Томос об автокефалии: что это такое? Подробности и объяснение

Вот уже третий год
на
богослужениях
по всей России
ежедневно произносятся особые молитвы, прошения о
преодолении «разделений и расколов», «вражды и нестроений»
в
Церкви
.
Происходит это с тех пор, как б
олее 2 лет назад «Православная церковь Украины» решением Константинопольского патриарха стала «автокефальной»
. С тех пор
в нашем лексиконе появилось
греческое слово «томос»
.

В последние годы термин “томос об автокефалии” стал активно обсуждаемой темой в религиозных кругах. Что же означает этот термин и какие последствия он несет с собой? Давайте разберемся в деталях.

Значение слова вне религии

Греческое «
τόμος
» буквально означает «часть». Именно от него происходит всем известное русское «том», которое обозначает, например, части книги, или книжного собрания.

Важный указ предстоятеля поместной православной церкви

Т
омос представляет собой письменно оформленное решение предстоятеля поместной церкви по какому-либо важному вопросу.
Ныне этот греческий термин обычно применяется к указам
патриарха
Константинопольского.
Вместе с тем,
из истории известно, что авторами подобных документов не раз становились не только Царьградские предстоятели,
иногда
– вообще не обязательно главы поместных церквей.

  • Известен томос папы Римского Льва Великого с осуждением  монофелитской  ереси. Он был направлен
    VI
    Вселенскому Собору (
    451 г.
    ).
  • Томосом «О Боге Мухаммеда» традиционно называют определение Константинопольского собора, посвященное порядку перехода мусульман в православие (1180 г.) и формуле, которую необходимо было им для этого произнести
    перед таинством Крещения
    .
  • В 1340 г. появился Святогорский томос, принадлежащий перу свт.
    Григория Паламы
    , архиепископа Фессалоник. Он именуется «В защиту священнобезмолвствующих» и полемически направлен против учения известного монаха Варлаама, который ставил под сомнение «умное делание» монахов христианского Востока.

Но большая часть сохранившихся томосов посвящена автокефалии той или иной церкви. Именно поэтому сам термин «томос»
часто
понимают как именно документ об автокефалии, что, как видим, не совсем верно.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что Томос об автокефалии – это документ, который предоставляет церкви автономию и право на самоуправление. Это означает, что церковь, получившая Томос, может управлять своими делами независимо от других церковных юрисдикций. Этот шаг обычно сопровождается церемонией вручения особого грамотного документа, подтверждающего автокефалию. Томос об автокефалии имеет важное значение для церковной жизни и статуса церкви в мировом православном сообществе.

https://www.youtube.com/embed/hmcPzm9ZprA

Право полной самостоятельности и кто может его дать

Автокефалия, согласно принятому в каноническом праве пониманию

полная
самостоятельность
церкви
. Это означает,
что ее предстоятель поставляется собором местных епископов
.

Основать автокефальную церковь может:

  • Вселенский Собор;
  • Поместная церковь, которая выделяет какую-либо из своих частей, даруя ей самостоятельность.

Возможна также автокефалия в нарушение этого порядка, если «кириархальная» Церковь (от «кириос
» –
«господин
»)
уклонилась к ереси
. Тогда местная община имеет право прервать каноническое общение с предстоятелем и заявить автокефалию.

Примеры автокефалии

Среди существующих Православных Церквей
Иерусалимская (древнейшая), Антиохийская и Александрийская
ведут начало непосредственно от
Апостолов
.
Их автокефальность никогда не оспаривалась.

Константинопольская патриархия возникла во времена императора
Константина Великого
(
IV
в.)
.
Ее самостоятельность утверждена на
II
Вселенском Соборе.
Патриархия великой державы – Византийской империи, очень скоро стала самой большой по территории и количеству верующих.

