Патриарх Тихон Московский — один из самых ревностных защитников паствы Господней. Его подвиг пришёлся на суровый период гонений на Церковь в начале XX-го века.
Патриарх Тихон Московский – выдающаяся фигура русской церкви XX века, чья жизнь и деятельность оказали значительное влияние на историю России. В данной статье мы рассмотрим краткую биографию святого, молитвы, акафист, тропарь, а также расскажем о мощах и иконе святителя. Важность этой статьи заключается в том, что она позволяет познакомиться с личностью и наследием Патриарха Тихона, прославленного как святого православной церкви, и в то же время столкнувшегося с тяжелыми испытаниями и преследованиями в период революции и гражданской войны.
Патриарх Тихон. Краткая биография
Будущий святитель родился 19 января 1865 года в городе Торопец под Псковом. При рождении мальчика назвали Василием. Отцом его был священнослужитель Иван Белавин и юноша с детства собирался пойти по его стопам. Сначала он окончил духовное училище, после которого обучался в семинарии, а затем — в духовной академии Санкт-Петербурга.
Интересный факт
Ещё в стенах академии у будущего главы российского православия появилось прозвище —
Патриарх
.
После выпуска он посвятил себя преподаванию теологии. В 1891 году Василий был пострижен в монахи. При этом он взял имя Тихон из уважения к святителю
Тихону Задонскому
. Он усердно служил Церкви и в 1905 году Тихон был вначале назначен архиепископом, а в 1917 избран Патриархом.
Интересный факт
Предшественником Тихона был Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола, исполнявший эти обязанности в 1700–1722 гг. Стефан боролся за чистоту Церкви в непростой период петровских реформ. Патриаршество было упразднено в правление Петра I и возобновилось лишь почти 200 лет спустя с избранием Паи=триарха Тихона (Белавина).
Патриаршее служение свт. Тихона было очень непростым.
Ему приходилось выстраивать отношения с правительством, которое крайне негативно относилось к религии. Кроме того, в условиях складывающегося атеистического государства новому руководителю Русской Церкви нужно было помогать пастве. Власть всячески препятствовала этому, инициировала его аресты и покушения.
Несколько последних лет жизни Тихон пребывал в Донском монастыре. Здесь он умер 25 марта 1925 года. В 1989 году Тихона причислили к лику святых.
Мнение эксперта:
Патриарх Тихон Московский (Беллавин) был выдающейся фигурой в истории Русской Православной Церкви. Его святость и благочестие признаны многими верующими. Однако, в период гражданской войны, он оказался на пересечении политических интересов и церковных принципов. Некоторые историки и политики относят его к числу “врагов народа” за его позицию по отношению к большевикам и гражданской власти. Эксперты сходятся во мнении, что оценка деятельности Патриарха Тихона должна учитывать сложный исторический контекст того времени, а также его стремление сохранить независимость Церкви в условиях политических потрясений.
https://www.youtube.com/embed/LgmLKFR97ks
Позиция Патриарха Тихона в революции и гражданской войне
Одно из заявлений православного главы отражало его взгляд на революционные действия и необычайно жестокую войну внутри государства.
«(13 (26) октября 1918 г.)
От Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров
«Все взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52)
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными комиссарами». Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды…
Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».
Тихон заявил, что Церкви не пристало участвовать в борьбе за политическую власть. Он обязал священнослужителей воздержаться от политических заявлений. Следуя своей позиции, патриарх не захотел давать своё благословение одному из предводителей Белого движения.
Однако это не побудило большевиков относиться с уважением к Церкви. Они рассматривали православное духовенство как убеждённых контрреволюционеров. Однако поведение Патриарха нельзя считать проявлением страха. После расстрела царской семьи свт. Тихон в официальном послании резко осудил убийство невинных и отлучил его участников от христианского общения. Также он побудил священнослужителей просить Бога об упокоении душ убиенных.
Помощь голодающим Поволжья
В 1921-1922 гг. в Поволжье разразился ужасный голод. Его причинами стали война внутри государства, продолжительная засуха и политика большевиков. За голодом последовали эпидемии холеры, малярии и тифа. Несчастные люди были вынуждены питаться глиной, древесной корой и дикими животными. Доходило даже до каннибализма.
Патриарх организовал сбор пожертвований для нужд голодающих. В России по инициативе Тихона распродавались церковные ценности, не имевшие прямого отношения к богослужению.
Письменное обращение Тихона было доставлено епископу Нью-Йорка и архиепископу Кентерберийскому. Его текст разместили в газете New York Times.
Уже вскоре после этого был получен ответ от благотворительной организации «Американская администрация помощи». В 1922 году материальная поддержка была оказана примерно 11 миллионам россиян. Люди получали еду, одежду, обувь и медикаменты. Координацией благотворительной деятельности Патриарх занимался лично.
Интересный факт
В общей сложности размер пожертвований составил 50 миллионов долларов.
На фоне этих дел любви и милосердия в 1922 году большевики постановили изъять церковное имущество. Это было сделано под предлогом оказания помощи нуждающимся.
https://www.youtube.com/embed/ffQJ-QzhEgs
Домашний арест и политические преследования
Независимо от правящего режима святитель Тихон не побуждал верующих выражать неуважение к власти. Он выражал несогласие действиями правительства в адрес отдельно взятых людей.
