы помогают
вышестоящим священнослужителям
проводить
службу
.

Х
иротония
в любую из трех степеней
происходит
в алтаре,
за
богослужением
, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше
начинается
Таинств
о
.

Диакон

Д
иакон
это первый, низший чин среди священнослужителей,
в пе
реводе с греческого «служитель».
Он
не может совершать Таинства
,
е
го основная задача
помогать
священник
у во время богослужения
:
читать Евангелие,
призывать
прихожан
молит
ься
и
др.
,
но он не имеет право
совершать церковную службу
без
священник
а.

П
е
ред
Таинств
о
м будущий
диакон
соблюдает строгий пост
и проходит
генеральную
исповедь у духовника.
Так как
диакон
не совершает Евхаристии, то
хиротония
может совершаться
на
любой
литурги
и
вслед за
освящени
ем
Святых
Даров.
В момент, когда
Святые Дары переносят
на престол
, он
стоит
на
солее
перед
образом
Христа
.
Ко
входу в алтарь его
ведут
ипо
диакон
ы, а в алтарь

диакон
ы.

Интересный фактВ алтаре рукополагаемый снимает
обручально
е
кольц
о
и
кладет
его
на престол.
Теперь Церковь
его семья
,
он обручился
с ней
до конца
жизни
. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

С
тавленник
становится
на одно колено
,
и
епископ
благословляет рукополагаемого
три раза
,
возложив на него
руку и
прочитав
особую
(
тайносовершительную
)
молитву
,
призывая на
избранного
благодать Святого Духа.
После чтения
ещё дв
ух
тайны
х
молитв
на
новопоставленного
надевается
диакон
ское
облачение.
Д
иакон
целованием
рук
и
и плеч
а
архиерея
благодарит его
за
посланную
ему благодать священства.

После
рукоположения
у
диакон
а
появляется
возможность
помогать священнику совершать
Таинства
.

Иерей

Вторая степень священства —
иерей
(
священник
или пресвитер)
. В переводе с
греческого
— старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт

Иерей

может

совершает все Таинства, кроме

хиротонии

.

С
вященник
рукополагается
после окончания Херувимской песни,
перед
главной част
ью
литургии
,
и потом
хиротонисаемый
иерей
продолжает
вместе с другими
священник
ами
вести
литургию
.
В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи.
В отличие от
диакон
а,
иерей
становится на оба колена, что означает получение большей благодати
и
сугубой
ответственности.

Арх
иерей
, п
осле чтения
особых
молитв
,
вручает
хиротонисанному
облачение нового
сана
: епитрахиль, пояс и фелонь, а также
Богослужебную книгу
.
Н
оворукоположенный
священник
цел
ует
полученн
ые атрибуты
и
рук
у
архиерея
в знак благодарности,
затем
первым из
священник
ов
приступает к Причастию
.

Он же
произносит
заамвонную
молитву
,
тем самым
показывая
прихожанам
начало
свое
го
служения на
новой
степени
священства.
П
осле рукоположения
новопосвященный
совершает литургии
подряд
семь дней,
в знак принятия
семи
дар
ов Святого Духа
: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

В
ысш
ей
степень
ю
священства
является епископ – «блюститель», «надзиратель»
.
Х
иротония
в
епископ
а
начина
е
тся с обряда наречения
, на котором присутствует Патриарх и архиереи. З
а один или несколько дней до
хиротонии
нарекаемому
за
чит
ыва
ет
ся
указ о его избрании.
Тот
отвечает

:
«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».
После чего,
дает
присягу,
берет
благословение у
патриарха и
других
епископ
ов.
В завершении
чин
а
наречения
поется «
Многая лета»
.

Т.к.
епископ
имеет право не только
наставлять паству
и освящать Дары, но и
хиротонисать
в
священник
а и
диакон
а,
епископ
ская
хиротония
начинается
после «
Трисвятой
песни»,
прежде
чтени
я
Апостола
.
Во время Таинства поются
тропари Венчания.
А
рх
иерей
мо
лится
о ниспослании Святого Духа
на
хиротонисаемого
.
Е
пископ
облачается в т
о
же
одеяние
, что и
священник
, но вместо епитрахили
он
надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт

Т

олько

епископ

может

освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена п
осле каждой хиротонии
присутствующие прихожане
возглаша
ю
т «
аксиос
» («достоин»), выража
я тем самым
одобрение посвящ
а
емому.
Сейчас от лица народа поет хор.

