Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие: история и наследие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие – святые, чьи жизни и деяния оказали значительное влияние на православную церковь. Их святость и благочестие прославлены в иконах, молитвах, акафистах и храмах, что делает эту статью не только памятником их святости, но и источником духовного вдохновения для многих верующих.

Мнение эксперта:Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие – выдающиеся духовные личности, оставившие неизгладимый след в истории православия. Эксперты отмечают, что их жизненный путь и подвиги служат примером благочестия и самоотверженности для многих верующих. Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря, прославились своими молитвенными подвигами и духовным наставничеством. Их учение о покаянии, милосердии и любви к ближнему продолжает вдохновлять людей к духовному совершенствованию и стремлению к святости.https://www.youtube.com/embed/pHxZucr-JfAЖития прпп. Зосимы и Савватия

Прп. Савватий в истоках своего подвижнического пути был насельником Кирилло-Белозерской иноческой общины. Жизнь его была настолько благочестивой, что снискала праведнику великое уважение ближних и многочисленную молву о нем среди прихожан.  Потому Савватий, не терпя и даже пугаясь людского почитания, замыслил переселиться в более уединенное место.

Вначале он, получив благословение игумена, перешел на жительство в Валаамскую обитель, но и здесь слава о праведнике быстро распространилась среди богомольцев, и снова задумал благочестивый старец искать себе еще большего уединения. Помолившись Отцу Небесному, он удалился на север, на далекий Соловецкий остров, о котором в те времена немного было известно. Земля эта была совершенно необитаема, лишь изредка посещали ее застигнутые непогодой рыбаки. Прп. Савватий не рассуждал при этом, что будет служить ему в тех местах питанием и одеждой, потому что заботы эти и свою надежду он целиком возложил на Всемилостивого Владыку.

Господь не оставил Своего служителя в одиночестве: Он послал ему преданного спутника – живущего при здешней часовне инока Германа. Вместе подвижники и вступили на заповедный остров, приплыв туда на лодке, груженой съестными припасами и всяким иным скарбом. Подвижники воздвигли на берегу Крест, соорудили для себя келью и, добывая питание усердными стараниями, неустанно пребывали в молитвенном обращении к Всевышнему Создателю.

Был период, когда прп. Савватий остался на острове в совершенном одиночестве, когда лишь Божии Ангелы посещали его и укрепляли в нем духовные силы. Незадолго до кончины праведника Господь дивным образом устроил его встречу со священнослужителем Нафанаилом, причастившим старца, который через малое время отошел к Небесному Отцу. Случилось это 27 сентября 1435 г. А спустя год после кончины праведника продолжателем его подвигов на пустынном острове стал прп. Зосима, основатель и первый благоустроитель
Соловецкой обители
.

Икона преподобного Савватия Соловецкого с житием

Савватий Соловецкий

С детских лет этот отрок был известен своею кротостью. Рано научившись грамоте, он более прочих книг любил чтение Священного Писания. Войдя же в совершенные лета, Зосима, надев черные одежды, покинул кров отчего дома и удалился в пустынное место, став жить там подобно отшельникам. Промышлением Божиим познакомился праведник однажды с отцом Германом, верным сподвижником прп. Савватия, и, узнав от него о благодатном острове, стал упрашивать старца проводить его в ту землю. Отец Герман исполнил желание сердца Зосимы, а в дороге сподобился подвижник дивного видения. Узрел он, как в блистающем сиянии, появившемся на Востоке, возникла боголепная церковь, освещаемая немеркнущим заревом.

Достигнув цели своего путешествия, Зосима и Герман принялись за строительство обители. Однако, трудясь, не ведая отдыха, они, тем не менее, не сокращали и своих молитвенных деланий.

Первым их учеником стал приплывший сюда рыбак Марк, примеру которого последовали некоторые прочие жители побережья. Все они строили рядом с кельями учителей жилища и снискивали пропитание себе трудами собственных рук. Когда число насельников умножилось, они возвели здесь небольшую церковь Преображения Господня, пристроили к ней трапезную и общежития. Так и была создана на острове Соловецкая обитель, до сего дня сохраняемая Господней Милостью, несмотря на все исторические перипетии.

Прп. Зосима сделался ее игуменом. Его стараниями выстроили Успенскую церковь, расширили келии и перенесли в монастырь честные мощи прп. Савватия, по прошениям которому страждущие получали многие излечения. У гробницы его игумен, иной раз, проводил целые ночи.

Интересный факт

Старца Зосиму почитали прозорливцем. Некогда он предрек разорение и гибель дому новогородской боярыни Марфы Борецкой, без чести изгнавшей его, когда игумен пытался заручиться ее милостью. И хотя в дальнейшем Марфа раскаялась и испросила прощения у старца, все же дом ее был разорен в период Новгородского походя князя Иоанна III. Домашние были казнены, а сама боярыня сослана в дальние земли.

Провидя приближение кончины, отец Зосима поставил над братией преемника – хорошо управляющегося с заботами обители монаха Арсения, обратившись к духовным чадам с наставлением:

«Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, духом прибуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда по отшествии моему обитель распространится. Соберется множество братии, это место процветет духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости».

Почил благочестивый старец 17 апреля 1478 г. Над его гробницею возвели часовню, приходя к которой всякий страждущий, по предстательству прп. Зосимы, получал облегчение скорби и исцеление недуга.

