Русская православная церковь имела огромное влияние на общество перед революцией и продолжает оставаться значимым элементом сегодня. В данной статье мы рассмотрим историю церкви в предреволюционной России, ее роль и значение для народа, а также проанализируем современное положение русской церкви и ее влияние на общество в современном мире.
Духовный упадок на фоне внешнего блеска
Так вот, святые XIX – начала XX века считали состояние русской православной церкви очень печальным. Причем это печальное имело место как во внешнем, так и во внутреннем, в духовном.
Яркая характеристика внешней стороне церкви была дана митрополитом Киевским Арсением. В 1862 году он публично заявил, что «церковь находится в условиях жестокого притеснения и гонения, под видом лукавого попечения о ней».
Его цитирует отец Георгий Флоровский в своей книге «Пути русского богословия» и дальше прибавляет, что несколькими годами позже эти слова надо бы намного усилить.
В чем дело? Ведь православие было государственной религией! Но какой была русская церковь, ее внешнее устройство? Начиная с Петра I ни одного церковного собора, нет Патриарха, церковь стала ведомством, наряду с другими полностью подчиненным Государю. В действительности же ее возглавлял обер-прокурор Святейшего Синода.
Если посмотреть на эпоху Екатерины II, кумирами которой были Вальтер и Дидро, вся наша аристократия, забавлялась в различных кружках, которых было в то время множество. Они были наполнены насмешками, кощунствами над церковью и ее догмами. Общественная, руководящая элита была пронизана не просто духом скептицизма, а духом негативизма по отношению к церкви и к православию как к таковому.
Образованнейший человек своего времени, аристократ, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
«У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни».
А небезызвестный всем Феофан Затворник говорил даже так:
«И часы хорошие идут исправно; но кто скажет, что в них есть жизнь?».
Он имел в виду церковь.
Святитель Иларион (Троицкий) считал, что перед Первой мировой войной, перед революцией, церковь была унижена до крайности и Синодальный ее период буквально покрыт позором. Праведный Иоанн Кронштадтский восклицал:
«Господи! Когда же Ты помилуешь Русь и наш народ за его безбожие и развращенность?».
Тяжелейшее внешнее положение церкви, находившейся под прессом государственной власти, усугубилось после известных актов 1905 года императора Николая II, когда была дана свобода всем религиям, кроме русской православной церкви. Архиепископ Иларион Троицкий сетует, что все могут собирать соборы и избирать себе главу, одни мы только не могли ни собрать собор, ни избрать себе Патриарха. Патриаршее место в Успенском соборе Кремля оставалось пустым.
Внутреннее состояние церкви, состояние людей, оценивается как еще более тяжелое. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что за всю свою жизнь встретил только двух-трех делателей Иисусовой молитвы. Это при том, что монахам вручают четки. Феофан Затворник говорил, что еще одно-два поколения, и православия у нас не будет. Прошло полтора поколения — и случилась революция.
Если вы посмотрите на внешнее положение церкви в то время, то увидите академии, множество монастырей, храмов, архиереев, монашествующих, духовенства! Народ соблюдал все праздники. И я читаю в книжке «История религий», что перед Октябрьской революцией 1917 года русская церковь достигла величайшей славы и могущества. Великолепная оценка? А святитель Игнатий, Феофан Затворник, отец Иоанн Кронштадтский и архиепископ Иларион (Троицкий) плакали и рыдали о состоянии церкви.
Как говорили римляне, «dictum sapienti sat est» — «для умного сказано достаточно». Эти две оценки – по внешним показателям и о духовном состоянии народа — остаются актуальными и в наше время.
Мнение эксперта:
Русская церковь играла значительную роль в жизни общества перед революцией, являясь неотъемлемой частью культурного и религиозного наследия страны. Сегодня же, после многих изменений и преобразований, церковь продолжает оставаться важным элементом российской идентичности. Эксперты отмечают, что, несмотря на различия в политических и социальных условиях, церковь остается организацией, которая объединяет людей вокруг общих ценностей и традиций. Важно сохранять историческое наследие церкви и совмещать его с современными вызовами, чтобы обеспечить ее долгосрочное существование и развитие.
Задача церкви – исцеление человека
Посмотрите на тему православных конференций сегодня. Экономика, политика, образование, институты, реформы — все что угодно. Но нигде, за исключением редких монашеских съездов, вы не найдете ни слова о проблемах духовной жизни христианина в настоящее время. Спорт? Пожалуйста. Экономика? Пожалуйста. Экология? Никаких проблем! Миссионерство? Сколько угодно, по всему миру готовы. А где же самое главное, ради чего пришел Христос?
Когда вы встретите в названиях конференций слово «духовное» и поймете, что подразумевается, вы улыбнетесь: это образование и развитие, все стороны культурной жизни. Подумайте, к чему свели духовность! А у этого «духовного» человека, с огромной эрудицией и блестящим образованием, попробуйте затронуть хоть маленькую страстишку. И будет взрыв, извержение вулкана! Гордыня, тщеславие, самолюбие, алчность, зависть – вот с чем надо бороться. Это главное, а не внешние формы. Человек может обладать всеми титулами и быть сущим дьяволом, как во времена Христа.
