Собор Святой Софии в Константинополе – одно из величайших архитектурных произведений мировой истории, символизирующее слияние христианской и исламской культур. Эта статья расскажет об истории храма, его значимости как главного православного святилища и о том, как он стал мечетью в Турции, где находится сегодня.
Мнение эксперта:Собор Святой Софии в Константинополе, прославленный своей архитектурой и историческим значением, стал объектом острой дискуссии после того, как в 2020 году турецкие власти приняли решение превратить его из музея обратно в мечеть. Этот шаг вызвал разногласия среди экспертов и общественности. Некоторые считают, что такое изменение статуса Софии – это попытка переписать историю и умалять ее культурное значение как символа христианской исламского мира. Другие же утверждают, что это решение является суверенным правом Турции и должно рассматриваться в контексте современной политической и религиозной ситуации. В любом случае, превращение Собора Святой Софии в мечеть оставляет много вопросов и вызывает разделяющие мнения реакции.https://www.youtube.com/embed/iTlmXHSL22cИстория Собора Святой Софии
Она овеяна множеством легенд, преданий, которым верят не только христиане, но также мусульмане или даже вовсе неверующие.
Церковный историк Прокопий Кесарийский писал о нем: «Этот храм являет собой чудесное зрелище. Тем, кто его видит, он кажется исключительным; тем, кто о нем слышит, — невероятным. Он взмывает ввысь, словно до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных водах моря… ».
Действительно, подобного ему не было, и, пожалуй, нет во всем христианском мире.
Посвящение
Христианский календарь знает св. Софию, мать мучениц Веры, Надежды и Любови. Однако, Константинопольская София посвящена не этой святой. Слово «София» с греческого означает «Премудрость». При посвящении собора имелась ввиду, конечно, не земная, по Божия Премудрость, которая есть Слово Божие. Именно так называют Второе Лицо Святой Троицы, Сына Божия.
Это Слово, как пишет Евангелист, «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). По Вочеловечении мы знаем Его как Иисуса Христа. Но до Воплощения, в вечном существовании у Слова не было человеческого имени. И София, Премудрость – не имя, но качество, через которое люди пытаются определить неопределимое, невместимое умом. В IV в. накануне Рождества Христова существовал особый праздник Софии Премудрости Божией – Христа до Его Воплощения на земле. Именно Ему в предвечном существовании посвящен был главный храм Византийской империи.
Интересный фактВпоследствии не один Софийский храм появится также на Руси. Однако, под Премудростью здесь чаще всего будут понимать Богородицу – именно на Ее дни будут приходиться престольные праздники русских Софийских храмов. Таким образом, Премудрость Божия могла в древности толковаться различным образом.
Предыстория собора
Первый храм на месте нынешней Софии возвел император Константин Великий, вероятно, в 1 пол. IV в. Эта небольшая базилика (храм прямоугольной формы) была уже тогда посвящена Премудрости Божией. Известно, что в 404 г. она была уничтожена пожаром, однако к 415 г. восстановлена императором Феодосием Младшим. Новое разрушение последовало в 532 г., когда столицу империи охватил мятеж. Император Юстиниан (по ряду свидетельств, славянин по происхождению) уже собирался покинуть Константинополь – но на помощь подоспели войска полководца Велизария, которым и удалось восстановить порядок.
Вдохновленный, Юстиниан не просто решил заново отстроить старый храм. На его месте предполагалось возвести собор, который бы затмил своей красотой все храмы столицы империи. Его закладка состоялась уже 23 февраля 533 г.
Архитектор
Согласно Прокопию Кесарийскому, проект храма принадлежит двоим зодчим:
- известному математику, инженеру, Анфимию из города Траллы; по свидетельствам современников, именно он разработал основную часть проекта, а также уникальное архитектурное решение купола;
- Исидору из Милета, которого Прокопий называет «механиком»; хотя он работал в подчинении Анфимия, сам Исидор впоследствии был известен как ученый, инженер, математик; стоит отметить также, что Анфимия не дожил до окончания строительства, так что его завершал Исидор.