Преподобный Зосима Соловецкий

Преподобный Зосима Соловецкий

Прп. Герман, верный сподвижник прпп. Савватия и Зосимы, благословивший написание житий первых насельников острова, отошел к Господу 30 июля 1479 г. Над его нетленными мощами была воздвигнута каменная церковь.

Интересный факт

По Преданию прп. Герман явился затем пресвитеру Григорию на Старой Тотьме, после чего священнослужитель составил тропарь угоднику и написал образ прпп. Савватия, Зосимы и Германа, прославившийся впоследствии многими чудотворениями.

Интересные факты

  1. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были одними из первых монахов, поселившихся на Соловецких островах в Белом море. Они прибыли на острова в 1396 году и основали там Соловецкий монастырь, который впоследствии стал одним из самых известных и почитаемых монастырей в России.

  2. Преподобные Зосима и Савватий были очень строгими подвижниками. Они проводили много времени в молитве и посте, а также занимались тяжелым физическим трудом. Они выстроили церковь, кельи и другие необходимые постройки, возделывали землю и ловили рыбу.

  3. Преподобные Зосима и Савватий обладали даром чудотворения. Они исцеляли больных, изгоняли бесов и совершали другие чудеса. После смерти они были причислены к лику святых, и их мощи стали одной из главных святынь Соловецкого монастыря.

08 21 Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие08 21 Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие

Дни празднования

Память угодников Церковь совершает в следующие даты:

Прп. Зосимы — 17 (30) апреля,

Прп. Савватия — 27 сентября (1 октября),

А также общее поминовение их совершается 8(21) августа – в день 1-го и 2-го перенесения честных тел подвижников.

"Зосима и Савватий Соловецкие". Проповедь. Епископ Амвросий. Никольское“Зосима и Савватий Соловецкие”. Проповедь. Епископ Амвросий. Никольское

Иконография

Первый лик св. Савватия был выполнен по памяти знавшим его при жизни купцом Иваном, чудом оказавшимся свидетелем праведной кончины старца. Образ этот был помещен прп. Зосимой над мощами первого насельника Соловецкого острова.

Древнейший образ угодников, датируемый первой половиной XVI в., помещен в каталог Кремлевского музея с табличкой на обороте:
«Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года».

Божии служители представлены на нем в рост, в монашеских одеяниях, молящимися Искупителю.

В 1548 г. игуменом Соловецкой обители стал святитель Филипп (Колычев), принявший впоследствии лютую гибель от рук опричников. При нем появился новый тип иконографии старцев, на котором они изображались молитвенно предстоящими Спасителю и Его Пречистой Матери, часто со многими сценами их праведного жития. При этом же игумене в монастыре появился воздвизальный крест, на оборотной стороне которого были вырезаны фигуры прпп. Зосимы и Савватия, благоговейно припадающих к стопам Христа.

Икона соловецкий старцев Зосимы, Германа и Савватия Преподобных

Икона соловецкий старцев Зосимы, Германа и Савватия Преподобных

После канонизации преподобных в 1547 г. их изображения, в основном, принято было выполнять на подобии изображений
прп. Сергия Радонежского
и
свщмч. Власия Севастийского
. Иконописные подлинники того периода рекомендовали писать угодников так:

«Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах», «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (Большаков. Подлинник иконописный, с. 127).

Эти же традиции иконографии сохранились и в XVIII в. Так иконописный подлинник Филимонова трактует:

«Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул».

Изографы следующих поколений ориентировались на Академическое пособие В. Фартусова, наставляющее изображать чудотворцев таким образом:

«Зосима. Старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», «Савватий — как глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове», приводятся варианты текстов изречений на свитках (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 252, 27).

Интересный факт

Начиная с XVII столетия, в Соловецком монастыре, как и в других обителях Православной России, существовал обычай благословлять посещающих святыни богомольцев особыми «променными» (или «раздаточными») иконами, которые представляли собою небольшой лик Божиих угодников размером примерно в пядь. Такие образы изготавливались сотнями, и для того, чтобы они всегда были в наличии, братия делала крупные заказы поморским иконописцам и художественным мастерским разных городов. Обычно преподобные изображались на них вместе, стоящими на фоне обители.

Сохранились старинные вышитые покровы с ликами этих угодников, созданные насельницами Новодевичьего монастыря и вышивальщицами из мастерской царицы Ирины Годуновой. Эти шедевры можно увидеть сегодня в собраниях музея Московского Кремля.

Интересный факт

После варварского нападения на обитель английских судов в 1854 г., в период Крымской войны, после обстрела острова, который британцы намеревались сделать форпостом для дальнейшего захвата русских северных земель, на образах Соловецких чудотворцев стали изображать в небесном сегменте лик Божией Матери «Знамение», чудесно спасший Господню святыню и насельников обители от поругания.

На многих изображениях старцев пишут на фоне пасеки, поскольку они считаются среди народа покровителями пчеловодов.

Прпп. Зосима и Савватий — покровители пчеловодов

Издревле этих Божиих угодников считали покровителями бортников и пчеловодов. Связано это, в первую очередь, было с тем, что в день чествования прп. Савватия – 27 сентября, по народному поверью следовало «убирать улья в омшаник», то есть в зимовник. Об этом упоминал в вышедшем в 1867 г. сборнике «Календарь примет, обычаев и поверий на Руси» составитель И. Щуров (Кн. 4. С. 196).

