Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси: история и наследие

Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси, является выдающейся фигурой в истории православной церкви. Его жизнь и деятельность оказали значительное влияние на развитие религиозной культуры Руси. В данной статье мы рассмотрим основные моменты биографии и духовного наследия этого святого, чей вклад в формирование православной традиции на Руси невозможно переоценить.

Мнение эксперта:Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси, считается одним из выдающихся духовных деятелей православной церкви. Эксперты отмечают его значительный вклад в развитие религиозной мысли и культуры. Святитель Петр был известен своими проповедями о милосердии, терпимости и любви к ближнему. Его учение о духовной силе и важности молитвы вдохновляло многих верующих. Святитель Петр Московский остается ярким примером святости и благочестия для многих поколений.https://www.youtube.com/embed/ighqMCNaoZUЖитие митрополита Петра

О мирской, до принятия монашества, жизни святителя известно немногое:

  • время рождения, вероятно, 2 пол. XIII в.; детство будущего святого пришлось на годы, когда Русь крайне страдала от нашествий монголов, а затем потеряла независимость, должна была платить дань;
  • место рождения, Волынь, ныне – Западная Украина;
  • имена благочестивых родителей, Феодор и Евпраксия;
  • то, что Господь явил свидетельства особого избранничества отрока: так, его мать, еще носившая сына во чреве, однажды удостоилась видения: во сне ей представился агнец (ягненок), которого она держала на руках, а меж рогов его пробивалось дерево с цветами и плодами; лишь много позже сон объяснился – так Господь показывал особые дарования будущего святителя;
  • еще одно чудо известно уже из детства мальчика: с семи лет его отдали учиться грамоте, но ребенок оказался малоспособным, учился с трудом, хотя старался; однажды ему в великом свете явился некий человек во облачении святителя, благословил мальчика – и с тех пор он не только начал понимать читаемое, но – преуспел куда больше сверстников.

Юный инок

Мирское имя святого история не сохранила – может быть, потому, что, по некоторым свидетельствам, еще будучи ребенком, 12 лет, он испросил у родителей благословения стать монахом. Но какой монастырь стал местом его пострига, мы также не знаем. Житие святого передает, что Петр – так нарекли его при пострижении – проводил добродетельную жизнь, выучился писать иконы, которые даже раздавали пришедшим паломникам. Вероятно, еще очень молодым Петр стал иеромонахом – священником.

Игумен Ратский

Проходит время, и он испрашивает у игумена благословения на уединенный подвиг. Местом, где поселился молодой подвижник, стал берег реки Рать, близ урочища, называемого «Новый дворец» (именно поэтому на Западной Украине свт. Петра до сих пор часто называют Ратским). Он хотел всю жизнь прожить один, молясь Богу – но уже очень скоро к нему стали собираться ученики. Так возник монастырь Преображения Господня, получивший именование Новодворского. От этого времени жизни будущего святителя известны две написанные им чудотворные иконы Богородицы:

  • первая из них именовалась, по месту пребывания со XVI в., Новодворской; впоследствии образ находился сначала в Елецком Успенском монастыре (куда его перенесли, когда обитель свт. Петра была разгромлена униатами, сторонниками объединения с католиками), затем – в Преображенской обители города Новгород-Северский; с 1950-х гг. следы образа потерялись, однако, сохранились чудотворные списки (в Нежине, Курске);
  • исторически сложившееся именование второй иконы – Петровская; эту икону игумен Петр подарил митрополиту Максиму, который однажды навестил обитель; впоследствии, из-за притеснений от монголов, владыка перенес кафедру во Владимир, увезя туда также святыню; а уже оттуда образ попал в Москву, где находился в Успенском соборе.
Петр митрополит Московский, в житии. Икона Дионисия

Петр митрополит Московский, в житии
Интересный факт Дальнейшая судьба образа Петровской не совсем ясна: по одним данным, он утрачен во время гонений на ЦерковьXXв., по другим – до сих пор пребывает в одном из иконостасов Успенского собора (ныне принадлежащего музею). Икону, совершенно похожую на творение свт. Петра, одни считают спискомXIVв., другие – тем самым образом, который написал святой.

