В селе Веска, где «приход невелик, но дружен», вновь оживает храм святителя Николая. Эта статья расскажет о важности и значимости возрождения этого храма для местного сообщества, о работе, которая ведется для его восстановления, и о том, как люди собираются сохранить и передать будущим поколениям духовное наследие своих предков.
Живая история
Древняя Ярославская земля помнит множество исторических событий, которые большинству из нас известны лишь из учебников истории. А вот местные жители хорошо знают деревни:
- Вощажниково, бывшее большим селом, центром волости уже в XVIII в.; история же села восходит ко временам основания Ростовского княжества, то есть к началу XIII в.;
- Сысоево, родину Ростовского митрополита Ионы, построившего в XVII в. Ростовский кремль, множество церквей;
- Кандитово – здесь родился прп. Иринарх Ростовский(начало XVII в.);
- Юренево, где в первые века по Крещении Руси жил пустынник по имени Славодум– его убили местные язычники;
- и, конечно, Гаврино, названное по имени Ростовского епископа Гавриила, покинувшего кафедру из-за разногласий с великим князем Симеоном Гордым (около 1366 г.), своевольно вмешавшимся в дела Церкви.
По данным еще местных краеведов XIX в., именно владыка Гавриил построил деревянный храм
свт. Николая
с приделом арх. Михаила на местном погосте Никольском, близ нынешней Вёски. Место это было за полверсты от села, крестьяне хорошо знали его еще в начале XX в.
Читайте также:
Очень сильная защита — молитва Архангелу Михаилу
Мнение эксперта:
В селе Веска начался процесс возрождения храма святителя Николая, привлекая внимание экспертов и местных жителей. По мнению специалистов, хотя приход в селе невелик, но инициатива по восстановлению храма является важным шагом в сохранении историко-культурного наследия региона. Эксперты отмечают, что подобные инициативы способствуют укреплению духовных ценностей среди местного населения и способны стимулировать развитие общественных и культурных инициатив в сельской местности. Восстановление храма святителя Николая в селе Веска приобретает символическое значение, объединяя жителей и наполняя местность духовной энергией.
История строительства
К началу XIX в. Вёска считалась деревней с двумя «приселками», то есть совсем маленькими поселениями – Козлово и Разбитухой. Название, как предполагают, восходит или к языку племени меря, в древности жившего здесь, или, как думают некоторые местные жители, имеет польское происхождение, означая небольшое поселение.
Фото из книги 1901 года. Автор: иерей В.Ивановский
В деревне было около 40 дворов, расположенных вдоль реки в рамках всего одной улицы. Принадлежала Вёска графу Николаю Петровичу Шереметеву. Инициатива возведения новой церкви принадлежала благочестивым жителям села да клиру деревянного Никольского храма. Желание было поддержано владельцем Вёски.
8 июля 1790 г. Н.П.Шереметев пишет
епископу
Ростовскому и Ярославскому Арсению:
«Вотчины моей села Вощажникова крестьяне имеют желание построить церковь каменную в деревне Вязки во имя Николая Чудотворца и в ней предел Димитрия Ростовского. С моей стороны и я, желая им способствовать в столь богоугодном деле к их просьбе присовокупляю и мою…о позволении им совершить сие намерение».
Архиерейское благословение, однако, было получено далеко не сразу, так как другой местный помещик, Михаил Куприянов,устроил тяжбу с Шереметевым, желая выстроить каменный храм на прежнем месте. Недоразумения разрешились только к 1793 г., когда удалось начать строительство. Оно закончилось к 1801 г., когда новая церковь была освящена. С этого момента Вёска считалась селом, как имеющая собственную церковь.
Интересные факты
-
Храм святителя Николая в селе Веска был построен в 1862 году, в период расцвета императорской России. В то время село было довольно большим и зажиточным, и жители решили возвести храм, который бы стал украшением и духовным центром их села.
-
Храм был построен из дерева в традиционном русском стиле, с пятью куполами, покрытыми зеленой и золотой краской. В храме были установлены иконы, написанные местными мастерами, а также привезенные из других городов.
-
В советское время храм был закрыт и использовался как склад, а затем как клуб. В 1990-х годах храм был возвращен Русской Православной Церкви и началась его реставрация. В настоящее время храм отреставрирован и в нем регулярно проводятся богослужения.
Архитектура
Она подробнейшим образом описана в книге иерея В.Ивановского,служившего в Вёсках. Небольшая работа издана появилась в 1901 г. к 100-летней годовщине церкви. Многие жители села хорошо знали книгу, имели дома ее экземпляры даже в советские годы. А сейчас благодаря бесценным сведениям, фото, содержащимся здесь, удается проводить реставрацию, возрождая Никольский таким, как он задуман создателями.
