Иконы Рождества Богородицы: редкие, знаменитые, старинные, чудотворные и удивительные

Рождество Богородицы – одно из важнейших событий в православном календаре, отмечаемое 21 сентября. Иконы, посвященные этому событию, имеют особое значение для верующих, ведь они не только являются объектами поклонения, но и несут в себе духовное послание и символику. В данной статье мы рассмотрим различные иконы Рождества Богородицы – редкие, знаменитые, старинные и чудотворные, погрузившись в мир духовного искусства и веры.

История Рождества Богородицы

Это значимое в истории христиан событие описано в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Он повествует о том, что благочестивые Иоаким и Анна, дожив до преклонных лет, так и не смогли обрести дитя. Однажды Иоаким принес в церковь дары, но священник не принял их, поскольку считалось, что Бог не дает детей за грехи, и принимать дары от грешников возбраняется. Опечаленный муж отправился в пустыню, где молил Бога о том, чтобы он дал им ребенка. Анна также возносила молитвы о даровании дитя. Спустя некоторое время каждому из них явился ангел и поведал, что Бог услышал их молитвы, и вскоре у них появится ребенок. Через положенный срок у пары родилась дочь, которую назвали Марией.

Читайте также:

Когда День Рождения Богородицы?

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что иконы Рождества Богородицы являются особым объектом поклонения и изучения для ценителей искусства и религиозных поклонников. Среди них можно выделить как редкие экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях и частных собраниях, так и знаменитые иконы, прославившиеся своими чудотворными свойствами. Старинные изображения Рождества Богородицы не только отражают историческое и культурное наследие, но и являются объектами поклонения и молитвенного почитания. Многие из них сопровождаются легендами о чудесах и благословениях, происходящих через молитвенное обращение к Богородице. Все эти аспекты делают иконы Рождества Богородицы неотъемлемой частью православной иконографии, привлекающей внимание исследователей и поклонников искусства со всего мира.

https://youtube.com/watch?v=6fYfyBNK_dY

Древние изображения Рожества Богородицы

Одни из первых памятников в христианстве, повествующих о событии Рождества Девы Марии, относят к раннему средневековью. Две найденные в Сирии костяные пластины, на которых изображены сцены из Протоевангелия, ученые датируют 5-6 вв.

На одной из них — плачущая в саду Анна в момент явления ей ангела, на другой — встреча Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Исследователи отмечают, что найденный диптих, скорее всего, лишь уцелевшая часть более развернутого повествования, которое включало и остальные эпизоды земной жизни Богоматери.

Икона Рождества Богородицы

Благовещение праведной Анны. Створка диптиха из Мурано; Египет; VI в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 6.9 x 10.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости

Предположения основываются на том, что христианские художники раннего средневековья изображали значимые события, используя приемы античных мастеров. Их визуальный канон, посвященный рождению богов или мифических героев, как раз и состоял из нескольких ключевых эпизодов.

К числу наиболее древних изображений события относят также фресковые циклы в римской церкви Санта -Мария Антиква, их датируют 6-8 вв.

Икона Рождества Богородицы

Святая Праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы. Византийская фреска в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме. 705 — 707 годы.

Фреской 9 века известен храм Каппадокии, а настенную роспись в Атенском Сиони в Грузии искусствоведы датируют 11 веком.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богоматери. Мозаика в Дафни (Греция). Вторая половина XI в.

Первая половина 11 века отмечена фресками в Киевском Софийском соборе. Протоевангельский цикл, расположенный в приделе Иоакима и Анны, выполнен киевскими мастерами и, по оценке экспертов, неплохо сохранился.

Название иконы Краткое описание Знаменитые иконы
Икона Рождества Пресвятой Богородицы из монастыря Святой Екатерины Одна из древнейших икон Рождества Богородицы, датируемая VI веком.
Икона Рождества Богородицы из Третьяковской галереи Икона XII века, написанная в византийском стиле.
Икона Рождества Богородицы Владимирская Одна из самых известных икон Рождества Богородицы, написанная в XII веке.
Икона Рождества Богородицы Афонская Икона XIV века, написанная в монастыре Пантократор на Афоне.
Икона Рождества Богородицы Устюжская Икона XV века, написанная в городе Великий Устюг.
Икона Рождества Богородицы Чудотворная Икона XVI века, которая находится в Свято-Успенском соборе в городе Владимир. Считается чудотворной, ей приписываются многочисленные исцеления.
Икона Рождества Богородицы Неувядаемый Цвет Икона XVII века, которая находится в Троице-Сергиевой лавре. Считается чудотворной, ей приписываются многочисленные исцеления.
Икона Рождества Богородицы Живоносный Источник Икона XVIII века, которая находится в монастыре Зилантова пустынь в городе Казань. Считается чудотворной, ей приписываются многочисленные исцеления.

