Разбойник Варавва, помилованный вместо Христа. Что известно о нём? История, факты

В истории Христианства фигура Вараввы, разбойника и убийцы, помилованного вместо Иисуса, занимает особое место. Его имя стало символом выбора между добром и злом, между милосердием и наказанием. Исследование жизни и судьбы Вараввы позволяет лучше понять сложные моральные дилеммы и принципы, лежащие в основе христианской веры. Важно разобраться в истории этого загадочного персонажа, чтобы расширить свои знания о библейских событиях и их символическом значении.

Мнение эксперта:Разбойник Варавва, известный также как Варавва Бар-Авраам, стал одной из ключевых фигур в религиозной истории. По легенде, он был осужден к распятию вместо Иисуса Христа, благодаря решению Понтия Пилата. Многие исследователи считают, что Варавва мог быть членом партизанской группы, боровшейся против римского правления. Его имя, происхождение и дальнейшая судьба остаются загадкой, вызывая интерес и споры среди историков и религиозных ученых.https://www.youtube.com/embed/4Jfo86TUleMКто такой Варавва?

В Новом Завете описан пасхальный обычай даровать помилование одному смертнику. Имя счастливчика выкрикивал народ. Когда наместник Понтий Пилат предложил отпустить Христа, то услышал единогласное требование освободить другого узника — Варавву. И хотя тот обвинялся в убийстве, смертный приговор получил не он, а Спаситель.

ИПилатрешилбытьпопрошениюих,иотпустилимпосаженногозавозмущениеиубийствовтемницу,которогоонипросили;аИисусапредалвихволю.

Лк
. 23:25

Об этом рассказано во всех 4-х Евангелиях. Разнятся только детали.

Учёные сомневаются в реальности этой традиции, так как она встречается лишь в Библии. Однако есть исторические документы, подтверждающие, что в Восточной Римской империи было принято в честь праздников отпускать преступников. Чиновники таким образом добивались расположения народа. О подобных случаях упоминает римский историк Ливий.

К тому же, будь эта традиция выдумкой, евангелистов запросто уличили бы во лжи. Это стало бы пятном на репутации ранней Церкви.

Жизнеописание

Варавва — это, возможно, не имя, а прозвище. Оно переводится как «сын отца», «сын  раввина» или «сын  Аввы», если речь о личном имени. Диакон Игорь Цуканов говорит, что перевод «сын отца» на первый взгляд кажется лишённым смысла: любой мужчина — чей-то сын. Но здесь смысл особый: Христос тоже Сын Отца. Сын земного отца противопоставлен Сыну Отца Небесного.

Из Нового Завета известно, что Варавва был преступником, но Пилат был вынужден помиловать его по требованию иудеев. Евангелисты, а также
апостол Пётр
называют Варавву бунтовщиком и убийцей:

«Тогдабылвузахнекто,поимениВаравва,сосвоимисообщниками,которыевовремямятежасделалиубийство»(
Мк
. 15:7)

«Вараввабылпосаженвтемницузапроизведенноевгородевозмущениеиубийство»(Лук. 23:19);

«Варавважебылразбойник»
(

Иоан. 18:40)
;

«Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу»(
Деян
. 3:14).

Некоторые исследователи предполагают, что упомянутый Лукой и Марком мятеж мог быть социальным бунтом, устроенным зелотами, к коим причисляют и Варавву. Речь о  еврейских революционерах радикального толка, боровшихся как с римлянами, так и с собственными царями. Варавва мог быть организатором террористического акта, в результате которого погиб ко-то из римских чиновников.

Разбойник Варавва упоминается всеми четырьмя евангелистами при описании ими Страстей Христовых

Разбойник Варавва упоминается всеми четырьмя евангелистами при описании ими Страстей Христовых как известный преступник, ждавший казни за убийство в темнице в Иерусалиме.

В начале I в. Иудея была одной из самых проблемных провинций Римской империи. Если учесть политическую ситуацию того времени и  степень распространённости революционных идей,  греческое слово λῃστής [lēstēs], переведённое как «разбойник», могло  означать и «борца сопротивления». А раз Варавва — «известный узник» (Матф. 27:16), то, вероятно, он  являлся одним из лидеров повстанцев, что в каком-то  смысле придаёт ему мессианские черты.

