Святитель Стефан Пермский, один из выдающихся духовных лидеров Русской Православной Церкви, оставил неизгладимый след в истории просвещения народа зырян. Его подвиг и духовное наставничество имеют особое значение для понимания и сохранения культурного наследия этого удивительного народа.
Мнение эксперта:Святитель Стефан Пермский, прославленный своим подвигом просвещения зырян, оказал огромное влияние на развитие православия в регионе. Его деятельность была направлена на проповедь христианской веры среди коренного населения, что способствовало укреплению духовной жизни общества. Благодаря усилиям святителя были возведены церкви, основаны школы и монастыри, что способствовало сохранению и распространению православной культуры среди зырян. Его труды остаются важным источником вдохновения для верующих и исследователей истории религии.https://www.youtube.com/embed/DfRfC94Z-zoЖитие Стефана Пермского
Он родился недалеко от мест своей будущей проповеди – в Великом Устюге. Известны имена родителей – Симеон, бывший церковнослужителем городского Успенского собора и Мария, родившаяся в семье кузнеца.
Пророчества
Предание говорит, что еще в детстве местный юродивый, Прокопий Устюженский, духом провидевший будущее, предсказал девочке (тогда только трехлетней!), что она станет матерью епископа Пермского, даже – назвал его монашеское имя, Стефан. Оно-то и осталось в истории, тогда как о том, как звали угодника Божия в миру, мы ничего не знаем. Есть также рассказы о том, что подобное предсказание святой сделал самому Стефану, когда он был ребенком. Однако, это предание не согласуется с тем, что св. Прокопий ко времени рождения Стефана умер (1303 г.), тогда как годом рождения свт. Стефана считается примерно 1340.
Будущий епископ, как рассказывают, с детства особенно любил церковь, богослужения, рано начал помогать отцу, прислуживая при храме. Есть предположения, что в юности он также много общался с зырянами, местными языческими племенами, так, что даже выучил их язык. Не тогда ли у будущего подвижника впервые появилась мысль, почему народ, отличающийся простотой, честностью, добротой – не просвещен светом Христовым?
Путь к иночеству и не только
Со временем юноша все более тяготел к уединенной жизни. Наконец, он, покинув дом, ушел к Ростову, где была обитель
свт. Григория Богослова
. Она, основанная, как полагают, около 1214 г. местным князем Константином, была известная как средоточие образованного иночества: по сути, здесь была, возможно, первая на Руси духовная школа (она существовала даже до XVII в., когда была упразднена, как и сама обитель). Некоторые же современные историки даже именуют монастырь чем-то вроде университета. Так что Стефан, устремившись именно в эту обитель, очевидно, искал не только пострига, но также – приобщения к книжности, образованию. Известно, что в обители, которая считалась домовой для Ростовских епископов:
- была собрана обширная библиотека;
- преподавался греческий язык; считается, что Стефан в совершенстве овладел им именно здесь; изучались также другие иностранные языки;
- преподавали желающим основы иконописания;
Интересный фактЕсть данные, что здесь учил иноков этому искусству сам
Феофан Грек
; впоследствии свт. Стефан сам писал иконы, среди которых – так называемая «Зырянская Троица» с надписью на пермском наречии;
- велись летописи.
Составитель жития святителя пишет, что в обители св. Григория Стефан, помимо обычных для монаха послушаний, физической работы «прилежно же имяше обычей почитати почитание книжное».
Подготовка миссии
Монах Стефан не просто сам возрастал духовно, приобщаясь к творениям великих святых, но – готовился к миссионерству среди жителей Пермского края, в том числе – переводя на их язык Евангелие, богослужебные тексты. При этом Стефан, хорошо зная язык и то, что зыряне не имеют алфавита, создал его для них. Основой начертания букв послужили зарубки, которые делали зыряне на особых палочках, которые служили у них денежными знаками.
Интересный фактПо сути, до начала миссии о. Стефан повторил подвиг свв. Кирилла и Мефодия, переведя на язык зырян Евангелие, некоторые богослужебные книги. Как просветители славян, он выполнял этот перевод с греческого, а не славянского текста. При этом им, как и Солунскими братьями, создано немало новых слов, означавших христианские истины, дотоле зырянам не известные.
