Страстная седмица – один из самых значимых периодов в православном календаре, во время которого христиане по всему миру отмечают страдания, смерть и воскрешение Иисуса Христа. В данной статье мы рассмотрим расписание событий Страстной седмицы 2022 года, день за днем, чтобы помочь читателям понять и ощутить глубину и значимость этого времени в православной традиции.
Когда Страстная седмица в 2022 году
Начало Страстной седмицы придется на 18 апреля, завершится она 23 апреля.
***
Отгремели радостные крики народа, встречавшего Иисуса:
«Осанна Сыну Давидову!».Обещанное Царство Израиля все не настает, Проповедник из Назарета, кажется, вообще не собирается «воцаряться», свергая ненавистное иго римлян. Восторг превращается в раздражение, затем – ненависть. А это значит, что Господь начинает путь к
Своему Распятию
. День за днем – все ближе, тяжелее… Таковы последние дни перед «праздником праздников», Пасхой — Страстная седмица. Ведь Воскресению предшествовала смерть.
Мнение эксперта:
Взгляд экспертов на Страстную седмицу 2022 года отражает важность и глубину этого периода в православном календаре. Каждый день этой недели, начиная с Великого понедельника и заканчивая Пасхой, несет в себе особое значение и символику для верующих. Эксперты отмечают, что в этот период христиане постигают тайны Великого Четверга, Великой Пятницы и Светлого Христова Воскресения через особые богослужения и обряды. Страстная седмица становится временем глубокой молитвы, размышлений и покаяния, позволяя каждому верующему пройти путь страдания и воскресения вместе с Христом.
Что значит Страстная седмица
В первом слове этого словосочетания заключен глубокий смысл. Славянское «страсть» одновременно означает:
- грех, притом – перешедший в привычку
, зависимость, ставший постоянным спутником человека; - страдание, которое причиняет согрешение.
Именование предпасхальных дней «страстными» означает не что иное, как то, что Господь, безгрешный, принял на себя страдания за страсти людей, их грехопадения, духовное повреждение, которое не позволило узнать в Нем своего Творца,
возвело Его на Крест
.
Кадры из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»
Славянское «седмица» – это семь дней, теперь нам более привычно слово «неделя». Церковно ее первым традиционно всегда считается воскресный. В случае недели, предшествующей Пасхе, на ее первый день, однако, приходится праздник Входа Господня в Иерусалим, на Руси также называемый Вербным воскресеньем. Это время послабления поста, духовной радости, тогда как с понедельника верующие усиливают пощение, а Церковь уже воспоминает Христа как грядущего «на вольную страсть нашего ради спасения».
Читайте также:
-
Коротко о церковном празднике: «Вход Господень в Иерусалим»
Интересные факты
-
В 2022 году Страстная седмица начинается в понедельник, 11 апреля, и заканчивается в субботу, 16 апреля. Пасхальное воскресенье наступает утром 17 апреля.
-
Страстная седмица — наиболее строгая и насыщенная неделя Великого поста. В эти дни верующие вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа, его страдания и смерть на кресте.
-
Каждый день Страстной седмицы имеет свое особое значение и название:
- Великий понедельник — день, когда Иисус изгоняет торговцев из храма.
- Великий вторник — день, когда Иуда Искариот предает Иисуса.
- Великая среда — день, когда Иисус совершает Тайную вечерю.
- Великий четверг — день, когда совершается Таинство Евхаристии и вспоминается Тайная вечеря.
- Великая пятница — день, когда Иисус Христос был распят на кресте.
- Великая суббота — день, когда тело Иисуса лежит во гробе, а верующие размышляют о его страданиях и смерти.
Входит ли неделя перед Пасхой в Великий пост
Нет, эти дни не входят в Святую Четыредесятницу, как еще именуют главный Пост года. Однако, так как соблюдается строжайшее воздержание, иногда верующие причисляют их к великопостным, что, конечно, не совсем правильно.
Все дни Страстной седмицы в 2022 году по числам
Это – дорога к Распятию Спасителя, но также – к Его Воскресению, событию истории людей, подобного которому никогда не было. Именно поэтому каждый день именуется «Великим».
В это время совершаются службы, увидеть которые можно только раз в году, на Страстной.
В первые века Церкви они особенно необычно проходили в Иерусалиме: верующие собирались на молитвы там, где происходили события последних шести дней. Например, вечером Великого Четверга местом богослужения становилась Гефсимания, утром Пятницы – Голгофа. Так день за днем церковный народ вместе со Спасителем проходил Его крестный путь, духовно желая сопровождать каждый Его шаг.