Избранный народ  предвкушал приход освободителя из ветхозаветных пророчеств и ожидал от него конкретных действий. Большинство евреев видели в нём великого воина, который огнём и мечом прогонит римлян из Обетованной земли. Истинный Мессия кардинально отличался от этого портрета. Мятежники — как и фарисеи с саддукеями — отвергли путь Христа, а Он отказался устраивать переворот и надевать мирскую корону.

На одной чаше весов оказалась жизнь предводителя разбойничьей шайки, который не учил народ истине, но прилагал усилия, чтобы избавиться от римлян. На другой — проповедник, назвавшийся Мессией, но не сделавший ничего, чтобы освободить хотя бы Себя, поскольку:

Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Иоан. 18:36

Народный выбор довольно предсказуем, если знать,  кто дёргал за ниточки и какого мессию ждали евреи.

https://www.youtube.com/embed/QQlIQwHL-7MДва Иисуса

В древних свитках Евангелия от
Матфея
— в 16 и 17 стихах 27-й главы — фигурирует Иисус Варавва (Иешуа Бар Авва), тёзка Мессии. Однако ни один из евангелистов  это совпадение имён не комментирует, отцов же Церкви оно шокировало. Ориген считал имя Иисус в этих текстах еретической вставкой.

Переписчики IV в. о ней уже не знали. Она исчезла из рукописей по одной из трёх причин: из-за сомнений толкователей в её происхождении; чтобы устранить путаницу между двумя Иисусами или чтобы имя Господа никоим образом не соотносилось с разбойничьей кличкой.

ИменемИисуснедолжен…называтьсяниодиниззлодеев.

Ориген

Христос перед Пилатом, 1565-1567 Худ.: Якопо Тинторетто

Христос перед Пилатом, 1565-1567

Варавва  мнит себя  освободителем и будущим царём, он двойник  Христа не только из-за имени. Народ выбирал между Спасителем и спасителем. Два Иисуса — два пути, близнец со светлой душой и его противоположность. Рождённый от Всевышнего предлагал спасение от греха и смерти, а «сын отца» — свободу от римлян. Судя по поступкам, Варавва и сам давно предпочёл Небу мир.

Онинетолькотезки,они,каксказалбыДостоевский,соперникивборьбезасердцачеловеческиеЦарствоБожиеиЦарствоВараввырасположенынаразныхполюсах.

Журналист Валерий
Береснев

Христос и Варавва — две разных свободы и правды. В христианстве эти понятия в первую очередь имеют нравственную основу, их исток — внутренняя свобода человека (от греха). А внешние (гражданские) права и свободы, воспеваемые политиками и революционерами, хоть и важны, но вторичны.

Интересный факт

Одинаковые собственные имена, возможно, объясняют уточнение Пилата: «Что же я сделаю Иисусу, называемому  Христом?» (Матф. 27:22)

Когда Иисус говорит об освобождении с помощью истины, Его соотечественники возмущаются:

Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Иоан.8:33

Они не воспринимают слова о рабстве греха, им ведомо лишь римское ярмо, которое они желают снять с шеи любой ценой — даже ценой жизни невиновного Человека. Причём иудеи отрекаются от Него дважды: первый раз, когда выбирают Варавву, а второй — когда  Пилат называет Христа их Царём:

Нетунасцаря,кромекесаря.

Иоан. 19:15

Из уст первосвященников этот ответ звучит весьма лицемерно.

Как у Вараввы появился шанс на помилование?

Согласно Марку, это было не первое праздничное помилование за время правления Пилата. Есть вероятность, что именно он ввёл эту традицию в Иудее, чтобы продемонстрировать уважение римлян к местному религиозному празднику.

И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он  всегда делал для них.

