Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: многовековая история, средоточие старчества и духовное наследие

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – это не только древнее святыня Русской православной церкви, но и место, где сохранилась многовековая история и духовное наследие. В этой статье мы погрузимся в историю монастыря, рассмотрим его значение для православной общины и узнаем о роли старцев в жизни монастыря и верующих.

Мнение эксперта:Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – это не просто историческое сооружение, но и духовный центр, привлекающий внимание многих паломников и туристов. Эксперты отмечают, что монастырь имеет богатую многовековую историю, начиная с его основания в XIII веке. Здесь сохранились уникальные архитектурные памятники, иконы и святыни, свидетельствующие о духовном наследии и значимости этого места. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь также славится как средоточие старчества, где обитают мудрые и духовно просвещенные старцы, привлекающие к себе верующих и искателей истины. Все это делает монастырь не только историческим памятником, но и местом, где каждый может найти духовное вдохновение и покой.https://www.youtube.com/embed/74X1bsAw-r8Возникновение и история Псково-Печерского монастыря

Появился монастырь здесь не сразу. Изначально в этих краях было тихое молитвенное место, куда переселялись, спасаясь от кочевников, иноки из Киевской Лавры. Имена их Летописание не сохранило, кроме имени самого первого насельника – прп. Марка. Умалчивает летописец и о точной дате возникновения здесь монашеской общины.

Впервые данная обитель упоминается в XIV-м столетии. В ту пору в местности этой находился непроходимый лес, который, однако, навещали, порой, изборские охотники и жители окрестных поселений, искавшие там всякого рода лесные дары.

Летописец сохранил Предание о том, как однажды жители лежащей неподалеку деревеньки,  услышали песнопение молитвенное, доносившееся с одной из здешних возвышенностей. Вместе со звуками сладкоголосыми донес ветер с того же места удивительнейшее благоухание. Селяне были так удивлены подобными событиями, что решили, будто бы звуки те прекрасные исходили из уст самих ангелов, однако позднее выяснилось, что пели то первые насельники прославленного в будущем монастыря, прибывшие в эти северные пределы из южнорусских земель.

В скором времени местность эту выкупили благочестивые крестьяне. По жребию земля, на которой расположились монахи, досталась некоему Ивану Дементьеву, который, выстроив себе дом неподалеку от иноческих келий, о существовании которых поначалу не ведал, основал на этой территории деревушку Пачковку.

Как-то, занимаясь в лесу рубкой леса, крестьянин Дементьев срубил мощный ствол таким образом, что тот, падая, повалил с собою вместе сразу несколько других деревьев. И тут выяснилось, что корни тех растений проникали в землю весьма неглубоко, поскольку под ними находилась изрытая неизвестными отшельниками пещера, над входом в которую обнаружилась надпись
«Богом зданные пещеры».

Когда удивленный находкой крестьянин и помогавшие ему лесорубы с опаской проникли под своды, то обнаружили там церковь подземную, а в ней возносящих молебные пения иноков… Таким образом и была явлена обитель Псково-Печерская миру в 1392 г.

Однако общепринятой датой воздвижения обители считается иной год — 1473 г.  – именно тогда в здешнем холме была обустроена первая церковь монастырская подвизавшемся в этом месте священнослужителем Иоанном Шестником. Этот человек переехал в Псковские земли из ливонского города Юрьева, спасаясь от гонений, устроенных на православных приверженцами католицизма. Случилось так, что все оставшиеся на его родине служители Истинной Церкви и православная его паства приняли кончину страдальческую, и это настолько поразило и расстроило о. Иоанна, что он, оставив семейство свое в Пачковке, навсегда удалился из беспощадного несправедливого мира.

Интересный факт

Впоследствии о. Иоанн принял монашество и наречен был Ионою. С этим именем и вошел он в святцы церковные, чествующие память этого угодника каждый год 11 апреля.

В 20-е гг. XVI-го столетия, при игумене Герасиме, обитель перенесли с возвышенности, которую в наши дни именуют Святою Горою, в речную долину. В этот период вокруг главной Успенской церкви монастыря стали воздвигать прочие приходы. Для братии, число которой непрестанно увеличивалось, выстроили кельи.

Поскольку обитель находилась на рубеже пределов Российских, ей, конечно же, довелось испытать немало осад вражеских. Особенно нелегко пришлось братии и небольшому гарнизону ратников в годы, когда властвовал в Речи Посполитой знаменитый своими походами Стефан Баторий.

