Об отречении от мира и монашестве в миру: глубокий путь

Отречение от мира и монашество в миру – темы, затрагиваемые в различных религиозных и философских учениях на протяжении веков. В данной статье мы рассмотрим различные аспекты этой проблематики, исследуем их значения и влияние на жизнь человека в современном мире.

Разные уровни духовной жизни

Вы знаете, что должен сделать тот, кто хочет получить золотую медаль на Олимпийских играх? Однажды меня на лекцию вез член сборной команды, и он мне порассказал, что надо. Это хуже, чем оставить отца, мать, дом, я не знаю, что еще. И все ради чего? Золотой медали. Может, получишь ее, может, нет. А если ты за золотой медалью не гонишься, тогда не тренируйся по 10-12 часов в сутки. Просто сделай утром зарядку, пробежись немного, что-то еще. Не надо никаких этих ужасных тренировок!

Одно дело, когда речь идет о немногих людях, у которых настолько сильное стремление к духовной жизни, что они действительно от всего отрекаются. Но не просто бросают, кстати, это запрещено категорически. Например, Сергий Радонежский очень хотел монашества, но, пока были живы родители, он оставался дома. Почему? Нельзя было их бросать. Одно дело, оставить, когда могут спокойно жить. Другое дело, кода касается крайнего положения, – ни в коем случае!

Итак, не будем отождествлять совершенно разные ситуации: летящего к олимпийскому золоту — и человека, который довольствуется обычным образом жизни. Духовное совершенство – и обычный наш уровень. Христос говорил о высшем уровне, апостол Павел писал о нашем.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что в современном мире отречение от материальных ценностей и поиск духовного совершенства становятся все более актуальными. Монашество в мире представляет собой уникальный путь самосовершенствования, позволяя человеку найти гармонию между внутренним миром и внешними обстоятельствами. Это не означает полное отречение от общества, а, наоборот, подразумевает активное участие в жизни, сочетая духовные практики с повседневными заботами. Монашество в миру открывает новые возможности для духовного роста и служения ближним, позволяя человеку найти свое призвание и смысл жизни.

Отречение от мира - отречение от всего? О.Константин Корепанов.Отречение от мира – отречение от всего? О.Константин Корепанов.

Свидетельства святых об оскудении монашества

В XIX веке в России было столько монастырей, монахов, храмов, духовенства! Любой светский чиновник светский был обязан хотя бы один раз в году представить начальству справку о том, что он был на исповеди и причащался.

Но знаменитый епископ Игнатий (Брянчанинов) писал:

«Монашества уже не стало. За свою жизнь я встретил только одного или двух монахов, которые занимались умным деланием».

Умное делание – это основное занятие монашества. О прочих он писал так:

«Знаю здесь два хороших обустроенных женских монастыря. Все очень красиво, чистенько, чинно. Но нет никакого духовного делания».

Неусыпаемая Псалтирь? Да. Постоянные богослужения? Все чинно и хорошо, но духовной жизни нет.

Игумения Арсения (Себрякова), которую канонизировали, обращалась к своим сестрам: «Ну что же вы такие нерадивые? Вы никакие не монахини!». Они ей отвечают: «Матушка! Это мы-то не монахини? Мы посещаем все богослужения, совершаем все молитвенные правила, выполняем все послушания. Что Вы еще от нас хотите?».

На это великолепно ответил святитель Феофан Затворник:

«И часы исправные хорошо ходят, но кто скажет, что в них есть жизнь?».

Оказывается, все можно исполнять, вычитывать, делать. А душа?

Игнатий (Брянчанинов) признается целым рядом самых известных святых русской церкви XIX в качестве незаменимого учителя духовной жизни. И вдруг он пишет такое о состоянии монашества.

Я слышал, что были случаи, когда монахи брали эти сочинения и бросали с яростью: «Как это? Мы — не монахи?!».

А он писал о том, что монашество стало заниматься мирскими делами. Все погрязли в строительстве, во всяком внешнем украшении всего на свете, так называемом благолепии. А внутри? А со страстями кто будет бороться? Где же умное делание, без которого нет монашества?

