Послание апостола Павла к Галатам является одним из ключевых текстов Нового Завета, в котором он обращается к церквям Галатии с важными учениями о вере, законе и плодах Духа. Изучение этого послания поможет нам глубже понять христианскую этику и практику, а также пролить свет на историю и контекст написания Письма к Галатам.
История написания
Предполагается, что послание изначально написано по-гречески, но его оригинал до нас не дошел. Древнейший папирус, содержащий текст обращения Апостола, относится к 200 г., однако в нем отсутствуют некоторые стихи. Из наиболее древних рукописей известен более список писания Апостола, датируемый IV-V вв.
Полезные материалы
Время создания послания церковные историки определяют различно:
- согласно первой версии, это может быть самое раннее из известных посланий св. Павла, созданное в 48 г. в Антиохии;
- по другим данным, писание святого появилось в 56 или 58 г. в Эфесе или даже Риме.
Нет единого мнения также о том, кто такие галаты, к которым обращается Апостол. По крайней мере ясно, что это жители области Галатия Малой Азии.
- Многие авторы (преимущественно протестантские богословы) считают, что это – кельтские племена севера полуострова. Впоследствии они ушли севернее и были известны как галлы (предки современных французов).
- По мнению других историков, включая авторов новейших исследований, послание обращено к основанным св. Павлом общинам южной части Галатии. Это упоминаемые «Деяниями Апостолов» города Дервия, Листра, Икония. Их население было многонациональным.
Мнение эксперта:
Послание апостола Павла к Галатам является одним из ключевых текстов Нового Завета, в котором он обращается к церквям Галатии, выражая свои мысли о вере, законе и плодах Духа. Эксперты отмечают, что в этом послании Павел подчеркивает важность жизни по вере и привносит понимание о том, что истинная свобода находится в Христе, а не в подчинении закону. Он также подчеркивает значение плодов Духа – любви, радости, мира, долготерпения, благости, веры, кротости и воздержания. Эти качества, по словам апостола, должны стать основой для христианской жизни. Послание к Галатам напоминает о важности духовной свободы и покорности Божьему Духу, что делает его актуальным и вдохновляющим для христиан всех времен.
Цель письма святого Апостола Павла
Повод для обращения к галатийским общинам очевиден из самого текста «Послания». После обычного приветствия св. Павел сразу начинает строгое обличение: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью … скоро переходите к иному благовествованию…» Что же случилось с новообращенными галатами? Большинство толкователей полагают, что они оказались втянуты в споры о необходимости для христиан соблюдать Закон Моисеев, включавший обрезание, а также ряд ритуалов, запретов, или то, что Евангелист Марк несколько иронично называет «наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк.7:1). Судя по всему, в общину пришли новые проповедники, либо иудеи, либо иудействующие христиане, смутившие братию учением, о котором вовсе не упоминал Павел.
Ростовая икона ап. Павла
К тому же внутри самой молодой Церкви этого времени существовали противоречия, споры по поводу соотношения христианства и Закона иудеев, и даже – относительно вообще возможности проповеди среди язычников. Даже решения Апостольского собора (49 г.), прямо заявляющие о необязательности Закона для обращенных из «языков», убедили далеко не всех. Новообращенные христиане действительно задавались вопросом: чем мы отличаемся от язычников, предающихся разным порокам, по образу жизни, чисто внешне? Часто примером действительно служили иудеи, даже своим видом выделявшиеся из числа других народов.
Скорбя о том, что галаты не могут разобраться в перипетиях всех этих дискуссий, желая вразумить их, св. Павел и берется за перо.
Интересные факты
-
Плоды Духа, перечисленные в Послании к Галатам 5:22-23, включают в себя любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание. Эти качества считаются плодами работы Святого Духа в жизни человека и являются признаками его духовного роста и зрелости.
-
В Послании к Галатам апостол Павел говорит о ложном учении иудаизирующих христиан, которые утверждали, что для спасения необходимо соблюдать закон Моисея. Павел настойчиво отвергает эту идею, утверждая, что спасение приходит только по благодати через веру в Иисуса Христа, а не через соблюдение закона.
-
В Послании к Галатам апостол Павел также пишет о свободе во Христе. Он говорит, что верующие не должны быть связаны законом, но должны жить в свободе, которую дает им Христос. Павел подчеркивает, что свобода во Христе не означает свободу грешить, но свободу служить Богу и другим из любви и благодарности.
Толкование
По слову свт. Феофилакта Болгарского, «постоянная снисходительность к ученикам, требующим выговора, не свойственна учителю».А потому все послание – одно из самых строгих.
«Не от человека и не через человека»
1 глава напоминает духовным детям: благовествуя Христа, Апостол не творил свою волю, ибо Евангелие, возвещаемое им, «не есть человеческое», но Божие (Гал.1:11). Он не стремится угодить людям, но просто говорит истину, по воле Господней. Впрочем, как свидетельствует св. Павел в главе два, о том, что христианство – новое учение, не требующее соблюдения Закона, он говорил «знаменитейшим», другим Апостолам, чей авторитет непререкаем, причем получил поддержку.
