Московский Патриархат является одним из ключевых институтов Русской Православной Церкви, имеющим богатую историю и значительное влияние на религиозную жизнь России и других стран. В данной статье мы рассмотрим историю формирования Московского Патриархата, его устройство, принципы управления, а также важные аспекты его взаимоотношений с другими православными церквями, включая Украинскую, Белорусскую и Литовскую Церкви.
Мнение эксперта:Московский Патриархат – это высший орган управления Русской Православной Церковью в России. Он был учрежден в 1589 году и с тех пор играет ключевую роль в организации и управлении церковной жизнью. Патриархат возглавляется Патриархом Московским и всея Руси, который является духовным лидером церкви. Патриарх назначается на должность Священным Синодом из числа архиереев и архимандритов.
Структура Московского Патриархата включает в себя различные департаменты и управления, ответственные за различные аспекты церковной деятельности, такие как богослужение, миссионерская работа, образование и социальная деятельность. Помимо этого, Патриархат имеет связи с государственными структурами и участвует в международных религиозных и культурных мероприятиях.
Эксперты отмечают, что Московский Патриархат играет значительную роль в сохранении и укреплении православных ценностей в современном обществе. Его деятельность направлена на поддержание духовной связи между верующими, на поощрение моральных ценностей и на участие в социальных и благотворительных проектах. Важно отметить, что Патриархат является не только религиозной, но и культурной институцией, играющей значимую роль в истории и современной жизни России.https://www.youtube.com/embed/cvWX5MvXydsМосковский Патриархат: определение
Обычно так называют Поместную церковную общину, Предстоятель которой имеет высший церковный сан – Патриарха. Из существующих сейчас 15 Церквей православного мира таковыми сейчас являются только 9, тогда как 6 других Предстоятелей – архиепископы или митрополиты.
Название «Московский» с добавлением «и всея Руси» сложилось исторически: ко времени появления Патриархии единая Церковь уже более 100 лет была включала две митрополии – Московскую и Киевскую, находившуюся на территории Речи Посполитой. Впоследствии Киевская митрополия отошла к Константинополю, были попытки обратить эту часть православных к унии с католиками. Все это причиняло большую скорбь: именно поэтому митрополит Московский получил титул «и всея Руси», что подчеркивало ненормальность разделения, необходимость восстановления единства. Ныне Предстоятель именуется так же: теперь имеется ввиду, что каноническая территория включает историческую Русь, а также тех русских, которые живут в дальнем зарубежье.
Интересные факты
-
Московский Патриархат является крупнейшей православной поместной церковью в мире, насчитывая более 150 миллионов верующих.
-
Московский Патриархат имеет богатую историю, восходящую к Х веку, когда Русь приняла христианство. За это время Церковь претерпела многочисленные изменения и испытания, включая монгольское нашествие, церковный раскол и советскую власть.
-
Управление Московским Патриархатом осуществляется Священным Синодом, состоящим из 12 человек, во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх избирается на Поместном Соборе и обладает широкими полномочиями, включая назначение епископов и архиереев, а также издание указов и постановлений.
Дата основания Московского Патриархата Русской Православной Церкви
Русская Церковь возникла с 988 г., когда Киевский князь Владимир принял христианство. Первоначально она считалась митрополией:
- при св. Владимире – Болгарской Патриархии (по данным современным историков, например, В.Я.Петрушко);
- со времен Ярослава Мудрого (XI в.) до 1448 г. – Константинопольской.
С 1448 г. Русская Церковь стала
автокефальной
, то есть самостоятельной, так как Константинопольская уклонилась к унии с католичеством, что дало основание для отделения.
А спустя 141 год, с 5 февраля 1589 г.появилось Патриаршество.
История основания и развития Московского Патриархата
Она начинается с момента, когда на Ферраро-Флорентийском соборе 1439 г. митрополит Исидор, назначенный на Русь из Константинополя, подписал унию с Католической Церковью, признавая от имени своей паствы ее догматы, а также подчинение Папе Римскому. Более того, он даже не раз совершил совместные с католиками богослужения.