Великий Понедельник 18 апреля
При начале седмицы Церковь воспоминает два события, одно – древнее, другое – Новозаветное.
Во-первых, на начало Страстной приходится память одного из иудейских патриархов, прав. Иосифа, сына Иакова, прозванного Прекрасным за внешнюю и духовную красоту. Братья, завидуя Иосифу, продали его в египетское рабство, а отцу сказали, что отрока якобы растерзал зверь. Лишь через много лет отец с сыном по милости Божией смогли встретиться. Церковь издавна заметила пророческое значение многих событий жизни прав. Иосифа, которые позже как бы повторились в жизни Мессии:
- подобно тому, как Иисуса называли «пророком, сильным в деле и слове пред Богом и всем народом» (Лк.24:19), Иосиф имел духовные дарования – например, Бог открывал ему Свою волю через различные видения, откровения;
- как Спаситель, Иосиф был предан самыми близкими людьми, братьями; а идея продать его египтянам принадлежала Иуде – так же звали предателя Господа, одного из Его Апостолов;
- наконец, «цена оцененного», то есть раба, 30 сребренников, ныне ставшие нарицательными – не только деньги, полученные предателем Христа за Его арест, но еще ровно та самая сумма, за которую «уступили» Иосифа египетским купцам.
Другое воспоминаемое событие описывается в Евангелии – это иссушение Господом смоковницы, не имевшей плодов. Господь, как Человек, скорбел о неизбежных предстоящих страданиях, много молился, вероятно, не спал ночи. И вот, опять же по-человечески, утром, по пути к Иерусалиму Он «взалкал», то есть почувствовал голод. Но стоявшее на пути смоковничное древо оказалось бесплодным. Как бы в сердцах Христос произносит на это Свое творение, вышедшее из повиновения Владыке, прещение – тут же дерево засыхает. Церковь учит, что оно:
- образ твари, ходящей по своей воле, без Бога – обреченной на смерть;
- символ лицемерных иудеев, хранящих внешнее благолепие, подобно смоковнице, покрытой пышной листвой, но лишенных любви к Богу.
Ученики же Христовы по простоте сердца удивляются, «как это тотчас засохла смоковница» (Мф.21:20), на что Господь поучает их иметь веру. Это – одно из Его последних поучений: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» (Мф.21:21).
Главные богослужения дня, когда воспоминаются оба события – Утреня и Литургия Преждеосвященных Даров, которая служится вообще с Понедельника по Среду седмицы.
Кроме этого, Великий Понедельник – день, когда традиционно начинается Чин мироварения, или изготовления, освящения мира, которым помазываются все новокрещенные христиане, им же освящаются престолы новых храмов. Чин совершается не ежегодно, но по мере потребности в освященном мире, а длится несколько дней – до Великого Четверга. Миро с особыми молитвами варят в специальной печи в Донском монастыре Москвы.
Великий Вторник 19 апреля
Этот день Иисус провел в Иерусалимском храме, где много учил притчами народ, ожидавший, что вот-вот откроется Царство Израиля с Ним как правителем во главе. Между тем, Христос говорит совсем о другом Царстве – Небесном, том, к наследованию которого призван каждый человек. Звучат Его притчи:
- о том, как некий правитель, отправляясь в дальнее путешествие, доверил своим двое серебро – кому десять талантов, кому пять, кому – один; вернувшись, господин требует отчета о том, как хранили данные им сокровища; если двое из получивших его распорядились серебром с умом, получив прибыль, то третий просто зарыл серебро в землю, за что был наказан;
Талант – древняя мера веса, но именно после этой притчи Христовой появится новое значение слова: данные Богом способности, Божий план о человеке. А еще – известное выражение «зарывать талант в землю». Так говорят о том, кто, имея дарования, попусту «прожигает жизнь», вместо того, чтобы творить волю Божию.
- о десяти девах, ждущих жениха на брак со светильниками; Господь говорит о том, что пять из них, ожидая во время ночи, не позаботились взять масла, и светильники их погасли; не встретив жениха подобающе, они остались вне брачного пира; так Ангелы придут за всякой человеческой душой по кончине – а найдутся ли у нее добродетели?
Главное песнопение дня, как бы объединяющие две притчи:
«Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас».
Слов Христа иудеи не поняли. Понимаем ли мы?
