По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери и история

Смоленская икона Божией Матери – одно из самых почитаемых изображений Пресвятой Богородицы в православной церкви. Ее история тесно связана с чудесами и молитвенными ответами, привлекая к себе веками внимание верующих. В данной статье мы погрузимся в историю и значения этой утраченной святыни, рассмотрим особенности иконы, ее культовое значение, а также расскажем о связанных с ней обычаях и праздниках.

Одигитрия Смоленская — краткая история иконы

10 августа —день, когда празднуется Смоленская икона Божией Матери. Первая Одигитрия прошла долгий путь из Иерусалима через Константинополь в Смоленск и таинственно исчезла в годы Великой Отечественной войны…На её месте, в Кафедральном соборе города-героя — чудотворный список. По одной из версий его даровал смолянам Борис Годунов в 1602 году.

Смоленская икона Божией Матери

10 августа Церковь празднует память Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская Надвратная икона Божией Матери, которая находится сейчас в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска — это список с той, легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука.

Список с легендарной иконы Одигитрия Смоленская, которую по преданию написал еще в первом веке при жизни Самой Пресвятой Богородицы апостол и евангелист Лука, находился в Кафедральном Успенском соборе города Смоленска.

Несколько раз святыню перевозили в Москву, но затем вновь возвращали в родной город.

Первописная икона из Иерусалима в Константинополь была доставлена в V веке. Там ее стали именовать Путеводительницей (Одигитрией).

На Руси образ появился в 1046 году. К этой дате отсылают устные предания, в которых говорится, что царевна Анна из Византии привезла ее на новую родину в качестве приданого от отца, который выдал ее замуж за князя Всеволода Ярославича.

Позже их сын Владимир Мономах основал в Смоленске храм, куда и была перенесена святыня. Так икона стала еще и символом, связывающим византийскую и русскую династии и стала называться Смоленской иконой Богоматери.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что Смоленская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых святынь в православной церкви. Ее история тесно связана с древними легендами и чудесами. Икона считается покровительницей семьи, детей и женщин. Многие паломники приходят к ней с мольбой о помощи и исцелении. Специалисты подчеркивают, что Смоленская икона привлекает не только верующих, но и исследователей и историков искусства своей уникальной красотой и мистическими свойствами. Ее утраченная и восстановленная история остается объектом внимания исследователей, пытающихся раскрыть все тайны этой древней святыни.

Рассказы о Святых. Смоленская икона Божией Матери Одигитрия. Телеканал Радость мояРассказы о Святых. Смоленская икона Божией Матери Одигитрия. Телеканал Радость моя

Топ-5 впечатляющих чудес, которыми знаменита Смоленская икона

Первое: константинопольское

По преданию, явилась
Пресвятая Богородица
двум слепцам и повелела идти на поклон к иконе во Влахернский храм. Совершив паломничество, они обрели зрение.

Второе: русское, смоленское

Как повествует летопись, в 1238 (по другой версии 1239) полчища хана Батыя стояли у стен Смоленска, но город по заступничеству Богоматери захватить и разорить им не удалось. Воин по имени Меркурий молился перед чудотворным образом и получил благословение от Приснодевы Марии на ратный подвиг, который он и совершил: под покровом ночи пробрался в стан врага…

Позже монголы свидетельствовали: лучезарная Женщина стояла, а молнеподобные воины помогали Меркурию в сражении. Ордынцев охватил ужас, бросив оружия они бежали, но один из них отрубил голову храброму русскому, который, к слову, по происхождению был римлянином. Так он принял мученическую кончину, о которой был предупрежден накануне. Мученика Церковь причислила к лику святых. В память об этом ежегодно 24 ноябряв Смоленске верующие собираются на молебен, совершаемый перед чудотворной иконой.

Третье: московское

Шел 1812 год. Накануне Бородинского сражения Смоленскую,
Владимирскую
и
Иверскую
обнесли вокруг Кремля. Так промыслительно перед важной битвой смоленская святыня пребывала в столице и Михаил Кутузов попросил благословить его войска именно Смоленской иконой.

Четвертое: новгородское

В 1831 году здесь свирепствовала холера. 3 июля в нише над входом в Спасо-Преображенскую церковь отвалилась штукатурка и верующие увидели икону. Образ представлял собой фресковую иконопись ХІV века. Эпидемия прекратилась, так как новгородцы стали горячо молиться Богородице перед явившимся образом Её.

Пятое: событие в честь которого установлена дата празднования

В начале XV века, когда Смоленск находился под властью Литовского княжества, святыню спасали в Москве. Тогда то иконописцы и сделали точную копию с оригинала. Спустя 50 лет москвичи торжественным крестным ходом проводили святыню в родную обитель. Для того, чтобы именно там она явила ещё одно чудо и истинную силу.

Интересный факт

На протяжении XIV –XV веков Смоленск находился под влиянием Великого княжества Литовского. В 1514 году войска Великого князя Московского Василия III наконец отвоевали Смоленск у захватчиков.

Успешный штурм совершили 29 июля 1514 года(по старому стилю), после молебна перед чудотворным Смоленским образом. Известно, что в 1524 году Василий Иоанович

в

честьиконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии» в излучине Москвы-реки основал монастырь. Так великий князь исполнил данный 10 лет назад обет: если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он

построит
новый

монастырь
. И в 1523 году на сооружение из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра. А уже 10 августа 1525 года(по новому стилю) из Московского Кремля список чудотворной Смоленской иконы москвичи торжественно доставили в

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь
. В этом же, 1525 году Смоленской чудотворной иконе установили дату празднования — 10 августа, в благодарность Богородице за возвращение

Смоленска
Руси.

