Преподобный Нил Сорский – выдающаяся фигура русской православной церкви, чье житие и творчество оказали значительное влияние на развитие религиозной мысли и культуры. В данной статье мы рассмотрим биографию, философию и труды этого святого старца, а также рассмотрим его связь с такими выдающимися личностями, как Иосиф Волоцкий, Вассиан Косой и Максим Грек, а также движение нестяжателей, которое он основал.
Житие
Это место на карте и сейчас называется Пустынь. В пустыню, как первые египетские отшельники, переселился Нил, уйдя из обустроенного Кирилло-Белозерского монастыря:
«Ныне вдале от монастыря понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно»
.
Но не одиночества и тишины искал преподобный Нил Сорский, а Бога. Он стал устроителем первого русского скита, по образцу афонского, который существовал как самостоятельный монастырь, имея свой устав и свой уклад жизни.
Сведений о его жизни имеется мало, себя Нил называл «поселянином», по происхождению из Майковых. Родился в 1433г., где жил и кто родители – не известно, но знаем, что был он грамотен, хоть и говорил о себе «невежда», однако занимался переписыванием книг еще до монастыря, а позже знался с монахами, выходцами из боярских фамилий, так что, можно предположить, что и сам тоже был знатного происхождения.
Иночество принял в молодые годы в Кирилло-Белозерском монастыре, имел наставником старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевой Лавры. Прожив некоторое время в монастыре, отправился дальнее путешествие со своим другом Иннокентием Охлябининым.
Вологодская икона XIII — XXI вв.» : XIX век.
Преподобные Нил Сорский, Кирилл Белозерский,
Кирилл Новоезерский
966×1200
Известно, что был несколько лет на Афоне, усвоил афонский типикон, выучил греческий язык, много читал святых отцов. Есть предположение, что побывал и на Святой Земле. А затем снова вернулся на север, но не остался жить в монастыре, а отошел на пятнадцать верст, на речку Сорку и основал скит.
Для Нила и последовавших за ним нескольких братьев уставом стали правила скитской жизни, «самовиденные» им на Святой горе, открытые в чтении святоотеческих творений и житий, при этом Нил из всего этого опыта выбрал то, что считал необходимым для ограждения своей пустыни от «пагубного влияния мира» и внутренних нестроений.
Идеалом Нил Сорский считал общинное житие. Нил так сформулировал принцип скитской жизни:
«Того ради нам удобно зрится, с верными братиами и единомудренными в дело Божие пребывание съединем или двема, да от святых писании воли Божии научаяющеся, и аще кому Бог подает вящие разумети, брат брата да назидает и друг другу помогает».
То есть, жизни не поодиночке, т.к.
«горе единому, аще в ленность впадет во уныние или отчаяние яко не имат воставляющего его в человецех»,
но и не в общежительном монастыре, где «молвы и соблазны», разговоры и многие заботы отвлекают монаха от молитвы.
Порядок игумен Нил установил такой, что главным было внутреннее делание, молитва и постоянный труд. Монах должен был питаться трудами рук своих, подаяние принимать только в крайней нужде или при болезни. Установлено было полное послушание настоятелю, отсечение своеволия, запрещено было выходить за пределы монастыря. Женщины в монастырь не допускались даже для молитвы. Установлено было полное нестяжательство, ни у кого не было никакой своей вещи. Владение землями не допускалось.
Интересный факт
Сам Нил отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием – построил первую часовню, выкопал рядом пруд, носил землю, насыпая место под постройку Сретенского храма, т.к. место было болотистое, ископал колодец. Занимался чтением, переписыванием книг, оставил свои письменные наставления. Принимал участие в русских Соборах 1490 и 1503 года.
Мнение эксперта:
Старец Нил Сорский, выдающийся православный святой и писатель XIV века, оставил неизгладимый след в истории религиозной мысли. Его житие и творения до сих пор вдохновляют многих верующих и исследователей. Эксперты отмечают, что Сорский был не только духовным наставником, но и талантливым литератором, чьи произведения пропитаны глубокими мудростью и духовной проницательностью. Его труды оставляют нам наследие ценных уроков о вере, любви и милосердии, которые остаются актуальными и по сей день.
Зарождение движения нестяжателей
Все, происходившее тогда в церковной среде, было тесно связано с политической жизнью молодого русского государства. Закончился ордынский период, в Москве оформлялось самодержавие, проходили непростые процессы перераспределения власти, влияния и собственности.
Времена вечевой вольницы уходили из политики, но в сфере духовной это были времена, так сказать, «полной демократии». В разгаре были споры о вере, причем, не только среди иерархов, а на торжищах народ, как в Византии когда-то, с азартом отстаивал каждый свое мнение – «посолонь» или «супротив» (по солнцу обходить храм крестным ходом или против), «сугубить» или «трегубить аллилуйю» (два раза петь или три).
