В маленькой деревне Пархачёво, расположенной в Ивановской области, стоит Успенская церковь, построенная предками знаменитого русского ученого Ивана Михайловича Сеченова. Этот исторический храм, разрушенный в результате времени и обстоятельств, несет в себе не только архитектурную ценность, но и связь с историей выдающегося рода Сеченовых, что делает его объектом особого интереса и изучения.
История строительства
Само село впервые упоминается документами еще XVI в. Тогда здесь был деревянный храм, посвящение которого остается неизвестным. Впоследствии его заменили каменным. Это-то здание было капитально перестроено в 1818 г.: на возвышенности близ местных прудов возник уже целый архитектурный ансамбль, включавший церковь, колокольню, и каменную же сторожку. Тогда же состоялось освящение новой Успенской церкви.
О празднике Успения Пресвятой Богородицы можно почитать здесь:
Успение — прекрасный сон Богородицы
Мнение эксперта:
В Пархачёво, небольшой деревне в Тверской области, находится Успенская церковь, строительство которой связано с предками знаменитого российского ученого Ивана Сеченова. Эксперты отмечают, что эта церковь является не только историческим и культурным памятником, но и своеобразным свидетельством о многовековой истории рода Сеченовых. Строительство Успенской церкви началось в XVIII веке и продолжалось несколько десятилетий. Ее архитектурный стиль и декоративные элементы отражают традиции и вкусы того времени, а также отличаются своеобразием и изысканностью. Для местных жителей и исследователей истории Пархачёва Успенская церковь стала символом не только веры, но и связи с выдающимися личностями прошлого, в том числе семьи Сеченовых, чей вклад в развитие науки и культуры России признается всеми.
Архитектура
Полагают, что комплекс построен… крестьянским архитектором. Им был П.Е.Корсаков, талантливый крепостной-самоучка.Сын иконописца, он с юности работал вместе с отцом, проявляя особый талант. Молодой художник не остался незамеченным: помещик отправил его учиться в Италию. После художник некоторое время работал в Петербурге. Есть предположение, что он мог даже работать в артели, расписывавшей Казанский собор.
Фасад. Фото 2018 года
Ну а на родине Корсакову принадлежит еще один Успенский храм близлежащего села Васильевского (он возведен через 10 лет после церкви Пархачёво).
Образцом для зодчего, возможно, мог стать Дмитриевский собор (ныне восстановлен) Спасо-Яковлевской обители Ростова, на который Успенская похожа особенно оформлением фасада.
Особенность церкви – сочетание распространенного тогда классического стиля, в котором строились античные храмы, с нарядностью барокко:
- план основной части здания, где находится престол свт. Николая – четырехугольник, или, как говорили на Руси, «четверик»; но на него водружена круглая башня-ротонда – непременный элемент античной архитектуры; а завершается купол луковичной главкой;
- подобным образом – малые ротонды, стоящие на четвериках, небольшие главки-луковицы – выглядят четыре другие главки вокруг большого купола;
- множество архитектурных элементов – колонны, портики, арки – на боковых фасадах главной части;
- внутреннее убранство церкви, судя по всему, было сделано в стиле барокко – даже до наших дней здесь сохранилась лепнина – фигурные розетки, так называемые пальметты (стилизованные лепные изображения пальм); по-видимому, было также множество элементов декора (например, карнизы).
Фото В.В. Лелецкого. 8 октября 2005 года
Удивительное впечатление даже сейчас производит цветовое решение – небесно-голубые тона. В них нежность и какая-то неотмирность, ведь сказано, что церковь есть небо на земле. Элементы бывшей окраски сейчас сохранились практически только на куполе.
Интересные факты
-
Настоятель Успенской церкви в Пархачёве был родственником известного учёного Ивана Михайловича Сеченова, причём не из близких, а из совсем дальних. А вот уже племянник священника, Иван Иванович Сеченов приходился Ивану Михайловичу дедом.
-
Строительство Успенской церкви велось в 1783–1791 годах и велось оно на средства помещика Петра Фёдоровича Бердникова. Пётр Фёдорович был женат на дочери князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Дочь князя, Екатерина Ивановна, вместе со своим братом князем Алексеем Ивановичем передала в храм Спасский образ XVII века и образ святого Николая Чудотворца.
-
В Успенскую церковь бесспорно стоит зайти, чтобы полюбоваться хотя бы одним из чудом сохранившихся иконных рядов. Однако внутреннее убранство храма, как и само здание, находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в проведении реставрационно-восстановительных работ.
Приход и клир
К церкви относились до десяти селений, расположенных на расстоянии до 5 верст. Количество прихожан достигало почти 2000, всего – 223 двора. Среди именитых прихожан, и, видимо, активных жертвователей, были дворяне:
- князья Поливановы,род, известный службой государству с XIV в.; могилы некоторых из них до сих пор можно увидеть на заброшенном кладбище рядом;
- Портнягины, Смоляниновы,представители родов, упоминаемых по крайней мере с XVI в.
- и, конечно, Сеченовы, предки известного физиолога.
Судя по документам, служили при Успенском священник, пономарь, «сверх штата» –
диакон
.
Причт получал небольшое казенное жалованье, а также содержался на проценты капитала, переданного приходу несколькими жертвователями.
Сведений о священниках, служивших здесь, сохранилось немного. Например, «Алфавитный список церквей Костромской епархии» 1879 г. содержит имена:
- 31-летнего
иерея Василия Иоанновича Панова, для которого село было местом служения с 1872 г.; батюшка окончил семинарию, несколько лет учительствовал, затем рукоположен во священника; отмечается также, что с 1874 г. он также преподавал Закон Божий, видимо, при школе на приходе; - диакона Андрея Яковлевича Алфеева, прослужившего к этому времени здесь более 30 лет, с 1846 г.