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие почитаются как покровители и помощники пчеловодов

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие почитаются как покровители и помощники пчеловодов

Существует также Предание, повествующее, что именно прп. Зосима в набалдашнике игуменского посоха привез из Афонского путешествия первую матку пчелиного семейства и положил тем начало развитию пчеловодства в отечественных землях. До этого бортники брали мед и воск от пчел диких.

О чём молятся этим святым?

С момента основания обители на Соловецком острове преподобных почитали ходатаями за мореплавателей, помогающих обузданию бушующей водной стихии. Поморцы, собираясь в плавание, приходили за благословением старцев еще во время их земного жития. А в Каноннике XVI в., принадлежавшему игумену Богоявленского монастыря Варлааму, старцы названы «морскими чудотворцами».

К ним обращаются с прошениями о вразумлении и укреплении в вере Христовой. Даже в составленном в XVII столетии «Похвальном слове русским преподобным» они названы «просветителями языческих народов».

Также издревле к их гробницам привозили людей немощных и одержимых лукавыми бесами. Свидетельств о помощи в избавлении от недугов по обращениям к этим подвижникам так много, что на протяжении нескольких столетий в память о них воздвигались церкви при лечебницах в разных обителях. Например, в Троице-Сергиевой лавре, во Флорищевой пустыне. А в Саровской пустыне для предела церкви в честь этих старцев кипарисовый престол вырезал сам преподобный отец Серафим.

Храмы прпп. Зосимы и Савватия

В Москве (Гольяново)

Данный приход возведен на средства князя И.Н. Трубецкого в его имении Гольяново. После разорения Москвы войсками Бонапарта княжеское семейство поселилось в этой единственной уцелевшей усадьбе и занялась ее благоустройством.

Освятили церковь в 1842 г., однако еще в 1662 г. стараниями государя Алексея Михайловича на этом месте уже возвышалась церковь в честь Соловецких угодников.

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

В 30-е годы минувшего столетия приход закрыли. В храмовом здании разместили производство макарон, а величественную звонницу, возведенную в 1890 г. по проекту Василия Баранова, переделали в заводскую трубу. Производственный шлак выкидывался прямо на территорию бывшего прихода, поэтому, когда в 90-е гг. ушедшего века строения эти вернули Церкви, пришлось вывозить отсюда 120 вагонов мусора.

Восстановительные работы продолжались 15 лет. Современные росписи выполнены в стиле изображений XVII в.

Интересный факт

До закрытия на территории прихода бил источник с лечебной родниковой водой. До наших дней он не сохранился, однако один из пределов церкви посвятили

образу Богоматери «Живоносный Источник»

в память о том самом прозрачном целительном ключе.

В этом приходе все иконы чтимые, многие из них содержат частички мощей Божиих угодников. Особо почитаемы богомольцами копия Креста Годеновского и копия Креста, полученного некогда старообрядцами из Кремлевского собора. Также здесь расположены два реликвария-мощевика.

Каждый воскресный день здесь звучит акафист Чудотворцам Соловецким.

Храм прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких на Архангельском подворье Соловецкой обители

Данный приход известен с 1898 г., хотя само подворье основано было здесь уже в XVI в.

В годы богоборчества храм упразднили, богослужения возобновились лишь спустя 76 лет, в 1998 г.

Среди церковных реликвий присутствуют почитаемые образы Соловецких Чудотворцев с частичками мощей, образ свт. Николая, прп. Серафима, вмч. Пантелеимона, блж. Матроны и прочие святыни.

Акафист Соловецким Чудотворцам читается каждую среду.

На территории подворья есть гостиница для паломников.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в пос. Коршик (Кировской обл.)

Эта старинная церковь возведена в 1777 г.  Величественное здание рассчитано на тысячи богомольцев, поскольку в момент строительства приход окормлял души жителей 35 окрестных деревень. Настоятель прихода протоиерей Василий (Зубарицкий) рассказывает:

«Святые Соловецкие Чудотворцы полюбились нашим предкам, потому что здесь было очень развито пчеловодство. А эти Чудотворцы являлись покровителями пчеловодов. Храм – лучшая достопримечательность в округе, так говорят местные и районные власти, хотя он был в запустении 32 года».

Здание сохранилось в годы правящего атеизма благодаря пребыванию в его стенах музея. Сегодня, кроме центрального предела, здесь имеются пределы прп. Алексия, человека Божия и образа Богоматери «Достойно есть».

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких в пос. Коршик

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких

Летом территорию прихода украшают разнообразные благоухающие цветы.

Наталья Абрамова, замдиректора местной школы, высказывается:

«Этот храм – центр села, потому что это место, где очень уютно, чисто и красиво. Это благоуханное место, на которое приходишь, и всегда остается ощущение чистоты и порядка. Душа здесь отдыхает, она тянется сюда, потому что здесь приятно быть».

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в с. Кунгурка

Селение это расположено недалеко от Екатеринбурга. Здание церкви, воздвигнутой здесь в 1899 г., было возвращено верующим в начале 90-х гг. А с 1935 г. в нем находился сельский клуб, при устройстве которого богоборцы разрушили постройку звонницы и заштукатурили лики праведников на стенах.