Почему «Московский»?

Именно так свт. Петра сейчас знает церковный календарь, хотя точный его титул – митрополит Киевский, как, впрочем, и митрополитов, которые возглавляли Церковь после него. Именование же «Московского» возникло потому что кафедра русских митрополитов была перенесена в Москву – причем сделано это было при свт. Петре. Событию предшествовало множество политических перипетий, связанный с поставлением свт. Петра на кафедру.

Митрополит по благословению Богородицы

Русские князья, раздоры которых привели к тому, что на их землях теперь хозяйничали монгольские захватчики, как с огорчением видели все, не вразумлялись этим Божиим прещением, но… продолжали выяснять отношения. Вот и Галицкий князь Юрий в свое время убедил Константинопольскую Патриархию (под ее юрисдикцией тогда была Русская Церковь) разделить Русскую митрополию на две, отделив от нее Галич, который князь таким образом думал сделать духовным центром страны. Был здесь и свой митрополит – Нифонт, но около 1304 г. он скончался. И тогда князь Юрий, чтитель Ратского игумена, частый паломник в его обитель, предложил о. Петру митрополию. А, поскольку тогда же скончался и владыка Максим, тот самый, которому св. Петр подарил икону Богородицы, то к Патриарху Константинопольскому отправились два кандидата:

  • игумен Петр – на Галицкую митрополию;
  • другой игумен, Геронтий, которого великий князь Тверской Михаил (тогда бывший также великим князем Владимирским, главой Руси) планировал в Киевские митрополиты.

Выбор митрополита был сопряжен тогда с длительными переговорами с Патриархом и императором, политическими интригами, раздачей мзды чиновникам. Но в данном случае воля свыше была явлена еще на пути к Византии, притом – более чем определенно. Геронтию во сне явилась икона
Богородица
, а от нее был слышен глас Пречистой:

«Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

Смысл видения был непонятен, ведь на Русской земле было две митрополии, так что Петр и Геронтий не были конкурентами. Все прояснилось по прибытии в Константинополь: Патриарх и император, ранее разделившие Русскую митрополию, вдруг признали такое решение ошибкой, и упразднили Галицкую кафедру. Ну а чтобы не обидеть Галицкого князя, щедрого жертвователя на нужды Патриархии, решили сделать митрополитом св. Петра – как и говорила Богородица. Было это в 1309 г.

Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси

святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси

Скорби и искушения

Но вот «право пасти людей» Руси святителю пришлось к крайне сложных условиях: пытаясь «не обидеть» Галицкого князя и удовлетворить Владимирского восстановлением единой митрополии, греки обидели… сразу обоих:

  • Михаил, великий князь Владимирский, был крайне раздосадован, что Патриархия не одобрила на митрополию Геронтия;
  • Юрий Галицкий, поначалу действительно торжествовавший победу, вскоре обнаружил, что новопоставленный святитель вовсе не желает находиться в разоренном монголами и уже отошедшем к Литве Киеве – а желает иметь кафедру во Владимире.

Так что оба князя свт. Петра не ждали. А самостоятельная позиция владыки, основанная на Евангельских заповедях им, что называется, пришлась «не ко двору». Поначалу великий князь «всего лишь» избегал посещения архиерейских богослужений и не хотел благословляться у владыки, но скоро дело обернулось более серьезно: в Константинополе получили клевету на архипастыря, подписанную епископом Тверским Андреем (Тверское княжество было «родным» для князя Михаила), вероятно, решившим угодить правителю, питавшему к святителю неприязнь. Главным из множества обвинений была симония – торговля церковными должностями, которую вменяли владыке.

В 1311 г. состоялся собор, разбиравший дело митрополита, полностью его оправдавший ввиду явной абсурдности доноса еп. Андрея («симонией» оказалось обычное возмещение издержек на хиротонию священнослужителей, которые нес архиерей, приезжавший ради поставления новых пастырей). Однако, трещина в отношениях между митрополитом и великим князем осталась: было очевидно, что на него будут готовить новые доносы, находиться во Владимире, служить здесь, стало непросто.

