Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский: история и наследие

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, является выдающейся фигурой русской православной церкви XIX века. Его жизнь и деятельность оказали значительное влияние на развитие религиозной мысли и культуры России. В данной статье мы рассмотрим биографию и духовное наследие этого выдающегося православного святителя, чей вклад в историю церкви и общества заслуживает внимания и уважения.

Мнение эксперта:Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, олицетворяет духовное наставничество и мудрость в православной церкви. Его труды и проповеди оставили неизгладимый след в истории религиозной мысли. Эксперты отмечают, что святитель Филарет был выдающимся деятелем церковной жизни, стремившимся к укреплению веры и духовному просвещению прихожан. Его теологические сочинения и пастырские послания продолжают вдохновлять верующих и искателей истины. Святитель Филарет остается символом духовного наследия, которое продолжает влиять на современное православное богословие и практику.https://www.youtube.com/embed/97xLPwCitGAЖитие свт. Филарета Московского

Он родился на второй день праздника Рождества Христова, в 1782 г. (по новому стилю это 6 января 1783 г.) Семья Василия Дроздова – таково было мирское имя святителя – была, как тогда говорили «духовного звания»: отец, диакон, позже священник Михаил, мать – Евдокия, из семьи священнослужителя.

Интересный фактВ Коломне, где появился на свет Василий, до сих пор можно видеть храм, где служили его дед, прадед по линии матери. Это – единственный храм, не закрывавшийся во время гонений советских лет, долгое время бывший кафедральным митрополитов Крутицких и Коломенских.

Семинарист

Родившемуся в церковной семье мальчику, конечно, также была уготована служба «по духовному ведомству». Уже девяти лет он – ученик местной семинарии. С 1799 г. учебное заведение было расформировано, воспитанникам рекомендовали другие духовные школы. Так Дроздов оказался в семинарии Сергиева Посада.

Преподаватель

Кажется, именно здесь священноначалие обратило внимание на выдающиеся способности еще совсем юного Василия. Молодому человеку прочили преподавательскую должность сразу по окончании обучения.

  • С 1803 г. он, личным распоряжением митр. Платона (Левшина) становится преподавателем еврейского и греческого языков.
  • В 1806 г. – новое послушание при той же Троицкой семинарии – учитель поэзии, с 1808 г. – еще риторики.

К тому же с 1806 г. молодому преподавателю поручили говорить проповеди на богослужениях. Яркий, эрудированный, любимый студентами, священноначалием, он вполне мог бы поддаться тщеславию. На самом же деле Василий давно ждал монашеского пострига.

«Василья скоро не будет…»

Знавшие его говорили, что, привыкший во всем советоваться с отцом, он обратился к родителю. О. Михаил ответил: «Всё зависит от способностей и склонностей каждого. Их можно знать самому», оставляя самое важное решение на волю сына. Оно было принято.

Накануне пострижения сын пишет отцу: «Батюшка! Василья скоро не будет; но вы не лишитесь сына: сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью…»

16 ноября 1808 г. Василий Дроздов стал монахом Филаретом.

У прп. Сергия он собирался провести всю жизнь, но Господь судил иное.

Священноначалие видело его, как говорили тогда, «ученым иноком», который будет служить Господу не одними подвигами личной аскезы, но также – проповедью, воспитанием будущих пастырей. В 1809 г. его переводят из любимой обители в Петербург, он становится иеромонахом, инспектором одной из ведущих в стране духовных школ, Петербургской Духовной Академии. Спустя два года Филарет уже архимандрит, с 1812 г. –ректор Петербургской Академии.

Интересные фактыФиларет (первоначальное имя Василий Михайлович Дроздов) родился 26 марта (7 апреля) 1782 года в Коломне. Он происходил из священнического рода, его отец был протоиереем.В 1808 году Филарет окончил Санкт-Петербургскую духовную академию с золотой медалью и остался в ней преподавать. В 1812 году принял монашество. С 1820 года был ректором академии.В 1821 году Филарет был рукоположен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1826 году стал архиепископом Тверским и Кашинским. С 1828 года был митрополитом Московским и Коломенским.https://www.youtube.com/embed/VPzQNdfda3MСлужение архиепископом

В 1817 г. он поставляется епископом Ревельским, за следующие три года побывал Тверским (с возведением во архиепископа), Ярославским архиереем. Наконец, 3 июля 1821 г. его Синод определил его на кафедру столь любимой им Москвы. Вскоре оказалось: город платит Филарету ответной любовью. Но не ради учености Владыки. Современник писал:

«Народ очень любит Филарета, особенно за то, что служит везде, где только есть торжество какое-либо, праздник, или где приглашают».

