Миропомазание – одно из важнейших таинств православной церкви, олицетворяющее духовное и физическое исцеление верующего. В данной статье мы разберем различия между елеопомазанием на вечерней службе и елеосвящением, чтобы избежать путаницы и более глубоко понять значение этого священного обряда.
Определение
Слово вполне очевидно состоит из двух – «миро» и «помазание». Оно собственно, уже содержит определение: это запечатление верующего освященным маслом. Оно – знак Духа, который человек получает при принятии Крещения. То же слово указывает, что это действие совершается при помощи особого вещества – мира.
Донской монастырь. Чин мироварения
Оно, будучи, по сути, освященным церковным маслом, елеем (отсюда часто возникающая путаница с другими церковными действиями, с этим связанными), на самом деле имеет особенности:
- изготавливается по особой рецептуре; известно, что ранее она включала до 75 элементов, сейчас – 30;
- варится особым чином, на Страстной Седмице, раз в несколько лет;
Интересный факт
В России чин совершается с сер. XV в., когда Церковь получила самостоятельность. До этого времени миро привозили из Константинополя. Сейчас миро изготавливается по мере потребности, обычнокаждые 2-3 года. Место совершения чина Мироварения –
Донской
монастырь г. Москвы.
- совершать чин, освящать миро имеет право только Патриарх; сейчас это происходит в Храме Христа Спасителя; затем святыня рассылается по епархиям; плата за святыню никогда не взимается;
- миро употребляется исключительно для этого Таинства, но не для других; помазание им возможно для христианина только раз за всю жизнь.
В Византии (позже – также в России) единственным человеком, над которым оно свершалось дважды, был монарх. При возведении на престол, он, как носитель благодати не только Крещения, но также – власти, данной от Самого Бога, помазывался миром. К настоящему времени у православных богословов нет единого мнения, являет ли использование мира при коронации повторение Таинства, или нет.
Клавдий Лебедев, «Венчание и принятие царского титула Иоанном IV»
Мнение эксперта:
В мире православной церкви существует важное различие между елеопомазанием на вечерней службе и елеосвящением, которые иногда могут путаться. Елеопомазание – это обряд, при котором верующие помазываются святой мироточивой иконой во время вечерней службы. Этот обряд напоминает о милости и благодати Божьей. Елеосвящение же – это особый обряд, связанный с освящением масла для миропомазания, который проводится епископом или священнослужителем. Важно помнить, что эти два обряда имеют разные цели и смысл, и необходимо различать их для правильного понимания и практики веры.
Куда падает ударение
На четвертый слог: миропом
а
зание.
Интересные факты
-
Миропомазание — это таинство, в котором верующий помазывается миром, освященным архиереем, во имя дарования благодати Святого Духа.
-
Миропомазание совершается над младенцами после Крещения, а над взрослыми — после присоединения к Православной Церкви.
-
При помазании священник или епископ наносит миро на лоб, глаза, уши, ноздри, уста, грудь, руки и ноги помазуемого, произнося слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».
Для чего нужно Таинство Миропомазания?
Через него мы получаем Духа, Который сошел на Апостолов при рождении Церкви, когда на их коснулись «языки, как бы огненные».
Значение при Крещении (полнота Крещения)
Это получение Духа после Таинства, которое как бы довершает его: христианин становится полноправным членом Церкви, приобщаясь к Божией благодати.
Крещение ребенка
Историческое происхождение и установление
Становление чина совершения Таинства проходит несколько этапов.