Интересный фактКроме Софии, архитекторы могли также принимать участие в возведении по крайней мере двух других Константинопольских храмов – посвященных 12 Апостолам и мчч. Сергию и Вакху. Однако, этот вывод историки делают на основании сходства стиля этих церквей с Софией, документальных же подтверждений проектирования архитекторами этих церквей не сохранилось. А вот о том, строили ли они какие-либо храмы до Софии, нет даже косвенных данных.
Строительство
Величайший собор всех времен возводила вся огромная империя, которая включала в себя десятки провинций в Средиземноморье, Причерноморье, в Африке, Палестине с населением около 35 млн. человек. Каждая из провинций принимала участие в строительстве. Так, известно, что:
- на возведение амвона Софии был истрачен годовой доход Египта – тогда провинции империи;
- среди красивейших колонн Софии – приношения Рима, Афин, Эфеса, множества других городов, отправивших в Константинополь колонны бывших языческих храмов;
- из разных мест империи везли мрамор, которого в храме его большое разнообразие: белый, привезенный из Проконеза, зеленый – из Каристоса, розовый – из Фригии.
Кроме того, в течение 5 лет на собор шли практически все доходы империи – даже чиновники почти перестали получать жалованье. Чтобы понять, насколько дорога была византийцам София, достаточно вспомнить, что главный престол был покрыт плитой из чистого золота с вкраплениями драгоценных камней, которые при изготовлении плиты бросали с расплавленный металл. А император Юстиниан намеревался покрыть подобными плитами стены собора – от чего его отговорили советники, резонно заметив, что последующие императоры, не столь благочестивые, могут соблазниться, лишить Софию убранства, чем совершить грех.
Но, кроме участия материального, провинции империи помогали, можно сказать, технологически. В распоряжении архитекторов был весь громадный опыт храмового строительства Рима, Афин, других городов. Именно так удалось:
- изготовить особые кирпичи для купола, очень легкие (по воспоминаниям современников, они были в 12 раз легче обычных, даже плавали на поверхности воды!); на них использовали губчатую глину, найденную на острове Родос;
- разработать уникальное архитектурное решение самого огромного купола, который опирается на полукупола, окружающие его; многие предполагают, что образцом для архитектором здесь послужил Пантеон, языческий храм Рима, где также огромный купол, опирающийся на стены; однако София – не круглое, как Пантеон, а прямоугольное здание, поэтому дополнительно пришлось искать новые инженерные решения; им стали контрфорсы, выступы из стен для дополнительной поддержки купола; кроме того, купол поддерживают колонны галерей, размещенных справа и слева от главного нефа (места, где собираются молящиеся);
- силами лучших строителей страны изобрести особый раствор, по сути, аналог современного цемента; его особенностью была амортизация, так необходимая во время частых в Константинополе землетрясений.
Темпы возведения святыни были поразительны – от закладки до освящения на Рождество 537 г. прошло 5 лет и 10 месяцев. При этом храм был поистине огромен, не имея аналогов ни в христианском, ни в языческом мире: длина его 75 м, ширина 61,5 м, высота – почти 56.
https://www.youtube.com/embed/by-kcwAYxs0Архитектурный стиль
Его обычно считают «переходным от базиликального к крестово-купольному храму». Действительно, до VI в. преобладали церкви вытянутой, прямоугольной формы, именовавшиеся базиликами, от «базилевс», император. Первоначально базилики были светскими зданиями, где императорские чиновники совершали суд (отсюда название), а также проводились разного рода собрания. Христиане, около 300 лет не имевшие собственных церквей, в условиях гонений собирались на богослужения в подобных зданиях – а позже они становятся полноценными церквями. Вот и София – тоже тип базилики, однако, при этом имеет и выраженную форму креста. Это говорит о том, что постепенно в церковном сознании появляется представление о символичности формы храма, который не «просто» здание, но – икона Царства Небесного.
https://www.youtube.com/embed/WooAYeqzIHAИкона света
«Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм,» – так пишет о Софии Прокопий Кесарийский.
