Протоиерей Александр Мень, выдающийся духовный наставник и проповедник православия, оставил неизгладимый след в истории церкви. Его жизнь и труды наполнены мудростью и истиной, которые актуальны и важны для современного человека. В данной статье мы рассмотрим биографию этого убиенного миссионера, чья духовная наследственность продолжает вдохновлять и направлять людей на пути к вере и истине.
Мнение эксперта:Протоиерей Александр Мень, убитый миссионер и проповедник бездуховного времени, оставил неизгладимый след в сердцах многих верующих. Эксперты отмечают, что его труды и проповеди продолжают вдохновлять людей к глубокой вере и духовному преображению. Протоиерей Мень был известен своими яркими выступлениями, в которых он открывал глубинные истины веры, призывая к искреннему обращению к Богу. Его жертвенная смерть стала свидетельством его преданности и верности проповедуемым идеалам. Сегодня многие прихожане исходят из его наставлений, стремясь к духовному совершенствованию и принятию истины Христовой.https://www.youtube.com/embed/a0MezCu5SawОтец Александр Мень, биография
Александр Вольфович Мень родился в Москве 22 января 1935 г. 3 сентября того же года его тайно крестил отец Серафим — священник катакомбной церкви: тайной православной общины.
Юный Алик увлекался литературой, изобразительным искусством, иконописью, биологией, астрономией, историей, музыкой.
Интересный факт
В подростковом возрасте Александр ходил в зоопарк, чтобы делать наброски зверей. Он считал природу одной из двух книг, подаренных нам Создателем
.
С 15 лет он пел в хоре церкви Рождества Иоанна Предтечи и помогал батюшке в алтаре во время службы. А священнослужителем решил стать уже в 12.
В старших классах он самостоятельно осваивал программу Московской Духовной Академии, а после окончания школы в 1953 г. стал студентом Московского пушно-мехового института. Спустя 2 года охотоведческий факультет, на котором обучался будущий пастырь, перевели в Иркутск.
Учёбу Александр совмещал с работой истопника в местной епархии. Руководство института, узнав об этом, отчислило неудобного студента незадолго до дипломной защиты.
В 1958 г. он вернулся домой и начал заочно учиться в Ленинградской Духовной семинарии. В том же году московский митрополит Николай (Ярушевич) благословил его рукоположение. Следующие 2 года Александр Мень прослужил дьяконом в приходе села Акулово (под Одинцово).
В сан священника Александр Мень был рукоположен в 25 лет. Он отправился служить в подмосковное село Алабино и спустя год стал настоятелем храма, а в 1964 г. поступил в Московскую Духовную академию и получил новое назначение. Спустя 6 лет ещё одно: в подмосковный храм Сретения Господня, где с 1970 по 1989 год служил вторым священником и лишь незадолго перед гибелью стал настоятелем.
За годы служения его слава проповедника неимоверно возросла. На его проповеди приезжали не только москвичи, но также жители других населённых пунктов. Люди нуждались в духовной пище, и в ответ на эту потребность о. Александр собирал малые группы: христианские общины для взаимопомощи, совместных молитв, изучения Писания. При том, что в СССР религиозные собрания оставались под запретом.
В начале 1980-х протоиерея начали вызывать на допросы в КГБ. Несколько раз приходили с обыском домой — запрещенную советской властью литературу приходилось прятать в пристройке с углём.
Арест казался неминуемым, но тут случилась перестройка. О. Александр получил благословение высшего духовенства на широкую миссионерскую проповедь. В мае 1988 г. состоялась его первая публичная лекция, а за последующие 2,5 года их количество превысило две сотни.
Интересный фактПротоиерей Александр — один из создателей Библейского Общества. Также его первого из советских священнослужителей начали приглашать на радио и телевидение.
Тем не менее он оставался костью в горле для многих. Во время выступлений он получал записки с угрозами, а 9 сентября 1990 г. прот. Александра убили.
Семья
Со своей будущей женой — Наталией Фёдоровной Григоренко — Александр Мень познакомился вскоре после поступления в институт. В 1956 г. они поженились. От этого брака родилось двое детей: дочь Елена (она выбрала стезю иконописца) и сын Михаил (бывший губернатор Ивановской области).
Из воспоминаний Наталии Фёдоровны об о. Александре в студенческую пору:
Он очень чудил тогда. Никто не ходил в сапогах. А он ходил в сапогах и в галифе. В шляпе и с полевой сумкой через плечо. А потом ещё и бороду к этому отрастил, что по тем временам было очень экзотично.
