Новоспасский монастырь в Москве — одно из исторически значимых мест столицы, связанных с царской историей. В этой статье мы рассмотрим особенности и уникальность этой «комнатной» обители, которая привлекает внимание исследователей и туристов со всего мира.
Мнение эксперта:Новоспасский монастырь в Москве, основанный в XIV веке, привлекает внимание исследователей и путешественников своей уникальной архитектурой и историческими связями с российскими царями. Эксперты отмечают, что монастырь служил не только духовным центром, но и своеобразной «комнатной» обителью для царской семьи. Здесь цари и царицы находили уединение и покой, проводили время в молитвах и размышлениях. История Новоспасского монастыря тесно переплетается с историей России, делая его неотъемлемой частью культурного наследия страны.https://www.youtube.com/embed/2sMU-T52jegИстория Новоспасского монастыря
Ее часто начинают с 1490 или 1491 г., когда обитель основана на том месте, где она сейчас. Монастырская же летопись утверждает, что это не совсем так.
Читайте также:Храм Василия Блаженного на Красной площади
От Даниила Московского до Ивана III
Считается, что обитель возникла еще с конца XIII в., будучи первой в Москве. Ее основатель – сам правитель княжества, после – инок, Даниил Александрович. Находилась она тогда на некотором удалении от города – на месте, где ныне стоит другой знаменитый монастырь, Данилов. То было сложное время подчинения Руси монголам, вот и Данилов несколько раз горел после их набегов.
После кончины св. Даниила, примерно в начале XIV в. сын его, князь Московский Иван Калита, пожелал переселить иноков ближе к городу – ведь на сравнительно отдаленном от него месте, где была обитель, насельники часто подвергались военной опасности. Так с 1330 г. монахи стали жить на Боровицком холме, недалеко от Кремля, где был деревянный храм Преображения Господня. Через несколько лет его отстроили в камне, возвели другие здания; с этого времени обитель стала именоваться Преображенской.
Наконец, третий (и последний) ее «переезд» случился при Иване III, когда на Москве развернулось строительство: появились не только новые храмы, но также – обширные княжеские палаты близ монастырских стен. Тогда в 1490 г. великий князь решил перенести ее на Крутицкий холм, где находится так называемый Васильевский стан – место, где отец великого князя, Василий Темный, не раз встречал вражеские войска. Уже в 1491 г. здесь заложили храм Преображения Господня – но при этом новой задачей монастыря оказалось еще быть крепостью, защищающей столицу.
Действительно, монахам и размещенному здесь гарнизону не раз пришлось выдерживать осады:
- крымских татар – в конце XVI в.;
- польских отрядов – во время Смуты начала XVII в.
А осенью 1612 г. близ обители собиралось ополчение князя Пожарского для освобождения столицы.
Царский «комнатный»
Интересный фактРасцвет Новоспасского начинается после вступления на престол новой династии Романовых – прежде всего, потому, что здесь похоронены основатели их рода – бояре Захарьины, а также их именитые потомки, включая отца самого Патриарха Филарета (в мирской жизни известного как боярин Федор), Никиту. Понятно, что отношение царской семьи к монастырю всегда было особым: он часто Новоспасский именуется «царскою, комнатною, великою, пресловутою, первостепенною обителью».
Это означало не только богатые вклады (драгоценная церковная утварь или вотчины, жертвуемые «на помин души»). Иждивением Романовых:
- с 1640 г. стали постепенно заменять на белокаменные;
- возведена звонница прп. Саввы Освященного – на день его памяти пришлось освобождение из польского плена Патриарха Филарета;
- построены каменные кельи;
- наконец, 19 сентября 1647 г.освящен обновленный собор – Преображенский; наместником обители был тогда архимандрит, позже –
Патриарх Никон
; многие полагают, что именно ему, противнику светского влияния, собор обязан архитектурным решением, подобным древнерусским храмам, тогда как по России уже распространялась «мода» на декоративность, «узорочье».
Интересный факт Масштаб строительных работ серединыXVIIв. был таков, что каменщики, плотники, вызванные из других городов, жили близ обители целыми большими слободами
.
До сих пор память об этом хранят две городские улицы этого района: Большие и Малые Каменщики.
Не забыт был Новоспасский также при Петре I, более чем сдержанно относившемся к иночеству. Однако даже он, заботясь о месте упокоения предков:
- в 1689 г. повелел украсить росписями Преображенский собор;
- в 1717 – пожертвовал колокол на 1100 пудов.