Когда был разрушен
Годом прекращения богослужений считается 1940. Тогда же были репрессированы все служители церкви. После этого здание стало мастерской по ремонту тракторов. Для «удобства» въезда безбожники разбили стену близ алтаря. Позже бывшая церковь была складом.
Фото В.В. Лелецкого. 1 февраля 1991 года
Планы на восстановление и их реализация
Данные о том, может ли быть восстановлена церковь, противоречивы. Авторы народного каталога православной архитектуры, многих статей, блогеры чаще всего оценивают перспективы скептически: село умирает, прихожан нет.
Однако, известно, что:
- с 1990-х гг. на селе возникло стихийное движение за восстановление церкви – несмотря на то, что значительную часть домов села к тому времени составляли дачники; но горожанам тоже было крайне больно смотреть на разрушающуюся святыню;
- церковь приписали к Александро-Невской церкви г. Родники;
- к началу 2000-х проект ее восстановления поддержала администрация района, но… только словесно; не смогли собрать также частные пожертвования; так прошло около 10 лет;
- судя по новостям
на сайте благочиния,
по крайней мере с 2014 г. здесь начали совершаться периодические молебны приезжими священниками, начал обсуждаться вопрос об образовании прихода; одновременно жители села своими силами пытались хотя бы прибрать порядок территорию, разоренное кладбище; - в 2018 г. началась реализация молодежного проекта «Святыни Родниковского района»; зимой этого года к церкви был совершен лыжный поход местных школьников;
- судя по новостям, размещаемым на сайте благочиния,
к Покрову
2019 г. приход уже имел настоятеля, иеромонаха Алексия; - наконец, 3 сентября 2020 г. над церковью появился крест.
Современное состояние
По данным на конец 2020 г. приход ведет реставрацию. К ней подключаются неравнодушные жители района, области, частные жертвователи. Все лето 2020 г., по данным местной газеты «Родниковский проспект», здесь работала целая бригада реставраторов. Журналисту газеты скромные труженики фамилий не назвали – лишь имена, Сергий, Антоний, Евгений и Владимир. И рассказали:
«Старый барабан и купол сняли, сделали образцы, потом купол и барабан изготавливали из металла в течение двух недель и собирали вручную — 26 сегментов-квадратов в каждом из 26 рядов, сваривали их, разобрали на четыре части. Конструкцию на болтах подняли на руках по лесам, поскольку кран оказался маленьким. Крест выполнен из нержавейки. Сейчас будем приступать к ремонту кирпичной полусферы, на которой и держится барабан. Тес на леса пока есть, нужны другие материалы. Денег немного, как появляются, строим дальше. Сейчас нужны деньги на кровлю, чтобы закрыть полусферу. А еще нам нужны фотографии, как выглядел этот храм еще до разрушения, особенно алтарь. Будем восстанавливать и его…»
Несмотря на сложности реставрации, здесь уже совершаются еженедельные богослужения. Жители маленького села понимают – разоренных церквей по округе десятки, если не сотни, а потому большой кампании по сбору средств не разворачивают:
«Денег немного, как появляются, строим дальше…».
Частые вопросы
Когда сгорела Успенская церковь?
10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы.
Кто и когда построил Успенский собор?
Успенский собор построен в 1474 – 1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти как первопрестольный русский храм. В главном соборе государства совершались важнейшие церемонии: венчания на царство, коронации императоров, поставления глав русской церкви. Успенский собор был усыпальницей митрополитов и патриархов.
Кто был инициатором строительства Успенского собора в Москве?
Согласно версии древних книжников, инициатором строительства Успенского собора в Москве был глава Русской Церкви митрополит Пётр, решивший перенести сюда из города Владимира центр митрополии.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте историю местности, где живете или куда планируете поехать. Узнавайте о знаменитых людях, событиях и памятниках истории, связанных с этим местом.
СОВЕТ №2
Посещайте места исторического значения лично. Наблюдайте, изучайте архитектуру, читайте информационные вывески и брошюры, чтобы погрузиться в атмосферу прошлого.
СОВЕТ №3
Общайтесь с местными жителями и экскурсоводами, чтобы узнать дополнительные интересные факты и легенды, связанные с историческими объектами.
Связь Успенской церкви с историей и наследием семьи Сеченовых
Успенская церковь в поселке Пархачёво, расположенном в Московской области, имеет особое историческое значение, связанное с предками знаменитого российского ученого Ивана Михайловича Сеченова. Эта церковь была построена в XVIII веке на средства купца Сеченова, чья семья имела глубокие корни в этом регионе.
Иван Михайлович Сеченов, выдающийся физиолог и психолог, родился в 1829 году в деревне Терновка, неподалеку от Пархачёво. Его предки были известны своими благотворительными делами и поддержкой православной церкви. Успенская церковь стала не только духовным центром для местных жителей, но и символом связи семьи Сеченовых с историей этого места.
Строительство Успенской церкви было начато в 1765 году и завершено через несколько лет. Архитектурный стиль церкви отражает традиции русского барокко и бывших владений Сеченовых. Внутреннее убранство церкви богато украшено иконостасом, иконы которого хранились в течение многих поколений.
Для семьи Сеченовых Успенская церковь была не только местом богослужений, но и символом веры и семейных традиций. Именно здесь Иван Михайлович Сеченов получил первоначальные знания о религии и морали, которые сформировали его как личность и ученого.
Сегодня Успенская церковь в Пархачёво продолжает привлекать паломников и туристов, интересующихся историей и культурой этого уникального места. Связь церкви с семьей Сеченовых напоминает о важности сохранения и передачи исторического наследия, которое остается важным элементом культурного развития региона.