Возложение рук
О Таинстве нет никаких данных от времен начальной истории Церкви – в «Деяниях Апостолов». Однако, здесь не раз рассказывается о том, как Дух Святой видимым образом изливался сначала на учеников Христовых, затем – на принимавших Крещение от их рук:
- впервые это случилось видимым образом, на 50 день по Воскресении Христовом, когда «огненные языки» «почили» на Апостолах, собравшихся вместе; явление Духа преобразило их, как обещал Господь:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отецво имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»(Ин. 14:26); им не только стали ясны истины веры – Апостолы получили другие духовные дарования: например, «говорения языками» других народов, дары прозорливости, исцеления; - впоследствии эти же дарования проявлялись, когда ученики Господавозлагали руки на крещаемых ими уверовавших не только иудеев, но также язычников; первый случай схождения Духа на бывших язычников – крещение св. Петром сотника Корнилиясо всеми его домашними: прямо во время проповеди Апостола «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10:44), к совершенному потрясению христиан из бывших иудеев, которые были с Петром; после чуда, явно проявившегося как «говорение языками», все уверовавшие приняли Крещение;
- известны также случаи, когда Дух через возложение рук сходил на евнуха царицы Эфиопии (крещен ап. Филиппом), множество подобных дарований среди верующих других общин, о которых пишет, например, ап. Павел.
То, что «чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый» привело бывшего волхва Симона к мысли приобрести дар за мзду, что было с негодованием отвергнуто св. Петром.
Иерархия священнослужителей Русской Православной Церкви. Схема
Дар, который Апостолы передавали через возложение рук, таким же образом распространялся дальше – через поставленных ими предстоятелей местных общин, епископов, которые так же возлагали руки на верующих по совершении над ними Крещения. Однако, количество христиан все умножалось. Епископы, первоначально возглавлявшие небольшие общины, становятся управляющими обширными епархиями, так что уже просто не имеют возможности совершать Крещение каждого из желающих приступить к нему.
«Царственное священство»
Именно так именовал св. Петр христиан (1 Пет.2:9). Эти слова, видимо, вспомнили многие из отцов древней Церкви, устанавливая собственно Миропомазание: как известно, ветхозаветные священники помазывались особым образом изготовленным освященным миром, как знак благодати Истинного Бога. Теперь же тот же дар изливался через Крещение уже на всех верующих.
Святое миро
Именно так, очевидно, возникла мысль о подаче дара Духа через освященное миро. Самые ранние упоминания о такой практике содержит житие свт. Киприана Карфагенского, жившего на рубежеII—IIIвв.
Когда совершается
Первоначально время Таинства точно не определялось, тем более, что Деяния Апостолов сообщают по получении даров Духа как до, так во время, или же после Крещения:
- в области Каппадокии (Малая Азия), родине множества святых (например, свт. Василия Великого), вплоть до IV в. миром помазывали до начала Крещения;
- у другиех общин было принято делать это даже непосредственно во время Таинства, в купели;
- лишь в 48 правиле Лаодикийского Собора сер.IV в. читаем:
«Просвещаемые должны после Крещения быть помазаны помазанием небесным и быть причастниками Царствия Божия», таким образом, общецерковно устанавливается Миропомазание по Крещении, а не до или во время него; однако, само наличие такого правила говорит о том, что к этому времени еще сохранялись разнообразные местные традиции.
Кто совершает
Это может сделать иерей, а также епископ или даже Патриарх. Хотя изначально этот особый чин возник из-за невозможности получить возложение рук архиерея каждому из крещаемых (по множеству таковых), уже с IV в. Таинство не заменялось возложением рук: архиерей также, как священник, помазывал крещаемого освященным маслом.
Миропомазание
Уже сVI—VIIвв. участие иерарха имело некоторые особенности, например, у западных христиан: сVI—VIIвв. здесь установилась практика двух помазаний: после Крещения, которое совершал иерей, а затем, по прошествии времени, епископского. Впоследствии это привело к значительным различиям совершения Таинства на Западе и Востоке.
Как проводят чин Миропомазания
К настоящему времени значение, порядок его существенно различаются на Западе и Востоке.