Конфликты с большевистской властью возникали по причине заботы Патриарха о своей пастве. Кроме того, Тихон участвовал в масштабных крестовых походах, чтобы оживить в сердцах русских людей веру в Бога. Он не боялся посещать различные города для совершения богослужений в храмах.
«Мынесокрушимо уверены, что лишь положив в основу своего возрождения духовного и государственного животворные начала Христова Евангелия, русский народ преодолеет испытания, навлеченные им на себя отступлением от исторических заветов веры и правды».
Патриарх Тихон
Также он мужественно выступал против гонений на
христиан
. Имущество Церкви разграблялось, духовенство беспощадно уничтожалось. Будучи врагами христиан, большевики предполагали, что и Церковь будет относиться к ним враждебно. И хотя этого не произошло, противники веры продолжили идти по пути разрушения религии.
Весной 1922 года проходил судебный процесс над московскими священниками. Патриарх всеми силами пытался не допустить их казни. Для этого он пошёл на закрытие Заграничного Церковного Управления. Однако это нисколько не удовлетворило большевиков и спустя всего несколько дней они приговорили служителей Церкви к смертной казни.
Святитель Тихон был взят под стражу и отправлен в заточение более чем на 12 месяцев. Его несколько раз вызывали на судебное заседание как свидетеля. Поведение Патриарха привело большевиков в изумление. Он вёл себя с невозмутимым величием. После очередного допроса, уже поздней ночью, он пришёл в Богородский храм и спокойно провёл службу. И это после того, как в ЧК пообещали, что ему не сносить головы.
Параллельно с гонениями на православие после ареста свт. Тихона большевики стали поддерживать духовенство так называемой обновленческой церкви. Однако народ её не принял.
Большевикам не удалось сломить волю Патриарха, и его отпустили. Два раза на него было совершено покушение. Во время второй попытки погиб его друг и сподвижник Яков Сергеевич Полозов. Несмотря на это, Патриарх продолжал поддерживать свою паству.
После освобождения свт. Тихона с ликованием встретил народ, побудив сомневающихся священнослужителей и мирян оставить обновленчество. В условиях насилия и террора Патриарх продолжил совершать богослужения в переполненных церквях. К нему со всей страны стекались нуждающиеся в благословении, ободрении или мудром совете.
Большевики решили сменить тактику. Прямые гонения на свт. Тихона прекратились. Вместо этого его окружили шпионской сетью. Они следили за каждым его шагом. Кроме того, власти делали всё возможное, чтобы лишить его любящей поддержки верующих.
Аресту, ссылке и изгнанию подверглись помощники свт. Тихона и церковные пастыри. Но Патриарх продолжал независимую от атеистической власти линию управления Церковью. Главное, что он сохранил, было её внутренней свободой. Свт. Тихон не предал свою паству, не выдал её безбожникам, но сам стал мучеником жестокой эпохи и необычайно смелым обличителем жестоких преступлений безбожников.
28 марта 1922 года вышла газета «Известия», в которой приводились имена врагов народа. На самом верху списка находилось имя Патриарха.
Но при этом Патриарх пользовался огромным авторитетом у множества людей. Его уважали за стойкость, за то, что среди всех бед он сохранял присутствие духа и даже чувство юмора. Очевидцы рассказывают, что постоянные визиты советских деятелей так надоели Патриарху, что он повесил на своей двери табличку со словами: «По вопросам контрреволюции прошу не беспокоить».
А одно ироничное, но очень меткое высказывание Патриарха о Ленине стало просто народной поговоркой. После смерти «вождя» начали срочно строить деревянный мавзолей для его останков. Во время работ была задета канализация и все было залито нечистотами с прорвавшейся трубы. На это событие Патриарх лаконично заметил: «По мощам и елей».
Мощи святителя Тихона
После того, как Патриарх скончался, никто не знал, что случилось с его телом. Существует несколько версий:
- власти приказали его эксгумировать, а впоследствии сжечь;
- монахи втайне выкопали тело и захоронили его в другом месте;
- тело покоится на территории Лефортово, Немецкого кладбища или некрополя Донского монастыря.
Неожиданное обретение мощей Патриарха Тихона
В 1989 году Архиерейский Собор постановил канонизировать святителя Тихона. Но даже после этого вопрос о мощах не поднимался. В 1991 году в Донском монастыре случился пожар. Храм нуждался в ремонте. В некоторым местах пришлось вскрыть пол. Так был найден гроб, сделанный из дубовой доски. На нём была табличка со словами: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
В 1991 году 22 февраля были обретены мощи Патриарха. Их омыли и оставили в церкви.