Митрополит Петр и Иван Калита

Свт. Петр все чаще предпочитал поездки по митрополии, и особенно часто бывал в Москве, небольшом тогда княжестве, правитель которого, Юрий Данилович, особенно активно заступался за митрополита на соборе. Скоро между князьями Московского дома и Престоятелем возникла дружба. Особенно благоволил святитель младшему брату Юрия Даниловича, князю Ивану, который, ввиду частых отлучек брата к монголам, в Орду, оставался на управлении княжеством. Благочестивый князь, любивший богослужение, благотворивший нищим (отсюда, по некоторым данным, его прозвище, ведь «калитой» именовали кошелек), пришелся по сердцу святителя, стал его духовным сыном. Митрополит несколько раз поддержал Ивана Даниловича также в политической борьбе:

  • когда в 1318 г. в Орде погиб давний недруг владыки, великий князь Михаил (своей мученической кончиной он, конечно, искупил грех неприязни к святому), и правление перешло к его брату, Александру, митрополит стал на сторону спорившего с ним московского правителя;
  • а в 1325 г. святитель перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву; к тому времени Иван Данилович уже был великим князем Руси.
Митрополит Петр и Иван Калита

Митрополит Петр и Иван Калита

Предсказания и наставления свт. Петра

Главное пророчество святого касалось судьбы Московского княжества и самого города. Вот что сказал святитель князю:

«Аще успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших».

Считается, что здесь – сразу несколько пророчеств:

  • о возвышении Москвы, символом чего должен был стать
    храм Успения Богородицы
    , подобный церквям, которые были в Киеве, Владимире; это поставило бы Москву в один ряд с прежними столицами страны;
  • о том, что непременно необходимо похоронить самого святителя, который уже чувствовал приближение кончины, в этом храме; этот символический жест, с учетом глубокого уважения к святому жителей Руси, делал Москву духовным центром страны, так как после этого «святители захотят обитать в оном»;
  • о грядущем возвышении уже не только города, но – государства, побеждающего врагов, под которыми, конечно, понимались монголы – это предсказание свержения их господства на Руси.

Во исполнение благословения владыки, 4 августа 1326 г. великий князь начал строительство храма, место под который успел освятить митрополит. А в декабре того же года святителя уже погребали в недостроенном соборе.

Впоследствии все его пророчества с точностью исполнились, более того, многие говорят о том, что сказанное им о Москве и стране действительно даже до наших дней.

Из других писания угодника Божия до нас дошли только три послания, все – обращенные к священнослужителям. Святитель напоминает им о пастырском долге и о том, что необходимо, прежде всего, в самих себе взращивать христианские добродетели. Он также просил собратий молиться и о себе:

«Писанием и неписанием понуждаю вас, дети, на дела благия: потому что и должен всегда напоминать вам и писать о том, что душеполезно и спасительно. Вместе и сам прошу вас, преподобныя: помолитесь о моем недостоинстве и о моей худости, -по слову Писания: «молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16): да сподобит Бог всех нас без вреда освободиться от сей суетной жизни, и получить вечное блаженство и неизреченную радость Христа Бога нашего, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы».

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

В.М. Васнецов. Успенский собор при великом князе Иване I Даниловиче Калите

Интересные факты

  1. Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси, был первым митрополитом, который был избран собором русских архиереев и князей, а не назначен Константинопольским патриархом. Это событие произошло в 1308 году и ознаменовало собой рост самостоятельности Русской православной церкви.

  2. Петр был одним из первых русских святых, который был канонизирован Русской православной церковью. Это произошло в 1317 году, всего через девять лет после его смерти. Канонизация Петра свидетельствует о том, что он был очень почитаем своими современниками и что его жизнь и деятельность рассматривались как образцовые для других.