У католиков и лютеран
Распространившееся на Западе двоекратное помазание постепенно привело к тому, что второе, как совершаемое архиереем, стало восприниматься как более важное, нежели проведенное священником. Наконец, уже после раскола Церквей, у католиков это, второе помазание получило значение отдельного Таинства (при том, что крещаемый католик также помазывается во время Таинства, как православный!). Оно именуется Конфирмацией (от латинского «утверждение»), а совершается:
- чаще всего епископом; священник может совершить Конфирмацию только по личному поручению архиерея, или если возникает особая, чрезвычайная ситуация, например, угроза жизни;
- обычно над крещенными с детства по достижении ими возраста от 7 до 12 лет (по Кодексу католического права от 27 мая 1917 г.); если веру принимает взрослый, Конфирмация происходит сразу по Крещении.
Католические богословы видят здесь как бы «дополнительно» получаемые верующим дары Духа, что вызывает возражения православных, не понимающих подхода к Крещению, когда оно многие годы считается как бы не завершенным.
Обращают внимание также на то, что при Крещении взрослых промежутка между ним и Конфирмацией нет, тогда как у детей может пройти более десятилетия. Очевидно, что это делает Конфирмацию своего рода подтверждением вступления в Церковь со стороны человека, вошедшего в сознательный возраст (старше 7 лет). А это уже сближает современные католические представления о таинствах с протестантскими, где, как известно, в большинстве деноминаций принято креститься во взрослом состоянии, а не во младенческом.
Лютеране, которые признают Крещение младенцев, не считают Конфирмацию Таинством. Она – добровольное исповедание веры при всей общине, обычно по достижении 13 или 14 лет, но никакими действиями с миром вообще не сопровождается.
В православии
По Апостольской традиции (никогда не предусматривавшей временного промежутка между Крещением и получением Духа), а также соответственно Соборным определениям, которые соблюдает православный Восток, Таинство совершается немедленно по Крещении. Более того, его чин проходит, как отдельный, только тогда, когда Крещение необходимо довершить (например, если оно ранее совершено мирянином ввиду отсутствия священника или «страха ради смертного»), или же верующий переходит из католицизма, лютеранства. Во всех остальных случаях чин просто является частью последования Крещения, как его завершение.
Порядок совершения чина
7 Правило II Вселенского Собора говорит: «приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: «
Печать дара Духа Святого»…» Это – одно из древнейших свидетельств порядка совершения этого чина. Впоследствии он несколько видоизменялся под влиянием различных местных традиций:
- у греков позже добавилось изображение креста на груди, руках, ногах;
- тот же порядок для Русской Православной Церквивведен Патриархом Никономсо 2 пол. XVII в.;
- кроме того, с XI в. появляется добавление
«Аминь»к установленным словам
«Печать Дара Духа Святого»; - а вот у католиков помазывается только лоб с возложением рук, а также словами:
«Прими печать дара Святого Духа».
Где находится Камень Миропомазания
Его правильное именование – Камень Помазания. К таинству, совершаемому по Крещении, он отношения не имеет. На него было возложено снятое со Креста бездыханное Тело Господа, для совершения иудейских погребальных ритуалов, включавших умащение тела усопшего миром – благовонным маслом, как правило, на основе нарда, ароматического вещества, применяемого при погребении. Отсюда именование.
Паломники освящают на камне иконы. Автор фото: Deror avi
Место хранения подлинного Камня – Иерусалимский храм Воскресения. Сверху он покрыт мраморной плитой, которая предохраняет святыню от повреждения. Паломники часто прикладывают к Камню иконки, крестики. Многие также говорят, что видели мироточение от него – однако и это миро, будучи нерукотворным чудом Божиим, к таинству, совершаемому по Крещении, отношения тоже не имеет.
Ново-Иерусалимский монастырь близ Москвы, основанный Патриархом Никоном, хранит сделанную специально для него (сер.XVIIв.) копию Камня.