Мк. 15:8

«Варавва» Тиссо Джеймс

Цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа»

"Варавва" Тиссо Джеймс

В этот раз он хотел отпустить Христа, так как знал: Его предали из зависти (Матф. 27:18). Можно предположить, что он не хотел играть роль, отведённую ему   властолюбивыми священниками. Пилат прекрасно понимал, что у них есть скрытые мотивы, и сам не находил повода отправить Его на смерть. Также он мог опасаться, что казнь известного пророка спровоцирует восстание.

Ему даже в голову не  пришло, что кто-то предпочтёт отправить на позорную казнь не душегуба, а мирного Проповедника. Того, о чьей  невиновности Пилат напомнил толпе трижды:

  1. Когда сделал вывод по результатам первого допроса Христа.
  2. Когда Он вернулся от Ирода.
  3. В попытке образумить толпу, требовавшую Его казни («Какое же зло сделал Он?» (Матф. 27:20)).

Но собравшихся на площади людей не волновало,  виновен Он или нет, у них осталось лишь кровожадное  слово: «Распни!» Пилат сам себя загнал в ловушку: перепоручив вынесение приговора  науськанной первосвященниками толпе, он был вынужден смириться с её решением. Хотя для Пилата свобода Иисуса Христа была предпочтительнее: галилейский Учитель с Его отрицанием насилия — в отличие от Вараввы — вряд ли представлял угрозу для живущих в Иудее римлян.

Варавву из всех заключённых, скорее всего, выбрали сами  евреи, что говорит о его популярности в народе.

https://www.youtube.com/embed/9gYypNFMpcMЧто известно о Варавве, кроме Евангелий?

Учёные Б. Уррутия, С. Дэвис, Х. Маккоби полагали, что Христос и Варавва — один и тот же человек. По их мнению, Пилат судил Христа, а отпустил его под другим именем — как Варавву. А значит, никакого воскресения не было. То есть народ выбирал не между двумя узниками, а между двумя именами одного и того же человека. А после история о разбойнике слилась с рассказом о кротком Христе.

Эта версия с позиции не только веры, но и логики выглядит слишком неубедительно, чтобы воспринимать её хоть сколько-то серьёзно. Одно поведение Пилата вызывает сразу несколько вопросов, не говоря о других деталях.

Что стало с Вараввой после помилования?

Несмотря на упомянутую апостолом Матфеем известность, такого персонажа нет даже у Иосифа Флавия. Исторических сведений о Варавве не сохранилось. Подробности жизни этого человека можно встретить лишь в художественной литературе. Там он после распятия интересуется Иисусом Христом, раскаивается в грехах и становится христианином. Но это всего лишь авторские фантазии.

Образ Вараввы в искусстве

Героем своих книг Варавву делали такие писатели, как:

  1. Михаил Булгаков. В «Мастер и Маргарита» писатель назвал Варавву Вар-Равваном.
  2. Наоми Олдерман. В «Евангелии лжецов» она приписывает разбойнику действия, совершённые в Евангелиях Христом.
  3. Фултон Оурслер. В «Величайшей истории из когда-либо рассказанных» Варавва (при рождении названный Самуилом) дружит с Иосифом Обручником и берёт себе имя его приёмного Сына.
  4. М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн. В книге соавторов «Священная кровь, Святой Грааль» Мессия — отец Вараввы (мол, его имя можно перевести как «младший»). Тот  грезил восстановлением царского величия своих предков, поэтому и боролся с римлянами. А когда его арестовали, Иисус сдался властям в обмен на свободу сына.
  5. Пер Лагерквист. За роман «Варавва» шведский писатель получил Нобелевскую премию по литературе.

В начале романа Пера Лагерквиста главный герой — бессердечный, циничный убийца — равнодушно смотрит, как распинают Иисуса Христа:

Чутьпоодаль,стоялещеодинчеловекинеотрываясьсмотрелнатого,ктовиселнакрестеиумирал,отначалаидоконцаонследилзаегосмертнымимуками.

Варавву удивляет, что кто-то считает посланцем Создателя слабака, без единого слова протеста принявшего жестокую казнь. Встречи с последователями Христа побуждают Варавву задуматься, в чём сила их веры и как Христос решился принести такую жертву. Не сразу, но образ его мыслей перестраивается. Не знавший любви и сочувствия разбойник благодаря мимолётной встрече с Учителем нащупывает дорогу к Богу.

