Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме – одно из самых ярких исторических сооружений, представляющее собой уникальный образец древнерусской архитектуры. Несмотря на свой разрушенный вид, она продолжает привлекать внимание исследователей и путешественников, став объектом изучения историков и архитекторов. В данной статье мы рассмотрим историю и значение этой «очаровательной руины», погружаясь в мир древних тайн и удивительных открытий.
История строительства
Дореволюционный справочник сообщает:
«Когда именно восприяла она первоначальное свое существование, неизвестно».
Край этот именовался местным (видимо, финно-угорского происхождения) словом «ёдома», что означало «отдаленная земля», или даже «лесная глушь». «Забрался в такую ёдому, насилу и выбрался!» — так говаривали здесь. Применительно к ёдоме здешней еще добавляли – Пырская, от названия местности, Пырас. Оно тоже принадлежит местным зырянским племенам, означая речное устье – здесь в Северную Двину впадает река Вычегда.
Интересный факт
Пырас хорошо известен по житию
свт. Стефана Пермского
: уроженец этих краев, креститель зырян именно отсюда начал свою проповедь.
Но было это, очевидно, за несколько столетий до основания Преображенской церкви. Люди, надо полагать, жили здесь издавна: вокруг немало возвышенностей, удобных для земледелия или скотоводства: местность не заболочена, излишняя влага стекает к Вычегде. Полагают, что первоначально поселились здесь зыряне, а потом русские поселенцы. Они-то построили две небольшие деревянные церкви – Преображенскую и
Покрова Пресвятой Богородицы.
церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме. Вид с юго-востока
«Гора Преображения» на Русском Севере
Документы впервые упоминают о церкви под 1607 г., указывая также посвящение –
Преображению Господню.
Возможно, строителей вдохновила на это красота места, а гора, на которой стоит церковь, имеет значительную высоту, 165 м. Так что здесь действительно невольно вспоминается Фавор, куда
Иисус Христос
возвел учеников, где показал им славу Своего Божества.
Интересный факт
Известно, что первое здание было «холодным», то есть не отапливался. Существовал он более 100 лет, пока около 1741 г. не случился пожар, совсем уничтоживший здание.
Покров Царицы Небесной
Это вторая здешняя церковь, расположенная, судя по всему, непосредственно рядом с Преображенской. Построена она спустя более 60 лет, около 1674 г. Как первая Преображенская, была «холодной». Известно ее главной святыне –
иконе Покрова Богородицы
, довольно большом образе высотой «аршин и 11 вершков», что составляет более метра. Икона имела «чеканные» серебряные ризы, «вынизанные хорошим жемчугом».
Две церкви в одной
Годом начала возведения двухпрестольной Преображенской церкви считается 1809 или 1810 г.Само строительство продолжалось чуть более 10 лет:
- 9 октября 1816 г. освятили «теплую» церковь Покрова Богородицы в трапезной части;
- а 3 октября 1821 – главный престол Преображения.
Известно, что сюда из старой Покровской (разобранной по причине ветхости) перенесли образы для иконостаса, а также главную святыню – икону Покрова.
Мнение эксперта:
Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме, известная как «Очаровательная руина», привлекает внимание экспертов и путешественников своей загадочной атмосферой. Строение, сочетающее элементы древнерусской архитектуры и природной красоты окружающего ландшафта, внушает уважение к истории и культуре региона. Эксперты отмечают, что церковь является уникальным памятником истории, который сохраняет свой неповторимый характер и привлекает тех, кто стремится погрузиться в атмосферу старины и загадочности.
Архитектура
Специалисты различным образом трактуют архитектурный стиль здания:
- одни полагают, что это барокко, с учетом нарядности его убранства;
- другие обращают внимание на то, что здесь, скорее, сочетаются стили классицизма с особенностями местной, устюжской архитектурной школы, сформировавшейся к XVII-XVIII вв., сочетавшей нарядность характерного для мастеров Москвы «нарышкинского барокко» с местными стилистическими особенностями.
Главный храм – имеет два яруса – нижнюю, четырехугольную часть и верхнюю, круглую, венчаемую куполом с традиционной для России «луковичной» главкой. К западной части пристроена трапезная часть с престолом Покрова. По данным документов, здесь также имелась колокольня из трех ярусов с куполом, имевшим высокий шпиль с крестом. Кроме того, было обширное крытое крыльцо с галереей, тремя «всходами» (лестницами).
Конторский стол лесозаготовительного участка посреди алтаря. Социализм — это учет.
Интересные факты
-
Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме была построена в 1750 году на высоком берегу реки Пыры и является одним из немногих сохранившихся в Вологодской области памятников деревянного зодчества 18 века.
-
Церковь представляет собой восьмерик на четверике с трапезной и колокольней. Восьмерик опирается на четыре мощных столба, образующих просторный и светлый интерьер. Интерьер церкви украшен деревянными скульптурами и иконами 18-19 веков.
-
Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме является действующим храмом и популярным туристическим объектом. В 2015 году церковь была внесена в список объектов культурного наследия федерального значения.
Приход, духовенство
К Преображенской были «приписаны» около 10 деревень, общее число жителей который составляло чуть менее 700 человек.
Сохранившиеся клировые ведомости свидетельствуют, что здесь постоянно служили священник и два пономаря, причем среди служителей встречаются целые семьи:
- например, на 1822 г. здесь служит причетником Николай Георгиевич Селянинов, а с 1848 г. псаломщиком церкви значится уже его 17-летний сын, Яков; он прослужит здесь до самой смерти (1884 г.) – 36 лет;
- в конце XIX в. здесь служили братья Поповы: псаломщик и
диакон; о. Андрей Поповсначала работал земским учителем, затем принял диаконский сан; спустя 5 лет его запретили в священнослужении, он до 1901 г. служил псаломщиком; после этого ему разрешили диаконское служение при Пырской Преображенской церкви; оно продолжалось два года, до перемещения на другое место; впоследствии о. Андрея запретили в служении еще раз, с 1915 г. – о причинах остается только догадываться; а вот его брат, Василий, начал псаломщицкое служение при Преображенской с 1899 г., а оставался здесь до кончины (1904 г.)
