Оранта, символизирующая Богородицу, изображение которой встречается в различных храмах и иконах, несет в себе глубокий духовный смысл и является объектом поклонения и молитвы для многих верующих. В данной статье мы рассмотрим значение иконы Оранты, ее историю и значение в православной традиции, а также рассмотрим различные изображения Богородицы в храмах Ярославля, Новгорода и Киевской Софии, погружаясь в мир духовной символики и молитвенной практики.
Значение слова «Оранта»
Слово «Оранта» происходит от латинского «orare», что значит «молиться». Жест, в котором подняты руки Богородицы, с древности, с дохристианских времен означал именно молитву. Она – основное делание Заступницы мира, Матери всех христиан, день и ночь простирающей руки к Своему Сыну, прося милости людям.
Мнение эксперта:
Оранта, изображение Богородицы, молящейся за весь мир, является одним из наиболее значимых символов христианской иконографии. Эксперты отмечают, что образ Оранты воплощает идею молитвенного посредничества и заступничества перед Богом. Икона с изображением Богородицы, обрамленной руками и мантией, символизирует ее заботу и молитвенное вмешательство в жизни верующих. Этот образ призывает к единству и миротворчеству, напоминая о важности молитвы за всю человеческую общность. Оранта стала неотъемлемой частью православной и католической традиции, вдохновляя верующих на молитву за мир и благополучие всех людей.
Особенности иконографии данного типа икон Божией Матери
Воздевшая длани Богородица всегда представлена:
- лицом к молящемуся;
- иногда на Ее груди в круге изображен Христос, также воздевший руки, благословляя молящихся; но есть также изображения без Иисуса.
Кроме того, на различных изводах образа Богоматерь может быть изображена или погрудно (до пояса), или в полный рост.
Элемент | Описание | Пример |
---|---|---|
Иконография | Как Оранта изображается в искусстве | Богородица стоит с поднятыми руками, ладони раскрыты и обращены к небу |
Символизм | Значение и символика Оранты | Оранта представляет собой заступничество Богородицы за человечество, ее молитву за весь мир |
История | Историческое развитие образа Оранты | Образ Оранты появился в раннехристианском искусстве и был особенно популярен в византийской и русской иконописи |
Интересные факты
-
Образ Оранты называют “Богоматерью молящейся за весь мир”. Прообразом такой Богородицы в византийском искусстве являются новгородская икона Божьей Матери “Знамение”, а в русском – икона Божией Матери “Нечаянная Радость”.
-
Иконография Оранты предполагает изображение Богородицы с воздетыми к небу или согнутыми у груди руками – в молитвенном жесте. Такой образ возносящийся к Богу молитвы верующих возник в первые века христианства и на протяжении веков использовался в православной иконографии образах.
-
Символично, что именно образ Оранты стал одной из древнейших фресок Софии Киевской, которая была построена в XI веке. Этот образ Богородицы как бы возносился к небу и тем самым указывал на то, что всякий человек во всех его трудах и делах должен стремиться к объединению с Богом.
Символическое значение
Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)
Для этого изображения оно весьма многогранно:
- самая древняя символика этого изображения – Церковь, соединившая земное и небесное: руки Богоматери подняты к небу, под Её ногами земли, на лоне – Господь Воплотившийся от Неё, создавший Свою Церковь; именно поэтому с IXв., когда иконография окончательно устанавливается, такое изображение можно найти в конхах (полукруглых выступах над апсидами алтаря) храмов Византии;
- кроме того, изображение связано с исторически существовавшим во времена древней Церкви чином диаконисс – служительниц, готовивших жен ко Крещению, помазывавших их миром, имевших при этом право входа во алтарь; многие полагают, что Богоматерь на представлена именно служительница такого рода, тем более, что, согласно преданию, она еще с детства была допущена во Святое Святых Иерусалимского храма, подобно священникам; некоторые специалисты даже полагают, что существовал даже особый извод – Богоматерь-Диаконисса;
Действительно, на некоторых ОрантахXI—XIIвв. можно увидеть элементы облачения служителей алтаря: на мозаике из Равенны 1112 г. на плече Пречистой – лента, напоминающая диаконский орарь, какой возлагали на диаконисс во время их рукоположения, то есть поставления в этот церковный чин. А на мозаике из собора Софии Киевской у пояса Богородицы – небольшой белый плат, имевший литургическое значение: им отирали руки священники во время литургии.
