Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия, занимают особое место в истории православной церкви. Их житие, день памяти, икона, мощи и молитвы имеют важное значение для верующих, вдохновляя на духовное совершенствование и обращение к святым за помощью и заступничеством перед Богом. В данной статье мы рассмотрим историю и духовное наследие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, их связь с преподобным Сергием и значение их памяти для православных христиан.
Житие
В Ростовской области есть местечко Варницы, где сейчас находится Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Семь веков назад тут было богатое боярское поместье. Боярина звали Кирилл, а его супругу Мария. Ростовские князья были частыми гостями гостеприимных хозяев и брали с собой в долгие изнурительные поездки в Орду боярина Кирилла. За верную службу Кирилл получал хорошую награду, но по тогдашнему обычаю простых селян, он не гнушался никакой крестьянской работы.
Кирилл и Мария смиренно трудились на своем поместье вместе со своими работниками. Святой Епифаний говорит:
«Господь, благоволивший воссиять на земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которому по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию».
У родителей преподобного Сергия было трое детей: сыновья Стефан, Варфоломей (в будущем Сергий) и Пётр.
Праведность благочестивых бояр была известна и Богу и людям. Странники всегда могли найти у них приют. Бедные и нищие получали необходимую помощь. Подробности их жития неизвестны, поскольку никто не записывает истории жизни обычных сельских тружеников, но можно судить о родителях, по тому, какие дети произошли от них.
Полезные материалы
В житии преподобного Сергия описан случай, как мальчик Варфоломей, увидев странника, сразу начал уговаривать его прийти к ним домой. Он сказал, что родители будут очень рады видеть его в гостях, и что они любят принимать у себя дома путников.
Очевидно, что доброта мальчика передалась ему от родителей.
«Счастливы родители, которые прославляются в своих детях, и счастливы дети, которые приумножили честь и благородство своих родителей»,
– пишет святитель Платон.
Когда Мария вынашивала под сердцем будущего духовного светильника, в семье уже был старший сын Стефан. Промысел Божий помог матери распознать во втором сыне особую благодать. Когда она была на литургии в воскресный день в храме, вдруг, у нее в чреве вскрикнул ребенок. Да так, что окружающие ее женщины стали оглядываться, чтобы увидеть беспокойного младенца.
Через некоторое время, в начале Херувимской песни, он вскрикнул еще громче. На этот раз вся церковь услышала этот крик. Мария очень испугалась, а стоявшие рядом женщины стали уже поглядывать на нее и переговариваться между собой.
И когда священник возгласил «Святая святым!», ребенок прокричал еще раз. Тут мать чудесного младенца чуть не упала в обморок от страха, а женщины уже приступили к ней и стали спрашивать, зачем она прячет под одеждой младенца. Матери пришлось рассказать, что ребенок у нее в чреве, а почему он кричит, она не знает.
Святой Епифаний рассуждает, что не случайно случилось так, что младенец вскричал не дома, не на улице, где его никто бы не услышал, а именно в церкви, полной народом. По его мнению, Господь Сам захотел показать, что этот ребенок будет известен всем людям. А то, что крик услышали трижды, это означает, что младенец угоден будет Святой Троице.
Благочестивые родители усмотрели в этом случае волю Создателя о том, что они должны с особой внимательностью проводить воспитание этого ребенка. Мать, после этого стала еще строже соблюдать чистоту помышлений, строго относиться к принимаемой пище, помня, что питаясь сама, она кормит будущего избранника Божьего.
Она совершенно отказалась от мяса, молока, рыбы. Питалась только хлебом и овощами. Всегда благоговейная и прилежная к молитве, Мария теперь еще более часто и горячо обращалась к Богу о судьбе своего младенца. Она дала обещание, как другие известные святые женщины, что если родится сын, он будет посвящен на служение Богу.
3
мая
1319 года
у Кирилла и Марии родился сын. Щедрые родители устроили праздник, пригласив родных и близких, и все радовались, воздавая благодарение Богу.