Самостоятельность
Случившееся потрясло Россию: по возвращении митрополита в Москву он был арестован светской властью, великим князем Василием II. А русские епископы соборно объявили о непризнании унии – а также решении поставить нового митрополита без решения из Константинополя, ведь «кириархальная» («господственная», которой была подчинена Русская) Церковь отошла от православия. Первым соборно поставленным митрополитом стал свт. Иона Рязанский.
Около столетия греки не признавали ни Московского митрополита, ни вообще права русских православных на самостоятельность – тем более, что народ Константинополя отверг унию, подписавшие ее Патриарх и император должны были признать поражение. Однако русские не торопилась возвращаться под омофор Константинополя: может быть, потому, что возвращаться было… по сути, некуда. В 1453 г. великий город пал под натиском турок. Хотя Церковь сохранилась, она отныне существовала под гонениями от мусульман, а потому быть «кириархией» для Русской или другой какой-либо Церкви ей было крайне затруднительно.
Установление Патриаршества
Интересный факт Ко 2 пол.XVIв., скорее, ситуация даже стала выглядеть наоборот: Предстоятели других Патриархий сами стали активно приезжать в Россию за милостыней. Мусульманский натиск привел к тому, что православие на Востоке оказалось в крайне стесненном положении. Многочисленные поборы, взимавшиеся с христиан, разоряли христиан, а иногда – вообще ставили под угрозу их существование, тогда как русское православие процветало, здесь правил христианский государь.
Так возникла мысль о том, что канонический статус Русской Церкви пора сделать соответствующим ее реальному положению в православном мире.
Впервые попытки такого рода начались в 1586 г.: именно тогда в Москву впервые приехал один из Восточных Патриархов, Иоаким Антиохийский. Именно с ним впервые начали переговоры о том, чтобы Предстоятели других Православных Церквей согласились на учреждение равноправной с ними, возглавляемой Патриархом. А в 1589 г. на Москву приехал Константинопольский Предстоятель, Иеремия. Именно он, после длительных, сложных переговоров с боярином Борисом Годуновым (позже он станет царем), дал согласие на интронизацию Московского митрополита Иова, как Патриарха, которая произошла 5 февраля 1589 г. В 1593 г. Собор восточных Предстоятелей подтвердил согласие на это – а также утвердил пятое «по чести» место русского собрата в диптихе (общецерковном помяннике): после Патриархов исторических Церквей, три из которых (Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская) основаны Апостолами, одна (Константинопольская) – существует с IV в.
Время Патриархов
Оно продолжалось исторически не так долго с 1589 по 1721 гг. Эти чуть более, чем 100 лет вместили:
- духовное лидерство Предстоятелей времен Смуты начала XVII в.: подвиг свт. Ермогена, призвавшего страну на борьбу за православие против польских захватчиков, правление патр. Филарета, отца царя Михаила Романова – этому Предстоятелю удалось начать преодоление кризиса страны;
- сложные отношения с государством последующих лет, когда формирующаяся абсолютная монархия все более задается вопросом о целесообразности существования второго, духовного «центра власти»; кульминацией становится история патр. Никона, которая начинается, как «симфония» благодаря доверительным отношениям царя Алексея Михайловича и Предстоятеля, а заканчивается – изгнанием Святейшего с лишением его даже священного сана – только за «противостояние» царской власти;
- последние десятилетия «Москвы Патриаршей» вовсе выглядят странно: после кончины последнего Предстоятеля, Адриана (1700 г.), царь Петр I просто не дает избрать нового Предстоятеля; а с 1721 г. происходит невиданное среди православных: автокефальная Церковь
«Синодальный период»
Так называют это время историки. Православными управляет Синод, составленный из архиереев, но возглавляемый – светским чиновником. Это период полного подчинения Церкви государству, ее бесправия. Критически падает ее авторитет, уровень духовной жизни большой части христиан. Впрочем, это время знает также своих святых, среди которых миряне (например,
блж. Ксения Петербургская)
, монахи (
прп. Серафим Саровский
, старцы Оптиной пустыни), благочестивые пастыри (прав.