Миропомазание, елеопомазание на вечерней службе, Соборование – в чем отличие
Таким образом:
- Миропомазаниеявляется одним из семи Таинств, совершается оно однократно, по православной традиции – непосредственно по Крещении, по католической – через значительное время после него; вещество Таинства – миро, приготовляемое особым чином специально для этой цели;
- Елеопомазаниепросто освященным маслом (но не миром!), запечетлевающее на челе верующего образ креста, происходит на всенощном бдении, а также накануне памяти чтимых святых – тогда помазание может происходить также маслом от лампады перед образом; есть свидетельства о чудесных случаях во время елеопомазания, однако, само оно таинством не считается; совершаться оно может многократно;
- Соборование(елеосвящение) – семикратное изображение креста на лбу, щеках, груди, руках верующего смесью освященного масла с вином; это – Таинство, которое при чтении Евангелия, молитв, совершается над болящими духовно или (и) телесно; считается, что здесь прощаются грехи, забытые человеком по немощи, или же неосознаваемые; во многих храмах настоятельно рекомендуют приступить к Исповеди,Причастию, до или после Таинства; физически здоровые православные стараются пройти соборование не более раза за год, больным можно приступать к нему столько раз, сколько необходимо.
Читайте также:
Грех — что это такое?
Богословский смысл
Дух, некогда пришедший к людям огнем, бурей, проявлявший Себя чудесами, которым не было числа – ныне приходит к принимающему Крещение тихо, внешне не заметно. Может быть, потому, что современный мир знамениям не верит, как бы велики они ни были. Но даже до наших дней, как 2000 лет назад, невидимо, подчас – не быстро, Господь совершает изменение жизни человека – настолько, насколько мы можем, готовы принять, а самое главное – насколько хотим.
Читайте также:
Как Дмитрий Донской Мамая одолел и стал святым спустя 600 лет
Частые вопросы
Чем елеосвящение отличается от миропомазания?
Елеопомазание и Елеосвящение — разные вещи. Елеопомазание — это помазание маслом, которое совершается во время Всенощеного бдения (вечернее богослужение). Это обряд, символизирующий излияние Божьей милости на человека. Елеосвящение — это таинство, которое иначе еще называют Соборование.
Что означает помазание на вечерней службе?
Помазание елеем (маслом) символизирует излияние Божией милости на человека и привлекает Его благодать. Традиционно совершается на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.
Что означает обряд миропомазания?
Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.
Что такое помазание елеем?
Елеопомазание — обряд Православной и некоторых других церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом (елеем). При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого. Не является Таинством.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Внимательно изучите разницу между елеопомазанием на вечерней службе и елеосвящением. Помимо названий, они имеют разные церемонии, цели и значения.
СОВЕТ №2
Обратитесь к священнику или духовному наставнику, если у вас возникли вопросы или недопонимания относительно таинств миропомазания. Они смогут дать вам более подробное объяснение и руководство.
СОВЕТ №3
При посещении церковных служб и участии в таинствах старайтесь быть сосредоточенными и внимательными, чтобы полностью погрузиться в духовный опыт и понять глубинное значение каждого обряда.
Символика и значение масла в Таинстве Миропомазания
Таинство Миропомазания, также известное как Елеопомазание, является одним из семи Святых Таинств в православной церкви. Это духовное действие, призванное придать благословение и исцеление верующему. Символика масла, используемого в этом Таинстве, имеет глубокое духовное значение.
Масло в христианской традиции считается символом благодати и исцеления. Оно представляет собой силу Духа Святого, которая приходит к верующему во время Таинства. Масло также символизирует царство небесное, где нет болезни и страдания, и призвано принести исцеление души и тела.
В процессе Миропомазания священнослужители помазывают верующего освященным маслом, призывая благословение Божие на него. Этот обряд напоминает о милосердии и сострадании Христа к человечеству, о Нем как Враче душ и телес.
Таким образом, символика и значение масла в Таинстве Миропомазания глубоко укоренены в христианской вере и духовной практике, напоминая верующим о Божьей благодати и исцеляющей силе.