Ещё один день празднования икон — 5 ноября— его установили в XIX веке по инициативе главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова, в память изгнания врагов из Отечества. Эту дату ежегодно вспоминают в Смоленске.

Интересные факты

  1. Смоленская икона Божией Матери считается одной из самых почитаемых святынь Русской православной церкви. Она была написана в Константинополе в X–XI веках и была привезена в Смоленск в 1046 году князем Владимиром Мономахом. Икона прославилась множеством чудес, в том числе помощью в победе над врагами и исцелением больных.

  2. Во время войны в 1812 году Смоленская икона была вывезена из города французскими войсками и доставлена в Париж. После окончания войны икона была возвращена в Россию, но по дороге в Смоленск была похищена и исчезла. Судьба иконы до сих пор неизвестна, но существуют различные версии ее местонахождения.

  3. В 1990 году было создано два списка иконы: один был помещён в Успенском соборе Смоленска, второй – в храме Христа Спасителя в Москве. Каждый из списков чтится как чудотворный: верующие получают помощь Чудотворного образа по своим молитвам в болезнях, скорбях и нуждах.

Смоленская икона Богородицы Одигитрия - Путеводительница. Чудотворная икона Божьей Матери. История.Смоленская икона Богородицы Одигитрия – Путеводительница. Чудотворная икона Божьей Матери. История.

В чём помогает молитва перед образом

Поскольку образ, явив свою силу, с древних времен оберегал западные рубежи России, а также спасал от мора и других напастей, к молитве перед ним прибегают:

  • для защиты государства;
  • поддержания мира в семье;
  • взаимопониманию сторон, разрешению конфликтов и налаживанию добрых отношений между людьми;
  • об избавлении от болезней;
  • просят о защите и покровительстве в долгих странствиях.

Молитвенный настрой и искреннее обращение к образу Богоматери Смоленской  способно и нас самих сделать добрее, терпимее, а значит, изменить и мир вокруг нас. Именно поэтому продолжают воздвигать храмы в честь прославленной святыни.

Иконописный тип Смоленской Одигитрии

Изначально икона носила название «Одигитрия», что означало  «Путеводительница». По некоторым версиям это связано с тем, что Ее образ сопровождал в боевых походах византийских  императоров.

Смоленская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия

По преданию древнее изображение писал сам евангелист Лука еще при земной жизни Спасителя. Как считают исследователи, первоначально икона пребывала в Иерусалиме, а позже была перевезена в Константинополь. По другой версии она может являться списком с Одигитрии Влахернской, находящейся в константинопольском храме.

О том, что первообраз Смоленской Одигитрии имеет византийские корни, пишет и  историк византийского и древнерусского искусства  Н.П. Кондаков. Ученые также отмечают, что к моменту, когда образ Богородицы был привезен на Русь, он уже был очень древним.

Близость к иконописному типу византийской Одигитрии отражается в соблюдении канонов, свойственных этому образу.  Смоленская Богородица также изображается стоящей, хотя и в поясном изображении. Ученые объясняют это влиянием других почитаемых богородичных икон, в разное время служивших своеобразным каноном.

Смоленская икона Божией Матери - история чудотворного образаСмоленская икона Божией Матери – история чудотворного образа

Описание, иконография, богословское значение Смоленской иконы

Фигуры Богоматери и Отрока изображены фронтально и это одна из отличительных черт иконографии Смоленской иконы. Лики обращены к верующим, что придает торжественность, свойственную византийским иконам Одигитрии.

На левой Ее руке восседает Иисус — ребенок, Она  десницей  указывает на Сына. В богословском смысле этот  жест  трактуется как указание пути к Господу, дороги, ведущей к спасению через Христа. Его же перста сложены в благословляющем жесте таким образом, что прочитывается первая и последняя буква имени Господа в греческом алфавите — Иисус Христос. Жест называется именословным, поскольку означает благословением именем Господа. Свиток, который Он держит в левой руке, означает
Закон Божий
.

Икона Божией Матери

Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия

Цвет одежд Богородицы акцентирует внимание на Ее статусе как Царицы Небесной и одновременно символизирует Ее страдания. Иисус же по большей части изображается в одеянии золотого цвета, который означает Его божественное происхождение. На некоторых изводах иконы Он одет в хитон красного цвета, который является символом искупительной жертвы.

Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото

Иконографическая особенность Шуйской иконы

Икона была написана местным мастером в 1654 году для защиты от эпидемии чумы, свирепствовавшей в тех краях. Творение задумывалось как список Смоленской иконы. Однако во время написания эскиз образа чудесным образом стал меняться вопреки намерениям изографа. Нерукотворные изменения коснулись положения рук и ног Отрока: правая ступня  Иисуса стоит на левом колене,  а левой рукой Младенец прикрывает свою пяточку. Правая же ладонь Богородицы прикрывает Его левую стопу. Символически это отсылает нас к ветхозаветным пророчествам об  «уязвлении в пяту».

«…И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15)

Эта смысловая деталь берет начало в византийском искусстве и начинает прослеживаться с  XIII века. Жест, где Младенец сам прикрывает свою пяту, говорит о способности Его защитить себя от Сатаны, поскольку Он обладает силой, способной победить в битве с ним.