Архивное фото Псково-Печерского монастыря

Архивное фото Псково-Печерского монастыря

Летом 1581 г. польско-литовские полки осадили обитель и при помощи орудий осадных проломили в одном месте укрепления монастыря. Защитники крепости, не имея возможности противостоять множеству вражеских воинов, вынесли в тот час к пролому главные святыни монастырские, среди которых были и чудесные лики Божией Матери. До ночи молились в тот день осажденные, и заступлением Защитницы Небесной все неприятельские приступы были отражены.

В 1721 г. Ништадтский мир, заключенный Петром I с Королевством Шведов, отодвинул границы России на Запад и тем положил окончание оборонной миссии Псково-Печерской обители.

Слава монастырская увеличивалась от года к году, привлекая в это священное место богомольцев со всех уголков государства. Казна обители пополнялась многими драгоценными вкладами. Братия на средства эти восстанавливала разрушенные строения, помогала нуждающимся и выкупала военнопленных.

Интересный факт

Особенно щедрый вклад сделан был монастырю раскаявшемся государем Иоанном IV, после того как убил он игумена Корнилия. Грозный царь пожертвовал братии драгоценный свой походный набор – эти ковши до сего дня находятся в музее обители. В том же музее находятся иные пожертвованные государем вещи: труба, пороховница, кошель и плащаница, вышитая первою супругой его Анастасией Романовной.

Интересный факт

Среди вещей из хранилищ музея монастырского имеются также сохранившиеся до наших дней реликвии – деревянные кубки первых насельников здешнего места – прпп. Марка и Ионы.

В период управления обителью святого игумена Корнилия создана была в ней великолепная библиотека, где собирались древние рукописные книги и хроники. При библиотеке велись Летопись Земли Псковской, Кормчая книга и Большой синодик для поминовения отошедших в вечность иноков и благотворителей. Некоторые из раритетов того периода сохранились до сего дня. Архимандрит Филарет (Кольцов) по этому поводу поясняет:

«Самое ценное в нашей библиотеке – рукописи. Мы их, по возможности, реставрируем, фиксируем их состояние, составляем опись. Делаем и электронные копии. У многих из них нет авторов – их писали разные лица. Некоторые слова и обороты речи в них понятны не сразу — для понимания их нужны жизнь и практика».


В 1920 г. земля, на которых находится обитель, присоединена была к Эстонской территории – таким образом Всемилостивый Господь уберег священное это место от разорения и упразднения. Это единственный монастырь российский, не закрывавшийся за годы существования.

В веке нынешнем насельники продолжают дела благого подвижничества, установленные здесь их боголюбивыми предшественниками. Братии в обители около 80 человек, а число приезжающих сюда со всех краев богомольцев исчисляется десятками тысяч. Регулярные служения проводятся в 5 из 10 здешних церквей.

Интересный факт

Всякий раз после Литургии насельники с просфорою и песнопениями торжественными направляются в трапезную, где происходит чин Апанагии – особый обряд, при котором благословляется трапеза монастырская с целью соединить вкушение пищи с только что окончившейся Литургией. Благодаря этому древнему благочестивому чину обед в обители уподобляется подлинному продолжению богослужения.

Успенский Псково-Печерский монастырь. Святые ворота с церковью Корнилия
Фото 1941 г

Успенский Псково-Печерский монастырь. Святые ворота с церковью Корнилия Фото 1941 г

В 90-е гг. минувшего столетия при обители основали Дом Милосердия для заботы о престарелых прихожанах. Нуждающимся предоставляют также безвозмездное питание.

В обители читается
Псалтирь
Неусыпаемая. Чтение это не прекращается ни ночью, ни днем. В это время поминаются не только имена насельников, но и всех мирян, присылающих братии имена своих близких. Псалтирь читают сразу в нескольких церквях, но большая ее часть звучит в церкви св. Лазаря.

Интересные факты

  1. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь был основан в XIV веке монахами из Киево-Печерской лавры, которые бежали от татаро-монгольского нашествия. Монастырь расположен в пещерах, вырытых в меловых холмах на берегу реки Великой.

  2. Псковo-Печерский монастырь был одним из центров русского старчества и духовной жизни в XVI-XVII веках. В те времена в монастыре проживало более 1000 монахов, и он обладал огромным духовным влиянием на всю Русь.

  3. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – это уникальный памятник русской архитектуры и православной культуры. Он входит в число самых популярных туристических достопримечательностей Пскова и является местом паломничества тысяч верующих со всего мира.