В день обретения мощей Патриарха Тихона в церкви было множество христиан. Немалое число тех, кто преклонялся к мощам, получали исцеление от серьёзных недугов. Исцелялись такие болезни, как:
- слепота;
- хромота;
- снижение слуха;
- психические заболевания;
- геморрой;
- истерия и др.
https://www.youtube.com/embed/Y33F1Xn38lc
О чём молятся Патриарху Тихону
К святому Тихону обращаются за помощью при тяжёлых и длительно протекающих заболеваниях, внутрицерковных проблемах (таких, как нарушение христианского единства). В молитвах также выражаются просьбы уберечь Россию от внутренних смут и неурядиц, укрепить разум и сердце в Божьей любви, помочь покаяться тем, кто отпал от Церкви или ещё не стал её частью.
Духовное наследие Патриарха Тихона
Патриарх Тихон оставил для будущих поколений верующих свои послания и труды поучительного характера. В них он затрагивал следующие темы:
- учение Христа и Его Церкви;
- пребывание в церковной общине;
- подвижничество;
- разница между вегетарианством и постом;
- советы иереям, только приступившим к служению и др.
В своём труде «О лице Господа Иисуса Христа» свт. Тихон замечательно подметил суть истинного христианства. Это не формальное соблюдение религиозных обрядов и не доскональное знание богословских доктрин.
«УчениеХриста-Спасителя отличается от всякого другого учения тем, что Он Сам был главным предметом Своего учения. Все другие учители, как бы ни были они велики по своим достоинствам, какую бы высокую истину ни возвещали они, – суть только простые проповедники истины, возвещающие и раскрывающие ее, указывающие путь к ней; истина и их«я» не тождественны между собою».
Христос — образ самого Бога. Все его мысли, чувства, слова и поступки — это проявление божественной природы. По этой причине Иисус — идеал человека, к которому нам нужно стремиться.
Но Патриарх Тихон замечательным образом описывает суть совершенства. Каждый человек, даже духовный, ограничен в своём развитии. При всех искренних усилиях мы страдаем от греховного искажения нашей природы. Поэтому даже хорошие люди в чём-либо проявляют односторонность и незрелость.
К примеру, вера без любви превращает человека в фанатика. Твёрдость характера без милосердия делает его чёрствым и холодным, неспособным оказать дружескую поддержку. Ревность без смирения формирует фарисеев.
В Иисусе же все Божьи качества сочетались в совершенной гармонии. Они дополняли друг друга, как различные музыкальные инструменты в руках опытных участников оркестра, исполняющих симфонию гениального композитора.
В этом и лежит путь обожения каждого из нас. Не через слепое послушание Божьим законам или формальное исполнение обрядов, но через сознательное подражание Христу на уровне поступков, мыслей и чувств.
Храмы в честь святителя Тихона
На территории нашего государства было построено несколько храмов в честь святителя Тихона. Один из был построен в октябре 1996 года в городе Московском неподалёку от столицы. В марте 2003 года храм был освящён митрополитом Крутицким и Коломенским.
Икона святителя
Свт. Тихон, Патриарх Московский
На иконах Патриарха Тихона изображают в святительском облачении: это может быть саккос, фелонь, омофор, или архиерейская мантия, на голове патриарший
клобук
(куколь). Десница святителя сложена в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Святое Евангелие в знак того, что он служил проповеди Слова Божия.
***
Служение святителя Тихона пришлось на необычайно сложный период в истории нашей страны. В атмосфере непримиримой вражды с религией и ненависти к христианам святитель не оставил свою паству, не ожесточился, но продолжал проявлять любовь, мужество и стойкость до самого конца.
Молитва о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений
Го́споди Бо́же, Спаси́телю наш! К Тебе́ припа́даем сокруше́нным се́рдцем и испове́дуем грехи́ и беззако́ния на́ша, и́миже раздражи́хом Твое́ благоутро́бие и затвори́хом щедро́ты Твоя́. Отступи́хом бо от Тебе́, Влады́ко, и за́поведей Твои́х не соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом, я́коже запове́дал еси́ нам. Сего́ ра́ди разгне́вался еси́ я́ростию Твое́ю на нас, и посети́л еси́ жезло́м желе́зным беззако́ния на́ша и ра́нами непра́вды на́ша. Просте́рл еси́ ру́ку Твою́, и воспла́кася земля́, и боле́зни сме́ртныя объя́ша нас. Гла́дом же и ску́достию и нестрое́нием порази́л еси́ нас, и дал еси́ нас на попра́ние враго́м на́шим, и ума́лихомся па́че всех язы́к, и бы́хом в при́тчу поноше́ния сосе́дом на́шим. Бо́же вели́кий и ди́вный, ка́яйся о зло́бах челове́ческих, возводя́й низве́рженныя и утвержда́яй низпа́дающия! Небе́сную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших и воздви́гни нас от одра́ боле́зни, я́ко напо́лнишася разслабле́ния чре́сла на́ша, я́ко боли́м непра́вдою и ражда́ем беззако́ние. Утоли́ шата́ния и раздо́ры в земли́ на́шей, отжени́ от нас за́висти и рве́ния, уби́йства и пиа́нство, разже́ния и собла́зны, попали́ в сердца́х на́ших вся́кую нечистоту́, вражду́ и зло́бу, да па́ки вси возлю́бим друг дру́га и еди́но пребу́дем в Тебе́, Го́споде и