Эти жесты Богоматери и Младенца подчеркивают одновременно и человеческую природу Сына, нуждающуюся в защите, и Божественную, которая позволяет защитить себя своею силою. Правая ножка на левом Его колене трактуется как восхождение — визуальный прообраз Воскресения Господня и, следовательно, победы над адом.

Литография иконы Шуйско-Смоленской Богоматери из книги П. И. Гундобина 1862 года. Возможно, изображает оригинал 1654 года из Шуи[

Литография иконы Шуйско-Смоленской Богоматери из книги П. И. Гундобина 1862 года. Возможно, изображает оригинал 1654 года из Шуи. Дата появления: 1654 год, иконографический тип: Одигитрия. Дни празднования: вторник Светлой седмицы; первая неделя Петрова поста; 24 июля; 10 августа; 15 ноября

Примеры помощи

Однажды один дворянин прилюдно кричал в храме о том, что и икона Смоленской Богоматери ему не нравится и что Бога он не верит. Через короткое время его поразила неизвестная болезнь, которая сопровождалась лихорадкой и появлением на теле многочисленных язв. Когда вероотступник уже находился  на грани смерти, ему во сне явилась икона Божией Матери. Он понял, что только искренняя молитва спасет его тело и душу. Так наступило исцеление.

Где находится оригинал

Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрия

Надвратная Смоленская икона Божией Матери Одигитрия, Смоленский Кафедральный Собор

Первообраз считается утраченным в годы Великой Отечественной войны. Как отмечают историки, одно из последних упоминаний о нем встречается в мемуарах генерала Гейнца Гудериана,который 17 июля 1941 года осматривал Успенский собор, где находилась святыня. После освобождения Смоленска икона не обнаружена, неизвестно ее местонахождение и до сих пор.

Смоленская икона Божией Матери

Надвратная Смоленской икона Божией Матери «Одигитрии». Фото пресс-службы Смоленской митрополии, 2021 год. Она с 1941 года и по настоящее время находится на месте исчезнувшего древнего первообраза в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе. Это действительно тот Надвратный образ, который был послан в Смоленск в 1602 году царем Борисом Годуновым, и перед которым в 1812 году на кануне Бородинского сражения молилось все доблестное русское воинство.

Сотрудник Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского Эдуард Стороженкомного лет занимается изу­чением исторических документов, касающихся одной из главных городских святынь. Вот что сказал в одном из интервью  «АиФ-Смоленск»:

Вопрос  о  древней иконе Богородицы «Одигитрия», которую привез в Смоленск Вла­димир Мономах, очень сложен. Этот артефакт всегда представлял для искусствоведов, музейных работников, историков и верующих очень большую ценность. Икона «Одигитрии» являлась и является, наверное, самой знаменитой на территории России. То, что она погибла, маловероятно. Она может находиться в каком-то частном собрании, владельцы которого не будут заинтересованы в предоставлении информации о ней. Нельзя исключать, что она хранится в запасниках какого-нибудь центрального музея, и работники музея, скорее всего не пожелают рассказать о том, что находящаяся у них икона является той самой мономаховой древней «Одигитрией».
Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери в Успенском соборе города Смоленска. Фото пресс-службы Смоленской митрополии, 2019 год

Как провести день, в который чествуют образ

На
праздник Смоленской иконы
, как и в другие церковные праздники, необходимо избегать споров, разногласий, вражды и осуждения других людей. Следует приложить усилия и прогнать от себя греховные мысли, а лучше всего не только избавиться от негатива в  своей душе, но и помочь другим, совершая добрые дела и поступки.

Чудотворная икона

Московский собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

Тропарь Смоленской иконе Божией Матери

глас 4:

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак

глас 6:
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.[/tro]

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пное и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь[/mol].

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Одигитрия»

Конда́к 1.
Избра́нней от все́х родо́в, небеси́ и земли́ Цари́це, Пресвяте́й Богоро́дице Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего и Твои́м Ма́терним пред Ни́м хода́тайством, благода́рственное пе́ние прино́сим Ти́, раби́ Твои́. Ты́ же, Всеми́лостивая на́ша Засту́пнице, от вся́ких на́с бе́д и ско́рбных обстоя́ний свобожда́й и к ца́рствию го́рнему путево́дствуй, да зове́м Ти́:

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

И́кос 1.
Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, Благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благогове́йною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:

Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.

Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́тель свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.

Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.

Ра́дуйся, го́рняя с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йския земноро́дным отве́рзшая.

Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно Богоприи́мная.

Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 2.
Ви́дев ико́ну Пресвята́го Твоего́ ли́ка, Богоро́дице Де́во, ю́же всехва́льный евангели́ст Лука́ написа́, рекла́ еси́ о не́й пречи́стыми усты́ Твои́ми: «С се́ю ико́ною благода́ть Моя́ и си́ла». Таково́е обетова́ние Твое́ уве́девше, благогове́йно почита́ем пресвяты́й о́браз Тво́й, Влады́чице, и воспева́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2.
Уразуме́в благоволе́ние Твое́, Богоро́дице, к се́й ико́не Твое́й, сла́вный апо́стол Лука́ дарова́ ю́ в благослове́ние и освяще́ние Христо́вой Це́ркви Антиохи́йстей, в не́й же Путеводи́тельницей она́ наименова́ся и чудесы́ боже́ственными просла́вися. О се́м благодаря́ще Тя́, Госпоже́ Всеблага́я, я́ко подо́бие пречи́стаго ли́ка Твоего́ во утеше́ние на́м оста́вила еси́, усе́рдно Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, Цари́це го́рних и до́льних; ра́дуйся, Влады́чице а́нгелов и челове́ков.