Сегодня всякий посещающий эту церковь прихожанин удивляется ее великолепному внутреннему убранству и прекрасному иконостасу. Здесь, благодаря стараниям местного благочиния, собрано значительное число древних почитаемых икон. Среди них образы «Покров Пресвятой Богородицы», мч. Иоанна-воина, св. Симеона Верхотурского с частицею мощей и, конечно же, почитаемый образ прпп. Зосимы и Савватия, рядом с которым расположен реликварий с частичками мощей старцев.

При воскресной школе прихода создан уголок Соловецкой обители, где собраны фильмы, фотографии и литература об этой святыне Русского Севера.

Интересный факт

В период 1906-1907 гг. в этом приходе служил пресвитер Василий Милицын, будущий священномученик, принявший страдальческую кончину от рук атеистов 25 июня 1918 г.

Молитва

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́чества на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О, преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист

Кондак 1

Избраннии угодницы Господни и велицыи чудотворцы, светильницы Христовы Церкве пресветлии, облиставшии благочестия светлостьми пустыни Севернаго Помория, и всей стране Российстей сияющии выну чудес множеством, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, яко имущии дерзновение ко Господу, благоприятными своими к Тому мольбами от всяких нас бед и зол сохраняйте, да радующеся зовем вам:

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Икос 1

Ангели воистину явистеся земнии и человецы небеснии житием вашим, преблаженнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе: во плоти бо, яко безплотнии, ангельское совершисте жительство на земли, вся красоты мира и наслаждения временная яко уметы вменяюще, чистотою же и пощением выну к Богу приближающеся. Емуже ныне достойно со безплотными предстояще, приимите от любве нашея приносимая вам хваления сицевая:

Радуйтеся, Единаго Бога от всея души своея возлюбившии;

Радуйтеся, от юности Тому преподобием и правдою послужившии.

Радуйтеся, возненавидевшии мира сего тленныя красоты;

Радуйтеся, избежавшии мудре житейских соблазнов и суеты.

Радуйтеся, к деланию заповедей Господних всею любовию прилепившиися;

Радуйтеся, мира сего и всякаго пристрастия ко оному удалившися.

Радуйтеся, иноческое житие богоугождения ради себе предизбравшии;

Радуйтеся, тесный и прискорбный путь всею душею возлюбившии.

Радуйтеся, мудрии взыскателие Христа, бисера вожделеннаго и драгаго;

Радуйтеся, люботруднии носителие Христова бремене, легкаго и благаго.

Радуйтеся, ангелом безплотным во плоти бренней подражавшии;

Радуйтеся, на земли жительство небесное нам показавшии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 2

Видя себе, святе Савватие, ради многих своих добродетельных исправлений, всюду в сопребываниих иноческих почитаема и ублажаема, и бегая суетныя мира сего славы, взыскуя же вечнаго воздаяния на небесех, устремился еси ко отоку Соловецкому, да тамо втайне и никимже видимый поработаеши невидимому и вся видящему Богу. Темже и улучив желаемое, блаженным Германом к сему наставляем, радостно возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуклонно вперив от утробы матерни к Богу, и горняя выну мудрствуя и взыскуя, дольних же всецело отвергаяся, богомудре Зосимо, поревновал еси житию Преподобнаго Савватия, и во отоце пусте, идеже сей богогодне соверши подвиги своя, вселился еси, да с ним наследуеши жительство горняго Иерусалима. Темже во обоих восхваляюще пустынножития рачительство, зовем вам:

Радуйтеся, любве ради Христовы, любовь в себе к миру поправшии;

Радуйтеся, всякую греховную сладость века сего презревшии.

Радуйтеся, подобницы Аврааму не точию верою и упованием, но и добровольным от рода своего и дома отеческаго преселением;

Радуйтеся, пустыни всекрасная и благозлачная насаждения.

Радуйтеся, безмолвия тщаливейшии рачителие;

Радуйтеся, трудных подвигов пустынных искреннии любителие.

Радуйтеся, в дебрех и горах паче, неже в селех мира, изволившии приметатися;

Радуйтеся, в пустынях непроходимых, едини во трудех и соблюдении заповедей Господних возлюбившии подвизатися.

Радуйтеся, яко злато, искусившиися в горниле пустыннаго озлобления;

Радуйтеся, доблественне претерпевшии от бесов же и от людей многая искушения.

Радуйтеся, пророку Божию Илии и крестителю Господню Иоанну нравом пустыннолюбия подражателие;

Радуйтеся, доблем Герману единомысленнии сподвижницы любобезмолвнии купножителие.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 3

Силы небесныя, в служение посылаемыя хотящым наследовати спасение, дивно послужиша вам, о двоице боголюбивая. Егда бо насельницы мирстии, стужающе безмолвию твоему, отче Савватие, жити хотяху во острове близ тебе с женами и чады, ангели грозным прещением и наказанием жены рыбаревы воспятиша сих от начинания богопротивнаго: тебе же, отче Зосимо, во озимении пребывавшему кроме брашна, ангельским служением преподашася потребная ко препитанию. Сего ради Богу, спасающему угодники Своя, поим: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще оток морский во обителище себе, никимже населяемый, и в нем пребывающе, аки в раи богозданнем, вне мятежей и волнений житейских, и кроме суетных попечений, благочестно и богоугодно подвизастеся, о богоблаженнии, во дни и нощи поучающеся в законе Господни, и на всякий час умом несмущеным и сердцем чистым возносяще усердныя к Богу молитвы и моления. Сего ради радостию вопием вам:

Радуйтеся, в законе Господни непорочно ходити всегда восхотевшии;

Радуйтеся, Господа своего пред очима своима присно имевшии.