Старинные

Интересный факт

Текст Протоевангелия был хорошо известен еще раннехристианскому искусству. Неудивительно, что и первые изображения

Рождества Пресвятой Богородицы

появились уже во втором веке, а к 4 -му это событие живописали многие стены храмов.

Однако позже, с наступлением иконоборчества в 8-9 веках, иконы и росписи стен в церквях Византии в основной массе были утрачены. Чтобы вернуть изобразительное искусство в лоно церкви, понадобилось почти столетие.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богородицы. Мозаики монастыря Хора в Константинополе. Византия

Интересные факты

  1. Редкая икона «Рождество Пресвятой Богородицы» из коллекции Третьяковской галереи является одной из древнейших иконографических изображений этого праздника. Предположительно она была написана в XII веке, что делает ее одним из ценнейших образцов древнерусского искусства.
  2. Знаменитая икона «Рождество Богородицы» работы Андрея Рублёва, созданная в XV веке, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это произведение считается одним из величайших творений русского иконописного искусства и отличается своей изысканной цветовой палитрой, тонкой линией рисунка и гармоничным композиционным построением.
  3. Чудотворная икона «Рождество Пресвятой Богородицы», находящаяся в Свято-Успенском монастыре в Сергиевом Посаде, считается одной из самых почитаемых икон Богородицы в России. Она известна своими многочисленными чудотворениями, включая исцеления больных, помощь в родах и защиту от бедствий. Многие верующие приезжают в Сергиев Посад, чтобы поклониться этой святыне и попросить о помощи.

https://youtube.com/watch?v=Qnr2aN2DinI

Особенности изображения в ранней Византии и на Руси

Иконы Рождества Богородицы, созданные византийскими мастерами раннего средневековья, еще находятся под сильным влиянием античных канонов.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в.

Так, описание события включают несколько обязательных сцен, заимствованных у древних мастеров и описывающих рождение какого-либо героя:

  • омовения повитухой рожденного младенца;
  • служанок, поддерживающих сидящую или стоящую роженицу;
  • деву, приносящую Дары.

В более поздних версиях художники начинают творчески перерабатывать сюжет Протоевангелия, внося в повествование новые элементы.

Икона Рождества Богородицы

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. Византия 1316-1321 г.

Со временем бытовые подробности становятся более развернутыми. Так, вместо одной девы с дарами появляются несколько, несущих блюда и сосуды. Такое подробное изображение мы встречаем и на иконе — таблетке из Софийского собора в Новгороде.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богородицы. Двусторонняя икона-таблетка. Школа или худ. центр: Новгород

Конец XV — начало XVI вв. 24 × 19.5 см

Входит в серию таблеток из собора Св.Софии в Новгороде

Увеличивается и число бытовых эпизодов, сопутствующих таинству рождения: в деталях прописана процедура омовения младенца. Одна из служанок проверяет, не горячая ли вода, вторая держит новорожденную, готовя ее к купанию. Рядом — сцена укачивания новорожденной, тут же находятся и служанки с опахалом.

Позже обмирщение становится более явным: в пространстве появляется стол, в более поздних версиях он уставлен яствами и расположен возле ложа Анны.

Праведный Иоаким на иконах Рождества Богородицы

На протяжении нескольких столетий меняется дистанция между благочестивой Анной и Иоакимом. Впервые он появляется на иконах только в 13 веке. Его фигура значительно меньше по масштабу. Художники, внося его в повествование, делают его всего лишь наблюдателем. Это связано со строгим уставом, который запрещал мужчине находиться на половине дома жены в определенные моменты.

К 14 веку на многих изображениях фигура Иоакима становится крупнее, а дистанция сокращается. Он уже располагается в дверном проеме и в полный рост. Иконописцы отводят ему более значительную роль в происходящем. Отчасти это связано со смягчением нравственных канонов и переосмыслением апокрифических текстов.