Так как распространение христианства вело к возникновению новых общин в разных странах, рано или поздно
Константинопольские предстоятели
издавали томосы о самостоятельности той или иной из них.
Вот лишь некоторые примеры
национальных Церквей
, отделившихся от Константинопольской патриархии за более чем 1500 лет ее существования
:

  • Болгарская (
    X
    в.) (в начале
    XI
    в., после завоевания Болгарии Византией,
    самостоятельность
    ликвидирована
    , позже восстановлена
    );
  • Русская (с 1589 г., фактически автокефалия появилась с 1448);
  • Элладская
    (1850 г.);
  • Сербская (1879 г.).

Есть
также
прецеде
нты предоставления автокефалии
другими Церквями. Например, с
341 г. Антиохийская
Церковь
предоставила самостоятельность Грузинской.

Интересный факт

Общим правилом предоставления самостоятельности является канонический и юридический принцип: никто не может дать больше прав, чем имеет сам. Это означает, что предстоятель одной Церкви не может вмешиваться в дела другой, поставляя епископов или предоставляя самостоятельность той или иной из ее частей.

Однако более 2 лет назад произошло
попрание
этого принципа, когда
каноническая самостоятельность
была предоставлена Украинской Церкви.

Интересные факты

  1. Томос об автокефалии (в переводе с греческого – «указ») – это церковный документ, который даруется предстоятелем одной автокефальной церкви главе другой, вновь созданной автокефальной церкви. Это документ, который можно сравнить с учредительным документом, который предоставляет статус автокефальной церкви и подтверждает ее канонический статус.
  2. Первым томосом об автокефалии, который был вручен в 431 году от Рождества Христова, стала Константинопольская церковь, которая ранее входила в юрисдикцию Антиохийской церкви. Томос был выпущен епископом Александрийским Кириллом и дал Константинопольской церкви статус независимой патриархии.
  3. Для того, чтобы получить томос об автокефалии, национальная церковь должна выполнить определенные условия и соответствовать определенным канонам. Например, церковь должна быть признана Вселенским патриархом и рядом других автокефальных церквей, а также иметь достаточное количество духовенства и паствы.

https://www.youtube.com/embed/MGA-oaFXxSo

Томос об автокефалии Украинской Церкви

16

Январь

2019 года

Патриархом Варфоломеем был издан документ, согласно которому образуется «Православная Церковь Украины».

Получение этого документа было обставлено с максимальной торжественностью:

  • его рукописный текст выполнен
    техникой
    традиционной каллиграфии, на пергаменте
    ,
    иеромонахом Лукой (монастырь Ксенофонт, Афон);
  • для получения томоса в резиденцию патриарха Варфоломея прибыла большая украинская делегация во главе с тогдашним президентом, П. Порошенко;
  • документ был
    передан
    , предстоятелю
    вновь образованной
    автокефальной
    общины
    , митр. Епифанию,
    после
    литургии, где он сослужил
    предстоятелю Константинопольской Церкви
    .

Почему Русская Православная Церковь не принимает этот томос

Московская Патриархия оценивае
т
документ
об автокефалии ПЦУ как не имеющий к
анонической и юридической силы.

Мог ли Константинополь дать автокефалию?

О
чевидна
несообразность ситуации:
сейчас
Украина не
входит в юрисдикцию
Константинопольского патриархата, поэтому его предстоятель не может предоставлять
полную самостоятельность или иные права
Украинской Церкви, либо ее части.

  • Украина (и часть Белоруссии) до середины
    XVII
    в. входили в Киевскую митрополию, действительно подчиненную Константинополю. Это было следствием разделения Митрополии Русской на две, одна из которых охватывала территорию Московского государства, другая – находилась в католической Речи Посполитой. В условиях серьезных гонений от католиков, православным на этой территории необходима была духовная поддержка, которую обеспечивал Константинополь, не раз вступавшийся за их интересы перед польскими властями.
  • Однако, после вхождения Украины в состав России (1654 г.) Киевская митрополия с
    документально подтвержденного
    согласия патриарха Константинопольского
    стала частью Патриархии Московской
    .