Ра́дуйся, ми́ра умире́ние; ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.

Ра́дуйся, де́вства сто́лпе; ра́дуйся, смире́ния глубино́.

Ра́дуйся, облаче́нная в со́лнце; ра́дуйся, сия́ющая Боже́ственною сла́вою.

Ра́дуйся, Ма́ти Све́та Невече́рняго; ра́дуйся, раю́ сла́дости небе́сныя.

Ра́дуйся, вертогра́де Христо́в благоуха́нный; ра́дуйся, о́дре Царя́ Вели́каго.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 3.
Си́лою Бо́жиею чудеса́ преди́вныя соверша́хуся от ико́ны Твоея́, Богома́ти Влады́чице, егда́ принесе́на бы́сть в Царьгра́д и в пресла́внем Влахе́рнстем хра́ме поста́влена; слепы́я просвеща́ше, вся́к неду́г в лю́дех врачева́ше благода́тию Твое́ю, Богоро́дице, да вси́ зове́м просла́вльшему Тя́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3.
Име́яше Тя́ Царьгра́д Засту́пницу держа́вную, Богоро́дице Де́во, и во дни́ нападе́ния на него́ враго́в си́льных и бранеиску́сных, по́мощь Твою́ многочу́дную от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии получа́ше. Те́мже мо́лимся Тебе́, Всеблага́я, я́коже дре́вле гра́д о́ный мно́гажды от поги́бели спасла́ еси́, та́ко и на́с смире́нных спаси́ от поги́бели ве́чныя Ма́терним предста́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, да благода́рно зове́м Ти́:

Ра́дуйся, Царьгра́да кре́пкое огражде́ние; ра́дуйся, Влахе́рнскаго хра́ма благода́тное сокро́вище.

Ра́дуйся, нечести́вых ра́тей одоле́ние; ра́дуйся, враго́в Правосла́вия посрамле́ние.

Ра́дуйся, ча́д Христо́вых Предводи́тельнице к побе́дам; ра́дуйся, Помо́щнице ско́рая в беда́х к Тебе́ притека́ющих.

Ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная моли́твенно Тя́ призыва́ющих; ра́дуйся, богому́дрых святи́телей споспе́шнице во благове́стии Христо́вом.

Ра́дуйся, похвало́ же́н и де́в сла́во; ра́дуйся, сто́лпе о́гненный, зно́й страсте́й умеря́ющий.

Ра́дуйся, сто́лпе о́блачный, мра́к грехо́в разгоня́ющий; ра́дуйся, Мари́е, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 4.
Бу́рею морско́ю корабли́ прего́рдаго Кага́на, гра́д Тво́й плени́ти восхоте́вшаго, сокруши́ла еси́, Влады́чице, и побе́ду над ни́м лю́дем христоимени́тым дарова́ла еси́ от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии, лучи́ све́та небе́снаго испуска́я и во́и правосла́вныя и́ми просвеща́я, да вси́ уве́дят, я́ко Ты́ еси́ вои́стину Воево́да держа́вная Царьгра́да и просла́вят ми́лости Твоя́ и чудеса́, воспева́я Спаси́телю Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4.
Слы́шавше о чудесе́х Твои́х пресла́вных, Богоро́дице Де́во, я́же от ико́ны Твоея́ яви́ла еси́ в Царьгра́де, недоуме́ем, ка́ко ико́на та́, носи́мая по сто́гнам гра́да, си́лою Боже́ственною носи́вшими ю́ управля́ше и стопы́ и́х по во́ле Твое́й направля́ше; напра́ви у́бо, Влады́чице, и на́ша стопы́ на пу́ть исполне́ния за́поведей Христо́вых, и научи́ на́с ве́рно исполня́ти святу́ю во́лю Сы́на Твоего́ и Бо́га, да Тебе́ вопие́м си́це:

Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая; ра́дуйся, звездо́ незаходи́мая.

Ра́дуйся, сия́ющая све́том Боже́ственным; ра́дуйся, просвеща́ющая благода́тию ду́ши ве́рных.

Ра́дуйся, ми́ра Христо́ва благоуха́ние; ра́дуйся, земли́ освяще́ние.

Ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая ра́дость всему́ ми́ру; ра́дуйся, исто́чниче, излива́ющий ве́чную сла́дость.

Ра́дуйся, черто́же благоукраше́нный Царя́ Царе́й; ра́дуйся, рая́ красне́йшая.

Ра́дуйся, у́тра светле́йшая; ра́дуйся, ру́чко всезлата́я.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 5.
Я́ко Боготе́чная звезда́, ико́на Твоя́, Богома́ти Влады́чице, благоволе́нием Твои́м от Царьгра́да в страну́ Росси́йскую принесе́ся, и гра́ду Смоле́нску в насле́дие благода́тное дарова́ся, те́мже благодари́м Тя́, о Госпоже́ Всеми́лостивая, я́ко таковы́й да́р святы́й Оте́честву на́шему дарова́ла еси́, и пое́м в Тро́ице сла́вимому Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 5.
Ви́девше пресла́вное заступле́ние Твое́ гра́да Смоле́нска, Пречи́стая Влады́чице, прославля́ем вели́кую Твою́ ми́лость, е́юже гра́д се́й от разоре́ния Баты́ева чуде́сно спасла́ еси́, гла́сом Боже́ственным от ико́ны Твоея́ исше́дшим, уго́дника Христо́ва Мерку́рия на единобо́рство с предводи́телем ра́ти Баты́евой посла́в; его́же о́н мече́м свои́м порази́ и гра́д Тво́й от запале́ния о́гненнаго изба́ви. Самаго́ же его́ венце́м му́ченическим увенча́ла еси́, того́ моли́твами небе́сными сподо́би на́с на земли́ неосужде́нно взыва́ти к Тебе́:

Ра́дуйся, му́ченика Христо́ва Мерку́рия на по́двиг ра́тный укрепи́вшая; ра́дуйся, гла́сом от ико́ны Твоея́ святы́я его́ воодушеви́вшая.