  3. Мощи Петра были перенесены в Москву в 1325 году и в настоящее время находятся в Успенском соборе Московского Кремля. Мощи Петра являются одним из самых почитаемых святынь Русской православной церкви, и к ним ежегодно приходят тысячи паломников.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РУСИЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Иконография святителя Петра Московского

Почитание святого началось уже через небольшое время по его кончине. На иконах XV-XVI вв. он пишется в традиционном для его времени архиерейском облачении, имеющим на левой руке Евангелие, правая же поднята для благословения. Самая известная икона святителя принадлежит иконописцу Дионисию, создана на рубеже XV-XVI вв.: она представляет святителя с житием: клейма, отражающие события его жизни, расположены на полях иконы.

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворецСвятитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец

Даты памяти

Сейчас по церковному календарю их три:

  • 3 января – это день преставления святителя;
  • 6 сентября – перенесение мощей, которое последовало в 1479 г., когда возведенный Успенский собор был освящен;
  • 18 октября он чтится вместе с Собором святителей Московских.

Интересный факт Известно также, что вXVIв. был еще один день почитания святителя – 4 августа. Это память явления его супруге ИванаIV, царице Анастасии. Тогда свт. Петр повелел ей передать властям церковным не открывать гроб, но запечатать его, а также благословил установить церковную память своего явления. Однако, со временем эта традиция забылась.

Храмы святителя Петра Московского

Церквей и приделов святителя, как исторически существовавших, так и ныне действующих, известно сейчас 36. Вот некоторые из них.

Церковь в Переяславле Залесском

Она сооружена сначала деревянной около 1360 г., когда состоялось обретение мощей святителя. Место для храма избрано не случайно: именно здесь состоялся собор, на котором пытались осудить святого, но он был оправдан. Нынешнее каменное здание с шатровым верхом построено при Иване IV, глубоко чтившем святого. В советские годы церковь разорена, возвращена православным с 2001, но пока в числе действующих не значится.

Церковь Петра Митрополита в Переславле Залесском

Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском

Храм в Санкт-Петербурге

Исторически здесь была известна церковь на месте, где во время сражения за Балтийское побережье был штаб Петра I. Первоначально деревянный, храм был отстроен из камня уже к середине XVIII в., затем перестраивался, последний раз – на рубеже XIX-XX вв. Церковь разрушена за годы гонений, но рядом есть деревянный храм того же посвящения, постройки 2000-х гг. – по сути, история храма началась заново.

Собор в Москве

Он находится в Высоко-Петровском монастыре столицы. Изначально здесь была деревянная церковь свв. Петра и Павла, но после канонизации свт. Петра (1339 г.) ее переосвятили в его честь. Каменный собор относится к началу XVI в., он не раз перестраивался. После закрытия обители храм с 1920-х не действовал – вплоть до возвращения его верующим в 1990 г. На сегодняшний день это – самое древнее здание чтимого москвичами монастыря.

Храм в Ярославле

Это действующая церковь, хотя с виду храм в ней узнать сложно: за советские годы снесены кресты, купола. Храм, созданный в XVII в., изначально был посвящен Собору Пресвятой Богородицы, имея два придела –
ап. Андрея Первозванного
и свт. Петра. С 1760-х гг. он украсился фресками.

Запустение церкви началось после 1917 г. Лишь в 2010 г. она передана верующим. Сейчас здесь уже совершаются богослужения и идет постепенная реставрация.

Некогда «у гроба Чудотворцева» (так называли свт. Петра по множеству истекавшим от его мощей чудес) благословлялись на правление великие князья, молились военачальники перед походами, поставлялись митрополиты и Патриархи. Ныне мощи святителя – в алтаре Успенского собора, а так как храм принадлежит Государственному историческому музею, верующие не имеют возможности им поклониться. Возможно, поэтому свт. Петр постепенно превращается в личность «исторического прошлого», и за помощью к нему обращаются все меньше. Возродится ли его почитание – покажет время.

