Кладбищенская церковь в Вологде, посвященная священномученику Антипе Пергамскому, претерпела множество испытаний за свою историю. Статья “Печальная история кладбищенской церкви в Вологде” расскажет о трагических событиях, которые привели к разрушению этого священного места в 1930 году, а также о его восстановлении и значимости для местного сообщества.
История строительства
Начало жизни этого храма ознаменовалось событиями печальными, даже трагичными:
Интересный факт
в 1772 г. Российская империя переживала эпидемию «морового поветрия», чумы. Стремясь остановить заразу, власти приняли решение нарушить многовековую русскую традицию – хоронить христиан поблизости от их приходской церкви. Впервые было предписано вынесли кладбища за городскую черту. Конечно, дабы не оставить усопших без поминовения, при них велено было строить церкви.
Так в Вологодском Заречьи – на левом берегу р. Вологды – появилась кладбищенская двухпрестольная церковь Воскресения Христова, имеющая также придел сщмч. Антипы Пергамского, пострадавшего за Христа в I в., упоминаемого Откровением
св. Иоанна Богослова.
Так как храмов Воскресения в городе было еще несколько, кладбищенскую церковь народ чаще всего стал именовать Антипиевской, или Воскресенско-Антипиевской. Ее строительство завершилось в 1777 г., по некоторым данным, она была деревянной.
Кладбищенским храм был до начала XIX в., когда город шагнул в Заречье. Тогда за чертой города появился новый некрополь, а бывшая церковь при кладбище стала приходской. Почти сразу оказалось, что ее придется перестроить: хоть на окраине города, прихожан было столько, что по праздникам здесь уже ощущалась теснота. К тому же ветшали иконостасы, да и само здание.
В 1847 г. было принято решение полностью разобрать его, а затем заново отстроить – на том же месте. Документы говорят, что сделано это было очень быстро – «в течение одного лета», то есть буквально за несколько месяцев: ведь северные зимы суровы, так что строить во время холодов было совсем не принято.
Столь высокие темпы строительства стали возможны благодаря разумной организации работ и, конечно, очень активной помощи благотворителей – вологодских купцов Рыбниковых. Руководил же всей стройкой староста прихода, мещанин Василий Маталындин.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что печальная история кладбищенской церкви в Вологде является одним из символов утраченного наследия и культурного богатства региона. Построенная в XIX веке, церковь неизбежно подверглась разрушениям со временем из-за недостаточного финансирования на ее реставрацию. Эксперты выражают сожаление о том, что исторические и архитектурные ценности такого масштаба не получают должного внимания и защиты. Они подчеркивают важность сохранения памятников культуры для будущих поколений и призывают к усилиям по сохранению и восстановлению уникальных объектов исторического наследия.
Архитектура
Имя создателя церкви пока остается неизвестным. Стиль постройки специалисты определяют как ампир, очень распространенный тогда среди архитекторов. Он одноглавый, купол церкви – полусфера, традиционно символизирующая «твердь небесную».
Церковь делилась на неотапливаемую «холодную» часть и «зимнюю», где были печи. Это так называемая «трапезная» пристройка к церкви, где находились два придела.
Интересные факты
-
Церковь Димитрия Прилуцкого была построена в конце XVIII века в память о погибших в Пугачёвском восстании. В её стенах планировали хоронить видных городских деятелей, но из-за особенностей почвы, непригодной для захоронений, кладбище было перенесено в другое место.
-
В 1805 году в этой церкви обвенчались великий русский поэт А.С. Пушкин и его возлюбленная Е.А. Раевская.
-
В советские годы церковь была закрыта и использовалась как склад. В 90-х годах XX века храм был возвращён церкви и освящён. В настоящее время является действующей и открыта для посещения.
Престолы
Церковь стала не только больше прежней, но получила еще один престол: кроме Воскресенского и Антипиевского, появился придел
Казанской иконы Богородицы
.
Росписи
Около 20 лет храм стоял без фресок, с белыми стенами. Собрать средства на роспись, найти достойных мастеров удалось только к 1867 г.
[bl]Известно, что всеми работами руководил Платон Семенович Тюрин. Выходец из крепостных села Архангельского Вологодской губернии, он учился в Академии Художеств. Среди его работ – некоторые росписи Московского Храма Христа Спасителя, а также церкви вмч. Екатерины северной столицы.[/bl]
Платон Семенович не только надзирал за работой артели иконописцев: он лично создал изображение Христа над западными дверьми церкви, причем сделал это безвозмездно, в качестве жертвы для Церкви. К сожалению, творение художника оказалось утрачено за советские годы.
Служители, приход
Известно, что священники церкви много занимались благотворительностью, несли социальное служение. Например, священник Василий Ретровскийв 1860-е гг. открыл бесплатную школу для девочек, причем занятия проходили прямо у батюшки дома.
Продолжало расти также количество постоянно посещающих богослужения. Местный приход был одним из самых больших в Вологде, а о высоком авторитете церкви говорит название улицы, на которой она располагалась – Антипиевская.
