Святой Олег в Православии: сразу двое благоверных князей, просиявших на Руси истории

Святой Олег в Православии – это история двух благочестивых князей, чьи жизни и деяния оказали значительное влияние на формирование православной веры на Руси. Изучение их жизни и подвигов помогает нам лучше понять и ценить наследие святости и преданности Богу, которое они передали нам через века.

Мнение эксперта:Святой Олег и святой Олег, два благоверных князя, занимают особое место в истории Православия на Руси. Эти правители, жившие в разные времена, оставили неизгладимый след в духовной истории страны. Святой Олег, креститель Руси, прославился своими подвигами и укреплением христианства на землях Восточной Европы. В то же время, святой Олег, князь Новгородский, отличался мудростью и силой правления, способствуя укреплению государства и распространению православной веры. Оба князя считаются покровителями и заступниками перед Богом для своих потомков и верующих, что делает их почитаемыми святыми в православной традиции.https://www.youtube.com/embed/Ps4bg8qYD5cСвятой Олег Брянский

О жизни этого князя известно очень немногое – хотя бы потому, что сам блгв. Олег Романович не стремился ни к власти, ни к славе. То было тяжелое время, когда Русь пожинала горчайшие «плоды» княжеских междоусобиц. Раздираемая противоречиями, страна не смогла противостоять нашествию грозного врага с востока – монголов. Два похода их хана, Батыя, на русские земли (1237, 1242гг.), разорившие Русь, приведшие к ее подчинению завоевателям, были временем как героических подвигов защитников земли, так и… совершенно безумной, с точки зрения интересов страны, борьбы за власть, амбиций, погасить которые не смогла даже общая опасность.

Вот и дед Олега, князь Михаил Черниговский (сидевший в 1240-е на Киевском великокняжеском «столе»), сначала самонадеянно решил отстаивать Киев против превосходящего по силам противника, затем покинул город, уехав в Европу – искать союзников против монголов (есть даже данные, что он обращался по этому поводу к Папе Римскому, которому, кажется, понравилась идея распространения католицизма на Руси). Поиски сторонней помощи окончились, однако, ничем. Когда вернувшийся к разоренному монголами Киеву великий князь был вызван к хану Батыю, он остро осознавал: единственным важным, что оставалось у него, была православная вера. За нее он и погиб, по приказу хана убитый после отказа поклониться местным «богам», тем изъявляя покорность хану.

Судьба Михаила имела огромное влияние на его детей:

  • старшая дочь, Феодулия, приняла иночество с именем Евфросинии, еще до гибели отца;
  • основал монастырь Успения Богородицы сын, княживший в Брянске Роман, ныне чтимый как святой.

Сын же Романа Михайловича, Олег (во Крещении – Леонтий), вероятно, также рано познал суетность мира, временность его благ. Как именно произошел духовный переворот, совсем уведший княжеского сына от мирской суеты, мы не знаем. Скупые строки летописи сообщают лишь:

  • что в 1274 г. Олег вместе с отцом, князем Романом, вместе бились с литовцами, которые, пользуясь тяжелым положением Руси, претендовали на ее земли;
  • что по окончании этого похода Олег отправляется к сестре, Ольге, вдове князя Волыни Владимира – предполагают, что именно она помогла брату устроить монастырь, где Олег-Леонтий намеревался принять постриг; выходит, решения князя было продуманным, основательным;
  • что тогда же Олег отказался от княжеской власти, которую должен был наследовать после отца, в пользу брата;
  • что, наконец, с 1275 г. он, устроив обитель в честь
    апп. Петра и Павла
    , становится здесь монахом Василием.

О том, как протекало его подвижничество, мы не знаем ничего. Лишь приблизительную дату кончины – 1285 или 1307 г., а еще ее день – 3 октября, который с давних времен является церковной памятью преподобного.Вероятно, многие столетия благоверный князь, преподобный инок чтился местно, мощи его находились при соборном храме основанной им обители.

Святой Олег Брянский

Святой Олег Брянский

Как бы держащим на руке эту церковь, в одеянии монаха, князь пишется на иконах.