Кроме того, сравнительно молодой святитель оказался еще очень деятельным:

  • при его участии образованы 8 новых монастырей;
  • построено 4 скита – все при Троице-Сергиевой лавре;
  • по его благословению возведено несколько десятков новых приходских церквей, среди них – Богоявленский собор в Елохове (1853 г.).

Митрополит Московский

Сан святитель получил на день коронации императора НиколаяI, 22 августа, 1826 г.

Это – не совпадение. Владыка не только был близок царской семье, но имел непосредственное отношение к наследованию престола Николаем – впрочем, как и к ряду других значимых вех истории страны.

Вклад святителя Филарета в исторические события

Активная деятельность Владыки пришлась на правление трех царей – Александра I, Николая I, наконец, Александра II:

  • при первом из них архиепископ составил секретный документ, по которому Александр I передавал право наследования престола брату, Николаю Павловичу, минуя другого великого князя, Константина; документ хранился в Успенском соборе; до сих пор неясно, почему манифест не был обнародован сразу по кончине Александра; заминка с престолонаследием, как известно, спровоцировала вооруженный мятеж 14 декабря 1825 г., известный как «восстание декабристов»;
  • при Николае I митрополит участвовал в закладке Храма Христа Спасителя (1837 г.), на юбилейную, 25, годовщину битвы при Бородино;
  • уже престарелый архиерей стал редактором Манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.; Александр II, лично настаивал на том, чтобы текст редактировал самый авторитетный на тот момент митрополит.

Проповедническая деятельность

Из всего, что сделано святым, именно она оценивалась современниками очень неоднозначно:

  • некоторые указывали, что его многочисленные выступления с амвона непонятны простому народу, «заумны», более того, как бы говорятся «без участия сердца», отвлеченно;
  • другие видели его, как прямого оппозиционера не только священноначалию, но самому царю.

Полемика в стихах

Впрочем, может быть, самая известная проповедь святителя – его отповедь признанному образованным обществом поэту, Александру Пушкину. Она написана не просто «доходчиво», как советовали Владыке доброхоты, но – стихами, как ответ на другое стихотворение. Вот оно:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Быть стихотворцем святитель никогда не претендовал, пусть преподавал когда-то поэзию. Его ответ – как бы «подражание» Пушкину:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь мрачных дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, правый ум!

Ответ Пушкина – признание собственной духовной немощи. В нем звучит потрясение от личности угодника Божия, как бы прозрение:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Александра Сергеевича Пушкина можно встретить на каноничной иконе святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, где великий поэт изображен в ряду житийных эпизодов

Как знать, не под влиянием ли личности святого поэт, с юности увлекавшийся модным атеизмом, вернулся к Церкви? Да не он один. Кажется, своего рода миссией святителя было нести Слово Божие именно интеллектуальной, политической элите империи, все более утрачивавшей веру, понятия о христианской жизни. Разумеется, все это стоило Владыке ярлыка «неугодного».

https://www.youtube.com/embed/pUOjsj2ZOmwОтношения митрополита Филарета с властью

Доносы на митрополита в Петербурге получали чуть ли не десятками. Светской власти никак не могли нравиться, например, его слова о том, что «государь всю законность свою получает от церковного помазания», следовательно, сама светская власть отнюдь не может вмешиваться в церковные дела. Такие воззрения шли вразрез с политикой империи, более того, с самим существованием «коллегии духовных дел», Синода, со времен Петра I возглавляемого светским обер-прокурором. Однажды святитель публично осадил занимавшего эту должность графа Н.А.Протасова, который уселся на заседании с архиереями: «Давно ли, ваше сиятельство, получили хиротонию?». Пристыженный обер-прокурор должен был занять место за отдельным столом – но, разумеется, не забыл «урока».

Подобные бестрепетные обличения А.И.Герцен, известный революционер, которого трудно заподозрить в симпатиях к Церкви, именовал умением «хитро и ловко унижать временную власть», хотя, по сути, святитель лишь говорил о реальном положении вещей: по словам Г.А.Флоровского,

Владыка «удивительно неделикатно напоминал о внутренней независимости Церкви» государству, которое мнило ее подчиненной себе.