Это – еще одна уникальная особенность Софии: архитекторам удалось использовать естественный свет солнца, луны, даже – звезд, не только для утилитарной цели освящения храмового пространства, но также – для передачи богословских смыслов слов
св. Иоанна Богослова
: «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5). Это достигалось, прежде всего, благодаря 40 окнам по периметру купола, которые делали его как бы парящим. Шедший сверху свет особым образом преломлялся в пространстве Софии, создавая ощущение благодати, радости Божия присутствия. И подлинно, свет солнца, луны, звезд здесь в полной мере осознавался отблеском Царстве Небесного.
Интересный факт Современными исследователями Софии, в частности, А.М.Лидовым, установлено: доVIIIв., когда началось распространение иконоборческой ереси, здесь, вероятно, и не было вообще ни одного образа Бога или святых – ибо они и так присутствовали здесь благодаря «иконе света». Великолепные мозаики, которые сохранились здесь сейчас лишь частично, были сделаны послеVIIВселенского Собора ради утверждения иконопочитания.
«Великая церковь» и православное богослужение
Устав, по которому служили здесь, именовался Песенным последованием, так как большая часть псалмов, тропарей, кондаков, канонов, пелась, а не читалась. Современное православное богослужение знает подобный строй службы, пожалуй, лишь во дни Пасхи. В Софии же служили так ежедневно. Здесь были огромные хоры не только из собственно певцов, но также из диаконов, иереев. Очень торжественными были также сами службы, сопровождавшиеся большими процессиями духовенства – остаток этой практики мы можем видеть сейчас во всенощном бдении, когда духовенство торжественно исходит из алтаря для литии, затем – для чтения Евангелия. Это не случайно – Устав Софии Константинопольской был, как считали еще русские литургисты начала XX в., первым, который приняла крещенная Русь.
Есть и более серьезные детали современной службы, восходящие к Софии. Британский литургист Роберт Тафт установил, что это – Великий Вход на литургии, совершаемый при пении Херувимской песни. Сама эта практика возникла в соборе Св. Софии потому, что богослужебные сосуды находились в отдельно стоящем здании – скевофилакии. В определенный момент службы духовенство торжественно отправлялось за ними. При этом верующие, зная, что приближается важнейший момент литургии, просили помолиться о них, на что иереи отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем…». Именно эти слова мы слышим на Великом Входе и сейчас. Но сама процессия давно уже получила богословское понимание, как символизирующая шествие Господа на Крест.
Святыни собора
Здесь находились:
- пояс Богородицы;
- дары волхвов, которые они принесли Родившемуся Христу;
- глава вмч. Пантелеймона.
По захвате Константинополя мусульманами все эти реликвии удалось спасти. Сейчас они пребывают на Афоне.
Судьба Софии
Турки захватили ее 29 мая 1453 г. Ночью накануне здесь состоялась последняя христианская литургия. А уже утром, по описанию византийского хрониста Дуки, турецкие воины «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы… Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли».
Так закончилась жизнь Софии как православного храма. На другой же день султан Мехмед II сделал собор мечетью. Впоследствии к нему пристроили 4 минарета, мозаики замазали известью (у мусульман не принято изображать Бога или человека). На стенах появились суры из Корана. Но и как мечеть «Айя-София», как теперь ее именовали, стала образцом для прочих мечетей, строившихся в Стамбуле, бывшем Константинополе. Турки заботились о бывшем соборе, проводили реставрацию, ремонт.
В 1935 г., когда после реформ К. Ататюрка Турция становится светским государством, начался третий этап жизни Св. Софии – как музея. Начались исследования древнего храма, были раскрыты мозаики времен Византии.
Собор сегодня
В статусе музея София пребывала до 2020 г., когда турецкое правительство приняло решение вновь устроить здесь мечеть. Несмотря на протесты христиан по всему миру, 24 июля 2020 г.здесь состоялся первый намаз, совершенный президентом страны, Р.Т.Эрдоганом. Изображения святых были в этот момент завешены тканью – пока временно. Но Турция полна решимости довести дело превращения Софии в мечеть до конца.