Святейший Патриарх Кирилл совершил диаконскую хиротониюСвятейший Патриарх Кирилл совершил диаконскую хиротонию

Кто может быть рукоположен

Х
иротония
осуществляется
от низших степеней к
высшим
.
О с
рок
ах
служения
на каждой из степеней в канонах
ничего не сказано
.
Священство в
диакон
а
совершается из ипод
иа
кон
а
, в
иерея
— из
диакон
а
, в
епископ
а
— из
архимандрита
.
Иногда
рукополагаемый
в
диакон
а
может
на одной литургии
сначала
посвятиться
в ипо
диакон
а
, а потом в
диакон
а
.
Чтобы стать
епископ
ом,
священнослужитель должен
пройти
все ступени
в иерархии духовенства.
«Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (посл. к Тим.гл.3).

По традиции Православной ц
еркви
,
епископ
утверждается
из числа
монашествующих
.
Изначально
епископ
ы
в ц
еркви были женаты
ми
, но
совсем скоро
предпочтение
стало отдаваться
неженатым
кандидатам
,
потому как
служение
на благо людям и церкви
требует
усиленной
отдачи от
священнослужителя
.
Сейчас безбрачие

непременное
требование
.

Представитель белого духовенства (имеющи
й
право на брак
) также может
в
стать на
высшую степень священства
, если отречётся от мирской жизни
.
При условии,
что
супруга поддержи
вает
мужа и
готова уйти в
монахини.
Овдовевшие
священник
и также могут стать монахами и
епископ
ами, так как они не имеют права вступать в брак
ещё раз, оставаясь при этом в сане
.

«

Но
епископ
должен быть непорочен, одной жены муж»

(посл. к Тим.гл.3).

В первые две степени священства допускаются как женатые
,
так и монахи.
О
днако
принять решение о вступлении в брак нужно
до
вступления в сан.

Священнослужителем может стать только мужчина:

  • Достигнув возраста
    — 18-3
    0
    лет.
  • С
    емейное положение —
    холост
    или
    состоящий в первом браке.
  • С законченным
    средн
    им
    образование
    м.
  • Без
    психически
    х и физических отклонений
    (не должен быть слепым, глухим, немым, у него должны быть все пальцы на правой руке, для благословления
    , не должен страдать эпилепсией
    )
    .
  • С наличием рекомендаций
    от православного
    священник
    а.

Также у Церкви строгие требования к супруге будущего
священник
а, которую он должен выбрать на последнем курсе семинарии. Будущая матушка должна быть православной, не иметь блудных связей до брака
, следовать за батюшкой
по долгу
его службы, соответственно одеваться, часто бывать на службах, она должна быть примером христианки для прихожан. Тоже касается и детей священнослужителя.

Канонические препятствия к принятию сана

Кроме этого будущий
священник
не должен иметь
канонических
препятствий
– тяжких грехов
,
совершенных  в прежние годы жизни,
среди которых:
уголовные преступления (кроме гонений за веру), блуд и прелюбодейство, пьянство, о нем не должны плохо отзываться прихожане.
Если
священник
и его семья не будут образцом для подражания своей паств
е
, то он будет порочить всю Церковь.

Понимание необходимости духовной чистоты для Божьего служителя родилось ещё
в ветхозаветной среде
. А апостол Павел в
I
послании к Тимофею писал:
«Но епископ  должен быть трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании   со  всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Пресвитерская и диаконская хиротонии / The Ordination to priesthood and diaconateПресвитерская и диаконская хиротонии / The Ordination to priesthood and diaconate

Что такое целибат

Требования к
не монашествующим
, но и не состоящим в браке
лицам (
целибат
ам
) несколько иные
и рукополагаются они в исключительных случаях
.

3

Февраль

2011 года

Освященный Архиерейский Собор принял документ «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве».

Так
,
в нем сказано
,
что
целибаты
не могут принять священство ранее 30 лет
. Высшее образование они должны получить на очной форме обучения
, если же
заочная

пройти обязательную двухлетнюю
(минимум)
стажировку церковнослужителя в крупном приходе или монастыре, под присмотром и с благословения архиерея.
Кандидатура тщательно изучается епархиальным советом
,
и решение принимается на основании письменных документов:

  • одобрение
    епархиального совета, сделанное
    на основании
    собеседования и изучения
    необходимой документации
    ;
  • рекомендация духовника;
  • рекомендация ректора
    духовного учебного заведения
    , в котором учился кандидат
    ;
  • рекомендация
    священник
    а
    прихода
    , при котором кандидат проходил практику.