Акафист

Кондак 1

Избранный и дивный в чудесех святителю, Российския Церкве первопрестольниче, и усердный о душах наших молитвенниче, отче наш Петре! В песнех восхваляем тя с любовию, святаго заступника нашего: ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, предстательством твоим небесным, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Икос 1

Ангелоподобно на земли пожил еси, святителю отче, и яко ангел благий хранитель Отечествию твоему явился еси не токмо в житии твоем, но по честнем успении твоем, благотворя людем ти сродным, от нихже слышиши благохваления таковая:

Радуйся, благочестивых родителей плоде богодарованный; радуйся, корене благаго ветве многоплодная.

Радуйся, прежде рождения твоего, видением Божественным рождшей тя во избранника Божия предуказанный; радуйся, во утробе матерней освященный.

Радуйся, по рождении твоем благодатию Духа Святаго просвещенный; радуйся, сосуде Божия благодати избранный.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 2

Видевше честнии родителие твои, Петре богоизбранный, яко косно в учении книжнем преуспевал еси, о сем тужаху: сие же бысть по смотрению Божию, да не от человек, но свыше от Бога, навыкнеши учению небесному; явивыйся бо тебе муж светел, в святительския ризы облеченный, рукою коснувся твоего языка, благословением своим разреши косность твою, и преисполни тя разума, яко пети тебе разумно Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум небесный свыше тебе даровася, угодниче Божий, имже добре уразумел еси, яко вся красная мира сего скоро преходят: темже, двадесятолетну ти сущу, мир и вся благая его оставил еси, и возжелел еси инок быти и Единому Христу работати. О сем тя хвалим и зовем:

Радуйся, земли Волынския святое прозябение; радуйся, всея страны Российския духовная лепото.

Радуйся, восхождения от добродетели к добродетели невидимо совершивый; радуйся, совершенства о Христе богомудренно достигнувый.

Радуйся, послушания добрый рачителю; радуйся, смирения Христова верный подражателю.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 3

Силою Божиею укрепляем, отче Петре, вся послушания монастырская добре проходил еси во обители, и яко звезда богосветлая, сиял еси добродетельми Евангельскими среди братии твоея: темже священства саном почтен был еси, и непорочно возносил безкровную жертву Богу, присно поя Ему серафимскую песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея помысл чист и непорочную душу, Петре богоблаженне, святыя иконы изображати научился еси, и был еси изограф благоговеин, дело рук своих посвящаяй Богу, иже писанныя тобою иконы чудесы многими прослави: сего ради хвалебно вопием ти:

Радуйся, трудолюбче благословенный, трудивыйся во славу Божию; радуйся, яко труды твоя святыя Богом прославлени суть.

Радуйся, божественному евангелисту Луце в иконописании подражавый; радуйся, иконы Пресвятыя Богородицы благолепно написавый.

Радуйся, в душе твоей образ Божий добре изобразивый; радуйся, сердце твое в храм Триипостасному Богу посвятивый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 4

Бури страстей избежав, отче Петре, к тихому пристанищу безмолвия корабль души твоея направил еси, и с благословения настоятеля твоего, в месте безмолвнем, на реце Рате, поселился еси, да един Единому Богу поработаеши в посте и молитве, воспевая Ему немолчную песнь хвалы: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше людие благочестивии о твоих добродетелех, Петре преподобне, прихождаху к тебе, благословения и молитв от тебе ищуще, ихже любезно приимал еси, и обитель иноческую на реце Рате устроил еси, в ней же спасошася мнози твоим наставлением богомудрым. Темже, яко сотворившаго и научившаго, ублажаем тя и глаголем:

Радуйся, непопустивый погибнути Богом врученным тебе овцам; радуйся, устроителю благоискусный общежития иноческаго.

Радуйся, учителю пресладкий благочестию христианскому; радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго.

Радуйся, достигнувый глубины смирения христианскаго.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 5

Боготечное светило быв, волею Пастыреначальника Христа, на свещнице церкве Всероссийския поставлен был еси, Петре богоносне, да светиши Отечеству твоему земному, и приводиши к солнцу правды люди российския, научая их благочестно воспевати Пресвятей Троице: Аллилуия.