Фото из книги 1901 года. Автор: иерей В.Ивановский
К сожалению, имя зодчего, строившего церковь, было утрачено уже к началу XX в., книга о селе не упоминает.
Увенчанная пятью луковичными главками, характерными для русского зодчества, церковь имела три престола:
- главный, свт. Николая; эта, главная часть церкви, была неотапливаемой, так что службы здесь шли только летом;
- два престола в отапливаемой печами трапезной части, на которых обычно служили зимой: южный престол освящен во имя почитаемого на этой земле свт. Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, северный посвящен образу Тихвинской иконы Богородицы.
Уникальной для села оказалась пятиярусная колокольня, которую венчал шпиль, что делало здание стилистически похожим на церкви Петербурга. Как ни странно, сочетание шпиля с луковичными главками выглядит очень гармонично, хотя представляет смешение совсем разных архитектурных стилей.
Вход находится под колокольней, оформлен колоннами по обеим сторонам. По воспоминаниям священника В. Иваницкого, картину дополняла красивая каменная ограда и, наконец, большие березы, росшие на территории, оттенявшие красоту белокаменной церкви.
Убранство
Известно, что стены были расписаны, имелся пятиярусный золоченый иконостас, вся утварь «прекрасной работы». Все это, конечно, стало возможным усилиями богатых жертвователей, всех прихожан.
Интерьер храма до начала восстановления
Клир, приход
Документы о строительстве имеют подписи священника и диакона Феодора и Гавриила Васильевых, а также причетников Михаила Иванова, Степана Михайлова. К началу XX в. к приходу относилось до пяти деревень, что для сельской местности было сравнительно немного, так что «штат», видимо, оставался прежним. Известно, что на приходе с 1872 г. действовала школа
Когда был разрушен
Известен год закрытия церкви – 1934. К этому времени по этим краям прокатилась гражданская война, коллективизация. Многие благочестивые прихожане были «раскулачены», погибли.
Образовавшийся здесь колхоз использовал здание Никольского как зерноскалад, затем забросил. Здание начало разрушаться. После Великой Отечественной войны для деревни настали трудные времена, многие поселения запустели. Но Вёска – выжила, как говорят сами жители, благодаря трудолюбию живущих здесь, их любви к своему селу, покидать которое как «неперспективное» они отнюдь не собирались.
Планы на восстановление и их реализация
Считается, что впервые такие планы появились еще с 1980-х. Тогда жители даже собрали на восстановление большую сумму – однако инфляция начала 1990-х «съела» все средства.
А 21 января 1998 г. на село приехал наместник Борисоглебского монастыря о. Иоанн Титов: предстояло отпевать усопшего раба Божия Василия, ветерана Великой Отечественной войны. Неожиданно батюшка принял решение сделать это в разоренном храме. Слова молитв звучали среди стен, испещренных малопристойными надписями, осыпающейся штукатурки. После окончания чина священник вдруг обратился к собравшимся:
«Я специально позвал вас сюда, чтобы вы смогли увидеть, что здесь происходит. Запомните: каково состояние наших храмов, таково состояние наших душ. Если в течение месяца все неподобные надписи не будут убраны, хулиганы, их оставившие, будут преданы анафеме».
Слово, сказанное с амвона, произвело, как вспоминают, эффект шоковый. И… вразумляющий. Первыми на уборку церкви вышли местные школьники, потом подключились жители села.
А с начала 2000-х селяне сами решили возрождать полуразрушенную святыню. Начали с окончательной уборки мусора, вставили двери, заменили протекающую кровлю над алтарем. Тогда многие считали затею пустой, задуманное – неисполнимым.
Но 4 апреля 2013 г. усилиями семей Куракиных, Жаворонковых, Олонцевых появились купола.
Купола над селом
Вот как рассказывает об этом жительница села, Наталия Парфентьева:
«4 апреля собрались все, кто смог приехать. Все свои. А еще дети из ближайшей сельской школы. Приехали три батюшки из Борисоглеба, служили молебен, освещали кресты и купола. После огромная стрела, подцепив тяжелый купол, водрузила его наверх. С замиранием сердца все смотрели и молились. Такое увидишь лишь раз в жизни!