Радуйтеся, страхом Господним вся пути своя ограждавшии;

Радуйтеся, в трезвении умнем все житие свое провождавшии.

Радуйтеся, вся помыслы ума в послушание Христово всецело пленившии;

Радуйтеся, чистыя ваша сердца в жилище Святому Духу представившии.

Радуйтеся, не давшии сна очима во всенощных Господеви предстояниих;

Радуйтеся, выну претерпевавшии скорби в поучении смертнем и в сердечных ко Господу воздыханиих.

Радуйтеся, с искреннею любовию подвизавшиися на славословие Божие и псалмопения;

Радуйтеся, сердцем и усты непрестанныя возсылавшии к Богу моления.

Радуйтеся, внутрь сердца своего сокровенное Царствие Божие обретшии;

Радуйтеся, восхождении умными к небесным видением востекшии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 4

Бурю жития сего многомятежнаго безбедно преминусте, отцы Преподобнии, и свирепыя волны страстей же и искушений, от мира и плоти и от духов злобы воздвизаемыя, не погрузиша и не поколебаша корабля душ ваших, ветрилы молитвы непрестанныя окриляемаго, и нестяжанием облегчаваемаго, благодатию же Божиею управляемаго. Темже и достигосте к безмятежному пристанищу живота вечнаго, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще и ведуще от писаний Божественных, яко вси подвизавшиися во благочестии, распинаху плоть свою со страстьми и похотьми, благочестномудренно, о Преподобнии, сих подвигом последствующе, подвизастеся умертвити уды своя сущия на земли, в пощениих, бдениих и во всяких трудех иноческаго жития мужески претерпевающе скорби. Сего ради, яко доблия подвижники благочестия, венчаем вы хвалении сицевыми:

Радуйтеся, телеса своя труды и болезньми воздержания увядившии;

Радуйтеся, вся плотская мудрования, на дух воюющая, духу покорившии.

Радуйтеся, покаянными слезами пламень страстей угасившии;

Радуйтеся, в пещи воздержания души своя яко злато очистившии.

Радуйтеся, ветхаго человека со страстьми его совлекшиися;

Радуйтеся, одеждею безстрастия и славою нетления достойно облекшиися;

Радуйтеся, возненавидевшии временную греха сладость;

Радуйтеся, наследовавшии на небеси нескончаемую радость.

Радуйтеся, прежде смерти, миру и сластем его плоть свою распеншии;

Радуйтеся, прежде воскресения, славу будущия жизни в себе проявившии.

Радуйтеся, стезею поста к наследию рая, потеряннаго невоздержанием, путь нам указавшии;

Радуйтеся, в телеси мертвеннем и тленнем безсмертие и нетление будущаго века всем предъявившии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 5

Боготечныя и многосветлыя звезды явилися есте, Преподобнии отцы Зосимо, Савватие и Германе, светозарными исправлении заповедей Господних озаряющии душы и сердца верных, и преплавающым в нощи греховнаго омрачения пучину житейскаго моря указующии благонадежный путь ко блаженному пристанищу Небеснаго Царствия. Темже явившему вы, яко руководители и наставники ко спасению, благодетелю Богу поим: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше злокозненнии ненавистницы спасения человеческаго, нечистии дуси тьмы, богоугодное житие ваше, отцы преблаженнии, многообразная воздвигаху на вы искушения и страхования, овогда в мысли и сердце всевающе боязнь и смущение, овогда же преобразующеся; в различная привидения дивиих зверей и гад, с яростию устремляхуся на вы, чающе отвратити от подвига богоугоднаго и изгнати от пребывания пустыннаго: вы же, твердою верою в Бога Промыслителя возмогающе и оружием молитвы и воздержания противу врагов ваших ополчающеся, до конца победисте и низложисте их державу. Сего ради, победительную песнь поюще, взываем к вам:

Радуйтеся, воини духовнии непобедимии;

Радуйтеся, оружницы Христовы добропобеднии.

Радуйтеся, подвижницы, противу козней лукаваго мужески ополчившиися;

Радуйтеся, столпи крепцыи, от нападений вражиих не поколебавшиися.

Радуйтеся, вся стрелы диаволи аки хврастие сокрушившии;

Радуйтеся, вся стужения того и страхования ни во чтоже вменившии.

Радуйтеся, яко во плоти суще, победисте враги безплотныя и невидимыя;

Радуйтеся, яко и во гробех лежаще, низлагаете вражия ополчения.

Радуйтеся, победоносцы славнии, венчаннии от Небеснаго Венцедателя;

Радуйтеся, споборницы доблии ратующым на миродержителя тьмы века сего.

Радуйтеся, яко подвигом вашим ангели удивишася;

Радуйтеся, яко о славе вашей собори верных возвеселишася.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 6

Проповеданное от ангел изволение Божие о населении иночествующими отока Соловецкаго исполнися вами, отцы преблаженнии Зосимо, Савватие и Германе: се бо пустыня неплодная и ненаселенная, поты же и слезами вашими обильно напоенная, показася яко вертоград благоцветущий и рай словесный, идеже лицы иночестии, вами благонаученнии, плоды богоугодныя приносяще, поют ангельскую Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиясте, отцы богоноснии, светом благочестия, яко светила богосветлая, светоносными лучами ваших подвигов и добродетелей просвещающии всюду. Отонудуже мы, грешнии и тьмою страстей помраченнии, во свете ваших богоугодных деяний текуще ко дню света и спасения, восхваляем вы, поюще сице:

Радуйтеся, ученицы Христови благопослушнии;

Радуйтеся, Владыки своего раби блазии и вернии.