Скорее всего, священноначалие изначально знало о намерениях инока – и всячески его поддерживало.
Через несколько лет епископ Ростовский Арсений рукоположил будущего святителя в сан иеродиакона. А в 1379 г. другой владыка, Герасим Коломенский (тогда временно управлявший Ростовской епархией) возложил на Стефана сан иеромонаха, дабы он мог:
- совершать необходимые Таинства, начиная с Крещения;
- не только строить, но – освящать христианские церкви на пермской земле (до середины XVII в., когда освящение храмов стало прерогативой только епископа, делать это мог любой иерей).
Так Стефан отправился в родные места – чтобы привести ко Христу так любимый им народ. Это оказалось не так просто. Стефан и сам это понимал.
Недаром, прося благословения архиерея он, с полным пониманием ситуации, так и сказал: «Да или научю я, и обращу я и приведу я ко Христу Богу, или и сам главу свою положу за Христа и за веру».
Противостояние
Поначалу, правда, человек, возведший непривычный храм, совершающий там молитвы, вызывал, скорее, интерес местных жителей. Составитель жития святителя пишет, что язычники часто приходили ко храму на Вычегде – не ради молитвы, но для того, чтобы видеть красоту церковного здания, слышать необычные для их уха молитвы. Иные тогда даже говорили: «Велик Бог христианский!». А сами продолжали поклоняться собственным божествам.
И тогда пылкий Стефан показал, что вопреки пословице, один в поле воин: зная, что может быть за это убит, он демонстративно сжег капище и березу, которой поклонялись язычники. А когда они бросились к месту пожарища – не стал скрываться, но обратился к ним со словами благовестия о Христе. Его хотели убить… и не убили. Возможно, побаивались данных миссионеру «охранных грамот» московского князя, Дмитрия Донского? Или просто были поражены силой духа человека, который в одиночку, безоружный дерзнул противостоять нескольким сотням язычников? Так или иначе, с этого времени к иеромонаху стали приходить люди с просьбой крестить их – хотя новокрещенных поначалу и было мало. Не в последнюю очередь – потому, что очень уж высок был авторитет отеческой традиции почитания богов, да и местный шаман, ее хранитель, также чтился.
Пама-сотник
Так называет этого человека жития прп. Стефана, вероятно, имея ввиду под словом «сотник» то, что Пама был не только шаманом, но также – племенным вождем. Монах, проповедующий «чужого Бога», вызывал его ненависть. Стефан и Пама не раз спорили о христианской и языческой верах, послушать их приходили многие. Наконец, шаман, уверенный в своей правоте, предложил миссионеру не что иное, как испытание веры:
- вместе зайти в горящий дом, уповая Пама – на своего бога, Стефан – на Христа;
- затем, также вместе, пройти подо льдом Вычегды от одной проруби (дело было зимой) до другой.
Стефан согласился, хотя честно сказал, что «не повелевает стихиями», но готов пострадать за Христа. На окраине деревни зыряне подожгли пустующий дом. Перекрестясь, в полном облачении священника, иерей с готовностью взял Паму за руку, чтобы вместе идти в огонь… А тот с криком отскочил, не решившись на устроенное им же испытание! «Поди, чего ради не идеши!» – кричал ему народ. А тот отговаривался тем, что просто… хотел напугать монаха! Кто же знал, что Стефан так верит в своего Бога? Понятно, что и вырубленные во льду проруби для испытания не пригодились тоже. Так стало ясно: шаман сам не очень-то убежден в могуществе своих богов.
Тогда вспомнили слова Стефана, которые сказал он еще при начале своей проповеди, у сожженной чтимой березы:
«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
Так обратились ко Христу уже не десятки, но – сотни зырян. Паму хотели было казнить, но Стефан запретил это людям, отпустив шамана, который, видя силу веры христианской, к Богу так и не обратился.