Самый серьезный конфликт произошел в 1842 г., когда два митрополита – Московский и Киевский – твердо выступили за перевод Библии на современный русский язык, дабы Слово Божие лучше воспринималось образованным обществом, народом. И это тогда, когда, по выражению современника, «самые набожные люди имели несчастную мысль, что от чтения сей священной книги люди с ума сходят». Например, чтение Евангелия было строго запрещено курсантам военных учебных заведений под предлогом того, что они могут «помешаться». Оба архиерея были «уволены от присутствия» на заседаниях Синода.

Но вот что интересно: святителю постоянно присылали для согласования документы. Более того, к нему периодически ездил даже сам господин Протасов: без мудрейшего из русских архиереев, как оказалось, невозможно решить ни одного дела!

Признанием духовного авторитета святого стали многочисленные пожалованные ему ордена и последняя награда – незадолго до преставления: как ознаменование полувека со дня епископской хиротонии, право «преднесения креста» во время служения, ношения креста на митре, а также – двух панагий.

Кончина, канонизация и обретение мощей святителя Филарета

Предание свидетельствует, что за несколько месяцев до смерти святому явился его отец, скончавшийся еще в 1815 г. Владыка хорошо запомнил его слова: «Береги девятнадцатое число». Поняв, что это – день будущего преставления, святитель стал готовиться к переходу в мир иной: именно на 19 день каждого месяца уже 85-летний архиерей старался служить, причащаться.

«Тем самым» днем оказалось 19 ноября 1867 г. Современники вспоминают: святитель служил тогда как-то особенно, сильно плакал, читая молитвы. А потом служители, вошедшие в кабинет напомнить об обеде, нашли святителя коленопреклоненно молящимся, но уже не могущим произнести ни слова. Еще через несколько часов двенадцать ударов колокола знаменитого Ивана Великого возвестили москвичам о том, что их любимый Владыка отошел ко Господу.

Погребение угодника Божия состоялось на месте его пострига, в приделе его небесного покровителя, св. Филарета Милостивого, храма Сошествия Св. Духа Троице-Сергиевой лавры.

Память его чтилась уже по кончине, хотя святитель еще не был прославлен:

  • в 1883 г. Москва торжественно отмечала столетие со дня рождения святителя;
  • жители родной святому Коломны на рубеже XIX в. создали братство св. Филарета Милостивого;
  • на могиле святого часто служили панихиды; их заказывали десятки людей, желавшие особо почтить его память.

С 1994 г. Филарет Московский прославлен как святитель.

С 9 июня 2004 его честные мощи находятся в возрожденном Храме Христа Спасителя. Поклониться им можно на южной стороне царских врат верхнего храма

Литературное наследие

Оно столь обширно, что составить более или менее полный библиографический указатель его трудов удалось только в 2005 г. К важнейшим произведениям святителя можно отнести:

  • Синодальный перевод Библии, который сделан им вместе с другими богословами;
  • «Катехизис», который был официально рекомендован как учебник по предмету «Закон Божий» для учебных заведений до самого 1917 г.;
  • толкования св. Писания, включая его первое произведение – «Начертание церковно-библейской истории»;
  • многочисленные проповеди;
  • кроме того, свт. Филаретом составлена ежедневная молитва, словами которой любят обращаться к Богу многие современные христиане.

Храмы в честь святителя

К настоящему времени на канонической территории Русской церкви их известно 12:

  • больше всего – 8 церквей – находятся в столице и Московской области;
  • самый северный храм свт. Филарета расположен в Ямало-Ненецком автономном округе;
  • единственный храм за пределами современной России – в Брестской области Белоруссии.

Его голос продолжает звучать через века – в словах его молитвы, строках Писания, промыслительно переведенных с церковно-славянского незадолго до наступления десятилетий гонений, когда люди утрачивали не только веру, но даже минимальные знания о ней. Один из самых мудрых русских архиереев по-прежнему с нами, учит, наставляет «во время и не во время», по слову Апостола.