Ра́дуйся, я́ко Дави́да на Голиа́фа побе́дою его́ увенча́вшая; ра́дуйся, гра́да Смоле́нска кре́пкое защище́ние.

Ра́дуйся, гра́д Тво́й от разоре́ния изба́вившая; ра́дуйся, Изба́вительнице от пле́на и пораже́ния.

Ра́дуйся, страны́ Росси́йския благода́тное утеше́ние; ра́дуйся, Це́ркви Христо́вой Боголе́пное украше́ние.

Ра́дуйся, лю́бящих Тя́ при́сное ра́дование; ра́дуйся, Утоли́тельнице печа́лей.

Ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние; ра́дуйся, уныва́ющих в ско́рбех ободре́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 6.
Пропове́дует страна́ Росси́йская ми́лости и чудеса́ Твоя́, Пречи́стая Де́во Богоро́дице, и гра́д Смоле́нск све́тло красу́ется, име́я чудотво́рную ико́ну Твою́, вся́кия боле́зни исцеля́ющую и неду́жным здра́вие подаю́щую. Сего́ ра́ди со благогове́нием почита́ем многоцеле́бный о́браз Тво́й, Госпоже́ Всеблага́я, и поклоня́ющеся ему́, я́ко зало́гу Твоего́ к на́м благоволе́ния, вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 6.
Возсия́ла еси́ в стране́ Росси́йстей луча́ми Боже́ственных чуде́с от святы́я ико́ны Твоея́ исходя́щими, Пречи́стая Влады́чице, к не́йже от ле́т дре́вних отцы́ на́ши прихожда́ше в ско́рбех и боле́знех и нетще́тны отхожда́ше. И́мже всле́д и мы́ к Тебе́ приходя́ще и с любо́вию благогове́йно лобыза́я о́браз Тво́й чудотво́рный, мо́лимся Тебе́: утоли́ печа́ли на́ша, уврачу́й неду́ги на́ша, да зове́м Ти́:

Ра́дуйся, же́зле ста́рости; ра́дуйся, вдови́ц заступле́ние.

Ра́дуйся, сиро́т призре́ние; ра́дуйся, младе́нцев воспита́ние.

Ра́дуйся, ни́щих снабде́ние; ра́дуйся, пле́нных свобожде́ние.

Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние; ра́дуйся, сто́лпе и утвержде́ние де́вства.

Ра́дуйся, и́ноков Покрови́тельнице; ра́дуйся, и́нокинь Наста́внице.

Ра́дуйся, по́стников укрепле́ние; ра́дуйся, в по́двиге де́вства подвиза́ющихся вспоможе́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 7.
Хотя́ дарова́ти гра́ду Москве́ прича́стие благода́ти от святы́я ико́ны Твоея́, Влады́чице Всеми́лостивая, благоволи́ла еси́ принести́ ико́ну Твою́ от Смоле́нска в Москву́, да та́мо пребыва́я, чудесы́ мно́гими просла́вится. Егда́ же по умоле́нию жи́телей Смоле́нска, возвраща́шеся о́браз Тво́й святы́й в гра́д и́х, на ме́сте прохожде́ния ико́ны Твоея́ Одиги́трии оби́тель де́в во и́мя Твое́ сооруже́на бы́сть; в не́йже под осене́нием чудотво́рныя ико́ны Твоея́ с ве́рою и любо́вию воспева́ем немо́лчную пе́снь Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7.
Новосозда́нная оби́тель и́нокинь во гра́де Москве́ благогове́йно честву́ет свято́е подо́бие чудотво́рныя ико́ны Твоея́ Одиги́трии, ми́лости неизрече́нныя источа́ющей ве́рным, ея́же осене́нием лю́ди правосла́вныя благода́тно утеша́еши и в по́двигах поста́ и моли́твы утвержда́еши, подвиза́я и́х немо́лчно воспева́ти Ма́терния Твоя́ щедро́ты и благода́рно взыва́ти Тебе́:

Ра́дуйся, Бо́гом возлю́бленная Цари́це; ра́дуйся, Бо́га возлюби́вшая па́че всего́ Влады́чице.

Ра́дуйся, еди́на благослове́нная в жена́х; ра́дуйся, небе́сных ра́дование.

Ра́дуйся, земны́х заступле́ние; ра́дуйся, де́монов посрамле́ние.

Ра́дуйся, а́да попра́ние; ра́дуйся, укрепле́нная си́лою Го́спода Си́л.

Ра́дуйся, облече́нная вла́стию Цари́цы не́ба и земли́; ра́дуйся, во́инствующих на пло́ть целому́дрием блага́я Помо́щнице.