Русь перенимала духовную эстафету от святой Византии, скрепляя передачу брачными узами. Из Константинополя и с востока прибывали посольства, привозили древние книги, иконы, утварь, заграничных мастеров и обычаи. Но не все гости приходили с добром. И было трудно уследить за тем, какие взгляды преподавали заезжие книжники доверчивому и простому русскому народу, еще не усвоившему в то время, как собственно и сейчас, точное исповедование своей веры.
Так в 15 веке через некоего Схарию, ересь жидовствующих проникла в Новгород, смешивая христианство с иудейством и рационализмом, смущая допущением самовольного произвола каждого в вопросах веры. Последователи новой секты появились не только среди священства, но и в великокняжеском семействе.
Интересные факты
- Старец Нил Сорский был одним из самых влиятельных духовных лидеров русского православия в XV-XVI веках. Он был основателем скитского монашества на Руси, которое предполагало уединенную жизнь в лесу и общение с природой.
- Нил Сорский был известен своим аскетизмом и неприхотливостью в быту. Он жил в маленькой келье, спал на голом полу и питался только хлебом и водой. Несмотря на это, он был очень трудолюбивым и написал множество книг, в которых изложил свое учение о духовной жизни.
- Нил Сорский был активным противником ереси жидовствующих, которая распространялась в России в то время. Он написал несколько трактатов, в которых обличал еретиков и призывал верующих держаться православной веры.
Спор с Иосифом Волоцким
Защитниками догматов веры выступили тогда новгородский архиепископ Геннадий и основатель Успенской обители на Волоке Ламском Иосиф Волоцкий.
Они выявляли и обличали сектантов, проводили «обыски», писали письма, требовали от властей применения жестких мер взыскания. В 1488 г. архиепископ Геннадий на церковном Соборе в Новгороде осудил изобличенных еретиков, которые были биты «на торгу кнутьем».
Церковное осуждение и казни не уничтожили ересь, более того, ересью была поражена митрополичья кафедра. Хуже всего было то, что в ересь вовлекалось самое образованное духовенство. Грамотных в вере защитников православия было мало, убеждать еретиков и вести споры о вере было некому, поэтому Геннадий, обращаясь к архиепископам с воззваниями, требовал самых жестких мер –«казнити — жечи да вешати!».
В подкрепление натиска на ересь на собор 1490 года были приглашены всеми признанные авторитеты — старцы Паисий Ярославов и Нил Сорский, которые тоже осуждали разрушителей догматов. На Соборе было осуждено 9 чел., все еретики отлучены от Церкви и сосланы в заточение.
Розыск продолжался, и казни становились более жестокими – не только битье кнутом, урезание языка, но и смертная казнь, и сожжение (несколько человек сожгли в клетке после Собора 1504г., всего анафематствовано было 43 имени).
Кирилловские старцы и преподобный Нил хотя и осуждали ересь, но их мнение в вопросе наказания отличалось от крайних мер Геннадия и Иосифа Волоцкого. «Осифляне» (сторонники Иосифа) занимали жестокую позицию – еретиков казнить, заразу искоренять.
Иосиф и Геннадий были искушены в политике, бывали при дворе, знали, какие настроения разворачиваются вокруг трона, потому и меры, предлагаемые ими, были радикальные, по-другому с их точки зрения ересь невозможно было вытравить.
Нилу не было дела до мира, он, погруженный в созерцательную молитву жил в глуши за болотами. Он считал, чтопринесшие
покаяние
по-христиански нуждаются в снисхождении. В дальнейшем линию противостояния с «осифлянами» продолжил его ученик князь Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой, в монашестве Вассиан, который также имел влияние при дворе.
В отношении еретиков Вассиан требовал так сказать индивидуального подхода, т.е. наказывать только упорствующих:
«подобает осужати, и проклинати, и заточати насилующих еретиков на святыа Божиа церкви и на православных христиан и непокоряющихся правилом святых отец, казнити царем и князем их подобает». Раскаявшиеся все же достойны милосердия: «обращающихся и приходящих на покаяние волею или неволею принимати подобает».
Сторонники Нила и Вассиана упрекали «осифлян» в жестокости, приверженности ветхозаветным установлениям, где нравы были немилосердные и, тем самым, упрекали их самих в «жидовстве». В ходе споров, особенно после Собора 1503г., наметилось расхождение двух групп церковной иерархии, перешедшее вдобавок на вопросы монастырской собственности.
Это расхождение усугублялось при содействии державной власти, имевшей свой аппетит по отношению к монастырской казне и собственности. Великий князь Иван III поддерживал сторону монахов-бессребреников — «нестяжателей», которые собирание имущества монашествующими считали делом противоречащим Евангелию и приносящим ущерб авторитету Церкви.