Х
иротония
в священ
ный сан целибатов не приветствуе
т
ся
исходя из тех соображений, что, находясь
в
миру
, священнослужитель
подвергается большим
искушени
ям
и соблазн
ам
, чем монашествующий.
В России первый
целибатный
православный
священник
появился только в XIX веке. До той поры в священный
сан возводили только либо женатых мужчин — «белое духовенство», либо монахов — «духовенство черное».

Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница

Рукоположение в священный
сан
возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения
, т.е
.
церковнослужителей: чтеца,
алтарника
, ипо
диакон
а. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется
хиротесией
. Она
отличается от хиротонии тем, что
происходит вне литургии (
обычно
перед ней
) и не в алтаре, а в
храме
;
это
не
Таинств
о
и
она
не дает благодати священства
.

Для
п
оставлени
я
в церковнослужителя
достаточно
благословени
я
и
руковозложени
я
епископ
а
. Оно
заканчивается
облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.

Благодать Святого Духа для служения Церкви

Священство являет
ся
особ
ым
призвание
м
, благодать
Духа Святого
даруется
в первую очередь
для
служения
ближни
м
,
Богу,
а потом и
для
своего
с
пасения.
П
реподобный
Силуан
Афонский
говорил о
священств
е, как о
высшем
достоинстве:
«…(священники) носят в себе столь великую благодать, Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…».
Поэтому мы должны с большим
благоговением и почитанием
относится к
священник
у,
как к
носителю
Божией благодати
.

Автор: Ольга Тимашова

Частые вопросы

Что такое священническая хиротония?

в православии и католицизме — обряд возведения в священнический сан возложением рук высшего духовного лица — архиерея — на голову посвящаемого, рукоположение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Как происходит рукоположение в православии?

Рукоположение во пресвитера (священника) совершается епископом за Литургией после Херувимской песни и перед освящением Даров, знаменуя этим, что посвящаемому во пресвитеры преподаётся благодать совершать таинства. Рукополагаемый во священника должен быть диаконом.

Каким образом поставляются на служение священнослужители Православной Церкви?

В Православной церкви рукоположение в диакона и пресвитера заключается в возложении епископом рук на их голову, а при рукоположении в епископа в возложении на его голову Евангелия и рук архиереев.

Как Рукополагают в диаконы?

Обычно рукоположение в епископы совершается торжественно, целым собором епископата. В пресвитерскую и диаконскую степень посвящает один епископ. В диаконы рукополагают на литургии уже после освящения Святых Даров. Этим показывается, что диакон сам не имеет права совершать Таинства.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Подготовьтесь к участию в церемонии хиротонии, изучив основные моменты этого таинства в православной церкви. Это поможет вам лучше понять происходящее и глубже прочувствовать священный момент.

СОВЕТ №2

Приходите на церемонию хиротонии с чистым сердцем и умиротворенным духом. Оставьте в стороне повседневные заботы и отвлечения, чтобы полностью погрузиться в молитву и общение с Богом.

СОВЕТ №3

Поддерживайте священников, которые принимают свою новую обязанность. Помолитесь за них, выразите им свою поддержку и готовность помочь во всем, что им понадобится в новом этапе их служения.

Символика и обряды, сопровождающие хиротонию

Хиротония, или освящение на священника, является одним из важнейших моментов в жизни церковного служителя. Этот таинственный обряд сопровождается множеством символических действий и обрядов, которые имеют глубокий духовный смысл.

Одним из ключевых моментов хиротонии является помазание священника святой мироносицей. Мироносица символизирует Дух Святой, который нисходит на избранного служителя Церкви, наполняя его благодатными дарами для исполнения священных обязанностей.

Важным элементом хиротонии является также возложение на новоиспеченного священника ряда священных предметов, таких как антиминс, евангелие, крест и аналои. Каждый из этих предметов несет в себе определенное значение и связан с определенными аспектами служения священника.

Служба хиротонии сопровождается молитвами, пениями и чтениями из Священного Писания. Все это создает особую атмосферу таинства, наполняя сердца верующих благодатными энергиями и внушая священникам ответственность за возложенное на них служение.

Оцените статью
Добавить комментарий