Ра́дуйся, подвиза́ющихся в посте́ и безмо́лвии ми́лостивая Уте́шительнице; ра́дуйся, избавля́ющая скорбе́й вся́ческих.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 8.
Стра́нствие земно́е многоско́рбное и многомяте́жное услажда́еши на́м Ма́терним Твои́м о на́с попече́нием, Богоро́дице, и во дни́ ско́рбных обстоя́ний по́мощь святу́ю явля́еши на́м во спасе́ние. Па́мятуем и испове́дуем, Влады́чице, Твое́ заступле́ние, егда́ га́ллы страну́ Росси́йскую разори́ша и гра́д Москву́ плени́ша, Ты́ ико́ну Свою́ святу́ю Одиги́трию от Смоле́нска в полцы́ во́инства Росси́йскаго благоволи́ла еси́ принести́ и те́м во́и правосла́вныя воодушеви́ла еси́, сла́вную побе́ду и́м дарова́ла еси́, предста́тельством Твои́м к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу. Ему́же пое́м: Аллилу́иа.

И́кос 8.
Вся́ ми́лости и щедро́т преиспо́лненная, Всеблага́я Ма́ти Бо́жия, во́инству правосла́вному по́мощь и одоле́ние на враги́ пресла́вно дарова́ла еси́. И егда́ не бе́ на́м уже́ спасе́ния наде́жды, я́ко и на́ш гра́д плене́н и разоре́н бы́сть, га́ллы с безче́стием от Оте́чества на́шего отгна́ла еси́ и побе́дою ди́вною на́с увенча́ла еси́. Всегда́ па́мятуя таково́е Твое́ заступле́ние, хвале́бно Тебе́ вопие́м:

Ра́дуйся, страну́ на́шу Росси́йскую от наше́ствия иноплеме́нных преди́вно изба́вившая; ра́дуйся, го́рдых си́лою Свое́ю со стыдо́м вспя́ть возврати́вшая.

Ра́дуйся, инове́рных ра́тей Всеси́льная Победи́тельнице; ра́дуйся, правосла́внаго во́инства держа́вная посо́бнице.

Ра́дуйся, ико́ною Твое́ю свято́ю с во́инами Росси́йскими ми́лостивно пребыва́ющая; ра́дуйся, чудотво́рным о́бразом Твои́м полки́ и́х освяща́ющая.

Ра́дуйся, изнемога́ющих си́лою свы́ше укрепля́ющая; ра́дуйся, безпомо́щным по́мощь Твою́ святу́ю подаю́щая.

Ра́дуйся, оби́димых правосу́дная Засту́пнице; ра́дуйся, ненаде́жных наде́ждо.

Ра́дуйся, печа́льных отра́до.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 9.
Вси́ ве́рнии с ра́достию и утеше́нием ви́дят о́браз Тво́й святы́й, на не́мже умиле́нно взира́еши на Богомладе́нца Христа́, сего́ ра́ди мо́лим Тя́, Всеблага́я, я́ко Ма́терь вся́ содержа́щаго в десни́це Свое́й Влады́ки: воззри́ и на на́с ми́лостивно, и умоли́ Го́спода, да поми́лует на́с недосто́йных. Научи́ на́с, Влады́чице, моли́тися Ему́ благоприя́тно, и неосужде́нно пе́ти Ему́ нескве́рными усты́ и чи́стым се́рдцем а́нгельскую пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 9.
Вети́йство на́ше пе́сненное не довле́ет к прославле́нию мно́гих Твои́х чуде́с, Богоро́дице Одиги́трие, и́хже от святы́я ико́ны Твоея́ яви́ла еси́ и при́сно явля́еши ве́рным: оба́че Ты́, я́ко вои́стину Блага́я Ма́ти, ве́ру и усе́рдие на́ше приими́; ве́си бо и любо́вь к Тебе́ на́шу, е́юже сердца́ на́ша пламене́ют, и ми́лостивно услы́ши сии́ в простоте́ соста́вленныя похвалы́:

Ра́дуйся, обра́дованная Присноде́во; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ра́дуйся, селе́ние Бо́га Сло́ва; ра́дуйся, оби́тель Святе́йшаго святы́х.

Ра́дуйся, с Сы́ном Царе́м небе́с ве́чно ца́рствующая; ра́дуйся, Ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щая.

Ра́дуйся, моли́твам ве́рных ми́лостивно вне́млющая; ра́дуйся, лю́бящим Тя́ любо́вию Твое́ю Боже́ственною воздаю́щая.

Ра́дуйся, Сио́на го́рняго украше́ние; ра́дуйся, ми́ра до́льняго защище́ние.

Ра́дуйся, гра́де спасе́ния на́шего; ра́дуйся, горо́ свята́я, соше́ствием Бо́жиим просла́вленная.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 10.
Спаси́ на́с, Влады́чице, от поги́бели ве́чныя Ма́терним предста́тельством Твои́м ко Христу́ Бо́гу, и сподо́би на́с узре́ти Тя́ в ча́с кончи́ны на́шея, от руки́ лю́таго миродержи́теля ду́шу на́шу соблюда́ющую; да по́мощию Твое́ю свято́ю избе́гнем его́ сете́й и сподо́бимся Ца́рствие Небе́сное получи́ти и в ра́дости ве́чней воспева́ти Человеколю́бцу Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 10.
Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и все́м ревни́телем де́вства и чистоты́ усе́рдная Помо́щнице. Мо́лим Тя́, Пречи́стая, очи́сти на́ша сердца́ от вся́кия скве́рны грехо́вныя, и украси́ ду́ши на́ша целому́дрием и чистото́ю, да невреди́мы пребу́дем от все́х искуше́ний ми́ра, пло́ти и диа́вола находя́щих, и сподо́бимся досто́йно возглаша́ти Тебе́ пе́сни такова́я:

Ра́дуйся, до́брая Младопита́тельнице де́вам; ра́дуйся, благосе́рдая Попечи́тельнице сиро́т.