Самым ярким представителем этого направления был игумен Нил, который считал, что монашеский обет отрешает монаха от всего мирского и обязывает жить, питаясь трудом своих рук, очищая храмину собственной души, и занимаясь богомыслием и молитвой.
Противоположная группа во главе с Иосифом Волоцким – государственником и человеком деятельным, представлявшая интересы так сказать, крепких «хозяйственников», игуменов-собственников, строителей и управителей, поддерживающих существовавшую традицию жертвования в монастырь земель, сел, внесения богатых вкладов, — они и одержали на соборе верх.
Собор принял историческое решение о неприкосновенности церковного достояния:
«понеже вся стяжания церковная — Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу».
Это позволило на некоторое время отсрочить будущее наложение государственной руки на церковную собственность.
В 1508 г. Нил Сорский скончался, но спор между «осифлянами» и «нестяжателями» продолжался довольно долго. Взяв на вооружение идеи созерцательного отшельника Нила, за дело крепко взялся Вассиан Косой (Патрикеев), опальный боярин, обиженный властью и насильно постриженный.
Он привлек в сторонники приезжего афонского монаха Максима Грека, который плохо знал русский язык и совсем не разбирался в придворных интригах, но свидетельствовал, что на Афоне монастырям села не принадлежат. Но на Афоне вообще нет сел. Движение, развитое из взглядов скромного отшельника Нила Вассианом и Греком, сыграло большую роль в истории государства.
«Нестяжатели» нашли широкую поддержку среди простого народа и мелкоземельных собственников. На взгляды, развитые движением «нестяжателей», в петровские времена опиралось боярство, не желающее перемен, во времена Екатерины II «просвещенные» дворяне, в сотрудничестве с иностранным масонством, а затем либеральная интеллигенция.
Даже сейчас противники Церкви ставят ей в вину расходы на торжественность богослужений, на строительство, восстановление и украшение храмов. Мол, лучше бы эти деньги отдали на нищим. Вспомним Евангелие! Кто пожалел мира (аромата) для Христа, кто вознегодовал о растрате – лучше бы выручить за него денег?! (Ин.12:3-6).
Противопоставление же двух преподобных Нила и Иосифа не совсем правильно, потому что они не были противниками, общались как братья, Иосиф посылал к Нилу своих учеников, Нил переписывал своей рукой книгу «Просветитель» Иосифа Волоцкого, оба близки друг другу в строгом иноческом житии. Церковной жизни присуща антиномия – с одной стороны, по словам апостола «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14), а с другой – Церковь должна просвещать людей, живущих в миру, должна нести не только апостольское, но социальное служение.
Почитание старца
При жизни старец Нил был совершенно чужд славы или известности, ставя ни во что все мирское, так и память о нем по смерти была тихой, местной, не звучной. Затерялись где-то данные о его канонизации, точной даты нет. Однако, монастырские летописи свидетельствуют, что почитание скитского старца началось сразу по успении его на 76-м году жизни 7 мая 1508 года. Сначала в его скиту, а потом и в других русских монастырях стали чтить преподобного Нила, как «начальника скитского жития».
Большое число русских святых канонизировано в конце XVI и в XVII веках, в том числе много основателей монастырских обителей. Можно допустить, что игумен Нил попал в их число. В это время начали строить храм над местом его упокоения, т.к. братия не бросила тело старца, как он велел, а схоронила свято.
Начало строительства храма в 1656 году свидетельствует о сложившейся уже традиции почитания и о благословении высшего церковного иерарха. В 1669 году на вклады богомольцев над могилой была установлена деревянная резная золоченая рака, на сторонах которой были вырезаны тропарь, кондак и икос преподобному Нилу.
В 1682 г. был составлен канон первому игумену, о чем сделана запись в описи монастырских книг:
«канон в тетратех в полдесть Чюдотворцу Нилу письменая, письмо крупное три заставицы печатные переплетены в черной коже».
В 1686 году появилась первая икона старца, о чем записано в описи монастырского имущества, как новый вклад: «образ на гроб преподобнаго отца нашего Нила Чюдотворца писан на красках». Образ привезен из Москвы.
Интересный факт
По преданию один богатый московский купец был долгое время в плену у татар и сильно тосковал по родине и близким. Однажды во сне ему явился старец, который велел написать образ Нила, тогда он вернется на родину. Купец не понял, кто такой Нил, стал молиться и старец вновь пришел во сне и сказал, что Нил из пределов Белозерских, а потом принес купцу начертанное на доске изображение. Через ночь старец велел купцу выходить в степь и идти на яркую звезду. Так и сделал невольник и, хотя за ним была погоня, все же ему удалось благополучно выбраться и добраться до дома. Вернувшись в Москву, купец заказал икону по начертанному изображению, а затем привез ее в Пустынский скит, прибавив щедрый вклад.