Радуйтеся, трудолюбнейшии винограда Христова делателие;

Радуйтеся, тщаливейшии заповедей Христовых исполнителие.

Радуйтеся, игу Христова смирения и кротости благопокорне рамо свое подклонившии;

Радуйтеся, во след Христа Господа, учившаго о нищете, усердно в нищете и нестяжании последовавшии.

Радуйтеся, по словеси Господа, прешедшии путь временнаго жития сего, стезями прискорбными и тесными;

Радуйтеся, аки дождем, измывшии душы своя токи слезными.

Радуйтеся, краснейшему душ Жениху красоту девства своего сохранившии;

Радуйтеся, во всякой святыни, всеми добрыми делы Тому благоугодившии.

Радуйтеся, Господа своего прославившии в душах ваших и телесех;

Радуйтеся, от Господа по достоянию прославленнии на земли и на небесех.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 7

Хотяй спасти вами многия, Премилосердый Бог яви вас быти не точию наставники сонма иночествующих, но якоже боговещанныя проповедники, возвестившыя имя Божие в странах Лапландии. Людие бо, во онех местех обитающии, и не ведевшии дотоле Бога, но прилежавшии весьма идолопоклонению и нечестию, во светлости вашего, о Преподобнии, жития, знамений же и чудес, узреша первую зарю спасительнаго боговедения и благочестия, и от вас научишася воспевати истинному Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно и преславно совершивше путь своего спасения, чудную же и боголепную основавше обитель во спасение иночествующим, блаженную восприясте живота своего кончину, приснопамятнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе: обаче, и по смерти вашей, присно живи суще, нас, чад своих, никогдаже оставляете, не духом точию нам присно спребывающе, но и мощи своя цельбоносныя нам предавше, яко сокровище безценное. Сего ради с радостию ублажаем вы, зовуще:

Радуйтеся, добрым подвигом во всем житии своем подвизавшиися;

Радуйтеся, славою и честию от Владыки своего Христа увенчавшиися.

Радуйтеся, яко привременно потрудившеся, в вечный покой внидосте;

Радуйтеся, яко тесным шествовавше путем, к блаженству Царства Небеснаго достигосте.

Радуйтеся, аще и не единокупно, но в равных подвизех подвизавшиися на земли;

Радуйтеся, за равноподвижное житие, радостию и веселием вкупе наслаждающиися на небеси.

Радуйтеся, во отоце пусте, яко град, обитель иноком основавшии;

Радуйтеся, сонмы иноков о Христе Бозе во оней собравшии.

Радуйтеся, стражи стаду своему приснободреннии, и по днех временныя жизни от дел благотворений не почивающии;

Радуйтеся, сынове Царствия, на Небесех живущии и земных не оставляющии.

Радуйтеся, духом вашим горе со ангелы святыми, и долу с нами грешными присно пребывающии;

Радуйтеся, от честных мощей ваших струи милости на всех источающии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 8

Странную и пречудную, велию же и прекрасную узрев на воздусе явльшуюся церковь, все же место оно, на немже имяше возградитися обитель иноков, видя неизреченным светом осияваемо, ужасом исполнился еси, отче Зосимо, от предивнаго видения. Обаче, Божие во оном откровение поразумев, на созидание обители тебе поощряющее, купно же и грядущую славу места сего прозря, умиленным сердцем и усты воспел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси правовернии российстии людие, прославляюще ваше святое и равноангельное житие, во всяких нуждах и скорбех притекают к вашей помощи и заступлению, отцы досточуднии: дана бо есть вам от Бога благодать, еже молитися за ны, избавляти же и спасати от всяких бед и зол притекающыя к ракам честных мощей ваших, и на всяком месте призывающыя святое ваше имя. Темже, исповедающе чудная ваша благодеяния, благодарственная восписуем вам, зовуще:

Радуйтеся, источницы Божественных дарований неизчерпаемии;

Радуйтеся, милования и любве к людем сосуди неиждиваемии.

Радуйтеся, яко кадило благовонное, о мире молитвы к Богу возносящии;

Радуйтеся, немолчными вашими ходатайствы всякое благословение от десницы Божия на ны низводящии.

Радуйтеся, сущым в скорбех и нуждах известнии помощницы;

Радуйтеся, во обстояниих и напастех скории пособницы.

Радуйтеся, в недузех целители, и в бури страждущым благонадежнии кормчии и избавители;

Радуйтеся, во всяких бедах и искушениих теплии предстатели и утешители.

Радуйтеся, верным, благочестно чтущим вас, на сопротивныя споборницы;

Радуйтеся, всея земли Российския избраннии молебницы и заступницы.