Две точки зрения на церковь. Одна из них видит величие, славу церкви в ее внешнем состоянии (количестве институтов, школ, монастырей, храмов), когда церковь занимается проблематикой, которой должны заниматься государство и общество. У церкви своя специфика, но она совсем уходит в тень. И другая точка зрения, которую выражали все истинные христиане, о средствах духовного исцеления человека от зависти, тщеславия, гордыни. Это задача церкви.
Показателем того, в каком духовном состоянии мы находимся, является и следующий важный факт: мощное развитие нетрадиционных религий, то есть религиозных образований вне церкви, вне православия. Речь о всевозможных сектах, инославных исповеданиях. Бурное возвращение к язычеству в новой форме — неоязычество. Сейчас это целая проблема. Как и чем мы можем бороться с ними? Когда мне здесь хорошо, вы меня не соблазните куда-нибудь, а если я здесь не чувствую удовлетворения, то я начну искать.
Очень большое внимание сегодня уделяется внешней стороне церковной жизни.
Я спросил одного высокопоставленного человека: «А богослужение – это молитва или нет?». Он ответил: «Как вы, профессор, не понимаете? Конечно, молитва». Я говорю: «Тогда, владыка, как понять торжественное богослужение? Это что, торжественная молитва?».
Фестивалей и торжеств, праздников и празднеств очень много. Но где же наши конференции, наши собрания, посвященные тому, как изменить себя, тому, о чем говорил Христос:
«Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5, 8)?
Интересные факты
-
Перед революцией 1917 года Русская Православная Церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. Церкви принадлежало до 10% всех сельскохозяйственных земель в стране, а также множество лесов, зданий и предприятий.
-
После революции советская власть отобрала у церкви все ее имущество, а многих священнослужителей репрессировала.
-
В наши дни Русская Православная Церковь переживает возрождение. Количество приходов и монастырей растет, а к церкви присоединяются все больше людей. Церковь оказывает большую помощь нуждающимся, занимается благотворительностью и просвещением.
Приводить не к церкви, а в церковь
Церковь наша еще жива. Сейчас хотя бы издаются святые отцы, которых человек может почитать, это великое наследие духа. Но тенденция, идущая от западного христианства, которое поглощено только мирскими проблемами, у нас очень сильна.
Однажды, ещё в советское время, я встретился с одним католиком, и он мне сказал: «Мы всех приводим к церкви». «Вот в этом и ваша проблема», — ответил я. – «А мы стараемся привести в церковь».
К христианству приводят сейчас многие. Особенно имеют большой успех протестантские деноминации и католики, в православии же это развито меньше. Потому что существует глубинная осторожность, проистекающая из известных слов Иисуса Христа:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы обходите моря и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23, 15).
К сожалению, в миссионерской деятельности мы часто не обращаем на это внимание. Оказывается, моя проповедь христианства может сделать человека «сыном геенны», а не учеником Христа.
Частые вопросы
Как называлась Русская православная церковь до революции?
Ранее использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие.
Что изменилось после революции 1917 года в отношении власти к религии и церкви?
Устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица. Заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания.
Какую роль играла Русская православная церковь в истории России?
Православие служило опорой русского народа в годы тяжелых лишений и испытаний. На ее авторитет опирались в своей политике великие русские князья, цари и императоры. Цель работы в том, чтобы подробно рассмотреть роль православной церкви в становлении и укреплении русской государственности.
Какие изменения в жизни Русской православной церкви произошло с приходом к власти большевиков и образования Советского Союза?
С приходом советской власти Русская Православная Церковь утратила свой престиж. Храмы закрывались, во многих из них были устроены склады или молодежные клубы. Священникам пришлось оставить свою службу, лишь незначительному количеству священнослужителей было разрешено продолжать свое дело.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Русской православной церкви перед революцией, чтобы понимать ее роль и значение в жизни общества того времени.
СОВЕТ №2
Сравните современное положение Русской православной церкви с тем, что было ранее, чтобы увидеть изменения и сходства в ее функционировании.
Роль церкви в обществе и политике
Роль православной церкви в обществе и политике Российской империи перед революцией была несомненно значительной. Церковь играла важную роль в формировании культурного и духовного ландшафта страны, оказывая влияние на морально-нравственные устои общества. Она была неотъемлемой частью государственной системы, тесно связанной с властью и аристократией.
Церковь имела значительное влияние на политические процессы того времени. Высшие духовные деятели часто выступали в роли советников для монархов, а их мнения и рекомендации учитывались при принятии важных решений. При этом церковь также контролировала моральное поведение общества, что делало ее незаменимым инструментом социальной стабильности.
Сегодня роль церкви в обществе и политике России изменилась. После периода атеистической пропаганды в советское время, православная церковь вновь стала активным участником общественной жизни. Она оказывает помощь нуждающимся, проводит благотворительные акции, участвует в социальных проектах.
С точки зрения политики, церковь сегодня является важным фактором внутриполитической стабильности. Она выступает за сохранение традиционных ценностей, поддерживает патриотическое воспитание и участвует в диалоге с государственными структурами по вопросам общественной морали и этики.