Влады́це на́шем, я́коже повеле́л еси́ и запове́дал еси́ нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, я́ко испо́лнихомся уничиже́ния и не́смы досто́йни возвести́ очеса́ на́ша на не́бо. Помяни́ ми́лости, я́же показа́л еси́ отце́м на́шим, преложи́ гнев Твой на милосе́рдие и даждь нам по́мощь от ско́рби. Мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ хода́тайство друго́в Твои́х: преподо́бнаго отца́ на́шего Се́ргия Ра́донежскаго, Петра́, Алекси́я, Ио́ны и Фили́ппа, святи́телей Моско́вских, священному́ченика Ермоге́на и всех святы́х, в земли́ Росси́йстей просия́вших, изря́днее же Пресвяты́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, от лет дре́вних покрыва́вшия и заступа́вшия страну́ на́шу. Вразуми́ и укрепи́ всех, Иже во вла́сти суть, и возглаго́ли в них блага́я о Це́ркви Твое́й и о всех лю́дех Твои́х. Си́лою Креста́ Твоего́ укрепи́ христолюби́вое во́инство на́ше и изба́ви их от вся́каго наве́та вра́жия. Воздви́гни нам муже́й си́лы и ра́зума и подай всем нам ду́ха прему́дрости и стра́ха Бо́жия, ду́ха кре́пости и благоче́стия. Го́споди, к Тебе́ прибега́ем, научи́ нас твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог наш, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость твою́ ве́дущим Тя во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси
Молитва 1‑я
О, па́стырю наш до́брый, святы́й вели́кий Патриа́рше Ти́хоне! я́ко град го́рний ты яви́лся еси́: до́брая дела́ твоя́ и доны́не све́тятся пред челове́ки. Ве́мы, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах пред Го́сподем. Воззри́ и ны́не на нас, гре́шных и недосто́йных чад твои́х, к тебе́ бо, я́ко иму́щему ве́лие дерзнове́ние пред Творце́м вся́ческих, ны́не припа́даем и усе́рдно мо́лимся: умоли́ Го́спода, да пода́ст нам решимость стяжа́ти благоче́стие отце́в на́ших, его́же ты стяжа́л еси́ от ю́ности твоея́. Ты в житии́ свое́м ре́вностный защи́титель и храни́тель и́стинныя ве́ры был еси́, помози́ и нам незы́блему соблюсти́ ве́ру правосла́вную. Ти́хая бо душа́ твоя́ зело́ преуспе́ла есть в боже́ственнем смиренному́дрии, научи́ и нас ра́зум наш пита́ти не многомяте́жною му́дростию челове́ческою, но смире́нным позна́нием во́ли Бо́жия. Ты пред лицо́м лю́тых враго́в Христо́вых И́стиннаго Бо́га дерзнове́нно испове́дал еси́, моли́твою свое́ю укрепи́ нас, малоду́шных, да и мы всегда́ и всю́ду противоста́нем ду́ху безбо́жия и льсти. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, моля́щихся тебе́, и́бо не то́кмо от бед и скорбе́й избавле́ния про́сим, но си́лы и тве́рдости, великоду́шия и любве́ про́сим, дабы́ претерпева́ти о́ныя напа́сти, востаю́щия на ны. Испроси́ нам неосла́бное терпе́ние да́же до конца́ жития́ на́шего, мир с Го́сподем и грехо́в отпуще́ние. Отче святы́й! Укроти́ в стране́ на́шей ве́тры неве́рия и сму́ты, да водвори́т Госпо́дь на земли́ Росси́йстей тишину́ и благоче́стие и любо́вь нелицеме́рную; моли́твами твои́ми да сохрани́т ю от междоусо́бныя бра́ни, да укрепи́т святу́ю Це́рковь на́шу правосла́вную, да не оскуде́ет она́ и́стинными па́стырьми, до́брыми де́лательми, пра́во пра́вщими сло́во ева́нгельския и́стины; упаси́ и заблу́ждшия о́вцы ста́да Христо́ва. Наипа́че же моли́ Го́спода Сил, да возроди́тся ру́сская земля́ святы́м покая́нием и еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́ просла́вит ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я
О, па́стырю до́брый, святи́телю о́тче наш Ти́хоне, Патриа́рше Це́ркве Ру́сския! Ты мно́гия труды́ в жи́зни вре́менней подъя́л еси́. Простота́ и любы́ твоя́, дух ми́рен и кро́ток, та́же и сло́во, благода́ти испо́лненное, по се́рдцу бы́ша лю́дем земли́ на́шея, и́же и предложи́ша тя Бо́гу на по́двиг вели́кий и многотру́дный. Егда́ же богобо́рцы и хули́телие воздвиго́ша на Це́рковь Христо́ву гоне́ние, ему́же не бе ра́внаго от ве́ка, Сам Госпо́дь Вседержи́тель избра́ и соде́ла тя Патриа́рха. Ты же, святи́телю, сраспина́яся Христу́ и Це́ркви Его́, со ско́рбию лю́ди к покая́нию призыва́л еси́. И кто изочте́т страда́ния твоя́? Заточе́ние бо темни́чное, клеветы́ и суды́ гони́телей со смире́нием претерпева́я, враго́м Христо́вым моли́твою сле́зною и кро́ткою противуста́л еси́ и архиере́и, пресви́теры, мона́хи и мирски́я на по́двиг му́ченический благослови́л еси́. Те́мже мо́лим тя, святи́телю Христо́в, бу́ди нам дерзнове́нный засту́пник и не оста́ви ны, немощна́я ча́да твоя́. Испроси́ у Го́спода нам грехо́в проще́ние, ве́ры утвержде́ние, скорбе́й осла́бу, по́мыслов чистоту́, да, в покая́нии и моли́тве пребыва́юще, украси́м себе́ целому́дрием, любо́вию и смире́нием, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю сподо́бимся прославля́ти Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Тропарь, глас 1
Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вой Це́ркви па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго,/ Всеросси́йскаго патри́арха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопи́им:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нныя ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́,// и мир Бо́жий лю́дям испроси́.
