В истории христианства существует множество примеров святости и благочестия, одним из которых является святой Варлаам Керетский. Его невероятный путь к святости вдохновляет и учит нас вере, терпению и любви к ближнему. В данной статье мы рассмотрим житие подвижника, день памяти, молитвы, тропарь, кондак и икону преподобного Варлаама Керетского, а также узнаем, о чем молятся верующие, обращаясь к этому святому.
Житие
Прп. Варлаам Керетский
Преподобный Варлаам, в миру Василий, родился «в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца», то есть во времена царствования Иоанна Грозного, примерно в 1505 году. Семья его проживала в селе Кереть, что у Кандалакшского залива в Карелии. Издревле местные жители кормились тем, что ловили рыбу, добывали соль да слюду, из которой потом выливали тончайшие пластины для окон, славившиеся на всю округу.
Однако Василий стал не рыбарем, а священником. Он рано женился, получил приход в городе Кола на Кольском полуострове и уехал из родной деревни. Служил пресвитером в храме
Николая Чудотворца
и был, как говорит житие, ревнивым пастырем, «ходатаем Богу и человеком». Очень печалило отца Василия, что многие лопарские семьи – коренное население этих мест, пребывают во мраке язычества и поклоняются идолам.
Однажды, на Абрам-мысе стали твориться нехорошие дела: жертвоприношения. Рыбаки жаловались, что того требует поселившийся на мысе бес, а иначе ни мирного житья, ни жирной рыбы в сетях не будет. Предание гласит, что отец Василий изгнал нечистого духа, но разгневанный бес, покидая «насиженное место», пообещал отомстить пастырю. Неизвестно сколько еще времени пробыл священник в Коле, но случилось так, что по долгу службы он вернулся в родное село, где подвизался в Георгиевской церкви.
Убийство жены
Отец Василий всегда отличался суровым и крутым нравом. Обмороченный лукавым, он совершил поступок, о котором сожалел до конца своих дней. Священник Василий убил свою жену. Достоверных фактов о причине, сподвигшей его на это, нет. Житие говорит, что он лишил жизни попадью в припадке ревности, уличив ее в супружеской измене.
Однако в молебном каноне святому Варлааму, который был написан настоятелем Соловецкого монастыря Сергеем Шелониным, утверждается, что матушка сама стала бесноватой, вела себя вызывающе, обольщала прихожан. Еще по одной версии, супружница Василия была смертельно ранена во время отчитки, когда священнослужитель пытался изгнать беса. Как бы там ни было, женщина умерла.
Епитимья
Оплакав и похоронив жену, отец Василий отправился в Троицкий Усть-Кольский монастырь к своему духовнику игумену Феодориту (тому самому, который будет прославлен Православной Церковью в лике преподобных). Двух просветителей и борцов с идолопоклонничеством связывали давешние отношения: юные лета Василий провел в скиту близ Шуи, где обучался грамоте под началом проживавшего там Феодорита.
Любопытно, что в 1548 году братия Троицкого монастыря изгонит своего игумена из-за «слишком жёсткого» устава. Возможно, именно суровым нравом Феодорита и объясняется та необычайно строгая епитимья, которую он наложил на своего бывшего ученика. В наказание за содеянный грех отец Василий должен был выкопать тело жены из могилы и плавать с ним на лодке по морю «дондеже изгниет тело умершее».
Прп. Варлаам Керетский
Погрузив окоченевший, завернутый в парусину труп на дно судна, священник вывел лодку в море. Покаянный маршрут отца Василия пролегал вдоль Кольского полуострова, от Крети до Колы, туда и обратно. Ходить по тамошним морям опасно: они подвержены штормам в любую погоду, особенно зимой. Высота волн во время бурь достигает шести метров, а по водам несутся плавучие льдины, толщиной до полутора метров.
Не одна поморская лодка разбилась о коварные скалы, была затерта во льдах или потоплена ледяной волной, когда на море падал сырой густой туман, и моряки сбивались с курса. Поморы, отправляясь на рыбный промысел, по обычаю прихватывали с собой белые рубахи – на смерть. У отца Василия судно было парусным, но толку от этого было чуть: куда бы ни поворачивал поп, всюду его встречал шквалистый ветер, так что священнику все время приходилось идти на веслах. Три года ходил отец Василий по морям, а у его ног, лежал соленый от морских брызг и холодный труп жены…
Знамение о прощении греха
Господь не посылал погибели своему рабу. В то же время от бренных останков супруги остался лишь скелет, завернутый в парусиновый саван. Тогда отец Василий решил испытать судьбу. Он направил свое судно в сторону Святого Носа – района, хорошо знакомого всем местным мореходам. В этих водах сталкивались два течения и образовывались «морские сувои», то есть сильное волнение, в результате которого возникали огромные волны.