Русский паломник  Свято успенский Псково печерский монастырьРусский паломник Свято успенский Псково печерский монастырь

Архитектура и храмы монастыря

Успенский храм

Устроивший в XV-м столетии эту церковь о. Иоанн (Шестник) добивался освящения ее весьма долгий период. Поскольку церковь ископана была в холме, местные церковнослужители не решались святить ее по обычаям православным. Пришлось о. Иоанну (прп. Ионе) ехать за благословением к самому архиепископу Новогородскому Феофилу. Владыка дал благословение и Успенскую церковь освятили 15 августа 1473 г.,в связи с чем в наши дни игумен обители Хрисанф (Липилин) пояснил:

«Этот день является днем рождения нашей обители».


Эта церковь – главная и древнейшая в обители. Здесь находится престол в память о первых Киево-Печерских праведниках – прпп. Антонии и Феодосии. Собор, конечно же, со временем перестаивали: вторично освятили его в 1523 г.

Церковь Успения устроена в горе. Ее своды земляные облицованы кладкой из кирпича, поддерживаемой 13-ю мощнейшими столпами.

Интересный факт

В главном приделе собора находится так называемое Царское место — особым образом устроенная сень, где в былую пору молились государи, приезжавшие в обитель на богомолье.

Успенский пещерный храм

Успенский пещерный храм

У южной стены собора, в особо обустроенной нише, находится честное тело прпмч. Корнилия – игумена-мученика, погибшего от руки Иоанна Грозного. Этот угодник Божий почитается покровителем братии. Каждодневно, на протяжении нескольких столетий, у его усыпальницы в 6 часов утра совершается молебен братский – это вековая традиция данной обители.

Звонница

Каменная звонница установлена на месте обветшавшей деревянной в XVI-м столетии. Изначально в ней было 6 пролетов, а позднее пристроили еще один. Число колоколов на ней постоянно менялось: их то переплавляли, то передавали в подчиненные приходы, то приобретали новые. Иной раз жертвовали этому священному месту колокола трофейные или отлитые по обету.

Полиелейный колокол жалован обители государем Иоанном Грозным, Часовой – царем Борисом Годуновым, а Праздничный – императором Петром I.  Эти три главных колокола подвешены на специальных осях вращающихся и раскачиваются при помощи особых шестов – очепов, к которым подвязан длинный канат, заканчивающийся стременем. В стремя при раскачивании колоколов ставит ногу звонарь — подобный способ звона называется Древнерусским. Сохранился он только в этой обители.

Звонница

Звонница

Сегодня на звоннице установлено 17 колоколов.

Часовая башня

Эта башня находится с восточной стороны звонницы. Механизм установленных в ней часов тросами соединен с колоколами, благодаря чему куранты звонят в обители каждую четверть часа.

Послушник Александр (Пасюгин), контролирующий механизм часов, поясняет:

«Эти часы – одна из визитных карточек монастыря. Они нуждаются в периодическом смазывании, в контроле их точности, в заводе. Раз в двое суток их нужно заводить… Всякий раз, когда меняется время года, ход их изменяется ввиду того, что железо меняет свои размеры и свойства… Каркас их полностью кованный – все это ручная работа. Многие детали сделаны из дерева, а гирями для них служили некогда мощные бочки, заполненные песком».

Петровская башня

Это строение, возведенное в XVII-м столетии, находится над Святыми Вратами обители. Конструкция башни трехъярусная, с галереей по периметру, оканчивающейся куполом в стиле малороссийского барокко. До революции купол башни венчал орел двухглавый – сделано было это по велению Петра I, высоко оценивающего роль крепостей этой обители в сражениях Северной войны.

В 1913 г. на здании установили медные часы. В 1923 г. провели реконструкцию этой постройки.

Михайловский храм

Церковь эту воздвигли в память о дивном событии, произошедшем в 1812 г.

19 октября 1812 г. –после того как войска Бонапарта оккупировали Полоцк, в находящемся недалеко от него Пскове провели Крестный ход с монастырскими реликвиями – чудесными ликами Владычицы «Успение» и «Умиление». На следующие же сутки русские воины отбили Полоцк, невзирая на то, что силы французов втрое их превосходили.

Михайловский собор

Михайловский собор

Возведение данного прихода завершилось в 1827 г. В том же году, 29 июня, его освятили.

Строение церкви весьма массивное, возведено оно в стиле классическом. В 1899 г. писательница Е. А. Воронова, посетив обитель, оставила следующее описание Михайловского собора:

«Новый храм во имя Михаила Архангела и по внешнему, и по внутреннему своему виду резко отличается от других церквей монастыря. Архитектура его новейшая, все иконы его в художественном отношении составляют верх совершенства: можно стоять пред ними целый день и все не наглядеться на эти чудные благостные лики. Храм этот интересен и в историческом значении. Он воздвигнут в 1827 году в память избавления города Пскова от нашествия Наполеона, в настоящий же и благоустроенный вид он приведен при нынешнем архимандрите Мефодии, о чем гласит и доска, прибитая внутри храма, к западной стороне его. Кроме этой доски, прибиты еще две мраморные доски, на которых начертаны имена всех воинов, павших на поле брани».