Перевод: Апостольского учения ревнителя и Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за овец отдавшего (Ин.10:11), жребием Божиим избранного, Всероссийского патриарха Тихона прославим и к нему с верой и надеждой воззовем: «Представительством святительским ко Господу Церковь Русскую в спокойствии сохрани, рассеявшихся чад ее в единое стадо собери, отступивших от православной веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобной войны сохрани и мир Божий для людей испроси».
Кондак, глас 2
Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любви́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребы́л еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне,/ моли́ся о нас да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.
Перевод: Украшен тишиной характера, являя кротость и милосердие кающимся, в исповедании православной веры и любви ко Господу ты пребыл тверд и непреклонен, святитель Христов Тихон, молись о нас, чтобы нам не разлучиться от любви Божией (Рим.8:35) во Христе Иисусе, Господе нашем.
Акафист святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России
Кондак 1
Избранный архиерею, предивный угодниче и исповедниче Христов, Русския Церкве крепкое ограждение, отечеству нашему ходатаю и заступниче, прославляюще прославльшаго тя Господа, даровавшаго нам в тебе новаго и великаго предстателя, похвальное пение восписуем ти; ты же имеяй велие дерзновение ко Владыце Небесе и земли, от всяких нас бед свободи зовущих:
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Икос 1
Ангелов Творец и Господь в буреносныя дни мятежа и нестроения велия, восхотев людем страждущим утешение даровати, яви тя, патриарше претихий и предобрый, яко светило светозарное, светом Трисияннаго Божества озаряющее души верных, да и ны не грядут по тебе вси желающии со Христом быти, сего ради во умилении вопием ти:
Радуйся, от жребия патриаршества аки от монашескаго послушания не уклонивыйся;
Pадуйся, ревностному исполнению Божественных хотений научивыйся.
Радуйся, на престол патриарший, двесте лет пустовавый, в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы возшедый;
Pадуйся, в день Благовещения со престола первосвятительскаго ко Престолу Пресвятыя Троицы прешедый.
Радуйся, первосвятительством и исповедничеством украшенный;
Pадуйся, для Бога живший и Богом просветленный.
Радуйся, яко подвигом своим патриаршество непреложно утвердивый;
Pадуйся, образ пастыря добраго собою явивый.
Радуйся, Донския обители сугубое прославление;
Pадуйся, Православныя Церкве во Америце утверждение.
Радуйся, российския паствы боговидное наследие;
Pадуйся, богоначертанный свиток правыя веры.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 2
Видя люди российстии о попрании святынь православных зело скорбящия и страхом объятыя, упованием полагал еси верным живот вечный, а не смерть имети; темже светом богоразумия твоего, Тихоне благосердне, и нас озари, да купно с тобою вопием Творцу всяческих: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богопросвещен имея, богомудре Тихоне, отвергл еси всяческое плоти мудрование, с разумом же и волю повинул еси Господеви, темже сосуд чист и селение Духа Истины явился еси. Сего ради яко богомудраго наставника тя ублажающе, воспеваем:
Радуйся, с юношеских лет Патриарх прозванный;
Pадуйся, делателю винограда Христова избранный.
Радуйся, яко благостынным святительством утверждению Православия во Америце споспешествовал еси;
Pадуйся, яко всегда к высоте добродетелей пасомых тобою вел еси.
Радуйся, стадо тебе от Христа врученное во спасение наставивый;
Pадуйся, и сам вседушно Царствия Горняго вожделевый.
Радуйся, премудрости Божией созерцателю и проповедниче;
Pадуйся, разума Апостольския Церкве хранителю.
Радуйся, златоустый благовестниче православныя правды;
Pадуйся, небоязненный обличителю суемудрия и неправды.
Радуйся, праведности дивное благоухание;
Pадуйся, не посрамляяй нашего упования.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 3
Сила Вышняго яве показа тя, священнопроповедниче Тихоне, в трудех крестоношения суща, егда всеоружием Божия благодати козни тьмочисленных враг православныя веры разрушал еси, Богу поя победительно: Аллилуиа.
Икос 3
Имея веру несумненну и помысл чист, вся красная мира сего презрел еси, Тихоне богоблаженне, и в чине святительстем Господеви неленостно послужил еси. Темже благостию украшенный и ведением свыше озаренный, аки звезда путеводная светиши всем, вопиющим тебе:
Радуйся, единаго Христа всем сердцем возлюбивый;
Pадуйся, дарованный талант приумноживый.
