Преподобный Никодим Святогорец и его «Невидимая брань»: история и учение

Преподобный Никодим Святогорец, один из выдающихся духовных наставников православной церкви, оставил после себя не только свои мудрые наставления, но и произведение под названием «Невидимая брань», которое стало настольной книгой для многих искателей истины. В данной статье мы рассмотрим жизнь и духовное наследие этого святого старца, а также погрузимся в мудрость его произведения, чтобы постигнуть глубинные истины веры и духовного развития.

Мнение эксперта:Преподобный Никодим Святогорец и его произведение «Невидимая брань» вызывают интерес и восхищение у многих исследователей и верующих. Эксперты отмечают, что в этом произведении заложены глубокие духовные и философские мысли, которые актуальны и по сей день. Святогорец поднимает важные вопросы о борьбе добра и зла, о внутреннем противостоянии человека с самим собой. Его творчество несет в себе мудрость и наставления, способные вдохновить и помочь каждому найти свой путь к истине и духовному совершенству.https://www.youtube.com/embed/2_NH79Rrj-kЖитие прп. Никодима Святогорца

О его жизни до принятия иночества известно совсем мало. Это год рождения – 1749, мирское имя – Николай Калливурцзис, а также имена родителей, Антоний и Каливурси. Местом рождения угодника Божия был греческий остров Наксос. Семья Николая была благочестивой, и, как указывают его биографы – благонравной, то есть не только внешне приверженной соблюдению обрядности, но имевшей доброе внутреннее христианское устроение.

К иночеству

Известно, что Николай уже с детства отличался религиозностью, да и образование начальное получил в приходской школе. С 15 лет отец отдал его в одно из очень немногих православных учебных заведений Греции, находившейся под турецким владычеством – Евангелическую школу города Смирны. Известно, что учебное заведение работало под протекторатом Англии, пытавшейся защитить права христиан. Здесь давали хорошее образование, преподавались философия, право, экономика, иностранные языки, даже – медицина, военные науки. От природы очень способный, Николай, как рассказывают, не просто блестяще осваивал программу – но работал даже сверх должного, а еще, благодаря феноменальной памяти, на память цитировал тексты чуть ли не страницами.

Интересный фактПозже архимандрит монастыря Дионисиат, где Николай примет постриг, напишет о нем: «Он достиг в такую меру памяти, что знал наизусть пространнейшие тексты Священного Писания со всеми подразделениями на богослужебные чтения для того или иного дня и нумерацией страниц». А однажды на службе Великой Субботы он наизусть прочитал 15 (!) паремий – отрывков из Писания, положенных на этот день, с пророчествами о Христе.

За время обучения юноша освоил три языка – латынь, итальянский, французский.

В 1770 г., после начала очередной волны преследований греков от турецких властей, Николай вернулся домой, на Наксос. Но тяга к знаниям осталась: он, вероятно, тосковал по книгам, библиотеке. В 1774 г. происходит его судьбоносная встреча с архиепископом Коринфским Макарием Нотаром, известным издателем святоотеческих сочинений. Оценив талант даровитого ученого, он привлекает его к подготовке к изданию творений святых отцов. Так начинаются их совместные труды – а еще духовное общение. Мы не знаем, повлиял ли владыка Макарий на Николая по части выбора его дальнейшего пути, или, может быть, иноком его сделало чтение творений святых отцов. Но уже 1775 г. 26-летний Николай уходит на Афон.

Монах Никодим

Такое имя он получил в постриге. Говорят, что он состоялся достаточно быстро: по одним данным, через несколько месяцев пребывания в обители Дионисиат, по другим – через год. С этого времени ученые труды соединились у о. Никодима с молитвенными. Под руководством опытных старцев он учился монашескому деланию, борьбе с помыслами. А главное – познавал себя, свои немощи. Здесь ему много помогает мудрое святоотеческое слово, а потому научная работа и духовное возрастание удивительным образом идут у Никодима как бы одновременно.

Икона прп. Никодима Святогорца

Икона прп. Никодима Святогорца

  • В 1777 г. он редактирует одно из первых изданий книги «Добротолюбие», собрания творений монахов-подвижников, посвященное духовному деланию, составляет предисловие книги, пишет краткие жития святых, чьи творения туда вошли. Тогда же с ним познакомился русский старец,
    прп. Паисий Величковский
    – он с учениками позже переведет «Добротолюбие» на русский язык. Тогда, после встречи с прп. Паисием, Никодим какое-то время желал удалиться с Афона в Молдавию, под его духовное руководство – однако Господь благословил его остаться на Святой Горе.
  • Через несколько лет священноначалие благословляет о. Никодима перейти в скит Пантократора, под руководство старца Арсения Пелопонесса; а уже к 1783 г. сравнительно молодой инок, которому едва за 30 лет, принимает великую схиму, совсем уходит от мира на безмолвие.
  • Подвиг этот пришлось прервать ради приехавшего на Афон Макария Нотара, уже митрополита Коринфского. Именно он дает иноку новое послушание: редактировать, готовя к изданию, сочинения
    прп. Симеона Нового Богослова
    .

