В истории Христианства фигура Вараввы, разбойника и убийцы, помилованного вместо Иисуса, занимает особое место. Его имя стало символом выбора между добром и злом, между милосердием и наказанием. Исследование жизни и судьбы Вараввы позволяет лучше понять сложные моральные дилеммы и принципы, лежащие в основе христианской веры. Важно разобраться в истории этого загадочного персонажа, чтобы расширить свои знания о библейских событиях и их символическом значении.
Мнение эксперта:Разбойник Варавва, известный также как Варавва Бар-Авраам, стал одной из ключевых фигур в религиозной истории. По легенде, он был осужден к распятию вместо Иисуса Христа, благодаря решению Понтия Пилата. Многие исследователи считают, что Варавва мог быть членом партизанской группы, боровшейся против римского правления. Его имя, происхождение и дальнейшая судьба остаются загадкой, вызывая интерес и споры среди историков и религиозных ученых.https://www.youtube.com/embed/4Jfo86TUleMКто такой Варавва?
В Новом Завете описан пасхальный обычай даровать помилование одному смертнику. Имя счастливчика выкрикивал народ. Когда наместник Понтий Пилат предложил отпустить Христа, то услышал единогласное требование освободить другого узника — Варавву. И хотя тот обвинялся в убийстве, смертный приговор получил не он, а Спаситель.
ИПилатрешилбытьпопрошениюих,иотпустилимпосаженногозавозмущениеиубийствовтемницу,которогоонипросили;аИисусапредалвихволю.
Лк
. 23:25
Об этом рассказано во всех 4-х Евангелиях. Разнятся только детали.
Учёные сомневаются в реальности этой традиции, так как она встречается лишь в Библии. Однако есть исторические документы, подтверждающие, что в Восточной Римской империи было принято в честь праздников отпускать преступников. Чиновники таким образом добивались расположения народа. О подобных случаях упоминает римский историк Ливий.
К тому же, будь эта традиция выдумкой, евангелистов запросто уличили бы во лжи. Это стало бы пятном на репутации ранней Церкви.
Жизнеописание
Варавва — это, возможно, не имя, а прозвище. Оно переводится как «сын отца», «сын раввина» или «сын Аввы», если речь о личном имени. Диакон Игорь Цуканов говорит, что перевод «сын отца» на первый взгляд кажется лишённым смысла: любой мужчина — чей-то сын. Но здесь смысл особый: Христос тоже Сын Отца. Сын земного отца противопоставлен Сыну Отца Небесного.
Из Нового Завета известно, что Варавва был преступником, но Пилат был вынужден помиловать его по требованию иудеев. Евангелисты, а также
апостол Пётр
называют Варавву бунтовщиком и убийцей:
«Тогдабылвузахнекто,поимениВаравва,сосвоимисообщниками,которыевовремямятежасделалиубийство»(
Мк
. 15:7)
«Вараввабылпосаженвтемницузапроизведенноевгородевозмущениеиубийство»(Лук. 23:19);
«Варавважебылразбойник»
(
Иоан. 18:40);
«Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу»(
Деян
. 3:14).
Некоторые исследователи предполагают, что упомянутый Лукой и Марком мятеж мог быть социальным бунтом, устроенным зелотами, к коим причисляют и Варавву. Речь о еврейских революционерах радикального толка, боровшихся как с римлянами, так и с собственными царями. Варавва мог быть организатором террористического акта, в результате которого погиб ко-то из римских чиновников.
В начале I в. Иудея была одной из самых проблемных провинций Римской империи. Если учесть политическую ситуацию того времени и степень распространённости революционных идей, греческое слово λῃστής [lēstēs], переведённое как «разбойник», могло означать и «борца сопротивления». А раз Варавва — «известный узник» (Матф. 27:16), то, вероятно, он являлся одним из лидеров повстанцев, что в каком-то смысле придаёт ему мессианские черты.
Избранный народ предвкушал приход освободителя из ветхозаветных пророчеств и ожидал от него конкретных действий. Большинство евреев видели в нём великого воина, который огнём и мечом прогонит римлян из Обетованной земли. Истинный Мессия кардинально отличался от этого портрета. Мятежники — как и фарисеи с саддукеями — отвергли путь Христа, а Он отказался устраивать переворот и надевать мирскую корону.
На одной чаше весов оказалась жизнь предводителя разбойничьей шайки, который не учил народ истине, но прилагал усилия, чтобы избавиться от римлян. На другой — проповедник, назвавшийся Мессией, но не сделавший ничего, чтобы освободить хотя бы Себя, поскольку:
Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Иоан. 18:36
Народный выбор довольно предсказуем, если знать, кто дёргал за ниточки и какого мессию ждали евреи.
https://www.youtube.com/embed/QQlIQwHL-7MДва Иисуса
В древних свитках Евангелия от
Матфея
— в 16 и 17 стихах 27-й главы — фигурирует Иисус Варавва (Иешуа Бар Авва), тёзка Мессии. Однако ни один из евангелистов это совпадение имён не комментирует, отцов же Церкви оно шокировало. Ориген считал имя Иисус в этих текстах еретической вставкой.