Икона Рождества Богородицы

Дионисий. «Рождество Богоматери». Фреска из композиции западного портала Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502.

К 17 веку на византийских полотнах фигура Иоакима уже сопоставима с фигурой Анны. Он становится полноправным участником событий и часто рисуется сидящим неподалеку от ее ложа. Ложе Анны на всех иконах является композиционным центром так же, как и на иконах Рождества Христова.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

аскание Марии. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий

Иконография

Практически каждая из бытовых деталей, в изобилии присутствующая на иконах — образная цитата священных текстов.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богоматери. Атени Сиони. Грузия. Конец XI в.

Уже на одном из ранних изображений служанка протягивает Анне новорожденную, что отсылает нас к тексту Протоевангелия:

Между тем прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та:

дочь.

Этот эпизод повторяется и в иконах более поздних изводов.

Девушки с дарами, число которых возрастает на протяжении веков, говорят не только о принятой в среде знатных дам традиции поздравлять роженицу с пополнением в семье.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Пресв. Богородицы. Икона. сер. XIV в.

Сосуд, что они несут в руках — это еще и прообраз Божией матери, которую в молитвах и сочинениях Отцов Церкви называют «сосудом девства» и «вместилищем невместимого». Как, например, в Акафисте Пресвятой Богородице, сочиненном в ранневизантийскую эпоху.

Ра́дуйся, Бо́га невмести́маго вмести́лище;

Не случайно, что на некоторых иконах он по форме напоминает стамну — кувшин, в котором хранили манну небесную, посланную Богом для пропитания в пустыне:

«Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых».

Однако упоминание «Бога невместимого вместилищем» — отголосок еще более древнего источника. Это выражение встречается в Ветхом завете в XV—IV веках до н. э., где описываются скитания еврейского народа по пустыне в поисках земли обетованной. Именно так называют походный храм — скинию, а спустя 400 столетия — храм царя Соломона, которые и были вместилищем Бога до Рождества Богородицы. Именно с появлением Ее на свет человечество обретает в Ее лице одушевленный Храм Божий, место Его особого присутствия.

«Исполнися вопиющего пророчество, глаголет бо: восставлю скинию падшую священного Давида, в Тебе , Чистая, прообразившуюся».

Символика образов

Стоит отметить, что на иконах Рождества Богородицы символика образов очень пластична, она словно перетекает, образуя единой символическое пространство, объединяя и дополняя богословский смысл.

Сосуды

Так, аналогия с ветхозаветным «вместилищем невместимого», священным сосудом — Богоматерью, говорит и о том, что Она, будучи Божественным сосудом, даст миру Спасителя, и, безусловно, о будущей Его искупительной жертве.

Икона Рождества Богородицы

Фрагмент иконы Рождества Богородицы. Музей Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом Монастыре

Стол, накрытый яствами и купель

Тема принесения жертвы прослеживается и в такой детали как стол, накрытый яствами. На первый взгляд, это лишь иллюстрация события, описанного в Протоевангелии.

Икона Рождества Богородицы

Рождество Богородицы. Конец XVI века. Новгород. Музей русской иконы.

Оно повествует о том, как Иоаким созвал священников, чтобы отпраздновать год со дня рождения Марии. Однако и в этой сцене прочитывается параллель с жертвенником храма, который так же имел четырехугольную форму. Христиане ставили на него дары — хлеб и вино для совершения Евхаристии.

Интересный факт

В православных храмах монументальные сюжет из Протоевангелия как раз располагаются в жертвеннике храма. Поскольку сюжет предшествует всем евангельским событиям, то и помещают его в ту часть храма, где происходит приготовление к Службе — Литургия.

Купель

Один из самых ярких и многослойных образов — купель, в которой происходит омовение новорожденной Марии. Изображение ее содержит несколько смысловых пластов. Мы помним из Протоевангелия, что родители обещали отдать рожденного им ребенка для служения Богу. И для младенца Марии омовение в купели символически означает начало новой жизни в Боге, служения Ему. В контексте христианской культуры сцена ассоциируется с Крещением Христа и трактуется как прообраз этого события, будущее очищение человечества от грехов.