После гибели супруга она организовала фонд его памяти.
Матушка Наталия ушла из жизни 3 июля 2021 г.
Причина смерти отца Александра Меня, расследование убийства
О. Александра убили рано утром, когда он отправился на воскресную литургию. Преступник нанёс несколько ударов по голове, но у священнослужителя ещё достало сил вернуться к дому, где он и умер возле калитки. Орудие убийства так и не нашли: судмедэксперты установили, что это был топор или сапёрная лопатка.
Подозреваемых было много. По словам Наталии Фёдоровны, о. Александру угрожали члены общества «Память» и другие люди. Его обвиняли в подрыве основ православия, разрушении Церкви, так что преступник мог быть фанатиком, полным ненависти к тому, кто мыслил иначе.
Наиболее распространённая версия — причастность КГБ. Например, спецслужбы обвиняет в содеянном Владимир Илюшенко — автор книги «Отец Александр Мень. Жизнь, смерть, бессмертие».
В качестве подозреваемого милиция задержала московского коммерсанта Игоря Бушнева, однако суд его оправдал. В итоге следствие остановилось на версии убийства с целью ограбления (исчез портфель о. Александра) или на бытовой почве, а дело отправилось в архив как нераскрытое.
Где похоронен протоиерей Александр Мень?
Могила отца Александра находится неподалёку от последнего места его службы — храма Сретения Господня в Новой Деревне.
https://www.youtube.com/embed/-KrZX2lLu40Взгляды отца Александра Меня
Когда о. Александр изучал историю Церкви, он увлёкся идеей экуменизма: объединением основных христианских течений. Возможность устранения противоречий он видел в следующем:
Я думаю, что вся основа – в вере. Если я глубоко убеждён в своей истине, то меня никогда не смутит и не огорчит как-то человек, который проповедует другую истину, тем более, что у всех религий есть нечто общее: мы все верим в единого Бога. Это общий наш Бог. Человечность и терпимость лежит в основе.
Благодаря разделению христианство избежало нивелирования и жесткой однообразной системы. В каждом исповедании (в разной степени) раскрывались духовные дары, были свои праведники и святые.
Вразвитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя стадия уже близка к осуществлению (хотя, конечно, по меркам историческим, а не по масштабам индивидуальной жизни).
Завет Господа: «Да будет единое стадо» — цель современного христианства. Hо как этому содействовать? Прежде всего — преодолением вражды, желанием понять других при сохранении верности своей традиции. Этому посвящены все формы экуменической работы и служения в мире и у нас в стране. Христиане делают упор на том, что сближает, а не на том, что разделяет.
Раньше каждое исповедание считало, что средство для единства—только прозелитизм, то есть обращение всех в свою конфессию. Теперь, когда поняли, что нужны другие пути, избрали путь сближения.
Проповедуя же модернизацию Церкви, он равнялся на Апостола Павла и Господа Иисуса Христа. Они были для него духовными революционерами. Свои взгляды о. Александр выражал открыто, на них зиждилась его вера. Он считал, что:
- Если люди не черпают силу в благодати, если говорят о Христе, но не живут по Его заповедям, то их вера — формальность, не более. От истинных христиан требуется максимальная самоотдача.
- Вера — трудная экспедиция, восхождение на высокую гору. Её спутники — живое общение на современном языке, понятном каждому, а не только тем, кто регулярно ходит на службы.
- Существует мнение, что у каждого общества собственная мораль. А значит, совесть — всего лишь условность. Однако есть нечто общее для всех. Настоящая нравственность строится на основе объективных законов духовного мира.
Основную цель пастырской работы о. Александр видел в создании предпосылок для христианского образа жизни, мышления и устоев. А для этого необходимы проповедь и миссионерство.
https://www.youtube.com/embed/mYfUtgxY-lsРоль отца Александра Меня в РПЦ
Сегодня имя прот. Александра Меня подобно водоразделу. По одну сторону линии находятся его почитатели, по другую — те, кто обвиняет его в нанесении вреда православию. Среди обоих лагерей наблюдаются перегибы: первые практически сотворили из о. Александра кумира и считают святым, хотя он не канонизирован. Вторые называют его еретиком и даже призывают сжигать его книги, присвоив себе полномочия Священного Синода.
Православные иерархи не приемлют обе точки зрения как идущие вразрез с христианским учением. Церковь одобряет не все пути, которыми проповедник приводил народ ко Христу. В церковных лавках его книг не встретишь. Однако они не запрещены и — за редким исключением — выложены в открытом доступе на православных сайтах, одобренных РПЦ.