В «Иконописном подлиннике» сохранилось описание внешности святого
: «Преподобный отец наш Нил, Сорский чудотворец, подобием сед, брада аки Кирилла Белозерского, но у сего курчевата; ризы препообнические, в руках свиток».
Дни памяти Нила Сорского
- 10 июня (переходящая) — Собор Афонских преподобных;
- 17 июня (переходящая) — Соборы Вологодских и Новгородских святых;
- 20 мая (7 мая по ст.стилю) – день упокоения.
Преподобный Нил Сорский и преподобный Иннокентий в Белозерском скиту
Школа или худ. центр: Русский Север
Конец XVII в.
29.5 × 19 см
Государственный исторический музей, Москва, Россия
Лицевой сборник житий вологодских святых [Увар. 107, ГИМ 80269], л. 63 об.
Труды преподобного
Оставленные по себе преподобным Нилом письменные труды — «Устав скитскаго жития», и «Предание учеником своим, хотящим жити в пустыне», неоднократно переписывались иноками-пустынниками для монастырской братии и на заказ, позже были напечатаны и стали широко известны как правила внешнего поведения иноков и советы в умном или мысленном делании.
Начиная свой Устав и опираясь на слова Священного Писания, святой старец внутреннее иноческое делание поднимает над внешним. Внешнее – отсечение своеволия, повиновение старшим, постоянный труд телесный, молитвенное правило, устав о пище и питии, странноприимство, милостыня. Но соблюдение только этого не дает спасения без внутреннего духовного подвижничества, которое есть отсечение помыслов.
Книга состоит из 11 глав, которые посвящены рассказам о мысленной брани и борьбе с помыслами, о том, как укрепляться в подвиге против помыслов, именуются все виды помыслов (восемь страстей) и как их поражать, о памяти смертной, о суде, о слезах, о хранении себя, об устранении всяких попечений, кроме спасения.
Духовное наставление, оставленное подвижником своим наследникам, проникнуто мудростью, почерпнутой не только в древних письмах святых отцов, но и в своей собственной жизни, но смиренный инок пишет в Предании:
«… я же не делаю ничего доброго, но только Божественные Писания пересказываю принимающим их и хотящим спастись».
В наследии преподобного имеются также Послания к ученикам – Кассиану, Иннокентию, Вассиану, их главное содержание – советы о внутренней подвижнической жизни, вынесенные им из глубокой степени смирения сердца.
«Ничего, – пишет он Вассиану, – не твори без свидетельства писания. Так и я, когда что хочу делать, то прежде поищу в божественных писаниях, и если не найду согласия моему разуму в начинаемом деле, отлагаю его до тех пор, пока найду, а когда найду, то с благодатью Божиею смело приступаю к делу; сам собою я ничего не смею творить: я невежда и поселянин».
Убежавший от мира созерцатель Божией Премудрости, утвердившийся мыслями в вечности, в прах вменявший всю суету житейскую – «всё равно в гроб вселимся, ничего из этого мира не взяв: ни красоты, ни славы, ни власти, ни чести, ни иного какого-либо наслаждения житейского», не желающий чести на земле, преподобный Нил оставил завещание, соответствующее его мировоззрению:
«К сему и еще аз недостойный Нил, моих присных господий и братии, иже суть моего нрава, молю: по скончании моем повергните тело мое в пустыни, да изъядят е зверие и птицы, понеже согрешило есть Богу много, и недостойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то ископавше ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя. Бойтеся же слова, еже Великий Арсений завеща учеником своим, глаголя: на суде стану с вами, аще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего ни которые, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешней, и прощения прошу от всех, и от мене прощение да будет: Бог да простит всех нас».
В настоящее время мощи преподобного Нила пребывают под спудом в Нило-Сорской пустыни.
Автор: Ирина Нечаева
^sss^Преподобный Нил Сорский^sss^
Тропарь, кондак, величание
Тропарь преподобного Нила Сорского,
глас 4:
Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.
Ин тропарь преподобного Нила Сорского,
глас 1:
Мирскаго жития отвергся/ и мятежа житейскаго бегая,/ преподобне и Богоносне отче наш Ниле,/ не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих/ и, в пустыню вселився,/ процвел еси, яко крин сельныи,/ отонюду же прешел еси и в Небесныя обители;/ научи и нас, честно почитающих тя,/ твоим царским путем шествовати/ и молися о душах наших.
Кондак преподобного Нила Сорского,
глас 8:
Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.
Ин кондак преподобного Нила Сорского,
глас 3:
Терпя, потерпел еси суетныя обычаи/ и мирския нравы братии твоих,/ обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче,/ идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався,/ ученьми твоими правыя стези указал еси нам/ шествовати ко Господу./ Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.