- наконец, еще одно толкование связано с Богородицей, как молитвенницей за мир; жест Матери Божией имеет древнейшее происхождение, и упоминается еще книгами Ветхого Завета, где царь Давид в 140 псалме говорит о «воздеянии рук» во время «жертвы вечерней» во Иерусалимском храме; о молитвенно поднятых руках прор. Моисея говорит книга Исхода, повествуя о битве иудеев с Амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх.17:11); так и Матерь Божия непрестанно молится о людях; Её жест был очень близок и понятен христианам первых веков, и даже язычникам.
Первые изображения
Считается, что впервые молящаяся Богоматерь с воздетыми руками появляется на изображениях Вознесения Господня, где Она стоит среди Апостолов, протягивая руки к Сыну. На сегодняшний день древнейшее такое изображение происходит из церкви св. Сабины (Рим), которая построена в серединеVв. Вверху – Возносящийся Христос, внизу – свв. Петр и Павел, держащие крестообразный венец над главой молитвенно воздевшей руки Богородицы.
Оранта в греческом монастыре Неа-Мони, в Сицилии и Никее
Оранта, монастырь Неа-Мони, Греция.
Считается, что обитель Неа-Мони, что значит «новый монастырь» основана около 1042 г. тремя иноками, которым была явлена икона, которая стояла на кусте мирта. Подобно известному явлению тернового куста прор. Моисею во времена Ветхого Завета, куст, на котором была обретена святыня, также горел, но не сгорал. Впоследствии в судьбе обители принял участие император Константин Мономах, построивший здесь храм. В конхе центральной апсиды алтаря была создана мозаика Богоматери Оранты – заступницы обители и всех христиан.
Оранта, мозаика, Сицилия.
К XII в. относятся знаменитые дошедшие до нас мозаики Преображенского собора города Чефалу (Сицилия). Они созданы мастерами, приглашенными тогда из Византии основателем королевства Сицилия, Роджером II. Здесь в конхе алтарной апсиды находится изображение Господа Вседержителя, а ниже – Богородица, стоящая, окруженная Ангелами, с воздетыми руками. На Её поясе – белый евхаристический плат.
Оранта, мозаика, Никея.
Необычным было размещение иконы в церкви города Никеи (2 пол. XI в.): так как сам храм посвящен именно Успению, в конхе апсиды было представлено именно это событие, а мозаика Богоматери Оранты находилась в притворе. К сожалению, до нашего времени (сейчас Никея – это Изник, Турция) мозаики не дошли, хотя сохранились их фотографии. Они передают отрешенный, скорбный лик Богородицы, точно предвидящей судьбу храма.
Русская Оранта: Ярославская, Киевская и Великоновгородская
Изображение Божией Матери на куполе Киевского Софийского собора
Киевская мозаика молящейся Богородицы – один из древнейших образов, известных на Руси, его можно увидеть в Софийском соборе города. Изображение из центральной апсиды алтаря относится примерно к 1067 г., вероятно, он создан мастерами-греками. Это один из самых больших образов Пречистой, высота его почти 5,5 м. О византийском его происхождении свидетельствует надпись над изображением – она греческая и представляет собой текст из псалма 45: «Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра». Так как по контексту псалма имеется ввиду город, охраняемых Господом, то у жителей Киева рано сложилось убеждение, что этот город находится под особым покровом Матери Божией.
Более того, когда 6 декабря 1240 г.столица Руси была захвачена монголами, именно эта мозаика сохранилась от разрушения, хотя сам собор сильно пострадал. Это явное чудо укрепило христиан, дав им надежду на то, что гнев Божий будет молитвами Пречистой преложен на милость.
Ярославская Оранта (икона Знамение Божией Матери, Великая Панагия).
Оранта из Преображенского собора Ярославля, как предполагают историки, могла быть создана прп. Алипием Печерским, одним из первых русских иконописцев. Подробная история образа, который предположительно относится к началу XII в., неизвестна: понятно лишь, что он пребывал сначала в соборном храме обители, а с начала XIX в., как ветхий, оказался в ризнице Преображенского собора.
При этом изображение не раз поновлялось, так, что когда к 1919 г. оно была найдена реставраторами, на нем было несколько слоев позднейшего красочного слоя. Открыть подлинную икону XII в. удалось только после кропотливой работы. Сейчас Ярославская Богоматерь пребывает в Третьяковской галерее. Тип, к которому он принадлежит, именуется «Великая Панагия» (от греческого «Παναγία», то есть «Всесвятая»). Их характерная черта – изображение отрока Христа на груди Пречистой в круглом «медальоне».
Новгородская Оранта (икона «Знамение»)
Наконец, изображение Богородицы из Великого Новгорода – поясное, оно прославилось с 1170 г., когда город осадили войска Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, желавшего посадить на новгородский престол своего сына, Мстислава. Силы были неравны, и новгородцы, видя беду, стали молиться Богородице.