Переписчики IV в. о ней уже не знали. Она исчезла из рукописей по одной из трёх причин: из-за сомнений толкователей в её происхождении; чтобы устранить путаницу между двумя Иисусами или чтобы имя Господа никоим образом не соотносилось с разбойничьей кличкой.
ИменемИисуснедолжен…называтьсяниодиниззлодеев.
Ориген
Варавва мнит себя освободителем и будущим царём, он двойник Христа не только из-за имени. Народ выбирал между Спасителем и спасителем. Два Иисуса — два пути, близнец со светлой душой и его противоположность. Рождённый от Всевышнего предлагал спасение от греха и смерти, а «сын отца» — свободу от римлян. Судя по поступкам, Варавва и сам давно предпочёл Небу мир.
Онинетолькотезки,они,каксказалбыДостоевский,соперникивборьбезасердцачеловеческие…ЦарствоБожиеиЦарствоВараввырасположенынаразныхполюсах.
Журналист Валерий
Береснев
Христос и Варавва — две разных свободы и правды. В христианстве эти понятия в первую очередь имеют нравственную основу, их исток — внутренняя свобода человека (от греха). А внешние (гражданские) права и свободы, воспеваемые политиками и революционерами, хоть и важны, но вторичны.
Интересный факт
Одинаковые собственные имена, возможно, объясняют уточнение Пилата: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» (Матф. 27:22)
Когда Иисус говорит об освобождении с помощью истины, Его соотечественники возмущаются:
Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иоан.8:33
Они не воспринимают слова о рабстве греха, им ведомо лишь римское ярмо, которое они желают снять с шеи любой ценой — даже ценой жизни невиновного Человека. Причём иудеи отрекаются от Него дважды: первый раз, когда выбирают Варавву, а второй — когда Пилат называет Христа их Царём:
Нетунасцаря,кромекесаря.
Иоан. 19:15
Из уст первосвященников этот ответ звучит весьма лицемерно.
Как у Вараввы появился шанс на помилование?
Согласно Марку, это было не первое праздничное помилование за время правления Пилата. Есть вероятность, что именно он ввёл эту традицию в Иудее, чтобы продемонстрировать уважение римлян к местному религиозному празднику.
И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
Мк. 15:8
Цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа»
В этот раз он хотел отпустить Христа, так как знал: Его предали из зависти (Матф. 27:18). Можно предположить, что он не хотел играть роль, отведённую ему властолюбивыми священниками. Пилат прекрасно понимал, что у них есть скрытые мотивы, и сам не находил повода отправить Его на смерть. Также он мог опасаться, что казнь известного пророка спровоцирует восстание.
Ему даже в голову не пришло, что кто-то предпочтёт отправить на позорную казнь не душегуба, а мирного Проповедника. Того, о чьей невиновности Пилат напомнил толпе трижды:
- Когда сделал вывод по результатам первого допроса Христа.
- Когда Он вернулся от Ирода.
- В попытке образумить толпу, требовавшую Его казни («Какое же зло сделал Он?» (Матф. 27:20)).
Но собравшихся на площади людей не волновало, виновен Он или нет, у них осталось лишь кровожадное слово: «Распни!» Пилат сам себя загнал в ловушку: перепоручив вынесение приговора науськанной первосвященниками толпе, он был вынужден смириться с её решением. Хотя для Пилата свобода Иисуса Христа была предпочтительнее: галилейский Учитель с Его отрицанием насилия — в отличие от Вараввы — вряд ли представлял угрозу для живущих в Иудее римлян.
Варавву из всех заключённых, скорее всего, выбрали сами евреи, что говорит о его популярности в народе.
https://www.youtube.com/embed/9gYypNFMpcMЧто известно о Варавве, кроме Евангелий?
Учёные Б. Уррутия, С. Дэвис, Х. Маккоби полагали, что Христос и Варавва — один и тот же человек. По их мнению, Пилат судил Христа, а отпустил его под другим именем — как Варавву. А значит, никакого воскресения не было. То есть народ выбирал не между двумя узниками, а между двумя именами одного и того же человека. А после история о разбойнике слилась с рассказом о кротком Христе.
Эта версия с позиции не только веры, но и логики выглядит слишком неубедительно, чтобы воспринимать её хоть сколько-то серьёзно. Одно поведение Пилата вызывает сразу несколько вопросов, не говоря о других деталях.
Что стало с Вараввой после помилования?
Несмотря на упомянутую апостолом Матфеем известность, такого персонажа нет даже у Иосифа Флавия. Исторических сведений о Варавве не сохранилось. Подробности жизни этого человека можно встретить лишь в художественной литературе. Там он после распятия интересуется Иисусом Христом, раскаивается в грехах и становится христианином. Но это всего лишь авторские фантазии.
Образ Вараввы в искусстве
Героем своих книг Варавву делали такие писатели, как:
- Михаил Булгаков. В «Мастер и Маргарита» писатель назвал Варавву Вар-Равваном.
- Наоми Олдерман. В «Евангелии лжецов» она приписывает разбойнику действия, совершённые в Евангелиях Христом.