Акафист
Акафист преподобному Нилу Сорскому
Кондак 1
Возбранному победителю мысленных врагов, мир преслестный и плотския сласти возненавидевшему, в пустыни же псаломски Бога взыскавшему, богоносному отцу нашему составим похвалы. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися преподобне о нас, верою и любовию чтущих священнейшую память твою, да зовем ти: Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Икос 1
Ангельскому поревновав житию и великим во отцех подобяся, всего себе обнажил еси мирскаго сплетения, к подвигом же постничества мужески вооружився, опасно путем Божиих заповедей шествовал еси, блаженне, темже и мы, верно чтущии твою священнейшую память, похвалами ублажаем тя сими:
Радуйся, ангельскаго жития подражателю.
Радуйся, древних отец жития последователю.
Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю.
Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю.
Радуйся, отеческих богодухновенных преданий опасный хранителю.
Радуйся, монашескаго постническаго жителства законоположителю.
Радуйся, добродетелей честнейшее зерцало.
Радуйся, образе глубокаго смирения.
Радуйся, ревностный исполнителю Божия хотения.
Радуйся, немощных исцеление.
Радуйся, яко тобою научихомся непрелестным путем спасения ходити.
Радуйся, яко твоим за ны ходатайством надеемся спасение получити.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 2
Видяще твое, паче злата блистающее смиренномудрие, глаголем тебе со дерзновением: яко воистинну Христов еси ученик и снаследник Того Царствия, о всеблаженне, тем и мы, твоим за ны к Нему ходатайством уповающе получити грехов оставление, вопием: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом божественных писаний обогатитися хотя, непрестанно в поучении сих пребывал еси, мудре, тем и напоил еси душу твою благочестия водами и нас имиже насыщаеши, поющих ти любовию таковая:
Радуйся, сокровище божественных разумений.
Радуйся, научивыйся исполнению божественных хотений.
Радуйся, реко, наводненная водою Божия благодати.
Радуйся, разумение божественных писаний сподобивыйся прияти.
Радуйся, жаждущих спасения водою твоих словес напоивый.
Радуйся, тебе последующым образ спасения бывый.
Радуйся, вождю по источником спасения.
Радуйся, желающым независтно преподавый воды нетления.
Радуйся, монахов светлое украшение.
Радуйся, показавый собою тем путь спасения.
Радуйся, победе в мысленной брани научивый.
Радуйся, вся козни вражыя упразднивый.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 3
Силою Вышняго препоясався, дерзновенно исшел еси ко ополчению врагов и образ победы собою показал всем, хотящым последовати твоему мужественному борению, победително поя Господеви: Аллилуия.
Икос 3
Имеяй в себе возносящее тя смиренномудрие, востекл еси добродетелей на высоту, благоразумия крилома украшен: легко прелетел еси вся вражыя сети, тем и в небесный чертог со славою вшел еси, мудре. Мы же, дивящеся высоте твоего добродетелнаго жителства, умильно вопием:
Радуйся, истинный подражателю Христова смирения.
Радуйся, сим достигнувый вечнаго упокоения.
Радуйся, смиренномудрием и благоразумием воскриленный.
Радуйся, смирением и любовию в небесная вознесенный.
Радуйся, оружием смирения и щитом терпения себе вооруживый.
Радуйся, Возносящему смиренныя во смирении духа послуживый.
Радуйся, смирившемуся нас ради Христу усердно подражавый.
Радуйся, кротостию и смирением сокрушивый вражыя вся сети.
Радуйся, научивыйся внутрь сердца таинственно Бога непрестанно пети.
Радуйся, сердце твое Божие жилище сотворивый.
Радуйся, непрестанныя молитвы, яко благовонное кадило, Тому приносивый.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 4
Бурю внутрь имеяй суетных помышлений, не могу вознести ума моего к высоте исправлений твоих, отче, и воспети достойно хвалы твоя, но приими мя, сердечною любовию тя поющаго, и ходатайствуй спасение вопиющему: Аллилуия.
Икос 4
Слышавше твои ученицы твоя спасителная предания и мудрая наставления, радующеся, во след тебе притекоша и, тобою руководими, непостижимая постигоша и неведомая уведеша, благодарно тебе поюще:
Радуйся, спасителная предания твоим учеником предавый.
Радуйся, ко спасению удобный и непрелестный путь сим ясно показавый.
Радуйся, Божия заповеди опасно сохранивый.
Радуйся, и последующих тебе хранению оных научивый.
Радуйся, отеческая спасителная предания совершивый.
Радуйся, научивый нас сим последовати верно.
Радуйся, истинно монашествовати желающым мудрый учителю.
Радуйся, древних знаменосных отец усердный ревнителю.
Радуйся, в небесных селениих ликом оных сопричтенный.