Радуйся, яко угождал еси Богу всяческим благоугождением;
Pадуйся, вооруженный мудростию, кротостию и смирением.
Радуйся, правды и истины прежде всего искавый;
Pадуйся, истину дерзновенно вещавый.
Радуйся, заточение правды ради небоязненно претерпевый;
Pадуйся, смиренномудрием вознесенный.
Радуйся, вечную мзду добродетельми стяжавый;
Pадуйся, яко оными и противляющихся воле Божией удивлявый.
Радуйся, о утверждении паствы твоея присный ходатаю;
Pадуйся, теплый к Богу о нас предстателю.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 4
Бурю внутрь имея помышлений суетных не возможем, Тихоне всемудре, величие исповедничества твоего проповедати, обаче твоими молитвами у Престола Всевышняго в правоверии и благочестии укрепляеми, воспеваем Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше людие о благоплодных добротах души твоея, богоносне Тихоне, желанием вожделеша тя видети на престоле первосвятительстем, абие свыше свидетельствован был еси яко сосуд Божественнаго изволения. Темже дивящеся чудному Божию промышлению, приносим ти благохваления сицевая:
Радуйся, Первосвятителю, от Самаго Господа проначертанный;
Pадуйся, мужу желаний, пасти стадо Христово избранный.
Радуйся, Пастыреначальника Иисуса Христа благоволение;
Pадуйся, незыблемости вечных христианских истин подтверждение.
Радуйся, апостолом сопричастниче;
Pадуйся, великим святителем сопрестольниче.
Радуйся, яко первопрестольником богомудрым равночестен явился еси;
Pадуйся, яко преемником твоим верный путеводитель ко спасению соделался еси.
Радуйся, духови повинувый плотская мудрования;
Pадуйся, спасительнаго Православия немолчное назидание.
Радуйся, чудес приснотекущий источниче;
Pадуйся, молитвенниче народный, старче и любимче всея Руси.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 5
Боготечную звезду яви тя Господь, досточудне отче наш Тихоне; зане паству твою добре осиял еси светом Православия, правы стези указуя к Царствию Христову и научая присно взывати к Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Внегда поставлен был еси на свещнице служения первосвятительскаго, всемудре Тихоне, потщался вседушно Богу благоугодити и не вотще потрудился еси, просвещая омраченныя страстьми. Мы же, ведяще тя архипастыря богомудра и строителя дому Божия верна и предобра, похвальная возсылаем ти:
Радуйся, у кормила правления церковнаго твердо стоявый;
Pадуйся, свет Христов верным возсиявый.
Радуйся, нужды духовно окрадуемых предваряяй;
Pадуйся, в попечении о Церкви на всяк день умирание подъемляяй.
Радуйся, душетленному зверю стадо твое расхищати не попустивый;
Pадуйся, Церковь в гонениих сущую верную Христу сохранивый.
Радуйся, яко тобою миродержца избавляемся;
Pадуйся, яко тобою ревности по Бозе исполняемся.
Радуйся, яко красен явился еси богословием и благими деяньми;
Pадуйся, яко мерзкаго неистовства потребил еси мудрование.
Радуйся, яко пресекл еси прелести гноение;
Pадуйся, народу православному похваление.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 6
Проповедник благочестия воистинну явился еси, делателю непостыдный и право правящий слово истины, священноначальниче Тихоне, яко добрый воин Христов ограждая паству твою в годину смертных искушений и подвизая взывати истинному Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в первопрестольной яко звезда лучезарная, блистанием учений твоих и исповедничества озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия. И ныне плоды сеяния твоего насыщаеши вся, яже со удивлением и любовию взывают к тебе:
Радуйся, на престол первосвятительский Промыслом Божиим возшедый;
Pадуйся, крестный путь с паствою своею прошедый.
Радуйся, яко жезлом благоволения стадо Христово пасл еси;
Pадуйся, яко овец заблуждших и обреченных на заклание не оставил еси.
Радуйся, потерянную овцу отыскавый, угнанную возвративый;
Pадуйся, пораженную перевязавый, больную укрепивый.
Радуйся, разжиревшее и буйное овча истребивый;
Pадуйся, богомерзких ересей востание отразивый.
Радуйся, от распрей церковных много скорбевый;
Pадуйся, неправедное лишение сана и монашескаго звания претерпевый.
Радуйся, яко для народа русскаго его драгоценное Сокровище Церковь и святое Православие сохранивый;
Pадуйся, яко твоими труды и ныне живем и движими есмы.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 7
Желая невозбранно пастырем добрым быти, емуже суть овцы своя, потщался еси, богоносне Тихоне, на пользу душ стада твоего всем вся быти, да вси взыщут Единаго Бога. Мы же, уповая достигнути спасения преславным ходатайством твоим, со дерзновением воспеваем: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго и дивнаго попечителя Церкве Российския вемы тя, святителю Тихоне, понеже во исповедании твоем не устрашился еси человеческих прещений, и святоотеческия заветы соблюл еси. Сего ради и крепость духовную подаде ти Подвигоположник Христос; мы же недостойнии возносим ти сицевая:
Радуйся, самоотвержение всецелое показавый;
Pадуйся, спасения многих взыскавый.