На сороковой день младенца крестили в церкви с именем Варфоломей, в честь апостола, память которого совершалась в тот день. Это же имя означает «сын радости», что буквально сбылось над праведными родителями. Священник, крестивший мальчика, почувствовал необычную благодать и предрек родителям, что этот ребенок родился на радость людям. Бог даровал им возможность стать воспитателями Своего избранника.
Вскоре Мария стала замечать, что младенец не брал грудь, когда она наедалась мясной пищи. Так же это происходило по средам и пятницам. Ребенок оставался голодным в эти дни. Поначалу мать думала, что он болен, но вскоре поняла, что Богом данный сын, привыкший к посту в утробе матери, не хочет нарушать уставов церковных и по выходе на свет Божий. Так она продолжала поститься, вновь отказалась от мясной пищи, и Варфоломей стал питаться грудью все дни, кроме среды и пятницы.
Вместе с молоком матери юный отрок впитывал слова и дух Священного Писания, молитвы, частых богослужений, одним словом, – рос под сенью Благодати Божией. И это принесло определенные плоды. Мальчик вырос богобоязненным, целомудренным, скромным и послушным на радость родителям.
Отрок продолжал поститься в среду и пятницу, не вкушая в эти дни никакой пищи. Мать беспокоилась о его здоровье, но на ее уговоры сын просил не запрещать ему поститься, и Марии пришлось согласиться, помня об особом избрании ее ребенка.
Между тем жизненные условия в поместье становились все хуже и хуже. Частые поборы для своих и чужих, путешествия в Орду, да и сами годы убавляли здоровье боярина Кирилла. Он уже не мог так управлять хозяйством и трудиться на земле как раньше.
Княжеские междоусобицы довели поместье его до угрозы полного разорения благочестивой семьи. Пришлось искать другое место для проживания. Выбор пал на местечко ближе к Москве, которое в старину называлось Радонеж. Там и поселились престарелые боголюбцы Кирилл и Мария. Старший сын Стефан, уже женатый, стал заниматься хозяйством, младший, Петр тоже нашел себе супругу. Только Варфоломей продолжал свои подвиги поста и молитвы.
Когда ему было около двадцати лет, он просил родителей отпустить его в монастырь. Но они сказали, что они уже стары и немощны, а братья заняты своими семьями. Так же сказали, что они, конечно, рады его желанию угодить Богу, но просят его подождать до их смерти. Сын исполнил их просьбу и старался, как мог, чтобы успокоить старость любимых отца и матери.
Послушание родителям это тоже путь угождения Богу, как монашество. Посвятить себя без остатка тем, кто нуждается в твоей помощи, это пример самоотречения и смирения, без которых невозможно где-либо спасти душу свою для Небесного Царства.
Так Господь постепенно приводил юношу к спасительному пути иночества. На закате своих земных дней, Кирилл и Мария пожелали принять ангельский образ. Эта традиция была широко принята тогда на Руси. Престарелые супруги одновременно поступили в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы недалеко от Радонежа.
В то же время у старшего сына Стефана умерла жена. Он тоже принимает постриг в Хотьковом Покровском монастыре. Так он устроил и свою жизнь, и имел возможность ухаживать за больными родителями. Но они недолго прожили и отдали души свои Богу. Тела же их похоронили в том же монастыре. Это произошло около 1339 года.
Так Покровский Хотьков монастырь стал усыпальницей родителей преподобного Сергия. Когда было составлено жизнеописание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, на иллюстрациях их изображали как святых, с нимбами.