Под умным деланием разумеется молитва, которая совершается постоянно, Но святитель Игнатий пишет:

«Молитва без внимания – не молитва, она мертва. Она бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».

Оказывается можно совершать богослужения, проводить молебны, совершать правила, а внимание где? А сочувствие сердца? Почему он пишет «душевредное»? «Я все исполняю, матушка игумения, все правила, на всех богослужениях, поэтому знаете, кто я? Я уже не фунт изюма, меня живьем канонизировать уже можно!». Самомнение-то какое!

Серафим Саровский плакал. Феофан Затворник говорил, что наставника подходящего найти негде. Говоря о православии, он написал:

«Еще пройдет одно-два поколения и православия на Руси не будет».

Вот в каком состоянии находилось наше цветущее православие. Прошло полтора поколения, наступил 1917 год. И как корова языком – раз! – не осталось ни монастырей, ни храмов, ни духовных школ, ни монашества, ни духовенства. О чем говорили святые? Не о внешней стороне монашества, а о том, кто вы внутри.

Интересные факты

  1. В буддизме есть понятие «мирской монах» (китайское мирской, гуйцзюй). Мирской монах поддерживает буддийские общины и храмы, при этом не находясь в оторванности от мира. Подобное учение имело место и в христианстве, где миряне-подвижники оставались в миру, исполняя общественные обязанности, при этом соблюдали обеты, которые приносили монахи, и жили по уставу монашеской общины. Мирской монах стремится к шести совершенствам (парамита): совершенство в даянии (отречение от привязанности к собственности), совершенство в нравственности, совершенство в терпении, совершенство в усердии, совершенство в сосредоточении и совершенство в мудрости.

  2. В христианской традиции отречение от мира и монашество в миру может принимать различные формы. В одних случаях это может быть полное отстранение от мира, как в случае с отшельниками и пустынниками. В других случаях это может быть жизнь в миру, но с соблюдением определенных аскетических правил и ограничений. В некоторых случаях монашество в миру может сочетаться с активной деятельностью в миру, такой как проповедь, благотворительность или социальное служение.

  3. В некоторых культурах и религиях отречение от мира и монашество в миру рассматривается как более высокий духовный путь, чем жизнь в миру. В других культурах и религиях они рассматриваются как равноценные пути к духовному развитию. В христианстве, например, считается, что монашество в миру может быть призванием от Бога, в то время как жизнь в миру является более распространенным и общепринятым путем.

Тайное монашествоТайное монашество

Стремитесь к христианской жизни

Однажды я подошел к монахине в миру и спрашиваю: «А что вы ходите в монашеском платье, да еще сзади длинный хвост у вас?» Отвечает: «Меня духовник благословил!». «С какой стати», — говорю, — «он благословил?».

Другой случай. Работала у нас в академии одна светская женщина. Когда она скончалась, оказалось, что она была тайной монахиней. Господи, есть же еще такие люди! Никто не знал. Она до этого несколько раз подходила, задавала кое-какие вопросы, но конечно и в голову не приходило, что она монахиня. Об этом знала только она сама и видимо тот хороший, правильно мыслящий монах, который тоже никому не сказал. Вот это монашество, да, это замечательно. Но редкий случай.

Дело не в монашестве, а в христианстве. Монашество лишь нужно, чтобы человек мог достичь какой-то правильной жизни. Монашество – это внешняя сторона. Мы все время говорим о внешней стороне. Никому не заказан путь правильной христианской жизни — в этом суть, а не в постриге монашеском самом по себе. Постричь – это недолго, полчаса и все. И вот ты монах или монахиня. А что дальше?

Поэтому нужно стремиться не к монашеству в миру, а к христианской жизни в миру. А узнается истинная жизнь по какому признаку? Признак этот точно определен святыми, голос которых прекрасно выразил преподобный Петр Дамаскин:

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение своих грехов».