Великая Среда 20 апреля
Один из самых духовно тяжелых дней Седмицы – воспоминание предательства Иуды. На последней Преждеосвященной литургии года звучат слова Евангелия, повествующие о том, как некая женщина возлила «многоценное» (то есть очень дорогое) миро из нарда на главу Иисуса. Кажущаяся «бессмысленность» действия, растрата продукта, стоившего немалых денег, особенно поразила Иуду, давно уже раздраженного «непонятными» действиями Учителя, Который все не объявлял Себя Царем земным. Именно тогда, как пишет св. Иоанн Богослов,этот ученик не просто решается на предательство, но – осуществляет это делом: отправляется к первосвященникам, берет у них деньги, обещает при первой возможности предать Учителя. Скоро она представится…
Великий Четверг 21 апреля
Великий, или Чистый Четверг 2022 года приходится на 21 апреля. Центр всего дня – «воспоминание Тайной Вечери», то есть установление Таинства Евхаристии. Событие, которое описывают Евангелисты – трапеза иудейской Пасхи Христа и Его учеников, совершаемая, ввиду того, что Равви уже искали, тайно. Именно на ней впервые произнесены слова, ныне звучащие на литургии:
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя Нового Завета…».
Христиане, имеющие возможность в этот будний по светским законам день прийти на службу, непременно стараются принять Таинство Причастия, соединиться с Господом.
Во многих епархиях Великим Четвергом совершается особое «богослужебное действо», имеющее очень древнее происхождение, называемое Чином умовения ног. При чтении Евангелия св. Иоанна, единственного из Евангелистов повествующего об этом событии пред Тайной Вечерей, архиерей, подобно Христу, умывает ноги 12 священникам.
Умывание ног. Фото пресс-службы Удмуртской и Ижевской митрополии
Чтение 12 Евангелий
Это
богослужение
совершаемое вечером – по сути, оно уже относится к следующему дню, Пятнице, когда Спаситель будет предан на Распятие. Читается 12 фрагментов Евангелистов, повествующих о Распятии и смерти Господа. Верующие стоят с горящими свечами, многие приносят также лампады, с тем, чтобы донести этот огонь до дома, затеплив им лампаду у домашних образов.
Великая Пятница 22 апреля
Это день строжайшего поста, когда христиане воздерживаются от пищи, питья. Ведь это – время смерти Христа, невинно распятого. Несмотря на занятость на работе, многие стараются прийти в храм около 14 ч., когда из алтаря выносится плащаница, читаются особые умилительные молитвы.
Вечером совершается Погребение Спасителя. Это долгая служба, на которой «сполна» читается погребальный 118 псалом («Блаженны непорочные в путь…»), к которому прибавляются особые молитвы, песнопения. Богослужение завершается так же, как отпевание любого христианина: плащаницу, образ умершего Иисуса, с пением «Святый Боже…» под погребальный звон обносят вокруг храма. Но затем впервые звучат торжественные слова пророков, предвозвестивших будущее Воскресение, и звучит новый звон – уже почти пасхальный.
Фото из архива пресс-службы Ижевской и Удмуртской епархии
Великая Суббота 23 апреля
Многие, особенно хозяйки, уже занятые подготовкой пасхального стола, опускают утреннюю литургию этого дня. Между тем она столь же особенная, совершаемая раз в году, как все службы Страстной. Особенности богослужения – то, что:
- на нем звучат пророческие писания о Воскресении Христовом;
- с середины службы духовенство впервые переоблачается, надевая белые, уже пасхальные ризы; так верующим дается почувствовать радость приближающегося праздника.
А после литургии обычно начинается освящение пасхальных снедей – куличей, яиц. Оно длится до самого вечера.
Песнопения Стпастной седмицы
Среди них – большинство таких, которые звучат лишь на Страстной. Среди них:
- «Се Жених грядет в полунощи…»;
- «Чертог Твой вижду Спасе…»;
- «Да молчит всякая плоть человеча…» (поется на литургии Субботы).
Страстная также – время, когда единственный раз поется, а не читается привычная христианам молитва перед Причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Это бывает Великим Четвергом, когда эта молитва:
- заменяет всем знакомую Херувимскую песнь;
- поется во время самого Причащения.
Произведение Александра Гречанинова
На рубеже XIX-XX вв. к песнопениям последних предпасхальных дней обращались многие композиторы, но чаще всего они полагали на музыку только отдельные богослужебные тексты.
Интересный факт А.Т.Гречанинов в 1912 г. создал полный цикл песнопений Страстной
, притом – опираясь на русские традиции церковного пения. Первое исполнение цикла состоялось 16 ноября 1912 г., однако, как можно видеть из даты, оно не было приурочено к Страстной (она всегда приходится на весну), было концертным, хотя пел песнопения Синодальный хор. Еще через год произведение звучало в Петербурге, но затем было прочно забыто почти на 100 лет.
Церковно оно довольно непросто для исполнения, так как требует большого хора.