Ра́дуйся, ти́хое прибе́жище обурева́емых страстя́ми; ра́дуйся, наде́жное приста́нище смуща́емых искуше́ниями.

Ра́дуйся, Мздовоздая́тельнице подви́жников целому́дрия; ра́дуйся, Спобо́рнице борю́щихся со враги́ неви́димыми.

Ра́дуйся, ми́лостивая Посети́тельнице непови́нно осужде́нных; ра́дуйся, блага́я Уте́шительнице напра́сно оклевета́нных.

Ра́дуйся, Боже́ственная Свободи́тельнице су́щих в плену́ и изгна́нии; ра́дуйся, всемо́щная Покрови́тельнице тружда́ющихся и обремене́нных.

Ра́дуйся, Судии́ Пра́веднаго умоле́ние; ра́дуйся, гре́шных с Бо́гом примире́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 11.
Пе́ние всеумиле́нное слы́шаще от ве́рных рабо́в Твои́х возноси́мое Ты́, Пречи́стая Ма́ти Де́во, я́ко иму́щая милосе́рдие неизрече́нное, насы́ти на́с пи́щею нетле́нною Сло́ва Бо́жия и научи́ на́с всегда́ исполня́ти животво́рныя за́поведи Го́спода на́шего; Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша Всеблага́я, да ниспо́слет ми́лость Свою́ на́м недосто́йным и сподо́бит на́с унасле́довати Его́ всесве́тлое и всеблаже́нное Ца́рствие, иде́же от все́х святы́х пое́тся Ему́ хвале́бная пе́снь: Аллилу́иа.

И́кос 11.
Све́тлыми луча́ми чуде́с Твои́х, Богоро́дице Де́во, просвеща́еши на́с благода́тно, и от святы́я ико́ны Твоея́ Одиги́трии утеше́ние духо́вное низпосыла́еши уго́дником Бо́жиим. На́м же, гре́шным, да́ры целе́бныя подае́ши от Нея́ неоску́дно, да зове́м Ти́ благода́рственно и хвале́бно:

Ра́дуйся, А́гнца и Па́стыря Нетле́ннаго ро́ждшая; ра́дуйся, де́вство и рождество́ в Себе́ сочета́вшая.

Ра́дуйся, кри́не де́вства, к чи́стому и де́вственному житию́ приводя́щая; ра́дуйся, избра́нником Бо́жиим любо́вь Твою́ святу́ю явля́ющая.

Ра́дуйся, уго́дником Госпо́дним веле́ния небе́сныя открыва́ющая; ра́дуйся, преподо́бнаго Се́ргия Ра́донежскаго посеще́нием Твои́м сподо́бившая.

Ра́дуйся, преподо́бнаго Кири́лла Белоезе́рскаго гла́сом от ико́ны Твоея́ на Белое́зеро напра́вившая; ра́дуйся, преподо́бнаго Савва́тия Солове́цкаго в по́двигах пусты́нных укрепи́вшая.

Ра́дуйся, святи́теля Митрофа́на Воро́нежскаго ико́ною Твое́ю облагода́тствовавшая.

Ра́дуйся, оби́телей Христо́вых покро́в и снабде́ние; ра́дуйся, рабо́в Бо́жиих среди́ ми́ра та́йное вразумле́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 12.
Благода́ть Бо́жия де́йствует в чудесе́х, пресла́вно явля́емых от свята́го о́браза Твоего́, Преблагослове́нная Богоро́дице Де́во, е́юже и на́ши ду́ши просвети́, мра́к грехо́вный разгоня́я сия́нием Со́лнца Пра́вды Христа́, да во све́те повеле́ний Его́ богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́ и сподо́бимся блаже́нство ве́чное получи́ти и со избра́нными пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 12.
Пою́ще Твоя́ чудеса́, Богоро́дице, пропове́дуем ми́лости Твоя́, прославля́ем щедро́ты Твоя́ неисче́тныя и, припа́дая к чудотво́рней ико́не Твое́й, мо́лимтися с ве́рою и любо́вию: бу́ди на́м Путеводи́тельница Блага́я к све́тлому гра́ду Иерусали́му Небе́сному, да у́зрим Тя́ с высоты́ сла́вы Твоея́ Боже́ственныя на на́с ми́лостивно взира́ющую и вку́пе со святы́ми воспое́м Ти́ си́це:

Ра́дуйся, ра́досте на́ша пресвята́я; ра́дуйся, Цари́це на́ша преблага́я.

Ра́дуйся, усынови́вшая на́с при кресте́ Сы́на Твоего́ и Бо́га; ра́дуйся, Ма́тернюю любо́вь к на́м явля́ющая.

Ра́дуйся, во благи́х жела́ния на́ша ди́вно исполня́ющая; ра́дуйся, скоропослу́шливая к смире́нным моли́твам.

Ра́дуйся, покро́вом Твои́м святы́м на́с покрыва́ющая; ра́дуйся, ри́зою Твое́ю честно́ю благонаде́жно на́с защища́ющая.

Ра́дуйся, в ча́с кончи́ны на́шея всеси́льная на́м Помо́щнице; ра́дуйся, в мыта́рствах возду́шных держа́вная на́м Засту́пнице.