Икона Рождества Богородицы

Икона «Рождество Богородицы», — Россия, Москва, около 1698-1699 года. Художник круга Кирилла Уланова. Музеи Московского Кремля

Поэтому эпизод с купелью символически предвосхищает и введение Марии во храм, которое на некоторых иконах Рождества изображают в клеймах как визуальную расшифровку смыслов, заложенных в процедуру омовения. Глубокий символизм сцены поддерживается и Ветхим заветом. Поскольку Она стала вместилищем Бога, своего рода храмом, то купель ассоциируется и с чином освящения храма, который сложился, начиная с раннего средневековья.

Младенец Мария

Несмотря на то, что Мария — главное действующее лицо, на иконах ее фигура чрезвычайно мала. Это связано не столько с детским возрастом, сколько со стремлением показать смирение, самоумаление, свойственное Богоматери в Ее земной жизни.

Икона Рождества Богородицы

Фреска «Рождество Богородицы», — первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Цвет Ее пелен — образный эпиграф, предвосхищающий Рождество Христово, который так же изображен в яслях, завернутым в белоснежные пелена. Цвет пелен Марии также говорит о Ее чистоте и непорочности.

Фонтан

Уже на первых византийских иконах художники изображают фонтан. Он находится рядом с Анной и может отличаться деталями, но символика образа вновь отсылает нас к ветхозаветному пророчеству о воде, что сделает плодородной некогда сухую пустыню. Это образная метафора неплодности Анны, которая наполнилась новой жизнью по воле Бога.

«Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цвете, яко крин… И на жаждущей земле источник водный будет. Тамо будет веселие птицам… И собрании Господом обратятся и придут в Сион с радостию»

(Ис. 35:1-10).

Завеса

На иконе часто встречается велум — завеса из красной ткани. Традиция обозначать таким образом внутреннюю часть дома берет начало с античных времен. Ткань использовали в домах того времени для разграничения пространства, также ею прикрывали вход в дверные проемы. Вот и на иконе велум, закрывающий проем, символизирует закрытость Рая для людей, поскольку до Рождества Богородицы и последующей искупительной жертвы Христа вход туда человечеству был закрыт.

Икона Рождества Богородицы

Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Ткань, соединяющая два архитектурных сооружения, символизирует также переход от Ветхого Завета к Новому, который стал возможен с рождением Богородицы.

Иконы Пресвятой БогородицыИконы Пресвятой Богородицы

Известные иконы и их краткое описание

Эти иконы объединяет схожие истории обретения, которые происходили в течение 16 века в разных российских губерниях.

Исааковская

Была обретена чудесным образом в 1659 году в Ярославской губернии. Жители увидели свет в лесу, выяснилось, что он исходил от иконы, находившейся на дереве.

Икона Рождества Богородицы

На ней изображались события Рождества, которые несли два ангела в окружении херувимов. Сельчанам удалось перенести икону в церковь только после молебна. Однако на следующий день она исчезла, чтобы вновь появиться в месте, где была обретена первоначально. Лишь после нескольких эпизодов с исчезновением иконы на месте ее обретения была построена часовня, а после — каменный храм. Впоследствии на этом месте организовали монастырь, но в начале 20 столетия он был закрыт. Судьба иконы неизвестна.

Глинская

Икона была найдена пчеловодами в корнях сосны. Это произошло в первой половине 16 века. Названа по имени князей Глинских, которые помогли создать обитель на месте явления чудотворной иконы. На ней изображена Анна, восседающая на высоком ложе.

Икона "Рождество Пресвятой Богородицы" Исааковская. Празднование

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» именуемая Глинскою

В арке из трех пролетов изображена дева с дарами, праведный Иоаким, в нижней части иконы — служанка с младенцем Марией на руках. Позже икону вложили в серебряный киот. От других изводов Глинскую икону отличает изображение Бога — Саваофа. Это один из титулов Господа,означающий всемогущество, который упоминается в Ветхом завете.

Сямская

Названа так по имени монастыря в Вологодской губернии, в котором находилась. В первой половине 16 века монастырь сгорел, однако икона осталась невредима. После пожара обитель возродили. Позже в обители построили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а святыня заняла в ней достойное место.

Икона Рождества Богородицы

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» Сямская

Лукиановская

На иконе, в отличие от других изводов Рождества, обретенных в 16 веке, изображены белые птицы, пьющие из источника. Это соотносится с ветхозаветным текстом пророка Исайи, который описывает появление водного источника на жаждущей земле. Иносказание отсылает нас к неплодной Анне, которой Бог даровал рождение дитя, а также с образом сада с птицами, в котором Анна молилась Богу о рождении ребенка.