«Святой нос есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие — что это Харибда. …Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает и что они никогда не были в большей опасности».
А еще в этих водах водились опасные «морские сверлила» — моллюски с необычайно острыми краями раковин, которыми они разрезали днища кораблей, и суда тонули. Поморы никогда не рисковали проходить этот участок по морю, но всегда тащили свои лодки по суше, волоком.
Вот туда-то и направился отец Василий. Он думал, если Господь простил, то ни стихия морская, ни моллюски не причинят ему вреда. Вознеся
молитву
Всевышнему, подвижник миновал мыс благополучно. И удивительный факт: с тех пор морские черви исчезли из залива бесследно.
Приняв чудо избавления от смерти в коварных водах у Святого Носа за знак Божиего прощения, отец Василий повернул свою лодку обратно к Керети, и, спустя три года, впервые пристал к берегу. От этого покаянного путешествия остался у отца Василия горб на спине да мозоли на руках.
Иноческий постриг и отшельничество
В Керети, вторично похоронив жену, отец Василий принимает монашеский постриг с именем Варлаам. Поскольку в алтарь он больше допущен быть не может, то оставляет священническое служение и уходит к игумену Трифону в Печенгский монастырь. Известно, что судьба Трифона до боли схожа с судьбой Варлаама. Аскет и подвижник, посвятивший полжизни миссионерской деятельности, он когда-то в ярости и ревности убил свою возлюбленную.
Каялся будущий святой «в пустыне средь диких зверей», пока во время скитаний не встретился с Феодоритом. Благодаря влиянию нового знакомого, Тихон устремился на реку Печенгу, проповедовать Евангелие среди диких языческих племен лопарей. Там он и основал монастырь, в который притек Варлаам.
Интересный факт
В былое время в своих молитвенных прошениях православное население Кольского края не разделяло имен святых Трифона и Варлаама, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, Трифане и Варлааме…»
Через некоторое время в Печенгский монастырь явилась часть насельников из Кольского монастыря, окормляемого некогда Феодоритом. Голодная и буйная монашеская братия вынудила Трифона покинуть обитель и вкупе с Варлаамом совершить плавание по Кандалакшскому заливу.
Подвижники направлялись в Богородице-Рождественский монастырь, где настоятелем теперь был их духовный наставник и соратник Феодорит Кольский. Вот уж поистине историческая встреча! Пути трех кольских святых соединились, чтобы тотчас же разойдись и на этот раз уже навсегда. Феодорит по высочайшему указу назначается архимандритом Спас-Ефимьева монастыря, Трифон уходить странствовать на восемь лет, а Варлаам возвращается в Кереть.
Захотев жить отшельником, Варлаам поселился в пустынной местности на Чупской Губе. Здесь, согласно преданию, подвижник построил часовню и жил «в пещере со зверями». Как это обычно бывает, его подвиги не остались не замеченными. За духовной помощью и исцелением к отшельнику потянулись финны и угорцы, лопари и чудь. Житие преподобного гласит, что прожил Варлаам около ста лет и скончался в конце XVI века.
Мнение эксперта:
Варлаам Керетский, по мнению экспертов, представляет собой уникальный пример пути к святости, который поражает своей необычностью. Его жизненный путь, пройденный от простого крестьянина до почитаемого святого, полон испытаний, чудес и благодатных моментов. Варлаам совершил долгое паломничество, отказавшись от мирских благ и посвятив себя служению Богу. Его милосердие, самоотверженность и чистота сердца вдохновляют многих и подтверждают, что святость доступна каждому, кто искренне стремится к Божьему благоволению.
Почитание в народе и обретение мощей
Удивительна судьба мощей преподобного Варлаама: их обретали три раза.
15
Январь
1725 года
Произошло первое обретение мощей преподобного Варлаама Керетского. А в 1857 году мощи были обретены во второй раз.
Церковь
никак не могла решить, канонизировать святого или нет. Только 6 ноября в 1903 г. великий заступник североморских мореходов был вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти. Почитается как местночтимый святой.