Интересный факт
Известно предание, по которому преподобный Сергий сам часто ходил к гробам родителей и завещал своим почитателям, прежде чем идти к нему, заходить на могилы его родителей и молиться об их упокоении. Так любящий сын всю жизнь почитал отца и мать, как заповедал о том Господь. С той поры все, кто ехал на богомолье в Лавру преподобного Сергия, неизменно заезжали в Хотьковский Покровский монастырь, чтобы воздать память его родителям.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что Кирилл и Мария Радонежские играли значительную роль в формировании духовной личности и жизненного пути своего сына, преподобного Сергия Радонежского. Их благочестивая жизнь, стремление к духовному совершенству и примеры милосердия оказали сильное влияние на молодого Сергия. Считается, что их преданность вере, трудолюбие и сострадание стали основополагающими принципами, которыми руководствовался преподобный в своей духовной практике и общении с людьми. Кирилл и Мария Радонежские считаются образцом благочестивых родителей, воспитавших святого, чей вклад в развитие русской православной церкви и духовной культуры остается неоценимым.
Мощи
Через какое-то время к ним стали обращаться как к святым. Особенно почитание их усилилось после того, как стали замечать случаи исцеления после поклонения мощам. Летопись Хотьковского монастыря описывает случаи помощи по молитве к родителям преподобного Сергия. Особенно заметна была их помощь во время страшных народных бедствий во времена эпидемий моровой язвы и холеры.
Многотысячные толпы людей приходили к гробнице Кирилла и Марии в поисках спасения от беды. Читалась неусыпаемая псалтырь и молитвы к почившим схимникам и множество людей спаслось от губительных болезней.
Почитание праведных родителей в лике местных святых продолжалось в монастыре все время, пока существовал монастырь. К концу 19 века уже вся Россия чтила преподобных Кирилла и Марию, хотя официальное прославление еще не совершилось. В период революции 1917 года Хотьковский монастырь закрыли, мощи святых переложили в склеп неподалеку от Покровского собора. Храм превратили в склад, а другие помещения — в мастерские.
В 1981 году преподобные были прославлены церковью в лике Радонежских святых. Память их установлена 6/19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия.
Ликвидация монастыря, к счастью, не привела к утрате мощей святых Кирилла и Марии. Безымянный склеп на территории бывшего монастыря остался невредим до 1989 года, когда поруганный Покровский храм был вновь передан церкви. Мощи вернулись вновь на старое место. Сейчас они находятся в НИкольском храме Покровского Хотькова монастыря. Возобновилось празднование святым 11 октября и 31 января.
Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе
Интересные факты
- Кирилл и Мария были состоятельными и уважаемыми людьми в своем городе Ростове. Они были глубоко верующими и воспитывали своих детей в любви к Богу и ближним.
- Когда Мария была беременна Сергием, ей было видение, что ее сын станет великим подвижником и будет прославлен Богом.
- Кирилл и Мария были благочестивыми и праведными людьми, которые воспитали святого Сергия Радонежского, который впоследствии прославился своей деятельностью по распространению христианства и покровительством к русским князьям в их борьбе с татаро-монгольскими нашествиями.
Иконы
На иконах преподобных Кирилла и Марию изображают в схимнических одеждах. Обычно супруги изображаются вдвоем, но есть вариант отдельной иконы преподобной схимонахини Марии, матери преподобного Сергия.
Есть икона, где благочестивые родители стоят вместе со своим сыном и как бы обращены к нему. На житийных сценах иконы преподобных показаны значимые моменты из их жизни. Так же на одном из фрагментов, схимники лежат в гробу, и над ними совершается погребение.
Многочисленные свидетельства исцелений, совершенных у гробницы преподобных, подтвердило их святость и утвердило их почитание.
В 1992 году на 600 -летие преставления их сына, преподобного Сергия, преподобных схимонахов Кирилла и Марии прославили в общецерковном лике святых.
В том же году образован женский Хотьковский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровский Хотьков монастырь
Современная тенденция нарушить многовековую традицию уважения к родителям, есть не что иное, как попытка обесценить опыт старших поколений. Это приводит к тому, что каждый молодой человек вынужден жить только своим умом. Естественно, понятие добродетели и греха он так же вынужден приобретать методом проб и ошибок.
С таким подходом к воспитанию, мы становимся свидетелями разгула страстей и пороков в человеческом обществе. Только поворот в сознании людей к исполнению святой заповеди «чти отца и мать» может дать земле нашей таких же святых, как преподобный Сергий и других праведников, появившихся благодаря добрым корням, своим праведным родителям.