Молитва

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

Молитва свт. Филарету Московскому

О, пресла́вне и богому́дре святи́телю Христо́в Филаре́те, Росси́йския Це́ркве свети́льниче, земли́ на́шея похвало́ и гра́ду Москве́ украше́ние! Ты житие́м и служе́нием твои́м трие́м вселе́нским святи́телем был еси́ подо́бник: Вели́кому Васи́лию – я́ко бытие́ су́щих изъясни́л еси́, Це́ркве Бо́жия и та́ин Христо́вых строи́тель до́брый яви́лся еси́, и́ноческих уста́вов быв ре́вностный исполни́тель и покрови́тель; Богосло́ву Григо́рию – я́ко, небота́инственных созерца́ний о Святе́й Тро́ице и о Бо́зе Сло́ве сподо́бивыйся, сих иску́сный провозве́стник яви́лся еси́; Златоу́стому Иоа́нну – я́ко неусы́пный пропове́дник и учи́тель покая́ния наро́да Бо́жия был еси́. И ны́не, вку́пе с ни́ми предстоя́ во сла́ве Престо́лу Бо́жию и хода́тайствуя о нас, моли́: Це́ркви Росси́йстей на ка́мени испове́дания правосла́вныя ве́ры утвержде́нней бы́ти, стране́ на́шей мир и едине́ние дарова́ти, па́стырем сло́во Боже́ственныя И́стины пра́во пра́вити, град Москву́ и па́ству твою́ от вся́ких напа́стей сохрани́ти. Святу́ю оби́тель, иде́же почива́ют честны́я мо́щи твоя́, по заве́том преподо́бнаго Се́ргия, я́ко учени́к его́ при́сный, до́бре упра́ви; и́ноки в по́двизех укрепи́; наста́вники умудри́; зва́нныя к па́стырскому де́ланию, уча́щияся ве́ре и благоче́стию в вертогра́де твое́м духо́внем, соде́лай избра́нны и досто́йны служе́ния сего́. При́зри с Небесе́, святи́телю, на ны, ча́да твоя́, и да́руй те́плым твои́м хода́тайством ко Го́споду в за́поведех Его́ нам преспева́ти, ве́ру тве́рду, любо́вь нелицеме́рну и благоче́стие до после́дняго часа́ сме́ртнаго сохрани́ти, да непосты́дно предста́нем Спаси́телю на́шему Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Кто такой святитель Филарет Московский?

Митрополи́т Филаре́т (в миру Васи́лий Миха́йлович Дроздо́в, 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Русской православной церкви, с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский.

Каким образом судьба митрополита Филарета связана с Коломной?

Выдающийся церковный деятель XIX века святитель Филарет Дроздов родился в подмосковной Коломне. При его активном участии Библия была впервые переведена на литературный русский язык. Этот перевод, получивший название «синодального», сегодня является самым распространенным русским текстом главной книги христиан.

Кто постриг Филарета в монахи?

Он был сослан в монастырь, где его против воли постригли в монахи под именем Филарет. Его жену Ксению Ивановну, происходившую из костромских дворян, также отправили в монастырь и постригли в монахини под именем Марфа.

Что означает слово Филарет?

Φιλάρετος — «Любящий добродетель») — мужское имя греческого происхождения, в России используется прежде всего как монашеское, а также как светское среди татар. Распространена среди монашества также женская форма Филарета.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Святителя Филарета (Дроздова), чтобы понять его вклад в православие и историю России.

СОВЕТ №2

Изучите его творчество и учения, чтобы понять его взгляды на веру и церковь.

СОВЕТ №3

Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью святителя, такие как монастыри и церкви, чтобы погрузиться в его наследие.

Святитель Филарет в истории Русской Православной Церкви

Святитель Филарет

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) был известным деятелем Русской Православной Церкви XIX века. Он родился 26 декабря 1782 года и с самого молодого возраста проявил склонность к духовной жизни. В 1803 году он был пострижен в монахи и принял имя Филарет.

Святитель Филарет занимал высокие церковные должности, в том числе архиепископа Ярославского и Ростовского. В 1821 году он был избран митрополитом Московским и Коломенским. В этом качестве он активно боролся за сохранение и укрепление духовных ценностей, проповедуя милосердие, справедливость и любовь к ближнему.

Святитель Филарет также принимал участие в церковных реформах, направленных на улучшение духовной жизни прихожан. Он основал различные благотворительные учреждения, приюты для малоимущих, больницы и приходские школы. Его деятельность была направлена на поддержку и развитие православной веры среди верующих.

Святитель Филарет также оставил значительный след в истории Русской Церкви как теолог и публицист. Его труды посвящены различным аспектам христианской веры, морали и духовной жизни. Он был автором множества проповедей, пастырских посланий и учебных пособий, которые до сих пор изучаются и ценятся верующими.

Святитель Филарет ушел из жизни 19 ноября 1867 года, оставив после себя яркое наследие в истории Русской Православной Церкви. Его святость и благочестие продолжают вдохновлять верующих на принятие христианских ценностей и следование пути духовного совершенствования.

Оцените статью
Добавить комментарий