Епархия
Уже спустя 4 года после начала одинокой проповеди в языческом краю здесь было такое количество верующих, что стал вопрос о епископе. Когда же Стефан обратился за этим к митрополиту, в Москву – священноначалие поставило архиереем вновь образованной епархии Пермской и Усть-Вымской… его же самого.
Чем известен Стефан Пермский?
Во время святительства угодника Божия:
- им основаны десятки храмов по всей Пермской земле;
- открыты 4 (!) монастыря, которые населили иноки из числа особенно ревностно принявших веру пермяков – они желали не просто быть христианами, но – иноками;
- лично Стефан и его ученики перевели на местное наречие большую часть богослужебных книг: службы полностью совершались на местном языке, письменность которого, по сути, создал епископ, подобно тому, как славянский алфавит –
свв. Кирилл и Мефодий
.
Стефан Пермский и Сергий Радонежский
Есть предположения, что подвижники могли быть знакомы еще по монастырю свт. Григория Богослова, где
прп. Сергий
, тогда еще мирянин Варфоломей, мог получить образование. Однако, точных данных об этом нет.
А вот о духовном общении двух святых есть такое свидетельство от 1390 г. Однажды Стефан в очередной раз ехал к Москве ради решения дел своей епархии. Проезжая мимо монастыря прп. Сергия, он восскорбел, что никак не может заехать туда, дабы увидеться со святым. Тогда святитель по крайней мере оборотился в сторону обители, воздав архиерейское благословение со словами: «Мир тебе, духовный брате!». В тот же момент прп. Сергия, совершавший трапезу с братией, вдруг поднялся, и, повернувшись туда, где проезжал архиерей, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!».
Память об этом чуде – нынешняя всегдашняя молитва братии Троице-Сергиевой лавры. Она совершается пред концом трапезы монахов.
Кончина
Случай с прп. Сергием произошел за 2 года до смерти святого, и за 5 лет до того, как сам Стефан также перешел в небесные обители. Промыслом Божиим, он скончался в Москве, во время очередной поездки по делам епархии. Его похоронили в храме Спаса на Богу в Москве.
Интересные факты
-
Святитель Стефан Пермский (1340-1396) – один из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Он был первым епископом Пермской земли и просветителем коми-зырян. Стефан Пермский создал для них алфавит и письменность, перевел на коми-зырянский язык богослужебные книги и Священное Писание.
-
Миссионерская деятельность Стефана Пермского началась в 1379 году. Он отправился в Пермскую землю по благословению митрополита Алексия. Стефан столкнулся с большими трудностями: коми-зыряне были язычниками и не хотели принимать христианство. Однако, благодаря своей кротости и терпению, Стефан смог обратить в христианство многих из них.
-
В 1383 году Стефан Пермский был рукоположен в епископа Пермского. Он стал первым епископом на этой территории. Стефан продолжил свою просветительскую деятельность, строил церкви и монастыри, обучал священников. Он также написал ряд книг, в том числе “Житие святого Стефана Пермского”.
Канонизация и почитание
Первое житие угодника Божия появляется с XV в., написанное прп. Епифанием Премудрым (тем самым, что создал также «Житие» прп. Сергия). Позже, с 1549 г., святой начинает чтиться общецерковно.
Где хранятся мощи Стефана Пермского?
Крещенные пермяки не раз просили отдать им мощи их духовного отца, но москвичи не хотели расставаться с великой святыней. До 1930-х честные останки продолжали пребывать в храме Спаса на Богу. С 1933 г. они были утрачены при сносе этой церкви.
Иконография
Святитель пишется седовласым старцем, облаченным богослужебными ризами архиерея. На его левой руке Евангелие, правой святой благословляет молящегося.
Дни памяти святителя Стефана Пермского
Особо чтится день преставления угодника Божия – по гражданскому календарю это 9 мая. Кроме того, его имя – среди святых:
- Пермских;
- Архангельских;
- Вологодских;
- Коми;
- Московских;
- Ростовских и Ярославских;
- Радонежских.
Во дни соборов всех эти святых чтится также Пермский святитель.