Современное духовенство признаёт:
- научную ценность «Библиологического словаря», 7 томов «Истории религии» и большей части других книг о. Александра;
- пользу от разложенных им по полочкам понятий, сложных для далёких от Церкви людей;
- его огромный вклад в миссионерскую и просветительскую деятельность;
- да, он ошибался, но заблуждаются даже святые.
Ошибочными в основном считаются выдержки из публичных выступлений протоиерея. Но надо учитывать, что они предназначены для людей, из которых сначала десятилетиями делали атеистов, затем их начали заражать верой в астрологию и оккультизм. А о. Александр пытался найти с этой аудиторией общий язык.
Отец Александр был талантливым проповедником Слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое черное дело в момент, когда он смог бы еще так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы выявились искуснейшие.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Труды и проповеди протоиерея Александра Меня
О. Александр Мень известен не только как проповедник, но и как религиозный писатель. Как автор он ставил перед собой две основные задачи:
- устранить железный занавес — кажущиеся противоречия — между Библией и научными фактами, в том числе историческими;
- поведать историю Церкви в свете Евангелия.
«Сын человеческий»
Первую версию «Сына человеческого» прот. Александр написал в 1950 году, будучи подростком. Переработанная книга в полном объёме была издана спустя 18 лет в Брюсселе, а в СССР до этого печатали лишь отдельные главы.
Цель произведения — познакомить с евангельскими истинами как можно больше читателей, чтобы Новый Завет понимали не только воцерковленные люди. Жизнь Иисуса Христа показана здесь сквозь призму исторического контекста. О. Александр считал, что книга будет полезна даже атеистам:
Любому человеку следует иметь представление об Основателе религии, которая стала неотъемлемой частью мировой культуры.
«Свет во тьме светит»
Это сборник проповедей, приуроченных к Двунадесятым праздникам, Великому Посту, Страстной седмице, дням памяти святых и другим церковным празднествам и традициям.
Входят сюда и проповеди по евангельским чтениям, где прот. Александр в частности разъясняет притчи Христовы:
- Притчу о сеятеле он назвал печальной. Она демонстрирует, как усилия Господа «разбиваются о человеческое недостоинство, неподготовленность». Сила Божьего Слова огромна, но если сердце человека не готово его принять и взрастить, то труд Великого Сеятеля пропадёт.
- В
притче о талантах
рабы распорядились сокровищем господина по своему усмотрению. Так и каждый из нас волен расточить или сберечь отпущенное ему время, только за отчётом Господин явится внезапно. Данные Им таланты: любовь, способности, закон добра и правды. И мы приумножаем их, когда постигаем библейские истины, неустанно сопротивляемся живущему в нас греху и привносим в мир милосердие, добро, справедливость.
Всё — молитва, труд, жизнь, радость, скорбь — путь человеческой жизни, который должен проходить под знаком Божиим, — всё должно находиться перед лицом Христовым! И тогда каждый день, каждый час, каждое мгновение заполнится Его священным присутствием. И не будет ни одного дня, ни одного часа и мгновения, которые бы мы жили без Бога, вне Его, вдали от Него.
Александр Мень «Свет во тьме светит. Проповеди».
«Как читать Библию»
Этот труд — сборник библейских текстов с комментариями о. Александра. Во введении он повествует об истории создания Писания и о том, как оно повлияло на мировое искусство и культуру.
Без дополнительных знаний и богословских комментариев в Книге Книг разобраться непросто. Поэтому он — знакомый с библейской символикой, историей и географией упомянутых там стран — взял на себя роль проводника в мир Библии. Её чтение он советует начинать с Нового Завета, а мудрость Ветхого постигать уже в свете евангельской истины.
О терпении
Нередко люди считают терпение недостатком, сопряжённым с унижением или отмиранием чувств, превращением в бездушную машину — мол, только отключив чувства, можно справиться с горем и сохранить спокойствие, когда мир сходит с ума. Но христианское терпение — нечто совершенно иное. В своей проповеди о. Александр объяснил, что имел в виду апостол Павел, когда писал, что без терпения нет спасения.
Этому качеству нас учит Бог. Ведь Он терпит наши недостатки, творимые людьми злодеяния не потому, что слаб или равнодушен. Создатель ждёт покаяния. Его долготерпение проистекает из любви.