Богом зданные пещеры

Пещеры эти постоянно расширялись. Сегодня они являют собою семь упирающихся в тупик «улиц» совокупной протяженностью 217 метров. Ведет в них лишь один вход, являющийся одновременно также и выходом.

При входе в эти своды находятся мощи основателей этого священного места – прп. Марка и прпп. супругов Ионы и Вассы.

Изначально под сводами этих проходов погребали только иноческую братию, потому две из пещерных «улиц» именуются «Братскими». Впоследствии стали пещеры эти местом упокоения и мирян – разных вельмож и особ рода княжеского. Усыпальницы при Псково-Печерской обители всегда считались местом упокоения особ высокочтимых.

Здесь же находится и немало гробниц воинов, защищавших рубежи Отечества во времена многочисленных сражений ратных.

Богом зданные пещеры

Богом зданные пещеры

До нашего времени сохранилось около 350 гробниц. Здесь покоятся прадеды Пушкина и Плещеева, Кутузова, Мусоргского. Всего же, по мнению исследователей, погребено было в этих сводах более 10 тысяч душ христианских.

Интересный факт

О древности находящихся в этой пещере гробниц обычно судят по установленным в каменных нишах особым плитам – керамидам. Наиболее ранние из керамид относятся к 1530 г. – такие даты нанесены на них древнерусской вязью.

Интересный факт

В пещерах отсутствует какая-либо вентиляция, однако воздух там всегда свеж и чист, как во внешнем пространстве. Такое необъяснимое состояние пещерного микроклимата считается знаком явленной этому месту Благодати Божией.

Одна из пещерных улочек завершается церковью Господнего Воскресения — здесь проходят богослужения на Пасху и в дни поминовения. По правой стороне этой церкви находятся гробницы монастырских старцев, подвизавшихся в обители в ХХ-м в.: схиархимандрита Агапия, архимандрита Иеронима, схиигумена Саввы. На соседней улочке находится усыпальница архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Многие верующие приходят сюда, ища у старцев этих поддержки.

Подворье монастыря

Подворье обители находится в Пскове. На его территории есть две церкви – Покрова Божией Матери и св. Николы Явленного. Также к подворью приписана старинная церковь вмц. Варвары, возведенная в 1618 г. – единственный в этих местах памятник зодчества деревянного XVII-го столетия.

В 1993 г. подворье открыто было в Московской Сретенской обители, 1996 г. его реорганизовали.

При обители устроены также три скита, с организованным там хозяйством. На полях иноки выращивают овощи и всякие культуры зерновые. Есть там коровник и собственная кухня молочная, а также пекарня, где выпекается бездрожжевой хлеб и просфоры.

Корнилиевский колодец

Колодец этот находится неподалеку от звонницы. С периода Средневековья почитаются воды его целебными – богомольцы считают, что целебная сила предается этим водам молитвенным предстательством св. игумена Корнилия.

Монастырские укрепления

При игумене Корнилии в XVI в. обитель была хорошо укреплена: стены ее толщину имеют в 2-2,5 метра, а высоту – 11метров. В стены встроено девять боевых башен, каждая из которых имеет собственное именование. По внутренней стороне стен обители устроены так называемые гульбища – особого рода строения, с которых при нападении вражеском следили за неприятелем.

Интересный факт

Стены монастыря возвели в сроки рекордные по тем временам – всего за 7 лет. Их возводили из известняка, которого не было в местных окрестностях, но который в достатке имелся в Изборске. По Преданию, в ту по пору боголюбивые жители Изборска выстраивались в единую цепочку от города до монастыря и передавали известняковые плитки из рук в руки, чтобы ускорить строительство укреплений.

Крепостные стены

Крепостные стены

Возводили укрепления обители в той же технике, что и стены Кремля в Москве. Камни сцепляли меж собою особым составом, представляющим своеобразный «древнерусский цемент», состоящим из куриных яиц, конопли и молока. Удивительно, что подобная кладка на день нынешний признана самой долговечной — ведь укрепления монастыря выдержали в общей сложности 140 лет неприятельских осад!