Исторический прецедент

Ситуация, похожая на нынешнюю,
некогда уже
имел
а
место.
В
XIV
в., когда Русь томилась по гнетом монгольских завоевателей, один аферист обманом пытался стать митрополитом Киевским, и даже нашел поддержку некоторых иерархов.
Вот что пишет о
б это
м современный исследователь, В.Я.Петрушко:

«В 1352 г. некий монах Феодорит прибыл в Константинополь из русских пределов и заявил, что митрополит Феогност уже скончался. Патриарх, однако, проявил недоверие и послал на Русь своих людей. Феодорит, поняв, что его обман неминуемо раскроется, бежал из Царьграда в Тырново, где ранее была восстановлена Болгарская Патриархия Здесь он получил обманом поставление на митрополию всея Руси».

Дело было в том, что после Крещения Русская Церковь до начала XI в. пребывала в юрисдикции Болгарской патриархии: князь Владимир Святой небезосновательно опасался политического влияния Византии на русские дела. Эти обстоятельства 500-летней давности стали основанием для рукоположения нового «митрополита». Патриарха Болгарского не поняли ни Москва, ни в Константинополь, ни другие православные патриархи.

Скорее всего, именно такой конец ожидае
т
нынешнюю торжественно обставленную «автокефалию».

Кто просил об отделении?

К тому же ситуация
осложнена тем, что изначально самостоятельность обсуждалась  патр. Варфоломеем с меньшинством украинских верующих и арх
иереев, принадлежащих к «Киевскому патриархату»
. Несмотря на то. что эта, по сути, раскольническая организация существует около 30 лет, на поддержку властей страны, «патриархат» не признан другими Церквями.

Между тем, есть канонически признанная Украинская Церковь, находящаяся под омофором патриарха Московского и всея Руси, получившая автономность с 1992 г. (имеет самоуправление, но не право выбора предстоятеля собором своих епископов). Но именно эта община никакой самостоятельности не просила.

Последствия

Явное
нарушение принципов межцерковных отношений, попрание канонов,
стало причиной прерывания
отношений
Русской и Константинопольской патриархий.
Вместе с тем, действия
патр. Варфоломея
оцениваются как
правоведами
, так и иерархами, как юридически ничтожные.

Украинский
митрополит Онуфрий, говорит:

«Сегодня нас затягивают в формат политической партии. Чтобы не Христос нами руководил, а кто-то из политиков… А те люди, которые надели рясы и занимаются эффективной политикой, выстраивают всякие геополитические планы, — просто нечестные люди, которые не смогли быть настоящими священниками, сделали из себя каких-то оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе внимание людей.

Это нечестно. И перед Богом этим людям придется очень тяжело отвечать…   Вмешательство в дела другой Церкви — это антицерковное,  антиканоническое  действие, это грех. А грех приводит к разделению людей. Этот грех вмешательства в дела нашей Церкви может породить раскол мирового масштаба».

Обращаясь к
православным страны
, владыка призывает:

«Не бойтесь ничего. Будьте твердыми в своей любви к Богу. Храните чистоту святой православной веры, она — дорога, которая ведет человека к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу.

Зло пройдет, а добро будет жить вечно. Если мы будем всё терпеть, жить в любви ко всем и друг ко другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы, а у зла силы нет. Будем жить с Богом — и будем радостными, счастливыми и благословенными».

Эта надежда на помощь Божию во все времена укрепляла
христиан
. Не исключение и наши дни. По слову Апостола Иоанна, обращенному к христианам, «
Тот, Кто в
вас, больше того, кто в мире
» (1 Ин. 4:4), а потому, уже не впервые в
нашей
истории, стоит надеяться на Божий промысел, храня веру.