Настоятель, священник Алексий Скворцов, в 1892 г. писал:
[yw]«Народ здесь добрый, отзывчивый и, главное, любящий Церковь (а за нею и служителей ее). Здесь все, от малого до великого, весьма усердно посещают храм, особенно накануне и в дни праздничные и воскресные, имеют добрый, благочестивый обычай в трудных и радостных обстоятельствах жизни прибегать к Богу, Божией Матери, святым угодникам (особенно к небесному покровителю храма священномученику Антипе)…»[/yw]
К 1890-м места для желающих прийти на службу снова стало очень мало, особенно зимой, когда служили только в отапливаемых небольших приделах. На 1895 г. приходится последняя перед революцией реконструкция здания, объединившая «теплую» и «холодную» части церкви.
После революции
Даже после начала гонений приходская жизнь Антипиевского не замерла. Более того, современный исследователь этого периода истории Вологды, И.Спасенкова, пишет, что, например, в 1926 г. количество членов общины увеличилось более чем на 300 человек!
[bl]Причт церкви продолжал свое служение в полном составе до самого закрытия храма, которое приходится на 30 января 1930 г. Историки установили: несмотря на угрозу репрессий, никто не вышел за штат, не отказался от сана.[/bl]
Более того, прежним порядком шли не только богослужения, но даже крестные ходы – по улицам города без страха шли с хоругвями, иконами, пением богослужебных песнопений.
Когда был разрушен
История церкви советских лет не отличается от судьбы тысяч других: склад, мастерские, затем гараж для машин «скорой помощи». От прежней жизни уцелело несколько икон – благодаря передаче их музею. Сам же храм лишился крестов, куполов, став совершенно неузнаваемым. Кроме того, было уничтожено кладбище, от которого ныне не осталось никаких следов.
Современные горожане вспоминают, что, когда здание забросили совершенно, здесь поселились бродяги, окончательно захламившие здание, вообще всю эту территорию.
Начало возрождения
Его вернули Церкви только с 1999 г. К этому времени разрушающееся здание уже было признано «объектом культурного наследия регионального значения», однако государство ничего не сделало для его спасения. Немного средств было также у епархии. Церковь стала приписной к другой, свт. Николая во Владычней слободе.
[fact]Сложилось так, что в 2007 г. Антипиевская попала на киноэкраны: кадры полуразрушенного храма можно увидеть в сериале Н.Досталя «Завещание Ленина», который снимался на Вологодской земле.[/fact][fact]
Лишь с 2008 г. удалось начать реставрацию. Она не раз прерывалась по причине отсутствия финансовых ресурсов, и непросто идет сейчас.
Современное состояние
Приход Антипиевской церкви существует как самостоятельный с 2014 г. Его первым настоятелем стал священник Александр Грибанов. А с 2015 г. общину возглавляет
иерей Михаил Болотский. Батюшка – выпускник Вологодского духовного училища и Московской Духовной семинарии.
Sorry, no Страницы found.Страницы
Спустя два года после образования прихода, 19 июня 2016 г., на День Св. Троицы, состоялась первая с советского времени литургия. Тогда здесь не было даже иконостаса.
Частые вопросы
Сколько кладбищ в Вологде?
На территории современной Вологды находится пять кладбищ: Горбачёвское, Введенское, Пошехонское, Козицынское и Мауринское. В XIX — первой половине XX века существовало также Богородское (Глинковское) кладбище. Кладбища на современной карте Вологды.
Какой храм находится на Красной площади?
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) – достопримечательность Москвы на Красной площади: интересные факты на официальном сайте Государственного исторического музея (ГИМ)
В каком городе больше всего кладбищ?
Возглавляет начало списка самых больших кладбищ по территории некрополь, который расположен в Ираке – Вади Ус-Салам. В переводе это означает «долина покоя».
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении кладбищенской церкви в Вологде обязательно уважайте местные обычаи и традиции. Соблюдайте тишину, не фотографируйте панихиды и не мешайте другим посетителям.
СОВЕТ №2
Изучите историю церкви заранее, чтобы более глубоко понимать ее значение и значение памятников на кладбище. Это поможет вам оценить историческую ценность места.
СОВЕТ №3
Поддерживайте чистоту и порядок на территории кладбища. Не бросайте мусор, уважайте память усопших и убирайте за собой.
Легенды и мифы
Печальная история кладбищенской церкви в Вологде окружена множеством легенд и мифов, которые до сих пор живут в сознании местных жителей. Одна из самых известных легенд связана с таинственным исчезновением строения в ночь с 13 на 14 мая 1927 года. По преданиям, церковь была затянута мистическим туманом, после чего исчезла буквально на глазах у свидетелей.
Еще одна легенда утверждает, что на территории церкви обитает дух предполагаемого строителя, который не может найти покой из-за неоконченного дела. Местные жители утверждают, что ночью можно услышать его стоны и шаги вокруг места, где когда-то стояло священное сооружение.
Существует также версия, что кладбищенская церковь была построена на месте древнего языческого культа, и что именно эти древние силы и энергии привели к таинственному исчезновению здания. Мифы о проклятии, связанном с этим местом, передаются из поколения в поколение, придавая церкви еще более загадочный облик.