Ра́дуйся, теле́с на́ших безвозме́здное врачева́ние; ра́дуйся, ду́ш на́ших спасе́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 13.
О,Всепе́тая Ма́ти, Цари́це Всеми́лостивая Де́во Богоро́дице Одиги́трие! Приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, Ма́терне умоля́я Его́ бла́гость, да поми́лует на́с гре́шных и недосто́йных, и Твоего́ ра́ди всеси́льнаго хода́тайства изба́вит на́с муче́ния ве́чнаго, сподо́бит Ца́рствие Небе́сное получи́ти и та́мо со а́нгелы воспева́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1-й и конда́к 1-й.

И́кос 1.
Арха́нгельский гла́с вопие́м Ти́, Чи́стая: ра́дуйся, Благода́тная Одиги́трие Мари́е, и ра́дости духо́вныя испо́лни на́с, да благогове́йною душе́ю и чи́стым се́рдцем принесе́м Ти́, ро́ждшей ми́ру Спаси́теля Христа́ Бо́га на́шего, глаго́лы сия́:

Ра́дуйся, Бо́га Отца́ благоволе́нием осене́нная; ра́дуйся, Бо́га Сы́на Ма́ти неискусобра́чная.

Ра́дуйся, Бо́га Ду́ха Свята́го оби́тель свяще́нная; ра́дуйся, Тро́ическия та́йны проявле́ние.

Ра́дуйся, а́нгельских умо́в удивле́ние; ра́дуйся, челове́ческаго ро́да украше́ние.

Ра́дуйся, го́рняя с до́льними совокупи́вшая; ра́дуйся, врата́ ра́йския земноро́дным отве́рзшая.

Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная; ра́дуйся, ста́мно Богоприи́мная.

Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, трапе́зо пресвята́я.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Конда́к 1.
Избра́нней от все́х родо́в, небеси́ и земли́ Цари́це, Пресвяте́й Богоро́дице Одиги́трии, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего и Твои́м Ма́терним пред Ни́м хода́тайством, благода́рственное пе́ние прино́сим Ти́, раби́ Твои́. Ты́ же, Всеми́лостивая на́ша Засту́пнице, от вся́ких на́с бе́д и ско́рбных обстоя́ний свобожда́й и к ца́рствию го́рнему путево́дствуй, да зове́м Ти́:

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, христиа́н упова́ние.

Моли́тва пе́рвая.
О,Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пресвята́я Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных, в ча́с се́й моля́щихся и к Тебе́ со воздыха́нием и слеза́ми пред пречи́стым Твои́м о́бразом припа́дающих и си́це уми́льно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Одиги́трие блага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́, и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́, ра́зве бо Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниих и те́плыя Хода́таицы о на́с гре́шных к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, не и́мамы. Его́же умоли́, Влады́чице, спасти́ на́с и Ца́рствия Небе́снаго сподо́бити, да спасе́ннии Тобо́ю сла́вим Тя́ и в бу́дущем ве́це, я́ко же спасе́ния на́шего Вино́вницу, и превозно́сим всесвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва втора́я.

Ккому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о Пренепоро́чная, наде́ждо христиа́н и прибе́жище гре́шным? Приклони́, о Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́. Ма́ти Бо́га моего́, не пре́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ оспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь.

Частые вопросы

Чем помогает икона Смоленской Божьей Матери?

Верующие молятся ей о победе над врагами, клеветниками и завистниками, а также об исцелении и прекращении эпидемий. К Смоленской Божией Матери обращаются и за помощью в семейных делах. В частности, ее просят о счастливом замужестве, сохранении семьи, ниспослании детей и здоровье для близких.

Где находится оригинал Смоленской иконы Божией Матери?

Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.

Что просят у иконы Божией Матери?

Богородица слышит все наши молитвы и заступается за нас перед Богом. Иконе «Нечаянная радость» молятся о рождении детей, их здоровье и благополучии, исцелении от болезней и зависимостей, мире с близкими и душевном равновесии, защите от недругов и других напастей.

Что за икона Одигитрия?

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю и значения Смоленской иконы Божией Матери, чтобы понять ее важность в православной культуре.

СОВЕТ №2

Посетите места, где хранились икона, чтобы лучше понять контекст ее утраты и восстановления.

СОВЕТ №3

Исследуйте иконостасы и церкви, где изображена Смоленская икона, чтобы увидеть, как она вписывается в иконографию.

Символика и значения цветов на Смоленской иконе Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых и уважаемых икон в православной церкви, обладает глубокой символикой, включая в себя разнообразные цветовые элементы, каждый из которых несет своё особенное значение.

Основным цветом, присутствующим на иконе, является голубой. Голубой цвет символизирует небесность, духовную чистоту и святость. Он также ассоциируется с небесной сферой и духовным миром, указывая на божественное происхождение изображенной на иконе святой фигуры.

Красный цвет, который также присутствует на иконе, символизирует кровь Христа и жертву, совершенную им для спасения человечества. Этот цвет напоминает о жертвенной любви и сострадании Бога к людям.

Золотой цвет на иконе отражает божественное сияние и свет небес, указывая на божественную природу изображенной святой личности. Золото также символизирует божественное правосудие и величие.

Все цветовые элементы на Смоленской иконе Божией Матери тесно связаны с духовными и богословскими понятиями, напоминая верующим о величии и святости Божией Матери и её роли в спасении человечества.

Оцените статью
Добавить комментарий