Частицы мощей преподобного находятся в церкви
Серафима Саровского
в с. Лоухи в Карелии и в храме св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Североморске, на Кольском полуострове.
Почитание преподобного Варлаама началось уже в конце 16 века, то есть сразу после его смерти.
Интересные факты
-
Варлаам Керетский был рыбаком и крестьянином, прежде чем стал монахом. Он жил в деревне Кереть в Архангельской области, и его жизнь была трудной и полной лишений. Но его вера в Бога была сильна, и он решил посвятить свою жизнь служению Ему.
-
Варлаам Керетский был прославлен в лике святых в 1992 году. Его мощи находятся в Соловецком монастыре, и к ним каждый день приходят люди, чтобы помолиться и попросить помощи.
-
Чудеса, связанные с Варлаамом Керетским, происходили и после его смерти. Люди рассказывают, что он являлся им во сне и помогал в трудных ситуациях. Однажды он даже спас рыбаков от неминуемой гибели.
Чудеса преподобного
Перед выходом в море промышленники Белого и Баренцевого морей наставляли своих учеников:
«Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет».
Любопытно, что первые чудеса, связанные с именем Варлаама, всегда происходили как бы помимо воли страждущих. Святого не призывали – он сам являлся, называл свое имя и просил рассказать о том чуде, а иначе «грозился бить».
Вот что произошло в 1664 году на Белом море в районе Сон-острова. Некий десятилетний отрок по прозванию Петр Буторин вышел со своим отцом на рыбную ловлю. Задремав, мальчишка увидел жуткий сон: будто поднялась страшная буря, и лодченка их стала полна воды. Впереди, на море, вдруг возник старец с длинною белою бородой. Он защищал рыболовецкое судно от напора ветра и волны. Когда же моряки оказались в укромной бухте, за рифом, старец обернулся к мальчику и сказал:
«Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».
И наказал рассказать об этом всем. Естественно, что отец Петра не придал значения словам мальчишки, но сон оказался вещим. Плывя в Керетскую волость за хлебом, рыбаки попали в шторм. Ужас объял людей, ибо волна шла за волной, и не было никакой возможности пристать к берегу. Однако внезапно какая-то сила выбросила судно на каменную мель…
С момента чудесного спасения минуло пять дней, и опять Петру во сне явился седобородый старец. Напустился на мальчишку с укорами и пообещал вернуться и побить, если тот не расскажет людям о своих видениях и чуде святого.
Два деловых товарища: Иаков Носков и Евфимий Больнищев попали у Соловецких островов в большое скопление льда. Судно встало, и купцы оказались в весьма незавидном положении, грозившем обернуться для них катастрофой. Они пытались распихивать льдины шестами, чтобы расчистить себе проход, но очень скоро утомились и задремали.
Одному из них, Евфимию, привиделся в тяжелом дремотном забытьи старец, который присел на корму и стал беседовать с мореходом. Расспрашивал о том, куда идут и что за кручина их объяла. Затем сошел с палубы и принялся расталкивать льдины руками. Пробудившись, Евфимий был очень удивлен, когда меж глыбами льда обозначилась дорога – чистая полоса воды. Тогда он поведал о ночном госте, в котором спутники купца признали святого Варлаама.
Промышленник же был настолько впечатлен приключившимся с ним чудом, что чуть позже спонсировал возведение часовни над гробом преподобного.
Интересный факт
Возникла традиция: каждый моряк, которому Варлаам своим заступничеством помог избежать смерти, устанавливал на берегу, невдалеке от места своего спасения крест. Такие кресты тянуться цепочкой по всем островам Белого моря. Их можно видеть и теперь.
О чем молятся святому
Прп. Варлаам Керетский
Преподобный Варлаам почитается беломорским населением как покровитель всех моряков. В карельских и кольских землях его чтут наряду со святителем Николаем Мир Ликийских Чудотворцем. Молятся о спасении от «водного потопления» и защите от врагов.
«Куда пошел – как Варлаам против ветра» — эта присказка жителей Карельского края свидетельствует о том, насколько тесно жизнь святого вписана в историю народа североморских земель. Наряду с Трифоном Печенгским и Феодоритом Кольским преподобный Варлаам стал самым почитаемым святым в Карело-Кольских пределах.
Дни памяти
19 ноября – день кончины;
3 июня – Собор Карельских святых;
28 декабря – Собор Кольских святых.