Обитель старой столицы
Именно так воспринимали Новоспасский последующие государи, ведь центром политической жизни был теперь Петербург. «Первостепенному» теперь уделяли все меньше внимания, один из самых богатых по России, он начал постепенно беднеть. Особенно сложно пришлось, когда грянула секуляризация церковных земель (при Екатерине II), так что обитель лишилась приносивших основной доход вотчин.
Пострадала она также в 1812 г. во время нашествия французов, которые даже минировали Преображенский собор, но не успели взорвать. Тогда же разбился во время пожара колокол, подаренный Петром I. Восстановительные работы закончились только к 1820-м.
С конца XIX в. здесь возродились не только вновь отстроенные храмы, но также высокая духовная жизнь. Всей стране были известны старцы-духовники:
- постриженик Саровской обители, иеромонах Филарет (в схиме — Феодор), братский духовник с 1798 г.; с 1810 г. он начал старческое служение, принимая не только иноков, но также мирян, давая духовные советы; существует множество свидетельств о духовных дарованиях подвижника, его прозорливости, даже – исцелении бесноватых;
- иеромонах Александр, также духоносный старец;
- наконец, настоятель, архимандрит Агапит, возглавлявший братию с 1852 г.; он был духовным другом свт. Филарета Московского, который не раз предлагал ему стать епископом; но смиренный инок скончался в обители в 1877 г.
Лихолетье
К началу XX в. Новоспасский, кажется, снова становится «царским»: дважды (1900 и 1913 гг.) сюда приезжает император Николай II, его решением устраивается церковь св. Романа Сладкопевца при Романовской родовой усыпальнице. На освящении (1902 г.) был великий князь Сергей Александрович – а через несколько лет он был убит революционером. Наступали тяжелые, страшные времена.
В 1918 г. любимый царями Новоспасский попал под удар одним из первых: на его территории появился концлагерь, монахов стали выселять. Хотя архитектурные памятники, имеющие «культурно значение» передали музею (который открылся на месте бывшей Симоновской обители столицы), даже – провели некоторую реставрацию, сама обитель была обращена сначала в женский исправительный дом, потом на ее территории появились овощехранилище, здание собора (считавшееся памятником архитектуры!) стало архивом НКВД. А в Знаменской церкви вообще оказался… вытрезвитель!
Полностью срыто было кладбище – некрополь, где были погребены известные стране люди. А ведь оно занимало до 2/3 площади обители.
С конца 1960-х делались попытки устроить здесь музей, однако, они затянулись на десятилетия – во всяком случае, до 1990 г. на территории действовал Реставрационный центр.
Возрождение
Верующим обитель возвращена 4 декабря 1990 г.На тот момент было здесь только трое насельников – настоятель, архим. Алексий (Фролов) (позже – архиепископ Костромской и Галичский, скончался в 2013 г.), два иеромонаха, а реально вернули только до крайности захламленный Преображенский собор, братиям даже было негде жить. Но первую литургию служили уже 23 марта 1991 г.
Вот как вспоминает то время протодиакон Геннадий Кузнецов, принимавший участие в вырождении поруганной святыни:
«На Сорок мучеников указ я получил, со мной указ получили архимандрит Алексий и отец Илия, еще был отец Святослав. Владыка надел старенький подрясник (не Владыка еще, а архимандрит), он стал и сказал нам: «Одевайтесь!». И мы взяли лопаты в руки, носилки и начали расчищать собор. Таскали все. Он на свои деньги нанимал машины, чтобы вывезти весь мусор. Представляете, это были горы мусора! Горы! Невозможно было служить. В алтарь мы вошли – там каменная глыба лежала. Это был престол. Другая каменная глыба лежала – это был жертвенник. Владыка покропил – и облачайте. Мы стали облачать материалом. Одним словом, работали с утра до вечера. Здесь помещений у нас нигде не было, остановиться было нельзя. Нам дали только храм. В храме, на втором этаже, Владыка варил картошку, и ели мы картошку и хлеб. И чай. Больше ничего у нас не было, потому что не было денег. Не на что было купить. Сами работали все с утра до вечера. Начали мы службу… в Субботу акафиста. Мы отслужили и стали после этого ежедневно служить, утром и вечером. Молились в Преображенском соборе. Это единственное, что было передано».