Храмы в честь Стефана Пермского
Их, как исторические известных, так и ныне действующих, сейчас насчитывается 43 по всей стране. Больше всего их – в республике Коми и Пермском крае. Среди них немало вновь возведенных за последние годы. Вот некоторые из них.
Церковь в Бутово
Это совсем новый, возведенный только в 2013 г., храм. Его белокаменные стены, золоченые купола напоминают о зодчестве Руси, храмах, которые любил свт. Стефан. В боковых апсидах алтаря находятся образы свт. Стефана и его «духовного брата», прп. Сергия.
Монастырь в Перми
Обитель, посвященная Св. Троице, существует с недавнего времени, хотя ее собор – Троицкий – возник с конца XVIII в., как приходской храм. Он действовал до 1936 г., затем был закрыт, а возродился – с декабря 1994 г. Спустя несколько месяцев при церкви был учрежден мужской монастырь, посвященный Св. Троице и прп. Стефану. Сейчас обитель имеет уже до 70 насельников, из которых 20 – монахи, остальные – послушники, трудники.
Церковь в Екатеринбурге
Небольшой храм в светском здании (бывший детский сад в районе Химмаш) действует здесь с 1999 г. До 1917 г. город уже имел храм Казанской иконы Богородицы с приделом свт. Стефана, но здание было уничтожено в 1974 г. Нынешний храм святителя – духовный центр района. Несмотря на крайнюю скромность здания и убранства, здесь идут регулярные службы.
Собор в Сыктывкаре
Он – кафедральный храм епархии. Он построен взамен прежнего, возведенного, возможно, во времена святительства св. Стефана и разобранного к 1932 г. Первая литургия здесь состоялась 26 августа 2001 г.
Храм в пос. Куеда
Это также новая церковь, возводившаяся с 2007 по 2009 г., небольшой однопрестольный храм святителя.
Храм в Ухте
Это здание имеет удивительную историю: оно строилось, как Дом культуры в 1950-е. Архитектор церкви – уроженец Петербурга Н.Жижимонтов. Сам он говорил, что всегда хотел возводить храмы, а не «дома культуры». Поэтому, когда здание с 1994 г. его передали верующим, это стало своего рода исполнением мечты зодчего. Сейчас храм, построенный некоторым образом как подражание стилю классицизма, имеющий портик с колоннами, буквально возвращает нас ко временам, когда первые христиане устраивали церкви в бывших языческих капищах или административных зданиях.
Все это – лишь небольшая часть из множества церквей, которые ныне посвящают крестителю пермяков – на его родине, в Москве, во множестве других городов. Невольно думается, что рост количества церквей именно свт. Стефана говорит о том, что и сейчас поистине идет второе Крещение Руси, когда современные миссионеры зовут на помощь собратий, в прошлом несших людям веру.
Молитва
О, Богоосвяще́нный и равноапо́стольный Стефа́не, но́вый Богове́дения пропове́дниче и просвети́телю Креще́нием святы́м великопе́рмских во идолопокло́нстве живу́щих люде́й, ко и́стинному Ева́нгельскому све́ту путеводи́телю, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, Ду́ха Свята́го сосу́де избра́нный, Христоподража́тельный в Небе́сный Сио́н наста́вниче и руководи́телю, о́браз благонра́вия всем благоче́стно жи́ти жела́ющим, благоиску́сный мы́сленнаго корабля́, чрез мо́ре ми́ра сего́ к Небе́сному приста́нищу пла́вающаго, прави́телю, ди́вный во иера́рсех, уве́нчанный Боже́ственною благода́тию, всеросси́йский свети́льниче, вели́кий чудотво́рче и моли́твенниче те́плый! К тебе́ во умиле́нии души́ и сокруше́нии се́рдца моего́, аз окая́нный и гре́шный благонаде́жно притека́ю и вопию́, прося́ смире́нно по́мощи твоея́ и те́плаго ко Преблаго́му Бо́гу хода́тайства, да твои́ми богоприя́тными моли́твами испро́сиши ми от Него́ человеколю́бную ми́лость, оставле́ние мно́гих мои́х согреше́ний, души́ и телеси́ здра́вие со спасе́нием; и, я́ко Благ и Человеколю́бец, да благоволи́т безбе́дно в ми́ре сем ходи́ти ми до сконча́ния живота́ моего́, во вре́мя же разлуче́ния моего́ от жи́зни сея́ дух мой в покая́нии и ми́ре А́нгелом Свои́м святы́м ми́лостивно прия́ти, и да даст ми ми́мо мра́чных и злокова́рных и лю́тых духо́в де́монских на возду́се проити́ невозбра́нно и к Нему́ непосты́дно предста́ти поклони́тися, и безсме́ртныя и блаже́нныя жи́зни сподо́битися со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Тропарь, кондак, величание