Икос 5

Ощутив патриарх Царяграда, святейший Афанасий, яко благоуханием дивным исполнися весь храм егда в него вшел еси, Петре досточудне, позна тя избранника Божия, достойнаго воистину сана святительскаго, и постави тя в митрополита Киевскаго, и всея России: сему же бывающу, просветися лице твое светом небесным: мы же дивящеся таковому чудеси, вопием ти:

Радуйся, архиерее Божий, от Пастыреначальника Христа свыше прославленный; радуйся, иерарше Христов дарами Святаго Духа преисполненный.

Радуйся, апостолов преемниче и святителей сопрестольниче; радуйся, в Российстей стране светом благоразумия возсиявый.

Радуйся, паству всероссийскую духовно удобривый; радуйся, светоносный первопрестольник в ней бывый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 6

Проповедал еси пастве твоей нелестное Евангельское учение, святителю приснопамятне, и всех учил еси мир имети между собою: мира любитель быв, враждовавших на тя в любовь привел еси кротостию и незлобием твоим, яко всей пастве твоей радоватися о тебе, и хвалебно взывати ко Господу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в стране Российстей светом добрых дел твоих, святителю отче наш Петре, и еретическия плевелы не леностно искоренял еси в пастве твоей: чада твоя поучая православно веровати в триединаго Бога, иже и нам внушает благохвалити тя звании сими:

Радуйся, столпе непоколебимый апостольских преданий; радуйся, мечу обоюду острый, ереси посекаяй.

Радуйся, православия наставниче, всех поучавый троическому поклонению; радуйся, еретиков противоборче, бодренно стоявый на страже святыя Христовы Церкве.

Радуйся, вдов и сирот милостивый питателю; радуйся, обидимых и гонимых нелицеприятный предстателю. Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 7

Хотя враг спасения человеческаго нарушити мир души твоея, святителю богоугодне, воздвиже на тя клеветника ложнаго, Тверскаго епископа Андрея, глаголавшаго на тя праведнаго беззаконие. Обаче правда твоя, яко солнце в полудне, возсия на соборе, клеветник же злобный посрамлен бысть, и достойное по делом своим получи, ты же благодарственно взывал еси ко Господу: Аллилуия.

Икос 7

Ново место престолу твоему святительскому избрал еси, угодниче Божий, во граде Москве: возлюбив бо кроткаго и боголюбиваго ея князя Иоанна, тамо поселился еси, и церковь каменну, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, тамо соорудити князю Иоанну советовал еси, пророчески глаголя ему, яко град той славен будет, святители в нем поживут и Бог в нем прославится, и яко кости твоя в нем положены будут. Сие пророчество твое исполншееся видяще, радостно приносим ти сия благохваления:

Радуйся, царствию Российскому основание крепкое положивый; радуйся, первопрестольный град Москву благословением твоим освятивый.

Радуйся, прозорливче богопросвещенный, будущая, яко настоящая, провидевый; радуйся, храм Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, основавый.

Радуйся, в нем гроб себе устроивый; радуйся, свято и богоугодно на земли поживый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя святителю отче наш Петре, своима рукама гроб каменный себе устроил еси, и выну поминал еси о исходе твоем, к немуже приуготовлялся еси молитвами непрестанными, зовый Богу во умилении сердечнем: Аллилуия.

Икос 8

Весь в Бозе быв, час кончины твоея провидел еси духом, отче Петре, и Божественную Литургию совершив, о всех живых и усопших помолился еси, себе же брашном негиблющим Пречистых Христовых таин напитал еси, и милостыню многу нищим и убогим раздал еси, приуготовляяся к сретению Жениха Безсмертнаго Христа. Сие воспоминающе, дивимся прозорливости твоей, и глаголем:

Радуйся, доброе напутствие для души твоей приемый; радуйся, со Христом жити на веки возжелавый.

Радуйся, любовию божественною страх смертный победивый; радуйся, мирно и радостно час кончины твоея сретивый.