Современность
Сейчас Новоспасский имеет статус ставропигиального, или подчиненного Патриарху. Здесь подвизается чуть более 20 человек братии.
В 1995 г. здесь перезахоронили великого князя Сергея Александровича, удалось также восстановить крест-памятник на его могиле.
С 2011 г. открылся музей. Здесь – предметы старины, найденные во время восстановительных работ, личные вещи великого князя.
Реставрация храмов сейчас завершена.
Интересные факты
-
Новоспасский монастырь был основан в 1491 году великим князем Иваном III в благодарность за избавление от ордынского ига. Строительство монастыря было завершено в 1505 году, и он стал первым каменным монастырем в Москве.
-
Новоспасский монастырь был одним из самых богатых и влиятельных монастырей в Москве. В его владении было более 2000 крестьянских дворов, а также огромные земельные владения. В монастыре часто гостили цари и великие князья, а также представители высшей знати.
-
В Новоспасском монастыре в 1612 году было созвано ополчение, которое под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободило Москву от польско-литовских интервентов. Это событие стало поворотным моментом в истории Смутного времени и привело к восстановлению российской государственности.
https://youtube.com/watch?v=IizF4fBRe_U
Архитектурный ансамбль монастыря
Сейчас он включает:
- Преображенский собор; его особенность – очень высокая паперть, на которую ведут 17 ступеней; это вызвано тем, что под храмом находится усыпальница;
- Покровская церковь – она непосредственно примыкает к собору, так что даже паперть у них общая; храм известен с 1670-х; сейчас идет реставрация его росписей силами насельников;
- церковь образа Знамения Богородицы, семейной реликвии Романовых; она существовал на этом месте с начала XVII в., нынешняя – действует с конца XVIII в.; внизу находится фамильная усыпальница Шереметевых;
- храм свт. Николая при братских кельях, где до революции помещалась больница, ниже – темницы для содержавшихся здесь преступников; он возведен в 1652 г.; после закрытия монастыря службы здесь совершались даже до 1926 г.;
- колокольня и храм
прп. Сергия Радонежского
(XVIII в.)
Кроме пяти храмов, монастырский комплекс – это также корпуса настоятельский, братский, и, конечно, крепостные стены с 5 башнями.
Внутреннее убранство и главные святыни монастыря
Самые старые фрески обители находятся в Преображенском соборе. Их особенность:
- редкие для православных церквей образы языческих философов, чьи поиски Бога готовили людей к Воплощению Спасителя;
- изображение родового древа князей рода Рюриковичей, которые представлены с нимбами вокруг голов, хотя церковно прославлены далеко не все;
- интересны также образы из Апокалипсиса, например, из 6 и 9 его глав, на западной стене
Икона Всецарица
Это чтимая копия знаменитого образа с Афона. Она изготовлена иноками Святой Горы. Сейчас перед честной иконой ежедневно служатся молебны, по воскресным дням – с освящением воды.
Нерукотворный Спас
Его можно увидеть в иконостасе Преображенского собора – список древней святыни, прославленной многочисленными чудесами исцелений, а в 1834 г. – избавлением Москвы от пожара. После 1917 г. подлинник иконы до сих пор не найден.
Пояс Иоанна Кронштадтского
Реликвия найдена болгарским священником о. Дмитром Амбаревым в подвале церкви свв. Кирилла и Мефодия города Пловдива. Согласно найденной при поясе записке, о. Иоанн подарил ее полковому священнику Патапию Лызлову, который после революции оказался в Болгарии. Сейчас святыню можно увидеть в обители.
Другие
Кроме этого, здесь можно поклониться:
- воссозданному кресту на могиле великого князя Сергея Александровича; это копия реликвии, созданной художником Виктором Васнецовым, уничтоженной большевиками;
- месту погребения монахини Досифеи, подвизавшейся здесь под видом монаха-мужчины; предположительно, она была дочерью императрицы Елисаветы и ее фаворита Кирилла Разумовского, а выдала себя за инока, скрываясь от людей; есть предание, что именно она дала благословение на монашеский путь молодому Прохору Мошнину (позже известному как прп. Серафим Саровский); сейчас на месте ее могилы находится часовня.
Усыпальница Романовых
Она находится в подклете Преображенского собора. С 1902 г. здесь действовал храм св. Романа Сладкопевца. Спустя ровно 100 лет он восстановлен.