Заслуженные люди встречаются среди местных
священников
: например, о. Алексий Чернавскийслужил на приходе с 1865 по 1874 г. За это время он:
- получил награду, набедренник;
- организовал приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью, образованием (1872 г.).
А вот другой настоятель, священник Киприан Кузнецов, назначенный сюда с 1876 г. Преображенская стала первым местом служения для 28-летнего батюшки, но продолжалось его настоятельство всего два года – священноначалие отправило его в другой уезд. Впоследствии, к началу XX в., о. Киприан был благочинным округа.
Служить на «ёдоме», на отдалении от больших городов, было, видимо, непросто. Может быть поэтому судьбы служителей столь разнятся. Такова, может быть, специфика этих мест – или уж на всю жизнь «прилепляешься» душой к суровой красоте «горы Преображения», или стараешься уехать.
Так или иначе, службы здесь шли вплоть до 1932 г., когда храм был окончательно закрыт советскими властями.
Когда был разрушен
За три последующих года на кирпичи разобрали крыльцо, колокольню. Оставшаяся часть здания стала колхозным клубом. Но, видимо, использовалась таким образом не очень долго. Процесс разрушения начался десятилетия назад. Виной здесь не только (возможно, даже не столько) суровые климатические условия, снег, дожди: здание понемногу разбирали местные жители, а иногда – приезжие, привлеченные рассказами о, возможно, скрытых здесь «кладах»: именно поэтому здесь были вскрыты полы.
Планы на восстановление и их реализация
Формально здание передано Церкви – в аварийном состоянии, он относится к Котласскому благочинию. 15 июня 2014 г. газета «Вечерний Котлас» рассказала о Валерии Анатольевиче Шитиковеиз Котласа, решившем взяться за воссоздание святыни по благословению епископа Котласского и Вельского.
Зимой 2013 г. он даже поселился рядом поблизости, начал работы по консервации аварийного здания, чтобы хотя бы остановить его разрушение. Газета рассказала, что на восстановление церкви нужна помощь – как денежная, так рабочими руками. О том, откликнулся ли кто-то на призыв, газета не сообщила.
Современное состояние
К настоящему времени можно встретить информацию о церкви как «восстанавливающейся». Однако фото последних лет свидетельствуют об обратном: начавшийся процесс возрождения, видимо, продолжения не получил.
Среди 15 приходов Котласского благочиния Преображенский не значится. Это не удивительно: по данным на 2010 г. общее население окрестных деревень, некогда составлявших приход, ныне – около 10 человек.
Приезжающие сюда из Котласа, других мест, по-прежнему восхищаются видами:
«Ездим специально каждый год, там даже просто постоять и помолиться у остатков храма – и то много значит. Уезжать не хочется, какая-то звенящая тишина и бескрайние просторы…»
«Очень сильное место, а вид с холма шикарный, видно Котлас, Вычегодский и слегка Коряжму»
Некоторые недоумевают: зачем наверху, на поросшем деревьями куполе, стоит лестница-стремянка? Реставрация? Увы, нет: ее просто оставил кто-то из приезжих. Теперь на нее удобно подниматься, чтобы… сделать селфи. Да, прямо на крыше храма. Пока он еще не полностью разрушился.
Частые вопросы
Кто построил церковь Спаса Преображения?
В 1709 году архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий построил новую каменную церковь в духе московского барокко, которая была освящена в 1713 году.
Какие фрагменты росписи сохранились в церкви Спаса Преображения на Ильине улице?
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — недействующий православный храм в Великом Новгороде на Торговой стороне, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Кто является автором фресок в церкви Спаса Преображения?
Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека (1378 год). Это единственный в мире храм, сохранивший фрески византийского мастера, расписавшего около 40 церквей.
Сколько лет строился храм Спаса на крови?
Является памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Выполнен в русском стиле, несколько напоминает московский собор Покрова на Рву. Строительство длилось 24 года.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируйте посещение церкви заранее, чтобы избежать толп туристов. Лучшее время для посещения – утро или поздний вечер.
СОВЕТ №2
Обязательно изучите историю и архитектуру церкви Спаса Преображения на Пырской Ёдоме перед посещением, чтобы лучше понимать ее значение.
СОВЕТ №3
Проявите уважение к священному месту: соблюдайте тишину, не фотографируйте внутри церкви без разрешения и не касайтесь исторических элементов.
Легенды и предания
Церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме обладает богатой историей, окруженной множеством легенд и преданий. Одной из самых известных легенд связанных с этим храмом является история о том, как строители церкви не могли завершить работу из-за таинственных обстоятельств. По легенде, каждую ночь все проделанное днем разрушалось, и только после того, как местные жители принесли в жертву своего самого любимого коня, строительство было успешно завершено.
Еще одна легенда утверждает, что в церкви хранится святой исцеляющий источник, способный излечить от любой болезни. Многие паломники приезжают сюда в поисках исцеления и утверждают, что их молитвы были услышаны и помогли им побороть недуг.
Также существует предание о том, что церковь построена на месте, где произошло чудо – явление святого образа. Многие верят, что именно здесь можно почувствовать особую близость к высшим силам и получить духовное вдохновение.
Все эти легенды и предания делают церковь Спаса Преображения на Пырской Ёдоме еще более загадочным и привлекательным местом для паломников и туристов.