Радуйтеся, на земли и на мори чудеса преславная содевающии;

Радуйтеся, во вся концы призывающым вы скорую помощь независтно простирающии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 9

Всеми Богокрасными лепотами добродетелей украсив себе, прехвальне Зосимо, наипаче явился еси краснейший душею же и телом, достойно помазався священства Божественною мастию. Темже, егда во святем храме совершал еси пред престолом Господним первую Божественную службу, видеша вси лице твое, облистанное светом благодати, яко лице ангелово: весь же храм, во известное свидетельство достоинства твоего, исполнися велия благоухания. Сего ради вси, благодаряще Бога о своем пастыре, радостным сердцем взываху: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийственными добровещаньми несть возможно по достоянию воспети и прославити многая и неисчетная, велия же и преславная, и всякое разумение земное превосходящая, совершамая вами, отцы Преподобнии, на всякое время чудотворения. Обаче, да не явимся чрез немотствование подобни рабу, сокрывшему сокровище своего Владыки, от уст, аще и не обученных и слова премудрости отнюд не имущих, любовию же точию и благодарением движимых, дерзаем простирати песнь благодарения в память и прославление чудес ваших, зовуще сице:

Радуйтеся, чудотворцы великоименитии и благославнии;

Радуйтеся, душ и телес врачеве немздоприемнии.

Радуйтеся, очеса слепых благодатию Божиею просвещающии;

Радуйтеся, немотою связанныя уста ко благоглаголанию разрешающии.

Радуйтеся, расслабленных удесы исправляющии неможение;

Радуйтеся, хромым дарующии правохождение.

Радуйтеся, плененных предстательством своим от уз и пленения свобождающии;

Радуйтеся, мертвыя силою Божиею, вашим же умолением воскрешающии.

Радуйтеся, во всяких страстех и недузех совершающии благодатное исцеление.

Радуйтеся, томимым во обстояниих и напастех дарущии мир и духовное просветление;

Радуйтеся, идущим во след Господа путем тесным и прискорбным подающии божественное вспоможение.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 10

Спасения подвиг добре совершив, жития же сего временнаго отрешаяся и отходя к животу вечному и блаженному, Зосимо богоблаженне, утешал еси ученики твоя, глаголя яко, разлучаяся с ними телесне, не отступен будеши от них и обители твоея твоим духом. Отонудуже и самеми делы слово твое исполняяй являешися, не точию невидимо соприсутствуя нам и назирая вся, но и видимо многажды, вкупе со блаженным Савватием, являяся во время благопотребно призывающым вас в помощь и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая и покров твердый, спасения забрало и оружие победы быша нам, отцы Преподобнии, теплые ваша к Богу молитвы, в день брани оныя лютыя, егда, по грехом и беззаконием нашым, врази крепцыи и бранноискуснии со огнем и мечем нападоша на ны в достоянии вашем, во еже сокрушити святыни ваша и положити я в разорение и попрание, духовная же чада ваша победити и погубити смертию безгодною; обаче, никоеже зло возмогше сотворити, сами наипаче тии исполнишася студа и безчестия, уповающии же на помощь вашу препоясашася радостию и веселием о своем спасении. Благодаряще убо о сем Бога, исповедуем купно ваше ходатайство и заступление, и вопием вам тепле из глубины души:

Радуйтеся, пастырие добрии, от врагов губительных стадо свое защищающии;

Радуйтеся, яко орли под крилома своима птенцы своя покрывающии.

Радуйтеся, покровом молитв своих в день брани нас осенившии;

Радуйтеся, гнев Божий, праведно на ны движимый, ходатайством своим утолившии.

Радуйтеся, не давшии своего достояния в попрание и расхищение;

Радуйтеся, паче надежды сохранившии е от огненнаго запаления.

Радуйтеся, уповающыя на вы от губительства смертнаго свободившии;

Радуйтеся, от раны и язвы, от уз и пленения дивно тех сохранившии.

Радуйтеся, врагов гордыню и дерзновение обратившии в студ им и безчестие;

Радуйтеся, ны, жительствующия в обители вашей, неискусобранныя и безоружныя, одеявшии в радость и веселие.

Радуйтеся, веры и благочесия отеческаго неусыпнии охранители;

Радуйтеся, за Отечество явльшиися и по смерти мужественнии воители.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 11

Песни хвалебныя и моления всеумиленная приносяще, долготу же путную и опасности моря ни во чтоже вменяюще, притекают к цельбоносным мощем вашым царие и князи, святители и вельможи, богатии и убозии, ближнии и дальнии, всяк возраст и пол, и всякое верных совокупление, и яко от неистощимаго источника, по коегождо своей потребе, приемлюще обильная врачевания душевная же и телесная, прославляют и величают Бога, таковую благодать вам даровавшаго, поюще: Аллилуиа.

Икос 11

Светом Божественныя благодати, в недрех земли, в предивных знамениих и чудесех, от первых дней упокоения возблиставшия ваша мощи, достодолжно и праведно лицы иночестии, от многолетнаго покровения изнесше, поставиша со благоговением на свещнице церковнем, во храме, имени вашему созданнем, благочестием великаго и святаго подражателя ваших подвигов, исповедника и мученика, Святителя и первопрестольника Российскаго Филиппа. И мы ныне, благочестно о славе вашей веселящеся, обстояще честныя раки мощей ваших и любезно тыя облобызающе, велегласно зовем вам:

Радуйтеся, светильницы пресветлии, на свещнице церковем преславно поставленнии;

Радуйтеся, кивоти честнии, не камением и златом, но благодати дарованьми украшеннии.

Радуйтеся, яко три звезды, озаряющии тьму полунощную;

Радуйтеся, яко три столпа, в пределех Севернаго Помория утверждающии веру православную.

Радуйтеся, источницы райстии, моря чудес изливающии;

Радуйтеся, бисерие дражайшии, Церковь Христову украшающии.