Псково-печерская обительПсково-печерская обитель

Главные святыни и святые монастыря

В Успенском соборе находится главнейшая монастырская реликвия – чудесный образ Успения Божией Матери. Он был заказан в 1521 г. торговыми псковскими людьми Феодором и Василием специально для в вклада в обитель. Создан образ по благословению митрополита Корнилия известнейшим той поры иконописцем Алексием Малым. Прославляться деяниями чудесными лик этот начал уже спустя 2 года после написания. Моления перед ним исцеляли страждущих и изгоняли демонов из бесноватых. Не раз насельники обители, после того как в соборе установлен был этот образ, зрели в темноте ночи стоящий над церковью Успения удивительный свет и ощущали притом ароматы благовонные.

В этом же соборе находятся два чтимых списка лика Божией Матери «Умиление». Подобный же образ находится и в Михайловском соборе. Его создатель – иеромонах Арсений за основу образа взял лик Богоматери Владимирской. Игумен Хрисанф (Липилин) дает об этом лике Владычицы следующее пояснение:

«С момента ее написания заступничеством Пресвятой Девы люди стали получать молитвенные утешения – исцеления болезней. От иконы стали совершаться чудеса. Поэтому было написано много списков с нее, и некоторые из них являются чтимыми».


В Михайловской церкви находится еще одна уникальнейшая святыня – десница мч. Татианы, пострадавшей в период гонений христианских, устроенных в Риме нечестивцем Ульпианом. К этой святыне притекает множество богомольцев, прося святую утешить их и уврачевать их недуги.

В обители есть чтимый лик Богоматери «Радуйся Невеста Неневестная», перед которым благословения просят молодожены.

В церкви св. Лазаря Четверодневного находится чудотворный лик этого праведника с частицею мощей его. Перед этим ликом непрестанно произносятся псалмопения.

Мощи преподобномученика Корнилия

Этот подвижник родом был из именитого семейства благочестивых псковских бояр. Детские годы Промышлением Создателя провел он в Мирожской обители, где обучился началу иноческого подвижничества и иконописному ремеслу. В 19 лет принял будущий угодник пострижение, а в 28 – был избран братией Псково-Печерской обители их игуменом.

Первым делом новоизбранный глава иноческой общины решил укрепить стены здешних строений. За одобрением отправился он к самому государю Иоанну Васильевичу. Царь его выслушал и, по Преданию, дал игумену такую отповедь:
«Строй, монах, твою крепость! Только смотри, чтобы была она не более воловьей шкуры, на которой стоят мои ноги!»

Премудрый настоятель, вернувшись в обитель, достал шкуру быка такую же по размеру, как видел в покоях государевых, разрезал ее на тончайшие полосочки и, связав их одну с другою, получил шнур протяженностью 810 метров – именно такова протяженность крепостных стен монастырских, которыми находчивый игумен обнес строения этого священного места.

Много дел добродетельных сотворил этот благочестивый настоятель. Он заботился о нуждающихся, помогал больным и обездоленным. Опекал сирот и инвалидов. При эпидемиях, вспыхнувших в тех краях, ходил он из дома в дом, укрепляя духовно свою паству и вселяя в них дух надежды. И, конечно же, благоустраивал св. Корнилий вверенный попечению его монастырь. При нем возведены были Благовещенская и Никольская церкви, собрана была его стараниями значительная библиотека. Многие деревянные постройки заменены были при нем на каменные. При игумене этом в обители размещен был даже небольших размеров ратный гарнизон, оберегающий покой местных поселян. Главной же заслугой преподобномученика было построение монастырских укреплений, которые за одно лишь последующее столетие выдержали 250 осад вражьих.

Однако судьба игумена была весьма печальной. Завистники оклеветали его пред государем, обвинив в связях с правителями Литвы. Разъяренный властитель самолично поспешил в обитель. Когда св. Корнилий вышел ему навстречу, держа пред собою Крест, Иоанн Грозный, в припадке безумства, выхватил меч и одним ударом отсек настоятелю голову… В тот же миг бес гнева оставил государя и царский припадок прекратился. Иоанн в слезах упал на колени. Плача, поднял он убиенного им настоятеля на руки, и понес к собору Успенскому. С той поры путь, по которому шествовал царь со своею невинною ношей кровавой, именуют «Кровавым путем».

Мощи преподобномученика Корнилия

Мощи преподобномученика Корнилия

Нетленные мощи преподобномученика Корнилия, помещенные в посеребренную усыпальницу, являются одной из главных монастырских реликвий.