Где находится собор
Адрес: Турция, Стамбул, площадь Аясофья, 1.
Интересные факты
- В течение 900 лет собор был самым большим храмом не только у христиан, но и вообще в мире.
- Во время богослужения каждение храма происходило особым образом: кадильный дым поднимался из-под пола, так как окадить столь огромное пространство силами даже нескольких диаконов было невозможно.
- Штат собора во времена имп. Юстиниана насчитывал 525 служителей, из которых было 50 священников.
- Нынешний купол собора построен в X в. после очередного землетрясения 989 г. Его восстанавливал известный армянский зодчий Трдат.
- На верхних галереях Софии можно увидеть граффити, оставленные побывавшими здесь. Среди них есть и написанные на славянском языке, вероятно, паломниками с Руси. По содержанию это, по сути, своего рода записки о поминовении, оставленные на стенах: «Помяни, Господи, Феодора, Симеона грешных», «Демко Безоевич грешный. Святая София, помилуй мя». Всего к настоящему времени подобных записей известно 13.
Сейчас Софию можно было бы считать «памятником ушедшей эпохи», когда Стамбул был Константинополем, столицей христианской страны. Но долгие столетия что-то не дает христианам думать о храме, как «ушедшем в историю». И, хотя он больше не «парит над городом», теряясь среди современных построек, стоит войти внутрь – и исчезает суетный мир, открывается небо. И льется из-под купола свет – отблеск Божия Царства.
Частые вопросы
Как собор Святой Софии стал мечетью?
В 1453 году после захвата Константинополя турками султан Мехмед II превратил собор Святой Софии в мечеть. После захвата собора хранившиеся в нем многочисленное ценности были разграблены, а древние иконы уничтожены.
В чем уникальность храма Святой Софии в Константинополе?
Типологически, как явление архитектуры, храм Святой Софии Цареградской, уникален: он являет органический синтез базилики и купольного храма (вписанный октагон). Тайна состоит именно в этой удивительной органичности.
Чем был знаменит Собор Святой Софии?
Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей, всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
Почему храм Святой Софии так назван?
Его начали строить в 532 году, когда византийский император Юстиниан I приказал воссоздать храм на месте сгоревшей во время восстания «Ника» базилики. Название храма не связано с женщиной, как может показаться, просто с греческого языка Айя-София переводится как «Святая мудрость».
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Собора Святой Софии: узнайте, каким образом этот главный православный храм стал мечетью, какие события привели к этому и как он восстановлен в наше время.
СОВЕТ №2
Исследуйте значение Собора Святой Софии для различных религиозных и культурных групп: понимание различных точек зрения поможет вам сформировать более полное представление об этом историческом месте.
СОВЕТ №3
Посетите Собор Святой Софии лично, если у вас есть такая возможность: ничто не заменит собственного опыта посещения этого удивительного сооружения и его окрестностей.
Превращение в мечеть
Собор Святой Софии в Константинополе, возведенный в VI веке по приказу императора Юстиниана I, являлся величественным символом православной веры и византийской архитектуры. Он служил главным православным храмом в течение почти тысячелетия, привлекая паломников и туристов со всего мира своими уникальными мозаиками, иконами и архитектурным великолепием.
Однако история Святой Софии обрела новый поворот в 1453 году, когда Константинополь был захвачен османами под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя. Собор был преобразован в мечеть и переосвящен как Ая-София (тур. Ayasofya), став символом исламского владычества над бывшей византийской столицей.
Этот период исламизации Святой Софии сопровождался изменениями в интерьере храма: иконостас был убран, мозаики были закрыты или уничтожены, а минареты были добавлены к архитектуре здания. Тем не менее, некоторые из оригинальных православных элементов остались видимыми, что свидетельствует о сложной истории этого знаменитого сооружения.