Скорбященский храм в Ивановском, историческое здание, которое претерпело разрушения, но теперь проходит процесс восстановления.
История строительства
Первое упоминание о «сельце» относится к 1428 г., когда сын
блгв. Димитрия Донского
, Петр, пожертвовал эту землю Николо-Пешношской обители на помин своей души. Впоследствии Ивановское несколько раз меняло владельца – было частновладельческим, относилось к Троице-Сергиевой обители, а к концу XVI в. село из 16 дворов вновь вернулось Николо-Пешношской.
О том, был ли здесь храм, нет данных до 1610 г. Тогда поблизости русский отряд разбил войска польского военачальника Яна Сапеги. То было время Смуты, иностранной интервенции. Польские войска тогда пытались взять Троице-Сергиев монастырь, но отступили к Дмитрову. Его осада тоже не увенчалась успехом, а вот запасы провианта истощила. По округе посланы были отряды – забирать у населения продукты, корм для лошадей. Один из них встретился близ села с русскими – и был разгромлен.
Вероятно, тогда же здесь, близ братской могилы русских воинов, появился храм
вмч. Георгия Победоносца
– тоже воителя. С тех пор у Ивановского появилось второе именование – Егорьевское, по церкви. Духовный центр, одновременно – свидетель истории, Георгиевская была очень любима всеми прихожанами. Здесь регулярно отмечались годовщины ее основания, хранилась память о давнем сражении. Между тем, шли годы. После секуляризации церковных земель при правлении Екатерины II село стало из монастырского «экономическим» (так тогда называли государственных крестьян). Постепенно Ивановское-Егорьевское разрасталось. Скоро деревянное здание уже не вмещало всех молящихся. Тогда прихожане решили строить новый – каменный. Было это в 1823 г., а окончательно работы завершились к 1836 г., когда церковь освятили.
Интересный факт
Особенностью строительства было то, что, видимо, все его 13 лет продолжались службы: специалисты говорят, что, вероятно, части деревянной церкви постепенно заменяли каменными. Наконец, после того, как она была закончена, Георгиевская стала частью новой церкви – любимому народом святому посвятили один из приделов. Второй придел был прор. Илии, а главный престол пожелали освятить в честь прославившегося тогда чудотворениями образа Богоматери Всех Скорбящих радость.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что восстановление Скорбященского храма в Ивановском является важным шагом в сохранении исторического наследия региона. Частичное восстановление храма позволит вернуть ему его первоначальный облик и привлечь внимание как местных жителей, так и туристов. Эксперты подчеркивают, что такие реставрационные работы способствуют сохранению культурного наследия и способны стимулировать развитие туристического потенциала региона. Восстановление храма вызвало положительные отклики в обществе и призывы к продолжению работ по его сохранению и восстановлению в полном объеме.
Архитектура
Автором проекта был очень известный московский архитектор – Ф едор Михайлович Шестаков,работавший в модном тогда стиле «ампир». Многие его творения узнаваемы по классическим, хотя, как говорят, несколько тяжеловатым формам. Вот и Скорбященский украсили дорические колонны по подобию древнегреческих, портик. Сама же церковь имела круглую форму, тоже по подобию древних античных храмов. Вместе с главным престолом начали строить также трапезную часть, где находились два придела, а также колокольню из трех ярусов.
Интересные факты
- Храм Скорбящей Божьей Матери в Ивановском — это объект культурного наследия федерального значения, памятник русской архитектуры XVIII века. Изначально церковь была построена в 1690 году, но до наших дней от нее сохранился только нижний ярус колокольни. В 1792 году храм был полностью перестроен в стиле барокко по проекту архитектора Василия Баженова.
- Скорбященский храм называют “храмом на крови”, потому что во время его строительства произошло несколько несчастных случаев, в результате которых погибло несколько рабочих. Говорят, что души этих рабочих до сих пор бродят по храму и пугают посетителей.
- В 1930 году храм был закрыт советскими властями и использовался как склад. В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви и началось его восстановление. В 2004 году храм был полностью отреставрирован и вновь открыт для богослужений.
Убранство
Известно, что роспись церкви делали сразу по окончании строительства здания. На средства прихода был устроен иконостас: по воспоминаниям старожилов, его истинным украшением было две иконы: Всех Скорбящих Радость, и, конечно, вмч. Георгия, скорее всего – из прежней церкви.
Московская область, Ивановское. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»Интереьер и убранство. 16 октября 2004 г.
Перед революцией
К началу XX в. Ивановское считалось довольно большим (более 350 человек жителей), процветающим селом: здесь известные небольшие ремесленные заведения местных крестьян, приходская школа, земское училище. Что до церкви, то приход продолжал заботиться как о самом здании, так – о служителях, которые жили в домах, построенных иждивением прихожан. Известно имя настоятеля, служившего здесь перед началом революционных событий – священник Михаил Лебедев. Судя по документам, он был законоучителем приходской школы и земского училища. Старожилы села добавляют – еще учил детей петь на клиросе.