Радуйся, яко праведно и непорочно течение земное совершил еси; радуйся, яко успение преподобное во мзду трудом твоим, от Господа получил еси.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 9

Вси царедворцы великаго князя Иоанна собрашася к одру твоему, святителю Христов: ты же, чрез старейшаго из них Протасия, мир и благословение Божие великому князю Иоанну преподал еси, не бывшу тому во граде, и с светлым лицем воздев горе преподобнеи руце твои, усердно помолился еси, и тако в молитве Богу душу твою предал еси, юже ангелы святии в Горния Обители вознесоша, с пением радостным: Аллилуия.

Икос 9

Витии любомудрии прославляют славных мира сего деяния, мы же твоим житием честным красуемся, святителю Божий, и прославляем преставление твое святое и многая чудеса, тобою содеянная и содеваемая от рода в род: воистину бо не вотще чудотворец именуешися, преблаженне, и достойно слышиши хвалебныя песни таковыя:

Радуйся, в молитве усердной дух твой Богу предавый; радуйся, погребением честным от великаго князя Иоанна почтенный.

Радуйся, во храме Богоматери у святаго жертвенника положенный; радуйся, видением дивным, неверовавшаго в святость твою, в веру обративый.

Радуйся, со одра погребальнаго благословляющий паству твою виден бывый; радуйся, во гробе тобою уготованном, мирно почивый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 10

Спаса Христа умоляти не преставай за град и люди, тя почитающия, угодниче Божий, святителю отче наш Петре: тебе бо дарова нам Господь помощника и предстателя во всяких бедах и напастех, и гроб твой святый содела врачебницу безмездную недугов человеческих: к немуже с верою и любовию припадающе, вопием прославльшему тя и дивному во святых своих Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, первопрестольный град Москва благодатно ограждается, и светло красуется, имея в себе многоцелебную раку святых твоих мощей, Петре чудотворче, яко крин нетлением процветших, и благоухание святыни испущающих: имже покланяющеся, умильно тебе глаголем:

Радуйся, смерть вкусивый, тления же не познавый; радуйся, исцеления многая от святых твоих мощей источивый.

Радуйся, юношу разслабленнаго и недвижимаго у гроба твоего здрава возставивый; радуйся, сляченнаго и отнюд восклонитися немогшаго, таможе прямо ходити сотворивый.

Радуйся, глухому слух отверзый; радуйся, слепому зрение милостивно даровавый.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 11

Пение молебное не молчно бысть при гробе твоем, святителю отче наш Петре, от дне честнаго преставления твоего до ныне, чудесем свидетельствующим святость твою, юже вся российская церковь исповедует ясно: мы же, чада твоя и овцы словесныя паствы твоея, радующеся о твоем прославлении на небеси и на земли, благодарственно вопием святых Святейшему Христу Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательный светильник Божия благодати, воистину являешися и по смерти, Петре чудотворче: темже, сиянием чудес твоих озаряеми, с любовию чевствуем святую память, яко торжество веры и благочестия, и от усердия нашего приносим ти пения таковая:

Радуйся, апостолов во благовестии Христове не леностный подражателю; радуйся, перваго иерарха Михаила достойный приемниче.

Радуйся, приемником твоим во святительстве добрый споспешниче; радуйся, о всех людех российских усердный молитвенниче.

Радуйся, правило веры истинныя и образе кротости духовныя; радуйся, врачу безмездный и целебниче благосострадательный.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 12

Благодать Господню и благовременну помощь испроси нам, угодниче Божий, во дни безпомощия нашего и буди нам в скорбех утешитель, в бедах заступник, в недузех врач, туне подаваяй нам дары целебныя от святых твоих мощей, к ним же усердно притекающе, не тщы отходим, но ущедреннии тобою вопием Богу хвалебно: Аллилуия.

Икос 12

Поюще чудеса твоя и многое сострадание твое к людем, отче наш Петре, усердно просим твоего многомощнаго ко Господу предстательства: вемы бо, яко молитва твоя, подобно фимиаму восходит пред Вседержителя Бога, и низводит на нас Его благословение, помощь и милость. Темже и взываем к тебе:

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный исповедниче; радуйся, Пресвятыя Богородицы изрядный служителю.