Радуйся, яко волков хищных от паствы твоея отгнал еси;
Pадуйся, яко коварство их мудро распознал еси.
Радуйся, над всеми кознями сатанинскими восторжествовавый;
Pадуйся, всеоружие благочестия подъявый.
Радуйся, Промысла Божия о людех провозвестниче;
Pадуйся, дивное нравов очистилище.
Радуйся, сокровищ православныя веры усердный хранителю;
Pадуйся, Божия благоволения к людем исполнителю.
Радуйся, таинниче Божий, еще на земли небесных благ вкусивый;
Pадуйся, святость души твоея житием явивый.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 8
Странное и преславное чудо есть маловерным и малодушным зрети, богоявленне Тихоне, како в лютых гонениих престол первосвятительский имея, священную жизнь стяжавая, православную утвердил еси веру и премудростию твоею и словес благодатию научил еси стадо твое богоугодно воспевати: Аллилуиа.
Икос 8
Весь исполнь любве Христовы, Тихоне благосерде, паству свою не оставил еси: яко Ангел хранитель чадом своим пребываеши, молитвы Всевышнему о них возсылая: сего ради усердно чтем светлую память твою, благодарственное хваление воспевая ти:
Радуйся, обилием любве твоея мир удививый;
Pадуйся, в чине властителя кротость и мягкость явивый.
Радуйся, славу предобраго и преблагаго владыки снискавый;
Pадуйся, свет Царства Небеснаго на земли показавый.
Радуйся, апостольских преданий ревнителю;
Pадуйся, церковных канонов премудрый насадителю.
Радуйся, в святительстем служении своем труд и подвиг, а не славу и почет прозреваяй;
Pадуйся, истинно правоверныя повеления подаваяй.
Радуйся, яко Божественнаго священства правило был еси;
Pадуйся, яко великое воздаяние первосвятительства приял еси.
Радуйся, каменю драгий, землю Русскую всю украшаяй;
Pадуйся, на славословие Божие нас немощных созываяй.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 9
Подвигом добрым подвизался еси, всечестне Тихоне, непреткновенно течение лет совершил еси: благостынною и боголюбезною душею твоею к вечному животу преселился еси, идеже с чинми небесными и собором святых купно поеши Богу победную песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи пречуднаго прославления памяти твоея, богогласе Тихоне; мы же к покаянию тобою подвигаеми и благосердию твоему подражати хотяще, песньми похвальными тя ублажаем сице:
Радуйся, добрый твоего стада наставниче и правителю;
Pадуйся, колеблющихся в вере твердый оградителю.
Радуйся, свирепство имущих власть небоязненно претерпевый;
Pадуйся, кесарю токмо кесарево воздавый.
Радуйся, славу Царя царствующих и Господа господствующих мужественно воинствовавый;
Pадуйся, спасительная предания нам предавый.
Радуйся, яко тобою святое Православие ревностно охраняется;
Pадуйся, яко тобою всякий порыв к небесному благословляется.
Радуйся, во мраце нечестия правую веру утверждаяй;
Pадуйся, гнев Божий на милость к нам грешным прелагаяй.
Радуйся, великими московскими святители вспомоществуемый;
Pадуйся, покровом Пречистая Богородицы осеняемый.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 10
Спасти хотя Церковь Русскую, преславне отче наш Тихоне, скверная учения беззаконных анафематствовал еси, богоборцем противяся тако; да убоялися тя яко втораго Ермогена. Мы же почитающе всечестную память страданий твоих вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Забрало незыблемо и благонадежно Церкве явился еси, показуя собою мужественнаго борения образ и утверждая делы и словесы крепко стояти за правую веру, священноглагольниче Тихоне. И ныне светом твоим тьма отгоняется и обнажается плетение лукаваго совета, Божественныя твоея мудрости сияньми, да вси вопием ти сице:
Радуйся, яко обретатели злочестивых ересей посрамлены показал еси;
Pадуйся, яко нрав дерзкаго безбожия всенародно обличал еси.
Радуйся, новомучеников российских и сущих в гонениих за Церковь удобрение;
Pадуйся, яко и сам принимал еси за Христа заточение.
Радуйся, вольным Христовым страданием подражавый;
Pадуйся, страдания за Христа и Церковь Его радостию почитавый.
Радуйся, страданием исповедание совершивый;
Pадуйся, на Бога Промыслителя все упование возложивый.
Радуйся, яко обличаеши прелести сокровения;
Pадуйся, яко ужасаеши нечестивых помышления.
Радуйся, правую веру чрез многи подвиги непреложно утвердивый;
Pадуйся, благочестивую отрасль труды твоими возрастивый.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 11
Пение умиленное приносим ти, таинниче Христов, сияеши бо ныне на Небеси благолепия венцем украшен: яко верен святитель правдою одеялся еси и в раи сладости ликуеши; о песнословящих тя Отца Небеснаго прилежно моли, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Всемирнаго светильника яви тя Христос, богодухновенне отче наш Тихоне: ведый сердца твоего смирение, на престоле святительстем тя посади. Ты же благовония жертв всего себе Ему принося, иерей был еси и жертва; сего ради немолчными гласы глаголем ти:
Радуйся, светлостию жития возсиявый;
Pадуйся, живот нестареющийся достойно приявый.