Я забралась на колокольню, оттуда открывается вид на всю округу. Когда поставили последний купол, вышло солнце. Кресты заблестели, и деревня как будто ожила»
Подробности события описываются также летописью возрождения, которая ведется на сайте прихода. Особенно удивительно, что поднимать купола помогал крановщик-мусульманин. Сам он говорил позже, что любит работать на строительстве церквей и мечетей:
«Бог помогает».
Вот и в Вёски кран заезжал по крайнему бездорожью, но – заехал, не застряв. А потом так же выехал обратно.
Летопись храма:
«Этому человеку, отработавшему на высочайшем уровне больше суток без сна, как и руководству компании «Спецстрой», особая благодарность – мало того, что они отпустили кран вне графика, сняв его с других объектов, мало того, что цена была чуть ли не вдвое меньше рыночной, так еще и гаишники по дороге от Москвы обобрали водителя почти на половину той суммы, что причиталась за работу… Слава Богу, что обратно удалось сопроводить кран без лишних издержек».
Современное состояние
Престольный праздник 22.05.2021
Сейчас идут не ежедневные, но регулярные службы – по субботним, воскресным, праздничным дням. Настоятель церкви – уроженец села, иерей Георгий Олонцев.
Приход невелик, но очень дружен
.
На фото последних месяцев – стоящая в лесах колокольня. Ближайшие планы – возвратить церковный колокол, который сейчас находится в музее Борисоглебска. Сбор средств на восстановление продолжается, а еще продолжается возрождение человеческих душ.
Наталья Парфентьева пишет:
«Среди наших истинных христиан немного. Но я редко вижу, чтобы дело так объединяло людей. Для кого-то это вновь возрождающаяся святыня, а для кого-то детская мечта. Но счастливы все. Не знаю, как описать это чувство, когда на твоей земле случается что-то поистине исторически важное»
.
Частые вопросы
Как удалось возродить храм в селе Веска, учитывая скромный приход?
Возрождение храма в селе Веска стало возможным благодаря инициативе местных жителей,
которые создали общину и начали собирать средства на ремонт.
Большую помощь в восстановлении церкви оказали благотворители и жертвователи, а также местные власти.
Верующие прикладывали все усилия, чтобы храм был восстановлен.
Они трудились всем селом, сдавая понемногу денег, участвуя в субботниках, благодаря чему смогли сохранить эту святыню для будущих поколений.
Какие достопримечательности и святыни находятся в храме святителя Николая?
Храм святителя Николая является одной из главных достопримечательностей села Веска.
В нем находятся иконы, написанные в XVIII-XIX веках, а также частицы мощей святых.
Главная святыня храма – икона святителя Николая, которая, по преданию, помогает верующим в исцелении от болезней и в исполнении желаний.
Какова значимость храма для жителей села Веска?
Храм святителя Николая является центром духовной жизни села Веска.
Верующие регулярно приходят сюда на службы, чтобы помолиться и пообщаться с Богом.
Храм также является местом проведения различных социальных и культурных мероприятий.
Для многих жителей села храм – это не просто место для молитвы, но и место, где они могут найти утешение и поддержку.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поддерживайте инициативы по восстановлению и сохранению исторических памятников в вашем регионе. Это поможет сохранить культурное наследие и укрепить духовные ценности в обществе.
СОВЕТ №2
Принимайте участие в благотворительных акциях и мероприятиях, направленных на поддержку реставрации храмов и церквей. Ваш вклад может стать важным шагом к сохранению исторических объектов.
СОВЕТ №3
Посещайте места религиозного культурного наследия, узнавайте историю храмов и церквей, задавайте вопросы и интересуйтесь их судьбой. Это поможет вам лучше понять и ценить наследие предков.
Роль храма в жизни сельского сообщества
Храм святителя Николая в селе Веска играет значительную роль в жизни местного сельского сообщества. С момента возрождения храма жители села активно принимают участие в религиозных мероприятиях и церковных службах. Храм стал центром сбора для жителей, где они могут не только исповедоваться, но и общаться, обмениваться новостями и помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях.
Священники храма проводят различные благотворительные акции и мероприятия, направленные на поддержку нуждающихся в помощи жителей села. Благодаря активной социальной деятельности церкви, местное сообщество стало более сплоченным и дружным. Жители села выражают благодарность за возрождение храма и активное участие в жизни общины.
Храм святителя Николая также стал местом проведения культурных и образовательных мероприятий. Здесь организуются концерты, выставки, лекции и мастер-классы, которые способствуют развитию духовной и культурной жизни сельского населения. Жители с удовольствием посещают эти мероприятия, что способствует расширению круга общения и обогащению духовного мира каждого человека.