Старцы и известные монахи монастыря

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Родом будущий подвижник был из Орла. Отца он лишился в детстве да, к тому же, рос мальчиком весьма болезненным, однако его благочестивая матушка Елизавета Илларионовна, будучи женщиной религиозной и богобоязненной, сумела, самостоятельно поднимая восьмерых своих чад, вымолить у Вседержителя здоровье сыну. Она обещала Искупителю посвятить Ему сына, если Господь соизволит исцелить того.

Промышлением Божиим в 6-летнем возрасте заметил маленького Ваню архиерей, когда тот бежал за его каретой. Владыка, встретившись взором с ребенком, ласково пригласил его к себе и удостоил мальчика помогать ему в алтаре. А к 12 годам этот богоизбранный отрок уже высказал намерение посвятить путь земной иночеству.

Но не сразу принял он пострижение. Некоторое время трудился будущий угодник в Москве бухгалтером: на фронт его не призвали из-за близорукости. С 1944 г. служил он при одной из церквей, а в 1945 г. был рукоположен в сан священнический. В ту пору о. Иоанн учился уже в Духовной академии.

В те годы, благодаря красноречивым проповедям, стал приобретать он известность в среде верующих, однако, иной раз, обращения его шли вразрез с правительственной идеологией. В 1950 г. проповедника арестовали: на лесоповальных работах в Архангельской области он провел 5 лет.

Монашество
о. Иоанн
принял в 1966 г., а через год стал насельником Псково-Печерской обители. В 1970 г. его возвели в сан игумена, а в 1973 г. – в архимандриты.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Множество богомольцев приезжало за наставлениями к этому подвижнику. Прием их иногда продолжался заполночь. Старца уже при жизни почитали духоносным, обладавшим прозорливостью. В дальнейшем, когда из-за нездоровья о. Иоанн не мог принимать такое число приходящих, он многие личные беседы заменил беседами письменными.

Почил этот удивительный старец 5 февраля 2006 г. в 95-летнем возрасте.

Среди оставленных им трудов наиболее известны «Проповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян» и «Опыт построения исповеди».

Архимандрит Алипий Воронов

Отец Алипий появился на свет в одну из самых роковых дат отечественной истории – 28 июля 1914 г.– в день вступления России в Первую мировую войну.

Окончив школьное обучение, учился он в студии при Союзе московских художников, однако пришлось ему потрудиться и колхозником, и строителем метро.

В войну этот подвижник был бойцом 4-й танковой армии.

Монашество принял он 28 августа 1950 г. С 1959 г. он стал насельником Псково-Печерской обители. В те годы занимался он устроением обители и ее благоукрашением. В монастыре его трудами создана была школа иконописная. Некоторые из написанных при его участии образов украшают иконостасы соборов местных до наших дней. У этих икон весьма неповторимый колорит и их тона приятны очень для глаза.

Митрополит Тихон (Шевкунов) в труде «Несвятые святые» повествует следующее:

«главным подвигом отца Алипия было устроение старчества в Псково-Печерском монастыре. Старчество — удивительное явление еще и потому, что не пребывает на одном месте, скажем, в каком-то конкретном монастыре. Оно странствует по земле, неожиданно расцветая то в заволжских скитах Северной Фиваиды, то в Белобережской пустыни в брянских лесах, то в Сарове, то в Оптиной. А в середине XX века оно нашло для себя приют в Псково-Печерской обители. И отец Алипий чутко уловил этот загадочный путь. Как самое драгоценное сокровище он берег и умножал старчество в своем монастыре. Наместник сумел добиться разрешения на переезд в Печоры из Финляндии великих валаамских старцев. Принял после тюрем и ссылок опального иеромонаха Иоанна (Крестьянкина) — его тогда тайно привез в монастырь епископ Питирим (Нечаев). Приютил отца Адриана, вынужденного покинуть Троице-Сергиеву лавру. При отце Алипии возросло целое поколение старцев-духовников, про некоторых рассказывается в этой книге. В то время создать и сохранить такое было настоящим подвигом».


Следует также отметить, что стараниями о. Алипия в 1973 г. были возвращены в обитель вывезенные захватчиками сокровища.

Архимандрит Алипий (Воронов)

Архимандрит Алипий (Воронов)

В период возобновившихся гонений церковных, наместник открыто воспротивился решению правительства СССР о закрытии монастыря.

Практически все свидетели его жития вспоминали, что о. Алипий обладал даром убеждения. И не только словом, но и деяниями своими. Этот дар он применял неустанно для проповеди Православия в атеистический период. При этом ему, как бывшему воину, свойственно было избирать позицию наступательную: его девизом были изречения
«Побеждает тот, кто переходит в наступление!» и «Господь не любит боязливых!»