На таком послушании преподобный пребывал несколько десятилетий. Известно, что за следующие почти 30 лет им издано множество сочинений святых отцов. Даже заболев, преподобный не оставлял послушания – готовить к изданию тексты уже очень больному старцу помогали браться во Христе – иеромонахи Стефан и Неофит, жившие в афонской келье св. Георгия. Они же приняли о. Никодима на жительство, ухаживали за уже немощным старцем.

Последние годы жизни святого постигли немалые искушения: клевета со стороны братий, завидовавших его учености, духовным дарованиям. За некоторые книги его обвиняли в ереси – так что старцу пришлось написать уже собственное сочинение под названием «Испведание своей веры, или Апология», где он твердо заявляет себя православным. Другим, весьма немалым, искушением было… множество почитателей – это несмотря на все гонения. Десятки людей специально приезжали к подвижнику ради духовного совета, так что о. Никодим скоро стал тяготиться людской славой не меньше, чем порицаниями.

О внутренней жизни инока этого времени, сокрытой от глаз людей, сведений нет вовсе. Мы знаем лишь конец его жизненного пути: ночью на 14 июля 1809 г. 60-летний преподобный скончался во время молитвы, которой благодарил Господа за весь свой жизненный путь. Перед кончиной он причастился Святых Таин и тихо покинул этот мир – чтобы предстательствовать о нем пред Христом.

прп. Никодим Святогрец

прп. Никодим Святогрец

С 1955 г. он причислен к лику святых Константинопольского Патриархата. С 2005 г., по благословению Патриарха Алексия II, имя его вошло в календарь Русской Церкви – память преподобного чтится ныне 27 июля. Сейчас на Святой Горе благоговейно сохраняют:

  • келью святого, где до сих пор – его стул, на котором он работал;
  • рукописи угодника Божия; в библиотеке места его пострига, монастыря Дионисиат хранится только одна рукопись святого – его сочинения «О сновидениях».

К келье подвижника часто приходят паломники. А сочинения святых, изданные им, продолжают приобщать тысячи людей к опыту святых отцов. А еще – самого о. Никодима тоже, ведь на составленных им текстах кратких житий подвижников, примечаний к их сочинениям, лежит отпечаток его духовного облика.

Интересные факты

  1. Преподобный Никодим Святогорец был высокообразованным монахом, который жил в Греции в 18 веке. Он был одним из самых выдающихся духовных писателей своего времени, и его работы до сих пор читаются и изучаются православными христианами по всему миру.

  2. “Невидимая брань” – это одна из самых известных работ преподобного Никодима Святогорца. Это подробный трактат о духовной борьбе, в котором преподобный Никодим подробно описывает различные виды искушений, с которыми сталкиваются христиане, и предлагает практические советы о том, как бороться с ними.

  3. “Невидимая брань” была переведена на многие языки, включая русский, и стала одной из самых популярных книг по духовному развитию в православном мире. Она по-прежнему широко читается и изучается как монахами, так и мирянами, которые ищут руководства в своей духовной жизни.

« НЕВИДИМАЯ БРАНЬ» Преподобный Никодим Святогорец Аудиокнига« НЕВИДИМАЯ БРАНЬ» Преподобный Никодим Святогорец Аудиокнига

Труды и книги Никодима Святогорца

Далеко не все из них к настоящему времени переведены на русский язык. Всего известно около 30 наименований книг пера святого, или отредактированных им. Кроме этого, преподобный – автор богослужебных песнопений. Эта часть его творчества православным России совершенно не известна.

«Невидимая брань»

Пожалуй, это самая известная книга, составленная угодником Божиим. Многие приписывают авторство самому прп. Никодиму, однако, это не совсем так.

Тексты, составившие книгу, хорошо были известны на католическом Западе с XVI в. Их многократно издавали европейские типографии на латыни, французском, английском, немецком, испанском языках. Существуют различные версии об авторстве ее текста, который приписывают различным подвижникам католического мира. По другой версии, автор – православный грек, а на Западе «Невидимая брань» оказалась, когда, после захвата Константинополя турками, многие греки устремились в Европу. Возможно, от них о книге могли узнать католики, перевести на европейские языки.