Судьба основанной им обители оказалась непростой:

  • образованная, как мужская, она просуществовала до секуляризации церковных земель Екатериной II (1764 г.), после его ее храмы стали приходскими, монахи разошлись;
  • к середине XIX в. монастырь был восстановлен – теперь как женский;
  • после 1917 г. его еще раз упразднили – теперь уже безбожные власти.

Интересный фактДолгое время оставалось неизвестным местонахождение мощей святого: ведь церковь, где они находились, сделали клубом, после он был кинотеатром, архивом… До 1995 г. считалось, что мощи угодника Божия утрачены, однако, благодаря усилиям служителей храма, старейших прихожан, помнивших события времен гонений, удалось установить: все это время святыня была под спудом. Честные останки под алтарем храма скрыли монахи, спасая от поругания. 10 августа 1995 г. их удалось вновь обрести. А с 2002 г. храм, имеющий два престола – Введения во храм Богородицы и апп. Петра и Павла – опять соборный монастырский. Здесь снова женская обитель.

Интересные факты

  1. Святые благоверные князья Олег Брянский и Олег Рязанский особо почитаются Русской Православной Церковью как поборники и защитники земли Русской от татаро-монгольского нашествия.

  2. Считается, что церковь Спаса на Нередице (Великий Новгород) — уникальный памятник древнерусской архитектуры, – была возведена по повелению князя Олега Рязанского в качестве покаяния за невольное убийство сына.

  3. Князь Олег Брянский, погибший в Золотой Орде, был причислен к лику святых, но из-за ошибок в датировке жития официально он был канонизирован Церковью только в 2016 году.

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ. Священник Валерий ДуханинБЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ. Священник Валерий Духанин

Святой Олег Рязанский

Если в святости Брянского князя никогда не было никаких сомнений, то жизненный путь князя Олега (в Крещении – Иакова) Ивановича Рязанского вызывает дискуссии даже до наших дней. Это именно его многие учебники истории называют:

  • «переговорщиком» с ханом Мамаем, а также литовцами – противниками Руси, тем, кто отказался прислать войска на Куликовскую битву (1380 г.), то есть – практически предателем Русской земли;
  • активным противником
    блгв. Димитрия Донского
    , не раз нанесшего поражение его войскам – так, что князю Димитрию даже пришлось прибегать к посредничеству
    прп. Сергия Радонежского
    .

Что же на самом деле? Исторические источники свидетельствуют Рязанское княжество находилось буквально на границе собственно земель, находившихся под контролем русских князей, с так называемым «диким полем», «ничейной землей», отделявшей Русь от занятых монголами территорий. Как правитель пограничный, князь Рязани по определению вынужден был вести постоянные переговоры с захватчиками Руси – если, конечно, не хотел постоянных набегов.

Интересный фактТолько при правлении князя Олега (он унаследовал княжение будучи 12 лет, с 1350 г.) таких нападений было 20.

Великий князь Олег Иванович Рязанский

Великий князь Олег Иванович Рязанский

Так что в тесных контактах князя с монголами не было ничего необычного, тем более – предательского. Есть даже данные, что он пытался хоть временно приостановить нападения женитьбой на татарской царевне. А овдовев – женился на дочери другого противника, великого князя Литвы, Евфросинии Ольгердовне.

Политическое положение князя накануне решающего сражения Руси и Орды действительно было крайне сложным. Однако, данные о том, каково было реальное участие Олега Ивановича, его дружин во время сражения, противоречивы:

  • с одной стороны, несомненны его контакты с литовским князем Ягайло, а также Мамаем, а также то, что официально Рязанское княжество вроде бы не дало войска Московскому князю для борьбы с Мамаем;
  • с другой – хорошо известно, что литовцы, тоже которые должны были сражаться на стороне монголов, до поля сражения не дошли: потому, что ожидали князя Олега Рязанского, чтобы соединиться с его войсками (как, вероятно, договорились), но – попросту не дождались;
  • зато среди имен воинов, погибших на Куликовом поле значатся… 70 рязанских бояр; если князь Олег «не участвовал» в битве, как же попали туда его дружинники?