Правда, чудно сказал? А кто не знает свои грехи? Да я могу вот столько написать! Но знаете что это такое? Когда я босиком наступил на гвоздь и лечу рану, стараясь больше так не делать. Грех это и есть рана. Я осуждаю – у меня душа не болит нисколько, болтаю — никакого угрызения совести. Не вижу я своих грехов в этом. А когда прозреваю – вижу как раны, которые получаю в результате дурной жизни. Затем следует покаяние, потом смирение. Другого пути нет.

Частые вопросы

Что значит быть монахиней в миру?

Монахиня — член религиозной женской общины, как правило, давшая обеты бедности, целомудрия и послушания. Термин «монахиня» применим к католикам (восточной и западной традиции), православным, англиканам, лютеранам, джайнам, буддистам, даосам и индусам («санньясины»), согласно Д.

Что могут делать монашки?

Монастырь является земным раем, где поются священные службы, совершаются Божественные Литургии, исполняется каждый день келейное правило, читаются священные тексты, монахи и монахини трудятся на благо монастыря. Все это дается как средства, чтобы нам уподобиться Христу, и чтобы любовь к Богу действовала сильнее.

Почему монахи меняют имя?

Почему монахам меняют имя? Монахи после пострига умирают для мира, умирают для прошлой жизни. При Крещении человеку нарицается имя в знак начала новой духовной жизни.

Почему монахи не могут жениться?

Один из крупнейших орденов монахов и монахинь Веданты ― это орден, основанный Рамакришной (1836—1886) в XIX веке, который требовал от своих последователей безбрачия по двум причинам: чтобы сберечь энергию и направить её на самореализацию, и чтобы не отвлекать тело, чтобы объединить свой дух с Брахманом.

Предназначен ли ты для монашества? | Монах Андроник | АфонПредназначен ли ты для монашества? | Монах Андроник | Афон

Полезные советы

СОВЕТ №1

Прежде чем принимать решение об отречении от мира и вступлении в монашество, проведите время на размышлениями и медитацией. Важно понять свои истинные мотивы и убедиться, что это решение соответствует вашим духовным устремлениям.

СОВЕТ №2

Обратитесь к духовному наставнику или священнику за советом и поддержкой. Опытный наставник поможет вам разобраться в своих чувствах и мыслях, а также даст ценные советы по пути к духовному развитию.

СОВЕТ №3

Исследуйте различные формы монашества в мире, такие как общины, братства или духовные практики. Найдите ту, которая соответствует вашему видению духовной жизни и позволит вам расти в вере и покаянии.

История монашества в России

В России история монашества насчитывает более тысячелетнюю традицию, начиная с принятия христианства в 988 году. Монашество стало неотъемлемой частью религиозной жизни страны, играя значительную роль в формировании культуры и общества. Первые монастыри появились на Руси в X веке, а монашеские обители стали центрами духовного просвещения и образования.

В средние века монашество в России переживало различные периоды расцвета и упадка. Важную роль в развитии монашества сыграли святые отцы, такие как Сергий Радонежский, Сергий Старообрядец, Стефан Пермский и многие другие. Они основывали новые монастыри, разрабатывали уставы и правила жизни монахов, а также проповедовали духовные истины.

В период царствования Петра I монашество в России подверглось реформам и секуляризации. Многие монастыри были упразднены, а монахи вынуждены были принимать мирское существование. Однако даже в условиях секуляризации монашество продолжало играть важную роль в религиозной жизни страны.

В XIX веке в России произошло возрождение монашества, связанное с деятельностью таких деятелей как преподобный Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, архимандрит Антонин (Капустин) и другие. Они основали новые монастыри, развивали благотворительность и проповедовали духовные истины.

В современной России монашество продолжает играть важную роль в религиозной жизни страны. Монастыри и обители являются местами паломничества и духовного возрождения для многих верующих. Монахи и монахини продолжают соблюдать древние уставы и правила жизни, стремясь к духовному совершенству и спасению души.

Оцените статью
Добавить комментарий