Радуйся, по преставлении твоем дарованием чудес одаренный.
Радуйся, яко тобою приемлем телесных болезней исцеление.
Радуйся, яко твоим за ны ходатайством уповаем прияти грехов прощение.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 5
Светосиянную тя звезду, в пустыни просиявшую, видяще радуемся, и тоя зарею привлекаеми, стекшеся, усердно твою память совершаем, преподобне, светло торжествующе и Богу благодарственно воспевающе: Аллилуия.
Икос 5
Видяще тя яко светлаго светильника, в пустыни непроходней светлосияюща, аще и яко под спудом смиренномудрием крыема, но на верх добродетелей возвысившася, укрытися не могущаго, тем твоими чудесы озаряеми, вопием ти:
Радуйся, от Источника Премудрости мудрости наученный.
Радуйся, талант многоусугубивый, от Бога тебе данный.
Радуйся, делатель Христова винограда явивыйся избранный.
Радуйся, умиления слезами ниву души твоея многобогатно напоивый.
Радуйся, многия плоды добродетелей произрастивый.
Радуйся, райский цвете, в пустыни произрастший.
Радуйся, благовонным миром добродетелей нас облагоухавый.
Радуйся, свете разумений таинственных возсиявый.
Радуйся, тму неведения и мрачнаго забвения разгнавый.
Радуйся, разум писаний отеческих нам уяснивый.
Радуйся, сокровенное в них таинство открывый.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 6
Проповедник истинный воистинну был еси, отче наш Ниле приснопамятне, ясно показуя стезю, ведущую к Горнему Царствию, желающым наследники быти онаго, себе образ показуя истиннаго монашества, делы и словесы научая убегати мирских сплетений и воздвизая присно воспевати божественную песнь: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси светом чудотворений, по честнем преставлении твоем являяся в далечайших странах и избавляя от горкаго пленения, чудотворче Ниле, отче наш, тем и мы, твои раби, от бед спасаемии тобою, благодарственно вопием ти:
Радуйся, избавителю плененных.
Радуйся, скорый предстателю на помощь тебе призывающым.
Радуйся, сущым в бедах помогаяй.
Радуйся, от обуревания и насилия духов нечистых преславно свобождаяй.
Радуйся, скорби и печали в радость претворяяй.
Радуйся, демонов коварныя сети растерзаяй.
Радуйся, яко тебе призывающым быстро предваряеши.
Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.
Радуйся, изнемогающым унынием утешение подавый.
Радуйся, мрачныя облаки скорбей разгнавый.
Радуйся, врачу болезней телесных.
Радуйся, ходатаю благ небесных.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 7
Хотящу тебе от нынешняго преставитися века и взыти ко Господу, ученицы твои стекшеся, токи слез проливающе, глаголаху: не остави нас сирых, о отче! С ними же и мы вопием ти: и нас не забуди, посещая, утешая и наставляя, снабдевая рабы твоя, тебе любовию почитающыя и вопиющыя Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и преславное чудо показал еси, егда в пленении сущему боголюбивому мужу явися, подобие образа твоего написати повелел еси, молниеобразно просиявая и неизреченно того облагоухая. Мы же дивящеся сим, вопием ти таковая:
Радуйся, чудодействий преславных совершителю.
Радуйся, Божия благоволения к людем исполнителю.
Радуйся, свою святыню и дерзновение к Богу сим ясно известивый.
Радуйся, явлением твоим в скорби и болезни сущаго обвеселивый.
Радуйся, скорое избавление от плена тому обещавый.
Радуйся, троекратным явлением всякое сумление отгнавый.
Радуйся, от недуга и скорби того пременивый.
Радуйся, давый твоего лица изображение.
Радуйся, подавый из пленения преславно избавление.
Радуйся, радостно во Отечество того возвративый.
Радуйся, вся того скорби на радость преложивый.
Радуйся, всех преславным чудотворением твоим удививый.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 8
Странное и преславное чудо видяще, тобою совершаемое, о отче наш Ниле пребогате, молим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы устранимся мира суетнаго и прелестнаго, возможем безбедно житейскую преплыти пучину и в тихое пристанище спасения достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси любве божественныя исполнен, о всеблаженне, никакоже отступая к люблению плоти и мира, но яко безплотен целомудренно и преподобно твою жизнь совершил еси, темже и благодать приял еси от Бога творити преславная чудеса. Приими убо от усердия нашего приносимыя тебе хвалы сия:
Радуйся, божественныя любве пространное вместилище.
Радуйся, Святыя Троицы жилище.
Радуйся, мысленных врагов крепкий и мужественный победителю.
Радуйся, тебе на помощь призывающым к побеждению сих пособителю.
Радуйся, гражданине пустынный.
Радуйся, в терпении крепкий и дивный.