Автор: Галина Бочарова
Тропарь, кондак, величание
Тропарь преподобному Варлааму Керетскому
глас 1
Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси́, / жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́, / ева́нгельски Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я посто́м и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся возду́шныя и морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и морско́ю пучи́ною в ма́ле лади́ице по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й/ от ядови́таг о че́рвия/ благопрохо́ден челове́ком без вреда́ сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же ве́рою приходя́щим к тебе́, Варлаа́ме, преблаже́нне о́тче наш,/ вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак преподобному Варлааму Керетскому
глас 3
Все у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́ изнуря́я, / до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем,/ и, победи́в я́, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́ду же и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою почита́ющим/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м: / преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Молитва
Молитва преподобному Варлааму Керетскому
О, преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Творцу́, Изба́вителю всех, И́же в Тро́ице Святе́й покланя́емому и́стинному Христу́, Бо́гу на́шему, помяни́ нас в моли́твах свои́х и всех нас моле́ния, Бо́гу возсыла́емая, приими́ и принеси́ хода́тайственне. Мо́лим тя, изба́ви нас от напа́стей, и на мо́ри зе́льнаго обурева́ния, и потопле́ния морска́го невреди́мы сохрани́, и от всех ви́димых и неви́димых враг ненаве́тны соблюди́, я́ко да твои́ми моли́твами, свя́те, согреше́ний на́ших оставле́ние полу́чим и ве́чных благ сподо́бимся благода́тию и человеколю́бием Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Частые вопросы
Кто такой Варлаам Керетский и почему он является святым?
Варлаам Керетский был прославленным православным святым и почитаемым монахом, который жил в 16 веке на территории современной России. Он посвятил свою жизнь служению Богу и совершил множество чудес, исцеляя больных, изгоняя бесов и предсказывая будущее. Его почитают как святого покровителя домашнего скота и защитника от нечистой силы.
Каковы основные вехи жизненного пути Варлаама Керетского?
Родился Варлаам приблизительно в 1505 году в городе Кереть Архангельской области, в семье благочестивых христиан. В юности он принял монашество и поселился в пустынной местности, где подвизался в посте, молитве и непрестанном труде. В течение многих лет святой Варлаам совершал паломничества по святым местам, посетил Афон и Иерусалим, где встретился с великими подвижниками того времени. Известный своими дарами прозорливости, исцеления и чудотворения, он приобрел широкую известность и почитание среди верующих.
Какие чудеса совершил Варлаам Керетский и как они повлияли на его почитание?
Варлаам Керетский совершил множество чудес, которые запечатлелись в народной памяти и стали свидетельством его святости. Среди самых известных его чудес – исцеление бесноватых, воскрешение мертвых, спасение утопающих и предсказание будущих событий. Благодаря этим чудесам святой Варлаам приобрел славу великого чудотворца и его имя стало известно по всей Руси. Его почитают как заступника и молитвенника, к которому обращаются за помощью в различных нуждах и скорбях.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Погрузитесь в изучение жизни и деятельности святого Варлаама Керетского, чтобы лучше понять его путь к святости и вдохновиться его примером.
СОВЕТ №2
Постарайтесь применить уроки и добродетели, которыми отличался святой Варлаам Керетский, в своей повседневной жизни – милосердие, терпимость, благотворительность.
СОВЕТ №3
Посетите места, связанные с жизнью святого Варлаама Керетского, если это возможно, чтобы лично почувствовать его духовное наследие и получить новые впечатления.
Паломничество к святыням
Паломничество к святыням является неотъемлемой частью пути к святости Варлаама Керетского. Великий святой с самого молодого возраста стремился к богоугодной жизни и посвятил себя служению вере. Его путь к святости начался с посещения святынь и участия в молитвенных обрядах.
Варлаам Керетский совершал паломничества к известным монастырям и церквям, где поклонялся святыням и приобщался к духовным тайнам. Его постоянные молитвы и покаяние перед святынями укрепляли его духовную силу и наполняли сердце благодатью.
Паломничество к святыням было для Варлаама Керетского не просто обычной поездкой, а духовным подъемом и возможностью приблизиться к Богу. Он с особым трепетом относился к каждой святыне, как к месту, где пребывает святая сила и благодать.
Таким образом, паломничество к святыням играло важную роль в духовной жизни Варлаама Керетского, помогая ему укреплять веру, покорять страсти и приближаться к идеалу святости.