- Фултон Оурслер. В «Величайшей истории из когда-либо рассказанных» Варавва (при рождении названный Самуилом) дружит с Иосифом Обручником и берёт себе имя его приёмного Сына.
- М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн. В книге соавторов «Священная кровь, Святой Грааль» Мессия — отец Вараввы (мол, его имя можно перевести как «младший»). Тот грезил восстановлением царского величия своих предков, поэтому и боролся с римлянами. А когда его арестовали, Иисус сдался властям в обмен на свободу сына.
- Пер Лагерквист. За роман «Варавва» шведский писатель получил Нобелевскую премию по литературе.
В начале романа Пера Лагерквиста главный герой — бессердечный, циничный убийца — равнодушно смотрит, как распинают Иисуса Христа:
…Чутьпоодаль,стоялещеодинчеловекинеотрываясьсмотрелнатого,ктовиселнакрестеиумирал,отначалаидоконцаонследилзаегосмертнымимуками.
Варавву удивляет, что кто-то считает посланцем Создателя слабака, без единого слова протеста принявшего жестокую казнь. Встречи с последователями Христа побуждают Варавву задуматься, в чём сила их веры и как Христос решился принести такую жертву. Не сразу, но образ его мыслей перестраивается. Не знавший любви и сочувствия разбойник благодаря мимолётной встрече с Учителем нащупывает дорогу к Богу.
Интересный факт
Варавва — прототип рассеянного профессора Барабаса, героя серии бельгийских комиксов «Спайк и Сьюзи».
Есть и несколько фильмов с названием «Варавва». В экранизации 1961 г. этот евангельский персонаж после казни Мессии пытается узнать, как спастись. А режиссёр Аниш Даниэль ограничился показом его ареста и отмены казни.
В российском фильм 2019 г., снятом режиссёром Евгением Емелиным, повествование ведётся от лица Вараввы. Показано, как меняется личность закоренелого преступника, познакомившегося ближе с учением Христа. Пробудившая совесть подталкивает его к раскаянию в прошлых грехах. Ключевое слово в истории Вараввы — «выбор». Но выбирают не только его (когда отпускают на волю), выбирает и он. Ожесточённое сердце, познав истину, переходит на сторону добра.
Кинокартина «Царь царей» представила Варавву единомышленником Иуды Искариота и революционером-фанатиком, восставшим против римской власти.
Христос или Варавва? Этот вопрос не остался в далёком прошлом. Он стоит перед каждым человеком, сохранить нейтралитет невозможно. Сейчас это выбор между Божьим Царством и миром. Выбравшие Спасителя, получат благословение и вечную жизнь. А те, кто не сумел отказаться от мирских соблазнов, — вечную смерть. Христос — Царь живых, Варавва — кумир обречённых на погибель.
Частые вопросы
Кого помиловали вместо Иисуса?
Но как выглядели события с точки зрения Вараввы, убийцы, отпущенного толпой вместо Иисуса? Чем обернулось ему это помилование? Варавва оказывается неожиданным образом связан с Иудой, который не смог заглушить в себе голос совести после предательства Христа и не нашел в себе силы покаяться.
Что значит слово варава?
Вара́вва (др. -греч. Βαραββᾶς, от арам. בר אבא — «сын Аббы», «сын отца», «сын учителя (раввина)») — библейский персонаж, преступник, освобождённый Понтием Пилатом по случаю празднования иудейским народом праздника Пасхи.
Кто хотел смерти Иисуса Христа?
После того, как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал Его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить Его. Иисуса отвели во двор и, сняв с Него одежду, били.
Что сказал Иисус разбойнику?
Происхождение разбойников После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите исторические и библейские источники, чтобы получить более полное представление о разбойнике Варавве и его роли в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа.
СОВЕТ №2
Подходите к информации критически и аналитически, не принимайте всё на веру. Проверяйте факты и сравнивайте различные точки зрения на личность Вараввы.
СОВЕТ №3
Обсудите тему с другими людьми, чтобы услышать разные мнения и точки зрения на личность Вараввы. Дискуссии могут помочь лучше понять исторический контекст и значение этой фигуры.
Легенды и мифы о Варавве
В истории Вараввы, помилованного вместо Христа, существует множество легенд и мифов, которые окружают эту загадочную фигуру. Одна из самых известных легенд гласит, что Варавва был известным разбойником и убийцей, который был приговорен к смертной казни за свои злодеяния. Однако, в последний момент перед казнью, Понтий Пилат решил помиловать одного из заключенных, предоставив на выбор народу между Вараввой и Иисусом Христом.
Согласно другой легенде, Варавва был не просто разбойником, а лидером банды, который терроризировал окрестности своими преступлениями. Его имя стало символом зла и порока, и его освобождение было решением, принятым на основе жестокости и недоброжелательности народа к Иисусу.
Существует также версия, что Варавва был просто невинным человеком, попавшим в ловушку политических интриг и предательства. Его история стала символом несправедливости и ошибок судебной системы, которая могла легко лишить жизни невинного человека.
Независимо от того, какая из легенд ближе к правде, личность Вараввы остается загадочной и привлекательной для исследования историков, религиозных деятелей и просто любознательных людей.