Радуйся, Ангельских воинств собеседниче; радуйся, всех святых присный друже.

Радуйся, от горних высот к земнородным милостиво приникаяй; радуйся, души и телеса наша благоутробно врачуяй.

Радуйся, святителю Петре, великий чудотворче!

Кондак 13

О чудотворче преславный и помощниче всем нам скорый, и милостивый, святителю отче наш Петре! Милостиво прием сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, умоли Господа Бога даровати нам телесное здравие и душевное спасение, да во Царствии Небеснем сподобимся пети Ему со святыми: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Молитва

О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу, и помолися за ны грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же, да оградит нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чады твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Молим тя, святителю Христов, проси предстательством твоим у Небеснаго Владыки: страждущую страну Российскую в мире сохранити. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии, кончину благую получити и Царствие Небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Частые вопросы

Чем прославился своей деятельностью Петр?

Святитель Петр был митрополитом Московским и всея Руси. Он сыграл важную роль в развитии Русской православной церкви и стал одним из самых почитаемых святых в России.

Какие три главные заслуги Святителя Петра перед православной церковью?

Первая: святитель Петр возглавлял русскую церковь в сложный период монгольского ига и способствовал сохранению веры и церковного единства на Руси. Вторая: святитель Петр активно участвовал в борьбе с ересями и расколами, что помогло сохранить чистоту православной веры. Третья: святитель Петр был талантливым богословом и оставил после себя многочисленные труды, которые до сих пор изучаются и используются в православном богословии.

Почему святитель Петр считается покровителем Москвы?

Святитель Петр был одним из первых митрополитов, которые обосновались в Москве. Он активно участвовал в строительстве и украшении города и пользовался большим уважением среди москвичей. После его смерти святитель Петр был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Москвы. Он считается одним из главных святых города, и в его честь назван один из главных соборов Москвы – Петровский собор в Кремле.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию Святителя Петра Московского, чтобы понимать его вклад в историю православия и значимость его деятельности.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на наставления и уроки, которые можно извлечь из жизни и трудов Святителя Петра, и примените их в своей повседневной жизни.

СОВЕТ №3

Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью Святителя Петра, такие как монастыри, церкви или музеи, чтобы погрузиться в атмосферу его времени.

Чудеса и чудотворения святителя Петра Московского

Святитель Петр Московский, митрополит Киевский и всея Руси, известен своими многочисленными чудесами и чудотворениями, которые случались как за его жизни, так и после его кончины. Он совершил множество духовных подвигов и чудес, которые подтверждали его святость и благодатное воздействие на окружающих.

Одним из наиболее известных чудес святителя Петра Московского является исцеление от различных болезней и недугов. Многие люди обращались к нему с мольбами о исцелении, и, по милости Божией, митрополит молитвами своими помогал им побороть болезни и обрести здоровье. Его чудотворная сила приводила к выздоровлению даже в тех случаях, когда медицинская наука была бессильна.

Кроме того, святитель Петр Московский известен своей способностью прорицания и предвидения будущего. Многие события, предсказанные им, сбывались точно и в точно указанные им сроки. Его пророческие дары укрепляли веру людей в Божественное провидение и наполняли сердца надеждой на благополучное будущее.

Святитель Петр Московский также совершал чудеса, связанные с остановкой бедствий и природных катаклизмов. Его молитвы и благословения спасали города и селения от наводнений, пожаров и других стихийных бедствий. Его святая сила охраняла людей от опасностей и бед, призывая к покаянию и обращению к Богу.

Таким образом, чудеса и чудотворения святителя Петра Московского являются свидетельством его святости и благодатного воздействия на мир. Его духовное наставничество и чудеса продолжают вдохновлять верующих на протяжении веков, напоминая о великой силе веры и милости Божией.

Оцените статью
Добавить комментарий