Икона Рождества Богородицы

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» Лукиановская

Сокольская

Икона Рождества Богородицы

Икона Рождества Богородицы именуемая Сокольскою

Иконы из Музея имени Андрея Рублева

В собрании музея, по данным, опубликованным на специализированных сайтах, находится 9 икон «Рождества Богоматери». Они созданы в период с 15 по 18 века в разных иконописных мастерских.

Самая ранняя из работ принадлежит кисти тверского мастера и датирована второй четвертью 15 века. Изображение частично утрачено, однако на нем можно рассмотреть традиционный для икон этого типа сюжет:

  • восседающую на ложе Анну;
  • стоящий рядом стол с яствами;
  • дев с дарами и опахалом

В нижнем ярусе изображена служанка с младенцем Марией в белых пеленах. На заднем фоне угадываются архитектурные формы и фрагмент красной завесы, по всей видимости, соединяющей башенки. Поскольку, изображение Иоакима появляется на иконах уже в 13 веке, можно предположить, что его фигура расположена справа, на одном из утраченных изображений башни.

Икона Рождества Богородицы

Икона Рождества Богородицы. Конец VI века. Тверь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва. Икона реставрировалась в мастерской музея в 1972 г. И. Е. Брягиной. На полях крупные тонированные вставки грунта.

В конце 16 века на Руси получило распространение переведенное с греческого Житие Богородицы, поэтому более поздние иконы, в том числе и из собрания музея Рублева, изобилуют визуальными цитатами не только из Протоевангелия, но и из Жития, которые обозначены в клеймах. Центральное же место в композиции по — прежнему занимает Анна, служанки и Иоаким.

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, С ЖИТИЕМ Третья четверть XVI века.Тверь Дерево, темпера; 139 × 111 см КП 54 Из церкви Рождества Богоматер

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, С ЖИТИЕМ Третья четверть XVI века.Тверь Дерево, темпера; 139 × 111 см

КП 54

Из церкви Рождества Богоматери на Исаевце близ Твери. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва

Самая поздняя работа, находящаяся в музее, относится к 18 веку и создана костромскими иконописцами. Икона содержит центральную сцену Рождества, окруженную многочисленными житийными клеймами.

«Пророческая» икона «провидца» монаха Авеля

Именно на иконе «Рождество Богородицы», написанной в 1796 году жившим в одной келье с Авелем иконописцем, были начертаны его пророчества. Они касались царей династии Романовых. Слова об их кончине сбывались день в день, за что Авель подвергался многочисленным гонениям и более 20 лет провел в заточении.

Икона Рождества Богородицы

Икона монаха Авеля

Икона Рождества была заказан Екатериной II и кроме предсказания о дате смерти императрицы и ее сына Павла, содержала и предсказания о конце света. Они были изложены на обрамлении иконы. Туда же вписаны и пророческие слова о том, что именно 21 сентября, в день Рождества Богородицы, в России появится правитель, способный возродить страну.

Несмотря на гонения, монах не отрекся от того, что стало ему известно свыше.

Николай Юрьевич Колчуринский,кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии МГУПС МИИТ проанализировав имеющиеся исторические источники относительно личности монаха Авеля пришел к выводу:

Вышеизложенные факты говорят о том, что жизнь Василия Васильева (монаха Авеля) вряд ли может быть оценена как жизнь подвижника благочестия. Перед нами почти неоспоримые свидетельства о лжепророке, пребывавшем в демонической прелести, вера которого характеризовалась грубыми искажениями догматического характера.

Мы имеем косвенные свидетельства в пользу того, что Авель со своими “пророчествами”, к которым относились с большим доверием в столичных светских салонах, мог быть в той или иной степени ангажированным в большие политические интриги своего времени, (возможно, в связи с деятельностью масонов) — слишком политизированным был характер его “пророчеств”.

В этом ключе становится объяснимым таинственный источник его огромного богатства. Существующий в настоящее время образ Авеля как православного подвижника-монаха и истинного пророка о судьбах России, присутствующий в том числе и в православных изданиях, представляется нам не соответствующим фактам

Рождество Богородицы в живописи

Сюжет Рождества взял за основу и итальянский художник Карло Сарачени. Последователь школы Караваджо довел до совершенства игру света и тени. У него она — не столько способ придать изображению объем, сколько возможность высветить внутреннюю часть церкви, где происходит действие, таким образом, чтобы появилось ощущение изобразительной полифонии. Островки света как будто выхватывают из времени ключевые события, которые складываются в единый многомерный образ.