Боже́ственным жела́нием/ от ю́наго во́зраста, Стефа́не прему́дре, разже́гся,/ яре́м Христо́в взял еси́/ и люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́,/ Боже́ственное се́мя в них се́яв,/ ева́нгельски духо́вне породи́л еси́./ Те́мже пресла́вную твою́ па́мять почита́юще, мо́лим тя:/ моли́, Его́же пропове́дал еси́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Частые вопросы
Какой подвиг совершил Стефан Пермский?
Ведь Стефан, как и они, совершил миссионерский подвиг, создав новую азбуку и обратив в христианскую веру языческий народ. Служение миссионера — это подражание деяниям апостолов, по смерти Христа проповедовавших новую веру народам, и Епифаний уподобляет Стефана сначала апостолам, а затем славянским просветителям.
Что создал Стефан для зырян?
В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг.
Чем прославился Стефан Пермский?
Стефа́н Пе́рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно, 1340 или 1340-е, Устюг — 26 апреля 1396, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения.
Какой монастырь основал Стефан Пермский?
Святитель Стефан Пермский – основатель Троице-Стефано-Ульяновского монастыря 630 лет назад началось апостольское служения святителя Стефана Пермского среди зырянского народа.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Святителя Стефана Пермского, чтобы понять его важное значение для просвещения зырян и истории русской православной церкви.
СОВЕТ №2
Исследуйте историю зырян и их культуру, чтобы понимать контекст, в котором действовал Святитель Стефан Пермский.
СОВЕТ №3
Обратитесь к первоисточникам и исследованиям о жизни и деятельности Святителя Стефана Пермского для более глубокого понимания его подвига.
Символика и образы, связанные со святителем Стефаном Пермским
Святитель Стефан Пермский, прославленный своим благочестивым житием и подвигом просвещения зырян, стал символом духовного возрождения народа. Его образ неразрывно связан с историей Пермской епархии и распространением православия среди уральских племен. Символика, окружающая святителя Стефана, отражает его святость, милосердие и учительскую мудрость.
Одним из наиболее распространенных образов, связанных со святителем Стефаном Пермским, является его изображение с архиерейским посохом и атрибутами епископского сана. Этот образ символизирует его духовное руководство и пастырскую заботу о верующих. Святитель Стефан изображается как мудрый наставник, готовый принять на себя тяжелый крест служения и проповедовать Христово учение.
Кроме того, святитель Стефан Пермский часто ассоциируется с образом аскета и подвижника. Его строгий аскетический образ жизни, посты и молитвы стали примером для подражания многим верующим. Иконы святителя часто изображают его в молитвенном поклонении, что подчеркивает его духовную связь с Богом и готовность служить Ему всем сердцем.
Святитель Стефан Пермский также ассоциируется с образом заступника и защитника народа. Его милосердие и сострадание к нуждающимся сделали его покровителем многих верующих, обращающихся к нему с молитвенной просьбой о заступничестве. Его святость и благочестивая жизнь вдохновляют верующих на следование его примеру и стремление к духовному совершенству.
Таким образом, символика и образы, связанные со святителем Стефаном Пермским, отражают его духовное величие, милосердие и учительскую мудрость, делая его незыблемым символом православной веры и благочестия.