Иеромонах Рафаил Огородников

О. Рафаил являлся духовным сыном о. Иоанна Крестьянкина.

Путь его подвижничества был необычным. По окончании школы работал он токарем. В 1968 г. он стал чемпионом России по велоспорту среди юниоров, и, к тому же, с юности увлекался он автогонками.

Служил в войсках пограничных. Служба его выпала как раз на период конфликта на о. Даманском. Почти все сослуживцы будущего инока погибли, а он чудом выжил. Были у о. Рафаила за службу и награды правительства.

В 1974 г. он поступил в Московскую семинарию, однако в слушатели его не зачислили на основании того, что официально он состоял в ВЛКСМ. Это не помешало, все же, стать молодому человеку насельником Псково-Печерской обители, в которую его приняли в том же году.

Через два года возвели его в чин иеромонаха.

В 1980 г. насельника из обители изгнали из-за его отказа свидетельствовать против брата -диссидента Александра Огородникова. Несколько лет о. Рафаил скитался по просторам необъятного Союза, что, ни в коей мере, не мешало совершать ему дела подвижничества.

Много духовных чад было у него и среди столичной интеллигенции. Его дочерью духовной была супруга Булата Окуджавы. Знавшие его люди свидетельствовали, что у о. Рафаила был удивительнейший дар – все, с кем он близко общался, становились, рано или поздно, христианами, будь до того они даже преступниками.

О. Рафаил погиб в автокатастрофе 18 ноября 1988 г.

Архиепископ Гавриил Стеблюченко

Архиепископ Гавриил был уроженцем Херсона. Окончил Одесскую семинарию, затем духовную академию в Ленинграде. 15 июня 1966 г. принял пострижение. Одно время он являлся даже секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В Псково-Печерской обители подвизался он с 70-х гг. ХХ в. После себя оставил этот насельник много работ, в том числе известную публикацию «Храм — прообраз идеального состояния мира и человека», появившуюся в изданиях в 1990 г.

Архимандрит Мефодий Холмский

Подвижник этот окончил Псковскую духовную академию.

Рано лишившись супруги и оставшись с тремя малолетними сыновьями, которые тоже ушли из жизни ранее своего родителя, священнослужитель перестал вкушать мясную пищу, ограничил расходы и всецело отдал себя служению ближним, растворяя в том душевную свою боль.

В ноябре 1886 г. принял монашество. В феврале 1894 г. его назначили настоятелем Псково-Печерской обители.

Архимандрит Мефодий (Холмский)

Архимандрит Мефодий (Холмский)

Стараниями его вызолочены были купола главного собора, сделан внутренний ремонт в Михайловской и Никольской церквях, обновлена храмовая утварь. С мая 1895 г. архимандрит Мефодий являлся попечителем школы, организованной при обители.

Архимандрит дважды встречался со св. Иоанном Кронштадтским и имел беседу с государем Николаем Александровичем. Он заранее провидел кончину свою, поведав о том келейнику. Преставился настоятель 18 апреля 1906 г.

Архимандрит Адриан Кирсанов

Жизнь отца Адриана была весьма нелегкой. Он родился после революции в благочестивой семье, и ему тяжело было видеть то, что творилось в годы, когда преследовали верующих и разрушали приходы.

Затем началась война. О. Адриан вспоминал, что всегда был благодарен Творцу за то, что в то лихолетье он никого не убил, и потому его совесть церковнослужителя осталась чиста.

В обители Псково-Печерскую старец прибыл в 1975 г. Длительный период служил он молебны об изгнании нечестивых духов из духовнобольных людей.

По воспоминаниям иеросхимонаха Валентина (Гуревича) сам подвижник с печалью констатировал:

«Не было ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Потому что на место изгнанного беса потом приходили семь злейших духов (Мф. 12: 45). И эти люди снова появлялись на отчитках…»

Порой о. Адриану бывало нестерпимо больно оттого, что всю бесовскую месть, обрушиваемую на него за изгнание духов нечестия из одержимых, претерпевал он напрасно: освобожденных от влияния лукавого людей снова и снова приводили к нему на отчитку. Праведник терпел страдания тяжелейшие, а исцеленные им люди не считали нужным приобщаться к церковной жизни, по-настоящему раскаиваться и причащаться – потому в скором времени они снова попадали под влияние духов злобы.


А однажды архимандриту было видение: демон блуда кружил над Россией, восклицая победно:
«Всю молодежь я потоплю в блуде, никто от меня не уйдет!»