Интересный факт

Варавва — прототип рассеянного профессора Барабаса, героя серии бельгийских комиксов «Спайк и Сьюзи».

Есть и несколько фильмов с названием «Варавва». В экранизации 1961 г. этот евангельский персонаж после казни Мессии пытается узнать, как спастись. А режиссёр Аниш Даниэль ограничился показом его ареста и отмены казни.

Кадр из фильма «Варавва» Евгения Емелина

Кадр из фильма "Варавва"  Евгения Емелина

В российском фильм 2019 г., снятом режиссёром Евгением Емелиным, повествование ведётся от лица Вараввы. Показано, как меняется личность закоренелого преступника, познакомившегося ближе с учением Христа. Пробудившая совесть подталкивает его к раскаянию в прошлых грехах. Ключевое слово в истории Вараввы — «выбор». Но выбирают не только его (когда отпускают на волю), выбирает и он. Ожесточённое сердце, познав истину, переходит на сторону добра.

Кинокартина «Царь царей» представила Варавву единомышленником Иуды Искариота и революционером-фанатиком, восставшим против римской власти.

Христос или Варавва? Этот вопрос не остался в далёком прошлом. Он стоит перед каждым человеком, сохранить нейтралитет невозможно. Сейчас это выбор между Божьим Царством и миром. Выбравшие Спасителя, получат благословение и вечную жизнь. А те, кто не сумел отказаться от мирских соблазнов, — вечную смерть. Христос — Царь живых, Варавва — кумир обречённых на погибель.

Частые вопросы

Кого помиловали вместо Иисуса?

Но как выглядели события с точки зрения Вараввы, убийцы, отпущенного толпой вместо Иисуса? Чем обернулось ему это помилование? Варавва оказывается неожиданным образом связан с Иудой, который не смог заглушить в себе голос совести после предательства Христа и не нашел в себе силы покаяться.

Что значит слово варава?

Вара́вва (др. -греч. Βαραββᾶς, от арам. בר אבא — «сын Аббы», «сын отца», «сын учителя (раввина)») — библейский персонаж, преступник, освобождённый Понтием Пилатом по случаю празднования иудейским народом праздника Пасхи.

Кто хотел смерти Иисуса Христа?

После того, как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били.

Что сказал Иисус разбойнику?

Происхождение разбойников После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите исторические и библейские источники, чтобы получить более полное представление о разбойнике Варавве и его роли в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа.

СОВЕТ №2

Подходите к информации критически и аналитически, не принимайте всё на веру. Проверяйте факты и сравнивайте различные точки зрения на личность Вараввы.

СОВЕТ №3

Обсудите тему с другими людьми, чтобы услышать разные мнения и точки зрения на личность Вараввы. Дискуссии могут помочь лучше понять исторический контекст и значение этой фигуры.

Легенды и мифы о Варавве

В истории Вараввы, помилованного вместо Христа, существует множество легенд и мифов, которые окружают эту загадочную фигуру. Одна из самых известных легенд гласит, что Варавва был известным разбойником и убийцей, который был приговорен к смертной казни за свои злодеяния. Однако, в последний момент перед казнью, Понтий Пилат решил помиловать одного из заключенных, предоставив на выбор народу между Вараввой и Иисусом Христом.

Согласно другой легенде, Варавва был не просто разбойником, а лидером банды, который терроризировал окрестности своими преступлениями. Его имя стало символом зла и порока, и его освобождение было решением, принятым на основе жестокости и недоброжелательности народа к Иисусу.

Существует также версия, что Варавва был просто невинным человеком, попавшим в ловушку политических интриг и предательства. Его история стала символом несправедливости и ошибок судебной системы, которая могла легко лишить жизни невинного человека.

Независимо от того, какая из легенд ближе к правде, личность Вараввы остается загадочной и привлекательной для исследования историков, религиозных деятелей и просто любознательных людей.

Оцените статью
Добавить комментарий