Радуйся, безмолвия великий любителю.
Радуйся, уединеннаго иноческаго жителства мудрый законоположителю.
Радуйся, монашествующым ко спасению наставниче.
Радуйся, ликом преподобных сопричастниче.
Радуйся, яко со всеми святыми наслаждаешися вечнаго веселия.
Радуйся, с ними радостно наследствуеши небесных селений.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 9
Всякое естество ангелское и человеческое удивися дивному твоему во плоти жительству, о богоносе отче наш Ниле! Подвигом бо постническим добре подвизався, непреткновенно течение совершил еси. Тем и венцем славы венчался еси от Бога, с лики святых вселився воспевати присно: Аллилуиа.
Икос 9
Ветийства во плоти мудрых обуяша, егда действом Святаго Духа буии умудришася дерзостныя тех языки обуздати, тем и тебе, о богоносе, не мирская мудрость, но Духа Святаго действо умудри и божественная ветийствующа показа. Мы же похвальную песнь тебе радующеся поем:
Радуйся, премудростию свыше одаренный.
Радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный.
Радуйся, таинственный закон монашествующым написавый.
Радуйся, спасителная предания тем предавый.
Радуйся, образе истиннаго монашества.
Радуйся, ходатаю вечнаго блаженства.
Радуйся, спасения наставниче неленостный.
Радуйся, руководителю к получению благ небесных.
Радуйся, гордости рог сломивый.
Радуйся, истинный образ смиренномудрия бывый.
Радуйся, яко твоими за ны молитвами от различных бед избавляемся.
Радуйся, яко твоим к Богу предстателством от вражиих искушений свобождаемся.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 10
Спастися желающым истинный путевождь был еси, о всеблаженный отче, руководя тех заповедьми Спаса Христа и спасительными предании отец богоносных. Темже и мы желающе сих во след ходити, направляеми молитвами твоими, благоговейно воспеваем: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и столп утверждения был еси твоим учеником, показуя собою мужественнаго борения образ и утверждая делы и словесы крепко противостати бранем вражиим. Мы же немощнии, к помощи твоего о нас ходатайства взирающе, хвалу тебе приносим вопиюще:
Радуйся, столпе терпения.
Радуйся, образе мужественаго борения.
Радуйся, храбрый воине ополчения Христова.
Радуйся, гражданине Небеснаго Иерусалима новаго.
Радуйся, на земли сеявый умиление слезами.
Радуйся, на небесех питаяйся вечнаго утешения плоды.
Радуйся, пустынная озлобления благодушно претерпевый.
Радуйся, из пустыни в райская селения возлетевый.
Радуйся, в непрестанных молитвах бодрствовавый.
Радуйся, ум горе к Богу вознесен всегда имевый.
Радуйся, умерщвлением плоти Христу спострадавый.
Радуйся, от Него сподобленный божественыя славы.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 11
Пение похвальное приносящих ти, отче, приими и избави страстей мучительства и обуревания помышлений, тебе бо стяжахом, твои раби, помощника и теплаго к Богу о нас предстателя и молитвенника, надеющеся тобою избавление злых и спасение получити, вопиюще: Аллилуиа.
Икос 11
Светлаго светильника монашествующым Христос тя показа, блаженне, невещественным огнем добродетелей просвещающа и смиренномудрия лучами облистающа нас, зарею же чудес озаряюща, вопиющих ти таковая:
Радуйся, светлый монашествующих светильниче.
Радуйся, света невечерняго сопричастниче.
Радуйся, облаче дождеросный, слезныя токи изливаяй.
Радуйся, молниями благодати тя любящих озаряяй.
Радуйся, громообразно враги устрашивый.
Радуйся, тучами твоих слез сих потопивый.
Радуйся, из-под спуда пустыннаго ясно светиши зарями чудес.
Радуйся, яко глубиною смирения вознеслся еси превыше небес.
Радуйся, тихообразно во смирении и кротости твою жизнь совершивый.
Радуйся, христоподражательныя кротости образ всем бывый.
Радуйся, по преставлении твоем чудесы возсиявый.
Радуйся, сим высоту смирения жительства показавый.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 12
Благодать подати тебе восхотев Великий Дародатель, Владыка сый всех и Господь, и на земли прославленна показати, Егоже прослави на Небеси, дарованием чудес тя обогати, освяти и прослави, и научи воспевати о тебе благодарственую песнь: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя, о всеблаженне, исправления, подвиги и борения, глубокое смиренномудрие и честное от земных к небесным преставление, восхваляем и благодать чудотворений, юже приял еси от Бога, освятившаго и прославившаго тя и научившаго нас вопити:
Радуйся, подвигов постнических добре совершивый течение.
Радуйся, прерадованное наследивый райское селение.
Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.
Радуйся, многим твоим трудом на небесех возмездие приявый.