Радуйся, истины державный поборниче;
Pадуйся, покаяния рачительный проповедниче.
Радуйся, лжеучителей лукавство разоривый;
Pадуйся, маловерных в православной вере утвердивый.
Радуйся, за веру православную и благочестие российское заточение от безбожных приявый;
Pадуйся, мучение за Христа благодушно претерпевый.
Радуйся, яко силою Божией в подвиге непобедим явился еси;
Pадуйся, яко храм всечестен Богу был еси.
Радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю;
Pадуйся, на помощь тя призывающим скорый пособителю.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 12
Благодать восхотев восприяти от Щедродателя Владыки всех и Господа, прежде конца явился еси, всехвальне отче Тихоне, мертвенностию жизненосною ко греху одеян, Христа чтити научая богоприятне. Той же дарованием чудес обогати тя, освяти и прослави на Небеси и на земли, научая о тебе воспевати: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще венец исповедничества, приемый тобою, Тихоне досточудне, недоумеем, како воистинну наречем тя, ибо тобою в Троице славимый Бог наш славно прославися. Сего ради приносим ти похваления сицевая:
Радуйся, труд крестоношения богоугодно подъявый;
Pадуйся, токмо благоволения Божия искавый.
Радуйся, сосуде, Духа Святаго исполненный;
Pадуйся, дарами Духа Владычня обогащенный.
Радуйся, вечное приемый от Бога благословение;
Pадуйся, людем твоим испросивый Божие благоволение.
Радуйся, многоцелебныя мощи твоя во огни явивый;
Pадуйся, сими храм от огня сохранивый.
Радуйся, славы Божия велий ревнителю;
Pадуйся, молитв наших скорый исполнителю.
Радуйся, паствы твоея присное радование;
Pадуйся, во всем житии твоем Православия путевождю.
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
Кондак 13
О, пастырю наш предобрый, святый патриарше Тихоне, приими сие малое тебе хваление и моли венчавшаго тя славою Господа Сил, да возродит Россию во Христе; да дарует мир жительству нашему и Церкве святей Своей, ограждая ю от всех душепагубных и безбожных веяний; да обратит в любовь к Себе и ближнему сердца всех человек; да дарует познати Себе Духом Святым Своим велию множеству соотечественников наших, вере ненаученных и от веры отвращенных; да сподобимся ныне и присно и во веки веков единем сердцем и единеми усты воспевати Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Частые вопросы
Что сделал Патриарх Тихон?
Летом 1921 г., во время страшного голода, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления.
Кого избрали первым Патриархом Московским и всея Руси?
4 (17) ноября 1917 г., в разгар революции, Поместный собор Российской православной церкви принял постановление о восстановлении патриаршества, отменённого в 1721 г. в связи с переходом на синодальную систему управления Русской православной церковью.
В каком монастыре содержали Патриарха Тихона под домашним арестом с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года?
19 мая 1922 года патриарх Тихон был помещен в Донской монастырь в одну из квартир маленького двухэтажного дома рядом с северными воротами. В житии святителя Тихона указывалось, что теперь он находился под строжайшей охраной, ему запрещалось совершать богослужение.
Кому подчиняется Патриарх всея Руси?
Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Патриарха Тихона, чтобы понять его важность для православной церкви и истории России.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на контекст времени, в котором действовал Патриарх Тихон, чтобы понять сложности и вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться.
СОВЕТ №3
Изучите отношение современников к Патриарху Тихону и как его деятельность была воспринята в разные исторические периоды.
Споры и дискуссии вокруг личности Патриарха Тихона
Патриарх Тихон Московский, великий святой и первый в списке «врагов народа», является одной из самых противоречивых фигур в истории Российской Православной Церкви. Его личность и деятельность вызывают множество споров и дискуссий как среди верующих, так и среди историков и общественных деятелей.
Одни признают Патриарха Тихона святым и мучеником, который отдал свою жизнь за веру в трудные для Церкви времена. Его стойкость и верность принципам христианства в условиях гонений и преследований делают его образ примером для подражания. Многие верующие считают, что именно благодаря его молитвам и жертвенности Церковь смогла выстоять в тяжелые годы революции и гражданской войны.
Однако существуют и другие точки зрения на личность Патриарха Тихона. Некоторые историки и общественные деятели утверждают, что его деятельность была неоднозначной и противоречивой. Ему приписывается участие в политических интригах и сотрудничество с контрреволюционными силами. Некоторые исследователи считают, что Патриарх Тихон не всегда выступал за интересы Церкви, а скорее защищал свои собственные позиции и интересы.
Таким образом, личность Патриарха Тихона Московского остается предметом споров и дискуссий до сегодняшнего дня. Его роль в истории Русской Православной Церкви и в целом в истории России продолжает вызывать интерес и разделять мнения исследователей и общественности.