Родители тоже, на примере святых Кирилла и Марии, должны осознавать ответственность за воспитание детей не только в плане физического и умственного развития. Вера и благочестие может зародиться в детях только благодаря примеру духовной жизни семьи ребенка. Будущие добродетели человека закладываются еще до его рождения и даже до его зачатия.
Человек начинает свой жизненный путь в своих родителях. Это тайна жизни, которую мы совсем забыли. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их. «(Мф. 17-20)
Автор: Александр Бабушкин
Тропарь, кондак, величание
Тропарь,
глас 3:
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
Кондак,
глас 4:
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу,отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.
Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.
Акафист
Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским
Кондак 1
Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Икос 1
Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;
Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.
Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;
Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.
Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;
Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 2
Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:
Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;
Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;
Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.
Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;
Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 3
Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:
Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.
Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;
Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.
Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;
Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.
Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;
Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 4
Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:
Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;
Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.
Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;
Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.
Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;
Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.
Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;
Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 5
Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:
Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;
Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.
Радуйтеся, ангелонравнии человецы;
Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;
Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.
Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;
Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 6
Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:
Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;
Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.
Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;
Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.
Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;
Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.
Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;
Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;
Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;
Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.
Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;
Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;
Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 8
Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;
Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.
Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;
Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.
Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;
Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.
Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;
Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 9
Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:
Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;
Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.
Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;
Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.
Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;
Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;
Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 10
Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:
Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;
Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.
Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;
Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.
Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;
Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.
Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;
Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 11
Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:
Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.
Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;
Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.
Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;
Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.
Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;
Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 12
Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:
Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;
Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.
Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;
Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.
Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;
Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.
Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;
Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 13
О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва
Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским
О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
^sss^Кирилл и Мария Радонежские^sss^
Частые вопросы
Кем были Кирилл и Мария Радонежские?
Кирилл и Мария Радонежские были родителями преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Они жили в конце XIII – начале XIV века в селе Радонеж Московского княжества.
Чем славились Кирилл и Мария Радонежские?
Кирилл и Мария Радонежские были известны своей благочестивой жизнью и глубокой верой в Бога. Они были добрыми и отзывчивыми людьми, всегда помогали нуждающимся и были примером для своих детей и односельчан. Кирилл и Мария Радонежские также славились своей любовью и заботой о детях. Они воспитали Сергия и его брата Петра в христианской вере и дали им хорошее образование.
Какую роль сыграли Кирилл и Мария Радонежские в жизни своего сына?
Кирилл и Мария Радонежские оказали огромное влияние на жизнь своего сына. Они воспитали его в любви и вере в Бога, привив ему христианские добродетели. Сергий с детства проявлял духовные дарования и тягу к молитве. Родители благословили его на монашеский путь и поддержали его решение уйти в монастырь. Кирилл и Мария Радонежские были духовными наставниками своего сына и всегда помогали ему советами и молитвами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Кирилла и Марии Радонежских, чтобы понять их важное значение в жизни преподобного Сергия.
СОВЕТ №2
Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью Кирилла и Марии Радонежских, например, Радонежскую пустынь, чтобы лучше погрузиться в их историю.
СОВЕТ №3
Изучите исторические и религиозные источники, чтобы узнать больше о вкладе родителей преподобного Сергия в православие.
Чудеса
В жизни Кирилла и Марии Радонежских произошло множество чудес, которые стали свидетельством их благодатной связи с высшими силами. Одним из самых известных чудес, связанных с этой святой семьей, является исцеление больной девочки. По летописям, Мария Радонежская молилась о здоровье ребенка, который находился на грани смерти. Ее молитвы были услышаны, и девочка чудом выздоровела, что стало для окружающих явным знаком благословения святой семьи.
Еще одним чудом, связанным с Кириллом и Марией, было явление святого источника во время сильной засухи. По летописям, Кирилл и Мария молились о помощи воды для своего народа, и в ответ на их молитвы из скалы начал бить источник чистой воды, который спас жителей от жажды и голода. Это чудо стало символом веры и надежды для многих людей, и до сих пор этот святой источник считается местом паломничества и чудесных исцелений.