Хорошо известно также противостояние рязанского правителя с Дмитрием Донским после поля Куликова – Олегу Ивановичу удалось нанести московским войскам серию очень болезненных поражений, захватить даже Коломну, близ Москвы. О том же, что было дальше, сведения также неоднозначны. Чаще всего говорят о том, что двух князей примирил прп. Сергий, лично пришедший к Рязани, чтобы уговорить Олега Ивановича остановить противостояние. Собственно, так и было.

Но еще встреча со святым совершенно изменила жизненные приоритеты воинственного князя. Через несколько лет он принял монашество от руки Рязанского и Муромского епископа Феогноста, став иноком Ионой. Но – при этом не оставив княжения. Часто князь-инок удалялся в основанную им же (1390 г.) обитель Рождества Богородицы на реке Солотче, здесь нес монашеские послушания. А под монашеской рясой – носил кольчугу, которая стала для него как бы веригами.

Благоверный князь Олег Рязанский

Благоверный князь Олег Рязанский

Так – монахом и князем, Олег-Иона подвизался более десятилетия. Эти годы его правления отмечены появлением как вновь основанных крепостей на Рязанской земле, так – храмов, монастырей, строившихся усилиями правителя. А еще он отобрал у Литвы захваченные рязанские земли, присоединил Смоленск, где стал княжить его зять, Юрий.

Вот что говорит о нем рязанский историк 1 пол.XXв. С. Д. Яхонтов: «Рязань обязана своей силой и значением в современной ему русской жизни; он наиболее сделал для ее благоустроения; в самые тревожные времена на Руси он умел оберегать и защищать свой народ… Рязанское княжество ни до, ни после него не достигало такой силы и величия».

Возможно, поэтому, хотя правитель был монахом, на иконах его изображают все-таки облаченным княжескими одеяниями.

Скончался благоверный князь 5 июня 1402 г., приняв великую схиму с именем Иоаким. Погребли его в Солотчинском монастыре. Почти сразу князя стали чтить как святого. А с 1626 г. на гербе Рязани появляется изображение князя-воина.

Мощи святого были утрачены (переданы музею), когда обитель была закрыта безбожниками (1923 г.). Вернуть святыню возрожденному Солотчинскому монастырю (сейчас это женская обитель) удалось лишь 22 июня 2001 г.

Интересный фактТогда же Сам Господь дал ответ на вопрос, свят ли Олег Иванович Рязанский: честная глава угодника Божия начала источать миро.

Память святого приходится на 23 июня – это собор святых Рязанской земли.

Таковы разные судьбы двух князей, носящих «языческое» имя Олег, «священный». Можно сказать, что оба получили его промыслительно: ведь они, живя среди мира, его трудностей, опасностей, во время войн, действительно достигли святости.

Михаил Задорнов. Буквица. Аз Бога Ведаю!Михаил Задорнов. Буквица. Аз Бога Ведаю!

Молитва

Молитва блгв. князю Олегу Брянскому

О, преподо́бне о́тче, благове́рне кня́же Оле́же, уго́дниче Христо́в усе́рдный, моли́твенниче ко Го́споду те́плый, защи́тниче в беда́х и уте́шителю в печа́лех неуста́нный! Воззри́, преблаже́нне, ми́лостиво на град твой и виждь ча́да твоя́, смире́нно ти припа́дающия и служи́ти тебе́ хотя́щия. Не отве́ргни тре́бующия твоея́ по́мощи, но я́ко благоде́тель и хода́тай, моли́ при́сно Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да благослови́т страну́ Росси́йскую, в ми́ре и благове́рии ю́ сохраня́я, гра́ды умножа́я, достоя́ние Свое́ соблюда́я. Вознеси́, богоно́сне о́тче наш, сие́ ма́лое моле́ние недосто́йных раб твои́х Влады́це Христу́, да утверди́т во святе́й Правосла́вней Це́ркви живы́й дух пра́выя ве́ры и любве́, благоче́стие непоколеби́мо, любому́дрие христопосле́довательно, да да́рует па́стырям ре́вность попече́ния о спасе́нии люде́й, во е́же неве́рующая просвети́ти, заблу́ждшия наста́вити, отпа́дшия обрати́ти и привлещи́. Изря́днее же, да вся ча́да Це́ркве Правосла́вныя чи́сты сохрани́т от мирски́х искуше́ний, по́хотей плотски́х, суему́дрия, суеве́рий и наважде́ний вра́жеских. Ей, уго́дниче Бо́жий, не пре́зри нас, моля́щихся тебе́, но помози́ нам ско́рым предста́тельством твои́м, да вся́ких бед, напа́стей и скорбе́й в сей жи́зни вре́менней избежа́вше, кончи́ну непосты́дну обрете́м, и та́ко на земли́ богоуго́дно пожи́вше, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же вку́пе с тобо́ю просла́вим человеколю́бие и щедро́ты в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь блгв. князю Олегу Брянскому