Иоанн Кронштадтский
). Церковь сохранилась, выжила. А вот православная империя, все более отвергающая Бога – нет.
Возвращение
Когда 11 ноября 1917 г.Поместный Собор (не собиравшийся более 2 столетий!) принял решение восстановить Патриаршество, Россия уже потеряла монархию, произошел большевистский переворот. Первый после длительного перерыва Предстоятель,
свт. Тихон
, принял правление во время уже начавшихся гонений от безбожников. Власть взяла курс на полное уничтожение веры: к началу Великой Отечественной войны на территории страны уже осталось не более 100 приходов, десятки тысяч священнослужителей погибли. Лишь с 1940-х гонения стали ослабевать, вернее, принимать менее открытый характер. Предстоятели советского времени управляли Церковью, которой была запрещена любая благотворительная, культурная деятельность, количество духовных образовательных учреждений исчислялось буквально единицами.
Возрождение начинается только после падения коммунистической власти, с 1990-х гг.
Современное состояние
Сейчас Московский Патриархат считается самым большим по числу верующих, его приходы есть в 77 странах, количество верующих составляет более 100 млн., основная их часть проживают в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине
Каноническое устройство
Основанием для него являются:
- Библия, Евангелие, канонические Правила Соборов – Вселенских и Поместных, включая русские, свв. отцов;
- указы, распоряжение Патриарха, Синода, которые на их основаны;
- наконец, Устав – последний раз он редактировался в 2017 г.
Церковью управлеют управляется:
- Поместный Собор, собираемый по мере необходимости;
- Архиерейский, проводимый между между Поместными;
- Синод, которые занимается делами текущего управления; его возглавляет Патриарх.
Кому подчиняется Московский Патриархат?
Патриархия зарегистрирована как религиозная организация, ее общины в других странах также имеют государственную регистрацию согласно местному законодательству. В этом смысле можно сказать, что Патриархия подчиняется законодательству страны. Что касается церковного подчинения, то в православном мире не принята «иерархия» Церквей или их Предстоятелей (лишь первенство «по чести», которое представляет собой только признание духовного авторитета). Каждая автокефальная Церковь самостоятельна, а с другими объединена молитвенно, духовно: по слову Апостола, «единством духа в союзе мира» (Еф.4:3).
Канонические границы Московского Патриархата
Прежде всего это бывшие «союзные республики», образовывавшие СССР, а также Китай, Монголия, Япония, где православные общины возникли еще с начала XX в.
Кроме того, отдельные приходы существуют на канонической территории других Православных Церквей – больше всего приходов в Германии, Франции, США.
Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата
Эта структура существует при
Священном Синоде
с 1946 г. Основные ее задачи:
- контроль за финансовой, хозяйственной деятельностью;
- работа с церковными предприятиями, которые выпускают утварь, иконы, богослужебные облачения, издательствами;
- реставрация храмов, других зданий.
К настоящему времени статистика доходов, вообще экономической деятельности – закрытая, ее данные не обнародовались еще с 1997 г. По мнению современных экономистов, Патриархия получает очень небольшие отчисления от епархий (согласно докладу патр. Алексия II на Архиерейском Соборе 2004 г., они составляли всего 6% бюджета, впоследствии, правда, цифра стала несколько больше). Основной источник доходов сейчас – предприятие по производству богослужебных предметов, икон, «Софрино», а также гостиница «Даниловская» (близ Данилова монастыря Москвы). Кроме этого, существуют также благотворительные пожертвования, а также государственное финансирование восстановления наиболее значимых храмов, разоренных за годы гонений. Последние годы это государственное финансирование уменьшается.