Слушать песнопения
Композитор А. Гречанинов, «Страстная седмица»
Картина Нестерова
Она создавалась художником, начавшим карьеру еще до революции, уже в годы гонений, а закончена в 1933 г. «Страстная Седмица» представляет собой особую трактовку событий в российских реалиях тех лет. Центр картины – Христос на Кресте, стоящем посреди русского пейзажа.
М. Нестеров «Страстная седмица»
Пред Господом – простые крестьяне, рядом – человек явно из образованных кругов: безошибочно узнается Н.В.Гоголь. Стоят со свечами Ф.М.Достоевский,а рядом – мать, держащая детский гроб, устремившая взгляд на Распятого… Кажется, каждый пришел к Распятому, ища кто помощи, кто смыслов, кто ответов – за что человеку столько скорби… Лишь слева стоит священник в черных ризах, тихо взирающий на Господа Его иерей, не ищущий – молящийся. Образ этого человека «списан» с реального: это протоиерей Леонид Дмитриевский, все годы советской власти совершавший исповеднический подвиг, скончавшийся мирно в 1960 г. К лику святых он пока не причислен.
Страстная седмица в 2022 году с пользой для души
До 1917 г. Страстная Седмица считалась нерабочей. Люди имели возможность посещать службы, храмы были полны. Ныне же большинство имеют рабочие обязанности, не дающие полноценно приобщиться к богослужению этих дней. Остается рекомендовать:
- посещать храм по мере малейшей возможности; если ее нет, можно постараться прочитать службы (все или некоторые) дома по чину мирян: с началом пандемии такие тексты широко доступны;
- постараться подготовиться к Причастию Великим Четвергом, посетить его службы, Чин погребения Спасителя, который бывает вечером, после рабочего дня.
Но, может быть, главное – не суетиться сверх меры, готовя праздничный стол, лихорадочно делая закупки, предпочесть посещение храма стоянию у плиты или уборке. Ведь встретить Воскресшего Спасителя нужно не куличами, а очищенной душой.
Частые вопросы
Как называются дни Страстной недели?
Страстная неделя посвящена последним дням земной жизни Иисуса, его распятию, крестной смерти и погребению. Каждый из дней Страстной недели верующие называют Великим, или Страстным: Великий понедельник, Великий вторник и так далее.
Что нужно делать в дни Страстной недели?
В понедельник необходимо закончить генеральную уборку, во вторник нельзя стирать, подшивать и гладить одежду. В среду из дома необходимо вынести мусор, навести порядок и подготовить все необходимое для крашения яиц и выпекания куличей. В Чистый четверг принято красить яйца, выпекать куличи и готовить творожные пасочки.
Что нельзя делать в Страстную седмицу?
В седмицу верующие держат особенно строгий пост, в том числе и духовный – эти дни нельзя злиться, ругаться и ссориться с близкими людьми.
Что можно есть в Страстную седмицу?
В Страстную пятницу верующие, как правило, воздерживаются от еды до 15:00 – до выноса плащаницы на богослужении. Есть примета: кто всё это время выдержит жажду, тому целый год никакое питьё не навредит. После этого можно есть хлеб и пить чистую воду.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Планируйте заранее свои посещения церковных служб и мероприятий на Страстную седмицу 2022 года, чтобы не пропустить важные события.
СОВЕТ №2
Используйте время Страстной седмицы для внутреннего обновления, молитвы и саморефлексии, чтобы глубже понять значение праздника Великого Поста.
СОВЕТ №3
Примите участие в благотворительных акциях и помощи нуждающимся во время Страстной седмицы, чтобы проявить сострадание и поддержать ближних.
Традиции и обычаи Страстной седмицы
Страстная седмица – это один из самых важных периодов в православном календаре, предшествующий Пасхе. В этот период христиане отмечают страдания и крестную смерть Иисуса Христа. Традиции и обычаи Страстной седмицы имеют глубокие религиозные корни и наполнены символикой.
В первый день Страстной седмицы, в Вербное воскресенье, христиане идут в церковь с вербными ветвями, символизирующими встречу Иисуса Христа в Иерусалиме. В этот день также часто освящают пасхальные куличи и яйца.
В остальные дни Страстной седмицы проводятся богослужения, посвященные страданиям Христа. Великий Четверг отмечается утренней Литургией, на которой совершается таинство причащения. Великая Пятница – день памяти распятия Христа, когда верующие собираются на Часовню Плащаницы. Великая Суббота – день погребения Христа, когда освящаются пасхальные свечи и куличи.
Все эти обряды и традиции направлены на подготовку к самому светлому христианскому празднику – Пасхе, и помогают верующим погрузиться в молитвенное и духовное состояние, осознать глубину жертвы Христа и радость воскресения.