Оправдание верой
«Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?.. Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? » (Гал.3:2, 5) — восклицает Апостол. Ответ очевиден его адресатам: стоит лишь вспомнить его пребывание у них, проповедь, сотворенные чудеса.
Св. Павел напоминает, какие искушения постигли его во время проповеди среди галатийцев: телесная немощь, различные скорби. Но несмотря на это, верные приняли его, помогли, а потом – обратились к Богу. Может ли быть забыта испытанная тогда духовная радость? Дела ли Закона породили ее, или Божия Благодать?
Что же закон? Он существует, по слову
Апостола
, до времени исполнения всех обетований, до Пришествия Мессии. А это значит, что уповающие на него, получается, в Христа как Бога не верят. Ведь Его Воплощение – суть Новый Завет с человечеством, где нет места делам Закона, его обрядности, бесконечным «не прикасайся», «не дотрагивайся». Именно поэтому св. Павел умоляет своих духовных детей: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы» (Гал.4:12).
Интересный факт
Полемическая заостренность слов Апостола об оправдании верой во время Реформации часто использовалась протестантскими богословами, отрицавшими большую часть сложившейся к тому времени христианской «обрядности».
Но Апостол не говорит здесь об отрицании христианского богослужения, таинств, но только – о том, что сосредоточение на внешнем приводит к ущербу духовной жизни. К сожалению, как часто бывает, протестантские авторы сводят слова Послания лишь к тому, что можно оправдаться просто веря, что Бог есть, что прямо противоречит учению Апостолов.
Свобода в Боге
В последних главах Апостол говорит о христианском законе, ведущем ко спасению. Но он касается не обрезания, внешних ритуалов, а внутренней, сокровенной части человека – его души. Этот закон, по сути, состоит из единственной заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14).
Слова св. Павла о духовных плодах исполнения христианского закона часто читаются на дни памяти великих святых, делом доказавших верность Господу: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
Не следует также гордиться: всякий, считающий себя праведным, святым, «будучи ничто», по слову св. Павла, «обольщает сам себя» (Гал. 6:3). Это состояние свт. Феофан Затворник в письме от 19 мая 1893 г. прямо называет прелестью.
Таков путь христианской жизни – не внешнее соблюдение заповедей, а исправление себя, что неизмеримо труднее.
Давно окончены споры о том, нужен ли христианам иудейский Закон. Но слова св. Павла продолжают слышаться в храмах, и вовсе не кажутся посвященными только историческому прошлому. Выполняем ли мы единственную названную им заповедь? Каковы духовные плоды нашей жизни? Не идем ли мы по пути соблюдения внешних предписаний (постов, выполнения молитвенных правил), подобно «несмысленным галатам»? Спросим себя.
Наталья Сазонова
Частые вопросы
Кому написано Послание Галатам?
Посла́ние к Гал́атам (др. -греч. Ἐπιστολὴ πρὸς Γαλάτας, лат. Epistula ad Galatas) — книга Нового Завета, написанная апостолом Павлом и адресованная христианской общине Галатии, которую он учредил во время 2-го апостольского путешествия (Деян.
Какие плоды духа Святого?
Их называет апостол Павел в 5-й главе Послания к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Что сказал апостол Павел о любви?
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Что значит на таковых нет закона?
На таковых нет закона. “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” говорит апостол и к этому добавляет: На таковых нет закона — чтобы мы понимали, что находящимися под законом эти свойства не управляют.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно изучите контекст послания к Галатам, чтобы понять основные проблемы, с которыми столкнулись христиане того времени.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на перечисление плодов Духа, которые приводит апостол Павел, и подумайте, какие из них вы можете проявить в своей жизни.
СОВЕТ №3
Изучите особенности послания к Галатам в сравнении с другими посланиями апостола Павла, чтобы понять его уникальность и акценты.
Понятие о плодах Духа
В послании апостола Павла к Галатам содержится учение о плодах Духа, которые являются результатом духовной жизни верующего. Павел подчеркивает важность проявления этих плодов в жизни христианина как показатель истинной веры и пребывания Духа Святого в нем.
По учению апостола Павла, плоды Духа включают в себя добродетели, такие как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание. Эти качества являются неотъемлемой частью характера верующего и проявляются в его отношениях с окружающими и внутреннем мире.
Апостол Павел утверждает, что те, кто принадлежат Христу, распознаются по своим плодам. Плоды Духа противостоят плодам плоти, которые характеризуются эгоизмом, раздражительностью, завистью и прочими негативными качествами.
Изучение понятия о плодах Духа помогает христианам понимать, каким образом они могут проявлять свою веру на практике, следуя учению Христа и примеру апостолов.