Радуйтеся, благочестия и добродетели светлейшая зерцала;

Радуйтеся, Церкви и Отечества необоримая забрала.

Радуйтеся, райскаго исполнения крини благовоннейшии;

Радуйтеся, лозы Божественныя розги благоплоднейшия.

Радуйтеся, отцы всеблаженнии, прославляемии горе от Бога и ангел, и долу ублажаемии от человек;

Радуйтеся, яко радость ваша, святая и совершенная, пребывает во век.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 12

Благодать свою Божественную, в телесех ваших обитающую, яви иногда Преблагий Бог благоговейному иноку Иосифу во образе двух столпов огнезрачных, от земли до небес над гробы вашими возносящихся и сияющих светом неизреченным: воистинну бо вы есте, отцы Преподобнии, духовнии светозарнии столпи, светлостию высоких добродетелей и светом богознания, знамений же и чудес, озарившии пресветло духовню тьму в странах полунощных. Сего ради Богу, прославляющему святыя Своя, поим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще в песнех подвиги и труды вашего богоугоднаго жития, преславная же содеяная и содеваемая во всяком роде благотворения и чудотворения восхваляюще и прославляюще, недоумеем, отцы досточуднии, како вас по долгу возименуем: многия бо суть ваша добродетели и дарования, сего ради многая приличествуют вам и именования. Обаче, во многих малыми удовляющеся, сия вам с любовию восписуем:

Радуйтеся, ангели земнии, яко ангельским жительством на земли пожисте;

Радуйтеся, человецы небеснии, яко земнородни суще, возненавидесте земная, небесная же возлюбисте.

Радуйтеся, постницы терпеливейшии, в приснем пощении все житие свое проводившии;

Радуйтеся, пустынницы достохвальнии, в пустынях незаходимых Господеви послужившии.

Радуйтеся, учителие и наставницы, руководящии своими делы на пути спасения;

Радуйтеся, вожди духовнии, многих душы возводящии в небесная селения.

Радуйтеся, мучеником единонравнии, яко мужески бравшиися со страстьми;

Радуйтеся, апостолом подражателие, просветившии тьму неверия боговедения светлостьми.

Радуйтеся, пророком подобницы, тайных и будущих проведением и проречением;

Радуйтеся, всем святым единочестнии, подвигов ради и богоугождения.

Радуйтеся, таинницы благодати и чудес совершителие предивнии;

Радуйтеся, граждане небеснии и друзи Богу и святым Его приснии.

Радуйтеся, Преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе.

Кондак 13

О Преподобнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Приимите благоутробно от нас смиренных и недостойных сия возносимая вам хваления, и благоприятными вашими к Богу мольбами оградите ны от всякия беды и напасти, от недуга и глада, от огня и меча, и нашествия иноплеменных. Наипаче же сохраните ны вашим заступлением крепким от врагов невидимых, ищущих ны погубити, да избывше их многокозненных сетей, праведно и богоугодно поживем в нынешнем веце, и спод  обимся в Небеснем Царствии купно с вами воспевати Христу Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Кондак сей глаголи трижды, таже икос 1‑й и кондак 1‑й

Частые вопросы

Когда и где родились преподобные Зосима и Савватий Соловецкие?

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие родились в XIV веке на территории нынешней России. Точные места их рождения неизвестны.

Как вёл себя Савватий? Какой обет он дал?

Савватий был очень строг к себе. Например, он обет молчания в течение почти 10 лет. А также обет зимой ходить в одних одеждах, без шубы и шапки.

Что стало причиной смерти преподобных Зосимы и Савватия?

Преподобные Зосима и Савватий умерли в 1478 году. Зосима умер 17 апреля, а Савватий 27 сентября.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении жизни и деятельности преподобных Зосимы и Савватия Соловецких обратите внимание на их духовные подвиги и уроки, которые они оставили для нас. Попробуйте применить их мудрость и примеры в своей собственной жизни.

СОВЕТ №2

Исследуйте историю Соловецкого монастыря, где преподобные Зосима и Савватий прожили большую часть своей жизни. Узнайте о значимости этого места для православной церкви и истории России в целом.

СОВЕТ №3

Погрузитесь в духовные тексты и творчество, связанные с преподобными Зосимой и Савватием. Изучите их богословские сочинения, молитвы и письма, чтобы лучше понять их учение и наставления.

Чудеса и легенды, связанные с прпп. Зосимой и Савватием

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие считаются одними из наиболее почитаемых святых в православной церкви. Их жизнь и деятельность окружены множеством чудес и легенд, которые передаются из поколения в поколение.

Одним из наиболее известных чудес, связанных с преподобными, является их способность увидеть будущее и предсказать грядущие события. Многие люди обращались к Зосиме и Савватию за советом и помощью в трудные моменты, и часто получали неожиданные ответы и решения проблем.

Еще одним из чудес, связанных с этими святыми, является исцеление от болезней и недугов. Многие паломники приезжали на Соловецкие острова с надеждой на чудо и получали исцеление благодаря молитвам Зосимы и Савватия.

Среди легенд, связанных с преподобными, есть истории о их борьбе с демонами и злыми силами. Они считались заступниками от зла и защитниками верующих, и многие верили, что их молитвы способны отгонять злых духов и приносить благословение.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие остаются символом веры, милосердия и чудес в православной традиции, и их память почитается многими верующими по всему миру.

Оцените статью
Добавить комментарий