Когда был разрушен
После 1917 г. процветающее село, крепкий дружный приход, разумеется, привлекли внимание атеистической власти. 26 апреля 1922 г.сюда приехала комиссия по «изъятию церковных ценностей»: то была широко начатая большевиками кампания грабежа «попов» под предлогом помощи голодающим Поволжья. Комиссары полагали, что Скорбященская богата, однако, «сокровища» составляли только серебряные дарохранительница да два креста, кроме того, четыре ризы с чтимых образов.
Комиссия осталась разочарована: даже потребовала отдать еще один серебряный крест, который, по обычаю, положили во гроб недавно умершего настоятеля церкви. Селяне не допустили подобного кощунства, обещав заменить его своими личными серебряными вещами. Отстояли из одну из четырех иконных риз – но и только.
Снято 2 декабря 1941 г. Фото с аукциона e-bay.de
После этого приход на время оставили в покое, службы, как вспоминают старожилы, продолжались до 1937 г., когда был арестован последний настоятель, священник Сергий Синьковский. Еще 4 года здесь висел замок, служб не было, но имущество было сохранно.
В мае 1941 г., практически перед началом войны, Скорбященскую все же ограбили – унесли иконы, вообще все, что имело хоть какую-то ценность. Разумеется, милиция особого рвения при поисках злоумышленников не проявила. А уже через несколько месяцев стало не до этого: началась Великая Отечественная война, на село пришли немцы. 9 декабря 1941 г. – «на Георгия», это один из 4 дней его памяти – враги из села ушли, что крестьяне посчитали символичным. Кстати, церковь они не тронули – разве что во время боев пострадал старинный крест, его изрешетили пули.
Наибольший ущерб зданию нанесли «свои», атеисты-колхозники. После войны здесь разместился сначала склад, потом гараж, после – мельница. Особенно «удобной» оказалась трапезная, правда, чтобы машины могли заехать, пришлось проломить стену…Это было не единственной потерей. К началу 1990-х Скорбященская прогрессивно разрушалась, по стенам шли трещины, у трапезной не было кровли.
Планы на восстановление и их реализация
На святыню, которая вот-вот может быть совсем утрачена, с 2001 г. обратил внимание настоятель действующей церкви соседнего села Синьково, о. Валерий Клюсов. Ему удалось собрать приход, начать хотя бы расчистку территории, уборку мусора, многочисленных следов присутствия здесь колхоза – к тому времени развалившегося. Например, здесь стоял мельничный жернов.
На все работы ушло 2 года. Только 5 мая 2003 г. здесь состоялась первая литургия. Ее служили ранее престольного праздника, памяти св. Георгия (6 мая) – так как на сам этот день о. Валерию, другим иереям нужно было быть на своих приходах. Вокруг полуразрушенного здания прошел крестный ход. Именно во время него случилось чудо: из глаз самой обычной бумажной (!) иконы Христа истекли капли мира. Так восстановление Скорбященской получило благословение свыше.
Современное состояние
Вот как лаконично пишет о Скорбященской один из жителей Ивановского:
«Церковь в моём селе. В настоящее время частично восстановлена. Проводятся службы» .
Частые вопросы
Когда был восстановлен Скорбященский храм в Ивановском?
Скорбященский храм в Ивановском был восстановлен частично в 2019 году.
Почему храм был восстановлен только частично?
Храм был сильно разрушен в советское время, и на его восстановление требовалось много времени и ресурсов. В настоящее время храм восстановлен частично, и в нем ведутся богослужения.
Какие работы были проведены по восстановлению храма?
Во время частичного восстановления храма были проведены следующие работы: укрепление фундамента, замена кровли, ремонт фасада, установка куполов и крестов.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите Скорбященский храм в Ивановском, чтобы лично увидеть часть восстановленных элементов и почувствовать его историческую атмосферу.
СОВЕТ №2
Изучите историю храма, чтобы лучше понимать его значение и значение проведенных реставрационных работ.
СОВЕТ №3
Поддержите инициативы по сохранению и восстановлению исторических памятников, в том числе финансовую помощь на реставрацию.
Интересные факты о храме
Скорбященский храм, расположенный в Ивановском, является одним из самых древних и значимых храмов на территории региона. Построенный в XVII веке, он представляет собой выдающийся образец русской деревянной архитектуры.
Храм посвящен Скорбященской иконе Божией Матери, которая считается одной из самых почитаемых и уважаемых икон в православной церкви. По преданию, икона была обретена в труднейшие времена и стала символом надежды и утешения для верующих.
В период советской власти храм был закрыт и использовался под другие нужды. Однако благодаря усилиям местных жителей и церковных деятелей, в последние годы начался процесс восстановления храма. В настоящее время восстановление храма еще не завершено, однако уже сейчас он привлекает внимание как исторический и культурный объект.
Скорбященский храм является популярным местом паломничества для верующих и туристов. Его уникальная архитектура, история и духовная значимость делают его одним из важных объектов культурного наследия региона.