Отделы Московского Патриархата
К настоящему времени их насчитывается 9 – каждый курирует свою сферу деятельности:
- Отдел внешних церковных связей поддерживает отношения с другими православными общинами, инославными исповеданиями, организует паломничества за рубеж, представляет Патриархию за границей;
- Миссионерский курирует распространение знаний о православии среди инославных, а также внутри самой Церкви, где немало недавно пришедших, маловоцерковленных людей;
- близок к нему по характеру работы отдел религиозного образования и катехизации – он курирует духовное образование, взаимодействие со светскими школами, вузами;
- специальный отдел работает с армией, сотрудниками полиции; его полномочия – содействие епархиям для пастырской духовной поддержки военных, правоохранителей, а также их семей;
- отдел по тюремному служению активно сотрудничает с исправительной системой, налаживает духовную поддержку заключенных;
- три отдела решают вопросы отношений со светским обществом: по делам молодежи, взаимодействию с обществом и средствами массовой информации, а также по социальному служению и благотворительности
- наконец, делами монастырей также занимается соответствующий синодальный отдел.
Это – далеко не полный список учреждений, работающих по разным направлениям как внутренней церковной жизни, так – взаимодействия с обществом. Ныне голос православия нельзя назвать незаметным – что многим не нравится. Слишком сильна инерция прошлого, когда Церковь была подавляемой государством, гонимой. Ныне же она следует словам св. Павла: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (1 Тим.4:1). А еще – словам своего Предстоятеля, Патриарха Алексия (1929-2008 гг.):
«Были времена, когда долгом Патриарха было говорить горькие слова в лицо правителя. Теперь, кажется, приходят времена, когда еще более горькие слова надо говорить в лицо своему народу».
Частые вопросы
1. Какова история Московского Патриархата?
Московский Патриархат был основан в 1589 году, когда Константинопольский патриарх Иеремия II рукоположил митрополита Иова в первого патриарха Москвы и всея Руси. С тех пор Московский Патриархат является центром Русской православной церкви, представляя ее в России и во всем мире.
2. Какое устройство и управление Московского Патриархата?
Высшим руководящим органом Московского Патриархата является Священный Синод, в состав которого входят Патриарх Московский и всея Руси, митрополиты, архиепископы и епископы. Синод является высшим административным органом Церкви. Священный Синод избирает Патриарха Московского и всея Руси.
3. Каковы главные задачи и цели Московского Патриархата?
Главными задачами и целями Московского Патриархата являются: сохранение и укрепление единства Русской православной церкви; проповедь Евангелия и утверждение христианских ценностей в обществе; развитие духовного образования и воспитания; содействие развитию богословской науки и искусства; участие в межрелигиозном диалоге и сотрудничество с другими христианскими церквами и религиозными организациями.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Перед изучением истории Московского Патриархата, рекомендуется ознакомиться с основными понятиями православия и структурой Русской Православной Церкви.
СОВЕТ №2
Изучая устройство Московского Патриархата, обратите внимание на роль и функции патриарха, архиереев, синода и других церковных должностных лиц.
СОВЕТ №3
При изучении управления Московским Патриархатом, обратите внимание на процесс выбора патриарха, его полномочия и взаимодействие с государственными структурами.
Влияние Московского Патриархата на общество и политику
Московский Патриархат, как одна из самых влиятельных религиозных организаций в России, оказывает значительное влияние на общество и политику страны. Исторически сложившаяся роль православной церкви в российском обществе делает ее ключевым игроком в формировании ценностей и морали граждан.
Одним из основных аспектов влияния Московского Патриархата является его участие в общественной жизни. Церковь активно поддерживает социальные и благотворительные программы, оказывает помощь нуждающимся и участвует в различных общественных инициативах. Это способствует укреплению социальной солидарности и поддержанию духовных ценностей в обществе.
Кроме того, Московский Патриархат имеет значительное влияние на политическую сферу. Церковь выступает за защиту традиционных ценностей, участвует в обсуждении законодательных инициатив, касающихся семьи, морали и религиозных свобод. Ее мнение учитывается при принятии важных решений на государственном уровне.
Таким образом, Московский Патриархат играет значительную роль в формировании общественного мнения, укреплении духовных ценностей и влияет на развитие политической ситуации в стране.