Радуйся, пустыни светлое украшение.
Радуйся, сподобивыйся зрети святых всевеселящее радование.
Радуйся, монашескаго жития светлейшее зерцало.
Радуйся, нам тебе любящым от наветов борителя стена и крепкое забрало.
Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.
Радуйся, яко о нас к Богу предстателством твоим в различных бедах скорейшую помощь обретаем.
Радуйся, здравия телеснаго подателю.
Радуйся, душевнаго спасения ходатаю.
Радуйся, Ниле чудотворче, преподобне отче наш.
Кондак 13
О всеблаженне и преподобне отче наш Ниле! Приими от нас любовию тебе приносимое пение, избавляя от различных бед и напастей и будущаго мучения ходатайством твоим, да сподобимся и мы с тобою вечно воспевати Триединому Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.
Молитва
Молитва преподобному Нилу Сорскому
О преподобне и богоблаженне отче Ниле, богомудрый наставниче и учителю наш! Ты любве ради Божия удаляяся мирских смущений, в непроходней пустыне и в дебрях изволил еси вселитися и яко лоза благоплодна, умножив чада пустыни, явил еси себе им словом, писанием и житием образ всякия иноческия добродетели, и, яко Ангел во плоти пожив на земли, ныне в селениих небесных, идеже празднующих глас непрестанный, водворяешися и, с лики святых Богу предстоя, Тому хвалы и славословия непрестанно приносиши. Молим тя, богоблаженне, настави и нас, жительствующих под кровом твоим, непреткновенно ходити по стопам твоим: любити Господа Бога всем сердцем своим, Того единаго вожделети и о Том едином помышляти, мужественно же и благоискусно пратися с долу влекущими нас помыслы и прилоги вражиими и тех всегда побеждати; возлюбити всякую тесноту монашескаго жития и возненавидити красная мира сего любве ради Христовы и насадити в сердцах своих всякую добродетель, в нейже сам потрудился еси. Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечныя, еже ко спасению, утвердит их в вере и благочестии и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да в пустыне и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Частые вопросы
Что сделал Нил Сорский?
Нил Со́рский (в миру Никола́й Фёдорович Ма́йков, 1433, Москва — 1508) — православный святой, преподобный, крупный деятель Русской церкви, основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами.
Кто такие Иосиф Волоцкий и Нил Сорский?
Преподобный Иосиф Волоцкий, как и Преподобный Нил Сорский жили в Московской Руси в XV веке. Хотя и один и другой были монахами, пути к Богу у них были разные: на некоторые вопросы жизни они отвечали по-разному. Но Церковь приняла оба этих пути: как Нил, так и Иосиф были причислены к лику святых.
Какое движение возглавлял Нил Сорский?
Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали.
Как называли сторонников идей Нила Сорского?
Сторонники его идей называли Нила “великим старцем”.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи о старце Ниле Сорском, обратите внимание на его биографию и основные события его жизни. Это поможет лучше понять контекст его творчества и учения.
СОВЕТ №2
Изучите основные труды и творения старца Нила Сорского, чтобы понять его вклад в православную культуру и духовное развитие. Обратите внимание на ключевые идеи, которые он выражал в своих произведениях.
СОВЕТ №3
После прочтения статьи о старце Ниле Сорском, рекомендуется изучить дополнительные источники, чтобы получить более полное представление о его личности, учении и влиянии на православную церковь.
Учение и наставления Старца Нила Сорского
Старец Нил Сорский, выдающийся духовный наставник и просветитель XIV века, оставил после себя не только богатое наследие своих творений, но и ценные наставления, которые стали источником вдохновения для многих поколений верующих. Его учение основывалось на глубоком понимании христианской духовной традиции и стремлении к духовному совершенствованию.
Одним из центральных аспектов учения Старца Нила было понятие о пути к спасению через покаяние и покорение воле Божией. Он призывал людей к самопознанию, к раскаянию в своих грехах и к постоянному усердию в духовной борьбе. Старец Нил утверждал, что истинное спасение возможно лишь через внутреннее преображение человека и его стремление к совершенству.
Еще одним важным аспектом учения Старца Нила было понимание молитвы как средства общения с Богом и духовного роста. Он учил, что истинная молитва должна исходить из сердца, быть искренней и устремленной к Божественной милости. Старец Нил придавал большое значение молитвенной практике и наставлял своих учеников в искусстве молитвенного общения.
Кроме того, Старец Нил Сорский акцентировал внимание на внутреннем преображении человека через покаяние и покорение воле Божией. Он призывал к постоянному усердию в духовной борьбе и стремлению к совершенству. Его наставления оставались актуальными и вдохновляющими для многих верующих, и до сегодняшнего дня они продолжают вдохновлять и направлять людей на пути духовного роста и преображения.