Икона Рождества Богородицы

Карло Сарачени. Рождество Богоматери.

Между 1616 и 1619 годами. Масло на меди, 71,5х42 см. Передана в Лувр в 1974 году.

Так, поющие в лучах света ангелы в верхней части картины словно отделены пространством, находящимся в тени и складывается впечатление, что их тихое ликование не способно разбудить новорожденную Марию.

Философский подтекст картины также схож с иконописным работами. Здесь события рождения, омовения в купели и укачивания младенца представлены как существующие одновременно и в то же время — последовательно. Такая визуальная трактовка событий свойственна иконам, где все события разворачиваются вне времени. К слову, подобный прием есть и на иконах Рождества Христова.

Несмотря на то, что рождение младеницы происходило ночью свет проникает через окна. Это символизирует Божественность события, для которого границы времени, дня или ночи весьма условны.

Украшение праздничной иконы цветами

Когда День Рождения Богородицы

Богородичные иконы Рождества часто украшают лилиями. Название цветка в переводе с древнекельтского означает «белизна»,он символизирует чистоту и невинность Девы Марии. В более широком смысле цветы напоминают и о скоротечности земной жизни. Это отголосок Рая, который человек потерял, нарушив Божьи заповеди, но с Рождением Богоматери может получить надежду на Спасение.

Кондак, тропарь и величание празднику

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник
Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми.

О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго.

Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще:

Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Какая самая сильная икона Божией Матери?

Ки́ккская ико́на Бо́жией Ма́тери (Киккоти́сса, Ми́лостивая, греч. Κυκκ(ι)ώτισσα, Παναγία τοῦ Κύκκου, Θεοτόκος ᾿Ελεούσα τοῦ Κύκκου) — одна из наиболее почитаемых чудотворных икон Богородицы на Кипре.

Какие 4 иконы Божией матери?

Матерь Божия, Владычица наша Небесная … Казанская икона Божией Матери … Владимирская икона Божией Матери … Семистрельная икона Богородицы … Тихвинская икона БогородицыЕщё

Какие иконы называют чудотворными?

Некоторые иконы связаны с особыми случаями проявления различных чудес, которые официально зафиксированы в церковных приданиях. Именно такие образа и называются чудотворными. Чудотворная икона заключает в себе две основные составляющие: возможность укрепления веры и нравственное совершенствование.

Какие названия икон Божией Матери?

Оранта – молящаяся Мария без младенца на руках … Одигитрия – та, что указывает путь ко Христу … Елеуса – самый нежный образ Матери и Сына … Панахранта – Царица Небесная … Агиосортисса – молящаяся Христу … Казанская – самый распространенный и узнаваемый образ БогородицыЕщё

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю и символику икон Рождества Богородицы, чтобы понимать их глубокий духовный смысл.

СОВЕТ №2

Посетите музеи, церкви или выставки, где можно увидеть редкие и старинные иконы Рождества Богородицы вживую.

СОВЕТ №3

Изучите иконографию иконы Рождества Богородицы, чтобы различать особенности различных стилей и школ.

Редкие изображения Рождества Богородицы

Иконы, изображающие Рождество Богородицы, являются одним из наиболее почитаемых и уважаемых предметов в православной традиции. Среди них можно выделить редкие и особенные изображения, которые привлекают внимание своей уникальностью и исторической ценностью.

Одним из таких редких изображений является икона “Рождество Богородицы” из древнерусского периода. Эта икона отличается особым стилем и символикой, которая отражает духовные и культурные особенности того времени. Ее ценность заключается не только в искусстве исполнения, но и в исторической ценности как памятнике древнерусской иконописи.

Еще одним редким изображением Рождества Богородицы является икона, связанная с чудесами и чудотворениями. Такие иконы привлекают внимание верующих своей способностью совершать чудеса и приносить благословение тем, кто обращается к ним с молитвой и верой.

Редкие изображения Рождества Богородицы являются не только предметами культурного наследия, но и объектами поклонения и почитания, которые помогают верующим обрести духовную связь с Богом и Пресвятой Богородицей.

Оцените статью
Добавить комментарий