Нетерпеливый человек, описанный о. Александром, отличается пессимистичным восприятием действительности. Терпеливый же остаётся спокойным, твёрдым духом, сохраняет надежду на Бога и умеет быть благодарным за «каждую искорку в жизни», даже если есть весомые причины для ропота. Подобный настрой не всем даётся легко, этому нужно учиться.
Терпение — это есть достоинство человека, мужество человека, вера человека и труд человека, потому что любой труд, он также требует терпения. А особенно труд в сердце своём, в душе своей, труд по обработке главной нивы, которая нам дана, — это внутреннее наше царство, которое можем мы отдать либо на сорняки и на поругание, либо вручить Господу нашему.
Другие проповеди
Ценные мысли содержатся и в других проповедях о. Александра, а также в беседах с прихожанами и ответах на вопросы слушателей:
И еще что такое правда? Это сам Христос! Он живая правда! Не слова и не книга, а Он живой, явленный нам Богочеловек, Господь Спаситель.
Заповеди блаженства
Добро — это то, что прекрасно, то, что созидает, то, что движет вперед, то, что наполняет. Это и есть жизнь… А зло — это есть смерть, то, что тормозит развитие, то, что извращает, уводит в сторону, то, что дегуманизирует человека, то, что делает его уже не человеком.
Беседа о добре и зле
Чистое сердце — это христоподобное сердце. Это сердце, которое любит. Которое открыто. Есть старинные… изображения Христа в пылающем сердце. Это воплощенная Его любовь к каждому человеку. К каждому! Когда действительно Он обнимает нас и умирает за нас… Как может себя чувствовать человек недолюбленным, если он знает, что Господь любит его? Если он чувствует, что есть эта любовь?!
О. Александр — самый прогрессивный и энергичный российский проповедник своего времени. Тогда в нашей стране не было священнослужителя, способного сравниться с ним по убедительности и умению устанавливать контакт со слушателями. А написанные им труды переведены более чем на 14 языков — значит, его духовное наследие востребовано и актуальности не теряет.
Частые вопросы
Каковы были основные направления деятельности протоиерея Александра Меня?
Протоиерей Александр Мень был выдающимся миссионером и проповедником. Он посвятил свою жизнь служению Богу и ближним. Протоиерей Александр Мень также был плодовитым писателем и публицистом. Он написал более 20 книг, в которых рассказывал о христианском учении и его значении в современной жизни.
Почему протоиерей Александр Мень был убит?
Протоиерей Александр Мень был убит 9 сентября 1990 года. Его смерть стала шоком для многих людей. Обстоятельства убийства протоиерея Александра Меня до сих пор не выяснены. Существует несколько версий убийства, но ни одна из них не доказана.
Каково наследие протоиерея Александра Меня?
Протоиерей Александр Мень оставил после себя большое духовное наследие. Его книги, проповеди и лекции до сих пор вдохновляют и утешают многих людей. Протоиерей Александр Мень был одним из самых выдающихся православных проповедников XX века. Он был истинным миссионером, который своей деятельностью способствовал возрождению духовной жизни в России.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи о протоиерее Александре Мень, обратите внимание на его методы миссионерской деятельности и проповеди. Попробуйте выявить ключевые принципы, которые он проповедовал, и задумайтесь, какие из них можно применить в своей жизни.
СОВЕТ №2
Исследуйте биографию протоиерея Александра Меня более подробно, чтобы понять его внутренний мир, мотивацию и ценности. Это поможет вам лучше понять его учение и вдохновиться его примером.
Влияние проповедей отца Александра Меня на современное общество
Протоиерей Александр Мень оставил неизгладимый след в истории православия своими проповедями, которые были направлены на пробуждение духовности и веры в людях. Его убийство в 1990 году оставило множество вопросов без ответа и вызвало широкий резонанс как в церковных кругах, так и среди общественности.
Влияние проповедей отца Александра Меня на современное общество проявляется в том, что его идеи о любви, милосердии и примирении остаются актуальными и важными и по сей день. Его труды и послания продолжают вдохновлять людей к поиску духовного смысла жизни и к принятию ближнего независимо от его вероисповедания.
Проповеди отца Александра Меня призывают к терпимости, уважению к различиям и стремлению к духовному совершенствованию. Его учение о том, что истинная вера проявляется не в формальных обрядах, а в добрых делах и сострадании к окружающим, находит отклик в сердцах многих людей и вносит позитивные изменения в общественное сознание.
Таким образом, проповеди отца Александра Меня остаются актуальными и вдохновляющими для современного общества, напоминая о важности духовного развития, милосердия и любви к ближнему.