О. Адриан наставлял, что люди, подверженные разврату, как внешнему, так и внутреннему, являются, по сути, такими же бесноватыми.

Архимандрит Адриан Кирсанов

Архимандрит Адриан Кирсанов

Нужно отметить, что в Печорскую обитель старца этого отправили словно в ссылку. До того он был насельником Троицкой Лавры, но из-за того, что со всей страны ехали к нему одержимые люди, власти выразили архимандриту огромнейшее свое неудовольствие, и в результате его отправили подальше от столицы. Вокруг о. Адриана всегда было много людей бесноватых, некоторые из которых даже переезжали за ним с места на место, поскольку при общении со старцем им делалось легче. Архимандрит не оставлял таких людей, заботился об их духовном выздоровлении, требуя притом от них строжайшего послушания.

Архимандрит Адриан отошел в Селения Вечные 28 апреля 2018 г. в возрасте 97 лет.

Старцы монастыря сегодня

Схиархимандрит Никон Антонов

Псково-Печерскую обитель о. Никон посещал будучи еще школьником. Постоянно же он стал жить при монастыре с 1973 г.

В 1974 г. принял постриг. Окормлял его сам св. Иоанн Крестьянкин.

С 1975 г. по 2012 г. был он настоятелем церкви св. Георгия в селе Заполье. Много сил положил о. Никон ради поддержания прихода своего в период катастрофического уменьшения численности деревенских жителей. Как мог, старался поддерживать он вверенный его попечению храм в труднейшие те годы. А еще всеми силами старался он уберечь от осквернения благодатный источник св. Анастасии Римляныни, которые местные селяне по невежеству превратили в свалку.

В феврале 2012 г. подвижник возвратился в Псково-Печерскую обитель и в августе того же года принял схиму.

Информация для паломников

На сайте обители размещено следующее объявление:

«Дорогие друзья! В связи с введением паспортного контроля у д. Гверстонь, просим Вас выбирать маршрут через Старый Изборск (автобус 207)!»

В пешей доступности от это чудесного места есть гостиница монастырская. Следует знать, что заселение там происходит только по предварительному бронированию.

При обители работает кафе и буфет. Открываются они в 9 часов утра.

Есть здесь и трапезная на 300 паломников, работающая каждодневно с 10.00 до 18.30.

При обители действует музей. Для паломников открыта также в определенные часы келья св. Иоанна (Крестьянкина).

Экскурсии по этому священному месту нужно согласовывать с монастырской экскурсионной службой по телефону
+7(911) 360‑11‑77.

Частые вопросы

Чем знаменит Печерский монастырь?

Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория в Ливонскую войну, польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители и ее героических защитников, стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

Чьи мощи в Псково Печерском монастыре?

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы. Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено.

Кто сейчас возглавляет Псково Печерский монастырь?

о. наместника Псково-Печерского монастыря Иеромонах Иларион (Карандеев) назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Посетите Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь во время праздничных мероприятий или церковных праздников, чтобы погрузиться в атмосферу духовности и традиций.

СОВЕТ №2

Исследуйте историю монастыря, изучая его архитектуру, иконы, реликвии и летопись, чтобы понять его значение для православной церкви и российской истории.

СОВЕТ №3

Посетите близлежащие места, связанные с историей монастыря, такие как Псков, чтобы получить полное представление о его роли в культурной и религиозной жизни региона.

Уникальные традиции и обряды монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь славится не только своей древней историей, но и уникальными традициями и обрядами, которые передаются из поколения в поколение. В монастыре собрано множество обрядов, которые укоренены в православной культуре и имеют глубокий духовный смысл.

Один из самых известных обрядов, который проводится в монастыре, это обряд освящения воды. Каждый год в день Покрова Пресвятой Богородицы монахи совершают особый обряд освящения воды, который считается особенно благодатным. Верующие приходят со своими кувшинами, бутылками и контейнерами, чтобы наполнить их этой святой водой, которая считается целебной и духовно очищающей.

Еще одним уникальным обычаем монастыря является ежегодное празднование дня памяти святого благоверного князя Довмонта. В этот день верующие собираются в монастыре для совершения молебна и панихиды перед мощами святого. Этот обряд сопровождается чтением молитв и пении церковных гимнов, что создает особую атмосферу покаяния и памяти о святых.

Кроме того, в монастыре проводятся различные молитвенные службы, паломничества и религиозные обряды, которые помогают верующим укрепить свою веру и общение с Богом. Монастырь является не только историческим памятником, но и духовным центром, где каждый может найти утешение и поддержку в своей вере.

Оцените статью
Добавить комментарий