От ю́ности возлюби́в Хpиста́ всем се́pдцем, пpеподо́бне,/ сла́ву земну́ю я́ко пpеходя́щу оста́вил еси́,/ и ца́pство земно́е ни во что́же вмени́в,/ ли́ку и́ноческому pа́достно пpиобщи́лся еси́/ и, мно́гими по́двиги благода́ть Свята́го Ду́ха стяжа́в,/ гpад Бpя́нск, а́ки со́лнце, пpесве́тло, озаpи́л еси́./ Те́мже моли́, кня́же Оле́же, Хpиста́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь блгв. князю Олегу Рязанскому

В есели́ся и ра́дуйся, земле́ Ряза́нская, соверша́ется па́мять благове́рнаго кня́зя Оле́га, во святе́й схи́ме Иоаки́мом нарече́ннаго, возлюби́вшаго тя па́че души́ своея́. О могу́ществе и сла́ве твоея́ тща́вшагося и ны́не предстоя́ престо́лу Вседержи́теля, с супру́жницею свое́ю му́дрою мона́хинею Евпракси́ею, умоля́ют непреста́нно Влады́ку Христа́ сохрани́ти оте́чество на́ше в ми́ре и благоде́нствии, и спасти́ ду́ши на́ша.

Частые вопросы

Какой святой у Олега?

Канонизирован Русской православной церковью как святой благоверный Олег Брянский, память совершается 20 сентября (3 октября).

Какой святой покровитель у Олега?

Так как святой Олег Брянский считается покровителем Брянской земли, иконы с его образом, по всей видимости, имеются в каждом храме города.

Когда день ангела у имени Олег?

Именины 20 сентября (3 октября) — день памяти Олега Брянского.

Что означает имя Олег По церковному?

Имя пришло к нам из Скандинавии и означает «святой, священный», при этом у германских народов оно переводилось как «удачливый». Но это имя также встречается и в древнерусской культуре, поэтому существует мнение, что скандинавское влияние на происхождение не такое уж и большое.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографии Святого Олега и Святого Олега, чтобы понять их вклад в формирование православной веры на Руси.

СОВЕТ №2

Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью Святого Олега и Святого Олега, такие как монастыри, церкви и памятники.

СОВЕТ №3

Примите участие в церковных праздниках и мероприятиях, посвященных памяти Святого Олега и Святого Олега, чтобы поглубже понять их духовное наследие.

Житие святых князей Олега Брянского и Олега Рязанского

Святой Олег Брянский и святой Олег Рязанский – два благочестивых князя, чьи имена просияли на просторах Руси. Их жития наполнены множеством чудес и благочестивых поступков, которые сделали их почитаемыми святыми в Православной церкви.

Святой Олег Брянский был сыном князя Святослава Окаянного. Он отличался благочестивым образом жизни с молитвами и постом. Олег Брянский стремился к духовному совершенству и милосердию к ближнему. Его житие описывает множество чудес, произошедших по молитвам святого князя.

Святой Олег Рязанский, в свою очередь, был известен своими благотворительными делами и милосердием к нуждающимся. Он строил церкви, монастыри и приюты для бедных. Житие святого Олега Рязанского также полно чудес и исцелений, произошедших по молитвенной силе князя.

Оба святых князя Олега считаются покровителями городов Брянска и Рязани соответственно. Их память почитается в Православной церкви как пример благочестия, милосердия и преданности Богу. Святые Олеги являются светлым примером для православных христиан, вдохновляя на подражание их духовным подвигам.

Оцените статью
Добавить комментарий