Ввиду определенной загадочности происхождения труда, не совсем ясно, что имел ввиду о. Никодим в предисловии к греческому его печатному изданию 1793 г. Он пишет, что книга создана несколько столетий назад «неким премудрым мужем», а о. Никодим ее «просмотрел, переложил и исправил». Неясно, идет ли речь о неизвестном сейчас греческом рукописном оригинале, или же о новом переводе на греческий с какого-то из европейских языков. Многие считают, что речь все же идет не о переводе, а издании изначального греческого текста. Так, по мнению подвижника начала XX в., иеромонаха Климента (Зедергольма), тщательно исследовавшего этот вопрос:

  • греческий текст книги проще, яснее, лишен риторических приемов, характерной для католиков эмоциональности;
  • издание прп. Никодима больше по объему, чем, например, французские или английские издания, где вообще отсутствуют целые главы, имеющиеся в греческом издании;
  • вообще дух самого сочинения – не католический, но православный, хорошо узнаваемый теми, кто ведет (или хотя бы пытается вести) духовную жизнь, опираясь на опыт святых отцов христианского Востока.

Интересный фактМногие говорят, что «Невидимая брань» была своего рода «настольной книгой» колливадов – представителей монашеского движения, к которому принадлежал также прп. Никодим, выступавших за возрождение древних традиций духовной жизни. Само название движения происходит от слова «коливо», традиционная пища на поминках. Монахи отказались варить его в воскресный день, на который в 1754 г. священноначалие Греции перенесло панихиды. Так как древний обычай считает днем поминовения усопших субботу, монахи отказались от служения панихид, приготовления колива.

преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис)

 Веб-результат с дополнительными ссылками преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис)

Основная тема текстов – борьба со страстями, которая происходит в человеческой душе, отсюда «брань» называется невидимой, то есть внешне не заметной. Это систематический, при этом – достаточно беспощадный разбор духовного состояния грешника, ошибок, которые он допускает на пути исправления.

Вот, например, одна из них: саможаление, через которое человек не хочет понуждать себя ко исправлению, но при этом у него получается соблюдать внешние церковные правила, имея вид благочестия. Разве не узнает ли почти каждый себя в таком вот портрете:

«Есть такие, которые, не присваивая себе чужого, не в меру любят свое и, с одной стороны, слишком много уповают на него, с другой — бывают туги на благотворение; другие, не домогаясь почестей недобрыми средствами, не ставят, однако ж, их ни во что, а нередко и желают, чтобы как-нибудь устроилось получение их, будто против воли их; иные, опять же, соблюдают подолгу положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста; некоторые живут целомудренно, однако ж продолжают держать сношения и знакомства с нравящимися им лицами и услаждаются тем, не хотя вникнуть, что чрез это они большое воздвигают в себе препятствие к совершенству в духовной жизни и единению с Богом…»

Книга стала известна в России с XIX в., когда ее текст перевел на русский язык
свт. Феофан Затворник
. Она считается одним из лучших образцов восходящей к древности аскетической традиции.

Труд не раз издавался до революции, а также в новейшее время – с 1990-х гг.

Об исповеди и причастии

На русский язык советы прп. Никодима впервые переведены только к 2013 г., когда вышли под названием «Книга об исповеди». Святой указывает, что исповедь:

  • должна быть добровольной, а не вынужденной обстоятельствами, либо под влиянием людского мнения; не следует ждать также вопросов духовника, но самому говорить о всем содеянном;
  • правильные чувства исповедника – умиление, сердечное сокрушение, а также обвинение себя: никогда нельзя винить других в собственных падениях;
  • кроме этого, говорить следует честно, ничего не утаивая, без стыда: «Чего ты стыдишься, грешник? Когда ты совершал грех, не стыдился, а сейчас, стремясь от него освободиться, стыдишься?»

Прп. Никодим был также сторонником по возможности как можно более частого причащения.

Он говорил, что Господь: «не только умер за нас, но и Самого Себя предложил нам в пищу. Что может быть большим знамением крепкой любви? Что может быть спасительнее для души? К тому же обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой. Что может быть более безумным и безрассудным?

».

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

Пидалион

Сборник древних уставных правил (4 тома) переводился, правился прп. Никодимом около 2 лет. Видя многие нестроения Греческой Церкви, страдавшей духовно от мусульманского гнета, часто подпадавшей под влияние западной традиции, он вместе с соратниками собрал и подробно прокомментировал древние каноны начиная от времен Апостолов.

В 1800 г. «Пидалион» («Кормчая») был напечатан в Лейпциге, однако, издатель, иеромонах Феодорит, противник колливадов, по своему усмотрению откорректировал текст, удалив из него, например, упоминания о необходимости частого Причастия. Это причинило большую скорбь преподобному – тем более, что на него попутно посыпались обвинения в противлении священноначалию и даже еретичестве.

Ныне «Пидалион» активно используется греками, а комментарии преподобного к древним правилам церковной жизни пользуются таким же авторитетом, как сами эти правила.