Наместники монастыря
Считается, что:
- первым из них был архимандрит Иоанн, управлявший обителью с 1330 по 1346, позже — епископ Ростовский и Ярославский;
- последним перед окончательным закрытием обители – епископ Ростовский Евгений (Кобранов); по закрытии владыка пережил еще более 10 лет гонений, затем был расстрелян в 1937 г.; ныне он прославлен, как новомученик;
- с 1991 по 2011 гг. братию возрожденного Новоспасского возглавлял архимандрит Алексий (Фролов), позже – архиеп. Костромской и Галичский;
- сейчас наместник – митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай).
Интересные факты о монастыре
- Хотя обитель полностью восстановлена, воссоздать ее некрополь невозможно: в 1970-е по всей ее территории археологи сняли 500-летний культурный слой, разумеется, вместе с останками людей. Не пострадали захоронения только при Преображенском и Знаменском храмах.
- С 2012 г. здесь можно посетить так называемый «Итальянский дворик». Это скорбное, памятное место: здесь во времена существования концлагеря шли расстрелы.
Подворье монастыря
Это с. Сумароково Московской области. Его настоятель, иером. Сергий, восстанавливает здесь разрушенный храм св. Иоанна Предтечи.
Расписание богослужений
Они проходят с 8 ч. утра (литургия) и 17 ч. (вечернее богослужение). По воскресеньям, праздникам литургия служится дважды, с 7 и 9 ч.
Как добраться до монастыря?
Из любой точки Москвы сделать это проще всего, воспользовавшись метро. Ближайшая станция к обители – Пролетарская. По выходе из нее следует идти по направлению к реке, тогда справа скоро покажутся купола.
Удивительно, что при общем неоднозначном отношении к Церкви в современном обществе, практически всех побывавших здесь – верующих или атеистов – объединяет восхищение древностью, красотой, духовностью этого места. Кто-то потрясен историей, кого-то впечатляет хор, служба. Но почти каждый – хочет вернуться сюда снова.
Частые вопросы
Чьи мощи в Новоспасском монастыре?
В 1995 году в уже возрожденный Новоспасский монастырь из Кремля были торжественно перенесены и захоронены в родовой усыпальнице бояр Романовых чудом сохранившиеся останки Великого Князя Сергия Александровича Романова, убиенного 4 февраля 1905 года и первоначально похороненного в Чудовом монастыре, который был разрушен …
Как работает Новоспасский монастырь?
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь располагается по адресу: р-н Таганский, Крестьянская площадь, 10, рядом с метро Пролетарская. Режим работы: Пн-сб: 07:00 – 20:00, вс: 06:30 – 20:00.
Кто похоронен в Новоспасском монастыре?
В усыпальнице Новоспасского монастыря похоронены Василий Юрьевич Кошкин-Захарьин, Василий, Александр, Михаил Романовы, инокиня Марфа – мама Михаила Фёдоровича, инокиня Досифея – «настоящая» Августа Тараканова.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируйте посещение Новоспасского монастыря заранее, чтобы избежать толп туристов и насладиться атмосферой уединения и спокойствия.
СОВЕТ №2
Обязательно посетите церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где можно увидеть уникальные иконы и фрески, а также почувствовать дух истории.
СОВЕТ №3
Исследуйте территорию монастыря внимательно, чтобы увидеть все достопримечательности, включая колокольню, музей и ухоженные сады.
Археологические находки и исследования
Новоспасский монастырь в Москве богат не только историей и архитектурными достопримечательностями, но и археологическими находками, которые позволяют более глубоко понять историю этого уникального места.
В ходе археологических исследований на территории монастыря были обнаружены различные артефакты, относящиеся к разным историческим периодам. Среди наиболее значимых находок можно выделить предметы быта, украшения, керамику, монеты и другие артефакты, которые помогают реконструировать повседневную жизнь монастыря в разные периоды его существования.
Особый интерес вызывают археологические раскопки, проведенные на месте древних построек монастыря. Благодаря этим исследованиям удалось выявить структуру и планировку зданий, а также узнать о специфике жизни монахов и монашеской обители в разные исторические эпохи.
Археологические находки и исследования в Новоспасском монастыре являются важным источником информации для исследователей и историков, позволяя более глубоко погрузиться в историю этого уникального места и раскрывая новые аспекты его прошлого.