Тогда свт. Иоанн, архиепископ Великого Новгорода, получил прямое указание от Пречистой – пройти по стенам города крестным ходом, взяв Её образ из Спасской церкви на Ильине улице. Когда шествие двигалось по стенам, противники выпустили крестоходцам тучу стрел – одна из них ударила по иконе. Тут же из глаз Богородицы потекли слезы, лик развернулся ликом к осажденным. На осаждающих же напал непонятный ужас, наконец, видя явное действие силы Божией, они отступили.
Наиболее знаменитые иконы этого типа
Издавна известны были копии наиболее известных изображений, получившие свои наименования. Среди них:
Икона Божией Матери «Нерушимая Стена»
- Нерушимая Стена; иконы, называемые так, восходят к Киевскому образу; их также чаще всего можно увидеть на стенах храмов, это фрески или мозаики;
«Влахернитисса». Византия, XII.
- Влахернитисса – поясное изображение Пречистой из храма местности Константинополя Влахерна; Матерь Божия изображена молящейся, на ее груди – изображение Христа; такие изображения у греков носили разные именования «Платитера» (по-славянски «Ширшая небес»), «Эпискепсис» («Заступница») и другие;
Икона Божией Матери «Знамение»
- Знамение – такое именование получило чудотворное изображение из Великого Новгорода, восходящее к Влахернитиссе, а также множество его копий, поясных изображений Оранты; на некоторых из них, например, на изображении середины XVв., представлена не только Сама Пречистая, но и события, связанные с прославлением святыни: осада Новгорода, крестный ход;
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
- Неупиваемая Чаша – чудотворная святыня известна с 1878 г., представляет собой, как и Знамение, поясное изображение Пречистой с Христом во образе благословляющего Отрока; отличие иконы от других – чаша, стоящая пред Богородицей; святыня особенно прославлена исцелениями от недуга винопития.
К какому бы изводу ни принадлежал тот или иной образ Пречистой, молящейся о мире, он – великое утешение для христиан, совершающих земной путь среди скорбей. Ведь за каждого из нас Богородица просит Сына и всякого, прибегающей к Ней, защищает от зла.
Частые вопросы
Какая самая сильная икона в мире?
Ки́ккская ико́на Бо́жией Ма́тери (Киккоти́сса, Ми́лостивая, греч. Κυκκ(ι)ώτισσα, Παναγία τοῦ Κύκκου, Θεοτόκος ᾿Ελεούσα τοῦ Κύκκου) — одна из наиболее почитаемых чудотворных икон Богородицы на Кипре.
Почему иконы Богородицы разные?
Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Они могли немного отличаться от оригинала. Многие иконы называли по месту, где их особо почитали: например, Богоматерь Владимирская, Тихвинская, Иверская.
Какие 4 иконы Божией матери?
Матерь Божия, Владычица наша Небесная … Казанская икона Божией Матери … Владимирская икона Божией Матери … Семистрельная икона Богородицы … Тихвинская икона БогородицыЕщё
В чем отличие икон Божией Матери?
В православной иконографии все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов изображения Пресвятой Богородицы. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца Иисуса, а шестой тип – это иконы Праздников. Насчитывается более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи “Оранта: Богородица, молящаяся за весь мир”, обратите внимание на историю и символику изображения Оранты. Разберитесь, какие аспекты олицетворяет данное изображение и как оно связано с христианской традицией.
СОВЕТ №2
Исследуйте значение молитвы и заступничества в христианстве, которые символизирует Оранта. Подумайте о том, как молитва за весь мир может быть актуальна и важна в современном мире.
Оранта в иконописи современных мастеров
Оранта в иконописи современных мастеров
Оранта, изображение Богородицы, молящейся за весь мир, является одним из наиболее популярных мотивов в современной иконописи. Мастера с разных уголков мира воплощают этот образ с уникальным талантом и глубоким пониманием его символического значения.
Иконописцы придают особое внимание деталям в изображении Оранты. В ее лице они стараются передать благодатное спокойствие и милосердие, которые являются основными чертами образа Богородицы. Руки, сложенные в молитвенном жесте, символизируют ее посредническую роль между человечеством и Богом.
Цветовая гамма, используемая в изображении Оранты, также имеет свое значение. Яркие и теплые тона создают атмосферу уюта и защиты, призывая зрителя обратиться к Богородице с мольбой. Золотые и серебряные оттенки символизируют духовное богатство и свет небесной благодати.
Современные мастера иконописи не только передают традиционные черты образа Оранты, но и придают ему современное звучание. Они экспериментируют с композицией, стилем и техникой, чтобы привлечь внимание современного зрителя и помочь ему почувствовать глубину духовного послания, заключенного в этом образе.