О хранении чувств

Это книга, где преподобный отвечает на вопросы:

  • о том, почему человек предается страстям суетного мира;
  • как именно можно избавиться от «похоти мирской»;
  • а затем подробно делится опытом: как христианину хранить зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Современный человек иной раз хватается за эту книгу как за «инструкцию», где все разложено «по полочкам», дело за малым: выполнять. Но не так все просто. И здесь, как в «Невидимой брани», много правды о греховном состоянии. Вот, например, как хранить зрение от похоти, если зрительные образы с детства – часть твоей жизни?

«… идолы зрения глубже, чем идолы, возникающие от действия других чувств, запечатлеваются в памяти, что мы и по опыту знаем: образы, запечатленные в воображении от других чувств, легче изглаживаются, а образы зрительные остаются в течение продолжительного времени, так что и со многими трудами мы не в состоянии бываем от них избавиться: если мы бодрствуем, они не перестают нападать на нас, а если спим, являются нам в сновидениях, и так мы с ними вместе и стареем, вместе и умираем…»

Преподобный Никодим Святогорец

Преподобный Никодим Святогорец

Другие

Прежде всего, это «Филокалия», известная православным России, как «Добротолюбие», пятитомный сборник творений отцов-аскетов, настольная книга многих монашествующих, а иногда даже мирян.

Среди других произведений преподобного:

  • толкования на богослужебные тексты (на Пасхальный, Рождественский каноны, а также Канон на Воздвижение Креста Господня);
  • собственно богослужебные тексты: например, на русский язык переведен его «Новый Богородичник», сборник Канонов Пречистой;
  • жития святых, включая «Новый Мартирологий», посвященный новомученикам из греков, пострадавших во время турецкого господства от мусульман;
  • сборник поучений, содержащий краткие беседы о таинстве Евхаристии, жизни Христа, а также о борьбе с грехами.
Как дьявол Отклоняет людей, которые вступили на добрый Путь? Никодим Святогорец. Невидимая брань Ч8Как дьявол Отклоняет людей, которые вступили на добрый Путь? Никодим Святогорец. Невидимая брань Ч8

Иконография

Преподобный пишется облаченным монашескими одеждами. Правой рукой он благословляет молящегося, левой – держит свернутый свиток. Иногда же святого изображают держащим книгу – «Пидалион».

Древний духовный опыт, изложенный иноком рубежа XVIII-XIX вв., с одной стороны, прост для понимания, с другой – сложен для исполнения на деле. Но пример святости самого преподобного неопровержимо доказывает: это возможно. При Божией помощи вообще возможно все.

Частые вопросы

Чему посвящена книга «Невидимая брань» и в чем ее основная цель?

Книга «Невидимая брань» представляет собой подробное руководство для православных монахов о том, как бороться со своими страстями и духовными врагами. Цель книги – помочь читателям, сознавая множество искушений духовного пути, сохранять бдительность и мужественно предпринимать усилия к исполнению заповедей, полагаясь на Бога.

Кого считают отцом православной духовности и почему?

Преподобный Никодим Святогорец считается выдающимся православным духовником и отцом православной духовности. Он сыграл важную роль в возрождении православной духовности на Афоне и в других регионах Греции. Преподобный Никодим Святогорец был плодовитым писателем и оставил большое количество богословских трудов, которые высоко ценятся Православной Церковью.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При чтении статьи о Преподобном Никодиме Святогорце и его произведении «Невидимая брань», обратите внимание на контекст и исторические обстоятельства, в которых жил и творил святой. Это поможет лучше понять его учение и значение для православной культуры.

СОВЕТ №2

Изучите другие произведения Преподобного Никодима Святогорца, чтобы получить более полное представление о его мысли и духовном наследии. Это поможет глубже проникнуться его учением и вдохновиться его духовной мудростью.

Влияние прп. Никодима Святогорца на православную церковь

Преподобный Никодим Святогорец, известный также как Никодим Столпник, оказал значительное влияние на православную церковь благодаря своему духовному наставничеству и писаниям. Его труды, включая произведение «Невидимая брань», стали неотъемлемой частью православной литературы и духовного наследия.

Преподобный Никодим был известен своими аскетическими усилиями и строгим подходом к духовной практике. Его учение о духовной борьбе и победе над собой нашло отклик у многих верующих, которые стремились к духовному совершенствованию и общению с Богом.

«Невидимая брань» – это труд, в котором преподобный Никодим раскрывает понятие духовной борьбы и показывает путь к победе над собой через молитву, пост и самоотречение. Его учение о духовной бране стало важным источником вдохновения для многих православных верующих, которые стремились к духовному росту и обретению внутреннего мира.

Преподобный Никодим Святогорец оказал огромное влияние на развитие православной церкви и духовной культуры. Его труды до сегодняшнего дня служат источником вдохновения и наставлением для многих верующих, желающих следовать пути духовного совершенствования и обретения благодати Божией.

Оцените статью
Добавить комментарий