Это интересно:
Почему автокефалия — это не всегда благо

Наталья Сазонова

Текст томоса об автокефалии ПЦУ на русском языке

«Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев» (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой. Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них. Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами своего времени обращенными к святейшего Апостольского Константинопольского Престола, который по многовековым каноническим преданием обязан беспокоиться про Святые православные Церкви, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины», — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия. К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства. И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что отныне Митрополит Киевский и Всея Украины, совершая богослужения, поминает «Всех Епископов Православных», а сонм святых Архиереев при нем поминает его имя как Первого и Предстоятеля Святой Церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным Синодом, следуя евангельскому и другому учению, согласно со Священным Преданием и уважаемыми каноническими постановлениями нашей Святой Православной Церкви, и наставлениями 6-го канона І Никейского Вселенского Собора, который определяет, что «если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут возражать, то пусть имеет силу решение большинства», к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, в связи с 9-м и 16-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора. Читайте также Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами. И до этого, Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне согласно надлежащих положений божественных и священных Канонов и в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны заботиться, чтобы боголюбно пасти народ Божий, ведя в страхе Божьем мир и согласие в стране и в своей Церкви. Но чтобы во всем находился не преуменьшаная связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать по древним Преданиям святых Отцов наших Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных Диптихах и на церковных собраниях. Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами. Первый же, настановлений, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и в других Предстоятелей, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся неприменшеними. Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на Украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ ее, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством всенепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших, подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, укрепил навсегда ее в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украины и подал ей благостояння, единство, мир и рост, на славу Его, и Отца, и Святого Духа. Таким образом, такое решен и розсуджене и в радости возвещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точном и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви, митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.

Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.

Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает

митрополит Вріульський Пантелеймон, митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, митрополит Германский Августин, митрополит Транупольський Герман, митрополит Нью-Джерський Євангел, митрополит Родосский Кирилл, митрополит Ретімнський и Авлопотамський Евгений, митрополит Корейский Амвросий, митрополит Сингапурский Контантин, митрополит Австрийский Арсений, митрополит Сімський Хризостом, митрополит Чикагский Нафанаил.

Частые вопросы

Что такое Томас простыми словами?

τόμος — «кусок», «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Например, широко известен Томос к Флавиану папы римского Льва I.

Как вы понимаете слово автокефалия?

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία «самовозглавление» от αὐτός «сам» + κεφαλή «голова») — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь возглавляется епископом, который может иметь титул (сан) патриарха, архиепископа или митрополита.

Для чего нужен Томос?

Томос предоставляет Киевской митрополии (в составе всех православных епископов, священников и верующих на территории Украины, которые согласны с этим) автокефальный статус и делает её автокефальной церковью — Православной церковью Украины.

Чем отличается автокефальная церковь от православной?

Автокефальная церковь имеет более широкие права, чем автономная церковь, и не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви. Например, автономию имеет Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является частью Русской православной церкви.

Так подписывают томосТак подписывают томос

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю и значение автокефалии для православной церкви. Чем больше информации вы узнаете, тем глубже поймете суть данного понятия.

СОВЕТ №2

Обратитесь к официальным источникам, чтобы получить достоверную информацию о Томосе об автокефалии. Избегайте сомнительных источников.

СОВЕТ №3

Обсудите эту тему с представителями церкви или экспертами в данной области. Получите разные точки зрения для более полного понимания.

История возникновения понятия автокефалии

Автокефалия – это особый статус православной церкви, который предполагает ее самостоятельность в управлении и принятии решений без вмешательства со стороны других церковных органов. Понятие автокефалии имеет древние корни и тесно связано с историей христианства.

Истоки автокефалии уходят в глубокое прошлое. Первые упоминания о самостоятельности церкви относятся к IV веку, когда Константинопольский собор принял решение о признании автокефалии церкви Кипра. В дальнейшем этот статус был присвоен также церквям Александрии, Антиохии и Иерусалима.

С течением времени понятие автокефалии стало шире трактоваться и применяться к другим православным церквям. Важным этапом в развитии автокефалии стало принятие Халкидонским собором в 451 году решения о признании автокефалии Патриархии Константинополя. Этот акт закрепил принцип автокефалии как один из основополагающих принципов организации православной церкви.

С течением веков автокефалия стала символом независимости и самостоятельности церкви, позволяя ей сохранять свою духовную и административную автономию. Сегодня понятие автокефалии играет важную роль в жизни православной церкви, обеспечивая ее свободу в принятии решений и развитии духовной жизни верующих.

Оцените статью
Добавить комментарий